С.М. Чернов, аспирант, Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, Россия, [email protected]
РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПОНЯТИИ «ВОСПИТАНИЕ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ В 1960-Е ГОДЫ
В статье анализируются идеи, заложенные в понятие «воспитание» в отечественной педагогике периода 1960-х годов, их потенциал в деле решения современных проблем. Приведено соотношение общепринятого взгляда на понимание воспитания и авторских подходов к этой категории. Общепринятый взгляд представлен в справочной литературе и учебниках по педагогике исследуемого периода. Авторские взгляды - в трудах ведущих педагогов 1960-х годов: И.П. Иванова, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского. Показано взаимодействие гуманистических и социоориентированных идей в воспитании, выявлены основные тенденции этого взаимодействия. Особое внимание уделяется анализу гуманистических проявлений в понятии «воспитание», раскрывающихся в авторских трактовках. В результате исследования автор приходит к выводу, что основным фактором развития педагогической мысли рассматриваемого периода было противоречие между мощным государственным регулированием сферы образования и зарождением иного взгляда на педагогику, в центре которого лежали идеи творческого развития личности. Единство и совместное развитие противоположных педагогических идей дали колоссальный толчок для развития педагогической теории. Богатое теоретическое наследие периода 1960-х годов поможет современным педагогам найти достойный ответ на вызовы современности. Ключевые слова: воспитание, идеология, гуманистические идеи, мировоззрение, социоори-ентированный подход, государственный заказ.
Изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества, происходящие в последнее время, задают новые ориентиры во всех сферах общественной жизни, в том числе и в деле воспитания молодежи.
Нашим государством в последнее время уделяется значительное внимание вопросам воспитания молодежи. Так, на государственном и ведомственном уровнях приняты нормативные акты, определяющие стратегию воспитания. Это, прежде всего, указ Президента РФ от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», постановление Правительства № 1493 от 30 декабря 2015 года
«О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"», распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Контент-анализ текстов представленных документов позволяет сказать, что государственный заказ на воспитание сегодняшнего дня базируется на ценностях, заключенных в пространство понятий «гражданственность» и «патриотизм». Качества, бесспорно, ценные и долгое время доминировавшие в национальной образовательной традиции, однако утратившие свое значение в годы перестройки и последующее десяти-
дискуссия
журнал научных публикаций
летие, что привело, в конечном счете, к кризису в деле воспитания.
Однако, решения, принимаемые на государственном уровне, не всегда учитывают богатый опыт развития теории воспитания, что делает, по мнению автора, актуальным обращение к советскому периоду.
Выбор периода 1960-х годов не случаен. Наше внимание к нему обосновано тем, что период 1960-х годов богат разнообразными педагогическими концепциями и опытом воспитания, которые необходимо учитывать в современности для использования в теории и практике воспитания молодежи.
Цель статьи - выявить и представить, как разрабатывались и проявлялись гуманистические идеи в теории воспитания в отечественной педагогике периода 1960-х годов.
Для достижения поставленной цели осуществим анализ справочной литературы и учебников по педагогике, вышедших в рассматриваемый период, после чего проанализируем авторские трактовки понятия «воспитание».
В поле нашего зрения попали «Педагогический словарь» 1960 года издания под редакцией И. А. Каирова, «Педагогическая энциклопедия» 1964 года издания под редакцией И. А. Каирова и Ф.Н. Петрова.
В «Педагогическом словаре» воспитание трактуется как процесс передачи опыта с целью социализации человека.1 Говорится, что как процесс организованный воспитание осуществляется по следующим направлениям: умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое, вытекающим из идеалов коммунистического общества; и подчиняется принципам связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства, воспитания в труде, воспитания в коллективе,
индивидуального подхода к воспитанникам.2
В «Педагогической энциклопедии» при трактовке понятия «воспита-
Период 1960-х годов богат разнообразными педагогическими концепциями и опытом воспитания, которые необходимо учитывать в современности для использования в теории и практике воспитания молодежи.
вание. Критерий успешности воспитания при этом - личность, готовая к существованию в социалистическом строе.3 Иными словами, воспитание как педагогический процесс обретало явную социальную направленность.
Знакомство с приведенными трактовками позволяет сказать, что сущность процесса передавалось словами «формирование» и «социализация». Как бы ни различались толкования воспитания, они совпадают в описании идеала как желаемого результата педагогического процесса. Это человек, бескомпромиссно воспринимающий социалистическую реальность, готовый посвятить свою созидательную активность делу упрочения советского строя. Ядром идеала и, соответственно, основой активности является марксистско-ленинское мировоззрение.
Эти положения развивались и в учебниках по педагогике. В учебнике 1966 года издания под редакцией Г. И. Щукиной воспитание рассматривается как целенаправленное воздействие на детей и молодежь, на их сознание, поведение, поступки, при-вычки4. Как видим, к используемым ранее терминам - «социализация» и «формирование» - добавился еще один - «воздействие». Объект воспитательного влияния сужается до сознания, что рационализирует цель воспитания. Направленность формирования сознания определяет формирование мировоззрения и поведения.
Цель воспитания корректируется за счет включения в его содержание нравственного воспитания. Нравственность, в понимании авторов, не выходила за пределы ком -мунистической морали и была ориентирована на позиции, прописанные в моральном кодексе строителя коммунизма. Сущность нравственного воспитания заключалась в формировании всесторонней, гармонически развитой личности, обла-
ние» сохраняется направленность на социа- дающей научным мировоззрением, устойчи-
лизацию, однако субъектом воспитательного востью к буржуазной идеологии, пережиткам
влияния и результатом признается личность, капитализма, с развитыми интернационали-
а сам процесс рассматривается как формиро- стическими и патриотическими качествами.
В учебнике 1967 года, изданном под редакцией Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмурмана, воспитание представлено как «руководство развитием, влияние на развитие»5, где главным является приобретение воспитанниками положительного личного опыта во всех сферах жизни. Неотъемлемый признак воспитания - влияние на те или иные качества воспитуемых, на духовное и физическое развитие индивидуума. Воспитание должно осуществляется с целью формирования потребностей, интересов мотивов и чувств.
Итак, мы представили трактовки понятия «воспитание» в различных словарях и учебниках по педагогике. В них просматривается общепринятый подход к понятию «воспитание». Как процесс воспитание осуществлялось путем «формирования», «социализации» и было подчинено единой цели: воспитание активного и сознательного строителя коммунизма. Однако в этом монолитном по своему содержанию знании различаются некоторые смысловые нюансы. Они проявляются в ряду приведенных выше слов. Если «формирование» предполагает воздействие на воспитанника, гарантирующее появление запланированных качеств личности, то «руководство» несколько смягчает императивный характер педагогического влияния.
Далее мы проанализируем авторские концепции, рожденные в тот период, что даст возможность увидеть, в каком направ-
лении шло развитие понятия «воспитание». Для этого проанализируем труды ведущих педагогов 1960-х годов: Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова.
Л.И. Новикова исходила из признания доминирующей социальной природы человека и под воспитанием понимала управление процессом развития социально значимых черт личности.6 Механизмом воспитания предусматривалось включение субъекта в коллектив. Он, по мнению педагога, должен был содействовать творческому развитию личности7, следовательно, общественное и личностное развитие совпадало, а лич-ностно значимой для человека становилась общественная жизнь.
Как считал педагог, в основе целепо-лагания лежат идеалы коммунистического воспитания, дифференцированные применительно к типу учреждения, условиям его функционирования, возрасту учащихся. Общая цель - формирование всесторонне развитой личности, строителя коммунизма, достигалась при помощи комплекса воспитывающих ситуаций, моделируемых специально и возникающих спонтанно. Деятельность, как считала Л. И. Новикова, должна была быть коллективной, творческой и лич-ностно значимой.8
В работах Л.И. Новиковой личность наделялась активностью и являлась одновременно субъектом и объектом воспитания. Находясь в коллективе, она оказывала вос-
дискуссия
журнал научных публикаций
питательное воздействие на других ее членов, занимала активную сторону субъекта, вместе с тем, условия, создаваемые в коллективе, имели воспитательное воздействие и на эту личность. =
В.А. Сухомлинский под воспитанием понимал взаимодействие педагога с воспитанником, в процессе которого ребенок обретал черты «истинного» человека: способность к сопереживанию, совершенствованию и самовоспитанию, гражданственность, верность идеалам народа и страны9.
Говоря о воспитании, В.А. Сухомлин-ский писал, что необходимо «поднять» каждую личность на такую ступень «духовного, нравственного, интеллектуального, физического эстетического развития, чтобы благо общества преломлялось в личном благе, а общественные идеалы гармонично сочетались с личными идеалами»10. Такой синтез личного и общественного может стать залогом воспитания «истинного» человека, нравственный образ которого составляет гармония личностного и общественного идеала.
И.П. Иванов под воспитанием понимал двусторонний процесс, сущность которого заключается в «передаче воспитателями готового опыта и овладение воспитанниками этим опытом, а также создание нового, собственного общественно ценного опыта».11 Педагогом осмысливается идея активности воспитуемого, поэтому воспитание - субъект-субъектный процесс, в котором воспитатель помогает воспитаннику обрести новый опыт.
Основным средством воспитания И.П. Иванов считал воспитательный коллектив, где не только педагог осуществлял бы воспитательное воздействие, но и сами воспитанники воздействовали друг на друга. Методом воспитания служила «воспитательная забота» как деятельность, удовлетворяющая интересы, потребности жизненно-практические (жизненно-практическая забота) и воспитательные (воспитательная забота), где основным условием успешности было раз-
Сущность нравственного воспитания заключалась в формировании всесторонней, гармонически развитой личности, обладающей научным мировоззрением, устойчивостью к буржуазной идеологии, пережиткам капитализма, с развитыми интернационалистическими и патриотическими качествами.
витие отношения творческого содружества всех участников.
Знакомство с авторскими подходами 1960-х годов к понятию «воспитание» позволяет обнаружить, что разработка понятия велась как аккомодация трактовок, пронизанных общепринятой идеологией с ее направленностью на формирование коммунистической убежденности и гражданственности личности воспитанника, к гуманистическим идеям, зарождающимся в общественном сознании в эпоху Оттепели.
Проявлением взаимодействия идей было обращение к понятиям «управление развитием», «взаимодействие», «духовное общение», «двусторонний процесс передачи опыта между воспитателем и воспитанником», что проясняет, как шло обогащение понятия. В содержании понятия «воспитание» появлялись компоненты, которые совмещали личностное развитие и подготовку человека к выполнению его социальной роли. Воспитание социально значимых черт личности должно было осуществляться путем творческого развития воспитанника в коллективе. Это свидетельствует о том, что в педагогическом сознании 1960-х годов статус «личности» превалировал над статусом «члена общества». В целом воспитание ориентировалось на развитие человека творческого посредством совместной деятельности (Л.И. Новикова), педагогической заботы (И.П. Иванов), получения опыта эмоционально-ценностных отношений (В.А. Сухомлинский), где основную и центральную роль играл коллектив.
Официальные трактовки и авторские концепции, через которые прорывалась в педагогику зарождающаяся иная идеология, по существу не совпадали. Однако авторские концепции оставались в рамках доминирующего идеала - личности с социально значимыми качествами, научным мировоззрением, коммунистической убежденностью.
Несмотря на некоторые различия во взглядах педагогов, мы выявили домини-
рующие тенденции в разработке педагогической теории.
1. Воспитание рассматривалось в рамках двух подходов, различающихся акцентуацией ценностных приоритетов (приоритет социума над личностью в первом и приоритет развития личности во втором).
2. Развитие теории воспитания шло путем сосуществования и взаимного обогащения социоориентированных и гуманистических подходов. Вклад авторских позиций в понимание воспитания заключался в попытке сблизить два указанных выше подхода.
Таким образом, обращение к теории воспитания периода 1960-х годов позволяет нам выявить тенденции развития понятия «воспитание», установить приоритеты в становлении основных подходов. Педагогам 1960-х годов удалось разработать уникальные теоретические положения и сформировать опыт воспитания молодежи, которые можно использовать и сегодня - в условиях актуализации социального начала в понимании воспитания. Представленные теоретические концепции помогут современным педагогам сохранить гуманистические идеи и выработать педагогический опыт, отвечающий требованиям государственного заказа.
Литература
1. Педагогический словарь: в 2 т. / под ред. И. А. Ка-ирова. М.: АПН, 1960. Т. 1. С. 184.
2. Там же. С. 184-188.
3. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Сов. энцикл.,
1965. Т. 2. С. 458.
4. Щукина Г.И. Педагогика: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 1966. С. 34.
5. Королев Ф.Ф. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 1967. С. 103.
6. Новикова Л.И. Путь к творчеству. М.: Педагогика, 1966. С. 12.
7. Там же. С. 10.
8. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема // Советская педагогика.
1966. № 11. С. 19.
9. Чернов С.М. Разработка понятия «воспитание» в отечественной педагогике в 1960-х годах // Новая наука: Теоретический и практический взгляд: Междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак: АМИ, 2016. Ч. 2. С. 98.
10. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. Киев: Радянська школа, 1965. С. 7.
11. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов (из опыта школ Ленинграда и Ленинградской области) [Электронный ресурс]. URL: http://www. kommunarstvo. ru/biblioteka/bibivavos. html (дата обращения: 12.05.2016).
THE DEVELOPMENT OF HUMANISTIC IDEAS IN THE CONCEPT OF "EDUCATION" IN DOMESTIC PEDAGOGY OF THE 1960S
S.M. Chernov, postgraduate, Pedagogical Institute of Pacific National University, Khabarovsk, Russia, [email protected]
The article analyzes the concept of "education" in the national pedagogy of the period 1960s and reveals their potential to solve contemporary problems. It provides a correlation of generally accepted view over understanding of upbringing and author approaches to this category. The conventional view is presented in reference books and textbooks on pedagogy of the study period. More views are represented in the pedagogical writings of leading educators of the 1960s: I. P. Ivanov, L. I. Novikova and V A. Sukhmlynsky. The paper shows the interaction of humanistic and socially-oriented ideas in education and also exposes the main tendencies of this interaction. Special attention is paid to the analysis of humanistic manifestations in the notion "upbringing", revealed in the author interpretations. Taking into account the investigation's outcomes the author comes to the conclusion that the basic factor of pedagogical idea's development of this period was a contradiction between powerful state regulation of the education sphere and origin of the other view over pedagogy, the center of which was creative development of personality. Unity and joint development of opposite pedagogical ides gave a dramatic
promotion for the development of pedagogical theory. The rich theoretical heritage of this period can help contemporary pedagogues to find answers for all challenges ofpresent day.
Key words: education, ideology, humanistic ideas, worldview, soicially-orientedapproach, "state order".
References
1. Kairov I.A. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. M.: APN, 1960. T.1. S. 184.
2. Kairov I.A. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. M.: APN, 1960. T.1. S. 184 - 188.
3. Kairov I.A. Pedagogicheskaya ehnciklopediya [Pedagogical encyclopedia]. M.: Sovetskaya ehnciklopediya, 1965. T.2. S 458.
4. SHCHukina G.I. Pedagogika [Pedagogy]: Uchebnik dlya vuzov M.: Prosveshchenie, 1966. S. 34.
5. Korolev F.F. Obshchie osnovy pedagogiki [Pedagogical foundations of the community]. Uchebnik dlya vuzov M.: Prosveshchenie,1967. S.103.
6. Novikova L.I. Put' k tvorchestvu [The path to creativity]. M.: Pedagogika, 1966. S. 12.
7. Novikova L.I. Put' k tvorchestvu [The path to creativity]. M.: Pedagogika, 1966. S. 10.
8. Novikova L.I. Kollektiv i lichnost' kak pedagog-icheskaya problema [Team and personality as a pe-
dagogical problem] // Sovetskaya pedagogika. 1966. № 11. S. 19.
9. CHernov S.M. Razrabotka ponyatiya «vospitanie» v otechestvennoj pedagogike v 1960-h godah [The development of the concept of «education» in the national pedagogy in the 1960-ies] // Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad. Mezhdunarod-naya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Sterli-tamak: AMI, 2016. CH. 2 S. 98.
10. Suhomlinskij V.A. Vospitanie lichnosti v sovet-skoj shkole [Education of the individual in the Soviet school]. Kiev: Radyans'ka shkola, 1965. S. 7.
11. Ivanov I.P. Vospityvat' kollektivistov (iz opyta shkol Leningrada i Leningradskoj oblasti) [To educate the collectivists (from the experience of schools of Leningrad and Leningrad region)]. URL: http:// www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivavos.html (accessed: 12.05.2016).