РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
© Урусмамбетова Л.А.*
Кабардино-Балкарский Республиканский центр дистанционного обучения,
г. Нальчик
Статья «Развитие государственно-общественного управления в системе образования Кабардино-Балкарской республики» посвящена анализу путей развития образования и становлению государственнообщественного управления образовательной системой в Кабардино-Балкарии.
В статье отмечены причины необходимости изменения формата гражданского участия в управлении образованием, рассмотрен положительный результат основных мероприятий, реализуемых по направлению «Формирование государственно-общественной системы управления образованием», отмечен ряд проблем, сдерживающих становление и развитие системы государственно-общественного управления образованием, а также выявлены пути минимизации рисков и условия для реализации демократических принципов государственно-общественного управления.
В Кабардино-Балкарской Республике в последние годы осуществляет -ся стратегия устойчивого развития общества, основанная на принципах демократизации всех сторон общественной жизни. Одной из важных форм реализации принципов демократизации является изменение взаимоотношения школы и общества. Можно считать, что многие вопросы жизнедеятельности школы сегодня решаются при активном участии родительской общественности и социальных партнеров. Так складывается очень специфическая, усеченная форма государственно-общественного управления образованием в условиях социально-экономического выживания школы.
Просматривая пути развития образования и становления государственно-общественного управления образовательной системой в Кабардино-Балкарии, следует сказать, что заметное влияние на ситуацию в системе образования республики оказали все направления приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). В ходе реализации ПНПО оценку эффективности деятельности школ, внедряющих инновационные образовательные программы, и экспертное оценивание конкурсных материалов лучших учителей осуществляли общественные организации.
* Тьютор.
Реализация Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в Кабардино-Балкарии в 2008-2009 годы тоже заметно инициировала участие общественности в управлении образовательными учреждениями и системами образования, позволила сформировать прозрачные для общества механизмы управления образованием и образовательными учреждениями.
До недавнего времени в республике основной формой общественного «присутствия» в жизни школ являлись попечительские советы. Однако, их деятельность была связана с решением финансово-хозяйственных вопросов.
Необходимость изменения формата гражданского участия в управлении образованием в последнее время вызвана рядом причин.
Во-первых, столь кардинальная модернизация системы образования требует согласования с социумом. Через органы государственно-общественного управления будет транслироваться гражданский заказ системе общего образования в целом и образовательному учреждению, в частности.
Во-вторых, укрепление финансовой самостоятельности образовательных учреждений не должно стать миной замедленного действия. Например, деликатные финансовые вопросы, в частности, распределение стимулирующей части фонда оплаты труда, необходимо решать под контролем общественного органа.
В-третьих, формирование заказа на образование и оценка его результатов не должны осуществляться только внутри ведомства. При общественном участии следует проводить формирование образовательных программ, проведение ЕГЭ, аттестационные и лицензионные процедуры и т.д.
Основные мероприятия, реализуемые по направлению «Формирование государственно-общественной системы управления образованием» дали следующие эффекты:
- преодолено существовавшее ранее отчуждение школы от общества, осуществлено привлечение общественных институтов в лице управляющих советов школ и общественных органов при органах управления образованием к оценке и стимулированию качества образования;
- произошло повышение открытости системы образования;
- рост гражданского самосознания родителей, повышение их внимания проблемам образования.
Анализируя развитие процессов демократизации и общественного участия в управлении образованием в Кабардино-балкарской республике, можно констатировать, что концепция государственно-общественного управления системой образования КБР базируется на следующих идеях: государственно-общественное взаимодействие, открытость системы, регионализация и муниципализация образования, гражданский заказ системе образования, социальное партнерство, ценностно-смысловое согласование действий всех субъектов управлении [5].
Благодаря реализации Комплексного проекта модернизации образования в Кабардино-Балкарии была разработана и утверждена нормативная правовая база, регламентирующая участие общественности в управлении образованием на всех уровнях (от республиканского до школьного). Во всех школах республики созданы органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом полномочий, в том числе по участию в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
В муниципальных образованиях Кабардино-Балкарии созданы общественные советы по образованию, обладающие, в том числе, полномочиями в распределении стимулирующей части фонда оплаты руководителей образовательных учреждений, а также полномочиями по согласованию муниципальных программ развития образования.
120
100
60
60
40
20
100
56,25
■щ
20
С о
2006 2007 2008
I
2009
Рис. 1. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, в %
Однако в реализации государственно-общественного управления в системе образования не исключено возникновение ряда проблем, в частности:
- неготовность и директоров, и общественности к разделению ответственности по управлению образовательным учреждением;
- формальный подход в некоторых школах к созданию и организации деятельности Управляющих советов;
- возникновение конфликтных ситуаций при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда среди учителей;
- искаженные представления общественных управляющих о современном качестве образования.
Минимизировать названные риски можно двумя путями: тщательным подбором достойных, ответственных кандидатур в общественные советы и продуманной системой обучения, возможно с сертификацией общественных управляющих.
В настоящее время в Кабардино-Балкарии, как и в целом в России, активно идет процесс развития системы управления образованием. Однако
есть целый ряд причин, сдерживающих развитие данных процессов, в том числе инертность, пассивность населения, его фактическая отстраненность от принятия решений по вопросам местной жизни, в том числе и в области образования.
100
67,36
10,1
2007 2008 2009
Рис. 2. Доля общеобразовательных учреждений, в которых создан и действует орган самоуправления
В качестве основных проблем, сдерживающих становление и развитие системы государственно-общественного управления образованием, можно выделить следующие:
- несформированность в социальном окружении школы культуры осознания, формулирования и предъявления требований к школе;
- недостаточная открытость системы образования в части, касающейся оценки качества образования;
- недостаточная разработанность на региональном и местных уровнях правовых и научных механизмов функционирования государственно-общественной системы управления образованием;
- несоответствие существующей практики переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и муниципальных образовательных систем современным требованиям;
- преобладание у большинства руководителей образовательных учреждений авторитарного стиля руководства, отсутствие необходимых знаний в области образовательного менеджмента и др. [5].
Но, несмотря на обозначенные трудности в КБР в последние годы наблюдается стратегия устойчивого развития государственно-общественной системы управления образованием.
Основными социально-педагогическими условиями реализации государственно-общественного управления образованием стали: демократизация отношений всех субъектов управления, определение их компетенций, полномочий и ответственности; целесообразное сочетание централизации и децентрализации, единоначалия и самоуправления; единое открытое информационно-образовательное пространство; поддержка педагогической общественности и учредителя; развитие социального партнерства.
Результатами эффективности реализации государственно-общественного управления образованием в Кабардино-Балкарии стали: формирование компетентной муниципальной управленческой команды в районах; наличие во всех образовательных учреждениях Управляющих советов, органов ученического самоуправления, общественных объединений; расширение участия различных субъектов образовательного процесса и социальных партнеров в управлении муниципальной системой образования через разработку и реализацию мероприятий Программы развития образования района, межведомственных целевых программ; развитие инновационных процессов (введение предшкольного образования, отработка личных моделей профильного обучения в 60 % школ, механизмов нормативного-подушевого финансирования в 100 % школ и др.); повышение качества образования и результативности работы образовательных учреждений в целом.
Список литературы:
1. Гузаирова А.Ф. Государственно-общественное управление развитием муниципальнойсистемы образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2007. - 24 с.
2. Кузнецов А.И. Организационно-педагогические основы демократического, государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2004. - 22 с.
3. Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов / Под ред. А.М.Моисеева. - М.: Готика, 2005. - 180 с.
4. Постановление Правительства КБР от 3 марта 2008 г. № 42-пп «О комплексном проекте модернизации образования КБР в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
5. Становление и развитие системы государственного управления образованием: нормативно-правовые документы и инструктивно методические материалы. - Нальчик: Изд-во КБРЦДО, 2008. - 53 с.
6. Шогенов А. А. «Национальная образовательная политика» // Педагогика. - 2008. - № 5. - 15 с.