РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Бутова Г.В.. к.э.н., доиент, заместитель декана факультета лГосударственное и муниципальное управление» ФГОБУ BIIO « Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Кокаев З.А.. магистр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации» Сулибье А.О.. магистр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовыйуниверситет при
Правительстве Российской Федерации» Чекменева Т.Н.. магистр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации»
В статье исследуется развитие государственно-частного партнерства в сфере региональной туристской инфраструктуры Рес-публики Северная Осетия-Алания. Раскрывается туристический потенции! Республики.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, туризм, потенциал, риски.
DEVELOPMENT OF PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REPUBLIC OF
NORTH OSSETIA-ALANIA
Butova T.. Ph.D.. assistant professor, vice dean of the State and municipal management faculty. Financial University under the Government
of the Russian Fédération
kokarcv 7... magister of the State and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian Federation Sudihc A., magister of tile State and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian Federation Cliekineneva Г.. magister of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation
This article examines the development of public-private partnership in the field of regional tourism infrastructure of the Republic of North Ossetia-Alania. Revealed the tourism potential of the Republic.
Keywords: public-private partnerships, tourism, the potential risks.
Республика Северная Осетия-Алания занимает особое геополитическое н транспортно - географическое положение на Юге России. Обусловлено по приграничиым положением и центральным местом в системе предкавказских и транскавказских транспортных коридоров. Республика обладает уникальными природными условиями:
-источники -жологическн чистой минеральной и пресной ледниковой воды, которые не имеют себе равных на всей территории нашей необъятной страны;
-живописные пейзажи и уникальный климат.
">го действительно колоссальный потенциал, который необходим для развития не только Республики Северная Осетия-Алания, но и страны в целом. Важнейшим сегментом экономики республики уже многие годы остается туристский сектор.
Однако сегодня всесубъекты Ссверо Кавказского Федерального Округа (СКФО) характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. В регионах складывается экспорт.ориентиро-ваиный на поставку, исключительно, сырья и Республика Северная Осетия - Алания является одним из таких субъектов Российской Федерации.
Доля Северо-Кавказского федерального округа в туристической отрасли Российской Федерации составляет 6%, а доля туризма в валовом региональном продукте Северо-Кавказского федерального округа не превосходит 2% [ 11.
Данные показатели основаны на отсутствии качественной туристской инфраструктуры, низким уровнем сервиса, негативным имиджем округа, низким уровнем обеспечения безопасности, слаборазвитой транспортной сетыо.По данным Роестата. доля Северо-Кавказского федерального округа по отдельным показателям деятельности коллективных средств размещения крайне мала.
Тем не менее, анализ туристского потенциала Северо-кавказского федерального округа дает нам понять, что попытки различных субъектов, входящих в состав округа, довезти до эффективного уровнятурнстскую отрасль не может быть осуществлен за счет, исключительно, собственных усилий региональных властей. Таким образом, целесообразно объединение собственных усилий региона и частного инвестора, дляраэвитне туристской отрасли на территории РСО-Алания.
Для понимания туристского потенциала республики Северная Осетия-Алания, необходимо раскрыть более подробно данный сегмент. Республика располагает жачительными возможностями развития горнолыжного, лечебно-оздоровительного, сельского.
спортивного, экологического, культурно-познавательного, археологического. конного туризма.
В настоящее время в республике функционируют 3 санатория на 400 мест, 3 пансионата на 850 мест, действуют 15 туристических объектов на 1300 мест [2]
К сильным сторонам и потенциальным возможностям развития туристского кластера в Республике относятся:
-благоприятные природно-климатические условия для разви-1ня туризма и организации курортов;
-более 300 источников лечебных и столовых минеральных вод; -приспособленность горных ландшафтов для развития горнолыжного спорта. Имеющиеся факторы развития турнстско-рекреа-нионного комплекса и санаторно-курортной сферы свидетельствуют о высоком потенциале и перспективах стабильного конкурентоспособного присутствия Республики Северная Осетия-Алания не только на общероссийском рынке турнстско-рскрсацнонных услуг, но и па мировой арене.
Основной задачей, которая должна быть решена в регионе, следует считать формирование туристического кластера Республики Северная Осетия-Алания на базе освоения горно-рекреационных зон. строительства туристических комплексов, реконструкции коммунальной. транспортной, дорожной и иной инфраструктуры, развития системы подготовки кадров в сфере туризма и курортного дела. Данная задача должна быть решена за счет привлеченных инвестиций, а также собственного потенциала и внутренних резервов региона.
На территории республики выделяются десять перспективных инвестиционных площадок для планомерного освоения и развития: Мамнсонскнй, Марско-Заккский. Куртатинскнй. Восточно-Ди-горский. Казбекский. Западно-Дигорский. Централыю-Днгорскнн, Цейский, Владикавказский. Кора-Урсдонский.
Наибольшими ресурсными предпосылками н перспективой развития на территории региона обладает рекреационный прнрод-но-территорнальиый комплекс Мамисонского ущелья это будущий круглогодичный горнолыжный и бальнеологический курорт, отличный район для туризма и альпинизма. Комплекс «Мамнсон» будет иметь общефедеральное значение н его первая очередь рассчитана на единовременное пребывание до 7.5 тыс. человек. Общая длина трасс только для первой очереди Мамисонского комплекса составляет 45 км с перепадом высот от I 900 до 3 200 метров. Удобные площади для застройки - более 500 га. Общин объем инвестиций - свыше 30 млрд. рублей. Планируется создание более
3000 рабочих мест. 13 ближайшей перспективе предусматривается освоение Коринской лечебно-оздоровительной местности для орга-низаиии круглогодичного санаторно-курортного лечения на базе уникальных природных лечебных ресурсов, развитие горно-рекреационного комплекса «Цей», развитие туристско-рекреациоинога потенциала района юры Казбек, строительство всесезонного парка спорта, отдыха и развлечений на инвестиционной площадке, находящейся в окрестностях г. Владикавказа.
Через Северную Осетию-Аланию проходят десятки туристических и экскурсионных маршрутов и троп. Особый интерес у всех вызывает жемчужина Кавказа - Цсйское ущелье. Тут все неповторимо и прекрасно: реликтовый сосновый лес звонкие и стремительные потоки, пенистые водопады, могучие снежные вершины, ослепительные ледники и яркие альпийские цветы. Следует учитывать тот факт, что в Цес среднегодовое количество солнечных часов ша-чнтельно больше, чем даже в прославленном швейцарском Давосе.
Неизгладимое впечатление своей первозданной красотой производит и Дигорское ущелье с его многочисленными памятниками старины. Туристов влечет поляна Фатанта. омываемая бурными водами Уруха и заставленная валунами наподобие японского сада камней. Всеобщее внимание пуристов привлекает и главная достопримечательность ущелья - Караугомский ледник второй по величине на Северном Кавказе.Показання: заболевания органов движения. периферической нервной системы и органов пищеварения. Курорт Тамнск. который расположен на высоте 720-750 м над уровнем моря, в живописном ущелье, среди гор. покрытых лиственным лесом.
Основные лечебные средства курорта - сероводородные сульфатные магнисво-кальцневые минеральные воды с содержанием общего сероводорода 70-170 мг/л. Минеральные воды выведены на поверхность скважинами, расположенными рядом с ванным зданием. В 1,5 км южнее обнаружен ряд естественных минеральных источников с водой подобного химического состава, но с более низкой и средней концентрациями сероводорода (11-75 мг/л).На курорте хороший парк, много живописных мест для прогулок. В окружающих лесах обилие ягод и грибов. Показания: заболевания органов движения, периферической нервной системы, кожи, гинекологические.
Курорт Урсдон. расположенный в живописной лесной местности на высоте 700 м над уровнем.Основные лечебные средства -термальные (с температурой +56° С) сероводородные и хлоридные йодобромные минеральные воды, используемые в водолечебнице для ванн, а также теплыехлорндно-натрневые воды. Показания: заболевания органов движения и нервной системы.
Все зги данные, которые были предоставлены правительством РСО-Ллапия. свидетельствует о высоком туристском потенциале региона, инвестиционном интересе, уровне освоенности уникальных природных ландшафтов территории живописной республики.
Приоритетными для развитие следует считать следующие направления. Во-первых, необходима диверсификация туристского рынка региона, где в основы должны лечь: поддержка проектов по развитию бизнес туризма, детского и образовательного туризма, корпоративного туризма. Так же необходимо учитывать персонифицированную систему оказания туристских услуг. Это сервисное
Таблица I. Распределение рисков при реализации проектов ГЧП
и информационное сопровождение индивидуальных туров н с. здание услуг туристской направленности, которые адаптированы I индивидуальному планированию маршрутов малыми группах* туристов. Данное направление удовлетворит индивидуальные потребности малых коллективов. Во-вторых, содействие части, инвестора в реализации региональных инвестиционных програчи по развитию туристской инфраструктуры. Реализация данных про грамм будет сопровождаться путем объединеннямелких инвест -ров и государства (на региональном уровне) для координации ет совместных проектов по созданию объектов туристской инфраструктуры. В-третьих, продвижение региона, как туристичес« привлекательного. В данную концепцию входит повышение ими > жа региона не только на территории округа, но и на общероссийском уровне, а в перспективе и на международном. Решение идж по развитию турнетско-рекреационного комплекса Республики (. с-верная Осетия-Алания обусловливает необходимость активнзпш • взаимодействия региональных органов управления и бизнеса. < >■_ щсствленне данного направления возможно на основе рсалнзацн* государе гвснно-частного партнерства.
Государегвенно-частное партнерство (ГЧП) - сотрудничест» на контрактной основе между государством (на региональном федеральном уровне) и частным инвестором в реализации к ■ . ретного проекта.
Институт частной собственности, который получил своё ге> витни в период «перестройки» плановой экономики Совете► -союза, не способствовало диверсификации промышленного производства в Российской Федерации. Напротив, с начала перестр. ки и до недавнсговремсни сырьевая зависимость России росла п -гантскими темпами. Так. если к концу существования план. -. • экономики Советского союза на реализацию газа, металлов и ■-:-фти приходилось 48% от общего объема экспорта, то через дес т~г -летне данный показатель был на рубеже 62%. а к 2008 году доспг показателя в 74% [31.
Данная динамика свидетельствует о низком уровне эффекти»-ности частного инвестора, частного капитала в управлении предприятиями, которые не выдерживают конкурентную борьбу.
Стратегия «Социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» стало важным собь.-т-ем для решена. Касательно Республики Северная Осетия-Аланю. в данную концепцию вошли 3 основных направления:
1. Развитие здравоохранения па территории Республики |стг»-итсльство новых объектов здравоохранения, реконструкция существующих объектов):
2. Развитие образования (создание новых детских садов, л _ кольных и школьных образовательных учреждений, спортивна школ. Целью является снятие напряженности в Республике, .м-занная с дефицитом образовательных учреждений и гак же стг- »-тельство школ в отдаленных районах республики;
3. Развитие инфраструктуры.
Д'1Я реализация данных направлений частный капитал являет-ся важнейшим финансовым инструментом.
Государственно-частное партнерство в сфере региональной туристской инфраструктуры рассматривается как один из важн» управленческих механизмов, ориентированных на достижении в имовыгодных интересов между государственными и частным
Риски частного сектора Риски государственного сектора Разделяемые риски
- Строительство - Изменения законодательства - Роста энергозатрат
- Эксплуатация - Риски, связанные с приобретением - Получения необходимых лицензий и
земельного участка разрешений
-Коммерческое развитие
- Связанные с правом собственности на - Условия в месте, где будет находитьо
- Окупаемость вложенного капитала объект объект
- График работ но проек1у получения результатов проекта и - Ущерб, нанесенный окружающей среде >•
принятием решении и т.д. т.д.
- Финансирование проекта и т.д.
структурами, в числе которых находятся организации различных форм собственности и сфер деятельности, участвующие в обеспечении функционирования и развития сферы туризма [4: 22].
Со стороны государственного сектора участниками такого партнерства должны являться субъекты регионального управления, в том числе, регулирующие развитие туристской сферы. Со стороны частного - представители бизнеса различного профиля деятельности.
Данная концепция требует использования определенных аспектов мотивационного характера. Участник партнерства, со стороны бизнеса должен быть уверен в рентабельности своих средств, которые он инвестирует в развития туристско-рекреационного комплекса региона.
Дня эффективного функционирования ГЧП. необходимо правильное распределение рисков при реализации проектов (См. таблицу I)
Гак же необходимо понимать, что для минимизации риска, участником партнерства должно стать крупное многопрофильное предприятие. поэтому базисом функционирования ГЧП на территории Республики Северная Осетия-Алания должны являться предприятия. относящиеся к крупному бизнесу и сетевые предприятия.
С точки зрения развития инфраструктуры туризмана территории субъекта, использование государственно-частного партнерства целесообразно.Оно позволяет организациям, реально функциони-рующнмв туристском секторе экономики использовать преимущества поддержки государственных структур, и предоставляют воз-
можность контроля» деятельностью этих организаций со стороны органов регионального регулнрования.Коптроль. в данном случае, предполагает создание благоприятных условий для бизнеса. Данные таблицы позволяют сделать вывод, что минимизация рисков каждого из сторон партнерства, несомненно, приведет к эффективному сотрудничеству власти и бизнеса. Таким образом, рассмотренные положения позволяют заключить, что государственно-частное партнерство в сфере регионального туристского сектора играет роль одного из важнейших управленческих механизмов, ориентированных па достижение взаимовыгодных интересов между государством и частным инвесторам па территории Республики Северная Осетия-Алания.
Литература:
1. Стратегия социально-экономического развития С'еверо-Кав-казского федерального округа до 2025 года. Режим доступа: http:// vestikavkaza.ru
2. Официальный интернет сайт Республики Северная Осетия Алания. Режим доступа: http://www.rso-a.ru
3. Официальный Интернет сайт Росстат. Режим доступа: http:/ /www.gks.ru.
4. Орджоникидзе М.М. Методологические основы государственно-частного партнерства в рамках стратегического управления развитием туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2011. №3(19). С.22-27.
УДК 621.3
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОМПЛЕКСА ЭТП, ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Береснев Ф.А.. соискатель Российского государственного гуманитарного университета, e-mail: instilyteb@mail.ru
В статье рассматриваются проблемы йеной, ювания мониторинга инфраструктурных проектов для оптимизации динамического взаимодействия российских примышленных предприятий и инвесторов как основы повышения >ффективности инфраструктурного управления в постиндустриальную жоху жономического рашшпия.
Ключевые слова:управлсние. мониторинг, теневая экономика, инфраструктурные проекты.
FORMATION OF AN INTEGRATED SET OF ETPINFORMATION SYSTEMS AND COMPUTING SERVICES FORMANACEMENT OF INFRASTRUCTURE PROJECTS WITH THE PRIORITIES OF ECONOMIC SECURITY
Beresnev F.. Competitor of the Russian Stale University for the Humanities, e-mail: instityteb@mail.ru
This article discusses the use of monitoring infrastructure projects to optimize the dynamic interaction of Russian industrial enterprises and investors as a basis for improving the effectiveness of infrastructure management in the post-industrial era of economic development
Keywords: management, monitoring . shadow economy, infrastructure projects.
Модернизация экономики России при переходе на инновационный путь развития с учетом перспектив пост кризисного развития должна осуществляться одновременно с внедрением новых комплексных механизмов поддержания системной устойчивости финансово-хозяйственной деятельности государственных и корпоративных структур, участвующих в инфраструктурных проектах.
Такая устойчивость может быть достигнута путем интеллектуальной сетизацни комплекса российских промышленных предприятий на территориальном, отраслевом и корпоративно-объектном уровнях и консолидации на этой базе группы технически взаимосвязанных организационно-кластерных объединений разного типа акт ивпо использующих новые конвергентные системы мониторинга инфраструктурных проектов, как ядро постиндустриальной трансформации предприятий различных отраслей и перехода к бюдже-тоформирующей экономике.
С учетом таких тенденций российской экономики, для формирования и поддержки распределенных электронных торговых площадок как базы для функционирования конвергентных систем мониторинга инфраструктурных проектов, интегрирующих пул высокопроизводительных компьютеров, программного обеспечения, цифровых систем передачи и интеллектуальной обработки данных
и т.п. в управленческие процессы и процедуры в ближайшей перспективе наиболее эффективной является модель реализации концепции развития эффективной системы. Рассматриваемые меры необходимо реализовать в рамках межведомственного целераспре-деления и антикриминального воздействия со стороны госорганов различного [в т.ч. правоохранительного и налогового) характера с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности.
Важным условием успешности таких действий является приведение в соответствие с буквой и духом концепции формирования «Интегрированного комплекса ЭТП. информационных систем и вычислительных сервисов» существующих стандартов финансово-хозяйственной деятельности государственных и корпоративных структур, участвующих в инфраструктурных проектах) 11).
С учетом сложившейся ситуации активизация построения бюд-жетоформнрующей экономики нашей страны, требует участия в этой работе широкого спектра органов госуправления и корпораций в рамках концепции формирования «Интегрированного комплекса ЭТ11. информационных систем и вычислительных сервисов»
[5].
С развитием интеграционных процессов в СНГ и, в том числе. Таможенного союза повышенную актуальность имеет проблема