РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК 1 2
Аликулов С.Р. , Кузиев А.У. Email: [email protected]
1Аликулов Саттар Рамазанович - доктор технических наук, профессор, кафедра наземных транспортных систем, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши; 2Кузиев Абдимурот Урокович - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра наземных транспортных систем, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан
Аннотация: модернизация и дальнейшее развитие производства и диверсификация требуют широкого внедрения инновационных технологий. Известно, что модернизация и дальнейшее развитие производства влекут за собой расширение и повышение эффективности транспортной инфраструктуры - всех элементов транспортной сети, технических и технологических средств. Такой инфраструктурой для развития рынка транспортных услуг является мультимодальная транспортная сеть. Мультимодальные перевозки являются ключевым компонентом современных логистических систем.
В данной статье изложены общая схема решения задач развития мультимодальных транспортных сетей и в построении дорожной инфраструктуры на основе теории графов, а также в целесообразном использовании интеллектуальной транспортной системы для оптимизации и управления транспортным потоком. Ключевые слова: автомобильный транспорт, логистика, транспортная сеть, участок транспортной сети, оптимальный, пропускная способность, задача, решение, грузопоток, программа, интеллектуальный транспорт.
DEVELOPMENT AND EFFECTIVE UZING OF REGIONAL MULTIMODAL TRANSPORTATION NETWORKS Alikulov S.R.1, Kuziyev A.U.2
1Alikulov Sattar Ramazanovich - Doctor of Technical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF LAND OF TRANSPORTATION SYSTEM, KARSHIENGENERING ECONOMICS INSTITUTE, KARSHI; 2Kuziev Abdimurot Urokovich - Candidate of Technical Sciences, Docent, Head of the Department, DEPARTMENT OF LAND OF TRANSPORTATION SYSTEM, TERMEZ STATE UNIVERSITE, TERMEZ, REPUBLIK OF UZBEKISTAN
Abstract: modernization and long-term development of conductivity and diversification require the widespread introduction of innovative technologies. It is known that the modernization and further development of production entails a high level of efficiency and increased the expansion and infrastructure of technological means. Such an infrastructure for the development of the transport services market is a multimodal transport network. Multimodal transport is a key component of modern logistic systems.
This article outlines a general scheme for solving the problem of developing multimodal transport networks and infrastructure based on graph theory, as well as in the appropriate use of the multi-channel transport system for optimizing and controlling of traffic flow. Keywords: automobile transport, logistics, transport network, section of the transport network, optimal, bandwidth, task, solution, freight traffic, program, intelligent transport.
УДК 372 (575.1) 072
Транспорт является важнейшей структурой экономики страны. Состояние транспортной системы, соединяющей все регионы территории, тесно связано с устойчивым развитием национальной экономики. Надежная и высокотехнологическая транспортная инфраструктура позволяет удовлетворить растущий спрос перевозки грузов и пассажиров в обществе. В этом случае «оптимальное распределение» грузопотоков внутри каждого типа транспортной сети даст только «локальный оптимум» в этом трафике. Основная суть задачи заключается в достижении «глобального оптимума», основанного на оптимальном распределении перевозок в различных транспортных сетях. Исходя из этого необходимо глубоко и всесторонне, в комплексе изучить совместимость автомобильного и железнодорожного транспортных сетей.
В результате улучшения уровня жизни населения, увеличения грузовых и пассажирских перевозок между регионами наблюдается увеличение интенсивности транспортных средств на дорогах страны.
Развитие безопасных и наилучших (минимальных расходов) транспортных сетей, отвечающих требованиям отечественных производителей по экспорту своей продукции на внутренний и внешний рынки, является насущной проблемой.
Выявление и развитие транспортной сети в условиях региона без соответствующей для района научно обоснованной базы, является трудным, но в то же время очень актуальным. Для оптимизации транспортной обеспеченности населенных пунктов целесообразно использовать научно обоснованную методологию оптимизации грузопотоков в транспортных сетях и развития самой транспортной сети. Кроме того, с внедрением интеллектуальных транспортных систем будут расширены возможности развития мультимодальной транспортной сети и их эффективного использования. Известно, что мультимодальные перевозки объединяют преимущества нескольких видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской) и играют важную роль в сокращении выбросов углерода при транспортировке.
Для ускорения развития регионов в стране создаются свободные экономические и промышленные зоны. Это предполагает необходимость улучшения работы логистических центров. Логистические центры должны функционировать на базе общетранспортных узлов и мультимодальных терминальных комплексов, обеспечивая при этом взаимодействие всех видов транспорта. Составными частями логистического центра являются железнодорожные станции, автомобильные предприятия, аэропорты, терминалы, экспедиторские предприятия, подвижной состав, экспедиторские организации, обеспечивающие в своем взаимодействии комплексное решение поставленных задач с использованием современных логистических технологий. Логистические центры позволяют внедрить систему маршрутных перевозок.
Экспертами были предложены несколько способов решения вышеуказанного [1]:
- строительные работы, связанные со строительством дорожной инфраструктуры;
- интенсивное, использование интеллектуальных транспортных систем (ИТС) для оптимизации и контроля транспортного потока;
По мнению многих авторов [2] по строительству разветвленной дорожной инфраструктуры такой современной инфраструктуры рынка транспортных услуг, является мультимодальная транспортная сеть, включающая международные транспортные коридоры.
Мультимодальные перевозки являются ключевым компонентом современных логистических систем и учитывают различные факторы, такие как транспортные расходы, стоимость перевалки, расстояние транспортировки, доплата за перегрузку с одного вида транспорта на другой, и так далее. Основной характеристикой транспортной системы является ее доступность. Доступность определяется географическим положением территории (района, города или коридора) по всем регионам [3,4].
Вопросы оптимизации транспортных потоков и транспортных сетей также оптимальное развитие их в будущем, разработка или выбор методов обоснования и решения математической модели являются актуальными вопросами сегодняшнего дня.
Рассмотрены методологические основы проектирования и пропускная способность мультимодальной транспортной сети [5].
В статье [6] анализируются способы увеличения пропускной способности в Словакии, перегрузочных станций («увеличения пропускной способности в Словакии, строительство перегрузочных станций»), также строительство в будущем широкополосных подъездных путей в Европе для сокращения времени грузопотока из Восточной Европы и Азии.
Рекомендуется, чтобы определение наилучшей транспортной сети проводилось теорией графов. Здесь, существующие пункты видов автомобильного и железнодорожного транспорта (отправка, прием, технико-экономический анализ, пропускная способность и другие показатели) указаны в виде узлов графа. Места, где соединены различные виды транспорта, то есть возможность перегрузки с одного вида транспорта на другой, соответственно проиллюстрированы. Они связаны дугами, которые определяют экономические затраты на начально-конечные операции [7].
Этот метод основан на оптимизации грузопотоков в транспортной сети [6, 7], которым одновременно решаются вопросы оптимизации грузопотоков в сети и развитие транспортной сети.
Рост транспортных потоков в экономической зоне стимулирует развитие пропускной способности и соответственно пересекает и транспортирует транспортные сети и объекты. Существующая пропускная способность транспортной сети и соответствие требуемым уровням является постоянно меняющимся фактором. Таким образом, задача оптимального развития транспортной сети считается очень изменчивой системой.
Определение оптимальных (экономических) транспортных сетей и их развитие для региона без соответствующей научно-обоснованной базы является сложным, но в то же время актуальным. Целесообразно использовать научно-обоснованную методологию по улучшению транспортного обеспечения населения района, по оптимизации грузопотока в транспортных сетях и развития транспортных сетей [8].
Эффективное планирование и инвестиции в систему транспортной инфраструктуры рассматриваются как ключ к экономическому развитию как в развитых, так и в развивающихся странах. Однако планирование таких стратегических транспортных инвестиций сопряжено с трудностями из-за их высокой стоимости и общедоступного профиля, длительного срока службы активов и неопределенности в отношении будущих моделей и технологий транспортного спроса. Принимая во внимание, что для транспортных инвестиций доступно лишь ограниченное количество средств, важно, чтобы это финансирование использовалось в нужных местах и по правильным схемам, чтобы обеспечить наилучшую отдачу от ограниченных государственных ресурсов [9].
Следовательно, существует потребность в модели, способной оценивать спрос и производительность сети в широком диапазоне возможных вариантов будущего, чтобы можно было принимать надежные решения в отношении того, какие схемы будут приняты.
Исследования по этому вопросу проводятся в рамках проекта №OT-Atex-2018-352 на тему: «Оптимальное развитие региональной транспортной сети и широкое применение принципов логистики в эффективном освоении перспективных грузопотоков».
Зарубежные страны в решении транспортных проблем используют интенсивный метод. Интеллектуальная транспортная система (ИТС) является эффективным и безопасным уровнем, важным в пропускной способности транспортного потока на автомобильных дорогах. Правительство Соединенных Штатов Америки активно
развивает и поддерживает ИТС, потому что, в отличие от стандартного метода строительства автомобильных дорог, этот метод считается эффективным.
В оптимизации и управлении транспортным потоком максимальное использование интеллектуальной транспортной системы транспортной сети обеспечивает повышение эффективности и безопасности движения, улучшение уровня комфорта для пассажиров и водителей, и быстрый доступ к неотложной медицинской помощи. Это также даёт возможность снизить стоимость строительства дорожной инфраструктуры. В результате потребители обеспечиваются большим количеством информации и безопасностью, улучшается качество взаимодействия между участниками движения. Развитые страны такие, как США, Япония, Германия, Франция, Китай, широко использовали данные технологии в управление транспортом ещё 20 - 30 лет тому назад.
Внедрение интеллектуального транспорта в практике дает комплексное улучшение социально-экономических интересов в нескольких звеньях, включая его преимущества [10]:
• сокращается время пути, уменьшаются трудовые ресурсы водителей и «пробки» на дорогах.
• осуществляется защита окружающей среды;
• уменьшается стоимость строительства дорожной инфраструктуры;
• развитие промышленности даст возможность трудоустройства для многих работников.
Интеллектуальная транспортная система (ИТС-intelligent transportation system), представляя собой сложную инженерную структуру, считается инновационным подходом в моделировании транспортных систем и в управлении транспортными потоками.
В данное время в Термезском государственном университете на основании программы ERASMUS+ 586292-EPP-1-2017-1-PL-EPPKA2-CBHE-JP "Intelligent Transport Systems: New ICT based Master"s Curricula in Uzbekistán" проводятся исследования по совершенствованию и внедрению ИТС в Узбекистане. Заключение
На основе теории графов была обоснована математическая модель для оптимизации транспортных связей местной транспортной сети в условиях региона, которая одновременно позволяет определить развитие участков автомобильных дорог. Развитие сети местных автомобильных дорог проводится по очередности, исходя из транспортно-эксплуатационного состояния участков дорог. Это позволяет рационально распределить капитальные вложения, выделенные для повышения транспортной доступности региона исследования. Это означает, что транспортные затраты производительных сил будут значительно снижены, что повысить конкурентоспособность продукции и экономики в целом.
Список литературы /References
1. Меренков А.О. Зарубежный опыт в области реализации интеллектуальных транспортных систем/ Вестник Университета № 7, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ruarticle/n/zarubezhnyy-opyt-v-oblasti-realizatsii-intellektualnyh-transportnyh-sistem/ (дата обращения: 22.05.2020).
2. Nesterova N., Goncharuk S., Anisimov V., A. Anisimov, Shvartcfel V. Set-theoretic Model of Strategies of Development for Objects of Multimodal Transport Network. https://doi.org/10.1016/j.proeng. 2016.11.892.
3. Kabashkin I. Modelling of Regional Transit Multimodal Transport Accessibility with Petri Net Simulation // Procedia Computer Science 77, 2015. 151-157. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pdf.sciencedirectassets.com/ (дата обращения: 22.05.2020).
4. Аликулов С.Р., Зувайитов Ф.Ф., Кузиев А.У.Развитие трансконтинентальных перевозок в Узбекистане // Проблемы современной науки и образования. № 7 (109), 2017. С. 18-20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http //ipi1.ru/ PDF /2017/ 109/ razvitie-transkontinentalnykh. Pdf/ (дата обращения: 22.05.2020).
5. Аликулов С.Р., Чоршанбиев Р.Х. Перспективы развития транспортной коммуникации и туризма в Узбекистане. // Вестник науки и образования. 2018. № 5 (41). Том 2. С. 11-14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp //scientifcjournal.ru/ PDF /2018/VNO-41/development and effective using. pdf/ (дата обращения: 22.05.2020).
6. Goncharuk S.M., Anisimov V.A., Nesterova N.S., Lebedeva N.A. Methodological Foundation for Designing Stage-by-Stage Development of Layout and Capacity of Multimodal Transportation Network: A Monograph, Khabarovsk, Izdatelstvo DVGUPS, 2012.
7. Tchumlyakov K.S., Tchumlyakova D.V. The national transit capacity in the system of International transport corridors, Bulletin of transport information. 11 (245), 2015. 8-13.
8. Бутаев Ш.А., Сидикназаров К.М., Муродов А.С., Кузиев А.У.Логистика (управление цепями поставок). Ташкент: Extremum-Press, 2012. 577 с.
9. Аликулов С.Р., Кузиев А.У. Вопросы оптимизации маршрутов перевозки автотранспортными средствами // Вопросы науки и образования. № 8 (54), 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scientificpublication.ru/images /PDF/2019/54/voprosy-optimizatsii.pdf./ (дата обращения: 22.05.2020).
10. Simon P. Blainey, John M. Preston, Predict or prophesy? Issues and trade-offs in modelling long-term transport infrastructure demand and capacity// Transport Policy, Volume 74, February 2019, Pages 165-173. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2018.12.001/ (дата обращения: 22.05.2020).
11. Hui Jie Yang. Xi'an Intelligent Transportation System Construction Platform Research/ https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/ Selection and peer-review under responsibility of the 8th International Congress of Information and Communication Technology. ICICT, 2019.