РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНЕ
Кочетков В. В.*
зав. сектором правовой экспертизы [email protected]
Кочеткова С. А.**
к. э. н., доцент, зам. руководителя управления ГЧП и административной работы [email protected]
'Администрация Главы Республики Мордовия, Саранск, Россия
**ООО «Корпорация развития Республики Мордовия», Саранск, Россия
Аннотация:
В статье проведен анализ основных показателей сферы государственно-частного партнерства (ГЧП) в Республике Мордовия. Рассмотрена институциональная среда и нормативно-правовая база ГЧП в регионе. Проанализирован рейтинг развития ГЧП в субъекте РФ и место Республики Мордовия среди субъектов РФ и ПФО. Проанализирована практика реализации ГЧП-проектов в Республике Мордовия. Определены меры государственной поддержки инвесторов и проектов ГЧП. Предложены основные направления развития механизма государственно-частного партнерства.
Ключевые слова:
Государственно-частное партнерство, рейтинг ГЧП, нормативно-правовое регулирование, институциональная среда, опыт в реализации проектов ГЧП, меры поддержки, направления развития ГЧП
УДК 338.439-049.5:005.334 Р01: 10.24411/2658-6932-2021-10000
Для цитирования: Кочетков В. В., Кочеткова С. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионе / В. В. Кочетков, С. А. Кочеткова // Контентус. - 2021. - № 1. - С. 34 - 42.
Развитие государственно-частного партнерства в последние годы получает широкое распространение в Российской Федерации в Республике Мордовия в частности. ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.
Руководством региона уделяется особое внимание реализации инфраструктурных проектов с использованием механизма ГЧП. Министерство экономики, торговли и предпринимательства РМ выступает уполномоченным органом в сфере ГЧП РМ. В 2017 году создан центр ГЧП при Корпорации развития РМ (с 2020 г. - Управление ГЧП и административной работы), как специализированная структура по сопровождению проектов ГЧП.
Определен уполномоченный орган при подготовке проектов ГЧП в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения -Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения РМ.
Созданы межведомственные рабочие группы с учетом отраслей экономики. Заключены соглашения о взаимодействии в сфере ГЧП со Сбербанком РМ, с Национальным центром ГЧП о реализации мероприятий по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ (ГЧП-Стандарта) на территории региона.
В целях привлечения инвестиций осуществляется государственная инвестиционная политика, важнейшим элементом которой является нормативно-правовая база, закрепляющая набор преференций инвесторам и создание благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности в Республике Мордовия. Для их решения в республике сформирована благоприятная нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в экономику, для реализации проектов ГЧП. [11]
Наиболее значимыми являются Закон РМ о ГЧП [3], Постановления Правительства РМ определяющие уполномоченные органы в сфере ГЧП и порядок взаимодействия между субъектами ГЧП. [2, 8, 9]
Утверждена и реализуется в шести монопоселениях Республики Мордовия «Дорожная карта» по созданию и развитию коммунальной и социальной инфраструктуры в городском поселении (монопоселении) РМ с применением механизма ГЧП на 2019 - 2020 гг.).
В Республике Мордовия в последние годы создаются необходимые условия для реализации инфраструктурных проектов.
Публикуется информация о вопросах развития ГЧП на информационных порталах органов государственной власти субъекта РФ, Корпорации развития Республики Мордовия, на сайтах администраций МР.
В каждом муниципальном районе назначены ответственные лица за внесение сведений о проектах, реализуемых и планируемых к реализации на принципах ГЧП, МЧП в систему ГАС «Управление».
Уровень развития ГЧП, МЧП учитывается в основных показателях Стратегий социально-экономического развития муниципальных районов Республики Мордовия до 2025 года и г.о. Саранск.
Начиная с 2008 года, Республика Мордовия активно работает с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В регионе реализуется государственная программа [10], в которой заложены основные мероприятия и источники финансирования модернизации объектов ЖКХ муниципальных районов РМ.
Вопросы государственной политики в сфере ГЧП определены в задачах и функциях Совета по улучшению инвестиционного климата. [4]
Ежегодно (до 1 февраля) утверждается перечень объектов в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Сформирован перечень потенциальных проектов ГЧП (МЧП) и концессионных соглашений на 2021 г.
В рамках подготовки квалифицированных кадров в сфере ГЧП проводятся обучающие семинары и курсы. Всего за 2016 - 2020 годы было обучено 166 сотрудников государственных гражданских и муниципальных служащих Республики Мордовия, в том числе 144 государственных гражданских и муниципальных служащих Республики Мордовия, 7 сотрудников Корпорации развития Республики Мордовия в ведущих Вузах региона, а также в г. Москва и СПб, рисунок 1.
60 50 40 30 20 10 0
□ Получили квалификацию в сфере ГЧП, чел.
Рисунок 1 - Кадры в сфере ГЧП Республики Мордовия
Публикуется информация о вопросах развития ГЧП на информационных порталах органов исполнительной власти региона, Корпорации развития в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и Минэкономики РМ, на сайтах администраций МР.
Количество проектов ГЧП (в т. ч. квази-ГЧП) в Республике Мордовия - 60 проектов, из них по стадиям реализации: 11 проектов завершены, 49
У У У У У 54 У У
44 41
27 л
жш У
/ г V г г
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
проектов реализуются (в том числе 3 концессионных соглашения, 5 энергосервисных контрактов, 46 проектов реализуются на муниципальном уровне). Объем частных инвестиций составил 2,408 млрд. руб. (таблица 1).
Таблица 1 - Опыт реализации проектов ГЧП в Республике Мордовия в 2017-2020 гг.
Проекты 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Проекты, всего 34 44 46 49
В т.ч. региональные проекты 5 5 4 3
муниципальные проекты 29 39 42 46
Частные инвестиции, млрд. р. 1,946 2,074 2,365 2,372
Необходимо отметить, что в регионе больше заключаются проекты Квази-ГЧП. Под которыми следует понимать такие формы партнерств: контракт жизненного цикла (КЖЦ) по 44-ФЗ; аренда с инвестиционными обязательствами; корпоративная форма партнерства; долгосрочный договор с инвестиционными обязательствами (223-ФЗ); инвестиционное соглашение с признаками ГЧП; офсетная закупка; энергосервисный контракт с признаками ГЧП; соглашение о социально -экономическом сотрудничестве. В республике наиболее распространенной формой квази-ГЧП является заключение соглашения о социально-экономическом сотрудничестве в сфере ЖКХ (объекты теплоснабжения) и концессионные соглашения.
В основном проекты реализуются в жилищно-коммунальной сфере, с использованием механизмов ГЧП построены более 35 автоматизированных блочно-модульных котельных в 8 муниципальных районах РМ и г. Саранске. Реализуется проект в сфере спорта - концессионное соглашение по строительству спортивной площадки в д. Красная Подгора Крас-нослободского района РМ.
Есть практический опыт реализации проектов ГЧП в 1Т сфере, это:
-внедрение региональной единой социальной электронной карты жителя РМ;
-создание комплексной системы ОБЖ «Интеллектуальный безопасный регион».
В Ардатовском муниципальном районе реализуется энергосервисный контракт в сфере теплоснабжения. Энергосервисные контракты по модернизации сети уличного освещения были заключены и успешно реализуются в пяти муниципальных районах Республики Мордовия: Ру-заевском, Атяшевском, Лямбирском, Инсарском, Ардатовском.
Начиная с 2017 г. по 2019 г. Республика Мордовия занимает 42 место в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП в субъектах РФ (в 2016 г. -61 место), таблица 2.
Таблица 2 - Рейтинг субъектов РФ по уровню развития сферы ГЧП (Республика Мордовия)
Показатель 2016 2017 2018 2019
Место в рейтинге 61 42 42 42
Интегральный показатель рейтинга субъекта РФ, % ИП 22,3 41,8 46,0 38,3
Опыт реализации проектов, баллы О 1,5 3,6 3,5 13,2
Институциональная среда и НПА, баллы ИС и НПБ 5,5 9,1 10,7 25,1
Показатель по уровню развития ГЧП в субъекте РФ (план) КР1 36,4 50,4 67,8 -
Достижение КР1 КР!(факт) = ИП-КР!(план) -14,1 -8,6 -21,8 -
По уровню развития ГЧП среди субъектов ПФО лидируют Самарская, Нижегородская области, Пермский край - 98,7%. Республика Мордовия занимает 11 позицию, с показателем уровня развития ГЧП 38,3% (таблица 3).
Таблица 3 - Уровень развития сферы ГЧП в субъектах ПФО за 2019 год
Ме- Субъект РФ Уровень развития сферы ГЧП,баллов Оценка факторов
сто Опыт, баллы ИС и НПБ, баллы
1 Самарская область 98,7 70,0 28,7
2 Нижегородская область 96,9 70,0 26,9
3 Пермский край 95,8 70,0 25,8
4 Удмуртская республика 68,3 40,3 27,9
5 Республика Башкортостан 64,4 37,2 27,2
6 Ульяновская область 55,1 27,2 27,9
7 Чувашская Республика 45,2 20,6 24,6
8 Кировская область 44,7 22,3 22,4
9 Саратовская область 44,7 18,5 26,2
10 Оренбургская область 40,6 18,1 22,4
11 Республика Мордовия 38,3 13,2 25,1
12 Пензенская область 38,1 12,3 25,8
Проанализировав практику реализации ГЧП-проектов в Республике Мордовия, можно сделать выводы, что разработка и реализация ГЧП-проектов как механизма развития экономики региона является достаточно сложным процессом, требующим комплексного подхода.
Для привлечения инвестиций и оказания поддержки реализации проектов в сфере ГЧП в республике действует государственная поддержка в форме возмещения процентной ставки по кредитам на реализацию проектов в сфере ЖКХ; субсидии организациям, предоставляющим коммунальные услуги по тарифам для населения, на возмещение недополученных доходов; средства предоставляются в целях подготовки проектов модернизации в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с ТКО и софинансирование процентной ставки на реализацию таких проектов. [5,6,7]
В сегменте коммунальной инфраструктуры работает специальный инструмент господдержки - программа Фонда ЖКХ, позволяющая получить бюджетное софинансирования на стадии подготовки проекта или возмещения процентной ставки. Возможность получить дополнительные средства на подготовку проекта - это существенная поддержка проектов ГЧП на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Рекомендации и меры, способствующие развитию ГЧП в регионе [1]:
- установление единых правил межведомственного взаимодействия органов власти на каждом из этапов жизненного цикла проекта (инициирование, рассмотрение, принятие решения, реализация);
- определение в отраслевых органах власти структурных подразделений, к полномочиям которых относятся вопросы ГЧП;
- формирование «проектных офисов», ответственных за проработку и сопровождение проектов;
- реализация комплексных программ отбора и поддержки региональных и муниципальных ГЧП-проектов.
- внедрение института «единого органа, ответственного за подготовку и проведение конкурсного отбора частного партнера (концессионера)»;
- осуществление посредством ГАС «Управление» постоянного мониторинга реализации ГЧП-проектов;
- организация комплексной системы оперативного управления региональным портфелем соглашений, находящихся на стадии реализации;
- формирование на базе перечней объектов, в отношении которых планируется заключение соглашений о ГЧП и концессионных соглашений, полноценных «инфраструктурных планов» регионов.
Наиболее приоритетными секторами для развития государственно-частного партнерства в Республике Мордовия являются: социальная сфера, модернизация ЖКХ, спорт, здравоохранение (детские оздоровительные учреждения, стерилизации медицинских изделий, оказание первичной медико-санитарной помощи и др.), энергосервисные контракты уличного освещения.
Механизм государственно-частного партнерства имеет ряд положительных характеристик, которые делают его практически универсальным инструментом осуществления проектов, стратегически значимых для региона.
Список использованных источников
1. Государственно-частое партнерство: учеб./ С.А. Кочеткова. - М. : - 2019. - Изд-во: Компания КноРус. - 176 с.
2. О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия при подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений [электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия № 683 от 25.12.2017. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
3. О регулировании отдельных вопросов в сферах ГЧП, концессионных соглашений на территории Республики Мордовия [электронный ресурс]: Закон Республики Мордовия №83-З от 20.10.2015. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
4. О Совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия [электронный ресурс]: Указ Главы Республики Мордовия № 156-УГ от 26.07.2013. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
5. Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию в сфере коммунального хозяйства инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) котельных или модернизации теплотехнического оборудования, а также по строительству (реконструкции) или модернизации сетей, оборудования и объектов водоснабжения и водоотведения, а также по строительству (реконструкции) или модернизации сетей уличного освещения [электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия № 306 от 13.08.2012. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
6. Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям, предоставляющим коммунальные услуги по тарифам для населения, на возмещение недополученных доходов [электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия № 52 от 01.02.2016. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
7. Об утверждении порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям или кредитным организациям на софинансирование процентной ставки по кредитам (облигационным займам), привлеченным ресурсоснабжающими организациями в валюте Российской Федерации на реализацию проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры [электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия № 439 от 27.08.2018. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
8. Об утверждении Порядка принятия решений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств [электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия № 682 от 25.12.2017. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
9. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия при подготовке, заключении, исполнении, изменении концессионных соглашений в отношений объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, концедентом по которым выступает муниципальное образование в Республике Мордовия, третьей стороной - Республика Мордовия [элек-
тронный ресурс]: Указ Главы РМ № 122-УГ от 26.05.2017. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
10. Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2014-2020 годы» (Подпрограмма «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия» на 2016-2020 годы) [электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия № 455 от 04.10.2013. - Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
11. Фомина О. И., Кочеткова С. А. Государственно-частное партнерство как современный инструмент федеральных и региональных инвестиционных проектов / О.И. Фомина, С.А. Кочеткова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - М.: - 2017. - РАЕ. - С. 414-419.
DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE REGION
Kochetkov V.V. ***
Head of the Legal Expertise sector [email protected]
Kochetkova S.A.*****
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Deputy Head of the PPP and Administrative Work Department
*** Administration of the Head of the Republic of Mordovia, Saransk, Russia
**** Development Corporation of the Republic of Mordovia, Saransk, Russia
Abstract:
The article analyzes the main indicators of public-private partnership (PPP) in the Republic of Mordovia. The institutional environment and regulatory framework of PPP in the region are considered. The rating of PPP development in the subject of the Russian Federation and the place of the Republic of Mordovia among the subjects of the Russian Federation and the Volga Federal District are analyzed. The practice of implementing PPP projects in the Republic of Mordovia is analyzed. Measures of state support for investors and PPP projects are defined. The main directions of the development of the mechanism of public-private partnership are proposed.
Keywords:
Public-private partnership, PPP rating, regulatory and legal regulation, institutional environment, experience in implementing PPP projects, support measures, PPP development directions.