Научная статья на тему 'Развитие городов на основе реализации интересов социальных групп'

Развитие городов на основе реализации интересов социальных групп Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
674
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование городской среды / социальные потребности / социальные функции государства / социальные функции города / городская структура / городская застройка / архитектурно-планировочные решения / городское население / City environment formation / social needs / social functions of the city / city structure / urban development / architectural and space planning / city population.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шныренков Евгений Анатольевич

В статье на исторических и современных примерах рассматривается процесс формирования городской среды как результат взаимодействия различных социальных групп, являющихся субъектами городской жизни. Автор статьи предлагает классифицировать субъекты городской жизни как агентов первой или второй категории. Агенты городской жизни первой категории оказывают непосредственное влияние на формирование городской застройки, развитие инженерной инфраструктуры и социальной структуры городского населения. Агенты второй категории – это горожане, различные социальные группы и общественные объединения, заинтересованные в определённом развитии городской среды для удовлетворения своих потребностей. Агенты второй категории могут оказывать опосредованное воздействие на развитие городской среды через демократические механизмы формирования органов представительной власти, либо через систему слушаний и референдумов. Несмотря на то, что интересы агентов первой и второй категории могут носить противоречивый характер, представители социальных групп и высших органов государственной власти, относящихся к агентам первой категории, вынуждены учитывать в своей деятельности интересы тех, кого автор статьи считает возможным отнести к агентам городской жизни второй категории. В статье приводятся примеры, как на протяжении практически всей истории существования городов агенты первой категории, используя контролируемые ими различные материальные ресурсы, создавали значительные градостроительные и инженерные объекты, удовлетворяющие потребности жителей городов в различных материальных и социальных благах. Произошедшие в ХХ столетии изменения в понимании роли государства в удовлетворении социальных потребностей населения, в совокупности с преобразованиями в политических системах, определили новые способы реализации функционального предназначения городской среды. Процессы урбанизации, происходившие в ХХ столетии, привели к появлению новых возможностей и потребностей городских жителей, учёт и реализация которых является в современных условиях способом разрешения противоречия между жизненными интересами миллионов граждан и экономическими интересами государственной и городской элиты. Результатом разрешения данного противоречия является социальный мир и возможность дальнейшего экономического, культурного социального и политического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шныренков Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meeting the Interests of Various Social Groups as a Basis for Urban Development

The article reviews various historical and contemporary examples of creating an urban environment through interaction between various social groups that make up the urban community. We propose a division of social agents into two categories. Agents of the first category influence the urban environment directly, by overseeing housing construction, the development of the utility infrastructure, and the improvement of the urban community’s social structure. Agents of the second category are individuals, social groups, and social organizations, which are interested in seeing the urban environment development in a particular way that fulfills their needs. These agents may shape the urban environment indirectly, through the democratic election of representative government bodies, or through a system of hearings and referenda. These two categories may have contradictory interests, but in spite of this, the representatives of social groups and high authorities (i.e. entities of the first category) are compelled to bear in mind the interests of those entities which, following the provisions of this article, may be included in the second category. The examples studied in this research reveal that, almost since the very emergence of the first cities, entities of the first category have been using the various material resources under their control to develop housing and utility projects that help meet the communities’ need for material goods and social well-being. The 20th century saw a dramatic shift in the perception of the government’s role in handling the population’s social needs; this shift, together with the transformation of the political systems, gave rise to new means of orchestrating the proper functioning of the urban environment. The 20thcentury urbanization created new opportunities for people who live in cities, which also led to the emergence of new needs, and accounting for and addressing these needs is today’s main strategy when it comes to bridging the gap between the survival needs of millions of ordinary members of urban communities and the economic interests of the national and local elite. Doing so contributes to a peaceful social environment and makes it possible for the community to keep developing economically, culturally, socially, and politically.

Текст научной работы на тему «Развитие городов на основе реализации интересов социальных групп»

ВЕСТН И Криолог

Тема номера: Развитие городов и социальные технологии

Развитие городов на основе реализации интересов социальных групп

Шныренков Евгений Анатольевич - доцент кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций МГСУ, Москва

E-mail: KafSPPK@mgsu.ru

ВЕСТНИ $4™'''"'"

чип .оциологии

18

Развитие городов

на основе реализации интересов

социальных групп

Аннотация

В статье на исторических и современных примерах рассматривается процесс формирования городской среды как результат взаимодействия различных социальных групп, являющихся субъектами городской жизни. Автор статьи предлагает классифицировать субъекты городской жизни как агентов первой или второй категории. Агенты городской жизни первой категории оказывают непосредственное влияние на формирование городской застройки, развитие инженерной инфраструктуры и социальной структуры городского населения. Агенты второй категории - это горожане, различные социальные группы и общественные объединения, заинтересованные в определённом развитии городской среды для удовлетворения своих потребностей. Агенты второй категории могут оказывать опосредованное воздействие на развитие городской среды через демократические механизмы формирования органов представительной власти, либо через систему слушаний и референдумов. Несмотря на то, что интересы агентов первой и второй категории могут носить противоречивый характер, представители социальных групп и высших органов государственной власти, относящихся к агентам первой категории, вынуждены учитывать в своей деятельности интересы тех, кого автор статьи считает

р,

возможным отнести к агентам городской жизни второй категории. В статье приводятся примеры, как на протяжении практически всей истории существования городов агенты первой категории, используя контролируемые ими различные материальные ресурсы, создавали значительные градостроительные и инженерные объекты, удовлетворяющие потребности жителей городов в различных материальных и социальных благах. Произошедшие в ХХ столетии изменения в понимании роли государства в удовлетворении социальных потребностей населения, в совокупности с преобразованиями в политических системах, определили новые способы реализации функционального предназначения городской среды. Процессы урбанизации, происходившие в ХХ столетии, привели к появлению новых возможностей и потребностей городских жителей, учёт и реализация которых является в современных условиях способом разрешения противоречия между жизненными интересами миллионов граждан и экономическими интересами государственной и городской элиты. Результатом разрешения данного противоречия является социальный мир и возможность дальнейшего экономического, культурного социального и полису тического развития.

I Ключевые слова: формирование городской среды, социальные

х потребности, социальные функции государства, социальные функции города,

^^ городская структура, городская застройка, архитектурно-планировочные

тН решения, городское население

ГЧ О!

В ХХ веке процесс урбанизации охватил все страны, особенно индустриально развитые, и это привело к тому, что большинство населения земного шара сосредоточилось в городских поселениях. Ракеш Мохан, заместитель управляющего Резервным банком Индии, в своей статье «Урбанизация и глобализация в XXI веке» пишет о том, что «...темпы урбанизации в ХХ веке были беспрецедентными, и можно лишь удивляться, что мир оказался в состоянии с этим совладать. В первой половине ХХ столетия общий прирост городского населения в мире составил 500 миллионов. В течение последующих 50 лет -с 1950 по 2000 г. - число жителей городских районов выросло уже на 2,1 миллиарда» [Мохан 2009]. В настоящее время численность городского и сельского населения в развитых странах стабилизировалось и с небольшими изменениями варьируется в соотношении 80 и 20%. В XXI веке основной прирост городского населения ожидается в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки [Мохан 2009].

Наиболее привлекательными и благополучными для жизни являются города, обратившие в середине ХХ столетия первостепенное внимание на интересы и потребности горожан в плане создания комфортной среды жизнедеятельности. По данным анализа Глобального индекса благоустроенности городов, опубликованного в журнале «World Review of Science, Technology and Sustainable Development», рейтинг из 64 обследованных городов мира возглавили Женева, Цюрих, Сингапур, Копенгаген, Хельсинки, Люксембург, Стокгольм, Берлин, Гонконг и Окленд. Москва заняла 62-е место в рейтинге, а на последнем месте оказался индонезийский город Джакарта [Giap, Thye, Aw 2014].

Город обладает определёнными функциями и способами их реализации. Являясь сложным конгломератом инженерных, архитектурно-пространственных и социальных решений в концентрированном виде, он отражает в своей структуре стихийность и осознанность подходов в формировании городской среды. Мы сознательно не будем использовать понятие «целенаправленность» применительно к процессу формирования городской среды, так как любой процесс, имплицитный городской среде, будет направлен на достижение определённой экономической или социальной цели. Насколько данная цель соответствует объективным условиям развития города или же она отражает чьи-либо субъективные интересы - отдельных социальных групп или конкретных индивидов - будет определять стихийность или осознанность в формировании городской среды. Стихийность и осознанность - два основных вектора формирования городской среды. Каждый из векторов связан с определёнными функциями города и возможностью их реализации в конкретных исторических и материальных условиях.

Формирование городской среды - многоплановый процесс, который, с одной стороны, определяется потребностями индивидов, социальных групп и социальных институтов, с другой - необходимостью использования оптимальных способов реализации функций городской среды, отражающих эти потребности.

Формирование городской среды - многоплановый процесс, который, с одной стороны, определяется потребностями индивидов, социальных групп и социальных институтов, с другой - необходимостью использования оптимальных способов реализации функций городской среды, отражающих эти потребности. Говоря о различных социальных субъектах, интересы которых оказывают влияние на формирование городской среды, предполагаем, что будет целесообразно применительно к ним ввести понятие агентов городской среды. Попробуем поделить их на две категории. К первой категории будут отнесены агенты, непосредственно влияющие на формирование городской среды. Ими станут политические и социальные институты, социальные группы и отдельные личности, принимающие решения, реализация которых связана с изменением архитектурно-планировочной составляющей городской среды или приводит к изменению её функций. Иными словами, к агентам первой категории можно отнести государство, церковь, политическую и экономическую элиту, непосредственно связанную с городом, представительные и исполнительные органы городской власти. Агенты второй категории - большинство горожан и многообразные социальные группы, заинтересованные в создании условий для удовлетворения своих различных социальных, экономических, культурных и иных потребностей. Они не принимают непосредственного участия в формировании городской среды. Агенты второй категории для реализации своих потребностей и интересов делегируют властные полномочия определённым институтам, используя современные механизмы формирования органов представительной власти.

В данном контексте возникает вопрос: к какой категории агентов городской среды можно отнести различные проектные институты, архитектурные бюро, строительные фирмы? Наверное, на этот вопрос можно ответить, исходя из целей и задач, которые они ставят перед собой и реализуют в процессе своей деятельности. Профессиональные организации, которые являются всего лишь средством для реализации решений, принимаемых органами городской представительной и исполнительной власти, будут относиться к агентам второй категории. Различные строительные и проектные организации, девелоперские фирмы, чья деятельность направлена на достижение и реализацию собственных целей и задач (что часто происходит в ущерб интересам развития городской среды), будут отнесены к агентам первой категории.

Необходимо отметить, что статья посвящена анализу социально-политических аспектов формирования городской среды и её функционирования и не ставит своей задачей изложение инженерно-технических решений и подходов, обеспечивающих реализацию конкретных функций, присущих городу,

за исключением тех, которые по своей сущности имеют двойственный характер. К таким решениям мы будем относить те инженерно-технические и архитектурно-пространственные разработки, через которые реализуются основные функции городской среды и которые определяют сложную социальную структуру города.

Как происходило становление в различные исторические периоды функций государства по созданию городской среды, и какими предпосылками была вызвана данная потребность? Каковой была степень влияния светской и религиозной власти на процесс развития городов? Как соотносились интересы власти и горожан? В чём проявлялись элементы стихийности и плановости в формировании городской среды? Обращение к истории поможет не только изучить историю развития городской среды, но и окажет практическую помощь в обогащении опытом регулирования городских процессов.

Практически на протяжении всей истории существования городов активно формируются органы городского самоуправления. Даже в столичных городах, где постоянно присутствуют представители высшей государственной власти, пробивали себе дорогу инициативы горожан. И в столичных, и в провинциальных городах население имело автономные по отношению к центральной власти интересы, связанные с возможностью получать определённый доход от ремесла и торговли или обеспечения и создания условий для повседневной жизни. В зависимости от исторического периода функции местного самоуправления могли расширяться или ограничиваться минимальным набором решаемых ими задач. Однако выполнение подобных функций всегда находилось в прямой зависимости от материальных и финансовых средств, которыми данные органы городского самоуправления обладали, и от активности самих горожан, от степени их вовлечённости в работу органов городского самоуправления. Основные функции, которые возлагались на органы местного самоуправления или на горожан в виде повинностей или подряда, были связаны с поддержанием определённого санитарного состояния городской среды и с ремонтом городской крепостной стены. М. Вебер, анализируя формирование города как самостоятельной административной и политической единицы, отражающей интересы горожан как единой общины, пишет, что такими признаками обладали лишь города античности и средневекового Запада [Вебер 1994]. Несмотря на то, что античные и средневековые города Европы представляли собой «общественную организацию официального характера, обладающую особыми органами», местное самоуправление в течение долгого исторического периода оказывало лишь незначительное влияние на формирование городской среды [Вебер 1994]. Городская община, имея определённое имущество, которым

распоряжались органы городского самоуправления, не имела достаточных финансовых средств, чтобы влиять на формирование городской застройки. Правильнее было бы говорить о поддержании местным самоуправлением определённого уровня состояния городского пространства. Значительную роль в формировании городской среды играли социальные группы, объединённые по профессиональным признакам: гильдии, касты, сословия. Обособленная зона расселения внутри городского пространства, наличие в ней наряду с жилой застройкой строений, необходимых для осуществления ремесленной или иной хозяйственной деятельности, формировало особый облик тех городских районов, а в России - слобод, где проживали представители соответствующих гильдий или сословий.

Древние города имели не только внешние признаки, отличавшие их от крестьянских поселений, но и ряд функций, находивших своё отражение в архитектурно-планировочном решении города. Появление этих функций было обусловлено, в большей мере, спецификой государственной жизни, чем городской.

Что же можно отнести к визуальным и функциональным признакам древних городов? Наличие определённого административного центра, зависящего от формы правления, существующей в данное историческое время. Царский дворец, здание сената составляли не только сердцевину политической жизни государства, но и являлись архитектурным центром города. Наличие же городского административного центра, самостоятельно выполняющего функции организации внутренней жизни города, связано с появлением древнегреческих городов-государств. Однако власть в таких городах позиционировала себя в первую очередь как государственную, и только во вторую очередь, как городскую, и в том объёме, насколько это было необходимо для нормального функционирования города-государства. Сохранение политического суверенитета, обеспечивающего независимость власти, достигалось в городах-государствах через создание условий для проживания горожан-граждан, на чью поддержку в случае внешнего или внутреннего военного конфликта рассчитывали политики.

Функции архитектурного центра города выполняли также и религиозные сооружения. Храм являлся если не равным, то вторым по значимости городским объектом и как архитектурное сооружение, и как социальный институт после дворца - центра общегосударственной политической власти. В городах, не являвшихся столицами государства, храм чаще оказывался господствующим в архитектурном и в политико-экономическом смысле. Конечно, речь идёт о крупных культовых центрах, имевших общегосударственное значение. Сама религиозная жизнь, за исключением разве что иудаизма, для формирования религиозного мировоззрения и поддержания

религиозной веры предполагает наличие множества крупных религиозных центров, что естественным образом приводит к её укреплению. В то же время центральная политическая власть, стремясь сохранить своё господствующее положение, никогда не допустит наличие иных политических центров, равных ей по своему уровню и влиянию. На протяжении всей человеческой истории, особенно в обширных империях, до появления средств связи по необходимости существовали многочисленные места постоянного или временного пребывания носителей высшей власти (царские дворцы, резиденции) и их официальных представителей. Эти места приобретали особое значение в момент физического присутствия в них правителей или их представителей. Таким образом, храм как центр религиозной жизни в большинстве древних, и как показывает история, не очень древних городов, становился архитектурным центром города.

Следующим признаком древнего города, непосредственно связанным с его архитектурно-планировочным развитием, можно считать пространство, формирующееся около дворца или храма. Застройка в этой зоне проводилась в соответствии с принципами социальной иерархии. Высокопоставленные чиновники и военачальники, самые богатые купцы строили своё жильё возле центра по высочайшему соизволению. Вокруг этой зоны строили свои дома и служилые люди, ремесленники, средние и мелкие торговцы. Застройка в этих зонах могла осуществляться как стихийно, так и на основе регулярного, чаще всего прямоугольного плана. Качество возводимых домов и их месторасположение напрямую зависели от статуса человека. Чем выше статус, тем ближе к дворцу строился дом. В такой городской застройке отражалась социальная структура общества.

От внешних угроз город защищала крепостная стена,

и /-< и 1 «_» о

возведение которой было одной из функций центральной власти. С внешней стороны крепостной стены селилась беднота и крестьяне, которые могли в случае военной опасности укрыться за оборонительными сооружениями города. Например, строительство новой крепостной стены вокруг Киева в период правления Ярослава Мудрого и строительство Московского Кремля при Дмитрии Донском и Иване III.

Наряду с внешними, архитектурно-планировочными признаками у древних городов появились и социальные признаки, многие из которых продолжают сохраняться и по настоящее время. Это более высокая плотность населения, усиление административных и религиозных функций, концентрация в городах различных видов ремесленного, позже промышленного производства. Образуется многочисленный социальный слой, чья деятельность напрямую не связана с созданием материальных благ, а носит в зависимости от выполняемых

Формирование городской среды уже в древние времена становится важнейшей функцией государственной власти. Городская среда, обладающая необходимыми характеристиками, обеспечивает авторитет и суверенитет власти, её способность противостоять внешним угрозам.

им обязанностей административный, военный, религиозно-культовый и научный характер. Необходимо отметить, что появление социальных групп, имеющих вышеотмеченные признаки, стало возможным только благодаря повышению производительности труда в сельском хозяйстве. Подтолкнув к появлению новой формы организации селитебного пространства, сельское население спустя почти пять тысячелетий стало активно переселяться в города, порождая своим массовым притоком новые функции городской среды.

Сами внешние признаки первых городов тесным образом связаны с их функциями, в первую очередь военными и административными. В крупных городах располагались властные и судебные органы, и древний город воспринимался населением как хорошо защищённая территория постоянного пребывания представителей власти различного уровня, которые поддерживали условия, необходимые для нормальной жизни.

По отношению к городской среде носители верховной власти выступают агентами первой категории. Формирование городской среды уже в древние времена становится важнейшей функцией государственной власти. Городская среда, обладающая необходимыми характеристиками, обеспечивает авторитет и суверенитет власти, её способность противостоять внешним угрозам. Поэтому носители верховной власти уже в древности добровольно принимают на себя обязательства по формированию определённой городской среды, придавая ей заданные функции. Рациональная цель носителей власти, выражающаяся в самосохранении и поддержании собственного авторитета, порождает с появлением городов новую функцию власти, а именно функцию по формированию городской среды, которая включает в себя архитектурно-планировочные решения и создание определённой социальной структуры.

Формирование городской среды как функция государственной власти уже в историческом аспекте соотносится с социально-философским понятием функции. «Функция» в социологии - это роль, которую определённый социальный институт (или частный социальный процесс) выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих её классов, социальных групп и индивидов [Философский энциклопедический словарь 1989].

Государство, формируя городскую среду, создаёт некую политическую и социальную стабильность, обусловливает и обеспечивает своё собственное существование, а также функционирование социальных институтов семьи, религии, экономики, права, поддерживающих биологическое и социальное воспроизводство населения. Город, благодаря активному вмешательству государства в лице верховной власти, становится носителем определённых функций: административно-полити-

ческой, военной, культовой. Социальная структура государства находит в городской структуре своё внешнее, материальное проявление.

Следующим этапом в становлении функции государства по формированию городской среды является создание инженерных коммуникаций и возведение различных построек, обеспечивающих нужды городского населения. Города Древнего Египта и греко-эллинистического мира обладали как системой доставки чистой воды, так и системой стоков для сбора нечистот. Многотысячные города Римской империи для обеспечения своего существования требуют новых инженерных решений. Используя опыт и знания, полученные от более ранней греко-эллинистической цивилизации, Рим создаёт наиболее совершенные и развитые на тот исторический период системы водопроводов и канализации [Николаев 2011]. Затраты на сооружение водопровода, канализации, общественных бань, административных зданий порой были настолько велики, что их строительство принимает на себя государственная власть. Занимаясь подобными стройками, власть решала одновременно несколько актуальных для себя задач, которые теснейшим образом были переплетены между собой. Понимая, что одной лишь статуи на форуме недостаточно не только для создания нормальных условий жизни в городе, но и для приобретения популярности среди различных слоёв населения, власть занимается обеспечением наиболее насущных потребностей горожан. Рост городов Рима республиканского и имперского периодов ставит на первый план проблему обеспечения людей жильём. Жилые строения в крупных городах эволюционируют от домов деревенского типа до многоквартирных инсул.

Стихийная застройка затрагивала большую часть территории городов античности и средневековья. Только центральная часть города, где располагались административные здания и жильё знати, застраивалась на основе правовых норм, регулирующих планировку застройки, также определялось и месторасположение того или иного объекта относительно императорского дворца или княжеского подворья. Спустя практически два с половиной тысячелетия стихийная застройка остаётся проблемой для многих современных городов. Стихийно возникшие фавелы Рио-де-Жанейро, трущобы Бомбея и Калькутты, окраины Каира - современное пристанище многих миллионов людей, готовых жить в антисанитарных условиях в надежде на лучшую долю. Даже в благополучной Европе в странах бывшей Югославии, в Албании, Греции и Португалии сохраняется традиция стихийного строительства жилья на окраинах городов. В восьмидесятых годах прошлого столетия в Риме и Мадриде были проведены различные акции по интегрированию жителей стихийно возникших окраинных

районов как в правовую среду, так и в городскую инфраструктуру [Самовольно возведённые... 2009]. Власти развивающихся стран, обладая меньшими финансовыми ресурсами и большим количеством людей, проживающих в зонах стихийной застройки, не могут себе позволить даже строительство водопровода и канализации в таких районах с целью создания приемлемых санитарных условий для их жителей.

Формирование городской среды с учётом социальных потребностей населения и преодоления социального неравенства - такие задачи большинство государств Европы и Северной Америки начинает решать только в ХХ столетии. На волне экономического роста, последовавшего за окончанием Второй мировой войны, население этих стран стало отстаивать не только свои экономические, но и социальные права, используя для этого как легальные механизмы формирования высших и местных органов представительной власти, так и формы протеста, основанные на насилии. Имея перед собой как собственный исторический опыт борьбы различных классов и социальных групп за свои права, так и опыт Советского Союза, экономические и политические элиты экономически развитых стран Запада пошли на определённые уступки своему населению, активно используя для сохранения своего господствующего положения идею социального партнёрства и социального государства. В лице государства они добровольно приняли на себя определённые обязательства по созданию для большинства населения равных условий в сфере социальной защищённости и возможности вертикальной социальной мобильности.

Понеся некоторые материальные затраты, связанные с созданием социального государства, правящие и экономические элиты смогли из этой модели взаимоотношения человека, бизнеса и государства получить максимально положительные эффекты. Первым таким эффектом можно назвать создание не только стабильной, но и привлекательной политической, социальной и экономической системы, что обеспечило устойчивое положение соответствующих элит. Если не брать во внимание имевшие место в отдельных странах Европы некоторые акции протеста, которые были направлены не столько на изменение политического режима, сколько на замену конкретных политических лидеров и правящих партий, а также на отстаивание социальных и экономических прав, то вся вторая половина ХХ столетия, по сравнению с его же первой четвертью, -период спокойного и стабильного развития этих государств.

Вторым эффектом можно считать формирование социально мобильного населения, готового активно конкурировать на рынке рабочей силы в различных отраслях экономики.

Третий эффект - создание системы социальных гарантий для населения этих стран.

Городская среда в настоящее время - это уникальный синтез противоречивых интересов различных социальных групп, с одной стороны, и возможностей строительной отрасли, с другой.

Строительство инженерных и транспортных коммуникаций, создание благоприятной социальной среды, обеспечивающей личное и социальное развитие каждого, возможно только при наличии активной позиции государства как социального и правового института, обладающего уровнем юридических и экономических ресурсов, сопоставимым с масштабом существующей проблемы.

Городскую среду во второй половине ХХ века можно рассматривать как социальный институт, позволяющий человеку удовлетворить свои социальные потребности. Являясь местом проживания большого количества людей, город представляет территорию концентрированного сосредоточения разнообразных рабочих мест, культурных, образовательных, медицинских и административных учреждений повседневно удовлетворяющих различные потребности человека. Испытав значительный рост на протяжении всего прошедшего столетия, городская среда в настоящее время - это уникальный синтез противоречивых интересов различных социальных групп, с одной стороны, и возможностей строительной отрасли, с другой.

Принципиально новыми направлениями в развитии городской среды во второй половине ХХ века стали:

- обеспечение возможностей вертикальной и горизонтальной социальной мобильности населения;

- создание условий равного пользования городской территорией для представителей различных социальных слоёв городского населения;

- создание условий равного пользования для представителей различных социальных слоёв городского населения основными элементами городского образа жизни, как водопровод, канализация, общественный транспорт, энергоресурсы;

- создание условий равного доступа для представителей различных социальных слоёв городского населения к учреждениям и организациям для удовлетворения своих потребностей;

- создание зон рекреации;

- создание «дружественной» среды для людей с ограниченными физическими возможностями.

Все эти направления вытекают из главного принципа социального государства - создание условий достойной жизни для всех слоёв населения и признание равного достоинства всех граждан.

В ближайшем будущем 60% населения Земли будет проживать в городах. Современный уровень проживания в городе и определённое социальное качество не могут возникнуть стихийно. Строительство инженерных и транспортных коммуникаций, создание благоприятной социальной среды, обеспечивающей личное и социальное развитие каждого, возможно только при наличии активной позиции государства как социального и правового института, обладающего уровнем юридических и экономических ресурсов, сопоставимым с масштабом существующей проблемы.

Учитывая то количество населения, которое проживает и будет проживать в городах, государство как первичный агент формирования городской среды будет вынуждено взять на себя

функцию по координации действий иных первичных агентов, а при возникающей необходимости прибегнуть к более жёстким формам контроля их действий по формированию городской среды. Главное противоречие, которое необходимо будет разрешить государству в процессе формирования городской среды - это противоречие между жизненными интересами миллионов граждан и экономическими интересами государственной и городской элиты, рассматривающей городскую среду как источник доходов.

Библиографический список

Вебер М. 1994. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист. 334 с.

Мохан Р. 2009. Урбанизация и глобализация в XXI веке // Мир городов. № 1. C. 5-7.

Николаев И. С. 2011. Акведуки античного Рима. М.: Принт-Сервис. 508 с.

Самовольно возведённые города ООН. Нью-Йорк и Женева, 2009. 120 с.

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

Giap T. K., Thye W. W., Aw G. 2014. A new approach to measuring the liveability of cities: the Global Liveable Cities Index // World Review of Science, Technology and Sustainable Development. Vol. 11, № 2. P. 176-196. URL: http://www. eurekalert.org/pub_releases/2014-11/ip-hla110514.php [Дата посещения: 14.12. 2014].

Meeting the Interests of Various Social Groups as a Basis for Urban Development

Shnyirenkov Evgeniy Anatolevich

Docent of social, psychological, legal, communications of Moscow StateUniversity of Civil Engineering (MGSU),Moscow. E-mail:KafSPPK@mgsu.ru

Abstract. The article reviews various historical and contemporary examples of creating an urban ,-H environment through interaction between various social groups that make up the urban community.

^ We propose a division of social agents into two categories. Agents of the first category influence

^ in

!» the urban environment directly, by overseeing housing construction, the development of the utility

|S 1 infrastructure, and the improvement of the urban community's social structure. Agents of the second

^ category are individuals, social groups, and social organizations, which are interested in seeing the

^^ .. urban environment development in a particular way that fulfills their needs. These agents may shape

J pQ the urban environment indirectly, through the democratic election of representative government

| | bodies, or through a system of hearings and referenda. These two categories may have contradictory

^ interests, but in spite of this, the representatives of social groups and high authorities (i.e. entities

U of the first category) are compelled to bear in mind the interests of those entities which, following

jjj ^ the provisions of this article, may be included in the second category. The examples studied in

this research reveal that, almost since the very emergence of the first cities, entities of the first

category have been using the various material resources under their control to develop housing and utility projects that help meet the communities' need for material goods and social well-being. The 20th century saw a dramatic shift in the perception of the government's role in handling the population's social needs; this shift, together with the transformation of the political systems, gave rise to new means of orchestrating the proper functioning of the urban environment. The 20th-century urbanization created new opportunities for people who live in cities, which also led to the emergence of new needs, and accounting for and addressing these needs is today's main strategy when it comes to bridging the gap between the survival needs of millions of ordinary members of urban communities and the economic interests of the national and local elite. Doing so contributes to a peaceful social environment and makes it possible for the community to keep developing economically, culturally, socially, and politically.

Keywords. City environment formation, social needs, social functions of the city, city structure, urban development, architectural and space planning, city population.

References

Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Encyclopedic dictionary of philosophy]. Moscow, Sovetskaja jenciklopedija, 1989. 815 p.

Giap T. K., Thye W. W., Aw G. A new approach to measuring the liveability of cities: the Global Liveable Cities Index. World Review of Science, Technology and Sustainable Development, 2014, vol. 11, no 2, pp. 176-196. URL: http://www.eurekalert.org/pub_releases/2014-11/ip-hla110514.php. [date of visit 14.12. 2014].

Mohan R. Urbanizacija i globalizacija v XXI veke [Urbanization and globalization in XXI century]. World of the cities, 2009, no 1, pp. 5-7.

Nikolaew I. Akveduki antichnogo Rima [The aqueducts of ancient Rome]. Moscow, Print-Servis, 2011. 508 p.

Samovol'no vozvedionnye goroda [Illegally Constructed Cities]. New York - Geneve. OUN, 2009. 120 p.

Veber M. Gorod. Veber M. Izbrannoe. Obraz obschestva. Transl. from German. Moscow, Jurist, 1994. 334 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.