Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ НА ЛОВКОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миниханов Владимир Ансарович, Таноян Хорэн Аветисович

Целью данной статьи является развитие физических качеств у студентов, у студентов младших курсов в процессе занятий тхэквондо, а также средства и методы планирования и проведения макроцикла с учетом начальной подготовленности студентов, предложены элементы методик по физическому развитию молодежи. При помощи тестирования были проведены исследования воздействия занятий тхэквондо на физические качества студентов вуза, на начальной стадии обучения. Программа данного мониторинга содержала тесты системы мониторинга для студентов вузов. Под влиянием данной нагрузки у всех студентов повысились результаты таких физических качеств, как сила, скорость, силовая выносливость и гибкость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миниханов Владимир Ансарович, Таноян Хорэн Аветисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OFPHYSICAL QUALITIES OF THE JUNIOR STUDENTS IN THE PROCESS OF TAEKWONDO PRACTICING

The purpose of this article is development of physical qualities for the students involved in the elective taekwondo practicing, as well as methods and resources for planning and conducting and testing in taekwondo classes, taking to the mind the individual physical conditions of the junior students, the methodology for developing physical qualities was proposed in this material. With the help of the tests, studies were carried out on the impact of taekwondo classes - on physical quality of university students at the initial stage of training. The program of this monitoring contains tests of the monitoring system for university students. All students are subjected to such load, as the results of physical qualities as strength, speed, strength endurance and flexibility.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО»

утверждения и компетентности обучающиеся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гао Лин. Мотивация усвоения научно-профессиональных понятий российскими и китайскими студентами : дис. ... канд. психол. наук / Гао Лин. - Санкт-Петербург, 2016. - 168 с.

2. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации / Т.О. Гордеева // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 62. - С. 38-53.

3. Милинский А.Ю. Повышение эффективности выполнения первых лабораторных работ по физике студентами вуза / А.Ю. Милинский, О.А. Днепровская // Школа будущего. - 2021. - № 6. - С. 104-115.

4. Леонтьева, Н.В. Применение ИКТ в натурном эксперименте лабораторного практикума по физике / Н.В. Леонтьева // Молодой ученый. - 2013. - № 6 (53). - С. 700-703.

REFERENCES

1. Gao, Lin. (2016), Motivation for the assimilation of scientific and professional concepts by Russian and Chinese students, dissertation, St. Petersburg. p.

2. Gordeeva, T.O. (2016), "Motivation: new approaches, diagnostics, practical recommendations", Siberian Psychological Journal, No 62, pp. 38-53.

3. Milinsky, A.Yu. and Dneprovskaya, O.A. (2021), "Improving the efficiency of the first laboratory work in physics by university students", School of the future, No 6, pp. 104-115.

4. Leontieva N.V. (2013), "The use of ICT in a natural experiment of a laboratory workshop in physics", Young scientist, No 6 (53), pp. 700-703.

Контактная информация: a.milinskiy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

УДК 796.853.23

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО

Владимир Ансарович Миниханов, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва; Хорэн Аветисович Таноян, доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, Москва

Аннотация

Целью данной статьи является развитие физических качеств у студентов, у студентов младших курсов в процессе занятий тхэквондо, а также средства и методы планирования и проведения макроцикла с учетом начальной подготовленности студентов, предложены элементы методик по физическому развитию молодежи. При помощи тестирования были проведены исследования воздействия занятий тхэквондо на физические качества студентов вуза, на начальной стадии обучения. Программа данного мониторинга содержала тесты системы мониторинга для студентов вузов. Под влиянием данной нагрузки у всех студентов повысились результаты таких физических качеств, как сила, скорость, силовая выносливость и гибкость.

Ключевые слова: координация, упражнения на ловкость, формирование здорового образа жизни студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p276-279

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF THE JUNIOR STUDENTS IN THE PROCESS OF TAEKWONDO PRACTICING

Vladimir Ansarovich Minikhanov, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow; Khoren Avetisovich Tanoyan, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovskij, Mos-

cow

Abstract

The purpose of this article is development of physical qualities for the students involved in the elective taekwondo practicing, as well as methods and resources for planning and conducting and testing in taekwondo classes, taking to the mind the individual physical conditions of the junior students, the methodology for developing physical qualities was proposed in this material. With the help of the tests, studies were carried out on the impact of taekwondo classes - on physical quality of university students at the initial stage of training. The program of this monitoring contains tests of the monitoring system for university students. All students are subjected to such load, as the results of physical qualities as strength, speed, strength endurance and flexibility.

Keywords: coordination, agility exercises, the formation of a healthy lifestyle for students.

Исследования проводились на базе МГТУ им Баумана на базе секции по тхэквондо. В эксперименте приняло участие 20 студентов 10 юношей, чей средний возраст составил 18±0,23 лет и 10 девушек средний возраст, которых был 18±0,21 лет. Из 20 человек было сформировано 2 группы по 10 человек, опытная и контрольная. Все студенты опытной группы занимались по одному учебно-тренировочному плану и не имели предыдущего опыта занятий восточными единоборствами. Контрольная группа занималась по стандартному плану физической культуры в вузе.

Программа мониторинга содержала тесты общероссийской системы мониторинга для студентов вузов.

Тест № 1 «Наклон, вперед сидя» (для измерения активной гибкости). Испытуемый без обуви садится на пол, ноги вперед, расстояние между пятками 20 сантиметров, ступни вертикально вперед, ладони вниз. Педагог прижимает колени к полу. Выполняется три маленьких предварительных наклона вперед. Ладони при этом скользят вперед по линейке, лежащий у испытуемого вдоль ног между стопами, нулевая отметка находится на уровне пяток. Четвертый наклон основной в нем ребенок должен задержаться на 2 секунды. Лучший результат засчитывают по кончикам пальцев с точностью до 1 сантиметра

Тест № 2 «Подъем туловища в сед за 30 секунд» (для измерения скоростно-силовой выносливости). Исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти развернуты в сторону, касаются пола, партнер придерживает ступни к полу. По команде «Марш!» выполнить за 30 секунд максимально возможное количество подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола лопатками, затылком, локтям

Тест № 3 «Прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы). Из исходного положения, стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стороны стартовой черты, выполнить прыжок вперед с места на максимальное возможное расстояние. Тест необходимо проводить на мате или мягкой грунтовом покрытии (можно использовать песочную яму). Участнику дается три попытки. Лучший результат идет в зачет.

Тест № 4 «Бег на 30 метров с высокого старта» (для оценки быстроты и скорости движений). На прямой ровной дорожке длиной не менее 40 метров обозначают линию старта и через 30 метров линию финиша. За линией финиша на расстоянии 5-6 метров ставят яркий ориентир. Рекомендуется проводить забег парами. Педагог с секундомером становится сбоку на линию финиша, его помощник с флажком - у стартовой линии и помогает в организации забегов. Точность измерения до 0,1 секунды. Педагог может пользоваться двумя секундомерами. Участнику дается одна попытка.

Занятия во всех группах проводились 3 раза в неделю. Общее количество занятий за два семестра составило 69. Содержание технологии интенсивного воздействия в период с 17 до 19 лет включало средства развития быстроты, силовых и скоростно-силовых

качеств. В программу занятий вводились подвижные игры, содержащие скоростной компонент - короткий быстрый бег, и эмоциональную насыщенность. Для развития силовых проявлений использовали упражнения с собственным весом, сжимание кистевых мячей, поролоновых кубиков руками и ногами. Скоростно-силовые качества развивали в прыжковых упражнениях с использованием нестандартного оборудования (поролоновая дорожка, автомобильные покрышки), в подвижных играх с силовыми проявлениями. Выносливость развивали в медленном беге с выполнением различных заданий. В программу включали действия с мячами различного размера, упражнения по умению сохранять равновесие при выполнении упражнений на приподнятой площади опоры, что способствовало развитию базовых координационных способностей. Развитие гибкости проводилось в процессе выполнения общеразвивающих упражнений и некоторых упражнений раздела «гимнастика», дополнительно детям давали специальные упражнения по стретчингу используемых в тхэквондо.

Представлены средние показатели студентов, занимавшихся полгода тхэквондо. За пройденный период времени ими были освоены сложно-координационные движения, удары, блоки руками и ногами; особое внимание было уделено укреплению ОДА, прямой осанки и совершенствования гибкости, дыхательная гимнастика. Так показатели гибкости (таблица 1) с первого дня исследования на протяжении двух месяцев наблюдений оставались на одном уровне, далее постепенно повышались к третьему месяцу, и эта динамика сохранялась до конца эксперимента.

Таблица 1 - Динамика изменения гибкости на протяжении макроцикла в контрольной (К) и опытной (О) группах_

Месяц Наклон вперед (см)

О-юноши К-юноши К-девушки О-девушки

октябрь 1.8±0.5 2.0±0.4 1.3±0.4 1.1±0.3

ноябрь 1.8±0.4 2.1±0.3 1.8±0.4 1.1±0.3

декабрь 1.8±0.4 2.3±0.6 1.8±0.2 1.3±0.4

январь 2.1±0.4 2.5±0.6 2.0±0.2 1.9±0.2

февраль 2.1±0.4 2.5±0.6 2.6±0.4 2.1±0.2

март 2.4±0.5 2.7±0.6 2.8±0.6 2.4±0.4

Тренировки оказывали модифицирующее воздействие на изменение скоростно-силовой выносливости (таблица 2) мышц сгибателей туловища. Так показатели постепенно возрастают по мере продвижения тренировочного цикла и к шестому месяцу становятся достоверно выше относительно исходных величин и контрольных значений.

Таблица 2 - Динамика изменения силовой выносливости на протяжении макроцикла в контрольной (К) и опытной (О) группах_

Месяц Подъем туловища в сед. (раз за 30 сек)

О-юноши К-юноши О-девушки К-девушки

октябрь 4.4±0.5 4.4±0.5 3.4±0.8 3.4±0.8

ноябрь 4.6±0.5 4.4±0.4 3.6±0.7 3.8±0.4

декабрь 4.7±0.5 4.6±0.3 3.6±0.7 4.1±0.6

январь 4.6±0.2 4.5±0.5 3.7±0.7 4.1±0.2

февраль 4.7±0.5 4.5±0.3 3.8±0.6 4.3±0.3

март 4.7±0.5 5.0±0.2 4.0±0.2 4.5±0.3

Анализ сопоставлений полученными нами данных измерений динамической силы (таблица 3) мышц нижних конечностей показал, что изменения начинаются уже со второго месяца и динамика роста продолжается в течение всего эксперимента. Опытная группа, показала хороший результат в этом тесте.

Таблица 3 - Динамика изменения силы на протяжении макроцикла в контрольной (К) и опытной (О) группах_

Месяц Прыжок в длину с места (ем)

К-юноши О-юноши О-девушки К-девушки

октябрь 2.7±0.5 2.9±0.6 2.6±0.7 2.7±0.7

ноябрь 2.9±0.5 3.1±0.6 2.6±0.7 3.4±0.4

декабрь 3.1±0.6 3.2±0.6 2.3±0.7 3.4±0.3

январь 3.5±0.4 3.3±0.5 2.9±0.7 3.4±0.3

февраль 3.7±0.3 3.6±0.4 3.1±0.6 3.6±0.3

март 3.9±0.2 3.9±0.4 3.1±0.6 3.6±0.3

Оценки скорости (таблица 4) движения на протяжении первых двух месяцев нашего эксперимента были достаточно низкими, но к третьему месяцу результаты детей, как в опыте, так и в контроле прогрессивно выросли и стали достоверно выше относительно исходных величин, а в опытной группе относительно контроля.

Таблица 4 - Динамика изменения скорости на протяжении макроцикла в контрольной (К) и опытной (О) группах_

Месяц Бег на 30 м (сек)

К-юноши О-юноши К-девушки О-девушки

октябрь 1.2±0.3 1.1±0.3 2.3±0.3 1.3±0.4

ноябрь 1.3±0.4 1.3±0.4 2.3±0.3 1.3±0.4

декабрь 1.4±0.3 1.4±0.3 2.6±0.3 1.6±0.5

январь 1.6±0.7 1.3±0.2 3.7±0.5 1.9±0.9

февраль 2.2±0.3 1.6±0.7 4.2±0.4 2.3±0.5

март 3.4±0.5 1.8±0.7 4.2±0.4 2.9±0.8

Под влиянием нагрузки у всех студентов повысились результаты тестирования таких физических качеств, как сила, скорость, силовая выносливость и гибкость. Влияние упражнений для развития опорно-двигательного аппарата способствовали укреплению его, о чем свидетельствуют тестируемые антропометрические и морфофункциональные показатели. У всех студентов укрепился позвоночный столб, мышцы рук и ног. У всех студентов сформировались специфические для тхэквондо хороших двигательных навыков и усилилось желание заниматься физической культурой.

Выявлено, что физические нагрузки повысили уровень физических качеств студентов, это проявилось в прибавлении силы, скорости, силовой выносливости и гибкости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котова Т.Г. Обучение студентов института физической культуры технике спортивных единоборств / Т.Г. Котова, И.В. Манжелей// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 10 (128). - С. 104-109.

2. Свищёв, И.Д. Комплексная оценка подготовленности спортсменов и тренеров в дзюдо: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Д. Свищёв, С.В. Ерегина. - Москва : Советский спорт, 2013. - 128 с.

REFERENCES

1. Kotova, T.G. and Manzheley, I.V. (2015), "Training of students of the institute of physical culture to the martial arts technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (128), pp. 104-109.

2. Svishchev, I.D. and Eregina, S.V. (2013), Integrated assessment of athletes and coaches' training in judo: textbook for students of higher educational institutions, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: vlminih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.