4. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демокрита и ее значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3 - С. 67 - 70.
5. Каримов М.Ф. Химия как основа системно-структурно-функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т. 14. - № 2 - С. 59 - 63.
6. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.
© Каримов М.Ф., Семенова Т.В., 2017
УДК37
Е.Е.Мелюханова
Учитель-логопед МОУ «Пушкарская СОШ Белгородского района Белгородской области» с.Пушкарное, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация
В статье рассматривается важность развития фонематического слуха у дошкольников и школьников для предупреждения и преодоления речевых нарушений. Описаны игры и упражнения.
Ключевые слова Фонематический слух, игры, звуки, различение звуков.
Одним из важных условий успешного обучения в школе у детей является развитый фонематический слух. Когда дети могут различать звуки речи между собой: звонкие - глухие, твердые - мягкие, шипящие -свистящие и соноры.
Для этого необходимо еще до поступления в школу обратить внимание родителей на состояние речевого слуха их детей. Если ребенок смешивает звуки, у него могут возникнуть ошибки не только в устной речи, но и на письме: замены звонких глухими [Б] на [П], твердых мягкими [С] на [С], шипящих свистящими и наоборот.
Для предупреждения и коррекции нарушений речевого слуха рекомендованы следующие игры, предложенные А.С. Гавриловой и др.:
Игры на развитие фонематического слуха.
Игра «Кто говорит?»
Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игре может участвовать 4-5 человек. Дети встают полукругом. Взрослый бросает кому-нибудь из детей мяч и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить как «разговаривает» данное животное и изобразить его.
Игра «Что за звук»
Цель игры: научить ребенка отличать одни звуки от других, а так же заданный звук в начале слова.
Оборудование: картинки, на которых написаны слова, известные ребенку, и в которых содержится определенный гласный или согласный звук.
Ход игры. Можно играть вдвоем или с 3-5 детьми. Игроки садятся за стол, а взрослый говорит, что будет показывать им картинки и называть их. Дети внимательно слушают и попытаться отгадать, какой звук есть во всех названиях. Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе. Найденный звук
должен произноситься четко [1, с. 22].
Для исправления речевого слуха М. А Полякова предлагает следующие упражнения:
Различение звуков в изолированном положении. Взрослый произносит различные звуки, среди которых встречаются звуки [р] и [л]: [л], [р], [з], [б], [м], [р] и т. д. Когда ребенок слышит звук [р] (в дальнейшем — звук [л]), он должен поднять руку.
Различение звуков в слогах. Взрослый произносит слоги: [ра], [ды], [ло], [ну], [рэ] и т. д. Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [р] (в дальнейшем — звук [л]). Мягкий и твердый звук это разные звуки, которые по-разному звучат и произносятся, поэтому в слогах не должно попадаться мягких звуков [р'] и [л'].
Различение звуков в словах. В одном и том же слове не должно встречаться обоих звуков одновременно и других сонорных звуков.
В начале слова: рак, лук, работа, лопата, ласточка (следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово). В середине слова в положении между гласными: корова, молоток, сало, город, урок, колос.
В конце слова: вор, мел, комар, опал, гол, кадр,вол. Парные звонкие согласные в конце слова оглушаются ([з] звучит как [с], [ж] — как [ш]), поэтому пытаться различать их в этой позиции бессмысленно (слово воз звучит как вое, нож — как нош).
Для детей младшего возраста нужно ограничиться упражнениями на различение звуков, стоящих в начале слова.
Различение звуков на фоне близких по звучанию звуков. Например сонорные звуки. Звуковые ряды в этом случае будут выглядеть так: [р], [д], [и], [б], [л], [с], [л'], [р], [н], [р'] и т. д. Слоги — [ма], [ро], [ды], [лы], [йа], [шу], [ли], [ра], [бо], [лю] и т. д. Примерные слова: рак, лодка, яма (звучит — йама), лист, лук, рис, лак, йод, рот и т. д. Аналогичным образом подбирайте слова, где звуки [р] и [л] находятся в середине и в конце слова [2, с. 83].
Благодаря данным упражнениям и играм по развитию речевого слуха, можно откорректировать и предупредить смешение звуков у детей в устной речи и на письме.
Список использованной литературы:
1. Гаврилова А.С. Логопедические игры для детей / А.С. Гаврилова, С.А. Шанина, С.Ю. Ращупкина. - М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. - 192 с.
2. Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / М.А. Полякова. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 208 с. : ил. - (Внимание: дети!).
© Мелюханова Е.Е., 2017
УДК 331
Г.А. Прозорова,
Магистрант первого курса О.В. Перевозова К.п.н., доцент
Финансовый университет при Правительстве РФ г. Челябинск, Российская федерация
МАТРИЦА КОНКУРЕНТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРПОРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Аннотация
В данной статье обозначена значимость развития конкурентных компетенций у персонала в