Научная статья на тему 'Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации: современный обзор'

Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации: современный обзор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1046
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ПОТЕНЦИАЛ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / POTENTIAL OF ATTRACTING PRIVATE INVESTMENTS / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF BUSINESS / РЕГИОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RUSSIAN FEDERATION REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неживенко Елена Алексеевна, Фарафонова Анна Юрьевна

В статье приводится характеристика современного состояния и структуры реализации проектов государственночастного партнерства в Российской Федерации. Дается сравнительное описание потенциала привлечения частных инвестиций в систему государственно-частного партнерства регионов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неживенко Елена Алексеевна, Фарафонова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a description of the current state and the structure of the implementation of public-private partnership in the Russian Federation. A comparative description of the potential of attracting private investments in public-private partnerships of the Russian Federation regions.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации: современный обзор»

УДК 334.021; 332.024

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЗОР

Неживенко Елена Алексеевна,

МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт», заведующий кафедрой финансов и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор, г. Челябинск, Россия. E-mail: mrcpk@list.ru

Фарафонова Анна Юрьевна,

ООО «ПАУЛЬ ХАРТМАНН» маркетинг-менеджер, г. Москва, Россия.

Аннотация

В статье приводится характеристика современного состояния и структуры реализации проектов государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Дается сравнительное описание потенциала привлечения частных инвестиций в систему государственно-частного партнерства регионов Российской Федерации.

Ключевые понятия: государственно-частное партнерство, потенциал привлечения частных инвестиций, институциональная среда предпринимательства, регионы Российской Федерации.

Государствен но-частное партнерство, как комплекс видов и способов взаимодействия государственных и бизнес-структур на федеральном, региональном, муниципальном уровне, служит решению социально значимых задач в среднесрочной и долгосрочной перспективе на взаимовыгодной основе.

Актуальность развития государственно-частного партнерства в настоящее время усиливается в связи с тем, что происходящие глобальные изменения в политической и экономической ситуации в России существенно затрудняют осуществление на высоком уровне государственных общественно значимых функций. Такие функции главным образом реализуются сегодня в сфере создания федеральной и региональной транспортной инфраструктуры, развития жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. В приоритетные сферы государственно-частного партнерства в России входят также здравоохранение и социальные услуги.

Правовое регулирование государственно-частного партнерства осуществляется в рамках действующего законодательства, в том числе регионального. Так, закон «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве» [1] декларирует целевую направленность своего действия на привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных и частных ресурсов для развития экономики и социальной сферы региона и повышение качества жизни его населения.

Важнейшими объектами государственно-частного партнерства, используемыми в Челябинской области для удовлетворения общественных потребностей, обеспечение которых возложено на региональные органы власти, выступают:

- транспортная инфраструктура региона (автомобильные дороги, объекты дорожного сервиса, инфраструктура железной дороги, воздушного и водного транспорта),

- система регионального жилищно-коммунального хозяйства, в том числе системы энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов,

- жилищное строительство,

- капитальное строительство областного значения,

- информационная и телекоммуникационная инфраструктура региона,

- объекты здравоохранения,

- объекты социального обслуживания, культуры и образования,

- региональные рекреационный, туристический, спортивный комплексы,

- сельскохозяйственное производство,

- инновационные объекты в промышленности региона,

- архивные фонды.

В основе современного государственно-частного партнерства лежит инвестиционное проектирование и совместная реализация инвестиционных проектов публичными и частными партнерами. Совместная деятельность государства и частного бизнеса в субъекте Российской Федерации должна опираться на принципы законности, социально-экономической эффективности использования средств регионального бюджета, равноправия участников партнерства, равной доступности участия в партнерстве для субъектов частного бизнеса, взаимной выгоды сотрудничества в рамках партнерства, прозрачности деятельности его участников.

Государственно-частное партнерство в регионах России в настоящее время проходит этап становления и развития. Вследствие этого уровень распространения практики государственно-частного партнерства еще не столь высок, и находится под влиянием ряда макро- и мезоэкономических факторов.

Развитие государственно-частного партнерства и, соответственно, действенность привлечения инвестиций в партнерские проекты в регионах определяется воздействием следующих ведущих факторов:

- институциональные: сформирован-ность нормативно-правовой базы, а также центров ответственности за развитие и функционирование государственно-частных партнерств во властной среде, готовность структурных подразделений органов региональной власти к реализации соответствующих функций управления (прогнозированию и планированию развития государственно-частного партнерства; организации и регулированию деятельности специально созданных комиссий, рабочих групп и пр.; анализу, предшествующему реализации инвести-

ционных проектов и диагностике полученных результатов, и пр.);

- компетентностные: наличие опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в регионе, определяющего качество их проработки;

- социально-экономические, в том числе определяемые привлекательностью региона для внутренних и внешних инвесторов, потенциалом привлечения частных инвестиций к реализации государственно-частных проектов.

Данные факторы были учтены разработчиками рейтинга регионов Российской Федерации при их ранжировании по уровню развития государственно-частного партнерства [3, с.3]. Самым значимым признан фактор развитости институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в регионе. Коэффициент его значимости составляет 0,4. Двум другим факторам присвоен равнозначный вес в 0,3. С учетом экспертных оценок взвешенных показателей развитости институциональной среды региона в сфере государственно-частного партнерства, опыта реализации проектов государственно-частного партнерства и инвестиционной привлекательности для частных инвесторов российские регионы распределяются по следующим классам потенциала привлечения частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства (рисунок 1).

К классу регионов-лидеров относятся следующие субъекты Российской Федерации (по степени убывания потенциала): Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Новосибирская область, Свердловская область, Нижегородская область, Воронежская область.

Регионы с высоким потенциалом представлены такими регионами, как Ленинградская область, Самарская область, Ярославская область, г. Москва, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Липецкая область, Пермская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Кемеровская область, Вологодская область, Астраханская область, Рязанская область, Республика Коми, Калужская область.

В класс регионов со средним потенциалом привлечения частных инвестиций в проекты государственно-частного парт-

Регионы с низким потенциалом

Регионы со

средним

потенциалом

Регионы с

высоким потенциалом

Регионы лидеры

Регионы с очень низким потенциалом

Рисунок 1. Классификация субъектов РФ по потенциалу привлечения частных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства

нерства вошли: Оренбургская область, Удмуртская Республика, Кировская область, Иркутская область, Омская область, Курганская область, Тамбовская область, Волгоградская область, Красноярский край, Псковская область, Калининградская область, Московская область, Республика Карелия, Томская область, Сахалинская область, Тульская область.

Регионы с низким потенциалом привлечения частных инвестиций в проекты государстенно-частного партнерства представлены такими регионами, как Смоленская область, Костромская область, Архангельская область, Белгородская область, Мурманская область, Ивановская область, Тверская область, Республика Тыва, Республика Адыгея, Амурская область, Брянская область, Челябинская область, Алтайский край, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Пензенская область, Магаданская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Новгородская область, Орловская область, Чувашская Республика.

К регионам с очень низким потенциалом привлечения частных инвестиций в проекты государстенно-частного партнерства относятся: Забайкальский край, Ставропольский край, Камчатский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Владимирская область, Республика Ингушетия, Ненецкий автономный округ, Республика

Алтай, Республика Бурятия, Курская область, Саратовская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Тюменская область, Приморский край, Республика Хакасия, Республика Калмыкия, Еврейская автономная область, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский автономный округ.

Отметим, что Челябинская область вошла в класс регионов с низким потенциалом привлечения частных инвестиций в проекты государстенно-частного партнерства. В этой группе из 22 регионов Челябинская область занимает 12-ю позицию. В общем рейтинге регионов области принадлежит 50-е место. Среди субъектов Уральского федерального округа Челябинская область уступает по уровню потенциала привлечения частных инвестиций в проекты государстенно-час-тного партнерства Свердловской области, вошедшей в класс регионов-лидеров (4-е место в общем рейтинге регионов России и 4-е место в своем классе), Ханты-Мансийскому автономному округу (6-я позиция в классе с высоким потенциалом и 12-е место в общем рейтинге регионов) и Курганской области, вошедшей в класс регионов со средним потенциалом привлечения частных инвестиций в проекты государстенно-частного партнерства (6-е место в своем классе и 28-е - в общем рейтинге). В то же время Челябинская область заняла более высокую

рейтинговую позицию относительно таких субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ, как Ямало-Ненецкий автономный округ (4-я позиция в классе регионов с очень низким потенциалом привлечения частных инвестиций в проекты государстенно-частного партнерства и 64-е место в общем рейтинге регионов) и Тюменская область (15-я позиция в классе регионов с очень низким потенциалом привлечения частных инвестиций в проекты государстенно-частного партнерства и 75-е место в общем рейтинге регионов).

Общей характеристикой регионов с низким потенциалом привлечения частных инвестиций в проекты государстенно-частного партнерства, к классу которых относится Челябинская область, является низкий уровень развития нормативно-правовой базы и невысокая инвестиционная привлекательность. Кроме того, эти регионы не приобрели к настоящему времени значительного опыта практической реализации проектов государственно-частного партнерства. Следует отметить, что Челябинская область в 2014 г. ухудшила свои позиции в рейтинге регионов России по потенциалу привлечения частных инвестиций в проекты государственно-частно-

го партнерства по сравнению с 2013 г.[4]. Область сместилась с 46-го на 50-е место. Свердловская область, напротив, улучшила свои позиции, переместившись с 12-го места в 2013 г. на 4-е в 2014 г., так же как и Курганская область, уступавшая Челябинской области в 2013 г. 7 позиций и резко улучшившая свои показатели в 2014 г. В 2014 г. Курганская область поднялась на 25 позиций - с 53-го на 28-е место в общем рейтинге регионов России.

В настоящее время структура реализуемых в Уральском федеральном округе проектов государственно-частного партнерства в разрезе сфер их разработки и реализации такова: наибольшая доля приходится на социальную сферу (54,5%), по 18,2% приходится на коммунальную и транспортную сферы и на энергетическую - 9,1% (рис. 2). В целом по регионам Российской Федерации структура проектов государственно-частного партнерства имеет следующие характеристики: 17,5% - коммунальная, 42,7% - социальная, 22,9% - транспортная и 16,9% - энергетическая сферы (рис. 3).

На Уральский федеральный округ приходится 8,39% всех проектов государственно-частного партнерства, реализуемых в Российской Федерации. В том числе 8,69% от общего числа российских коммунальных

Рисунок 2. Структура реализуемых в 2014 г. проектов государственно-частного партнерства в разрезе сфер их разработки и реализации в Уральском федеральном округе

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

17,5%

22,99-о

42.7°

3 коммунальная 0 транспортная □ социальная 11 энергетическая

Рисунок 3. Структура реализуемых в 2014 г. проектов в разрезе сфер их разработки и реализации в Российской Федерации

проектов, 10,7% - социальных проектов, 6,66% - транспортных и 4,54% -энергетических проектов.

По количеству реализуемых проектов Уральский федеральный округ находится

на 5-м месте среди федеральных округов Российской Федерации (рис.4).

По данным Центра развития государственно-частного партнерства [3, с. 9], в настоящее время 57% государственно-частных

Рисунок 4. Структура реализуемых в 2014 г. проектов в разрезе сфер их разработки и реализации в федеральных округах Российской Федерации

проектов в Российской Федерации в действительности реализуются, 24% находятся на стадии разработки, 9% уже реализованы и находятся в управлении, 8% находятся на стадии прохождения конкурса и 2% приостановлены. При этом основной формой реализации проектов является концессия (53%).

Суммарная стоимость проектов на всех стадиях реализации составляет в Российской Федерации 1,044 трлн руб. [3, с. 11]. Из них 87,44% - это привлеченные частные инвестиции. На стадии реализации и управления находится 90 государственно-частных проектов. Из них 6 проектов функционируют в Уральском федеральном округе. К их реализации привлечено 46 770 159 тыс. руб. частных инвестиций.

Дальнейшее развитие государственно-частного партнерства требует совершенствования как нормативной базы, так и накопления и осмысления опыта применения различных форм реализации проектов, а также решения задач повышения инвестиционной привлекательности регионов России.

1. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 24.09.2009 N 1956 «О Законе Челябинской области «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве» (в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 №157-ЗО). - режим доступа: ШрУ/Ьагагакопоу. ги/Сос/?Ю=3273601.

2. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации.- М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. - 52 с.

3. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства. 2014. - 19 с.

4. Рейтинг регионов/ Государственно-частное партнерство. - 2013. № 1. С. 4-5.

References

1. Postanovlenie Zakonodatel'nogo Sobrani-jaCheljabinskoj oblasti ot 24.09.2009 N 1956 «O Za-kone Cheljabinskoj oblasti «Ob uchastii Cheljabinskojo-blasti v gosudarstvenno-chastnom partnerstve»(v red. Zakona Cheljabinskoj oblasti ot 23.06.2011№157-Z0). URL: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3273601.

2. Praktika primenenija koncessionnyh soglash-enij dlja razvitija regional'noj infrastrukturyv Rossijskoj Federacii. M.: Centr razvitija gosudarstvenno-chast-nogo partnerstva, 2014. 52 s.

3. Rejting regionov GChP-2014. Razvitie gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva v subektahRossi-jskoj Federacii. M.: Centr razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. 2014. 19 s.

4. Rejting regionov/ Gosudarstvenno-chastno-epartnerstvo. 2013. № 1. S. 4-5.

UDC 334.021; 332.024

DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: MODERN REVIEW

Nezhivenko Yelena Alekseyevna,

South Urals Professional Institute, the Head of Department Chair of Finance and Accounting, Dr of Sc. (Economics), Professor, Chelyabinsk, Russia. E-mail: mrcpk@list.ru.

Farafonova Anna Yuryevna,

LLC «Paul Hartmann», Marketing Manager, Moscow, Russia.

Annotation

The article provides a description of the current state and the structure of the implementation of public-private partnership in the Russian Federation. A comparative description of the potential of attracting private investments in public-private partnerships of the Russian Federation regions.

Key concepts:

public-private partnerships,

potential of attracting private investments,

institutional environment of business,

Russian Federation regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.