Таблица 1
Мнение респондентов о проблемах в развитии ЛПХ*
Показатель Доля респондентов, отметивших данный фактор, %
в сельской местности в городе
Слабая техническая оснащенность 96 8G
Высокие трудовые затраты 94 92
Трудности со сбытом продукции 78 12
Дефицит семян 12 28
Недостаточная подготовка по технологии земледелия 62 48
Дефицит кормов 54 79
Всего опрошено 128 1 G6
‘Составлено и рассчитано по результатам собственных исследований автора.
Таблица 2
Формы поддержки, в которых нуждаются владельцы ЛПХ при ведении
своего хозяйства*
Варианты ответов Объекты исследования
селяне горожане
Обработка земли, уход за посевами и уборка урожая 69 5G
Обеспечение молодняком скота и птицы 56 3
Содержание, пастьба скота 26 -
Ветеринарное обслуживание животных 13 -
Обеспечение кормами 3G -
Реализация, сбыт продукции 73 46
Переработка и хранение продукции 13 -
Кредитно-финансовая взаимопомощь 17 8
Обеспечение топливом 17 2
Строительные работы 7 7
Повышение плодородия земельных участков 1G 1G
Борьба с экологическими нарушениями окружающей среды 4 2
Не нуждаются в помощи G 28
‘Составлено и рассчитано по результатам собственных исследований автора.
РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
В.И. КУЗНЕЦОВ,
соискатель, Пермская ГСХА им. Д.Н.Прянишникова
Ключевые слова: формы собственности, сельскохозяйственное производство, трансформация отношений собственности, кооперация и интеграция.
До 90-х годов прошлого века система присвоения ценностей в АПК Пермского края, как и во всей России, не стимулировала рост производительности и интенсивности труда, инновационное применение техники и технологий. Основой реформирования АПК была трансформация отношений собственности, устранение монополии государства на землю, реорганизация и приватизация предприятий отрасли.
Проведение радикальных преобразований отношений собственности в сельском хозяйстве не решило задачи появления эффективного собственника. На современном этапе сельскохозяйственное производство является низкорентабельной отрас-
лью, лишь небольшой процент коллективных сельскохозяйственных предприятий работает эффективно. У большинства работников предприятий, даже являющихся их соучредителями, сформировалось безразличие к работе хозяйства, ослабла трудовая дисциплина.
Наличие большого числа мелких собственников коллективных хозяйств, не имеющих возможности реально влиять на управление предприятиями, не получающих дохода от собственности, привело к отсутствию их заинтересованности в повышении эффективности хозяйствования в долгосрочной перспективе, нелегальному перераспределению ресурсов из кол-
Экономика. Личное подворье
пользовании, истощенность земель.
5. Нехватка кормов, высокие цены на них.
6. Недостаток рабочих рук.
7. Недостаточное ветеринарное обслуживание.
8. Отсутствие помощи государства, заинтересованности сельскохозяйственного предприятия.
9. Высокая себестоимость производства и низкие закупочные цены на продукцию ЛПХ, трудности со сбытом.
10. Нестабильная экономическая обстановка в стране, нерешенность вопроса о продаже земли.
11. Воровство.
Несколько респондентов назвало такой фактор как отсутствие интереса к ведению ЛПХ, непривлекательность такого труда и лень. Некоторые указали на отсутствие организаторских способностей у большинства населения, незнание собственных прав и нежелание договориться с администрацией.
Выводы
В настоящее время личное подворье так и осталось основным кормильцем сельского населения. коллективные формы хозяйствования еще только начинают возрождаться, но процесс этот довольно продолжительный и затратный. Поэтому личные хозяйства населения еще долго будут играть ключевую роль в формировании продовольственного комплекса регионов, особенно наиболее отдаленных от центральной (европейской) части Российской Федерации.
лективных предприятий в личные подсобные хозяйства. Работники и пенсионеры хозяйств, являющиеся собственниками, заработная плата и пенсия которых не обеспечивает им необходимый уровень жизни, заинтересованы в получении ресурсов от сельхозпредприятия для своих личных подсобных хозяйств.
Отсутствие необходимой законодательной базы, а также кризисная ситуация в экономике сельского хо-
Patterns of ownership, an agricultural production, transformation of attitudes of the property, cooperation and integration.
зяйства, создали крайне неблагоприятные условия для реализации права частной земельной собственности, в том числе в коллективных формах хозяйства.
Формирование класса собственников субъектов АПК привело к возникновению противоречивых экономических интересов представителей различных секторов отрасли. Как следствие, это привело к дезинтеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и предприятий продовольственной инфраструктуры на региональном уровне в ущерб товаропроизводителям.
Цель и методика исследований
Передача неиспользуемых земель и других ресурсов неплатежеспособных хозяйств более эффективным собственникам, в том числе путем включения их в агропромышленные интегрированные структуры, на наш взгляд, является одним из возможных направлений финансового оздоровления таких предприятий. Таким образом, развитие отношений собственности на данном этапе должно быть направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, как необходимого условия развития других сфер АПК, что может быть реализовано путем консолидации собственности сельскохозяйственных предприятий в рамках организации вертикальных агропромышленных интегрированных формирований. Что касается пределов концентрации собственности сельскохозяйственных предприятий, то они должны определяться экономической эффективностью деятельности интегрированных формирований в целом.
В период реформирования сельского хозяйства в государственной собственности была сохранена часть специализированных предприятий, изначально предназначенных для общегосударственных нужд развития и осуществления научно-технического прогресса в отрасли. Однако уже к 1995 году возникла проблема их выживания, которая в настоящее время обострилась.
Политика управления государственной собственностью в Пермском крае в 2005-2008 гг. строится на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства. Если исходить из действующего законодательства, то в форме государственных унитарных предприятий сегодня должны функционировать только те предприятия, цели и задачи деятельности которых не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
Осуществлять деятельность по разведению племенных животных и выращиванию семян высших репродукций возможно в рамках любых форм собственности. Однако государствен-
ные сельскохозяйственные предприятия обладают ценным генофондом, созданным десятилетиями, утрата которого может иметь крайне негативные последствия для сельскохозяйственной отрасли края. Поэтому сохранение государственного контроля над деятельностью предприятий, имеющих стратегическую значимость для АПК, в силу сложившейся специализации, по нашему мнению, необходимо.
Что касается государственных унитарных предприятий, утративших значимость для экономики края, то в отношении них возможна приватизации. Однако законодательство о приватизации в Российской Федерации ориентировано на осуществление массовой приватизации и не учитывает особенности агропроизводства, которые заключаются в низкой ликвидности большей части пакетов акций, социальной значимости предприятий как сёло-образующих организаций.
Поэтому актуальной задачей в настоящие время является разработка направлений преобразования государственной собственности в сельском хозяйстве, направленное на оптимизацию ее структуры с учетом особенностей предприятий отрасли.
В Пермском крае по состоянию на 1 января 2007 года осуществляют производственную деятельность 319 сельскохозяйственных предприятий, из которых 122 акционерных обществ и 38 предприятий являются государственными унитарными.
Законодательными актами Российской Федерации определены следующие виды собственности: государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности (собственность общественных организаций и объединений). Коллективной собственности, как таковой, в законах не выделено, хотя в практике сельского хозяйства имеется коллективно-долевая собственность как сочетание коллективной и частной собственности в формах хозяйствования. Произошел переход от преимущественно государственной к преимущественно коллективно-долевой собственности в агропроизводстве, в этом основная суть преобразования сельского хозяйства на современном этапе рисунок 1.
Выбор формы собственности - это основной вопрос организации хозяйственной деятельности. Накопление капитала в отдельных руках приведет к делению общества на бедных и богатых, и люди, не готовые или неспособные создать собственность, будут социально не защищены. В современном обществе к этому вопросу выработалось своеобразное отношение. Собственность, появляющуюся в момент первоначального зарождения капитала, может иметь не каждый.
При всем том, отождествлять частную и коллективно-долевую собственность нельзя. Так, в коллектив-
Экономика
ном предприятии (СПК) с коллективно-долевой собственностью работник имеет часть общей, коллективной собственности, которая представляет собой долю (пай), определенный ему за трудовое участие.
Однако данная доля земли в большинстве хозяйств не закреплена в собственность работнику юридически - по акту. Возникает противоречие: с одной стороны - провозглашено право на земельный пай, однако юридического закрепления нет, происходит формальное закрепление собственности работников не подкрепленное законом, а отсюда идет свободное перераспределение земли, ее отвод и лишение права собственности на землю члена коллектива, пенсионеры не получают арендную плату за землю.
Данные таблицы 1 свидетельствуют о многоукладности, сложившейся за годы реформ аграрной экономики Пермского края, однако в действительности численность сельскохозяйственных предприятий сокращается реально, более 680 тыс. га пашни в Пермском крае не используются в результате создания фондов перераспределения земли.
В сельском хозяйстве Пермского края функционируют 319 сельскохозяйственных предприятий. После реструктуризации долгов 114 хозяйств, в 2005 году обанкротилось 52, в 2006 году -31 сельскохозяйственное предприятие. В настоящее время на стадии банкротства находится более 50 хозяйств. Число сельхозугодий используется на 56%, число тракторов к уровню 1990 года составляет 31%, зерноуборочных комбайнов - 25%, поголовье КРС -30%, свиней - 42%, птицы - 86%. Удельный вес убыточных хозяйств увеличился в 7 раз.
Основной причиной такого положения, на наш взгляд, является неблагоприятные макроэкономические условия, диспаритет цен, уход государства от ответственности за экономику в аграрном секторе, отрицательное влияние процедуры банкротства. Поэтому, на наш взгляд, необходимо на федеральном уровне внести изменения в законодательство РФ о банкротстве, ввести мораторий на процедуры, в результате которых происходит разрушение сельскохозяйственных предприятий.
В Пермском крае в 2006 году зарегистрировано 2454 крестьянских (фермерских) хозяйств, с общей площадью 90,1 тыс. га, или в среднем по 35,8 га на одно хозяйство, однако их доля в формировании продовольственного рынка не существенна. В 2006 году фермерскими хозяйствами произведено 3,9% общеобластных объемов зерна, 1,1% - картофеля, 0,3% - овощей, 1,1% - мяса, 1,5% - молока. По ряду причин, в частности из-за отсутствия источников финансирования и кредитования, сокращения налоговых льгот,
Экономика
Рисунок 1. Виды собственности
Таблица 1
Распределение сельскохозяйственных предприятий Пермского края по организационно правовым формам хозяйствования*
Г оды Всего сельскохо- зяйственных предприятий Организационно правовые формы хозяйствования Крестьянские (фермерские) хозяйства
колхозы совхозы ООО, ОАО АО, МУП Сельскохо- зяйственные кооперативы Ассоциации крестьянских хозяйств
1990 444 236 208 - - - 65
1996 472 165 42 118 13 27 3506
1999 450 118 16 46 82 22 3287
2000 439 105 13 147 158 16 2967
2003 413 29 8 150 217 9 2610
2004 371 24 - 116 223 8 2684
2005 350 20 - 122 200 8 2518
2006** 319 1 7 176 187 32 (проч. орг.) (прочие орг.) 2454
"Составлено и рассчитано по данным: Сельское хозяйство Пермской области. Стат. сборник/ Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по пермской области. - Пермь 2005.
**Отчет об отраслевых показателях деятельности АПК (ПО) Мин. сельхоз. ПК за 2006 год.
отсутствия техники и т.д., с 1997 г. наблюдалось уменьшение числа крестьянских хозяйств с одновременным увеличением площади земли и среднего размера земельного участка, который находится во владении одного хозяина.
Наибольшее число фермерских хозяйств зарегистрировано в Пермском (302), Кунгурском (203), Усольском (176) районах, в г. Добрянка - 152, Верещагинском (144), Куединском и Октябрьском (по 136) районах, в г. Крас-нокамске - 99.
ЛПХ оказались одной из самых распространенных и самой многочисленной формой использования земли, получившей динамичное развитие в результате земельной реформы.
Прежде всего необходимо отметить, что государство, а также администрация Пермского края признают большое значение такого вида земледелия, как производство сельскохозяйственной продукции в ЛПХ. Так на 1 января 2007 года число семей, имеющих личное подворье, составило 278,8 тыс., их участки занимают площадь -201,9 тыс. га, в среднем на 1 семью приходится 72,4 сотки. Кроме того,
семьи, имеющие коллективные и индивидуальные сады общей 273,5 тысяч, с земельной площадью 25,4 тыс. га, а также семьи, имеющие коллективные и индивидуальные огороды - 65 тысяч, с земельной площадью - 6,8 тыс. га. Всего эта категория землепользователей владеет 26,4% сельскохозяйственных угодий и производит 49,3% сельскохозяйственной продукции края. В 2006 году ЛПХ было произведено 95% картофеля, овощей -93,5%, реализовано на убой скота и птицы (в живом весе) - 36%, молока реализовано - 42,1%, шерсти - 98,9%. Последние законодательные акты, принятые как на федеральном, так и на региональном уровнях, подчеркивают значение данного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции. Развитие ЛПХ является одним из направлений приоритетного национального проекта.
С сожалением приходится констатировать, что пока вся эта поддержка обозначена лишь на бумаге, реальной же поддержки данному сектору сельской экономики нет. Как и раньше, ставка делается на крупные коллективные
хозяйства, хотя в отличие от последних, личные подворья доказали свою устойчивость и способность заниматься производством сельскохозяйственной продукции в сложных экономических условиях.
В современных условиях на развитие имущественных интересов ЛПХ оказывает влияние ряд сдерживающих факторов, которые являются угрозой для их эффективного функционирования, а именно: незакрепленность пая земли за работниками сельскохозяйственного предприятия, экстенсивность технологий, чрезмерные трудовые нагрузки, низкий социальный и правовой статус ЛПХ и т.д. Не секрет, что большинство сельских жителей используют в течение многих лет один и тот же посевной материал, из года в год выполняют довольно простой комплекс одних и тех же традиционных агротехнических приемов, используя при этом минимум технических средств.
Выводы
Для преодоления этих негативных тенденций в дальнейшем эффективном развитии имущественных интересов ЛПХ Пермского края мы предлагаем следующие варианты:
- необходима кооперация и интеграция индивидуального сельского сектора между собой, а также с другими формами хозяйствования, создавая сервисные, потребительские, кредитные кооперативы;
- владельцы ЛПХ могут создать потребительский кооператив, зарегистрировав его официально, как юридическое лицо. Кооператив может оказывать владельцам личных подсобных хозяйств услуги по обработке земельных участков, закупке семян, переработке и сбыте продукции, заготовке и доставке кормов и т.д. Источниками формирования материально-технической базы такого кооператива могут быть имущественные паи их владельцев, денежные взносы пайщиков кооператива, другие источники;
- необходимо закрепить земельный пай в крупных сельхозорганизациях юридически, а также развивать консультационную деятельность для ЛПХ и фермерских хозяйств;
- обеспечить законодательную основу по введению стажа работы в ЛПХ;
- источником льготного финансирования сельскохозяйственной деятельности может стать государственное кредитование.
Но главным аргументом при ведении эффективного аграрного производства должна стать, как и во всем мире, защита государством частной собственности.
Литература
1. Кульман А. Экономические механизмы: Пер. с фр. / Общ. ред. Н.И. Хрусталевой. - М.: А/о Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 192 с.
2. Медведев А.В., Рак Н.Г., Козодаева З.И. Методика комплексной оценки управленческого персонала АПК. - М.: Рос. акад. кадров. обеспечен. АПК, 2000.-118 с.