Научная статья на тему 'Развитие гуманистического идеала в постклассической философии'

Развитие гуманистического идеала в постклассической философии Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
151
37
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ / ГУМАНИЗМ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ИДЕАЛЫ ХРИСТИАНСТВА / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / HUMANISTIC IDEAL / HIGHEST VALUE / HUMANISM / PRAGMATISM / MARXISM / PSYCHOANALYTIC PHILOSOPHY / POSITIVISM / RUSSIAN PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Квятковский Д.О.

Цель статьи заключается в раскрытии гуманистического идеала в рамках постклассического философского дискурса и в комплексном анализе дискурсивного развития категории гуманистического идеала в философских школах и течениях второй половины XIX первой половины XX в.

Evolution Humanistic Ideal in the Post-classical Philosophy

The purpose of the article is the realization of humanistic ideals within the post-classical philosophical discourse and the comprehensive analysis of the discursive development category of humanistic ideals in philosophical schools during the second half of the XIX first half of XXth.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие гуманистического идеала в постклассической философии»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 1. С. 84-88.

УДК 17.02.091(07) Д.О. Квятковский

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Цель статьи заключается в раскрытии гуманистического идеала в рамках постклассического философского дискурса и в комплексном анализе дискурсивного развития категории гуманистического идеала в философских школах и течениях второй половины XIX - первой половины XX в.

Ключевые слова: гуманистический идеал, высшая ценность, гуманизм, религиозная философия, идеалы христианства, средневековая философия, эпоха Возрождения.

Гуманистические идеалы как проявления ценностного самообоснования человека прошли длительный путь становления и развития от примитивных представлений о необходимости и полезности человека до философского осмысления феномена человека в целом и его высшей гуманистической ценности [1]. Особую историческую роль в этом процессе сыграла постклассическая философия.

Утверждение новых, более развитых и сложных социально-экономических и культурных отношений в странах Европы в постклассический период еще больше сконцентрировало философское внимание на проблеме человека и его высшей гуманистической ценности. В мировой философии возникают такие новые течения и направления, как марксизм, прагматизм, волюнтаризм, позитивизм и другие, представители которых рассматривали образ и ценность человека в тесной взаимосвязи с новыми общественными отношения и политическими событиями.

Итак, цель данной статьи заключается в раскрытии гуманистического идеала в рамках постклассического философского дискурса. Задачами, направленными на реализацию поставленной цели, выступают комплексный анализ дискурсивного развития категории гуманистического идеала в философских школах и течениях второй половины XIX - первой половины XX в., определение и исследование выражения гуманистического идеала в системе взглядов и концепций философов постклассического периода.

Философская система Г. Гегеля явилась квинтэссенцией немецкой классической философии и одновременно с этим завершила этот этап философской мысли. Гениально преодолев кантовский дуализм «вещи в себе» и возможностей трансцендентного познания путем ввода диалектической компоненты, философия Гегеля и ее обширный идейный базис оказали большое влияние на развитие науки и философии постклассического периода, породили новые философские школы и течения.

Так, творчество Ф. Ницше свидетельствует о новой ступени понимания гуманистических идеалов, о глубокой критике европейской цивилизации и традиции классического рационализма. В противовес гегелевскому поклонению разуму творчество Ницше воплощает в себе разочарование и негативизм, утрату веры в разум и декаданс. Философ с большой отвагой и прозорливостью развенчивает пафос общественного сознания и идеологии, социального устройства, их псевдогуманную направленность: «Когда избавят нас от вечного повторения бессмысленнейшей гиперболы, от слова: мир, мир, мир, - тогда как простая честность должна была бы заставить каждого говорить о человеке и только о человеке!» [2, с. 266].

Аргументация Ницше в критике морали и общественных устоев основывалась на неприятии философского понимания человека как коллективного и в то же время оторванного существа. Господствующая мораль, свя-

© Д.О. Квятковский, 2017

занная с традицией христианства, пытается, по Ницше, представить свои нормы и ценности как всеобщие и общеобязательные, но это есть «стадная» общинная мораль, закабаляющая человека, тогда как мораль должна быть индивидуальной. Человеческая фальшивая псевдомораль отрицает внутреннюю природу и силу самой жизни, а жизнь - это воля к власти, волевое и динамичное стремление к существованию, что и является основной ценностью. Отсутствие такой воли ведет человека к деградации [3].

Разрабатывая идею высшего человека -«сверхчеловека», Ницше полагает, что призвание такого сверхчеловека будет заключаться в разрушении устаревшей системы социально-этических ценностей и в созидании новых ценностей активного развития и самосовершенствования, где не будет жалости и сострадания к ближнему. Поэтому не случайно, что ценностная концепция Ницше остро критиковалась неокантианцами и представителями других философских направлений, в частности В. Виндельбан-дом, Г. Риккертом и др.

Следует отметить, что гуманистический идеал Ницше, утверждавшего культ свободной, сильной и, главное, творчески-активной, созидательной личности, «совершенного» человека, содержал в себе фундаментальную установку на совершенство человека. Вопрос о ценности замыкается на свободном, активном и духовно-сильном человеке, который верит в необходимость и нужность жизни, и это является основным гуманистическим вкладом Ницше в историческом развитии идей, обосновывающих и утверждающих человека как абсолют. Человек обязан воспринимать свою жизнь (какой бы тяжелой и несправедливой она бы ни была) как данную ему высшую гуманистическую ценность [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прагматизм, возникший во второй половине XIX в., обосновывал гуманистические идеалы с позиций жизненной философии и логики. Это первое крупное философское течение, относящееся уже не к западновропей-ской, а к американской философии. Отечественный философ А. Кавалеров отмечает, что в период оформления американского общества и создания им традиционных социальных институтов, оно столкнулось с острыми мировоззренческими проблемами. «Деформировались традиционные социальные институты, исчезали многовековые жизненные ценности и ориентиры, менялся установившийся в аграрный период стиль жизни. Американское общество в конце XIX в. стояло перед выбором новых ценностей и идеалов и остро ощущало потребность в теоретике, который смог бы оценить происшедшие перемены и ответить на жгучие вопросы: "Как жить дальше?", "Что должно лежать в основе жизни и поведения людей?",

"Как воспитывать молодые поколения в радикально меняющихся условиях?"» [5, с. 151].

Коренное положение философии прагматизма основывается на концепте и критерии полезности. Прагматическое действие подразумевает обязательное соотнесение последствий этого действия или поступка с полученной эффективностью и пользой. Так, особенность понимания гуманистических идеалов известным философом-прагматистом У. Джеймсом состоит в том, что он включает гуманистический идеал человека в концепцию прагматизма, где вопросы познания и понимания человека априорно связаны с идеей человеческого интереса, практического нравственного интереса [6].

Важное место проблема гуманистических идеалов занимала также и в неокантианстве, представители которого переосмысливают формализм Канта в понимании высших ценностей. Неокантианцы Баденской школы, прежде всего Г. Риккерт, сделали ценность предметом специального рассмотрения. Подчеркивая априорный, внеопытный характер ценностей, Риккерт развивает тезис Канта, связанный с противопоставлением должного и сущего по отношению к гуманистическим высшим ценностям. В связи с этим Риккерт считал, что «жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит» [7, с. 35]. Ценности - это смысл, лежащий под всяким бытием; они не зависят от субъекта и объекта, но требуют признания со стороны субъектов: «ценность или признается значимой всеми членами общества, или ее признание предполагается» [8, с. 71]. В этом плане ценности культуры носят общезначимый гуманистический характер.

С позиции марксистской социальной философии, вобравшей в себе многие идейные тезисы и положения мыслителей французского социализма, гуманистическими идеалами выступают свобода и равенство. Однако сущность и значение этих идеалов в марксистской философии несколько иные, поскольку выводятся на основе системных диалектических законов взаимодействия базиса и надстройки, действующих в социальном бытии.

Так, обосновывая приоритет гуманистических идеалов свободы и равенства, социалистическая философия требует, чтобы (поскольку идея личности абсолютна) каждой личности были доступны высшие блага цивилизации в ее свободном волении. Однако К. Маркс замечает, что пользование этими благами возможно лишь при условии общественного (и даже общечеловеческого) обладания материальными средствами. Поэтому коммуна, община, коммунистическое бесклассовое общество - это и есть та интегральная, конечная идея, к которой, по мнению Маркса и Энгельса, стремится человечество

в своем историческом развитии, в основе которого заключена борьба двух противоборствующих глубинных антагонистических классов - капиталистов и пролетариев [9; 10].

Стадию коммунизма, при котором происходит полное и окончательное упразднение частной собственности, ликвидация власти капитала, когда осуществляется действительное разрешение противоречия между человеком и природой, между человеком и человеком, между человеком и его трудом, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом, Маркс называл завершенным гуманизмом: «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека» [9, с. 116].

Маркс и Энгельс выделяют «великую аксиому» социальной философии Ш. Фурье: «Каждому индивидууму свойственна склонность или пристрастие к определенному виду труда». В природе человеческого духа заложено постоянное стремление к деятельности, созиданию, творчеству, поэтому нет никакой необходимости принуждать к ней людей. Необходимо лишь путем разумной социальной организации дать этому общественному стремлению естественное раскрытие, свободный выход [10].

Иную позицию, отличную относительно гуманистических основ существования человека в обществе, занимает психоаналитическая философия. Концепция З. Фрейда выстраивалась на положении о врожденных психических комплексах человека. Согласно созданной им психоаналитической теории гуманистические мотивы поведения человека в обществе он выводит из бессознательных, прежде всего сексуальных (либидо) мотивов влечений.

В онтологической структуре личности Фрейд выделил три детерминирующих субстанции:

- бессознательное «Id» («Оно»), состоящее из инстинктов жизни (Эроса) и смерти (Тана-тоса) ;

- личностное «Ego», связанное с сознанием и рациональной деятельностью индивида;

- высшую моральную инстанцию «SuperEgo» («Сверх-Я» или «Идеал-Я»), которая связывает «Id» и «Ego» на основе высших нравственных норм и идеалов.

Первичным элементом внутреннего мира человека философ считал бессознательное (Оно), направленное на удовлетворение принципов удовольствия. Главенствующая роль отводится сексуальности как врожденному энергетическому потенциалу личности. Общество и культура исторически эволюционировали в механизмы, предназначенные для подавления влечений человека к удоволь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ствию и наслаждениям и выступающие защитными средствами против внутренних бессознательных разрушительных инстинктов [11]. К защитным механизмам Фрейд относит и гуманизм. Гуманистические идеалы в психоаналитической социальной философии Фрейда являются своеобразной мимикрией, подавлением и преобразованием эротических влечений, диктуемым чувством самосохранения, страхом перед беспощадной окружающей действительностью.

По Э. Фромму, сущность человека - это не простая биологическая совокупность влечений и инстинктов (как считал Фрейд), а проявление осмысленного и свободного ценностного отношения к миру. Именно человек и является, по мнению философа, критерием оценки экономических и политических режимов как положительных или отрицательных. Все общественные отношения должны быть сконцентрированы на абсолютной ценности человека. Высшими гуманистическими идеалами Фромм называет любовь, братство и согласие, которые объединяют и поддерживают людей [12].

Целью философов позитивистского учения была разработка всеобъемлющей целостной философии как строгой науки подобно природоведческим дисциплинам. Немаловажен также вклад представителей позитивизма, О. Конта и Дж. Милля, в разработку основ социальной философии и построения гармоничного общества, где были бы воплощены принципы и идеалы гуманизма.

Конт сыграл большую роль в разработке и исследовании теоретических основ устройства общества и места человека в нем. По мнению философа, законы естественных явлений должны составлять необходимую основу социальной науки. Выдвинув философскую классификацию наук по степени уменьшения уровня абстрактности в них, Конт сформулировал концепцию трех стадий развития общества - теологической, метафизической и позитивно-научной. На каждом из этих этапов сформировалась своя определенная система политических, правовых и экономических отношений людей. На теологической стадии развития человечества возник и развился режим феодальных монархий, на метафизической стадии произошло закрепление средних классов, а для позитивной будет характерным строгий, научно-взвешенный подход к организации социально-экономического общественного бытия, задающий цель и форму динамики капиталистических отношений. Каждой из трех стадий соответствует своя историческая эпоха -военно-завоевательная, оборонительная и научно-промышленная [13].

Характеризуя будущее «позитивное» общество, Конт полагал, что в нем фундаментальной должна стать ценность человечества в целом. Осознание и восприятие человече-

ства как единого целого, единого организма, а человека - неотъемлемой единицей этого целого является необходимым и неотъемлемым уделом общественного сознания будущего. Высшей формой гуманизма будет являться любовь ко всему человечеству, служение и забота о нем. Поэтому Конт предлагает заменить традиционную религию на религию человечества, со своими святыми, храмами, обрядами и т. п. Со всей уверенностью можно заключить, что высшим гуманистическим идеалом для Конта выступает философская категория любви. Любовь в социальной философии Конта определяется не как разумное чувство, а как некое таинственное влечение, совершенно автономное и необъяснимое. Именно на этом гуманистическом чувстве должны основываться отношения между социальными группами [14].

Разделяя ряд философских установок позитивизма Конта, Милль отвергал его социально-политическую доктрину, в которой усматривал систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую человеческую свободу и индивидуальность. В основе его (Милля) социальной философии лежит провозглашение гуманистического идеала свободы. Свобода должна утверждаться в социальном бытии человека через социально-политические институты, которые были детально исследованы философом с точки зрения реализации идеала свободы в общественной жизни. Вследствие этого Милль внес существенный вклад в развитие политической доктрины либерализма [15].

Общей тенденцией в русской социальной философии конца XIX - начала XX в. в раскрытии гуманистического идеала человека как высшей ценности была идея первичности духовно-религиозного начала, которое прежде всего выражало нравственный базис социального бытия человека (Вл. Соловьев, Л. Толстой, Ф. Достоевский), оправдание и защиту человека. Философы всеединства С. Трубецкой, Е. Трубецкой С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк трактовали христианство как «религию человеческой личности», где личность стала определяться как высшая абсолютная ценность, приравненная к Богу, и выводили вследствие этого гуманистические христианские идеалы [16].

У Н. Бердяева, для философии которого тематика гуманизма является одной из центральных, главный гуманистический идеал, так же как и у Ф. Достоевского, свобода. Обосновываемая философом религия богоче-ловечества предполагает не только веру в Бога, но и веру в человека. Подлинный гуманизм для Бердяева состоит в соединении христианских заповедей любви и сострадания с творческим призванием человека, выделением его креативной творческой природы, общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности,

с включенностью человека в мир культуры [17; 18].

Итак, из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что философы постклассического периода в своих гуманистических поисках выразили отход от классического рационализма. Одновременно с возникновением неокантианства, изучающего ценностно-антропологические основания бытия, и русской философии Серебряного века, которая была направлена на раскрытие внутреннего неповторимого духовного мира человека через репрезентацию его религиозных ценностно-примордиальных установок, в постклассической философии наметился отказ от жестких сциентистских традиций и установок Нового времени.

Маркс создал уникальную гуманистическую концепцию, основанную на материалистических и социально-философских началах. Высшими гуманистическими идеалами Он называл свободу и равенство. Также заслуга Маркса состоит в раскрытии гуманистического смысла трудовой деятельности человека, а сама категория труда также является гуманистическим идеалом в марксистской философии. Однако социоцен-тризм философии марксизма снизил гуманистические тенденции в раскрытии ценности человека как уникальной, неповторимой и свободной личности.

Ницше отрицал идеалы христианской морали, в противовес ей выдвинул лозунг «переоценки всех ценностей», предлагал заменить ее новой концепцией «сверхчеловека», гуманистическим основанием которого служат идеи человеческой активности, самосовершенствования и свободы. Психоаналитическая философия обосновывала гуманистические мотивы поведения человека из бессознательных глубин человеческой психики. Фрейд раскрывает гуманистический идеал как результат общечеловеческого конфликта между инстинктами продолжения рода и самосохранения. В отличие от него Фромм создал собственную социально-гуманистическую концепцию, где выводил гуманистические идеалы преимущественно из социальных аспектов жизни человека.

Немалую роль в обогащении и распространении нового значения понятия «гуманизм» сыграли философы-прагматисты. Философское течение прагматизма (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) обосновывает ценность человека с позиций практики, полезности и жизненных потребностей. Приоритетная роль отводится социальным элементам в формировании личности человека. Близкие воззрения имели позитивисты, которые при рассмотрении проблемы гуманистического идеала связывали истоки нравственности и гуманизма с наукой и обществом. Конт, основатель философии позитивизма, исследовал социально-философские основы устройства об-

щества и места человека в нем. Согласно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конту, высшим гуманистическим идеалом

является любовь ко всему человечеству, служение и забота о нем.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Квятковский Д. О. Гуманистический идеал: ценностный аспект (социально-философский анализ) : монография. М. : Логос, 2014. 132 с.

[2] Ницше Ф. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990. Т. 1. 830 с.

[3] Ницше Ф. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990. Т. 2. 849 с.

[4] Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. Ю.М. Антоновского. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. 303 с.

[5] Кавалеров А. И. Джон Дьюи как философ образования // Перспективы. 2012. № 1 (51). С. 151— 158.

[6] Квятковский Д. О. Социально-философский дискурс гуманистического идеала // Научное познание: методология и технология. 2012. № 1 (28). C. 79-83.

[7] Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. М. : Логос, 1913. 288 с.

[8] Риккерт Г. Философия жизни. СПб. : Academia, 1922. 167 с.

9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1974. Т. 42. 535 с.

10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1976. Т. 43. 608 с.

11] Фрейд З. Психология бессознательного / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М. : Просвещение, 1990. 448 с.

12] Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. Г.Ф. Швейника ; общ. ред. и послесл. П.С. Гуре-вича. М. : Прогресс, 1990. 269 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13] Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с фр. И.А. Шапиро ; под ред. Э.Л. Радлова. М. : ЛИБ-РОКОМ, 2011. 296 с.

14] Конт О. Дух позитивной философии: (Слово о положительном мышлении) / пер. с фр. И.А. Шапиро. Ростов н/Д : Феникс, 2003. 256 с.

15] Милль Дж. С. Основы политической экономии : в 3 т. М. : Прогресс, 1980. Т. 1. 495 с.

16] Из истории мировой гуманистической мысли : антология / сост.: Ю. Шор, А. Малышевский, К. Пигров, В. Карпунин. М. : Просвещение, 1995. 432 с.

17] Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. : Правда, 1989. 607 с.

18] Квятковский Д. О. Онтологические основы в философии экзистенциализма // Вестн. Ом. унта. 2016. № 1. С. 63-67.