Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / координационная лестница / физическая подготовка / физическая культура / students / coordination ladder / physical training / physical culture

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыбальченко Татьяна Петровна, Мацко Андрей Иванович, Медведева Татьяна Владимировна, Мацко Анатолий Андреевич

Установлено, что важным вопросом физического совершенствования студентов является повышение уровня развития физических качеств и заинтересованности к занятиям физической культурой и спортом в условиях учебной деятельности. Выявлено экспериментальным путем, что использование на учебных занятиях по физической культуре и спорту у студентов координационной лестницы способствует повышению их уровня скоростных, скоростно-силовых и силовых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рыбальченко Татьяна Петровна, Мацко Андрей Иванович, Медведева Татьяна Владимировна, Мацко Анатолий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS

It has been established that an important issue of physical improvement of students is to increase the level of development of physical qualities and interest in physical culture and sports in the context of educational activities. It has been experimentally revealed that the use of the coordination ladder in physical culture and sports lessons among students contributes to an increase in their level of speed, speed-strength and strength indicators.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-6-45-51

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Т.П. Рыбальченко, А.И. Мацко, Т.В. Медведева, А.А. Мацко

Установлено, что важным вопросом физического совершенствования студентов является повышение уровня развития физических качеств и заинтересованности к занятиям физической культурой и спортом в условиях учебной деятельности. Выявлено экспериментальным путем, что использование на учебных занятиях по физической культуре и спорту у студентов координационной лестницы способствует повышению их уровня скоростных, скоростно-силовых и силовых показателей.

Ключевые слова: студенты, координационная лестница, физическая подготовка, физическая культура.

Рыбальченко Татьяна Петровна, канд. пед. наук, доц., tanvusic@rambler.ru, Россия, Армавир, Армавирский государственный педагогический университет,

Мацко Андрей Иванович, канд. пед. наук, зав. кафедрой, andrmaz@mail.ru, Россия, Армавир, Армавирский государственный педагогический университет,

Медведева Татьяна Владимировна, старший преподаватель, tvm07.03.10.26@gmail.com, Россия, Мариуполь, Приазовский государственный технический университет,

Мацко Анатолий Андреевич, аспирант, tails 92@inbox.ru, Россия, Армавир, Армавирский государственный педагогический университет

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня физической подготовленности и здоровья молодежи, в частности студентов высших учебных заведений, в связи с малоподвижным образом жизни. А.В. Лапшин и И.М. Успенская [6] отмечают рост на 63 % числа детей подросткового возраста, которые имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Такая тенденция просматривается и среди студентов первых курсов высших учебных заведений.

Недостаточный уровень двигательной активности у представителей учащейся молодежи, по мнению Г.Э. Латфуллина [7], оказывает негативное влияние на состояние здоровья, например, возникновение болезней органов зрения, диабета, нарушения работы сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В связи со всеобщей цифровизацией, увеличением времени, проводимым студентами за компьютером, стано-

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS

Rybalchenko T.P., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanyusic@ram-bler.ru, Russia, Armavir, Armavir State Pedagogical University, Matsko A.I., candidate of pedagogical sciences, head of department, andrmaz@mail. ru, Russia, Armavir, Armavir State Pedagogical University,

Medvedeva T.V., senior lecturer, tvm07.03. 10.26@gmail.com, Russia, Mariupol, Azov State Technical University, Matsko A.A., graduate student, tails92@in-box.ru, Russia, Armavir, Armavir State Pedagogical University

It has been established that an important issue of physical improvement of students is to increase the level of development of physical qualities and interest in physical culture and sports in the context of educational activities. It has been experimentally revealed that the use of the coordination ladder in physical culture and sports lessons among students contributes to an increase in their level of speed, speed-strength and strength indicators.

Key words: students, coordination ladder, physical training, physical culture.

вится все более актуальной необходимость занятий физической культурой и спортом.

Общепринятые программы по физическому воспитанию высших учебных заведений не имеют ожидаемой эффективности и вызывают у большинства студентов отрицательные эмоции. Отношение к занятиям по физической культуре и спорту с возрастом у молодых людей меняется в отрицательную сторону [2].

Модернизация инвентаря, используемого на учебных занятиях со студентами высшей школы, а также исследование его влияния на уровень развития физических качеств представляют собой значительную часть направлений педагогических исследований. Ряд специалистов [1, 4, 5, 8] высказывают мнение о том, что следует внедрять в учебный процесс новые методики физического совершенствования учащейся молодежи, которые будут способствовать привлечению занимающихся на занятия по физической культуре.

Применение нетрадиционного инвентаря и, в частности, координационной лестницы служит хорошим подспорьем к привлечению занимающихся на занятия физической культурой и спортом [3].

Целью исследования является выявление целесообразности применения координационной лестницы на занятиях по физической культуре у студентов высших учебных заведений.

Задачи исследования:

1) определить исходный уровень показателей физической подготовленности студентов;

2) оценить изменения уровня показателей физической подготовленности у студентов под влиянием упражнений на координационной лестнице.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольное тестирование, методы математической статистики.

Исследование было организовано среди студентов первого курса Армавирского государственного педагогического университета. Были сформированы 2 группы - контрольная (20 человек) и экспериментальная (20 человек).

Результаты исследования и их обсуждение. Программы проведения занятий по физической культуре в высших учебных заведениях не менялись в течение длительного времени. Традиционно на занятиях по физической культуре используется стандартный набор спортивного инвентаря, который включает футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи, скакалки, обручи и т. д. Студенты выполняют однообразные упражнения, готовясь к сдаче контрольных нормативов. Все это вызывает у студентов негативное отношение к занятиям по физической культуре. Для изменения

сложившейся ситуации, на наш взгляд, следует использовать все многообразие спортивного инвентаря. Одним из таких средств является координационная лестница.

Для определения исходного уровня развития физических качеств студентов было проведено контрольное тестирование, результаты которого не выявили существенных различий в исследуемых показателях контрольной и экспериментальной групп.

На своих занятиях по физической культуре и спорту у студентов использовали разнообразные упражнения, выполняемые с помощью координационной лестницы. Студенты контрольной группы занимались по традиционной программе дисциплины «Физическая культура и спорт».

Для определения эффективности предложенных занятий с использованием упражнений на тренировочной лестнице на уровень развития физических качеств студентов было проведено повторное контрольное тестирование (табл. 1).

Таблица 1

Динамика показателей физической подготовленности студентов

Тестовое упражнение Челночный бег 10*10 м, с Бег на 100 м, с Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз Прыжок в длину с места, см Прыжки через скакалку за 30 с, кол-во раз

КГ в начале исследования 30,64±1,19 15,03±0,33 30,80±3,94 201,00±7,65 60,20±3,16

КГ в конце исследования 30,25±1,20 14,74±0,31 35,10±3,87 214,10±21,29 65,60±3,37

Р >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05

ЭГ в начале исследования 30,06±1,28 15,07±0,35 30,50±4,04 199,20±7,54 59,70±1,54

ЭГ в конце исследования 26,17±1,08 13,68±0,31 44,30±5,06 225,3±9,39 77,80±5,12

Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01

Показатели в челночном беге 10*10 м в контрольной группе улучшились на 0,39 с (1 %), в то же время показатели юношей экспериментальной группы - на 3,89 с (12,9 %). Полученные данные свидетельствуют, что координационная лестница представляет собой эффективный тренажер для развития и совершенствования скоростных и скоростно-силовых качеств.

В ходе исследования наблюдалось улучшение показателей в беге на 100 м, однако достоверные отличия зафиксированы лишь у учащихся экспериментальной группы (р<0,01). Так, в контрольной группе средний результат повысился на 1,9 %, а в экспериментальной - на 9,2 %.

Исследование результатов в сгибании и разгибании рук в упоре лежа выявило достоверное (р<0,05) повышение среднего уровня данного показателя в контрольной группе на 4,3 раза (14,0 %), в экспериментальной - на 13,8 раза (45,2 %). Полученные результаты, на наш взгляд, можно объяснить тем, что все студенты в ходе занятий выполняли «отжимания», однако в экспериментальной группе использовались дополнительные упражнения для развития силы рук, что привело к более выраженной динамике данного показателя.

Анализ полученных данных показал улучшение показателей в прыжках в длину с места, однако достоверные отличия зафиксированы лишь у студентов экспериментальной группы (р<0,01). Так, в контрольной группе средний результат прыжка повысился на 14,10 см (6,5 %), а в экспериментальной - на 26,1 см (13,1 %). По нашему мнению, это может быть обусловлено выполнением студентами упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей, в частности прыжковых, а именно: высокие и длинные прыжки с ноги на ногу, прыжки через лестницу с отталкиванием двумя ногами.

Исследование результатов в прыжках через скакалку за 30 с свидетельствует о достоверном (р<0,05) увеличении среднего уровня данного показателя в контрольной группе на 5,4 раза, что соответствует 9 %, в экспериментальной - на 18,1 раза (30,3 %).

Результаты контрольного испытания у девушек контрольной группы (табл. 2) в челночном беге 10*10 м снизились на 0,2 с (0,6 %), в то же время показатели девушек экспериментальной группы - на 3,64 с (10,4 %).

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности студенток

Тестовое упражнение Челночный бег 10x10 м, с Бег на 100 м, с Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз Прыжок в длину с места, см Прыжки через скакалку за 30 с, кол-во раз

КГ в начале исследования 34,84±1,46 17,73±0,81 6,30±0,95 141,60±6,22 58,60±2,72

КГ в конце исследования 34,64±1,41 17,58±0,84 7,60±1,51 152,70±2,76 68,00±3,53

Р >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,01

ЭГ в начале исследования 34,91±1,43 17,65±0,70 6,50±1,18 141,00±5,58 58,20±2,44

ЭГ в конце исследования 31,27±1,45 16,14±0,81 11,40±1,35 159,60±5,68 77,20±4,52

Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01

В ходе исследования наблюдалось улучшение показателей в беге на 100 м, однако достоверные отличия зафиксированы лишь у девушек экспериментальной группы (р<0,01). Так, в контрольной группе средний результат в беге на 100 м повысился на 0,15 с (0,9 %), а в экспериментальной - на 1,51 с (8,6 %).

Анализ полученных данных показал достоверное улучшение показателей в прыжках в длину с места как у девушек контрольной группы, так и экспериментальной (р<0,05). Так, в контрольной группе средний результат прыжка повысился на 11,1 см (7,8 %), а в экспериментальной - на 18,6 см (13,2 %). Полученные результаты предположительно связаны с тем, что все студенты в ходе занятий выполняли прыжковые упражнения, однако в экспериментальной группе использование дополнительных прыжковых упражнений привело к более выраженной динамике данного показателя.

Исследование результатов в сгибании и разгибании рук в упоре лежа выявило достоверное (р<0,05) увеличение среднего уровня данного показателя в контрольной группе на 1,3 раза (20,6 %), в экспериментальной - на 4,9 раза (75,4 %).

Анализ полученных данных показал достоверное улучшение показателей в прыжках через скакалку за 30 с (р<0,05). Так, в контрольной группе средний результат прыжка повысился на 10 раз (17,2 %), в экспериментальной - на 19 раз (32,7 %).

Выводы. Применение педагогической технологии развития физических качеств студентов с использованием координационной лестницы обеспечило у юношей экспериментальной группы статистически достоверное (р<0,01) улучшение исследуемых показателей по сравнению с исходными показателями, а также результатами учащихся контрольной группы. Применение спортивного инвентаря в виде координационной лестницы на учебных занятиях со студентами способствовало повышению уровня физического развития и эмоциональности при реализации дисциплины «Физическая культура и спорт» для обучающихся первого курса университета. Повышение качества физической подготовленности студентов является необходимым условием повышения эффективности учебного процесса.

Список литературы

1. Андреенко Т.А., Артамонова А.Д. Применение физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культуры // Наука -2020. 2019. № 5 (30). С. 43-46.

2. Глухова М.Ю. Исследование мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся старшего школьного возраста // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 12 (202). С. 101-104.

3. Евдокимов В.А. Координационная лестница. Виды и применение // Гуманитарные науки на службе развития сельского хозяйства и АПК: сб. материалов Национал. науч.-практ. конф., приуроченной к 20-летию Гуманитарно-правового факультета. Воронеж: Изд-во ВГАУ им. Императора Петра I, 2021. С. 261-265.

4. Кокшаров А.В., Трещева О.Л., Мироненко Е.Н. Развитие физических качеств студентов средствами легкой атлетики // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 12. С. 28-33.

5. Координационная лестница как средство здоровьесбережения воспитанников / Н.В. Терещенко [и др.] // Мир детства и образование: сб. материалов XV Междунар. науч.-прак. конф. Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г.И. Носова, 2021. С. 243-247.

6. Лапшин А.В., Успенская И.М. Развитие физического качества выносливость у студентов на занятиях физической культурой // Студенческий спорт: состояние и перспективы развития: сб. материалов Регионал. науч.-практ. конф. / под ред. Н.В. Пешковой, Ж.И. Бушевой, Н.М. Ахтем-зяновой. Сургут: Изд-во СГУ, 2018. С. 34-38.

7. Латфуллина Г.Э., Ибрагимов И.Ф. Воздействие физической культуры и спорта на развитие личностных качеств у студентов вузов // Вопросы педагогики. 2022. № 5-2. С. 186-189.

8. Холмовая А.И. Способы достижения планируемых результатов освоения ООП на уроках физической культуры с использованием координационной лестницы // World Science:problems and innovations: сб. статей XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 134-138.

References

1. Andreenko T.A., Artamonova A.D. Primenenie fizkul'turno-ozdorovitel'nyh tekhnologij na urokah fizicheskoj kul'tury [The use of physical culture and health technologies in physical education lessons] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2019. No. 5 (30). P. 43-46.

2. Gluhova M.Yu. Issledovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj u obuchayushchihsya starshego shkol'nogo vozrasta [Study of motivation for physical education among students of senior school age] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 12 (202). P. 101-104.

3. Evdokimov V.A. Koordinacionnaya lestnica. Vidy i primenenie [Coordination ladder. Types and application] // Humanities in the service of the development of agriculture and agro-industrial complex: coll. materials National. scientific-practical. conf. dedicated to the 20th anniversary of the Faculty of Humanities and Law. Voronezh: Publishing House of VGAU im. Emperor Peter I, 2021. P. 261-265.

4. Koksharov A.V., Treshcheva O.L., Mironenko E.N. Razvitie fizicheskih kachestv studentov sredstvami legkoj atletiki [Development of physical qualities of students by means of track and field athletics] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizi-

cheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2019. Iss. 12. P. 28-33.

5. Koordinacionnaya lestnica kak sredstvo zdorov'esberezheniya vospitannikov [Coordination ladder as a means of health saving pupils] / N.V. Tereshchenko [et al.] // World of childhood and education: sat. materials XV Intern. scientific-practical conf. Magnitogorsk: Publishing house of MSTU im. G.I. Nosova, 2021. P. 243-247.

6. Lapshin A.V., Uspenskaya I.M. Razvitie fizicheskogo kachestva vynoslivost' u studentov na zanyatiyah fizicheskoj kul'tury [Development of physical quality endurance among students in the classroom of physical culture] // Student sport: state and development prospects: sat. materials Regional. scientific-practical. conf. / ed. N.V. Peshkova, Zh.I. Busheva, N.M. Akhtemzyanova. Surgut: SSU Publishing House, 2018. P. 34-38.

7. Latfullina G.E., Ibragimov I.F. Vozdejstvie fizicheskoj kul'tury i sporta na razvitie lichnostnyh kachestv u studentov vuzov [Influence of physical culture and sports on the development of personal qualities in university students] // Voprosy pedagogiki [Questions of Pedagogy]. 2022. No. 5-2. P. 186-189.

8. Holmovaya A.I. Sposoby dostizheniya planiruemyh rezul'tatov osvoeniya OOP na urokah fizicheskoj kul'tury s ispol'zovaniem koordinacionnoj lestnicy [Ways to achieve the planned results of the development of OEP in physical education lessons using the coordination ladder] // World Science: problems and innovations: coll. articles XXXIX Int. scientific-practical conf. Penza: Science and Education, 2020. P. 134-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.