Научная статья на тему 'Развитие характера в детском и юношеском возрасте'

Развитие характера в детском и юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2976
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕР / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / CHARACTER / DEVELOPMENT / EDUCATION / SELF-EDUCATION / CHILD SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Большунова Наталья Яковлевна

В статье представлены положения о развитии характера детей и молодежи в современных социокультурных условиях, основанные на представлениях о характере в отечественной психологии и авторской концепции организации образования в формах детской субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CHARACTER AT THE CHILD AND ADOLESCENT AGE

The article presents some theses on children and youth character development in modern socio-cultural conditions based on ideas, concerning character in national psychology and on author’s conception of organization of education in the forms of child subculture.

Текст научной работы на тему «Развитие характера в детском и юношеском возрасте»

8. Психолого-педагогическое обеспечение кор- Образовательный центр «Педагогический по-

рекционно-развивающей работы в школе. - иск», 1997.

Кн.1 - М.: НМЦ ДАР им. Л.С. Выготского,

Сидоркин Владимир Александрович - кандидат педагогических наук, профессор академии государственной противопожарной службы МЧС России. E-mail: sivolodya@rambler.ru

Sidorkin Vladimir Aleksandrovich - candidate of pedagogical sciences, professor, Academy of State Fire Prevention Service, Russian Ministry of Extreme Situations. E-mail: sivolodya@rambler.ru

УДК 159.923

© Н.Я. Большунова РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА В ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье представлены положения о развитии характера детей и молодежи в современных социокультурных условиях, основанные на представлениях о характере в отечественной психологии и авторской концепции организации образования в формах детской субкультуры.

Ключевые слова: характер, развитие, воспитание, самовоспитание, детская субкультура.

N.Y. Bolshunova

THE DEVELOPMENT OF CHARACTER AT THE CHILD AND ADOLESCENT AGE

The article presents some theses on children and youth character development in modern socio-cultural conditions based on ideas, concerning character in national psychology and on author’s conception of organization of education in the forms of child subculture.

Keywords: character, development, education, self-education, child subculture.

Несмотря на многовековую историю исследований характера [5], в современной отечественной психологии эта проблема не отличается популярностью. Возможно, это обусловлено тем, что большинство серьезных исследований проблемы характера относятся к 60-70-м гг. XX в. и имеют чрезмерно идеологизированный контекст [1, 5, 6, 7, 9]. Однако современная социокультурная ситуация, характеризующаяся высоким уровнем аксиологической неопределенности, сопровождающейся явлениями аномии, ре-сентимента, кидалтизма в молодежной среде, проблемами личностного и социокультурного самоопределения, расцветом брендового сознания и пр. [4, 11], возвращается к активному исследованию этой стороны индивидуальности и пониманию процессов, лежащих в основе развития позитивного, субъектного характера.

Необходимость возвращения к проблеме характера обусловлена также вызовами не только настоящего, но и будущего, которое, согласно известным футурологам, за креативным классом, за людьми, обладающими непрагматической жизненной мотивацией, высоким уровнем самоорганизации, потребностью в саморазвитии, интенцией к творческой идентичности, креативной моделью поведения, для которой свойственна способность к нестандартному

мышлению, к риску, к принятию эффективных решений в условиях неопределенности [10, 12].

Вспомним некоторые базовые положения о характере, представленные в отечественной психологии [1, 5, 6, 7, 8, 9].

В отечественной психологии характер (чеканка, печать - в переводе с греческого) обычно определяют как индивидуально - своеобразный комплекс устойчивых черт личности, в которых выражаются отношения человека к внешнему миру и к самому себе, и которые определяют его поведение в различных условиях жизни и деятельности.

Характер проявляет себя в поведении и поступках человека и развивается в них. Каждая черта характера - это своеобразная побудительная сила, т. е. черты характера предрасполагают человека действовать в определенных условиях определенным образом, поэтому, зная характер, можно с определенной долей вероятности предвидеть поведение личности в той или иной обстановке. Черты характера иногда называют наклонностями личности, предрасположениями к определенному поведению.

Черты характера определяются отношениями человека к окружающему миру и к самому себе. В них всегда выражаются отношения личности, определенные мотивы поведения и деятельно-

сти. Так, трудолюбие - это определенное отношение к делу, к работе; бережливость, аккуратность выражает, прежде всего, отношение к вещам; самолюбие - отношение к самому себе.

В силу того, что характер представляет собой содержательную характеристику личности и индивидуальности, единство отношения к миру и действия, поступка, то важнейшим условием его становления является воспитание и самовоспитание. В силу же того, что характер есть единство отношения и действия, то воспитание характера должно включать в себя развитие обеих его сторон:

• становление позитивной направленности и социокультурных образцов как совокупности базовых человеческих ценностей, свойственных определенному типу культуры, которые выступают, как мера, с которой человек соизмеряет свои действия, переживания, мысли, поступки. В терминах культуральной антропологии речь идет о становлении духовной основы характера;

• организация жизни и деятельности, соответствующей определенным социокультурным образцам и социальным нормам, правилам, традициям.

Последнее должно учитывать следующие моменты:

- Жизнь ребенка необходимо организовать так, чтобы призывы, декларации, требования не расходились с реальными действиями и поступками взрослых, а высказанные, сформулированные требования не расходились с теми действиями и поступками, на которые взрослые детей провоцируют. Простой пример: учитель в начальной школе, безусловно, говорит детям о том, что не следует быть жадными, что нужно проявлять сочувствие к одноклассникам, помогать им. Однако в реальной ситуации взаимодействия на самом деле зачастую требует обратного (не давать ручку, резинку, учебник и т.д. забывшему их ученику, чтобы «не мешать классу» или чтобы он «запомнил, что нельзя забывать нужные вещи» и пр.). Иначе говоря, ребенок должен иметь возможность актуализировать в своем поведении, поступках соответствующие социокультурные образцы, социальные нормы и правила.

- Эта реализация, актуализация должна осуществляться преимущественно свободно, т.е. в соответствии с желаниями, потребностями, переживаниями ребенка. Разумеется, это не исключает запретов и требовательности в условиях их серьезных нарушений. Однако более важным является поддержка взрослыми позитивных устремлений и поступков ребенка. Очень важно здесь, чтобы ребенок испытывал позитивные

переживания по поводу позитивных действий и поступков, что обусловливает появление соответствующей мотивации в дальнейшем.

- Организацию жизни и деятельности детей важно осуществлять в формах детской субкультуры, которая включает в себя ведущую для данного возраста деятельность, свойственные возрасту особенности общения, систему ценностей и картину мира, основанную на специфических для данного возраста средствах мышления. Такая организация жизни и обеспечивает пространство свободно - организованной деятельности детей, в которой возможно осуществление значимых поступков в контексте значимых ценностей и значимых переживаний. Иначе говоря, в условиях развития детей в формах детской субкультуры социальные нормы, правила, традиции обретают для ребенка социокультурный и личностный смысл, выполняются не из прагматических соображений (выгоды быть хорошим, страха перед наказанием), но, прежде всего, связаны с переживанием социокультурных эмоций: сочувствия, сострадания, сорадования, переживания свободы, соучастия, своей подлинности и др.

- Воспитание должно быть ориентировано также на становление мотивов саморазвития, самоизменения, поскольку воспитание характера эффективно лишь до начала младшего подросткового возраста. В силу таких особенностей подростка как эмансипация от взрослых, риго-ричность и переоценка социальных норм и правил, утрата авторитетов, негативизм и т.д., с возрастом становится все более эффективным процесс самовоспитания. Однако потребность в самовоспитании должна появиться, актуализироваться на предыдущих этапах развития ребенка. Главным методом здесь является организация жизни ребенка, подростка в формах детской субкультуры, поддержка позитивных переживаний ребенка, создание условий, при которых у детей появляются жизненные перспективы и потребность в их достижении.

- Реализация сформулированных выше принципов невозможна без создания условий для референтного общения и референтного ребенку, подростку детского сообщества, развития детского сообщества как некоторого близкого каждому ребенку, интимного "круга общения". Выделим важнейшие правила организации такого общения.

Для того чтобы детское сообщество нормально развивалось, необходимо, чтобы в группе присутствовала система ценностей - норм, обязательных для всех. Таких норм должно быть очень немного, но они должны выступать в ка-

честве некоторых "табу". В такую систему норм включаются лишь самые важные и необходимые, с точки зрения культуры, безопасности и возраста (нельзя оскорблять другого, нельзя делать другому больно и т.д.). При этом в группе устанавливается равенство всех детей перед лицом этих норм, поскольку привилегии разрушают любое сообщество. Эта система норм необходима, прежде всего, для развития, становления подлинной свободы, для того, чтобы ребенок научился справляться с тем, что в действительности является "ограничителями" его развития, личностного роста, общения с другими людьми и т.д. Агрессивность, грубость, авторитарность так же, как аутичность, замкнутость, робость - это отражение внутренних проблем ребенка, которые он пытается преодолеть неконструктивным способом, тем самым оставляя эти проблемы нерешенными. Устанавливая нормы и одновременно предоставляя ребенку возможность конструктивного выхода из кризиса, конфликта, педагог помогает преодолеть ограничения развития. Следовательно, педагогу необходимо владеть техникой конструктивного решения детских конфликтов и конструктивного преодоления ограничений развития. В книге М., Р и Р мл. Снайдеров "Ребенок как личность" описаны технологии "разбивания" ограничений, применяемые для детей одного из наиболее сложных и важных для развития характера возрастов - раннего. Эти технологии представляют собой искусство общения взрослого с детьми (искусство понимания, искусство беседы, искусство развития целостности личности ребенка, искусство "присутствия").

В самом общении взрослых с детьми действиями воспитателей, педагогов, родителей устанавливается и развивается ряд ценностей - условий, при которых для каждого ребенка данное сообщество будет являться некоторым "Мы", внутри которого каждое "Я" является интимнопризнанным и обозначенным (Большунова, 1999).

Ценность доверия между членами сообщества. В общении важно исходить из "презумпции доверия". Лучше "передоверить", чем "недодо-верить". Для выражения недоверия ребенку должны быть очень серьезные основания. Дело в том, что мы не всегда адекватно воспринимаем действия и высказывания ребенка, трактуя как ложь такие явления, как детские фантазии, попытки объяснить себе те или иные события в контексте детской картины мира, действия ребенка в контексте детских ценностей (например, не предать друга), наконец, попытки защитить себя - когда взрослые оказывают чрезмерное

или нетерпеливое, бестактное "давление" на ребенка и т.д. Во всех этих случаях выражение недоверия к ребенку может обернуться недоверием ребенка ко взрослому, утратой чувства значимости для него этого взрослого, а вместе с этим и утратой возможностей повлиять на ситуацию и оказать помощь ребенку.

Ценность терпимости по отношению к членам группы. Это означает, что каждому "Другому" дозволено быть таким, каким он хочет быть, если только его поведение не нарушает требований уместности или "табу". Но и в том случае, когда действия ребенка требуют запрета, недопустимо смешивать отношение к отдельным поступкам и личности ребенка (подростка, юноши) в целом, нельзя переносить оценку отдельного поступка на отношение к самому ребенку: "Тот, кто слабо усваивает знания, тот плохой; тот, кто меня не слушается, тот хулиган" и т.д. Речь здесь идет о защите целостности личности, развитии способности к самоуважению, принятию самого себя и своих возможностей изменения, совершенствования, преодоления, а значит, к уважению и принятию "Другого".

Ценность значимости и уместности каждого, признание его компетентности. Это означает, что поведение каждого "Другого" признается полезным для группы, одобряются любые формы действия, связанные с достижением успеха. Конкретно это значит, что легализируются достоинства, возможности каждого ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы найти и обозначить, подчеркнуть особые способности, качества личности каждого так, чтобы они стали признанными всеми: "Сережа самый добрый, Катя очень хорошо читает стихи, Наташа прекрасно ухаживает за цветами, Андрей самый сильный -он может всех защитить" и т.д. При этом важно, чтобы именно каждый ребенок в группе (в классе, спортивной команде и пр.) был признан в чем-либо компетентным и значимым. Это создает предпосылки для развития чувства целостности, и, с другой стороны, помогает без ревности и зависти, с уважением и признанием принимать успехи и достижения других детей.

Ценность заботы (поддержки и понимания). Это означает, что каждый ребенок может рассчитывать на понимание и поддержку при появлении у него любых проблем и трудностей. Например, дошкольник не будет осмеян, если медленно одевается или у него мокрая постель, подросток не будет "загнан в угол" упреками и наказаниями, если у него не ладится с учебой или не получаются взаимоотношения со сверстниками. Ребенок должен быть уверен, что ему обязательно помогут найти конструктивный вы-

ход из трудного положения, он должен чувствовать себя защищенным. Это чувство защищенности позволяет с доверием, открыто относиться к окружающим и оказывать, в свою очередь, помощь и поддержку другим.

Ценность взаимного контроля за ситуацией. Не только взрослые, но и дети чувствуют себя дискомфортно в ситуациях неопределенности, в отсутствии информации и невозможности принимать решения. Невозможность предвидеть, прогнозировать, что будет завтра, или чем мы будем заниматься после сна, или когда за мной придет мама (у дошкольников), когда будет контрольная работа и пр. рождают у детей чувство тревоги, неуверенности. С другой стороны, в этой ситуации трудно надеяться на развитие у детей способности ориентироваться во времени, планировать свои действия, ставить цели и преодолевать трудности. В группе должна существовать соответствующая возрасту система обеспечения детей информацией о самых важных событиях, возможность принятия решений и осуществления выбора способа поведения.

Ценность альтернативности. Это означает, что по отношению к любому вопросу и любому решению должна признаваться возможность альтернативной позиции. Причем важно, чтобы эта позиция могла быть открытой. Признается право каждого члена группы иметь свое мнение и высказывать его на уроке, занятии, в игре, в выборе пищи (например, право не любить и не есть суп с луком или вермишель), в выборе игрушки и друзей и т.д. При этом альтернативная позиция уважается: ребенку, высказывающему свое мнение, оказывается поддержка. Признается право каждого взять на себя ответственность за свое собственное мнение.

Ценность риска и победы - ценность развития. Это означает, что каждый ребенок должен иметь право предпринимать некоторые действия, которые обусловлены его собственной позицией. При этом каждый имеет право рисковать и имеет право на ошибку. Это неверно, что человек учится на чужих ошибках. Ребенок осваивает мир, приобретает жизненный опыт, учится достигать цели, совершая пробы, делая ошибки и исправляя их. Необходимо поддерживать уже сами попытки действовать в соответствии со своей позицией и оказывать помощь, если эти действия закончились неудачей. Тем более, должна быть оказана поддержка, если результатом самостоятельных действий становится победа - достижение успеха. К сожалению, взрослые часто с подозрением относятся к успехам ребенка, если они достигнуты вследствие осуществления собственной позиции. Тем более

неадекватно оцениваются взрослыми ошибки: "Вот видишь, я говорила тебе, что ты не прав, в следующий раз будешь делать, как положено". В этом случае у ребенка воспитывается страх перед тем, что будет сделано что-то не так, развивается неспособность осуществлять себя самого, жить в соответствии с самим собой.

Ценность открытой и эффективной системы вознаграждения. Это означает, что всем членам группы известно и всеми членами группы принимается, что именно и как вознаграждается. Причем, решения о системе вознаграждения должны приниматься при совместном со всеми членами группы обсуждении. Критерии позитивного поведения (в частности, те, что изложены нами выше), должны быть понятны детям, быть у них "на слуху", представлены в образах действий взрослых. Важно также, чтобы награда соответствовала возрасту и действительным потребностям детей. Вряд ли имеет смысл награждать шестилетнего ребенка пластмассовым зайчиком, трехлетнему дарить сложный конструктор, а десятилетнему - трехколесный велосипед. Такие награды обесценивают смысл поощрения. Отсутствие ясных и принятых всеми критериев ведет к появлению ревности, зависти, недоброжелательности, неспособности адекватно отнестись к успехам других, а значит, и к своим собственным.

При соблюдении всех этих условий и развитии у членов группы принятия и понимания значимости этих ценностей необходимо соблюдать требования эффективности коммуникации, что предполагает внимание к средствам общения как вербальным, так и невербальным (установление "ай - контакта", общение в контексте ведущих репрезентативных систем, уместность и этичность обсуждения тех или иных проблем с детьми и родителями и т.д.).

Вне соблюдения этих ценностей и естественного права ребенка "быть самим собой", "распоряжаться самим собой" невозможна организация любой гуманитарной личностно-ориентированной системы образования.

Если потребность в саморазвитии актуализирована, то основным условием эффективного самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте становится принятие ценностных установок, в контексте которых осуществляется поиск человеком самого себя, своей подлинности, которая актуализируется в действии, в поступке. Это означает, что:

- человек ставит перед собой вопросы о смысле человеческого бытия и ищет ответы на них, соизмеряя с ними свои выборы;

Е.Н. Романова. Делинквентность детей раннего возраста и меры воздействия на ее проявление в исследованиях зарубежных ученых

- пытается разобраться в себе, в особенностях своей индивидуальности, понять свои сильные и слабые стороны;

- способен критично отнестись к самому себе, честно признаваться себе в своих недостатках, поскольку без такого критичного и честного отношения к себе невозможно их преодоление;

- прилагает усилия к достижению поставленных перед собой социокультурно значимых мотивов и целей, поскольку «благими намерениями устлана дорога в ад», и привычка недостижения, невыполнения сама по себе уже становится основой соответствующего характера;

- организует свой индивидуальный образ жизни, стиль жизни в соответствии со своим мировоззрением, картиной мира.

Сформулированные здесь положения основаны на многолетних исследованиях и наблюдениях за детьми и молодежью [2, 3] в контексте концепции организации образования в формах детской субкультуры (субкультуры определенного возрастного периода).

Литература

1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. - Л., 1949.

2. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. Новосибирск: НГПУ, 1999.

3. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: НГПУ, 2005.

4. Большунова Н.Я. Проблемное поле юношеского самоопределения. Социокультурные проблемы современного человека // материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (19-24 апреля 2010 г.). - Ч. 1. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010.

5. Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,1946.

7. Теплов Б.М.Психология. М.: Учпедгиз. - 1953. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/medobozrenie/teplov.html.

8. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. -М.: Наука, 1995.

9. Левитов Н. Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969.

10. Окара А.Н. Креативный класс как последняя надежда России: [Электронный ресурс] - Режим дос-тупа:www.reflexion.ru/club/6-04-10%20Okara.doc

11. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. - 2011. № 4 (29). - С. 3-12.

12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-ХХ1, 2005.

Большунова Наталья Яковлевна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета. E-mail: nat_bolshunova@mail ru

Bolshunova Natalya Yakovlevna - doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of general psychology and history of psychology, Novosibirsk State Prdagogical University. E-mail: nat_bolshunova@mail ru

УДК 37.013

© Е.Н. Романова

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

В статье рассмотрены некоторые результаты зарубежного опыта изучения поведения детей с постоянным деструктивным поведением, начиная с раннего дошкольного возраста. Автором приведены характеристики ранней делинквентности, изложенные в зарубежных источниках, факторы риска и предпосылки ее проявления, а также наиболее эффективные меры воздействия на ее формирование.

Ключевые слова: ранняя делинквентность, асоциальное поведение, факторы риска, отверженность, родительский контроль, раннее вмешательство, превенция, профилактические программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.