Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / РАСХОДЫ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашев Николай Борисович

Данная статья посвящена актуальным вопросам финансирования в сфере здравоохранения в Российской Федерации в эпоху цифровой трансформации экономики во многих сферах жизнедеятельности. В статье показана устойчивая связь между объемом финансирования здравоохранения и показателями продолжительности жизни и смертности в нашей стране. Выявлено влияние пандемии 2020 года на отрицательную динамику этих показателей. Указано на необходимость дальнейшего внедрения методов повышения эффективности государственных расходов в области здравоохранения. Показано положительное влияние бюджетного финансирования с использованием методов бюджетирования ориентированного на конкретные результаты и программно-целевого метода финансирования. Проведен анализ существующих механизмов оценки эффективности здравоохранения и процессов его финансирования, необходимых для учета в автоматизированных системах управления расходами на здравоохранение для достижения поставленных целей. Для повышения эффективности системы здравоохранения и формирования общества будущего в статье обосновывается применение технологий сбалансированной системы показателей и бережливого производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PUBLIC FINANCIAL MANAGEMENT IN THE FIELD OF HEALTHCARE

This article is devoted to topical issues of financing in the field of healthcare in the Russian Federation in the era of digital transformation of the economy in many spheres of life. The article shows a stable relationship between the amount of healthcare funding and indicators of life expectancy and mortality in our country. The impact of the 2020 pandemic on the negative dynamics of these indicators has been revealed. The need for further implementation of methods to improve the efficiency of public spending in the field of healthcare is indicated. The positive impact of budget financing using results-based budgeting methods and the program-targeted method of financing is shown. The analysis of the existing mechanisms for assessing the effectiveness of healthcare and its financing processes necessary for accounting in automated systems for managing healthcare costs to achieve the set goals is carried out. To improve the efficiency of the healthcare system and the formation of the society of the future, the article substantiates the use of technologies of a balanced scorecard and lean manufacturing.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ФИНАНСЫ. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. КРЕДИТ

Развитие государственного финансового менеджмента в сфере здравоохранения

Балашев Николай Борисович,

к.т.н., доцент кафедры «Финансы и учет» Тульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

E-mail: nbbalashev@fa.ru

Данная статья посвящена актуальным вопросам финансирования в сфере здравоохранения в Российской Федерации в эпоху цифровой трансформации экономики во многих сферах жизнедеятельности. В статье показана устойчивая связь между объемом финансирования здравоохранения и показателями продолжительности жизни и смертности в нашей стране. Выявлено влияние пандемии 2020 года на отрицательную динамику этих показателей. Указано на необходимость дальнейшего внедрения методов повышения эффективности государственных расходов в области здравоохранения. Показано положительное влияние бюджетного финансирования с использованием методов бюджетирования ориентированного на конкретные результаты и программно-целевого метода финансирования. Проведен анализ существующих механизмов оценки эффективности здравоохранения и процессов его финансирования, необходимых для учета в автоматизированных системах управления расходами на здравоохранение для достижения поставленных целей. Для повышения эффективности системы здравоохранения и формирования общества будущего в статье обосновывается применение технологий сбалансированной системы показателей и бережливого производства.

Ключевые слова: здравоохранение, эффективность, результативность, расходы, бережливое производство.

Ое

Введение

В настоящее время многие государства уже находятся на стадии цифровой трансформации экономики, в Германии этот процесс определяется как «Индустрия 4.0», в Соединенных Штатах Америки -«Промышленный интернет-консорциум», в Японии «Общество 5.0», а в РФ - «Цифровая экономика». Направление цифровых стратегий касается изменения общества в социально-экономическом аспекте с помощью современных электронно-вычислительных и интернет возможностей во всех отраслях жизнедеятельности общества, в том числе сельскохозяйственной, энергетической сфере, финансовом секторе, образовательной, здравоохранительной системе и так далее.

Здоровье нации определяется в качестве чрезвычайно важного направления, которое отображает качество жизни населения. Оно входит в перечень приоритетов социально-экономической политики нашей страны и направлено на нормализацию демографической проблемы [9].

В виду существенной ограниченности государственных бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов особое значение приобретает применение современных цифровых технологий управления здравоохранением для эффективного и результативного использования имеющихся ресурсов для его развития. Таблица 1 отражает динамику государственных расходов на здравоохранение. Жирным шрифтом выделены фактические показатели по данным официальных источников [2, 3, 11-16].

Анализируя динамику расходов на здравоохранительную систему (табл. 1) можно сделать следующие выводы по анализируемому периоду 20182024 гг.

1. Фактические расходы государства оказываются существенно больше планируемых, так как, именно за счет государственных расходов компенсируются дополнительные расходы, когда возникает объективная необходимость дополнительного финансирования, например, в условиях противодействия пандемии.

2. Фактические суммарные расходы федерального бюджета с 2018 по 2022 г. по сравнению с плановыми увеличились в 1,26 раза, причем основной рост пришелся на период 20202021 гг. для преодоления проблем, вызванных

пандемией, при этом фактические расходы федерального бюджета в 2022 г. увеличились по сравнению с расходами 2018 г. в 2,85 раза.

3. Расходы ФФОМС соответствовали плановым, не превышая их, за исключением 2021 г., когда превышение составило 24,1 млрд руб., общий рост расходов ФФОМС за период с 2018 по 2022 г. составил 1,41 раза, что точно соответствует росту ВВП за этот же период.

4. Расходы бюджетов субъектов РФ на здравоохранение увеличились в рассматриваемый период в 1,68 раза.

5. Основная финансовая нагрузка в области здравоохранения лежит на ФФОМС - 52% в рассматриваемом 5-и летнем периоде, на доли федерального и региональных бюджетов приходится примерно одинаковые суммы финансирования - 24,5% и 23,5%, соответственно.

6. Доля суммарных расходов на здравоохранение по отношению к ВВП увеличилась в 1,2 раза с 3,2% до 3,9% и в плановом периоде должна достигнуть 4,1%.

Таблица 1. Структура и динамика расходов на здравоохранение, млрд руб.

Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2022/2018 индекс

Расходы федерального бюджета, плановые 460,1 637,2 996,1 1123,3 1234,6 1451,9 1474,7 2,68

Расходы федерального бюджета, фактические 537,3 713,0 1334,4 1473,9 1533,0 ' - 2,85

Индекс 1,17 1,12 1,34 1,31 1,24 1,26

Расходы бюджета ФФОМС, плановые 1994,1 2190,2 2368,6 2545,4 2801,1 3219,3 3433,7 1,40

Расходы бюджета ФФОМС, фактические 1988,5 2186,7 2360,5 2569,5 2797,1 - 1,41

Расходы бюджетов субъектов РФ, фактические 790,1 890 1244,4 1123,9 1325,9 1345,8 1591,6 1,68

Всего расходов 3315,9 3789,7 4939,3 5167,3 5656 6017 6500 1,71

ВВП 103862 109242 106968 131015 146065 149949 159714 1,41

Доля в ВВП,% 3,2 3,5 4,6 3,9 3,9 4,0 4,1 1,2

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, медицинская помощь для граждан страны в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно [1]. Таким образом, особую важность приобретает проблема, связанная с определением источников и объемов финансирования расходов здравоохранительной системы, а также определением уровня их эффективности.

В соответствии со статьей Закона об охране здоровья и граждан [4], охрана здоровья населения финансируется из следующих источников:

1) средства бюджетных фондов различных уровней;

2) средства, используемые в медицинском страховании обязательного и добровольного характера;

3) средства целевых фондов, посредством которых обеспечивается охрана здоровья населения;

4) средства предприятий, организаций, субъектов хозяйствования, объединений общественного типа государственного и муниципального уровней;

5) банковские кредиты, а также средства иных кредиторов;

6) взносы, внесенные на безвозмездной и благотворительной основе;

7) иные источники, предусмотренные российским законодательством.

Средств этих источников должно быть достаточно как для поддержания функционирования современной здравоохранительной системы, так и для ее развития. В связи с бюджетным дефицитом, а также дефицитом бюджета системы медицинского страхования увеличиваются частные расходы на здравоохранение.

Если говорить о расходах консолидированного бюджета на здравоохранительную систему, то следует отметить постепенный рост ее доли от 3,2% до 4,1% валового национального продукта в рассматриваемый период (см. табл. 1). Однако данный показатель значительно меньше по сравнению с аналогичным показателем в государствах с развитой экономикой, где он превышает 10-процентный порог.

Оценка эффективности применения финансовых ресурсов в здравоохранительной системе предусматривает нецелесообразность использования стандартных критериев, которые применяются в теории и практике при оценивании того, насколько эффективными являются финансовые процессы и инвестиционные проекты коммерческих предпри-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

ятий (чистый нераспределенный доход, внутренняя норма прибыли и другие).

Оценка эффективности здравоохранительных систем должна осуществляться с учетом социальных показателей. Подходы к определению данных показателей в теории и практике имеют различные вариации.

В соответствии с положением всемирной организации здравоохранения, результаты здравоохранительной системы должны быть оценены посредством следующих показателей:

увеличения продолжительности жизни более 80 лет;

общего уровня здоровья, отследить который позволяет оценка важнейших показателей состояния организма, для этого нужны интегральные показатели, например, количество обращений пациентов к врачам;

Таблица 2. Продолжительность жизни 2015-2020 гг. [8]

доступа к медицинскому обслуживанию различных групп населения;

удовлетворенности людей качеством оказываемых услуг.

Президент РФ в своем послании к Федеральному Собранию отмечает, что в качестве главной цели государства выступает сохранение российского народа и благополучие граждан РФ. При этом, как подчеркивается в послании, наиболее важным базовым показателем благосостояния населения и государства является ожидаемая продолжительность жизни, при этом Президент сообщает, что к концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет [7]. В таблице 2 отражена динамика данного показателя.

Годы Все население Городское население Сельское население

всего мужчины женщины всего мужчины женщины всего мужчины женщины

2015 71,39 65,92 76,71 71,91 66,38 77,09 69,9 64,67 75,59

2016 71,87 66,5 77,06 72,35 66,91 77,38 70,5 65,36 76,07

2017 72,7 67,51 77,64 73,16 67,9 77,96 71,38 66,43 76,66

2018 72,91 67,75 77,82 73,34 68,11 78,09 71,67 66,75 76,93

2019 73,34 68,24 78,17 73,72 68,56 78,41 72,21 67,36 77,39

2020 71,54 66,49 76,43 71,81 66,67 76,61 70,69 65,97 75,82

Согласно данным таблицы 2 в стране до 2020 года существовала устойчивая тенденция повышения продолжительности жизни и лишь пандемия 2020 года внесла коррективу в этот процесс, увеличив смертность по отношению к 2019 году на 17,9% (таблица 3) [10].

На демографию влияет множество факторов, но многие ученые и специалисты отмечают прямую связь между показателями продолжительности жизни, смертности и уровнем вложений в здравоохранение (табл. 2 и 3).

Таблица 3. Финансирование здравоохранения и смертность населения РФ

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Смертность тыс. чел 1 926 1906 1 872 1 912 1 909 1 891 1824 1 818 1801 2 124 2 440

Финансирование здравоохранения, млрд руб. 1 933 2 283 2 318 2 533 2 861 3 124 2 821 3 316 3 790 4 939 5 167

Финансирование здравоохранения с учетом инфляции, млрд руб. 1 822 2 019 1 926 1 889 1 890 1 959 1725 1 944 2 158 2 681 2 587

Индекс инфляции по отношению к 2010 году 1,061 1,131 1,204 1,34 1,513 1,595 1,635 1,705 1,756 1,843 1,997

Данные таблицы 3 частично подтверждают эту тенденцию в период с 2011 по 2019 г., когда происходило существенное, почти в 2 раза, увеличение финансирования в текущих ценах с превышением индекса инфляции в этот период в 1,756 нарастающим итогом. Смертность в этот период имела тенденцию к сокращению с индексом 0,935, т.е. уменьшилась на 6,5%.

Реальные расходы на здравоохранение с учетом инфляции по отношению к базовому 2011 году увеличились только в 1,18 раза к концу 2019 года. Причем реальные расходы за это время имели тенденцию уменьшения в период 2013-2015 гг. и за 2017 г. (см. табл. 3).

Пандемия коронавируса внесла свои существенные коррективы в рассматриваемые показа-

тели значительно увеличив смертность населения в 1,36 раза в 2021 году по отношению к 2019 году и потребовало не менее значительного финансирования на здравоохранение в 1,24 раза больше-

го в 2020 году и в 1,2 раза большего в 2021 году в реальных ценах с учетом инфляции по сравнению с 2019 г. (рис. 1).

6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

■ Смертность тыс. чел

■ Финансирование здравоохранения с учетом инфляции, млрд. руб

■ Финансирование здравоохранения, млрд. руб

Рис. 1. Динамика смертности и объема финансирования здравоохранения

По словам министра здравоохранения РФ В. Му-рашко, базовая концепция развития здравоохранительной системы в России заключается в том, чтобы была создана национальная система, ориентированная на пациентов и объединяющая все медицинские учреждения, вне зависимости от формы собственности и принадлежности к ведомству. Такая система должна быть создана на основе общих требований к доступности и качеству медицинской помощи и квалификационному уровню медицинских сотрудников. Эта система должна обеспечить сбор, накопление, систематизацию и анализ всех сведений о пациенте в единой электронной карте, чтобы на основе динамики диагностических показателей формировался текущий диагноз и прогноз состояния пациента и формировались рекомендации по профилактике и лечению. Автоматизацию постановки диагноза и рекомендация по лечению может обеспечить комплекс централизованного нейросетевого программного обеспечения, а окончательное назначение рекомендованного лечения должно осуществляться пациенту лечащим врачом.

На сегодняшний день, в соответствии с приказом Минздрав РФ от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», осуществлена разработка определенных критериев оценки качества медицинской помощи, которые и действуют в данный период времени [5]. Они характеризуют и оценивают помощь, которая оказывается медицинскими сотрудниками пациентам, а также соответствие выполняемой ими работы принятым стандартам. В целом можно говорить о наличии трех уровней оценки эффективности расходов в здравоохранительной системе: - эффективности в социальном аспекте (показатели здоровья общества - смертность, обусловленная контролируемыми причинами, инвалидность в первичной форме, временная нетрудоспособность в связи с заболеваниями и так далее). Власти исполнительного и зако-

нодательного типа проводят оценки на макроуровне при участии организаций общественного типа и граждан;

- эффективность структуры (показатели программы гарантий государственного уровня по разновидностям медицинской помощи - экстренная, амбулаторная, стационарная). Органы здравоохранения проводят оценку на уровне сектора здравоохранения муниципалитета или региона в целом по следующим показателям: наличие кадров в системе здравоохранения, технологии, используемые в процессе лечения, квалификация кадров, качество медицинской помощи, а также достаточное финансирование данной отрасли;

- эффективность в медицинском и экономическом аспекте (показатели достижения в лечении конкретных заболеваний с использованием разных методов и схем лечения по количеству вылеченных и по смертности от заболевания). Органы управления медицинскими организациями проводят оценки на уровне данных организаций.

Каждый из указанных уровней характеризуется использованием одного из трех практических методов анализа уровня эффективности:

- минимизация затрат;

- «затраты - эффективность»;

- «затраты - полезность».

В настоящее время продолжается реформирование бюджетного процесса в РФ. Как и ранее, при этом осуществляется переход к управленческой модели финансовыми ресурсами на государственном и муниципальной уровне - бюджетированию, ориентированному на определенные результаты. При этом в данном направлении уже многое сделано, прежде всего создана законодательная основа. Осуществлен запуск «Электронного бюджета», предназначенного для формирования единого информационного пространства и применения информационных технологий в процессе управления

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

финансовыми ресурсами на государственном и муниципальном (публичном) уровне.

В различных странах мира, имеющих развитую экономику (таких как Великобритания, Австралия, Соединенные Штаты Америки и др.), уже давно в качестве средства увеличения качества управления бюджетным процессом применяется бюджетирование. Как показывает международный опыт, применение бюджетирования, которое направлено на достижение результата, в реальности способствует увеличению уровня эффективности и прозрачности управления финансовыми ресурсами, принадлежащими государству, когда бюджетные средства распределяются в соответствии со стратегическими целями и тактическими задачами, направленными на достижение тех или иных результатов. При этом в качестве основания бюджетных решений выступают не размеры расходов по определенным статьям классификации в экономическом аспекте или цена выполнения конкретных функций (образовательная сфера, здравоохранительная система, деятельность правоохранительных служб), а объем бюджетного финансирования, посредством которого обеспечивается определенный результат.

Эффективное, прозрачное и ответственное управление финансами, способствующее росту экономики, развитию государства, является необходимым условием улучшения качества жизни граждан.

Для будущего развития существующих тенденций необходимо произвести внедрение сбалансированной системы показателей и концепции бережливого производства в практику оценки и исследования эффективности здравоохранительной системы РФ [6]. Нужно подчеркнуть, что создание сбалансированной системы показателей было произведено в качестве инструмента, который дает возможность координирования действий подразделений и работников для достижения основной цели, которая стоит перед организацией. Любая организация предстает перед серьезной задачей, связанной с выполнением стратегических планов. И в данном случае не подлежат исключению учреждения, принадлежащие к медицинской сфере. В обязанность менеджеров входит координирование отдельных действий и действий сотрудников таким образом, чтобы можно было достичь заранее установленных целей. Хорошо, если предварительные цели достигаются с минимальными затратами и в самые короткие сроки. Сбалансированная система показателей позволяет это сделать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, применение сбалансированной системы показателей в практике оценивания здравоохранительной системы становится способствующим фактором к переориентации процесса обеспечения деятельности, выживания на решение определенных задач и достижение конкретных целей, = которые являются достаточно важными и играют е большую роль в социальном аспекте. Если гово-£3 рить о концептуальных основах «бережливого про° изводства», то здесь следует отметить, что в из-ав начальном варианте это было управление пред-

приятием производственного типа, которое основывалось на постоянном стремлении к устранению различных потерь. При этом мы можем определять данную концепцию в качестве оригинального управленческого подхода, вне зависимости от разновидности деятельности организации, а также формы ее собственности. В рамках «бережливого производства» можно определять наличие всех средств и методов, способствующих снижению различных потерь, упрощению и снижению затрат, повышению темпов прохождения процессов в различных организациях.

Здравоохранительная система в РФ уже имеет определенный опыт внедрения в практической плоскости концепции указанного «бережливого производства». В ноябре 2016 года в Ярославской, Калининградской областях и в Севастополе был зафиксирован старт проекта «Бережливая поликлиника». На сегодняшний день участниками данного проекта являются девяносто девять поликлиник из тридцати семи российских регионов. 15.11.2018 АО «ВНИИС» осуществило выдачу российского сертификационного документа на управленческую систему бережливого производства в системе сертификации на добровольной основе «ЛИНСЕРТ» местной поликлинике, находящейся в городе Ижевск (Удмуртская Республика).

Тот факт, что в 2019 году в своем послании Федеральному Собранию В.В. Путин поручил утвердить норму о «бережливых поликлиниках», придает особую важность внедрению технологических особенностей «бережливого производства» в здравоохранительную систему. Первым делом, к 2021 году планировалось осуществить перевод всех детских поликлиники на новые стандарты, а еще через 3 года должно быть налажено взаимодействие поликлиник, аптек и иных медицинских учреждений в электронном формате.

Заключение

Если поликлиники, функционирующие на территории нашего государства, будут следовать принципу бережливости, это будет способствовать значительному сокращению времени записи пациентов на прием к врачу и возможности получения ими медицинской помощи без очередей. В целом, это позволит увеличить удовлетворенность пациентов на 10-15% без существенных финансовых ресурсов, посредством нормализации логистики и организационных процессов.

Интеграция модели бережливого производства и Премии российского правительства в сфере качества помогает увеличить эффективность отечественных организаций. Это произошло в 2018 году благодаря инициативе Министерства промышленности и торговли России. Теперь в обязательство каждой организации, внедряющей системы менеджмента качества и осуществляющей подачу заявки на участие в данном конкурсе, входит дополнительное оценивание в соответствии с критериями бережливого производства.

Для создания «бережливых», цифровых и интеллектуальных медицинских учреждений требуется наличие соответствующего персонала. На основании этого факта, ведущие российские высшие учебные заведения начинают открывать центры подготовки медицинских сотрудников по технологиям бережливого производства. В обязанность специалистов таких центров входит подготовка персонала для медицинских учреждений, стремящихся к оптимизации своих бизнес-процессов. Данные центры должны применять инновационные разновидности обучения интерактивной формы, такие как, к примеру, технологические фабрики, которые предполагают имитацию реального рабочего процесса, происходящего в клинике. Конечно же, процесс обучения должен сопровождаться проведением практической отработки средств бережливого производства и оценкой их реальной эффективности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 21.03.2022).

2. Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc&ts=8lM12WTaUUzD41BB2&cacheid=C-C3E34D26C48387ACDD03DE56EE77872&-mode=splus&rnd = CSF1 2WT0q1 N -ZACPd1&base = LAW&n = 433298&d-st=1000000001#L1 P12WTayZrgY9EK

3. Федеральный закон от 05.12.2022 № 468-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&ts=8lM12WTaUUzD41BB2&cac-heid=F302F5B763772F89A5D682339738C040&-mode = splus&rnd = CSF12WT0q1 NZACP-d 1 &base=LAW&n=433212#GBt42WT2ja87a41 E1

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consult-ant.ru. (дата обращения: 21.03.2022).

5. Приказ Минздрава РФ от 10.05.2017 № 203н (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 № 46740) «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consult-ant.ru (дата обращения: 22.03.2022).

6. Приказ Минпромторга России от 20.06.2017 № 1907 «Об утверждении Рекомендаций по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности» [Электронный ресурс]. URL: https://min-promtorg.gov.ru (дата обращения: 23.03.2022).

7. Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018 «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.03.2022).

8. Демография. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 24.03.2022).

9. Балашев Н.Б., Сынчикова Д.С. Влияние демографических изменений на экономический рост в стране. Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 5-1 (63). С. 63-67.

10. Смертность в России на фоне пандемии стала рекордной за десять лет [Электронный ресурс]. URL: https://rbc-ru.turbopages.org/rbc.ru/s/ society/16/12/2020/5fbd65c79a794747f677e904

11. Краткая информация об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov. ru/ru/statistics/outbud/

12. Информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ document?id_4=93447-informatsiya_ob_ispolne-nii_konsolidirovannogo_byudzheta_rossiiskoi_ federatsii

13. Краткая информация об исполнении федерального бюджета [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=80042-in-formatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzheta

14. Бюджет на здравоохранение 2022 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.zdrav.ru/ articles/4293661178-19-m11-07-byudzhet-zdravoohraneniya-na-2020-god#pz1

15. Комитет по охране здоровья обсудил с Михаилом Мурашко проект бюджета на 2023-2025 годы [Электронный ресурс]. URL: http://duma. gov.ru/news/55481/

16. Камаев Д., Бородина М. Правительство определило параметры расходов федбюдже-та на здравоохранение в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https://vademec. ru/news/2022/09/28/pravitelstvo-opredelilo-parametry-raskhodov-fedbyudzheta-na-zdravookhranenie-v-2023-godu/

DEVELOPMENT OF PUBLIC FINANCIAL MANAGEMENT IN THE FIELD OF HEALTHCARE

Balashev N.B.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Tula Branch of the Financial University under the Government of the Russian

Federation

This article is devoted to topical issues of financing in the field of healthcare in the Russian Federation in the era of digital transformation of the economy in many spheres of life. The article shows a stable relationship between the amount of healthcare funding and indicators of life expectancy and mortality in our country. The impact of the 2020 pandemic on the negative dynamics of these indicators has been revealed. The need for further implementation of methods to improve the efficiency of public spending in the field of healthcare is indicated. The positive impact of budget financing using results-based budgeting methods and the program-targeted method of fi-

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

nancing is shown. The analysis of the existing mechanisms for assessing the effectiveness of healthcare and its financing processes necessary for accounting in automated systems for managing healthcare costs to achieve the set goals is carried out. To improve the efficiency of the healthcare system and the formation of the society of the future, the article substantiates the use of technologies of a balanced scorecard and lean manufacturing.

Keywords: healthcare, efficiency, efficiency, costs, lean manufacturing.

References

1. The Constitution of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://www.garant.ru (date of access: 03/21/2022).

2. Federal Law No. 466-FZ of 05.12.2022 "On the federal budget for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&ts=8lM12WTaUUzD41BB2&cacheid=CC3E34D-26C48387ACDD03DE56EE77872&mode=splus&rnd=CSF-12WT0q1NZACPd1&base=LAW&n=433298&dst=1000002

3. Federal Law No. 468-FZ of 05.12.2022 "On the budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&ts=8lM12WTaUUzD41BB2&cacheid=F302F-5B763772F89A5D682339738C040&mode=splus&rnd=CSF-12WT0q1NZACPd1&base=LAW&n=433212#GBt7aW4ja1

4. Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ "On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation" (last edition) [Electronic resource]. URL: http://www.con-sultant.ru (Date of access: 03/21/2022).

5. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of May 10, 2017 No. 203n (Registered in the Ministry of Justice of Russia on May 17, 2017 No. 46740) "On approval of criteria for assessing the quality of medical care" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 03/22/2022).

6. Order of the Ministry of Industry and Trade of Russia dated June 20, 2017 No. 1907 "On approval of the Recommendations on the application of the principles of lean production in various in-

dustries" [Electronic resource]. URL: https://minpromtorg.gov.ru (date of access: 03/23/2022).

7. Message of the President to the Federal Assembly of March 1, 2018 "On the situation in the country and the main directions of the domestic and foreign policy of the state" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru (date of access: 03/23/2022).

8. Demographics. Life expectancy at birth. [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (date of access: 03/24/2022).

9. Balashev N.B., Synchikova D.S. The impact of demographic changes on economic growth in the country. Economics and business: theory and practice. 2020. No. 5-1 (63). pp. 63-67.

10. Mortality in Russia against the backdrop of a pandemic has become a record for ten years [Electronic resource]. URL: https:// rbc-ru.turbopages.org/rbc.ru/s/society/16/12/2020/5fbd65c79a-794747f677e904

11. Brief information about the execution of the budgets of state non-budgetary funds [Electronic resource]. URL: https://minfin. gov.ru/ru/statistics/outbud/

12. Information on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://minfin. gov.ru/ru/document?id_4=93447-informatsiya_ob_ispolnenii_ konsolidirovannogo_byudzheta_rossiiskoi_federatsii

13. Brief information about the execution of the federal budget [Electronic resource]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/docu-ment?id_4=80042-informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_ byudzheta

14. Budget for health care in 2022 [Electronic resource]. URL: https:// www.zdrav.ru/articles/4293661178-19-m11-07-byudzhet-zdravoohraneniya-na-2020-god#pz1

15. The Health Committee discussed with Mikhail Murashko the draft budget for 2023-2025 [Electronic resource]. URL: http:// duma.gov.ru/news/55481/

16. Kamaev D., Borodina M. The government determined the parameters of the federal budget expenditures on healthcare in 2023 [Electronic resource]. URL: https://vademec.ru/ news/2022/09/28/pravitelstvo-opredelilo-parametry-raskhodov-fedbyudzheta-na-zdravookhranenie-v-2023-godu/

a.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.