Научная статья на тему 'Развитие государственного регулирования финансового рынка в контексте формирования международного финансового центра в России'

Развитие государственного регулирования финансового рынка в контексте формирования международного финансового центра в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GLOBAL FINANCIAL CENTRE / FINANCIAL MARKET / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотова А. И., Шевченко Д. А.

В статье рассматриваются современные приоритеты трансформации структуры и содержания государственного регулирования финансовых рынков, обусловленные необходимостью формирования международного финансового центра в России. Обозначены основные реализуемые мероприятия и предложения экспертов по развитию государственного регулирования. Большинство из них направлено не только на повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, но и на развитие его внутреннего потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of state regulation of financial markets in the context of creating an international financial center in Russia

The article reviews current priorities of the transformation the structure and content of government regulation of financial markets caused by the need to develop an international financial center in Russia. Indicated the main implemented activities and experts. suggestions on the development of state regulation. Most of them are aimed not only at improving the competitiveness of the Russian financial market, but also to develop its internal capacity.

Текст научной работы на тему «Развитие государственного регулирования финансового рынка в контексте формирования международного финансового центра в России»

ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

155

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА В РОССИИ

ЗОТОВА А.И.,

кандидат экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, е-mail: aizotova@sfedu.ru;

ШЕВЧЕНКО Д.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, е-mail: dashevchenko@sfedu.ru

В статье рассматриваются современные приоритеты трансформации структуры и содержания государственного регулирования финансовых рынков, обусловленные необходимостью формирования международного финансового центра в России. Обозначены основные реализуемые мероприятия и предложения экспертов по развитию государственного регулирования. Большинство из них направлено не только на повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, но и на развитие его внутреннего потенциала.

Ключевые слова: международный финансовый центр; финансовый рынок; государственное регулирование.

The article reviews current priorities of the transformation the structure and content of government regulation of financial markets caused by the need to develop an international financial center in Russia. Indicated the main implemented activities and experts' suggestions on the development of state regulation.

Most of them are aimed not only at improving the competitiveness of the Russian financial market, but also to develop its internal capacity.

Keywords: Global Financial Centre; Financial Market; Government Regulation.

Коды классификатора JEL: G15 G18.

Развитие финансовой глобализации приводит к тому, что национальные финансовые системы постепенно интегрируются в единое международное пространство, теряя собственную самостоятельность при усилении зависимости от иностранных капиталов и транснациональных финансовых операторов. Постепенно сокращается количество стран, в которых могут сохраниться полноценные финансовые рынки. С одной стороны, это объективно обусловленный процесс, связанный с формированием более эффективных механизмов перераспределения капитала, минимизирующих риски и трансакционные издержки участников финансового процесса в мировом масштабе. С другой стороны, отсутствие в стране сильного и относительно независимого от внешних участников финансового рынка становится признаком слабости национальной экономической системы, недостаточности ее инвестиционного и инфраструктурного потенциала для самостоятельного решения задач формирования и перераспределения финансовых потоков.

Наличие сильного национального финансового рынка в контексте сокращения барьеров для транснационального перемещения капиталов возможно только при условии поддержания высокой степени его конкурентоспособности по сравнению с другими полюсами притяжения финансовых потоков. Поэтому стремление сохранить мощный и самостоятельный национальный финансовый рынок при усилении глобальной финансовой конкуренции с необходимостью предполагает формирование в стране международного финансового центра, предлагающего привлекательные условия как для местных, так и для иностранных операторов рынка капиталов.

Таким образом, задачу создания в России международного финансового центра (МФЦ) следует считать вполне логичной, имеющей стратегическое геополитическое и экономическое значение. Несмотря на то, что отдельные экономисты предлагают различные атрибутивные признаки международного финансового центра, обобщенно

© А.И. Зотова, Д.А. Шевченко, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

финансовый центр характеризуется как рынок (географически представленный в городе или стране), обеспечивающий перераспределение значительных объемов финансовых ресурсов на основе функционирования комплекса кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, финансовые и кредитные операции с использованием преимущественно международных финансовых инструментов.

В имеющем международное признание рейтинге мировых финансовых центров английской компании Z/Yen Group весной 2011 г. Москва была включена в число развивающихся центров-претендентов на глобальном уровне. Однако по значению индекса (506 баллов) Москва существенно отстает не только от лидирующих глобальных финансовых центров, но и от большинства международных и локальных центров. В сводном рейтинге Москва занимает лишь 68 место (табл. 1), хотя в рейтинге весной 2009 г. находилась на 60-й позиции.

Таблица 1

Рейтинг мировых финансовых центров по версии Z/Yen Group (на март 2011 г.) [11]

МФЦ Место в рейтинге Значение индекса Место в рейтинге на март 2010 г. Значение индекса (март 2010 г.)

Лондон 1 775 =1 775

Нью-Йорк 2 769 =1 775

Гонконг 3 759 3 739

Сингапур 4 722 4 733

Токио =5 694 5 692

Шанхай =5 694 11 668

Манила 66 519 66 527

Багамы 67 517 59 557

Москва 68 506 68 516

Санкт-Петербург 69 504 70 501

Эр-Рияд 70 500 69 507

Стамбул 71 494 74 470

Будапешт 72 468 72 481

Афины 73 457 73 480

Таллин 74 456 71 488

Рейкьявик 75 436 75 447

По результатам исследования Z/Yen Group, прозрачное и предсказуемое регулирование, а также государственная поддержка финансового сектора относятся к числу основных факторов, определяющих оценку степени развития и конкурентоспособности МФЦ. Причем наибольшее значение в качестве позитивного сигнала для участников финансового рынка имеет «долгосрочная стабильность системы регулирования» [11]. Таким образом, вполне закономерно то, что практически любые действия государства по развитию инфраструктуры и системы регулирования финансового рынка связываются с перспективой создания в России международного финансового центра [8]: данная перспектива задает объективные ограничения и критерии принятия решений по трансформации инфраструктурных и регулирующих институтов российского финансового рынка.

Как показывает международный опыт и общая характеристика существующих глобальных мировых финансовых центров, при создании МФЦ определяющее значение имеют [1, с. 196]: во-первых, наличие достаточных ресурсов, аккумулируемых на финансовом рынке; во-вторых, эффективный режим привлечения дополнительных ресурсов в целях их последующего размещения в финансовые инструменты. Поэтому одной из ключевых составляющих в процессе создания конкурентоспособного международного финансового центра является система государственного регулирования финансового рынка, обеспечивающая эффективное воздействие на деятельность всех его участников в соответствии с избранными государством целями и принципами со стороны общественных органов государственной власти. Эта система должна соответствовать современным представлениям о содержании, приоритетах и границах обоснованного вмешательства государства в функционирование рыночных институтов, способствовать повышению эффективности рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, а также привлечению международных потоков капитала.

Несмотря на то, что мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на формирование приоритетов и понимание основного содержания государственного регулирования финансовых рынков, ключевые проблемы российского финансового сектора, обусловливающие необходимость и направления дальнейшей модернизации системы регулирования, остались прежними. Они связаны с недостаточным уровнем развития и «зрелости» инфраструктуры российского финансового рынка, недостаточностью внутренних инвестиционных ресурсов, низкой инвестиционной привлекательностью финансовых инструментов. Поэтому в рамках совершенствования правового регулирования на финансовом рынке в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. выделены следующие задачи [9]:

■ повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора;

■ снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

■ обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке;

■ развитие и совершенствование корпоративного управления;

■ принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Конкретные мероприятия по совершенствованию государственного регулирования предполагают, с одной стороны, модернизацию институциональной структуры системы регулирования и надзора, а с другой - выбор направлений и инструментов воздействия на деятельность участников финансового рынка. В последнее время оба аспекта активно обсуждаются экономистами и политиками, а органы власти принимают отдельные решения, определяющие будущий облик и перспективы развития государственного регулирования с учетом стремления к формированию в России МФЦ.

В рамках институционального аспекта развития государственного регулирования центральным решением последних лет стало присоединение к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) Федеральной службы страхового надзора. В сферу полномочий обновленной ФСФР также попадут, например, микрофинансовые организации, которые только в 2011 г. введены в правовое поле путем принятия соответствующего закона [10, с. 66]. Это позволяет рассматривать данный орган власти как единую структуру, осуществляющую надзор за всеми небанковскими сегментами финансового рынка, преодолевающую сложившуюся в России фрагментарность регулирования отдельных секторов рынка, которые слишком сильно взаимосвязаны.

Реформирование ФСФР означает по сути отход от ведомственного (институционального) принципа работы органов регулирования, когда регулирование осуществляется дифференцированно по конкретным группам финансовых институтов разными надзорными органами. В условиях размывания границ между отдельными видами деятельности на финансовом рынке необходимо базироваться на функциональном принципе, когда отслеживается деятельность, связанная с привлечением или размещением капитала, а не юридическое лицо. Должна быть выявлена вся цепочка взаимосвязей и взаимовлияния субъектов финансового рынка, особенно если изначально они занимаются различными видами финансовой деятельности [4]. В ситуации, когда финансовые риски концентрируются не у юридических лиц, а в системе их взаимосвязей, благодаря функциональному подходу регулятор может более объективно и оперативно отслеживать ситуацию.

С позиции архитектуры государственного регулирования принципиальным также является вопрос о разграничении законотворческих и надзорных полномочий. В силу того, что финансовый рынок в России формировался в условиях трансформации экономических отношений, его ведомственные регуляторы были наделены полномочиями не только по надзору за исполнением законодательства, но и по разработке отраслевой нормативной базы, которая порой подменяла существующее законодательство [5, с. 16]. Наиболее приемлемым вариантом, который мог бы быть реализован при реформировании ФСФР, было бы разделение функций нормотворчества и контроля исполнения нормативных актов, когда первая возлагается на Министерство финансов, а вторая полностью переходит к ФСФР. Однако, учитывая имеющийся опыт и сложившиеся традиции, пока реализация такого подхода в России представляется маловероятной.

В настоящее время компетенция и структура регулирующих органов (прежде всего ФСФР) ориентированы в первую очередь на регламентирование профессиональной деятельности участников рынка и надзор, который зачастую носит формальный характер проверки соблюдения установленных норм деятельности. Вместе с тем во многих развитых странах реализована концепция пруденциального (разумного) регулирования финансовых институтов, позволяющего выявлять потенциальные возможности осложнений и проблем в их функционировании. Участники российского рынка отмечают, что его регулирование должно развиваться именно в этом направлении, должна быть построена система пруденциального надзора, которая могла бы предоставить рынку адекватную информацию о состоянии отдельных участников и рынка в целом, распространять информацию о типовых нарушениях и т.д. [10].

Выбор направлений и инструментов воздействия на деятельность участников финансового рынка как второй аспект развития государственного регулирования финансовой сферы связан, на наш взгляд, с применением мер косвенного (экономического) регулирования, воздействующих не на нормы и процедуры, но на интересы и экономические мотивы участников рынка. Государству следует оперативно отражать в нормативных актах и обеспечивать соответствующими механизмами регулирования объективно необходимые спонтанно появляющиеся на рынке инструменты и явления, а также целенаправленно формировать рыночную инфраструктуру и использовать рычаги косвенного воздействия, в частности, систему налогообложения. При этом для формирования предпосылок конкурентных преимуществ России как МФЦ следует учитывать опыт наиболее эффективных аналогичных институтов на финансовых рынках развитых стран. Только понятные иностранным инвесторам и операторам финансового рынка механизмы и инструменты в среде, близкой по своим параметрам к международным стандартам, сделают финансовый центр в Москве привлекательным для мирового капитала. В этом направлении в России приняты принципиальные решения и реализуются конкретные меры.

Прежде всего, это консолидация биржевой инфраструктуры. В табл. 2 представлены количественные показатели, характеризующие современный уровень развития крупнейшей российской биржи ММВБ в сравнении с биржами, образующими центральные элементы инфраструктурных систем основных международных финансовых центров.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

Таблица 2

Сравнительная характеристика крупнейших мировых фондовых бирж [составлено по данным 12]

Город, фондовая биржа Место в рейтинге МФЦ Количество компаний, имеющих листинг на январь 2011 г. Объем торгов акциями в 2010 г. млн долл. Объем торгов облигациями в 2010 г. млн долл.

местные иностранные

Лондон, London SE Group 1 2354 600 2 741 325 4 028 947

Нью-Йорк, NYSE 2 1796 520 17 795 600

Гонконг, Hong Kong Exchanges 3 1403 17 1 496 433

Сингапур, Singapore Exchange 4 462 320 289 307 4 617

Токио, Tokyo SE Group 5 2279 12 3 787 952 4 174

Шанхай, Shanghai SE 5 899 NA 4 496 194 76 209

Москва, MICEX (ММВБ) 68 249 1 408 078 232731

Данные свидетельствуют о существенном отставании основной российской биржи от лидирующих фондовых площадок мира, о незначительном количестве обращающихся финансовых инструментов: количество акций, имеющих листинг, а также объемы торгов ценными бумагами на ММВБ в разы меньше аналогичных показателей других анализируемых бирж. Однако Концепция создания МФЦ в России предусматривает, что до 2012 г. одна из российских фондовых бирж должна войти в число 12 мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещения акций и облигаций, а доля иностранных бумаг в биржевом обороте должна составлять не менее 10% [3]. Кардинальным шагом, направленным на преобразование финансовой инфраструктуры и формирование глобальной торговой площадки в России, является консолидация основных российских бирж ММВБ и РТС с последующим проведением IPO, поэтапно реализуемая с начала 2011 г. Цель данного слияния состоит в том, чтобы создать единую мощную биржевую структуру, централизованную систему учета, повысить надежность и капитализацию расчетно-клиринговой инфраструктуры.

Проектная группа по совершенствованию финансовой инфраструктуры и регулированию финансового рынка в рамках развития регулирования рынка предлагает также ряд мер [6], среди которых следует выделить:

♦ введение института собрания облигационеров;

♦ признание иностранных депозитариев в качестве номинальных держателей ценных бумаг без дополнительного требования открытия счета в локальном депозитарии;

♦ формирование единого центра раскрытия корпоративной информации с бесплатным доступом для инвесторов;

♦ создание центров оценки стоимости низколиквидных финансовых инструментов;

♦ совершенствование процедуры эмиссии ценных бумаг;

♦ упрощение порядка работы российских инвесторов с иностранными финансовыми инструментами.

Проектная группа по корпоративному праву и управлению, налогообложению финансовых операций также

предлагает мероприятия, которые следует отнести к экономическим инструментам государственного регулирования финансового рынка. Основными из них являются, на наш взгляд, следующие:

♦ совершенствование налогообложения операций с такими финансовыми инструментами, как депозитарные расписки (АДР, ГДР, РДР), еврооблигации российских эмитентов, сложные деривативы;

♦ освобождение финансовых услуг от обложения НДС;

♦ совершенствование налогообложения доходов физических лиц, полученных от инвестиционных операций;

♦ повышение степени открытости публичных компаний и развитие институтов корпоративного управления.

Таким образом, следует признать, что экспертное сообщество и органы государственной власти осознают необходимость новаций в механизмах функционирования и регулирования финансового рынка. Большая организационная, исследовательско-аналитическая и методическая работа проектных групп по созданию международного финансового центра в Москве, а также решения, принимаемые органами власти, свидетельствуют о том, что основой институциональной и содержательной модернизации регулирования остается необходимость развития внутреннего инвестиционного потенциала и привлекательности отечественного финансового сектора для иностранных игроков. В то же время вектор трансформации содержательных направлений и инструментов государственного регулирования задается преимущественно внешними условиями развития российского финансового рынка, а также приоритетной задачей формирования в России международного финансового центра. Последовательная реализация предлагаемых мероприятий в перспективе позволит преодолеть традиционные проблемы отечественного финансового рынка, связанные с защитой интересов инвесторов и обеспечением эффективного перераспределения финансовых ресурсов, и достичь целей по предотвращению кризисных явлений в российской финансовой системе и формированию в России международного финансового центра.

ЛИТЕРАТУРА

1. БулатовВ.В. Новая архитектура фондового рынка и финансового пространства России. М.: Наука, 2009.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

3. Концепция создания МФЦ в Российской Федерации (одобрена Правительством РФ 05 февраля 2009 г.).

4. Котляров М., Ломтатидзе О. Повышение эффективности регулирования финансового рынка // Финансы. 2011. № 1.

5. Лансков П. Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования // Рынок ценных бумаг. 2008. № 9.

6. Официальный сайт Рабочей группы по созданию МФЦ в Москве / http://www.mfc-moscow.com/.

7. Распоряжение правительства Москвы от 7 августа 2008 г. № 1801-РП «О первоочередных мерах по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг».

8. Саватюгин А.Л. Финансовый бизнес не должен быть «дешевой игрушкой»» // Рынок ценных бумаг. 2011. № 1.

9. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р.).

10. Финансовый рынок: новые реалии и перспективы // Финансы. 2011. № 6.

11. The Global Financial Centres Index 9 // Z/Yen Group and the City of London, March 2011.

12. World Federation of Exchanges / http://www.world-exchanges.org.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.