Научная статья на тему 'Развитие городского пассажирского транспорта в условиях модернизации Российской экономики'

Развитие городского пассажирского транспорта в условиях модернизации Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА / ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич, Лерман Евгения Борисовна

Рассматриваются особенности и основные проблемы развития муниципальных пассажирских предприятий, которые обострились в период проводимых реформ в системе городского пассажирского транспорта, а также пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бирюков Виталий Васильевич, Лерман Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие городского пассажирского транспорта в условиях модернизации Российской экономики»

РАЗДЕЛ IV

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 332

РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В.В. Бирюков, Е.Б. Лерман

Аннотация. Рассматриваются особенности и основные проблемы развития муниципальных пассажирских предприятий, которые обострились в период проводимых реформ в системе городского пассажирского транспорта, а также пути решения данных проблем.

Ключевые слова: социально-экономическое значение городского пассажирского транспорта, эффективная работа системы городского транспорта, экономика и

финансирование городского пассажирского

Введение

В условиях происходящих социальноэкономических перемен, повышения уровня автомобилизации, изменения трудовых и культурных потребностей населения, особую значимость для государственных и местных органов власти приобретает обеспечение надежной и эффективной работы городского пассажирского транспорта. Для большей части городов РФ пассажирский транспорт является особым видом транспорта, от функционирования которого во многом зависит состояние социальной среды и экономики. Вместе с тем сложившиеся в настоящее время подходы и организационно-экономические методы управления не позволяют удовлетворительно решать накопившиеся проблемы развития предприятий городского пассажирского транспорта. В связи с этим возникает настоятельная потребность критического их осмысления и формирования организационно-экономической модели развития данных предприятий, адекватной потребности модернизации российского общества.

Основная часть

В современных условиях городской муниципальный пассажирский транспорт обеспечивает большую часть всех передвижений населения, включая трудовые и культурно-бытовые поездки, и тем самым непосредственно оказывает влияние на уровень развития городов, где проживает почти три четверти населения страны. За период рыночных реформ прошли процессы акционирования пассажирских предпри-

транспорта.

ятий, появилась частная форма собственности на городском пассажирском транспорте, все это повлекло за собой изменение функций государственного регулирования и управления, изменились порядок и объемы бюджетного финансирования, налоговая и тарифная политика [1]. Состояние, в котором сейчас находятся муниципальные пассажирские предприятия, можно объяснить общим сложным социальноэкономическим положением в стране. За последние годы экономический кризис в стране негативно отразился на работе предприятий системы городского пассажирского транспорта (ГПТ), следствием которого стало снижение объемов перевозок и качество транспортного обслуживания населения. Несмотря на усилия органов власти и транспортных предприятий по адаптации к рыночным механизмам, в последние годы сформировалось много проблем в транспортной сфере городов.

Так, в настоящий период времени работа городского пассажирского транспорта в городе Омске характеризуется рядом устойчивых негативных тенденций, среди которых следует отметить:

- сокращение провозных возможностей городского пассажирского транспорта, которое не компенсируется привлечением малых автобусов частного сектора;

- физическое и моральное старение подвижного состава, которое привело к увеличению текущих затрат на эксплуатацию;

- дублирование маршрутов муниципального транспорта маршрутными такси, которые

снижают уровень доходности муниципальных транспортных предприятий и одновременно ухудшают экологию города при эксплуатации большого количества маршрутных такси;

- уменьшение эксплуатационной скорости и снижение коэффициента использования парка подвижного состава приводят к снижению качества транспортного обслуживания пассажиров в городе;

- снижение эффективности работы муниципальных предприятий городского пассажирского транспорта, в условиях отсутствия стимулов к сокращению эксплуатационных затрат;

- повышение бюджетных расходов на обеспечение работы системы городского пассажирского транспорта.

Анализ параметров транспортной системы городского пассажирского транспорта в городе Омске, за последние 18 лет показал, что общее количество городских маршрутов на всех видах транспорта снизилось незначительно (рисунок 1). Одновременно с этим произошло значительное выбытие количества подвижного состава в муниципальных предприятиях, что отразилось на уровне качества транспортного обслуживания пассажиров (рисунок 2). В результате снижения динамики основных параметров транспортной системы города произошло изменение объемных показателей деятельности пассажирских транспортных предприятий.

Рис. 1. Динамика количества маршрутов по видам транспорта в г. Омске

Рис. 2. Динамика количества ПС системы ГПТ, %

Сложное финансовое состояние муниципальных предприятий городского пассажирского транспорта связано с постоянным повышением цен на все виды потребляемых материальных ресурсов при выполнении транспортного процесса: горюче-смазочных материалов, электроэнергии, запасных частей, прочих видов материалов и как следствие, роста себестоимости транспортного процесса. Основными факторами, вызывающими рост затрат по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, является высокий уровень износа транспортных средств, а также высокая стоимость запасных частей импортного и отечественного производства. Возмещение затрат в виде дотаций предприятиям происходит только на покрытие текущих эксплуатационных затрат при этом не хватает средств для обновления парка подвижного состава.

Одной из наиболее важных задач, связанных с решением основных проблем развития системы ГПТ, является разработка механизма возмещения затрат, ориентированного на покрытие не только текущих эксплуатационных затрат, но и обеспечение инвестиций в обновление подвижного состава и укрепление всей материально-технической базы предприятий. Действующий в настоящее время механизм возмещения убытков муниципальным предприятиям не стимулирует повышения качества транспортного обслуживания населения, сокращение эксплуатационных затрат при обслуживании транспортного процесса и не способствует росту окупаемости городских пассажирских перевозок. На снижение доходности предприятий городского муниципального транспорта оказывает влияние наличие большого количества льготной категории граждан, возмещение затрат на перевозку которых поступает из бюджетов различных уровней несвоевременно и не в полном объеме. Это сопровождается ростом убыточности предприятий муниципального транспорта, а для населения ухудшением качества транспортного обслуживания. Общий объем перевозок, который необходимо выполнить предприятиями в соответствии с планом муниципального заказа, не обеспечен провозными возможностями предприятий муниципального транспорта. Таким образом, недостаточное финансирование муниципальных предприятий не позволяет обеспечить выполнение муниципального заказа на качественном уровне и снижает эффективность работы предприятий системы городского пассажирского транспорта.

Задачи модернизации России, связанные с превращением её в одного из лидеров мировой экономики и выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния, диктуют новые требования к системе городского пассажирского транспорта. С одной стороны растёт ценность человеческого капитала и человеческого времени в системе приоритетов в общества, возникают новые формы жизнедеятельности людей, обусловливающие повышение значимости доступности и качества транспортных услуг. С другой стороны, благодаря научнотехническому прогрессу возрастают возможности осуществлять кардинальные инновационные изменения в системе ГПТ с учётом особенностей транспортных потребностей разных социальных групп населения, о чём свидетельствуют значительные успехи, достигнутые в развитых странах. Сложившаяся в городах нашей страны система ГПТ пока ещё не обеспечивает необходимую доступность и качество транспортных услуг. Осуществлённые в последние годы меры в сфере ГПТ не позволили радикально изменить ситуацию к лучшему, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными финансово-экономическими, транспортно-

технологическими и организационноправовыми мероприятиями. Отставание системы ГПТ в России от развитых стран значительно сильнее, чем во многих других отраслях экономики. Чтобы коренным образом улучшить ситуацию, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе ГПТ на основе использования современных инновационных разработок. Формирование новой системы функционирования ГПТ, отвечающей потребностям модернизации российского общества, предполагаем пересмотр сложившихся представлений о роли государственноадминистративных и рыночных регуляторах в развитии системы транспортного обслуживания населения.

Мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что существенным недостатком обладает не только административная модель функционирования систем пассажирского транспорта, но и модель свободного рынка. В связи с этим в развитых странах транспортное обслуживание населения осуществляется на основе использования различных моделей регулируемого рынка. При разработке новой модели развития ГПТ, источников и механизмов его финансирования должны учитывать особенности формирования и проявления результатов оказания транспортных услуг насе-

лению в современных условиях. Особенности деятельности пассажирских автотранспортных предприятий состоят прежде всего в том, что они во многом способствуют появлению позитивных внешних для транспортной системы эффектов, которые в значительной степени проявляются в получении хозяйствующими субъектами добавочного дохода. Вместе с тем, этот доход возникает лишь благодаря тому, что транспортные предприятия берут на себя часть издержек по его созданию.

Объём, виды и качество транспортных услуг в городах необходимо формировать исходя не только из возможностей прямого поступления денежных средств от их оплаты населением, но и с учётом внешних социальных и экономических эффектов, возникающих при оказании данных услуг. Модернизация системы ГПТ должна быть направлена на создание равноправности во взаимоотношениях перевозчика и потребителя транспортной услуги и равновыгодность обмена. В современных условиях выгоду от работы пассажирского транспорта получают не только прямые потребители перевозок. По данным Международного Союза общественного транспорта, выгоды, предоставляемые общественным транспортом пользователям, выше, чем затраты на финансирование эксплуатационного дефицита. В зарубежных странах активно применяется принцип «платит тот, кто получает выгоду». В них действуют различные системы налогов, сборов и платежей (налог на продажу нефтепродуктов, платежи за создание транспортных пробок, сборы за парковку автомобилей, штрафы за нарушение правил дорожного движения, дополнительные платежи за отвод участков в зависимости от уровня транспортного обслуживания, за использование транспортной инфраструктуры и др.).

При формировании многоканальной системы финансирование ГПТ важно активно привлекать коммерческое инвестирование и кредитование, в том числе с использованием различных форм частно-государственного партнёрства. Необходимо создание эффективной нормативно-правовой основы, регулирующей транспортное обслуживание населения, требуется осуществить переход к нормативно-бюджетному финансированию пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП) и разработка соответствующих методических рекомендаций, позволяющих заключать городским властям контрактные соглашения с ПАТП на основе конкурсных процедур с учётом сложности и протяженности маршрутов, объёма и качества транспортных

услуг; требуется совершенствование системы мониторинга качества транспортного обслуживания населения, на основе которой осуществляется контроль и стимулирование перевозчиков [2].

Выполнение задачи полного и качественного транспортного обслуживания населения города зависит от уровня организации и управления работой перевозчиками всех форм собственности, задействованными в выполнении муниципального заказа. В этих условиях возникает необходимость в разработке механизма согласования интересов населения как потребителей транспортных услуг, возможностей муниципальных властей, увязывающих размер бюджетных средств, направленных на выполнение муниципального заказа и экономических интересов хозяйствующих субъектов на рынке городских пассажирских услуг.

Решение задач по разработке организационно-экономических методов управления городским пассажирским транспортом, адаптированных к современным условиям рынка транспортных услуг, можно добиться только путем использования инновации и современных технологий управления, которые позволят повысить уровень ее эффективности как социально значимой экономической системы. Осуществление системных изменений в работе ГПТ, обеспечивающих повышение её эффективности, предполагает реализацию широкого комплекса мер, включающих в себя следующее. Во-первых, определение оптимального объёма услуг по перевозке пассажиров на основе изучение пассажиропотока и его изменений в связи с развитием городской инфраструктуры, ростом жилищного строительства. Во-вторых, совершенствование маршрутной системы города на основе анализа работы сети муниципального и коммерческого городского пассажирского транспорта, обоснования рациональных соотношений объемов перевозок между ними; определение оптимального количества микроавтобусов для города. В-третьих, повышение безопасности дорожного движения и улучшения экологии городской среды. В-четвёртых, совершенствование транспортной сети города на основе определения первоочерёдных участков транспортной сети, требующих реконструкции и развития; формирования дублирующих магистралей и перераспределение потоков городского пассажирского транспорта по транспортной сети; обустройство пешеходных переходов, светофорных объектов, обеспечивающих непрерывность транспортного потока.

В-пятых, обновление парка подвижного состава городского пассажирского транспорта с учётом определения требуемого количества подвижного состава по количеству и вместимости, экономическое обоснование выбора марок подвижного состава по видам городского пассажирского транспорта.

Заключение

В условиях модернизации российского общества особую значимость приобретает надежная и эффективная работа городского пассажирского транспорта. Для успешного решения задач полного и качественного удо-

влетворения потребностей населения в транспортном обслуживании необходимо создание новой модели развития предприятия ГПТ, адекватной происходящим социальноэкономическим изменениям, позволяющей обеспечивать должный уровень финансирования на основе формирования и распределения муниципального заказа между хозяйствующими субъектами на рынке автотранспортных услуг с учётом сложности его выполнения.

Таблица 1 - Динамика производственных показателей городского транспорта

Показатель Городской пассажирский транспорт

ПАТП ЭТ

2007 2008 2009 2007 2008 2009

Перевезено пассажиров, тыс.чел 187 960 176 130 164 300 52 659 46 877 44 323

в т.ч. льготных 38 433 39 006 39 579 9 727 10 037 10 429

в т.ч. платных 149 527 137 124 124 722 42 932 3 839 33.894

Выполнено пасс.км 643 870 592 701 570 880 205 723 183 132 173 612

Общий пробег, тыс.км 60 698 57 262 51 826 15 036 14 754 1 841

Машино-часы в наряде, тыс.маш-ч 3 426 3 138 2 850 882 864 810

Библиографический список

1. М.П.Улицкий. Стратегия развития автотранспорта в крупных городах / Автотранспортное предприятие - 2005 - № 8-С.4-11.

2. Е.А.Супрунова, В.В.Бирюков - Организационно-экономические факторы и механизмы развития транспорта в регионе. Омск, 2009 г.

DEVELOPMENT OF CITY PASSENGER TRANSPORT IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

V.V. Birjukov, E.B. Lerman

The features and major problems in the functioning and municipal public enterprises, which are particularly strained during the ongoing reforms in urban passenger transport, as well as ways to solve these problems.

Бирюков Виталий Васильевич - доктор экономических наук, профессор, академик Российской Академии социальных наук, проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований — социальноэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития. Имеет 190 опубликованных работ. E-mail: birukov_vv@sibadi.org

Лерман Евгения Борисовна - аспирантка Си-бАДИ. Основное направление научных исследований - изучение и пути решения основных проблем функционирования системы муниципальных пассажирских предприятий в регионе. Общее количество публикаций - 3.

E-mail: gsv-73@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.