Хаин В. Е., Халилов Э. Н. Цикличность геодинамических процессов: Ее возможная природа. М.: Научный Мир, 2009.
Хайтун Д. С. Мои идеи. М.: Агар, 1998.
Хомизури Г П. Геотектоническая мысль в античности. М.: Наука, 2002.
Е. Г. Елина,
проректор по учебной работе, доктор филологических наук, профессор (Саратовский государственный университет)
РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Развитие гуманитарного образования в значительной степени зависит от его востребованности. Понятие востребованности имеет более широкое значение, нежели только востребованность на рынке труда и трудоустройство. Тем не менее сегодня хотелось бы высказать некоторые соображения именно в контексте проблемы трудоустройства выпускников-гуманитариев, так как ее понимание исключительно важно не только для самих выпускников, но и для администрации вузов, для преподавательского корпуса. Дело в том, что в России, где важнейшим рычагом развития вуза является получение мест для обучения студентов, оплаченных из государственного бюджета, фактор трудоустройства является одним из первых показателей, в соответствии с которым учебное заведение пополняется новыми бюджетными студентами. А бюджетные студенты — это государственное финансирование, это работа для преподавателей, это расширение инфраструктуры, это развитие.
В последние годы количество бюджетных мест для гуманитарных направлений и специальностей сокращается (при этом значительно расширяются возможности для подготовки естественников). Объясняется это тем, что гуманитарии плохо востребованы на рынке труда, что излишек специалистов-гуманитариев засоряет рынок, мешая развитию науки и производства.
Гуманитарные науки сегодня расцениваются как вторичные, вспомогательные. Это закреплено в большинстве государ-
ственных регламентов, определяющих логику развития всего образовательного и научного процесса, активно поддерживается в СМИ и — как результат — прочно усваивается общественным сознанием. Гуманитарии не присутствуют в сфере приоритетных направлений развития науки, мировых рейтинговых систем и очень слабо представлены в индексах научного цитирования. В естественных и гуманитарных сферах есть своя специфика, которая должна учитываться при разного рода сопоставлениях. Так, например, в мировой практике для ученых-естественников самыми престижными являются публикации статей в рецензируемых журналах, по которым и составляются индексы цитируе-мости ученых. Журнальные публикации обеспечивают быстроту представления результатов исследования, которые достаточно быстро устаревают. Журнальные статьи — формат более оперативный, нежели издание монографий. Для гуманитариев напротив — важнейшим критерием ценности оказываются прежде всего научные монографии, подготовка художественных и иных текстов к публикации, комментаторская и тому подобная деятельность. Понятие результата исследования в гума-нитаристике иное — исследования могут не устаревать веками и быть актуальными для современного научного сознания длительное время. И ссылки именно на монографию считаются показателем научной ценности исследования. Но монографии не учитываются международными
системами, подсчитывающими индекс цитирования. Возникает парадокс: крупный исследователь-гуманитарий, автор десятка монографий и учебников, обладает нулевым индексом цитирования, и его фамилии мы не найдем ни в одной международной системе по индексам цитирования. Ни в Web of Science (WOS) (самой авторитетной аналитической и цитатной базе данных журнальных статей, где суммарная доля «технического» индекса составляет 81% при 2% — гуманитарного); ни в ScopusЕ (библиографической и реферативной базе данных и инструменте для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Социальные и гуманитарные науки занимают здесь 17%), ни в h-индексе, или индексе Хирша (показатель, который рассчитывает продуктивность ученого, основываясь на количестве его публикаций и количестве цитирований этих публикаций. Из всех гуманитарных направлений здесь полноценно рассчитывается только экономика). Исключение мог бы составить РИНЦ — Российский индекс научного цитирования, но и он основан подавляющим образом на журнальных публикациях и работает только с 2005 г. Хотя следует отметить продуктивную динамику развития РИНЦ, что позволяет надеяться на существенное расширение присутствия гуманитарных наук в этом пространстве, в том числе не только в виде журнальных, но и монографических изданий.
Общественное сознание твердо уверовало в то, что гуманитарии находятся в крайне невыигрышной и уязвимой позиции на региональных рынках труда. Отчасти в этом виновата сама гуманитарная среда, позиционирующая себя нередко как элитарная. Она несколько высокомерно относится к медленно, но верно нарастающим требованиям по изменению задач и функций гуманитарного образования. Безусловно, что одним из ключевых факторов низкой тру-доустраиваемости выпускников гуманитарных направлений можно назвать тради-
ционно декларируемый предметный академизм гуманитарного образования, который невольно входит в противоречие с сегодняшними требованиями к мобильности современных образовательных траекторий и их постоянной соотнесенности с текущими потребностями рынка, с реальными проблемами современной жизненной среды и социокультурными процессами. И даже если сегодня многие вузы активно меняются в сторону практикоориентированной гуманитарной подготовки, то устойчивое общественное мнение изменить очень трудно: латынь, история древних языков и литератур, чтение манускриптов и исторический комментарий к ним, анализ психологических факторов и прочее понимается абсолютным большинством как своеобразная экзотика, мало что дающая для развития экономики и различных ее отраслей. Облагораживающая нравы, способствующая духовной константе, сохраняющая историческую память и памятники гуманитарная наука, тем не менее, все больше и больше уходит на периферию общественного внимания.
Это мнение подтверждается региональными центрами занятости.
Например, служба занятости по Саратовской области дает такие цифры: из 53 выпускников-журналистов 48 устроено по специальности, 5 — не по специальности, из 108 филологов трудоустроена по специальности ровно половина выпускников, из 78 психологов работают психологами 43, а 35 работают в других сферах, из 57 историков только 30 стали историками, а 27 занимаются другим делом.
Однако есть и иная статистика, и иные примеры. Пока в обществе формируется пренебрежительно-жалостливое отношение к гуманитариям как очень эрудированным, но мало кому нужным специалистам, сами выпускники гуманитарных факультетов активно ищут и успешно находят новые и непривычные формы приспособления к сегодняшней рыночной ситуации.
Выясняется, что среди так называемых работающих «не по специальности», значительная часть выпускников трудится в сферах экономики, науки, производства, где оказываются востребованными не записи в дипломе, а реальные компетенции. Привычное понимание термина «специальность» пришло в противоречие с термином «компетенции». Нас подсчитывают по четкой приверженности к специальности, а мы ускользаем из этого подсчета, пользуясь собственными компетенциями для трудоустройства. Иначе говоря, наши выпускники благополучно трудоустроены в страховых компаниях и банках, в рекламных и PR-фирмах, создают корпоративные сайты и занимаются логистикой, оформляют заявки на получение грантов, в том числе и в естественнонаучной сфере, участвуют в проектной деятельности. Попробуем объяснить, почему это стало возможно.
Во-первых, потому, что перечень существующих специальностей и направлений всегда отставал, а сейчас особенно отстает от процесса возникновения новых, нередко интегрированных, видов профессиональной деятельности, от формирования новых профессий и типов занятости. Работодатели быстрее, чем составители перечней подготовки вузовских выпускников, реагируют на рыночный спрос и создают новые рабочие места соответственно этому спросу.
Во-вторых, особенности гуманитарных образовательных программ таковы, что весь процесс обучения построен здесь на коммуникативных методиках. Когда в образовательных стандартах нового поколения появилось требование увеличить долю занятий, проводимых в интерактивной форме, гуманитарии, в отличие от коллег-естественников, восприняли эту новость спокойно, потому что большинство использует интерактив и на лекциях, и на практикумах, и на семинарских занятиях всю свою преподавательскую жизнь. Элементы дискуссии, полемики, деловой игры, кругло-
го стола, мини-конференции, обсуждения увиденного или прочитанного, публичные рецензии и отзывы, анализы и интерпретации различных текстов — традиционный набор любого вузовского преподавателя-гуманитария. Коммуникативные методы обучения, в которые постоянно вовлечен студент, дают свои плоды в условиях нестандартной производственной ситуации, когда надо выполнить неожиданное, ранее не выполнявшееся задание, ответить на жалобу, выступить модератором, докладчиком, смоделировать проект. Многие работодатели отмечают высокий уровень адаптивности выпускников-гуманитариев к разным сферам деятельности: филолог в области страховой медицины, историк в PR-службе крупного банка, психолог в рекламном агентстве, философ в патентоведении и т. д.
Навыки ведения полемики, умение понимать и принимать точку зрения своего оппонента, овладение правилами речевого этикета и приемов убеждения помогают в дальнейшем нашим выпускникам максимально эффективно строить свой профессиональный диалог с клиентом или заказчиком, особенно в тех случаях, когда необходимо проникнуться интересами собеседника, понять, а зачастую и сформулировать для заказчика его истинные желания и потребности.
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить cвою устную и письменную речь остается главным конкурентным преимуществом выпускников гуманитарных факультетов и в сферах, напрямую связанных с профилем их подготовки — журналистике и копирайтинге, издательском и музейном деле, рекламе, различных аналитических ведомствах, общественных центрах и службах.
И, наконец, в-третьих. Все годы обучения студент-гуманитарий, какую бы специальность он ни получал, учится работать с текстом. Это все виды и формы чтения, комментирования, анализа художественно-
го, публицистического исторического или научного текста, это различные виды креативного письма — от реферата и курсовой до научной статьи или выпускной квалификационной работы, где необходимо написать от 50 до 90 страниц внятного, завершенного, логично выстроенного текста на заданную тему.
В любых рабочих ситуациях, требующих оперативного информационного сопровождения, именно выпускники гуманитарных факультетов оказываются наиболее успешны и востребованы. Уникальные конкурентные преимущества таких выпускников заключаются в первую очередь во владении базовыми методами, способами и средствами получения, переработки и сохранения текстовой информации. Умение интерпретировать текст, выделить и схватить в нем самое главное, грамотно соотнести текст и контекст — вот что помогает нашим выпускникам успешно реализовываться в, казалось бы, далеких от гуманитарного направления сферах. В этом смысле показателен опыт работы одной из выпускниц гуманитарного факультета в сфере контентного наполнения сайтов, где вне зависимости от того, касается ли заказ монолитного бетоностроения, озеленения садовых участков или производства газового оборудования, важнейшим профессиональным навыком становится умение выделить ключевые словосочетания, взвешенно соотнести главное и частное, логически верно и аргументировано построить рекламный или информационный текст.
В связи с этим для определения востребованности гуманитариев необходимо вводить принципиально иной критерий: речь должна вестись о наборе базовых компетенций, в той или иной мере свойственных всем выпускникам гуманитарных специальностей и направлений. Это владение словом и стилем по меньшей мере на двух языках — родном и иностранном, понимание принципов устройства любого текста, знание законов композиции и приемов риторики, умение слышать и быть услышанным, понимание
механизмов и законов коммуникации, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения и четко объяснять сущность явлений, событий и процессов.
Выпускник гуманитарного факультета или вуза сегодня являет собой не столько узкого специалиста, сколько универсально подготовленного профессионала. Ведь именно этим объясняется теснейшее взаимопроникновение гуманитариев разных специальностей в профессиональных сегментах рынка. Согласно данным мониторинга трудоустройства выпускников Саратовского государственного университета, около одной трети выпускников-психологов находит работу в сфере торговли и обслуживания, около половины выпускников-культурологов — в сфере журналистики и политологии, около одной четверти выпускников-социологов и выпускников-лингвистов — в сфере ^-технологий.
Как видим, выпускники-гуманитарии по сути оказываются в пространстве некоего единого рынка труда. Между тем в студенческие годы люди, которым в будущем предстоит работать на одной площадке, крайне разобщены внутри своего вуза. Как правило, между историками, философами, психологами, искусствоведами, филологами синтагматические связи не устанавливаются, а это означает отсутствие внутри-гуманитарных корпоративных отношений, которые очень важны при трудоустройстве и карьерном росте. Знакомство гуманитариев из разных областей науки начинается слишком поздно, когда они мало чем могут помочь друг другу. Вузы должны способствовать более раннему общепрофессиональному сближению студентов-гуманитариев, тем самым готовя почву для оптимального трудоустройства.
Реалии современного рынка диктуют нашим выпускникам новые условия не только выживания, но и интересной работы. По этому поводу еще пять лет тому назад главный законодатель рыночных мод Билл Гейтс справедливо заметил: «Бизнес — от-
личная игра: постоянное соревнование и минимум правил. А счет в этой игре ведется в деньгах». Именно поэтому сегодня можно утверждать, что из гуманитарной сферы уходит понятие «специальность» в том смысле, в каком его охотно используют чиновники от образования и центров занятости. В поисках переспективы для гуманитарных специальностей в странах Западной Европы теперь различают два типа работников: «специалистов» и «генералистов». Генералисты занимают координирующие позиции, налаживают и оптимизируют коммуникацию между интердисциплинарными подразделениями и компаниями по всему миру. В отличие от специалистов, генералисты могут формально иметь высшее образование любого профиля, поскольку для этих видов деятельности решающими являются именно компетенции.
Во многом проблема трудоустройства гуманитариев будет снята, как только удастся изменить шкалу оценки выпускника-гуманитария, прописав ее в формате реальных компетенций, соотнести с этими компетенциями виды деятельности наших выпускников, усилить компонент корпоративной составляющей в гуманитарной среде. Ценный опыт в этом направлении предлагает Герценовский университет, интегри-
рующий гуманитарное междисциплинарное знание в прикладные гуманитарные техно-логии1. Гуманитарное образование сегодня должно преодолеть видение традиционных границ своего практического применения и настоятельно предьявлять права на самую широкую профессиональную деятельность.
Статья полемично заострена на проблеме гуманитариев. Но следует сказать, что коммуникативные, проектные и аналитические компетенции, о которых шла речь, необходимы в равной степени выпускнику любого университета, так как они являются базовыми для успешного осуществления профессиональной деятельности каждого специалиста, работающего в системе отношений «человек—человек». «Формирование компетентностей для гуманитарнотехнологической деятельности независимо от профиля подготовки»2, как справедливо считает С. А. Гончаров, должно стать общей платформой подготовки специалиста с высшим образованием. Именно поэтому значение широкого гуманитарного образования будет возрастать в тех образовательных системах и стратегиях развития, где учитывается человеческий фактор и ценностью являются понятия эффективности и развития.
Примечания
1. См., например: Специалист в области гуманитарных технологий: компетентности и сферы профессионального применения / Гончаров С. А., Громова Л. А., Долматов А. В. и др. СПб., 2008; Гончаров С. А., Громова Л. А., Петрова И. С. Гуманитарные технологии современной России в социальных проектах Герценовского университета // Гуманитаристика, гуманитарное знание, гуманитарное образование: проблемы и перспективы. Часть II: Сб.статей. СПб., 2011. С. 64—69; Соломин В. П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 4 (106). С. 124—127.
2. Гончаров С. А. Стратегия современного университета — гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // География и экология в школе ХХ1 века. 2008. № 8. С. 9.