ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 1. С. 84-88.
УДК 17.02.091(07) Д.О. Квятковский
РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Цель статьи заключается в раскрытии гуманистического идеала в рамках постклассического философского дискурса и в комплексном анализе дискурсивного развития категории гуманистического идеала в философских школах и течениях второй половины XIX - первой половины XX в.
Ключевые слова: гуманистический идеал, высшая ценность, гуманизм, религиозная философия, идеалы христианства, средневековая философия, эпоха Возрождения.
Гуманистические идеалы как проявления ценностного самообоснования человека прошли длительный путь становления и развития от примитивных представлений о необходимости и полезности человека до философского осмысления феномена человека в целом и его высшей гуманистической ценности [1]. Особую историческую роль в этом процессе сыграла постклассическая философия.
Утверждение новых, более развитых и сложных социально-экономических и культурных отношений в странах Европы в постклассический период еще больше сконцентрировало философское внимание на проблеме человека и его высшей гуманистической ценности. В мировой философии возникают такие новые течения и направления, как марксизм, прагматизм, волюнтаризм, позитивизм и другие, представители которых рассматривали образ и ценность человека в тесной взаимосвязи с новыми общественными отношения и политическими событиями.
Итак, цель данной статьи заключается в раскрытии гуманистического идеала в рамках постклассического философского дискурса. Задачами, направленными на реализацию поставленной цели, выступают комплексный анализ дискурсивного развития категории гуманистического идеала в философских школах и течениях второй половины XIX - первой половины XX в., определение и исследование выражения гуманистического идеала в системе взглядов и концепций философов постклассического периода.
Философская система Г. Гегеля явилась квинтэссенцией немецкой классической философии и одновременно с этим завершила этот этап философской мысли. Гениально преодолев кантовский дуализм «вещи в себе» и возможностей трансцендентного познания путем ввода диалектической компоненты, философия Гегеля и ее обширный идейный базис оказали большое влияние на развитие науки и философии постклассического периода, породили новые философские школы и течения.
Так, творчество Ф. Ницше свидетельствует о новой ступени понимания гуманистических идеалов, о глубокой критике европейской цивилизации и традиции классического рационализма. В противовес гегелевскому поклонению разуму творчество Ницше воплощает в себе разочарование и негативизм, утрату веры в разум и декаданс. Философ с большой отвагой и прозорливостью развенчивает пафос общественного сознания и идеологии, социального устройства, их псевдогуманную направленность: «Когда избавят нас от вечного повторения бессмысленнейшей гиперболы, от слова: мир, мир, мир, - тогда как простая честность должна была бы заставить каждого говорить о человеке и только о человеке!» [2, с. 266].
Аргументация Ницше в критике морали и общественных устоев основывалась на неприятии философского понимания человека как коллективного и в то же время оторванного существа. Господствующая мораль, свя-
© Д.О. Квятковский, 2017
занная с традицией христианства, пытается, по Ницше, представить свои нормы и ценности как всеобщие и общеобязательные, но это есть «стадная» общинная мораль, закабаляющая человека, тогда как мораль должна быть индивидуальной. Человеческая фальшивая псевдомораль отрицает внутреннюю природу и силу самой жизни, а жизнь - это воля к власти, волевое и динамичное стремление к существованию, что и является основной ценностью. Отсутствие такой воли ведет человека к деградации [3].
Разрабатывая идею высшего человека -«сверхчеловека», Ницше полагает, что призвание такого сверхчеловека будет заключаться в разрушении устаревшей системы социально-этических ценностей и в созидании новых ценностей активного развития и самосовершенствования, где не будет жалости и сострадания к ближнему. Поэтому не случайно, что ценностная концепция Ницше остро критиковалась неокантианцами и представителями других философских направлений, в частности В. Виндельбан-дом, Г. Риккертом и др.
Следует отметить, что гуманистический идеал Ницше, утверждавшего культ свободной, сильной и, главное, творчески-активной, созидательной личности, «совершенного» человека, содержал в себе фундаментальную установку на совершенство человека. Вопрос о ценности замыкается на свободном, активном и духовно-сильном человеке, который верит в необходимость и нужность жизни, и это является основным гуманистическим вкладом Ницше в историческом развитии идей, обосновывающих и утверждающих человека как абсолют. Человек обязан воспринимать свою жизнь (какой бы тяжелой и несправедливой она бы ни была) как данную ему высшую гуманистическую ценность [4].
Прагматизм, возникший во второй половине XIX в., обосновывал гуманистические идеалы с позиций жизненной философии и логики. Это первое крупное философское течение, относящееся уже не к западновропей-ской, а к американской философии. Отечественный философ А. Кавалеров отмечает, что в период оформления американского общества и создания им традиционных социальных институтов, оно столкнулось с острыми мировоззренческими проблемами. «Деформировались традиционные социальные институты, исчезали многовековые жизненные ценности и ориентиры, менялся установившийся в аграрный период стиль жизни. Американское общество в конце XIX в. стояло перед выбором новых ценностей и идеалов и остро ощущало потребность в теоретике, который смог бы оценить происшедшие перемены и ответить на жгучие вопросы: "Как жить дальше?", "Что должно лежать в основе жизни и поведения людей?",
"Как воспитывать молодые поколения в радикально меняющихся условиях?"» [5, с. 151].
Коренное положение философии прагматизма основывается на концепте и критерии полезности. Прагматическое действие подразумевает обязательное соотнесение последствий этого действия или поступка с полученной эффективностью и пользой. Так, особенность понимания гуманистических идеалов известным философом-прагматистом У. Джеймсом состоит в том, что он включает гуманистический идеал человека в концепцию прагматизма, где вопросы познания и понимания человека априорно связаны с идеей человеческого интереса, практического нравственного интереса [6].
Важное место проблема гуманистических идеалов занимала также и в неокантианстве, представители которого переосмысливают формализм Канта в понимании высших ценностей. Неокантианцы Баденской школы, прежде всего Г. Риккерт, сделали ценность предметом специального рассмотрения. Подчеркивая априорный, внеопытный характер ценностей, Риккерт развивает тезис Канта, связанный с противопоставлением должного и сущего по отношению к гуманистическим высшим ценностям. В связи с этим Риккерт считал, что «жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит» [7, с. 35]. Ценности - это смысл, лежащий под всяким бытием; они не зависят от субъекта и объекта, но требуют признания со стороны субъектов: «ценность или признается значимой всеми членами общества, или ее признание предполагается» [8, с. 71]. В этом плане ценности культуры носят общезначимый гуманистический характер.
С позиции марксистской социальной философии, вобравшей в себе многие идейные тезисы и положения мыслителей французского социализма, гуманистическими идеалами выступают свобода и равенство. Однако сущность и значение этих идеалов в марксистской философии несколько иные, поскольку выводятся на основе системных диалектических законов взаимодействия базиса и надстройки, действующих в социальном бытии.
Так, обосновывая приоритет гуманистических идеалов свободы и равенства, социалистическая философия требует, чтобы (поскольку идея личности абсолютна) каждой личности были доступны высшие блага цивилизации в ее свободном волении. Однако К. Маркс замечает, что пользование этими благами возможно лишь при условии общественного (и даже общечеловеческого) обладания материальными средствами. Поэтому коммуна, община, коммунистическое бесклассовое общество - это и есть та интегральная, конечная идея, к которой, по мнению Маркса и Энгельса, стремится человечество
в своем историческом развитии, в основе которого заключена борьба двух противоборствующих глубинных антагонистических классов - капиталистов и пролетариев [9; 10].
Стадию коммунизма, при котором происходит полное и окончательное упразднение частной собственности, ликвидация власти капитала, когда осуществляется действительное разрешение противоречия между человеком и природой, между человеком и человеком, между человеком и его трудом, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом, Маркс называл завершенным гуманизмом: «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека» [9, с. 116].
Маркс и Энгельс выделяют «великую аксиому» социальной философии Ш. Фурье: «Каждому индивидууму свойственна склонность или пристрастие к определенному виду труда». В природе человеческого духа заложено постоянное стремление к деятельности, созиданию, творчеству, поэтому нет никакой необходимости принуждать к ней людей. Необходимо лишь путем разумной социальной организации дать этому общественному стремлению естественное раскрытие, свободный выход [10].
Иную позицию, отличную относительно гуманистических основ существования человека в обществе, занимает психоаналитическая философия. Концепция З. Фрейда выстраивалась на положении о врожденных психических комплексах человека. Согласно созданной им психоаналитической теории гуманистические мотивы поведения человека в обществе он выводит из бессознательных, прежде всего сексуальных (либидо) мотивов влечений.
В онтологической структуре личности Фрейд выделил три детерминирующих субстанции:
- бессознательное «Id» («Оно»), состоящее из инстинктов жизни (Эроса) и смерти (Тана-тоса) ;
- личностное «Ego», связанное с сознанием и рациональной деятельностью индивида;
- высшую моральную инстанцию «SuperEgo» («Сверх-Я» или «Идеал-Я»), которая связывает «Id» и «Ego» на основе высших нравственных норм и идеалов.
Первичным элементом внутреннего мира человека философ считал бессознательное (Оно), направленное на удовлетворение принципов удовольствия. Главенствующая роль отводится сексуальности как врожденному энергетическому потенциалу личности. Общество и культура исторически эволюционировали в механизмы, предназначенные для подавления влечений человека к удоволь-
ствию и наслаждениям и выступающие защитными средствами против внутренних бессознательных разрушительных инстинктов [11]. К защитным механизмам Фрейд относит и гуманизм. Гуманистические идеалы в психоаналитической социальной философии Фрейда являются своеобразной мимикрией, подавлением и преобразованием эротических влечений, диктуемым чувством самосохранения, страхом перед беспощадной окружающей действительностью.
По Э. Фромму, сущность человека - это не простая биологическая совокупность влечений и инстинктов (как считал Фрейд), а проявление осмысленного и свободного ценностного отношения к миру. Именно человек и является, по мнению философа, критерием оценки экономических и политических режимов как положительных или отрицательных. Все общественные отношения должны быть сконцентрированы на абсолютной ценности человека. Высшими гуманистическими идеалами Фромм называет любовь, братство и согласие, которые объединяют и поддерживают людей [12].
Целью философов позитивистского учения была разработка всеобъемлющей целостной философии как строгой науки подобно природоведческим дисциплинам. Немаловажен также вклад представителей позитивизма, О. Конта и Дж. Милля, в разработку основ социальной философии и построения гармоничного общества, где были бы воплощены принципы и идеалы гуманизма.
Конт сыграл большую роль в разработке и исследовании теоретических основ устройства общества и места человека в нем. По мнению философа, законы естественных явлений должны составлять необходимую основу социальной науки. Выдвинув философскую классификацию наук по степени уменьшения уровня абстрактности в них, Конт сформулировал концепцию трех стадий развития общества - теологической, метафизической и позитивно-научной. На каждом из этих этапов сформировалась своя определенная система политических, правовых и экономических отношений людей. На теологической стадии развития человечества возник и развился режим феодальных монархий, на метафизической стадии произошло закрепление средних классов, а для позитивной будет характерным строгий, научно-взвешенный подход к организации социально-экономического общественного бытия, задающий цель и форму динамики капиталистических отношений. Каждой из трех стадий соответствует своя историческая эпоха -военно-завоевательная, оборонительная и научно-промышленная [13].
Характеризуя будущее «позитивное» общество, Конт полагал, что в нем фундаментальной должна стать ценность человечества в целом. Осознание и восприятие человече-
ства как единого целого, единого организма, а человека - неотъемлемой единицей этого целого является необходимым и неотъемлемым уделом общественного сознания будущего. Высшей формой гуманизма будет являться любовь ко всему человечеству, служение и забота о нем. Поэтому Конт предлагает заменить традиционную религию на религию человечества, со своими святыми, храмами, обрядами и т. п. Со всей уверенностью можно заключить, что высшим гуманистическим идеалом для Конта выступает философская категория любви. Любовь в социальной философии Конта определяется не как разумное чувство, а как некое таинственное влечение, совершенно автономное и необъяснимое. Именно на этом гуманистическом чувстве должны основываться отношения между социальными группами [14].
Разделяя ряд философских установок позитивизма Конта, Милль отвергал его социально-политическую доктрину, в которой усматривал систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую человеческую свободу и индивидуальность. В основе его (Милля) социальной философии лежит провозглашение гуманистического идеала свободы. Свобода должна утверждаться в социальном бытии человека через социально-политические институты, которые были детально исследованы философом с точки зрения реализации идеала свободы в общественной жизни. Вследствие этого Милль внес существенный вклад в развитие политической доктрины либерализма [15].
Общей тенденцией в русской социальной философии конца XIX - начала XX в. в раскрытии гуманистического идеала человека как высшей ценности была идея первичности духовно-религиозного начала, которое прежде всего выражало нравственный базис социального бытия человека (Вл. Соловьев, Л. Толстой, Ф. Достоевский), оправдание и защиту человека. Философы всеединства С. Трубецкой, Е. Трубецкой С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк трактовали христианство как «религию человеческой личности», где личность стала определяться как высшая абсолютная ценность, приравненная к Богу, и выводили вследствие этого гуманистические христианские идеалы [16].
У Н. Бердяева, для философии которого тематика гуманизма является одной из центральных, главный гуманистический идеал, так же как и у Ф. Достоевского, свобода. Обосновываемая философом религия богоче-ловечества предполагает не только веру в Бога, но и веру в человека. Подлинный гуманизм для Бердяева состоит в соединении христианских заповедей любви и сострадания с творческим призванием человека, выделением его креативной творческой природы, общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности,
с включенностью человека в мир культуры [17; 18].
Итак, из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что философы постклассического периода в своих гуманистических поисках выразили отход от классического рационализма. Одновременно с возникновением неокантианства, изучающего ценностно-антропологические основания бытия, и русской философии Серебряного века, которая была направлена на раскрытие внутреннего неповторимого духовного мира человека через репрезентацию его религиозных ценностно-примордиальных установок, в постклассической философии наметился отказ от жестких сциентистских традиций и установок Нового времени.
Маркс создал уникальную гуманистическую концепцию, основанную на материалистических и социально-философских началах. Высшими гуманистическими идеалами Он называл свободу и равенство. Также заслуга Маркса состоит в раскрытии гуманистического смысла трудовой деятельности человека, а сама категория труда также является гуманистическим идеалом в марксистской философии. Однако социоцен-тризм философии марксизма снизил гуманистические тенденции в раскрытии ценности человека как уникальной, неповторимой и свободной личности.
Ницше отрицал идеалы христианской морали, в противовес ей выдвинул лозунг «переоценки всех ценностей», предлагал заменить ее новой концепцией «сверхчеловека», гуманистическим основанием которого служат идеи человеческой активности, самосовершенствования и свободы. Психоаналитическая философия обосновывала гуманистические мотивы поведения человека из бессознательных глубин человеческой психики. Фрейд раскрывает гуманистический идеал как результат общечеловеческого конфликта между инстинктами продолжения рода и самосохранения. В отличие от него Фромм создал собственную социально-гуманистическую концепцию, где выводил гуманистические идеалы преимущественно из социальных аспектов жизни человека.
Немалую роль в обогащении и распространении нового значения понятия «гуманизм» сыграли философы-прагматисты. Философское течение прагматизма (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) обосновывает ценность человека с позиций практики, полезности и жизненных потребностей. Приоритетная роль отводится социальным элементам в формировании личности человека. Близкие воззрения имели позитивисты, которые при рассмотрении проблемы гуманистического идеала связывали истоки нравственности и гуманизма с наукой и обществом. Конт, основатель философии позитивизма, исследовал социально-философские основы устройства об-
щества и места человека в нем. Согласно
Конту, высшим гуманистическим идеалом
является любовь ко всему человечеству, служение и забота о нем.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Квятковский Д. О. Гуманистический идеал: ценностный аспект (социально-философский анализ) : монография. М. : Логос, 2014. 132 с.
[2] Ницше Ф. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990. Т. 1. 830 с.
[3] Ницше Ф. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1990. Т. 2. 849 с.
[4] Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. Ю.М. Антоновского. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. 303 с.
[5] Кавалеров А. И. Джон Дьюи как философ образования // Перспективы. 2012. № 1 (51). С. 151— 158.
[6] Квятковский Д. О. Социально-философский дискурс гуманистического идеала // Научное познание: методология и технология. 2012. № 1 (28). C. 79-83.
[7] Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. М. : Логос, 1913. 288 с.
[8] Риккерт Г. Философия жизни. СПб. : Academia, 1922. 167 с.
9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1974. Т. 42. 535 с.
10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1976. Т. 43. 608 с.
11] Фрейд З. Психология бессознательного / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М. : Просвещение, 1990. 448 с.
12] Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. Г.Ф. Швейника ; общ. ред. и послесл. П.С. Гуре-вича. М. : Прогресс, 1990. 269 с.
13] Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с фр. И.А. Шапиро ; под ред. Э.Л. Радлова. М. : ЛИБ-РОКОМ, 2011. 296 с.
14] Конт О. Дух позитивной философии: (Слово о положительном мышлении) / пер. с фр. И.А. Шапиро. Ростов н/Д : Феникс, 2003. 256 с.
15] Милль Дж. С. Основы политической экономии : в 3 т. М. : Прогресс, 1980. Т. 1. 495 с.
16] Из истории мировой гуманистической мысли : антология / сост.: Ю. Шор, А. Малышевский, К. Пигров, В. Карпунин. М. : Просвещение, 1995. 432 с.
17] Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. : Правда, 1989. 607 с.
18] Квятковский Д. О. Онтологические основы в философии экзистенциализма // Вестн. Ом. унта. 2016. № 1. С. 63-67.