КОНЦЕПТ
Перцев В. В. Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год // Концепт. -2014. - № 03 (март). - ART 14053. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14053 УДК 37.014
Перцев Владимир Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и элементарной математики ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», г. Елец mr.vladimir. pertsev@yandex. ru
Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления гимназического образования в Орловской губернии.
Ключевые слова: гимназия, дореволюционное образование в России.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика
обучения и воспитания (по предметным областям).
Очень важным событием, приходящимся на 70-е гг. XIX в., стал переход Орловской губернии под начало Московского университета. Из фондов музея образования Орловского государственного университета можно узнать, что 18 июня 1874 г. попечитель Харьковского учебного округа написал уведомление директору училищ Орловской губернии (то есть директору Орловской мужской гимназии) о переходе из Харьковского в Московский учебный округ. В нем отмечается, что «г. Управляющий министерством народного просвещения от 3-го текущего месяца с № 6081 сообщил мне (попечителю Харьковского округа) к надлежащему исполнению с началом будущего 1874-1875 учебного года, что Высочайше утвержденным 18(30) мая сего года мнением Государственного Совета об отчислении от Казанского учебного округа некоторых губерний и об образовании Оренбургского учебного округа; постановлено отчислить Орловскую губернию от Харьковского учебного округа и Пензенскую от Казанского, присоединить Орловскую губернию к Московскому учебному округу и Пензенскую к Харьковскому учебному округу» [1].
В Государственный архив Орловской области (ГАОО) также имеются документы, относящиеся к переходу губернии в Московский учебный округ; в частности, хранится дело «об отчислении Орловской губернской гимназии от Харьковского и причислении ее к Московскому учебному округу» [2]. Переписка по этому вопросу заканчивается 2 июля 1874 г. Таким образом, можно отметить, что события 70-х гг. XIX в. стали своего рода переломным этапом в развитии гимназического образования в губернии, характеризующимся, во-первых, переходом под юрисдикцию Московского университета, во-вторых, распространением гимназического образования в уездные города.
Этап дальнейшего распространения гимназического образования затянулся. Открытая в Ельце мужская гимназия на протяжении всего XIX в. являлась единственной альтернативой губернской гимназии. И хотя С. Н. Скрипченко отмечает, что в 1895 г. мужская гимназия была открыта в Карачеве [3], на деле это не соответствует действительности. По данным Адрес-календаря Орловской губернии, на 1900 г. в губернии действовали только две полные гимназии - в Орле и Ельце [4], в Карачеве же существовали женская и мужская прогимназии, дававшие лишь начальное образование.
Количество гимназий в России в конце XIX в. было столь невелико, что список их, вместе со списком прогимназий, с указанием города, в котором она находится, умещался на одной странице печатного текста. П. Горбунов приводит этот список в своей книге, вышедшей в 1887 г. [5] Здесь же отмечена плата за обучение в гимна-
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Перцев В. В. Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год // Концепт. -2014. - № 03 (март). - ART 14053. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14053 УДК 37.014
зии за год. Первая показанная сумма относится к плате в приготовительном классе, вторая - в остальных.
Плата за обучение в мужских гимназиях Орловской губернии на 1887 г.
В Орле гимназия 30 и 40 руб.
В Ельце гимназия 20 и 30 руб.
В Брянске прогимназия 15 и 20 руб.
В Карачеве прогимназия 10 и 15 руб.
Анализируя приведенный список и сопоставляя его с данными по другим российским гимназиям, хочется отметить факт, что в Орловской губернии цены за обучение были одними из самых высоких в России. Судя по данным, приводимым П. Горбуновым, в среднем в губернских городах цена на обучение в гимназии колебалась от 20 до 30 руб. в год, в уездных - от 10-20 руб.
В Ельце же стоимость обучения в гимназии была такой же, как в губернском городе, как, к примеру, в гимназиях Белгорода, Пскова или Варшавы, и даже была выше цены за обучение в гимназиях Курска и Ярославля - что в принципе необычно для уездных городов. По всей видимости, спрос на гимназическое образование в Орловской губернии был настолько высок, что повышенная плата служила своего рода барьером для малоимущих. Между тем количество обучающихся как в Орле, так и в Ельце с каждым годом продолжало расти.
Самая высокая плата согласно этому списку устанавливалась в больших городах: Москве, Одессе, Санкт-Петербурге (от 30 до 50 руб. в год). Самая низкая плата - от 10 до 20 руб. в год - была в сибирских гимназиях. Исходя из тех же данных, в губернии на тот момент существовал единственный пансион при гимназии - в Орле. Плата за пансион в Орле: 300 руб. за проживание и питание плюс 25 руб. в год - за учебу. Более высокими цены за обучение были в женских гимназиях, которые не получали дотаций от государства. К примеру, курс обучения в Орловской Николаевской гимназии делился на три разряда: в первом девицы обучались только наукам и платили 25 руб. в год, во втором - наукам и языкам и платили 50 руб. в год, в третьем сверх наук и языков обучались музыке и танцам и платили 75 руб. в год [6].
Как уже отмечалось выше, на протяжении XIX в. в Орловской губернии существовали всего две мужские гимназии - в Орле и Ельце, а значит, было всего лишь два учебных заведения, открывавших путь к университетскому образованию. Учитывая, что Орловская губерния включала в себя практически три современные области - Орловскую, Липецкую и Брянскую, становится понятным, почему среди выпускников Орловской и Елецкой гимназий так много выдающихся людей - все, кто связывал будущее своих детей с университетским образованием, стремились обучить их в гимназии.
С. С. Дозорцев и М. С. Дозорцев отмечали, что «даже такой значительный торгово-промышленный город, как Брянск, долгие годы вынужден был довольствоваться тремя начальными школами. Еще две школы - мужское и женское городские училища -удалось создать только в 1881 г. Тогда же была учреждена и четырехклассная женская прогимназия, присоединившаяся к шестиклассной мужской прогимназии (она существовала с 1877 г.)» [7]. Женская прогимназия Брянска лишь в 90-х гг. становится восьмиклассной женской гимназией. Мужская прогимназия в 1890 г. была закрыта, а вместо нее создано низшее механико-техническое училище, через несколько лет его преобразовали в среднее семиклассное [8]. Казенная мужская гимназия в Брянске появилась только в 1910 г. была основана на базе частной мужской гимназии, которую в 1909 г. учредили на свои пожертвования 28 состоятельных граждан.
«vi nj
КОНЦЕПТ
Перцев В. В. Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год // Концепт. -2014. - № 03 (март). - ART 14053. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14053 УДК 37.014
Как отмечает С. Н. Скрипченко [9], основным катализатором экономического роста и последовавшего за ним бурного развития образования в Брянске послужило создание в конце XIX в. железнодорожной инфраструктуры Орловской губернии, превращение Брянска в крупный железнодорожный узел и открытие там рельсопрокатного завода, ставшего вскоре вагоностроительным.
Согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 г., известно, что в Орловской губернии проживало 2 033 798 человек, а процент грамотных из них составлял 17,6% (281 797 мужчин и 76 980 женщин) [10]. В конце XIX в. в Орловской губернии наблюдается рост числа учебных заведений. Количество желающих получить гимназическое образование заметно увеличивается. В 1877 г. в Орле появился частный женский пансион, просуществовавший до 1918 г. Его первой содержательницей и начальницей была домашняя учительница, орловская потомственная почетная гражданка Евгения Петровна Чибисова [11]. В 1881 г. заведение было преобразовано в частную женскую гимназию с правами правительственных женских гимназий и пансионом при ней. Она стала одной из первых частных женских гимназий в России.
Частная женская гимназия М. А. Аблецевой и А. А. Байковской возникла в Орле в 1893 г. на базе школы кройки и шитья женского платья. В 1905 г. перепрофилирована в частную женскую гимназию с профессиональным уклоном [12]. Частная женская гимназия Ю. В. Лихаревой была образована в 1915 г. из прогимназии З. М. Зайцевой. Частная женская гимназия Е. И. Зейтц ведет свое начало от женского учебного заведения первого разряда, открытого в 1913 г. В 1915 г. оно было преобразовано в шестиклассную прогимназию, а в 1917 г. - в полноправную гимназию.
1 июня 1895 г. в Орле открывается мужская прогимназия [13], которая в начале XX в. была преобразована в гимназию с восьмилетним сроком обучения, став 2-й мужской гимназией в Орле, а старейшая мужская гимназия города, действовавшая с 1808 г., с 1904-1905 учебного года именовалась Орловской 1-й мужской гимназией. Примерно в это же время (в 1903 г.) в Болхове начинает работу частная женская прогимназия Н. П. Паниной [14].
Как отмечает Г. Н. Комарова, из-за пожаров во время Великой Отечественной войны многие документы по учебным заведениям сгорели, что значительно затрудняет краеведческое исследование по данной проблеме [15]. В частности, о работе Кромской женской гимназии (1909-1915) в областном архиве имеется только один документ (ГАОО. Ф. 895. Д. 1) - личное дело ученицы 8-го класса Дмитриевой Анны Федоровны и в нем аттестат об окончании гимназии, где сказано, что она удостоена звания учительницы начальных классов. Из материалов по Ливенской женской гимназии (ГАОО. Ф. 896. Д. 1) в архиве сохранился только аттестат об окончании гимназии Головиной Глафиры Семеновны, которая училась с 1907 по 1911 г. Других документов по уездным женским гимназиям не сохранилось [16].
В начале XX в. «гимназический бум» происходил и в Ельце: в 1909 г. здесь вместо частных училищ 2-го разряда В. П. Парамоновой и А. Ф. Павловского [17] открываются частные гимназии - частная мужская А. Ф. Павловского (в здании, где сейчас располагается средняя школа № 15) и частная женская прогимназия В. П.Парамоновой (она размещалась в здании на бывшей ул. Торговой, которое сейчас принадлежит училищу искусств им. Т. Н. Хренникова). Уже в следующем 1910 г. прогимназия В. П. Парамоновой становится гимназией и открывается частная женская шестиклассная прогимназия Е. М. Лысенко (в здании по ул. Лермонтова, где прежде располагалась СШ № 8, а теперь - жилой дом) [18]. Из этого видно, что в
м Q м
ART 14053
научно-методический электронный журнал
УДК 37.014
Перцев В. В. Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год // Концепт. -2014. - № 03 (март). - ART 14053. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
предреволюционные годы в сфере гимназического образования Ельца насчитывалось уже пять учебных заведений [19]. К 1913 г. в гимназии Павловского было уже 11 классов, где обучалось около 300 учащихся. Эта гимназия стала самым большим учебным заведением в городе [20]. В 1914 г. прогимназия Е. М. Лысенко становится полноправной частной женской гимназией [21].
Помимо перечисленных частных гимназий елецкие краеведы упоминают о существовании в Ельце еще одной гимназии - Калабиной [22], открытой в 1871 г., и даже указывают здание, в котором якобы эта гимназия располагалась (двухэтажное здание, в котором сейчас находится контора ОАО «Елецкие бумажники») [23]. Женская это была гимназия или мужская, не говорится. Да и вообще, многое в этой истории вызывает сомнение: во-первых, отсутствие всякого упоминания об этой гимназии в архивах Липецка и Орла, причем если судить по отчетам о числе учебных заведений г. Ельца, то никакой частной гимназии или прогимназии Калабиной в 1871 г. в Ельце не открывалось [24]. А если учитывать, что этот отчет составлялся в 1872 г. и никакого упоминания об открытии гимназии Калабиной там нет, можно с уверенностью говорить об отсутствии гимназии Калабиной и в 1872 г., что, по крайней мере, указывает на ошибку в дате открытия этой гимназии. О том, что факт открытия частной гимназии в Ельце едва ли прошел бы незаметным, можно утверждать с полной уверенностью, так как в России XIX в. частная гимназия считалась огромной редкостью. К примеру, в отчете за 1887 г., приводимом в словаре Брокгауза и Ефрона, по всей России числились всего 23 частные женские гимназии: В Санкт-Петербурге - 7, Харькове - 5, Москве - 4 и по одной в городах: Орле, Воронеже, Одессе, Киеве, Тифлисе, Омске и Иркутске. Еще большей редкостью считались частные мужские гимназии - к 1 января 1892 г. в России всего было 180 мужских гимназий, из них 5 частных [25]. Тем более удивительным является то, что возникла эта гимназия на пустом месте и потом бесследно исчезла. К примеру, если говорить о частной женской гимназии в Орле, о которой упоминает В. Е. Рудаков, то лишь в 1881 г. она стала гимназией, а до того времени существовал частный женский пансион Е. П. Чибисовой.
Анализируя особенности гимназического образования в Орловской губернии, хотелось бы отметить некоторые существенные моменты, к примеру, специфику кадровой политики. Как отмечает Н. В. Флит, прием на работу по совместительству в целом по России был запрещен [26]. Правда, для учителей иногда делалось исключение (в связи с нехваткой последних). К особенностям гимназического образования в провинции следует отнести то, что совместительство здесь было весьма развито. На совместительство в основном шли преподаватели мужских гимназий (Орел, Елец), реже реальных училищ (Ливны) и совсем редко - учительницы женских гимназий (Брянск).
Педагогический совет женской гимназии в Орловской губернии возглавляли директора мужских гимназий, реальных училищ, а если таковых не было - как например, в Севске - то директор городского училища. Законоучителями в основном выступали православные священники - исключением выступает г. Орел, где также преподавали лютеране и служители римско-католической церкви. Любопытные данные о преподавательском составе гимназий можно найти в адрес-календаре Орловской губернии за 1900 г. В частности, в этот год Александр Антонович Недбаль еще числится инспектором мужской гимназии [27]. А уже в следующем году А. А. Недбаль основал частную мужскую гимназию [28]. Этот факт символизировал начало нового этапа в развитии гимназического образования в Орловской губернии. Именно с началом XX в. стали открываться казенные и частные мужские гимназии и в других, кроме Орла и Ельца, городах. Развитие образования в Орле происходит по аналогии
ГУ r\J
ART 14053
научно-методический электронный журнал
УДК 37.014
Перцев В. В. Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год // Концепт. -2014. - № 03 (март). - ART 14053. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
с Ельцом, где в 1909 г. частную мужскую гимназию также основал преподаватель мужской гимназии А. Ф. Павловский.
Важной чертой провинциального образования было не только то, что директора мужских гимназий возглавляли педагогические советы женских, зачастую кадровый состав последних также комплектовался преподавателями мужских образовательных заведений. Обычным явлением здесь было совместительство. В частных гимназиях Ельца отчетливо можно различить нити, ведущие в Елецкую классическую и женскую гимназии. Так, в прогимназии Парамоновой работали О. А. Смирнова, Л. И. Бакунин, преподававшие одновременно русский язык в женской гимназии. Долгое время в мужской классической гимназии проработал и сам А. Ф. Павловский [29] - он преподавал латинский язык, историю и географию. В штате гимназии Павловского числился И. С. Евсигнеев - одновременно преподаватель немецкого языка классической гимназии и т. д. [30]
Такая же специфика, в смысле комплектации учебных заведений по совместительству, в особенности частных, а также женских гимназий преподавателями из мужских учебных заведений, наблюдалась по всей губернии. Таким образом, можно прийти к интересному выводу, что соседство частной или женской гимназии с казенным мужским среднеобразовательным учреждением в провинциальном городе фактически полностью определяло качество преподавания в них, так как комплектация учителями в основном осуществлялась именно из мужских учебных учреждений. И чем лучше было соседнее мужское учебное заведение, чем выше ранг оно занимало, тем более качественным становилось образование во всем городе. И уж если женским и частным гимназиям Орла и Ельца посчастливилось соседствовать с классическими гимназиями, в которых преподавали только выпускники университетов, то и качество преподавания в них было выше, чем, скажем, в Ливнах, где функционировало реальное училище, или Севске, где не было даже реального училища.
Распространение гимназического образования в губернии начала XX в., к сожалению, пошло в ущерб качеству преподавательских кадров. Потребность населения в гимназиях возросла, и ощущался дефицит хороших учителей. Открывающиеся провинциальные гимназии во многом имели одинаковые проблемы. Здесь можно привести пример комплектации мужской гимназии в Брянске, характерной для многих уездных гимназий, открытых в начале XX в. События в этом городе сложились таким образом, что женская гимназия там появилась на 15 лет раньше мужской, в 1895 г., что, в принципе, характерно для большинства уездных городов губернии -Карачева, Трубчевска, Севска и др. Кадровый состав ей приходилось черпать в основном из выпускниц орловских и елецких женских гимназий и местных начальных учебных заведений, что считалось достаточным для женских гимназий.
Проблемы в плане комплектации кадров стала испытывать Брянская мужская гимназия, в которой в связи с этим стали преподавать выпускницы женских гимназий. По данным, приводимым С. Н. Скрипченко [31], учительницами немецкого и французского языков в Брянской гимназии были выпускницы Орловской и Брянской женских гимназий, что допускалось лишь в случае отсутствия преподавателей с университетским образованием. Нехваткой кадров можно объяснить и многие другие особенности провинциальной гимназии - в том числе то, что ряд необязательных предметов (как рукоделие, танцы, дополнительные языки и т. п.) в некоторых гимназиях губернии не преподавался, а учителем пения зачастую выступал священник.
Интересную находку мы обнаружили в сведениях о преподавательском составе Ливенской женской гимназии. В должности законоучителя в ней выступает протоие-
PU г М
КОНЦЕПТ
Перцев В. В. Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год // Концепт. -2014. - № 03 (март). - ART 14053. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14053 УДК 37.014
рей Николай Васильевич Булгаков - отец знаменитого философа [32]. Ливенская женская гимназия, как отмечалось выше, соседствовала с реальным училищем, преподаватели которого пополняли педагогический состав женской гимназии. В реальном училище, открытом в начале 70-х гг., был подобран сильный педагогический коллектив, так как направленность этого учебного заведения, как и в гимназии, была на высшее образование. Но, очевидно, именно с университетским образованием хотел связать свое будущее С. Н. Булгаков, потому и поступил в Елецкую гимназию, а не в родное реальное училище.
Весьма характерной чертой русской провинции второй половины XIX в. было довольно слабое распространение среднего образования. В подавляющем большинстве уездных городов не было не только зачатков гимназического образования -не было даже реального училища; в Орловской губернии к таким «обездоленным» городам относились Мценск, Болхов, Кромы, Дмитровск, Малоархангельск. В случаях же, когда в городе учреждалась женская гимназия и отсутствовало мужское среднее учебное заведение, опеку над ней брала на себя администрация начального учебного заведения - зачастую городского училища. Педагогический состав таких гимназий также, очевидно, оставлял желать лучшего. К примеру, в Трубчевске [33] педагогический совет женской прогимназии возглавлял инспектор местного городского училища. Впрочем, несмотря на различные трудности, в начале XX в. процесс развития гимназического образования в губернии пошел весьма интенсивно. Открывались как государственные, так и частные учебные заведения. К 1917 г., по сведениям из Памятных книжек Орловской губернии на 1916 и на 1917 гг., в Орловской губернии насчитывалось уже 13 мужских и 20 женских гимназий.
Ссылки на источники
1. На основании фондов музея образования Орловского государственного университета.
2. ГАОО. - Ф. 64. - Оп. 1. - Д. 110.
3. Скрипченко С. Н. Развитие государственного гимназического образования в России в к. 19 -начале 20 веков (на примере Брянщины): дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2000. - С. 50.
4. ГАОО. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1900 г. - Орел, 1899. - 294 с.
5. Горбунов П. Классические гимназии и прогимназии. (Учебные планы предметов, программы приемные и классного преподавания, изданные мНп с объяснительными записками). - СПб., 1887. - С. 7.
6. Комарова Г. Н. Музыкальное образование в женских гимназиях орловской губернии // Развитие музыкальной культуры Орловщины: прошлое и настоящее: сб. тр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. В. П. Афанасьев, В. И. Юдина. - Орел: ОГУ, 2004. - С. 31.
7. Дозорцев С. С., Дозорцев М. С. Брянск [Текст]. - Брянск: Приокское кн. изд-во, 1986. - С. 62.
8. Там же.
9. Скрипченко С. Н. Указ. соч. - С. 76-77.
10. Трохина О. М. Из истории народного образования в Орловской губернии (досоветский период) // Образование и общество. - 1999. - № 1.- С. 49.
11. Ветошко А. А. От мадам Лёвен до госпожи Гиттерман (из летописи частных гимназий Орла) // Орловский вестник. - 2000. - № 32 (436). - 10 авг.
12. Жукова Ю. В. Развитие женского образования в Орловском крае до 1917 года // Вторые Денись-евские чтения: материалы науч.-практ. конф. по проблемам истории, теории и практики библ. дела, библиогр. и книговедения, г. Орел, 28-29 окт. 2004 г. / сост. Н. З. Шатохина. - Орел: Изд-во ОРЕЛ ГТУ, 2005. - С. 120.
13. Трохина О. М. Указ. соч. - С. 49.
14. Комарова Г. Н. Указ. соч. - С. 36.
15. Там же.
16. Там же.
17. ГАОО. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1908 г. Издание канцелярии Орловского губернского статистического комитета. Типография губернского правления. - Орел, 1907. - С. 153-157.
КОНЦЕПТ
Перцев В. В. Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год // Концепт. -2014. - № 03 (март). - ART 14053. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14053.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14053 УДК 37.014
18. ГАОО. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1910 г. Издание канцелярии Орловского губернского статистического комитета. Типография губернского правления. - Орел, 1909. - С. 176-177
ГАОО. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1909 г. Издание канцелярии Орловского губернского статистического комитета. Типография губернского правления. - Орел,
1908. - С. 158-161.
Махортов М. А. Как все начиналось // Красное знамя. - 2001. - 21 авг.
ГАОО. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1914 г. Издание канцелярии Орловского губернского статистического комитета. Типография губернского правления. - Орел, 1913. - С. 218.
Макарова Г. Е. Народное образование в дореволюционном Ельце. Церковно-приходские школы // Краеведческий сборник. Вып. 2. - Елец: Краеведческий музей, 2002. - С. 68. Махортов М. А. Жива память о гимназиях // Красное знамя. - 2003. - 11 сент. ГАОО. - Ф. 119. - Оп. 1. - Д. 10. Отчеты о состоянии Елецкой гимназии и других учебных заведений Ельца за 1872 г. - Л. 7.
Рудаков В. Е. Гимназия // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона: в 86 т. / подгот. по печат. изд. Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и Е. Ф. Эфрона (С.-Петербург) издан. 1890-1907 гг.: в 86 т. - Электрон. данн. - (Р) 2002 IDDK © 2002 Мультимедиа-издательство «Адепт» / гл. ред. Е. Александрова. -1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
Флит Н. В. Школа в России в к. XIX - начале XX в.: метод. пособие. Государственные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. - Л., 1991. - С. 8.
ГАОО. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1900 г. Издание канцелярии Орловского губернского статистического комитета. Типография губернского правления. - Орел, 1899. - С. 29.
Государственный архив Орловской области. Путеводитель [Текст] / под ред. Т. Н. Старых. -Орел: «Вешние воды», 1998. - С. 91.
Выпускники основанной им частной мужской гимназии 1-го разряда не получали права быть зачисленными в высшие учебные заведения. Гимназия готовила кадры для работ в канцеляриях, по торговой части.
ГАОО. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1910 г. Издание канцелярии Орловского губернского статистического комитета. Типография губернского правления. - Орел,
1909. - С. 158-161.
31. Скрипченко С. Н. Указ. соч. - С. 54-55.
32. ГАОО. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1900. - Орел, 1899. - С. 123.
33. Там же. - С. 133.
19.
20. 21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Vladimir Pertsev, ISSN 2304"120X
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of mathematical analysis and elementary mathematics Yelets State University, Yelets city, Lipetsk region
mr.vladimir.pertsev@yandex.ru
Development of the gymnasium educations in the Oryol province from 1874 9 772304 120142 till 1917
Abstract. Paper is devoted to the history of gymnasium education in pre-revolutionary Russia in the Oryol province.
Key words: gymnasium, education in pre-revolutionary Russia. References: 1-33 - Russian Sources.
Рекомендовано к публикации
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(Vi "7 «j
977230412014203