ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
И. С. Клецина
РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Термины «компетентность» и «компетентный» часто используются в научной литературе и в повседневной жизни. Наиболее распространенными являются такие словосочетания, как «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность», «социальная компетентность», однако такой феномен, как «гендерная компетентность», является новым и в системе научного, и в системе обыденного знания. Ни в одном из словарей мы не встретим понятия «гендерная компетентность», поэтому для определения этого феномена логичным представляется путь конкретизации содержания тех понятий, из которых складывается его название, т. е. уточним содержание понятий «компетентность» и «гендер», «гендерный». Такой анализ — от научных конструктов к реальности — является традиционным в научном знании. Он позволяет установить связи между основными терминами и определить основное предметное содержание изучаемого феномена.
Компетентность в современном словаре иностранных слов определяется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо»1. Слово «компетентный» происходит от латинского competentis — соответствующий, способный, знающий, сведущий в определенной области, т. е. имеющий право на основе знаний судить о чем-либо, принимать соответствующие решения и выполнять конкретные действия. Другими словами, компетентный человек — человек, хорошо информированный в определенной области знания и способный качественно выполнять задания, связанные с этой сферой знания.
Итак, компетентность — это, во-первых, характеристика или свойство личности, во-вторых, такая характеристика человека, которая позволяет ему делать что-либо качественно. Обобщая сказанное, можно предложить следующее понимание компетентности. Компетентность — это субъективная характеристика личности, представляющая собой сплав знаний и умений, позволяющих личности быть эффективной в конкретном виде деятельности.
Гендер в современном научном знании рассматривается как сложный многоаспектный феномен. В разных научных областях подчеркиваются те стороны и аспекты этого феномена, которые в наибольшей степени соотносятся с предметным полем конкретной сферы знания или дисциплины. Обратимся к наиболее распространенному пониманию термина «гендер». Основной смысл
1 Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 295.
понятия «тендер» заключен в идее социального моделирования или конструирования пола посредством социальной практики. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре, образовании и др.). Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола2.
В недавно изданном популярном пособии «Гендер для "чайников"» содержание феномена «гендер» раскрывается следующим образом: «Гендер — свойство социальных отношений, один из значимых элементов общественного устройства, поскольку мужчины и женщины не только биологически разные, но и социально неравные люди, и это неравенство, касающееся их возможностей, личных судеб, и даже того, как о них говорят и думают, буквально пронизывает все сферы жизни»3. В этом определении акцент сделан на существующем социальном неравенстве мужчин и женщин, следовательно, содержание гендерной тематики связано с идеей утверждения равных прав и возможностей человека независимо от его половой принадлежности.
Исходя из предложенных определений понятий «компетентность» и «гендер», можно гендерную компетентность рассматривать как такую характеристику, которая позволяет личности не быть субъектом и объектом ситуаций гендерного неравенства. Другими словами, гендерная компетентность — это способность мужчин и женщин замечать ситуации гендерного неравенства в
окружающей их жизни, противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям, самим не создавать ситуации гендерного неравенства.
По каким поведенческим проявлениям можно судить о наличии либо отсутствии у личности гендерной компетентности? Какие эмпирические показатели можно использовать при исследовании данного феномена? Анализ современной литературы гендерной направленности позволяет заключить, что такая социально-психологическая характеристика личности, как гендерные предубеждения (предрассудки), является наиболее ярким свидетельством гендерной некомпетентности.
Предубеждение в социальной психологии рассматривается как разновидность социальных установок. От обычной социальной установки предубеждения (предрассудки) отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Предубеждение — это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде4. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный, аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных
2 Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М., 2002. С. 21.
3 Гендер для «чайников». М., 2006. С. 8.
4 Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учеб. пособие. М., 2006. С. 66.
объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним. Таким образом, гендерные предубеждения — это социальная установка с негативным и искаженным содержанием, это предвзятое мнение по отношению к представителям другого пола.
В гендерных предубеждениях отражены распространенные нормы поло-специфичного поведения, поэтому предубеждения возникают по отношению к тем субъектам, которые, как представляется, нарушают нормы традиционного ролевого поведения мужчин и женщин. Так, например, хорошо известны предубеждения в отношении женщин-политиков, женщин-ученых, женщин — водителей автомобильного транспорта и в отношении мужчин, исполняющих роль домашней хозяйки. Гендерные предубеждения опосредованы полодифференцирующими практиками нормативной системы общественного сознания, которую субъект усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.
В структуре гендерных предубеждений, так же как и в любых других предубеждениях, можно выделить три компонента, соответствующих трем компонентам других социальных установок:
• когнитивный — безосновательно предвзятые мнения о мужчинах или женщинах вообще, о способности женщин или мужчин быть успешными в некоторых сферах профессиональной деятельности;
• аффективный — неприятие, принижение, недооценка, чувство брезгливости, отвращения;
• поведенческий — негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней (например, оскорбления, сексуальные домогательства, изнасилования и др.).
Из этих трех компонентов наиболее значимой в гендерных предубеждениях является поведенческая составляющая, а именно — дискриминационные практики и конкретные действия с отрицательной направленностью на человека и/или группу людей как объект предрассудков. Предрассудки — деструктивный аспект социального поведения человека. Поэтому именно поведенческий компонент предубеждений, т. е. реальные поведенческие проявления и практики, свидетельствует о наличии у человека предубеждений в отношении какой-либо группы людей.
Рассмотрим формы гендерных предубеждений. В качестве основания классификации форм предубеждений можно использовать такой показатель, как степень деструктивности воздействия на объект предубеждения.
Самая слабая форма проявления предубеждения — это невербальное выражение антипатии (пренебрежительный тон, нахмуренные брови, отрицательные покачивания головой, плотно сомкнутые губы и др.), демонстрируемой в ситуациях, когда поведение мужчин или женщин не соответствует традиционным нормам полоспецифичного поведения. Например, в эксперименте, описанном в книге под редакцией Э. Аронсона, было установлено, что в ситуации дискуссии со смешанным половым составом участников лидеры-женщины по сравнению с лидерами-мужчинами получают меньше положительных невербальных реакций (улыбка, утвердительные кивки головой) и больше отрицательных реакций (нахмуренные брови, плотно сжатые
губы, отрицательные покачивания головой)5. При этом различий по показателям компетентности в роли лидеров между мужчинами и женщинами получено не было. Объясняется этот факт тем, что в процессе деловой дискуссии действуют негласные ожидания, в соответствии с которыми женщины должны уступать мужчинам лидерские позиции при обсуждении значимых для группы вопросов. Если этого не происходит, то нетипичное поведение женщин вызывает неконтролируемые отрицательные невербальные реакции, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. В таких реакциях находит отражение феномен недооценки женского лидерства.
Еще одна относительно слабая форма проявления гендерных предубеждений представлена вербальным выражением антипатии к представителям другого пола: сексистские анекдоты, высмеивающие мужские и женские качества личности и особенности поведения (анекдоты про блондинок, женщин-ученых, женщин — водителей автомобильного транспорта); высказывания, принижающие достоинства женщин или мужчин («Это не женского ума дело», «Женщинам (мужчинам) это не понять»); тенденция интерпретировать мотивы поведения ошибочным образом («У вас, мужчин, одно на уме»).
Третья форма гендерных предубеждений — избегание группы, по отношению к которой имеются предубеждения. Эта форма предубеждения проявляется в виде различных форм женоненавистничества-мужененавистничества. Все еще имеют место ситуации категоричного непринятия женщин в некоторые мужские сообщества (например, предрассудок «Женщина на корабле — к несчастью»). Распространено искаженное восприятие и избегание женщин-феминисток (феминистки воспринимаются как некрасивые и несчастные в личной жизни женщины, которые ненавидят мужчин; от феминисток лучше держаться подальше).
Четвертая форма гендерных предрассудков обусловливает поведение с выраженной деструктивностью. Это конкретные действия, приводящие к дискриминации членов группы. Данная форма предрассудков распространена в отношении тех женщин и мужчин, которые претендуют на места или уже работают в неполоспецифичных сферах профессиональной деятельности. Феномены «стеклянного потолка», «липкого пола», «стеклянных стен» как проявление дискриминации в отношении женщин многократно описаны в современной литературе. Примеры различий в зарплате мужчин и женщин, неравенства их статусных позиций также хорошо известны.
Самая сильная по степени деструктивности форма предрассудков обусловлена агрессивными предубеждениями, которые выражаются в актах насилия. Распространенные проявления этой формы поведения — изнасилования, физическое и психологическое насилие в семье, которому женщины подвергаются чаще, чем мужчины.
5 Батлер Д., Гэйс Ф. Л. Невербальные аффективные реакции в отношении лидеров — мужчин и женщин: последствия с точки зрения оценки лидерства // Общественное животное: Исслед. / Под ред. Э. Аронсона. СПб., 2003. Т. 2.
Важно подчеркнуть, что действия каждого уровня облегчают переход к уровню более интенсивному, поэтому и необходима специальная работа с тендерными предубеждениями и предрассудками.
Изменения в социальном климате общества приводят к трансформациям в интенсивности и способах проявления предубеждений. Предубеждения сохраняются, хотя они приняли более скрытые формы. В настоящее время во многих европейских странах классический сексизм уступает место неосексизму. Неосексизм — это отрицание того, что женщины все еще подвергаются дискриминации, неприятие женских требований и убежденность в том, что женщины требуют больше, чем заслуживают. Также к неосексизму может быть отнесена и такая неявная, но весьма распространенная форма предубеждений, как благожелательно-покровительственное и даже преувеличенно позитивное отношение к женщинам со стороны мужчин.
Откуда берутся предрассудки? Как они формируются? Для гендерных предрассудков характерна множественная причинность. При анализе их возникновения следует учитывать исторические, культурные, социально-экономические, социально-психологические и психологические факторы.
Итак, раскрыв отличительные особенности гендерной некомпетентности, можно выделить сущностную характеристику гендерно компетентного человека: ему не присущи гендерные предрассудки, он свободен от гендерных
предубеждений, в его поведении отсутствуют сексистские, дискриминационные практики. Следовательно, гендерную компетентность можно определить как социально-психологическую характеристику человека, позволяющую ему эффективно участвовать в межполовом взаимодействии.
Гендерная компетентность личности включает: 1) знания о существующих ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях, их вызывающих; 2) умения замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности; 3) способность не проявлять в своем поведении гендерно дискриминационных практик; 4) способность разрешать свои гендерные проблемы и конфликты, если они возникают.
Как можно формировать гендерную компетентность? Какие пути и способы могут быть наиболее эффективными?
Формирование гендерной компетентности — это целенаправленная деятельность, в результате которой человек демонстрирует компетентность в ситуациях с выраженной гендерной составляющей. Другими словами — это приобретение и освоение гендерных знаний, умений и способов гендерно корректного поведения. Выделенные составляющие гендерной компетентности (сформулированные как знания и умения) могут помочь в формулировке конечных целей обучения в процессе гендерного образования государственных и муниципальных служащих.
В процессе формирования и развития гендерной компетентности личности можно выделить три основных этапа деятельности:
• формирование системы гендерных знаний;
• формирование умений анализа явлений и ситуаций гендерного неравенства;
• отработка навыков гендерно компетентного поведения.
Первый этап — формирование системы гендерных знаний — включает освоение базовых идей гендерной теории. К базовым идеям гендерного подхода относятся следующие:
1) мужчины и женщины как представители социальных групп скорее похожи, чем различны. Это касается и подавляющего числа психологических характеристик мужчин и женщин, и личностных особенностей, необходимых для исполнения различных социальных ролей. Следовательно, нет оснований для жесткой дифференциации мужских и женских ролей; социальные роли мужчин и женщин взаимозаменяемы и похожи. Существующая в обществе гендерная дифференциация и поляризация является не биологически предопределенной, а социально сконструированной;
2) социальные статусы и позиции мужчин и женщин в публичных и приватных сферах жизнедеятельности не должны выстраиваться по принципу иерархичности. Другими словами, ни в общественном устройстве, ни на уровне групп и личностей нет убедительных оснований для того, чтобы мужчины или женщины занимали доминирующие позиции в общественной или частной жизни. В рамках гендерного подхода утверждается, что ни один пол не имеет права доминировать над другим, отношения между представителями разных полов должны выстраиваться на основе равенства прав и возможностей. Партнерская модель отношений между мужчинами и женщинами, тендерными группами должна стать основной, а эгалитарные представления, отражающие равенство полов (т. е. отсутствие иерархичности статусной дифференциации ролей мужчин и женщин), должны разделяться подавляющим большинством членов общества;
3) биологические особенности каждого пола не могут быть основанием и оправданием ситуаций гендерного неравенства. Недетерминированность социальных ролей биологическим полом их носителя показывает, что человек выполняет ту или иную роль не потому, что исполнение этой роли задано его анатомией, а потому, что этому способствуют социально сформированные склонности, желания, мотивы личности, а также жизненные обстоятельства.
Второй этап — формирование умений анализа явлений и ситуаций гендерного неравенства — включает:
1) овладение умениями анализа явлений и ситуаций гендерного неравенства в окружающей жизни. Человек, заинтересованный в развитии своей гендерной компетентности, должен научиться замечать ситуации проявления разных форм предубеждений в поведении других людей. Более явные формы проявления предубеждений несложно заметить, уметь отмечать проявления более скрытых форм намного сложнее. Для тренировки этих умений используются задания, связанные с анализом ситуаций гендерного неравенства в сфере межличностных отношений и в различных социальных институтах (организациях, СМИ, в сфере образования);
2) овладение умениями анализа собственных предубеждений, анализ своего поведения, в котором проявляются гендерные предубеждения. Это процесс осознания ситуаций, в которых каждый человек был объектом или субъектом демонстрации гендерных предубеждений. Главная задача этого этапа — научиться замечать проявления сексизма и неосексизма в своем поведении.
Третий этап — отработка навыков гендерно компетентного поведения. Основная задача данного этапа — научиться не проявлять гендерные предубеждения в поведении (в сфере межличностных контактов и в процессе профессиональной деятельности), на уровне принятия решений.