Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиничная индустрия / гостиница / меры поддержки / услуги / hotel industry / hotel / support measures / services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.А. Белоусова

В статье рассматривается вопрос, связанный с анализом рынка гостиничных услуг в стране, дана структура средств размещения. Мероприятия по развитию и поддержанию гостиничного бизнеса требуют значительных финансовых ресурсов. Государство активно поддерживает и субсидирует внутренний туризм, реализуя национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», который позволяет всем желающим получить поддержку и развивать свои идеи. Поддержка государства осуществляется по направлениям: грантовая поддержка для строительства некапитальных модульных средств размещения; льготное кредитование для создания инфраструктуры; освобождение туристической отрасли от уплаты НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE HOTEL BUSINESS IN MODERN REALITIES

The article deals with the issue related to the analysis of the hotel services market in the country, the structure of accommodation facilities is given. Activities for the development and maintenance of the hotel business require significant financial resources. The state actively supports and subsidizes domestic tourism by implementing the national project "Small and Mediumsized Enterprises", which allows everyone to receive support and develop their ideas. State support is provided in the following areas: grant support for the construction of non-capital modular accommodation facilities; preferential loans for the creation of infrastructure; exemption of the tourism industry from VAT.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Н.А. Белоусова, ст. преподаватель Институт пищевых технологий и дизайна (Россия, г. Нижний Новгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-3-118-120

Аннотация. В статье рассматривается вопрос, связанный с анализом рынка гостиничных услуг в стране, дана структура средств размещения. Мероприятия по развитию и поддержанию гостиничного бизнеса требуют значительных финансовых ресурсов. Государство активно поддерживает и субсидирует внутренний туризм, реализуя национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», который позволяет всем желающим получить поддержку и развивать свои идеи. Поддержка государства осуществляется по направлениям: грантовая поддержка для строительства некапитальных модульных средств размещения; льготное кредитование для создания инфраструктуры; освобождение туристической отрасли от уплаты НДС.

Ключевые слова: гостиничная индустрия, гостиница, меры поддержки, услуги.

Развитию туристской индустрии в стране способствуют различные факторы. Во-первых, это государственная поддержка малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, внешнеполитическая ситуация заставляет расширять внутренний

туризм. В связи с этим происходит быстрый рост гостиничной индустрии.

Число коллективных средств размещения (классифицированных) в 2023 году составило 31488 единиц, что на 12,2% больше, чем в 2018 году. А по сравнению с 2022 годом увеличилось на 6,6%.

Рис. 1. Количество коллективных средств размещения в России [1]

Услуги размещения в городах России являются одними из ключевых. В структуре средств размещения доля городских отелей составляет 40,2%, более 15,8% являются хостелами, мини-отелей - 13,6% от общего количества классифицированных средств размещения. Основная часть объектов гостеприимства 54% не имеют звезд, 22,5% отели, которые имеют 3 звезды, только 1,5% отели 5 звезд, Исходя из данных Росстат, площадь номерного фонда в классифицированных коллективных сред-

ствах размещения России ежегодно увеличивается на 3,5% и составила по итогам 2023 года 25,7 млн. кв. метров [1].

Хотя количество гостиниц в стране постоянно увеличивается, но развитие внутреннего туризма и проведение различных мероприятий различных уровней в регионах открывают такую проблему, как нехватка коллективных средств размещения. Сегодня, например проведение мероприятий связанных с историей России, в городе Суздаль, который в 2024 году отмечает

своё 1000-летие входящий в Золотое кольцо России привлек огромное количество как организаторов, так и туристов со всей страны и других стран. Такой поток приезжающих требует и большие возможности по размещению.

По словам представителя МИД РФ в Нижнем Новгороде Малова С.Г. при проведении саммита БРИКС в Нижнем Новгороде обозначилась проблема для города, это нехватка пятизвездочных отелей (в Нижнем Новгороде всего два отеля пять звезд).

Но вместе с этим с рынка гостеприимства ежегодно уходит большое количество малых отелей. Встает вопрос, как сделать так, чтобы гостиница осталась в бизнесе.

У каждой гостиницы, как у любого товара или услуги имеет свой жизненный цикл, который состоит из нескольких этапов: рост - этап, когда гостиница выходит на полную запланированную мощность (загрузка номерного фонда, средняя цена номера и другие); этап зрелости - характеризуется стабильностью работы отеля, в этот период происходит увеличение дохода за счет разработанных программ лояльности, увеличения новых и постоянных клиентов, появляется большое количество конкурентов; этап спада - постепенное снижение финансовой активности, уменьшение количество гостей, падение загрузки номерного фонда [2].

Для генерального менеджмента отелей очень важно своевременно определить каждый этап, разработать и внедрить сбытовые стратегии гостиничного предприятия, стимулировать продажи гостиничного продукта.

Одной из мер своевременного поддержания бизнеса является ребрендинг или обновление бренда отеля. Для этого необходимо повысить комфортность условий проживания; обеспечить доступность услуг для постояльцев с невысоким уровнем доходов; расширить сети отелей в малоосвоенных регионах; строительство гостиниц вблизи от некоторых объектов с массовой посещаемостью [3].

Все мероприятия по развитию и поддержанию гостиничного бизнеса требуют значительных финансовых ресурсов.

Государство активно поддерживает и субсидирует внутренний туризм, реализуя национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», который позволяет всем желающим получить поддержку и развивать свою небольшую гостиницу или кафе. Для реализации данного проекта создана государственная платформа поддержки предпринимателей «Цифровая платформа МСП. РФ». В её состав входят центры поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» позволяет поддерживать как небольшие гостиницы, так и крупные отели [4].

Поддержка государства осуществляется по направлениям:

- Грантовая поддержка для строительства некапитальных модульных средств размещения. Данная программа направлена на уменьшение дефицита номерного фонда в местностях, где строительство капитальных строений проблематично.

- Льготное кредитование для создания инфраструктуры. Программа сначала распространялась только на строительство и реконструкцию гостиниц и многопрофильных курортов. Суммы кредитов для гостиничного бизнеса варьируются в диапазоне от 2,5 миллионов до 65 миллионов рублей. Мерой поддержки воспользовались малые и средние предприниматели из Москвы, Краснодарского края, Карачаево-Черкесской Республики, Новосибирской и Курганской областей, Ханты-Мансийского округа - Югры.

- Освобождение туристической отрасли от уплаты НДС. Действует для новых и реконструированных гостиниц - на 20 налоговых периодов с момента открытия и уже работающих гостиниц [5].

Таким образом можно сказать, что развитие туризма, наличие природных достопримечательностей, проведение культурных и других масштабных мероприятий требуют большего количества гостиниц или иных средств размещения. Гостиничный бизнес в России имеет большие возможности для своего развития и роста, и этому способствует поддержка государства.

Библиографический список

1. Анализ рынка гостиничных услуг России в 2023 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ww.sostav.m/Ыogs/247016/47309?ysdid=m04147y9ty652368347 (дата обращения 19.08.2024).

2. Как устроить отелю перезагрузку: изменение концепции с акцентом на ребрендинг. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://traveLyandex.ru/pro/kak-ustroit-otelyu-perezagruzku-rekoncepciya-s-akcentom-na-rebrendmg/#kak-ponyat-chto-pora-obnovlyat-koncepciyu (Дата обращения 19.08.2024).

3. Особенности развития гостиничного бизнеса в России. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://vertical-hotel.ru/poleznaya-informatsiya/19524/?ysclid=m03xa5ynzw931299832 (Дата обращения 19.08.2024).

4. Уютно, красиво, экологично: как господдержка развивает гостиничный бизнес. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20240730/finansy-1962839971.html (Дата обращения 19.08.2024).

5. Анализ рынка гостиничных услуг в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://businesstat.ru/images/demo/hotels_russia_demo_businesstat.pdf (Дата обращения 19.08.2024).

THE DEVELOPMENT OF THE HOTEL BUSINESS IN MODERN REALITIES N.A. Belousova, Senior Lecturer

Nizhny Novgorod Food Technologies and Design Institute (Russia, Nizhny Novgorod)

Abstract. The article deals with the issue related to the analysis of the hotel services market in the country, the structure of accommodation facilities is given. Activities for the development and maintenance of the hotel business require significant financial resources. The state actively supports and subsidizes domestic tourism by implementing the national project "Small and Medium-sized Enterprises", which allows everyone to receive support and develop their ideas. State support is provided in the following areas: grant support for the construction of non-capital modular accommodation facilities; preferential loans for the creation of infrastructure; exemption of the tourism industry from VAT.

Keywords: hotel industry, hotel, support measures, services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.