УДК 930 : 796(571.6)
Валеев Андрей Мусагитович
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1945-1955 ГГ.
Valeev Andrey Musagitovich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Physical Education and Sports Department, Komsomolsk-on-Amur State Technical University
DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN THE FAR EAST IN 1945-1955
Аннотация:
В статье рассматривается развитие массового физкультурного и спортивного движений в Дальневосточном регионе в 1945-1955 гг. Проанализирована политика государства по решению задач в области физической культуры и спорта, охарактеризована деятельность органов и ведомств управления физической культурой и спортом по реализации государственной политики на Дальнем Востоке.
Ключевые слова:
развитие массовой физической культуры и спорта, спортивно-массовая работа, Дальний Восток, дальневосточная специфика, профсоюзнокомсомольский лыжный кросс, легкоатлетический кросс, спартакиада.
Summary:
This article deals with the development of mass physical education and sports movement in the Far Eastern region in 1945-1955. The author discusses the state policy aimed at the resolution of tasks in the sphere of physical training and sports, describes the work of the state authorities and departments managing the physical education and sports during the implementation of the state policy in the Far East.
Keywords:
development of mass physical education and sports, mass sporting work, the Far East, specific features of Far East, trade union and komsomol ski cross-country race, track-and-field cross-country race, Spartakiad (sports contest).
В качестве одного из основных стратегических ориентиров развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г. намечено увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом [1]. Однако путей достижения намеченных целей в настоящее время предлагается крайне мало. На наш взгляд, выход из создавшегося положения может быть найден в процессе тщательного изучения ставших уже историей процессов, происходивших в физкультурно-спортивной жизни советского периода. В исторической науке проблематика развития физической культуры и спорта не рассматривалась как социально значимый объект исторического исследования. Например, в дальневосточном регионе по вопросам изучения истории физической культуры и спорта выполнено несколько работ, в которых рассматривались процессы ее становления и развития (Р.Г. Гутиев (1969), И.В. Саланин (1974), А.П. Катков (2004), М.Е. Орлов (2004)).
В целях активизации действий, направленных на реализацию государственной политики по развитию массовой физической культуры и спорта, представляется актуальным изучение вопросов истории ее становления и развития. Несомненный интерес представляет проработка данного вопроса в советский период на восточной окраине страны, где накоплен опыт претворения в жизнь государственной политики в сфере физической культуры и спорта с учетом дальневосточной специфики.
После окончания Великой Отечественной войны, в которой Советское государство понесло большие людские и материальные потери, началось общегосударственное восстановление физкультурно-массовой и спортивной работы во всех регионах страны, в том числе и на Дальнем Востоке.
Переход физкультурных организаций Дальневосточного региона к мирным формам работы был связан с преодолением больших трудностей. Хотя Дальний Восток не подвергся оккупации, за годы войны многие спортивные сооружения краев и областей региона пришли в упадок и нуждались в капитальном ремонте. Например, на весь Приморский край функционировало всего 6 стадионов, 2 спортивных зала, 2 водные станции [2, с. 71].
Серьезным препятствием на пути развития физкультурно-спортивного движения стало отсутствие кадров. Многие организаторы и активисты физкультурной и спортивной работы не вернулись с фронтов войны. Значительная часть специалистов по физической культуре и спорту выехали за пределы региона. Переаттестация преподавателей физического воспитания в школах Приморского края показала, что 25 % из общего числа не соответствует своему назначению.
Из 24 председателей районных комитетов по делам физкультуры и спорта данной территории
13 не справлялось с обязанностями ввиду слабых знаний, недостаточной организационной и практической подготовки [3]. Из имеющихся работников физкультурных организаций Хабаровского края более 35 % не имели физкультурного образования [4, с. 72], а в школах работало 125 преподавателей физической культуры, из которых 1 имел высшее и 6 - среднее специальное образование [5].
Таким образом, в первые послевоенные годы физкультурная и спортивная работа в регионе находилась в неудовлетворительном состоянии. Слабость материальной спортивной базы и неукомплектованность кадров отрицательно сказались на уровне роботы комитетов по делам физической культуры и спорта.
Одним из важных условий развития физкультурного движения в регионе в первые годы после окончания Великой Отечественной войны было обеспечение физкультурных организаций квалифицированными специалистами в данной области. Поэтому в Хабаровском крае развернулась сеть краткосрочных курсов и семинаров по подготовке и повышению квалификации преподавателей физического воспитания школ и организаторов массовой физкультурной и спортивной работы в коллективах. По линии Краевого отдела народного образования в 1946 г. были организованы месячные курсы учителей физического воспитания в Хабаровске, Благовещенске, Биробиджане и других городах. Комитетами по делам физической культуры и спорта для физкультурных работников была организована командирская учеба. Для обеспечения квалифицированными специалистами физкультурно-спортивных организаций Дальневосточного региона в 1947 г. при Хабаровском педагогическом институте был открыт факультет физического воспитания и спорта.
Массовая физкультурная и спортивная работа в регионе была направлена, в первую очередь, на деятельность по комплексу «Готов к труду и обороне СССР», для чего была развернута агитационная и пропагандистская деятельность физкультурных организаций. Прием норм комплекса начал осуществляться в условиях массовых соревнований, в том числе и по многоборью ГТО.
Придавая большое значение развитию массового спорта среди молодежи, большую помощь в организации физкультурной и спортивной работы в регионе оказывали комсомольские и профсоюзные комитеты. Стали проводиться профсоюзно-комсомольские лыжные и легкоатлетические кроссы. Только в 1947 г. в профсоюзно-комсомольском кроссе Приморья участвовало 65 400 чел., а в лыжном - 61 026 [6, с. 4]. В краевом лыжном профсоюзно-комсомольском кроссе Хабаровского края приняло участие около 90 тыс. чел. [7].
В первые послевоенные годы в регионе успешно проводились комплексные спартакиады заводов и фабрик, зимние и летние спартакиады спортивных обществ сельской молодежи и учащихся. Итогом всех соревнований являлись краевые спартакиады, которым предшествовали соревнования в городах и районах. В 1948 г. успешно стартовала I летняя комплексная спартакиада в Приморском и Хабаровском краях. В ее программу входили соревнования по легкой атлетике, плаванию, волейболу, баскетболу, стрельбе, шахматам и шашкам, на которых были достигнуты неплохие результаты. Например, на спартакиаде Хабаровского края в 1948 г. было установлено
14 рекордов, а из 520 участников соревнований 167 выполнили разрядные нормативы спортивной классификации [8]. В спартакиаде 1950 г. Приморского края было побито 16 рекордов по плаванию, установлено 13 краевых рекордов по легкой атлетике [9].
Для повышения массовости спортивных мероприятий и мастерства спортсменов Дальневосточного региона в 1948-1949 гг. Приморский и Хабаровский края включились в соревнование на лучшую постановку физкультурной работы в коллективах физической культуры и спортивных обществах.
В годы второй послевоенной пятилетки в Хабаровском крае было начато широкое строительство спортивных сооружений. В апреле 1950 г. в Краснофлотском районе г. Хабаровска вступил в строй закрытый плавательный бассейн. За 1952-1953 гг. было построено: два футбольных поля в Верхне-Буреинском районе; стадион с трибунами на 6 тыс. мест в г. Магадане; стрелковый тир в Хабаровске; стадионы в Ленинском и им. Лазо районах. В 1953 г. в Нижне-Амурской области вошли в строй 150 волейбольных, 10 баскетбольных площадок, 18 футбольных полей и 15 лыжных баз [10].
В 1955 г. летняя комплексная спартакиада, проводимая в краях и областях Дальневосточного региона, способствовала дальнейшему массовому развитию физической культуры и спорта в регионе. Спартакиаде предшествовали массовые соревнования в коллективах физической культуры, а также городские и районные спартакиады, спартакиады школьников, добровольных спортивных обществ профсоюзов и другие. Например, в Приморском крае в этих соревнованиях приняли участие более 72 тыс. спортсменов, было установлено и обновлено 58 рекордов края [11].
Таким образом, в первое десятилетие после войны в развертывании массовой физкультурной и спортивной работы в Дальневосточном регионе были достигнуты некоторые успехи. Усиле-
ние внимания к вопросам развития физической культуры и спорта среди дальневосточников сказалось на ее массовом уровне. В коллективах физической культуры предприятий, учреждений, учебных заведений, совхозов и колхозов оживилась работа многих спортивных секций. Уровень развития физической культуры и спорта непрерывно возрастал. С каждым годом увеличивалось число физкультурников, спортсменов-разрядников и общественных физкультурных кадров.
Ссылки:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. URL: http://govemment.ru/me-dia/files/41d4b1a00210c7effc66.pdf (дата обращения: 22.02.2014).
2. Саланин И.В. Сегодня и вчера. Владивосток, 1974.
3. Там же. С. 71.
4. Гутиев Р.Г. Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае (1938-1967 гг.): дис. ... канд. пед. наук. М., 1969.
5. Там же. С. 99.
6. Летний профсоюзно-комсомольский кросс. Владивосток, 1948.
7. ГАХК. Ф. 617. Оп. 2. Д. 4. Л. 113.
8. ГАХК. Ф. 617. Оп. 2. Д. 5. Л. 76.
9. Саланин И.В. Указ. соч. С. 73.
10. ГАХК. Ф. 617. Оп. 6. Д. 51. Л. 285.
11. ГАПК. Ф. 462. Оп. 1. Д. 189. Л. 104.