Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА МОНГОЛИИ: НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКОВ ПРАВА ЭПОХИ ИМПЕРИИ ЮАНЬ'

РАЗВИТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА МОНГОЛИИ: НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКОВ ПРАВА ЭПОХИ ИМПЕРИИ ЮАНЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМПЕРИЯ ЮАНЬ / ХАГАН / ЗАКОН / МОНГОЛЬСКОЕ ПРАВО / НЭВТЭРХИЙ ХУУЛЬ / ДүРЭМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дугарова Сержена Жигмытовна

Памятники монгольского права XIII-XIV вв. - важные эмпирические источники по истории государства и права Монголии в эпоху империи Юань. Развитие формы государственного устройства Монголии выразилось в интенсификации законодательной деятельности хаганов. Нормативно-правовые акты были направлены на централизацию управления, усиление имперской власти, господства монголов. В статье приведен обзор законодательных актов Юаньской империи, принятых в 1264-1350 гг. На основе анализа памятников права, регулировавших уголовно-правовые отношения в империи, сделан вывод об усилении ответственности за государственные преступления. Исходя из содержания норм статей «Шинэ эмхтгэсэн хуулийн бичиг», «Нэвтэрхий хууль», «Их Юаны хууль цааз бичиг», «Ертэнцийг засах магад хууль» можно заключить, что, несмотря на определенное влияние китайских традиций, основой законодательных актов Юаньской империи являлось правотворчество Монгольской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE FORMS OF STATE STRUCTURE IN MONGOLIA: ON THE EXAMPLE OF THE MONUMENTS OF LAW OF THE ERA OF THE YUAN EMPIRE

The 13th-14th century monuments of Mongolian law are important empirical sources on the history of Mongolian state and law in the Yuan period. Mongolia’s state structure development showed in the intense legislative activity of khagans. The legal acts were aimed at centralization of management, strengthening of imperial power, and the Mongol domination. The article reviews the legislative acts of the Yuan empire, adopted in 1264-1350. Based on the analysis of monuments of law, namely articles regulating criminal law relations in the Empire, a conclusion is made about the increasing responsibility for state crimes. The provisions of the articles «Shine emkhtgesen khuulijn Bichig», «Nevterkhij Huul», «Ikh Юаны Huul Tsaaz Bichig», and «Ertenczijg zasakh magad Huul» prove that the Yuan empire’s legislative acts were based on the main principles of lawmaking of the Mongol empire despite a certain influence of Chinese legislative traditions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА МОНГОЛИИ: НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКОВ ПРАВА ЭПОХИ ИМПЕРИИ ЮАНЬ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Развитие форм государственного устройства Монголии: на примере памятников права эпохи империи Юань

Дугарова Сержена Жигмытовна,

доктор исторических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Бурятского государственного университета Е-таП: dugarova_s@mail.ru

Памятники монгольского права ХШ-ХМ вв. - важные эмпирические источники по истории государства и права Монголии в эпоху империи Юань. Развитие формы государственного устройства Монголии выразилось в интенсификации законодательной деятельности хаганов. Нормативно-правовые акты были направлены на централизацию управления, усиление имперской власти, господства монголов. В статье приведен обзор законодательных актов Юаньской империи, принятых в 1264-1350 гг.

На основе анализа памятников права, регулировавших уголовно-правовые отношения в империи, сделан вывод об усилении ответственности за государственные преступления. Исходя из содержания норм статей «Шинэ эмхтгэсэн хуу-лийн бичиг», «Нэвтэрхий хууль», «Их Юаны хууль цааз бичиг», «Ертэнцийг засах магад хууль» можно заключить, что, несмотря на определенное влияние китайских традиций, основой законодательных актов Юаньской империи являлось правотворчество Монгольской империи.

Ключевые слова: империя Юань, хаган, закон, монгольское право, Нэвтэрхий хууль, ДYрэм.

Образование Юаньской империи в истории Монголии оказало большое влияние на жизнедеятельность государства номадов, особенно в законодательной сфере. В рассматриваемый период при создании нового закона руководствовались принципами, правовыми нормами «Их засаг». Во времена правления Угэдэй хагана на подвластных территориях, населенных народами Алтан улс, также использовали нормы Тайхэ, которые действовали до провозглашения Хубилай хаганом в 1271 г. официального наименования империи «Их Юань» [Дандаа, Дэмчигдорж, 2002, с. 237]. К числу первых нормативных актов Юаньской империи следует отнести «Шинэ эмхтгэсэн хуулийн бичиг» (1264 г.), «Эрх зевлелийн мужаас оргон боловсруулсан хууль бичиг» (1271 г.).

После покорения государства Южный Сун (Южная Корея) в 1291 г. издан новый закон «Жиюань Шинэ ДYрэм». Он был составлен по указу Хубилай хана советником правового крыла центрального управления Хэ Рунзу. Нормативный акт включал статьи о государственном устройстве, принципах государственной службы и правотворчества, об управлении населением империи, государственной казне, повинностях, налогообложении, искусстве кузнечного мастерства, контроле бюджетных средств, предупреждении воровства, судебном разбирательстве. В соответствии с содержанием норм, направленности воли законодателя приводилась классификация статей в 10 разделах [Дэлгэржаргал П., 2019, с. 194].

В отличие от других законодательных актов обширный закон «Жиюнь Шинэ ДYрэм» включал фрагменты ранее действовавших законов. К сожалению, данный памятник права не сохранился в полном объеме. Лишь в последующих актах «Их Юань улсын хууль ДYрэм», «Нэвтэрхий хуулийн зурвас ДYрэм» указано более ста статей данного закона. «Жиюань Шинэ ДYрэм» - известный памятник права Юаньской империи, ставший наряду с «Их засаг» основой нормотворчества монголов.

Следующий значимый закон Юаньской империи «Дадэгийн хууль» был принят при Темер ха-гане и отражен в «Юань ши». Здесь отмечается, что второго месяца 1300 г. по приказу Темер хана Хэ Рунзу подготовил «Дадэгийн хууль», отобрав из числа ранее изданных законов актуальные для того времени более 100 статей [Дандаа, Дэмчиг-

5 -о

сз

<

дорж, 2002, с. 72]. Позже Аюурбарвад хаган, взойдя на престол, издал Хэв цаазын агуу хетелбер. Данный памятник права, его структура, содержание пока не исследован в полном объеме.

В период правления Темер хагана был издан «Да-Дэгийн зарлиг хууль». Отличался высокой законодательной техникой, регулировал широкую сферу общественных отношений.

Во времена правления Содбал хагана также отмечалась интенсивная законодательная деятельность. В 1322 г. по указу Содбол хагана был подготовлен и издан «Их Юан улсын богдын засагт тер улсын хууль ДYрэм», известный в научной литературе как «Юань улсын хууль ДYрэм» [Дэлгэржаргал П., 2019, с. 195].

В результате кропотливой работы местных чиновников-писарей по сбору и составлению копий законодательных актов был подготовлен служащими канцелярии провинции Женань сокращенный сборник, включавший 60 томов нормативных актов.

Памятник права включал нормативные акты ха-гана - зарлики, нормы о верховной власти, руководящей роли государства; о министерствах: по делам чиновников, казенных средств, военных дел, судоустройства, церемониала, судопроизводства.

Закон, действовавший на восточных территориях империи Юань, -важный памятник монгольского права, вобравший основные принципы «Их засаг», что свидетельствует о преемственности законодательных традиций монголов.

«Юань улсын хууль ДYрэм» состоял из 60 глав, включавших 2391 статью, регулировал разные сферы общественных отношений в империи. В вводной части закона отмечалось, что сложно поддерживать правопорядок исключительно нормами права, в частности уголовного права, потому следует руководствоваться и научными принципами. Таким образом, можно признать новшеством в правотворческом процессе монголов принцип сочетания правовых и научных правил. Также определялись порядок применения норм законодательных актов, назначения уголовного наказания, процессуальные правила осуществления допроса с применением пыток.

Пояснялось, что ранее установленные нормы о пытках с целью укрепления государственной власти регламентировали порядок взаимоотношений государства и населения исключительно на основе законности и справедливости. В настоящее время сохранились разные редакции данного памятника монгольского права.

Дальнейшее развитие права Юаньской империи выразилось в очередной систематизации законодательства. В 1323 г. по указу Содбал хана были внесены изменения, дополнения в законодательные акты, изданные после правления Хубилай — хагана. В итоге появился «Их Юан улсын Нэвтэр-2 хий хууль» [Дэлгэржаргал, 2019, с. 195]. Закон сой стоял из трех разделов: ° - указы хагана (94 статьи); 1 - правила наставлений (115 статей);

- правила судопроизводства (717 статей), всего

2539 статей, изложенных в 88 томах [Дэлгэржаргал П., 2019, с. 196].

Нормы «Нэвтэрхий хууль» закрепляли основы государственного строя, функции центральных органов власти. В 5-й главе были установлены нормы уголовного права, определявшие состав преступлений: кража, грабеж, разбой, мошенничество. В соответствии с нормами «Нэвтэрхий хууль» определялось правовое положение населения империи, поделенного по национальной принадлежности на 4 неравные группы.

К первой, высшей, категории относились монголы, ко второй группе -уйгуры, хотоны, арабы. Третью группу населения составляли народы, находившиеся в подчинении Алтан улс, в основном кидани. К самой низшей категории были отнесены нанхиады - население южных провинций территории Китая.

Деление населения империи на категории, определявшие их правовое положение, происходило на основе этнической принадлежности. Различие положения групп населения отражено в нормах законодательных актов империи. Например, китайцам запрещалось свободно перемещаться в темное время суток. За совершение преступления они подвергались клеймению на левом плече, за повторное совершение - клеймению правого плеча. За троекратное совершение преступления предусматривалось телесное наказание в виде прокалывания иглой шеи обвиняемого.

Содержание китайца, приговоренного к лишению свободы в виде заключения в тюрьму, не входило в обязанность государства. В данном случае семья заключенного должна была обеспечить его материальными средствами в период нахождения в тюремном заключении.

Закон строго запрещал китайцам хранить оружие, носить его с собой, стрелять по воробьям из рогатки. В случае избиения монголом китайца запрещалось требовать наказания обидчика.

Нормы статей «Нэвтэрхий хууль» предписывали более мягкое наказание монгола в случае совершения им правонарушения.

Запрещалось детей монголов продавать в рабство уйгурам, китайцам, продажа монгола за рубеж определялась как тяжкое преступление, грубое нарушение закона. В случае наказания монгола в виде лишения свободы содержание в тюрьме должно было осуществляться на казенные средства. Значительная часть норм закона закрепляла господствующее положение завоевателей. Так, в случае совершения монголом убийства местные должностные лица не могли обвинять его в этом. В случае наказания монгола на основе китайских законов в виде клеймения лица чиновники обязаны были сделать это с принесением извинения.

В главе, содержавшей нормы уголовного права, устанавливался порядок рассмотрения дел по обвинению в убийстве. Запрещалось лицам не монгольской национальности задерживать монгола

с последующим заключением в тюрьму. При обнаружении преступления следовало доложить высшим органам и ожидать решения. До принятия решения местным органам власти предписывалось обеспечить задержанное лицо питанием. Подобные нормы закрепляли привилегированное положение монголов. Были ограничения для местного населения - запрещалось обучение военному искусству покоренных народов, собираться большим количеством в одном месте. Подобные запреты устанавливались с целью обеспечения безопасности, укрепления власти монгольского владычества, предотвращения восстаний местного населения. Приведенные примеры свидетельствуют о законодательном закреплении господства монголов в Юаньской империи, проводимой монголами политики сегрегации.

Рассмотрим еще один закон империи Юань «Ертенцийг засах их ДYрэм», принятый в период правления Тугтемер хагана. После обнародования специального указа о подготовке данного закона в течение года (с 4 месяца 1330 г. по 5 месяц 1331 г.) был составлен и издан новый закон. Общее руководство по систематизации осуществлялось чиновником канцелярии Жао Шаянь, позже работа была завершена под началом Yйжи. Это был громоздкий закон, состоявший из 880 томов, 12 томов с приложениями, содержавшими толкования статей. Закон состоял из 10 частей, включавших нормы о правовом положении императора, титуле, учении, наследстве хагана, правилах управления, налогообложения, церемониала, о высшей родословной, искусстве производства [Дэлгэржар-гал П., 2019, с. 196].

Нормы статей регламентировали:

- порядок проведения обыска при обнаружении фактов кражи казенного имущества, импортного зерна;

- организацию уртонной службы, в том числе уртонов, обеспечивавших срочную почтовую службу

- организацию морского транспорта для поддержания связи с государствами Корея (Сун), Бирма. В силу этого данный памятник права является важным источником познания общественного, государственного строя, военного устройства, внешней политики Юаньской империи. Хотя закон не сохранился в полном объеме, тем

не менее фрагменты памятника права отражены в сборнике законов государства Мин «Юн-лэгийн Их засаг» под символичными названиями: записи о портретном, скульптурном искусстве, о производстве шелковых, шерстяных изделий, о правилах государственной службы империи Юань [Ду-гарова С., 2016, с. 193]. При разработке данного закона большую роль сыграл Аюрбалбад хан, правивший в 1312-1321 гг. К сожалению, и этот памятник монгольского права не сохранился в полном объеме.

Закон подтверждал содержание норм предшествующих актов империи. Во всех вышеупомянутых законах прослеживается тенденция усиления

уголовной ответственности за государственные преступления.

Выделялось 5 видов наказания: смертная казнь, телесное наказание, битье розгами, ссылка, выполнение тяжелых работ. Различались виды телесного наказания в зависимости от орудия наказания и количества ударов: битье палками до 57 ударов, розгами от 67 до 107 ударов. Ссылка как вид уголовного наказания состояла в высылке виновного лица с родных земель в отдаленные места с климатом, отличным от родной территории преступника, с установлением жесткого контроля. Жителей южных провинций следовало отправлять в ссылку в северные территории провинции Ляо-ян, жителей северных провинций ссылать в южные земли провинции Хучуан [Дугарова, 2016, с. 198].

Практика предусматривала два вида смертной казни: путем отсечения головы и четвертования «огтчин алах» (рубить на куски). Характерно отсутствие в законах Юаньской империи традиционных китайских видов наказания путем повешения, отрубания ног, залития чернил в ноздри.

В «Нэвтэрхий хууль» была внесена норма о заключении преступника в кандалы в целях исключения побега. Вместе с тем предусматривалась возможность освобождения от наказания путем выкупа. Подобная практика была известна у монголов со времен Чингисхана. Откупиться от наказания можно было путем уплаты крупного штрафа либо урезания размера жалования для государственных служащих.

В целях смягчения наказания для должностных лиц допускался выкуп. В отношении лиц в возрасте старше 70 лет, младше 15 ввиду ограничения телесного наказания розги заменялись штрафом. Согласно законодательству Юаньской империи за хищение предусматривалось клеймение - нанесение наколок на лицо, грудь, шею виновного. Устанавливалось ограничение в применении данного вида наказания в отношении монголов, женщин.

Характерна коллективная ответственность: дети несли наказание за преступление, совершенное родителями, родители за детей. Вместе с тем строго запрещалось ведение судебного процесса с применением пыток в ночное время [Дугарова, 2016, с. 197].

В последний период Юаньской империи по указу Тогоонтемер хагана был издан «Жижэн-гийн ЗYЙл хувааасан ДYрэм». Зимой 1350 г. по приказу Тогоонтемер хагана Оу Янсуань подготовил предисловие к данному закону [Дэлгэржаргал П., 2019, с. 196].

Высшие сановники Министерства испытания прочности знаний мудрецов Чэн, Сичянь вошли в состав кодификационной комиссии, которая в пе- р риод с 1350 по 1358 год, т.е. в течение восьми лет, ИД успешно завершила работу по подготовке нового Ч

т

закона. В «Жижэн-гийн ЗYЙл хувааасан ДYрэм» во- К шло 150 указов хагана, 1700 общих наставлений, ё 1509 правил судопроизводства [Дэлгэржаргал П., У 2019, с. 195]. ^

Изучение истории права Юаньской империи позволяет заключить, что хаганы, издавая соответствующие особенностям общественного строя империи законы, сыграли большую роль в достижении высокого уровня развития законодательства. Составленные в период правления Хубилай хагана законы наряду с «Их засаг» стали основой для более поздних законодательных актов Юаньской империи.

Согласно выводам исследователей, следует признать определенное влияние китайских законодательных традиций на правотворчество империи Юань [Ганболд Ж, Менхцэцэг Т., 2006, с. 56]. При этом монгольские правовые принципы, отраженные в «Их засаг», прослеживались в законодательных актах Юань.

Неоспоримым фактом можно признать регулирование важных сфер общественных отношений традиционными нормами монгольского права не только у монголов, но и народов, входящих в империю Юань. Содержание норм законов империи Юань свидетельствует о влиянии правовых принципов, сформулированных в «Их засаг», на правотворческий процесс империи Юань. По сложившейся традиции во времена Монгольской империи вводная часть указов хаганов Юаньской империи непременно содержала правила «Их Засаг».

При формировании законодательных советов в состав в обязательном порядке входили монгольские чиновники, в совершенстве знавшие нормы «Их засаг», с учетом их мнения составлялись важные проекты законов.

Так, «Юань улсын хууль ДYрэм», «Нэвтэрхий хууль» были разработаны под руководством монгольского чиновника Баян. Известен факт успешной деятельности школы монгольских чиновников в период правления Шадбал гэгээн хагана (13031323) при дворе хагана с целью изучения норм «Их засаг» [Пунсаг А., 2010, с. 78]. О сохранении монгольских законодательных традиций свидетельствуют оригинальные монгольские термины, которые встречаются в текстах законов Юаньской империи. Это можно объяснить тем, что именно монгольские чиновники занимались подготовкой служебных докладов, доношений, нормативных актов на монгольском языке. Указанные примеры позволяют признать законодательство Юаньской империи неотъемлемой частью монгольского права.

Таким образом, в период Юаньской империи отмечалась интенсивная законотворческая деятельность хаганов. Были подготовлены обширные нормативно-правовые акты, отражавшие правовую политику государства. На правотворческий процесс Юаньской империи оказали влияние китайские традиции нормотворчества, при этом мон-

сч см о см со

голы продолжали следовать в государственном управлении, в том числе и в законодательной сфере, основным принципам «Их Засаг».

Литература

1. Далай Ч. Монголын TYYх (1200-1388). Улан-Батор, 1992. 346 с.

2. Далай Ч. Солонгосын эртний харилцаа. Улан-Батор, 1997. 276 с.

3. Дэлгэржаргал П., Идэр Д., Чинзориг Б. Монго-лынэзэнт ^рний TYYх. Дэд боть. Улан-Батор, 2019, 372 с.

4. Дугарова С.Ж. Историография монгольского государства и права (XIII-XIX вв.) Улан-Удэ, 2016. 331 с.

5. Ганболд Ж., Менхцэцэг Т. Монголын Юань улс. Улан-Батор, 2006. 246 с.

6. Пунсаг А. Тэнгэрийн Их юань улсын TYYхэн тэмдэглэл. Улан-Батор, 2010. 189 с.

7. Юань улсын судар/ орчуулга Дандаа, Дэмчиг-дорж. Улан-Батор, 2002. 349 с.

THE DEVELOPMENT OF THE FORMS OF STATE STRUCTURE IN MONGOLIA: ON THE EXAMPLE OF THE MONUMENTS OF LAW OF THE ERA OF THE YUAN EMPIRE

Dugarova S. Zh.

Buryat State University

The 13th-14th century monuments of Mongolian law are important empirical sources on the history of Mongolian state and law in the Yuan period. Mongolia's state structure development showed in the intense legislative activity of khagans. The legal acts were aimed at centralization of management, strengthening of imperial power, and the Mongol domination. The article reviews the legislative acts of the Yuan empire, adopted in 1264-1350. Based on the analysis of monuments of law, namely articles regulating criminal law relations in the Empire, a conclusion is made about the increasing responsibility for state crimes. The provisions of the articles «Shine emkht-gesen khuulijn Bichig», «Nevterkhij Huul», «Ikh Юаны Huul Tsaaz Bichig», and «Ertenczijg zasakh magad Huul» prove that the Yuan empire's legislative acts were based on the main principles of law-making of the Mongol empire despite a certain influence of Chinese legislative traditions.

Keywords: Yuan empire, khagan, law, Mongolian law, Nevterkhij Huul, dYrem.

References

1. Dalaj Ch. Mongoly'n tYYkh (1200-1388). Ulan-Bator, 1992. 346 s.

2. Dalaj Ch. Solongosy'n e'rtnij kharilczaa. Ulan-Bator, 1997. 276 s.

3. Delgerzhargal P., Ider D., Chinzorig B. Mongoly'ne'ze'nt gYrnij tYYkh.Ded bot\ Ulan-Bator, 2019. 372 s.

4. Dugarova S. Zh. Istoriografiya mongolskogo gosudarstva i prava (XIII-XIX vv.). Ulan-Ude', 2016. 331 s.

5. Ganbold Zh. Mfhnkhczecze'g T. Mongolyn Yuan uls. Ulan-Bator, 2006. 246 s.

6. Punsag A. Te'nge'rijn Ikh yuan' ulsy'n tYYkhe'n te'mde'gle'l. Ulan-Bator, 2010. 189 s.

7. Yuan' ulsyn sudar / orchuulga Dandaa, Demchigdorzh. Ulan-Bator, 2002. 349 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.