Научная статья на тему 'Развитие форм поддержки малоимущих граждан в республике Саха (Якутия) (на примере министерства труда и социального развития населения республики Саха (Якутия))'

Развитие форм поддержки малоимущих граждан в республике Саха (Якутия) (на примере министерства труда и социального развития населения республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая справедливость / социальная поддержка / социальная помощь / социально-экономическое положение. / economic justice / social support / social assistance / socio-economic status

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Раиса Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению развития форм социальной защиты и поддержки малоимущих граждан в Республике Саха. Проанализированы основные направления социальной политики в отношении малоимущих граждан, а так же проведен анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты малоимущих граждан в Республике Саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of forms of support to low-income citizens in the republic of Sakha (Yakutia) (the case of the ministry of labor and social development of the population of the republic of Sakha (Yakutia))

The article is devoted to the development of forms of social protection and support for low-income citizens in the Republic of Sakha. The author has analyzed the main areas of social policy for low-income citizens, as well as conducted an analysis of federal and regional regulatory legal acts in the sphere of social protection of poor people in the Republic of Sakha.

Текст научной работы на тему «Развитие форм поддержки малоимущих граждан в республике Саха (Якутия) (на примере министерства труда и социального развития населения республики Саха (Якутия))»

Развитие форм поддержки малоимущих граждан в республике Саха (Якутия) (на примере министерства труда и социального развития населения республики Саха

(Якутия))

The development of forms of support to low-income citizens in the republic of Sakha (Yakutia) (the case of the ministry of labor and social development of the population of the

republic of Sakha (Yakutia))

Егорова Раиса Анатольевна,

магистрант 1 курса направления «Государственное и муниципальное управление» СЗИУ РАНХиГС,

г. Санкт-Петербург

Egorova R.A.,

1 course magistrate of state and municipal management in NWIM RANEPA,

Saint-Petersburg

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению развития форм социальной защиты и поддержки малоимущих граждан в Республике Саха. Проанализированы основные направления социальной политики в отношении малоимущих граждан, а так же проведен анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты малоимущих граждан в Республике Саха.

Ключевые слова:

экономическая справедливость; социальная поддержка; социальная помощь; социально-экономическое положение.

Abstract.

The article is devoted to the development of forms of social protection and support for low-income citizens in the Republic of Sakha. The author has analyzed the main areas of social policy for low-income citizens, as well as conducted an analysis of federal and regional regulatory legal acts in the sphere of social protection of poor people in the Republic of Sakha.

Keywords:

economic justice; social support; social assistance; socio-economic status.

Актуальность рассматриваемой темы определена современным пониманием основ социального развития, которое истекает из того, что государственная социальная политика должна быть нацелена на формирование условий, которые обеспечивают достойный уровень жизни и свободное развитие граждан страны. Повышение уровня благосостояния граждан страны является одной из главных целей любого общества, которое стремится к прогрессу. Государство, которое заботится о своем населении, должно формировать благоприятные условия для продолжительной, безопасной и благополучной жизни населения, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

На сегодняшний день на благосостояние граждан негативное воздействуют высокий уровень безработицы, высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не отвечающий стоимости жизни уровень заработной платы. Малоимущие граждане практически не имеют возможности осуществлять оплату дорогостоящих услуг здравоохранения и образования, услуг туристических и рекреационных компаний и множество других материальных, социальных и духовных благ. В данных условиях становится нереальной качественная социализация детей, исполнение их вероятных возможностей, их моральное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в государстве приобретает стабильный характер. Итак, бедность граждан

представляют собой одну из более актуальных и острых проблем Российской Федерации в современных условиях.

Собственно неудовлетворительный уровень социально-экономического состояния существенной части граждан государства вызывает социальную напряженность, оказывает негативное влияние на все процессы в обществе, тормозит успешное развитие государства.

Необходимо также подметить, что анализируемая проблема на слабом уровне разработана в существующих научных и правовых источниках. В основном авторами рассматривается проблема социальной защиты малоимущих граждан, затрагиваются такие отрицательные явления как беспризорность, насилие в семье, безнадзорность, подростковая преступность, только изредка авторы акцентируют своё внимание на вопросах социальной защиты малоимущих граждан как отдельного направления государственной социальной политики.

Одной из главных целей экономических реформ, которые проводит Правительство РФ, является повышение уровня жизни граждан государства. Уровень жизни населения во многом устанавливается размерами доходов граждан, а также доступностью услуг образования, здравоохранения, жилищно -коммунальных и остальных социальных услуг. Государство при этом принимает на себя соответственные социальные гарантии, под которыми подразумевается определенный гарантированный набор социально важных благ и услуг для всех граждан. Воплощение социальных гарантий на практике осуществляется в установленных минимальных стандартах, которые связаны с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи, обеспеченностью жильем и пр.

Необходимо определить, что социальная политика представляет собой систему мер и мероприятий, которые направлены на обеспечение оптимальной жизнедеятельности населения. Одним из механизмов реализации государственной социальной политики является развитая и результативно функционирующая система социальной защиты населения [2, с. 116].

В связи с ростом бедности и экономического неравенства органы местного самоуправления повсеместно осуществляют развитие собственных программ социальной помощи, дополняющих федеральное социальное законодательство, ответственность за осуществление которого также в существенной степени перешла на местный уровень. Анализ ситуации в разнообразных городах демонстрируют, что местные программы во многом отображают общенациональные тенденции, в том числе льготы разнообразным социально-демографическим группам наравне с помощью в денежной и натуральной форме, предоставляемой на основании оценки нуждаемости.

Тем не менее, в отличие от федерального законодательства местные социальные программы в наибольшей степени склонны к использованию метода «двойного фильтра» для установления права на получение помощи, так что получатели пособий должны быть отнесены к установленной группе и иметь доход ниже определенного порога нуждаемости.

Количественные оценки различных стран населения сильно отличаются у чиновников и социологов. Так, в соответствии с последними данными Росстата, в России за чертой бедности живет 11% населения. Тем не менее, специалисты скептически оценивают данную цифру и подмечают, что в действительности данный показатель составляет не менее 20%. В соответствии с последними данными Росстата, соотношение валовых доходов 10% самых бедных к 10% сверхбогатых в 2015 году достиг показателя 16,8%. Показатель расслоения населения достиг чрезмерно высокого уровня и продолжает своё повышение, и в ближайшие несколько лет данный тренд вряд ли поменяется.

Важнейшие направления развития системы социальной защиты малоимущих граждан направлены на формировании условий для ослабления отрицательных тенденций в жизнедеятельности разнообразных категорий населения, в первую очередность, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов. Весьма значимым условием остается усиление адресности предоставляемой поддержки и сохранение социальной устойчивости в обществе [3, с. 35].

Необходимо отметить, что в 2005 году было осуществлено приведение системы социальной защиты населения в соответствие принципу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления. Произошла замена льгот натуральной формы на денежные выплаты. Федеральные полномочия были возложены на органы государственной власти субъектов России. Денежные средства на исполнение возложенных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предоставляются из

федерального бюджета в виде субвенций. Наряду с этим органы государственной власти субъектов России имеют право определять за счет денежных средств бюджета субъекта России дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для некоторых категорий граждан.

Теоретической и экономической проблемой по-прежнему остается исследование выше обозначенной проблемы на региональном уровне. Настоящая статья посвящена исследованию данной проблемы в Республике Саха (Якутия).

Оказание социальной поддержки и социальной помощи в Республике Саха (Якутия) производится в виде денежных выплат, набора социальных услуг, социального обслуживания. Предоставление денежных выплат осуществляется согласно принципу социальной справедливости. Меры социальной поддержки определены в твердой величине по категориям вне зависимости от места проживания и фактического пользования услугами.

По состоянию на 20 августа 2015 года в Якутии проживают 956,7 тысяч человек, из них 159,3 тысяч имеют денежные доходы ниже размера прожиточного минимума, что составляет 16,7 % от общей численности населения. Согласно анализу министерства труда и социального развития стоимость потребительской корзины составила в расчете на душу населения — 11923 руб. Прожиточный минимум в целом по республике для трудоспособного населения составил 12642 руб., для пенсионеров 9634 руб. и для детей 12169 руб.

Для поддержки малоимущих граждан в Республике Саха 12 октября 2011 года была принята Государственная программа «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы», утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) №976 [1]. Ответственным исполнителем программы является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Данная государственная программа включает в себя такое стратегическое направление, как социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан.

Реализация стратегического направления «Социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан» подразумевает реализацию мероприятий по предоставлению адресной материальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, единовременной помощи на газификацию индивидуальных жилых помещений, выплатам региональной социальной доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, компенсации расходов адвокатам, оказывающим предоставление бесплатной юридической помощи гражданам РФ на территории Республики Саха (Якутия), оплату услуг по оценке имущества с целью признания граждан малоимущими, предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Общий объем финансирования по стратегическому направлению «Социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан» составил 2348,5 млн. руб., включая за счет денежных средств федерального бюджета 791,6 млн. руб., государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 1556,8 млн. руб. Фактически освоено 2348,3 млн. руб. (100%), включая за счет денежных средств федерального бюджета 791,6 млн. руб. (100%), государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 1556,7 млн. руб. (100%).

С целью определения социальной доплаты к пенсиям на 2015 год определен прожиточный минимум пенсионера в Республике Саха (Якутия) в размере 11506 руб. число лиц, которым были предоставлены региональные социальные доплаты к пенсиям, на 1 января 2016 года составила 28063 чел.

На основе распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 года №1541-р с целью недопущения кредиторской задолженности по выполнению публичных обязательств перед получателями региональной социальной доплаты к пенсиям и в связи с недостаточностью объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было выделено 158,8 млн. руб.

За 2015 год субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись 29,04 тыс. семьям, охват населения составил 8,8% от общего количества семей Республики Саха (Якутия).

В целях повышения уровня и качества жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, оказания взаимодействия в осуществлении их трудового потенциала и постепенного перехода на самообеспечение в 2015 году осуществляется продолжение практики предоставления государственной поддержки на основании социальных контрактов с учетом взаимных обязательств сторон.

Оказание адресной материальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за 2015 год было осуществлено 449 семьям на общую сумму 49,9 млн. руб.

Предоставление адресной материальной помощи на подключение жилых домов к электроотоплению осуществлялось некоторым категориям граждан, которые проживают в Нюрбинском и Сунтарском районах. По состоянию на 1 января 2016 года помощь была получена 287 семьями на общую сумму 10,0 млн. руб.

Единовременная адресная материальная помощь на газификацию индивидуальных жилых домов была получена 576 малоимущими и отдельными категориями граждан на сумму 55,0 млн. рублей.

В заключение можно сделать вывод, что в рамках реализации государственной программы в 2015 году по стратегическому направлению «Социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан»

осуществлялась активная работа по усилению адресности социальной поддержки нуждающимся категориям граждан.

Однако реализация программ и механизмов федерального и регионального управления сферой защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения осуществляется без четко выраженной стратегии.

На наш взгляд, недостаточно результативно осуществляется решение проблем, связанных с изменением принципов финансирования, адресности поддержки нуждающихся членов общества, качества и доступности социальных услуг для этой категории населения.

Список литературы

1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения 19.04.2016).

2. Толстых Г.В., Федорова С.И. Проблемы развития системы социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) [Текст] / Г.В. Толстых, С.И. Федорова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2015. — №4 (48-2). — С. 116-124.

3. Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной политики [Текст] / В.С. Торохтий // Социальная педагогика. — 2012. — № 3. — с. 34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.