Научная статья на тему 'Развитие финансового менеджмента и его роль на уровне среднего предприятия'

Развитие финансового менеджмента и его роль на уровне среднего предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1225
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МЕНЕДЖМЕНТ / ФИНАНСЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаев Ф. Ф.

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема эффективности развития бизнеса в России, в частности в секторе малого и среднего бизнеса стала острой. Слабость развития этого сектора досталась нам от советской эпохи, где создание малого и среднего бизнеса считалось не возможным. В настоящей работе проанализированы различные аспекты роли малого и среднего бизнеса, проблемы, которые достались нам от плановой экономики. Сделан вывод о том, что в условиях финансового кризиса малый и средний бизнес, который имея стратегические амбиции способен оживить экономику, избавив зависимость регионов и городов от системообразующих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие финансового менеджмента и его роль на уровне среднего предприятия»

Развитие финансового менеджмента и его роль на уровне среднего

предприятия

The development of financial management and its role at the level of

medium-sized enterprise

Ф.Ф. Абдуллаев, аспирант кафедры «Финансы и Кредит», Всероссийская

государственная налоговая академия МинФин РФ.

Финансовый менеджер ООО”РусАвто” e-mail: eddy 89@mail.ru

F.F. ABDULLAEV, graduate student of chair «the Finance and the credit», All-

Russian State Tax Academy.

The financial manager of Ltd. "RusAuto " e-mail: eddy 89@mail.ru

Аннотация

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема эффективности развития бизнеса в России, в частности в секторе малого и среднего бизнеса стала острой. Слабость развития этого сектора досталась нам от советской эпохи, где создание малого и среднего бизнеса считалось не возможным. В настоящей работе проанализированы различные аспекты роли малого и среднего бизнеса, проблемы, которые достались нам от плановой экономики. Сделан вывод о том, что в условиях финансового кризиса малый и средний бизнес, который имея стратегические амбиции способен оживить экономику, избавив зависимость регионов и городов от системообразующих предприятий.

Abstract

In connection with the crisis in the global economy problem of the effectiveness of business development in Russia, in particular in the sector of small and medium-sized businesses has become acute. The weakness of this sector has got us from the Soviet era, where the creation of small and medium-sized businesses are not considered feasible. In this paper we analyze the various aspects

of the role of small and medium-sized businesses, the problems that we have inherited from the planned economy. It is concluded that the financial crisis, small and medium business, which is capable of having a strategic ambition to revive the economy, eliminating the dependence of regions and cities of the backbone enterprises.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, менеджмент, финансы,

финансирование.

Keywords: small and medium business, management, finance, funding.

В условиях развития малых и средних предприятий, финансовые ресурсы по праву рассматриваются как объект изучения финансового менеджмента. За столетний период своего существования финансовый менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем - если ещё тогда, при его зарождении в рамках изучаемых вопросов он рассматривал в основном финансовые проблемы создания новых фирм (стартапов) и компаний (привлечение финансовых ресурсов), а впоследствии - управление финансами, привлечение инвестиций и проблемами банкротства, то в настоящее время он включает практически все направления управления финансами предприятия. Ряд проблем финансового менеджмента, которые “отделялись” от этой науки, в последние годы получили свое углубленное развитие в относительно самостоятельных областях знаний - финансовом анализе, инвестиционном анализе, риск - менеджменте, антикризисном управлении предприятием при угрозе банкротства. Это является предметом исследования для многих экспертов в области экономики и финансов, которые утверждают, что стабильность в сегменте малого и особенно среднего бизнеса играет важную роль в социально-экономическом развитии любого государства. Сложно, когда в каком либо отдельном регионе крупное предприятие является основным и ключевым фактором обеспечения занятости населения. Это досталось в наследство от советской системы, когда предприятия строились очень крупными, в силу чего не обладали

гибкостью. Каждое предприятие обычно специализировалась на своих производственных функциях. В результате, работала система, в которой были большие “малогибкие” предприятия с высокой степенью монополизма. В условиях рынка такие предприятия, которые являлись градо- и поселкообразующими оказались вне конкуренции. Такая ситуация создает проблему для конкуренции, без которой не обходится ни один развитый рынок. Конкуренция наиболее действенный механизм для регулирования рыночных отношений. Устаревшие предприятия не способны оказывать “сопротивление” новейшим технологически сложным предприятиям. Социалистическая административно-плановая экономика выработала такую экономическую среду и менталитет, что невозможно строить что-то новое на оставшихся в наследство технологически старых предприятиях. В таком случаи говорят, что легче построить что-то новое, отвечающее запросам новой прогрессивной экономики, чем обновить старое. Такую ситуацию можно было наблюдать на отечественном автомобильном рынке. Отечественный рынок был представлен старыми моделями, такими как копейка, четверка, шестерка и т.д. (как их называли в народе). И только благодаря иностранным инвесторам был взят новый курс на выпуск новых современных моделей. Возвращаясь к истории важно также отметить, что социалистическая экономика отличалась большим количеством оборонных и работающих на оборонные нужды предприятиями. Следовательно, товары народного потребления составляли совсем небольшой удельный вес. Все это приводит к тому, что на современном этапе развития экономики России одной из основных задач стоит развитие отечественных предприятий за счет эффективных и действенных механизмов. Нужно развивать потенциал малых и средних предприятий, и создавать условия для улучшения их деятельности. Таким образом, финансовый менеджмент как составная часть процесса управления предприятием в этих условиях становится приоритетным направлением.

Как было сказано, финансовый менеджмент является составной частью общего менеджмента. Термин МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management, от manage — управлять), совокупность принципов, методов управления фирмой (шире экономикой), направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала фирмы.[1] В общем виде менеджмент можно представить как систему экономического управления с помощью принципов, методов и приемов управления. В своей сущности менеджмент основывается на экономическое решение проблемы, поэтому каждое решение менеджмента носит экономический характер. Основной чертой являются:

• сбор и обработка информации

• построение и организации работы

• обучение и мотивация персонала

• принятие решений

• эффективное использование ресурсов компании и т.д.

Финансовый менеджмент - это система принципов, приемов, методов и форм управления предприятием. В ряде учебников даются следующие определения. Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для обеспечения необходимой величины и структуры активов в соответствии с целями и задачами предприятия.[2] Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Можно дать более широкую трактовку этого научного и практического направления - с финансовых ресурсов до всей совокупности отношений, ресурсов, обязательств и результатов деятельности предприятия. Как известно любые действия по реализации финансовых отношений немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, поэтому финансовый

менеджмент можно трактовать как систему действий по оптимизации финансовой модели фирмы. Наилучшей финансовой моделью фирмы является ее финансовая отчетность - бухгалтерский баланс. Отсюда логический вывод, что финансовый менеджмент - это система действий по оптимизации баланса хозяйствующего субъекта. Данная логическая цепочка в определении понятия «финансовый менеджмент» проведена В.В. Ковалевым.[3] Ещё одно определение финансового менеджмента, данной И.М. Карасевой: Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.[4] Существуют множество определений и объяснений данного термина, но мы предлагаем остановиться на самом лаконичном и понятным большому кругу лиц (для понимания не требуется специальное экономическое образование). Финансовый менеджмент - это управление организацией при помощи финансов.[5] На наш взгляд, данное определение намного облегчает понимание самого предмета, подчеркивает значимость финансового менеджмента как науки, и дает понять, что финансовое управление - это составная часть комплексной системы управления.

Учитывая, что в настоящее время деятельность организаций сопровождается сложностью ведением бизнес-процессов, высокой конкурентностью, расширением финансовых отношений, учебный курс “Финансовый менеджмент” по праву занимает одно из самых приоритетных направлений на Западе (в последнее время и в России). О возникновении и развитии менеджмента в России, можно согласиться с Э.Б. Корицким, о том, что в историко-управленческих публикациях современных западных исследователей, нет даже намека на то, что и в России были весьма достойные ученые, которые занимались изучением этого вопроса. Проведенная Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производству в январе 1921 г. стало выдающимся событием в истории отечественной науки.[6] Именно после ее проведения

начали создаваться специализированные институты, лаборатории, научные отделы и т.д. Гениями этих событий были такие видные ученые как А.К. Гастев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский, П.М. Есманский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Розмирович и др. В противовес западной капиталистической системы, умы отечественной науки придерживались мнения о главенствующей роли человека в факторе производства. “Как бы совершенны ни были машины и аппараты они - творения человеческого труда, и, облегчая работу людям, уменьшая затраты мускульной энергии, они требуют возрастающего нервного напряжения, интеллектуальных усилий, или иначе - нового, более высокого качества рабочей силы, а следовательно, и самого ее носителя -современного работника, который должен быть сознательным винтиком не только для того промышленного предприятия, в котором он работает, но и сознательным участником всего хозяйственного строительства, да и всей общественной жизни” - отмечает Ерманский.[7] Идеи и концепции, которые развивались в 20-ые годы прошлого столетия потеряли свою значимость. За периодом расцвета последовал период мощного упадка, когда после 1930 г. ситуация изменилась в корне. Теории и идеи были неинтересны в той экономике, которую строила советская власть. Законы экономики шли в противовес плановой, где такие важные составляющие, как закон спроса и предложения, ценообразование, и многие другие факторы, вырождались. Тогда вообще не существовало понятие прибыли. Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработной платы и другие суммы расходов, т.е. фактически работали в условиях жесткой плановости. Если компания перед выпуском продукции изучает рынок и требования потребителей, то, характерная черта того времени была такова, что сколько ни производил бы завод правительство все равно оплатит его производство, а нужно ли это потребителю этот вопрос не ставился на повестке дня.

"В промежутке между 1900 и 1914 годами Россия представляла собой зону самого интенсивного развития предпринимательства, более интенсивного, чем в Америке и, уж конечно же, чем в Англии. Значит

потенциал есть. Проблема же в том, что система, которая существовала в Советском Союзе так долго, предусматривала страшнейшие наказания за неудачи и очень скромное вознаграждение за успех, а понятия риска, обязательности соблюдения сроков и необходимости перемен совсем не вписываются в мировоззрение большинства российских директоров, с которыми мне приходилось иметь дело" Сэр Джон Харви-Джоунс, бывший председатель совета директоров крупнейшей британской компании "Ай-Си-Ай" (1С1). В общем, развивался менталитет, который ориентировался:

• На работу в условиях жесткого командования, не имея навыков управления финансами;

• На помощь государства в кризисных и иных ситуациях;

Конечно же, в таких условиях не возможно было включаться в работу творчески и интеллектуально. Кризис того времени отразился на отечественной экономике таким образом, что Россия находится в числе тех, кто догоняет весь остальной мир. Сколько будет длиться этот период не сможет сказать никто, если только предположить.

В странах с развитой рыночной экономикой наука приманивает к себе все больше сторонников. В условиях неопределенности и риска, когда приходится принимать решения, важно знать не только технологию управления (под финансовыми управленческими технологиями мы понимаем способы реализации корпоративных решений при помощи финансов, посредством финансов)[8], но и полагаться на здравый ум, используя интуицию. Цитируя американских специалистов, В.В. Ковалев отмечает, что «...оптимальная стратегия не может быть рассчитана по логарифмической линейке»[9]. Наиболее близкие по содержанию вопросы рассматриваются в дисциплине “финансы корпораций”. Авторы наиболее известных фундаментальных учебников в области финансов микроуровня (Ю. Бригхем, С. Росс, Ченг Ф.Ли, Дж. К. Ван Хорн, Р. Брейли, С. Майерс). Современное состояние финансовой науки, логика ее структурирования, трактовка базовых разделов изложены в учебно-методических работах, вышедших под

редакцией Л.А. Дробозиной, А.М. Ковалевой, В.В. Круглова, М.В. Романовского, О.В. Соколовой и других. Что касается собственно финансового менеджмента, то его признание в России датируется началом 90-х XX в. и связано с публикацией ряда фундаментальных работ представителей англо-американской финансовой школы, прежде всего Ю. Бригхема, Р. Брейли, У. Шарпа.[10] В последнее время появляются множество оригинальных русскоязычных книг. С различными подходами к трактовке, структурированию и содержательному наполнению разделов финансового менеджмента можно ознакомиться по работам таких специалистов, как И.А. Бланк, Л.П. Павлова, Г.Б. Поляк, Е.С. Стоянова, А.З. Бобылева. В книге профессора А.З. Бобылевой, она отмечает, что неверно сравнивать эти дисциплины (финансовый менеджмент и финансы корпораций) в динамике. Для простого и наглядного примера, профессор А.З. Бобылева проводит параллель с обучением управлению автомобилем, то можно тоже выделить два курса: непосредственно «вождение автомобиля» (финансовый менеджмент) и устройство автомобиля «финансы корпораций». Как отмечает А.З. Бобылева, первый курс направлен на обучение управленческим технологиям, второй является фундаментальным, позволяет выявить закономерности, раскрывает глубинные взаимосвязи.[11] Из всего сказанного, можно сделать следующий вывод. Финансы корпораций являются базой для финансового менеджмента (для того чтобы уметь пользоваться технологией управления нужно иметь базу для его претворения в жизнь).

Общеизвестно, что развитие экономики страны во многом зависит от состояния финансов. Финансы определяют уровень развития отдельных стран, воздействуют на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни, стимулируют дальнейший рост производства и т.д. Являясь кровеносной системой, финансы связывают экономическими отношениями несколько субъектов. Множество компаний, которые являются составной частью этих субъектов, определяют путь и масштабность развития

экономики. Но в наше время становится актуальным проблема стабильности для компаний. Наличие необходимых финансовых ресурсов дает возможность быть платежеспособным и ликвидным - а это один из показателей успешной деятельности компании. Финансовые ресурсы служат для поддержания операционной деятельности, для развития и модернизации, для внедрения инновационных технологий. О последних говорят так много, что значимость этого вопроса, как основного локомотива развития для экономики не вызывает вопросов. Созданная отечественная “силиконовая долина” “Сколково” призвана стать инновационным центром. Проект “Сколково” направлен на создание благоприятной среды для концентрации международного интеллектуального капитала, способного генерировать инновации.[12] Основная задача перед учеными стоит не только создать инновационный продукт, но и коммерциализации новых технологий. Очевидно, что борьба за человеческий капитал (человеческий ресурс) выходит на мировой уровень.

21 век ознаменовался двумя важными событиями. На деле мы сталкиваемся с глобализацией бизнеса, когда границы существуют только на картах. Нарастающая активность компьютерных и телекоммуникационных технологий активно внедрились в нашу жизнь, позволив тем самым быть участником глобального процесса. Глобализация рынков и развитие информационных технологий сильно ужесточили условия конкуренции. Для менеджмента давно не секрет, что успех обусловлен не только и не столько высокими финансовыми результатами в краткосрочной перспективе, сколько стратегической эффективностью - умелым инвестированием и управлением нематериальными активами компании - качеством, репутацией, информационными технологиями, знаниями и т.д.[13] Эти тенденции предоставили новые возможности для людей. К сожалению, в России слово “стратегия” не вжилась как на Западе. Количество написанных и посвященных этой теме литературы, которые являются бестселлерами по всему миру служат ярким тому примером.

Глобальный экономический кризис в 2008 г. выявил достаточно острые проблемы. Он показал, что важно не только ориентироваться на операционную деятельность, но также важно уметь прогнозировать (здесь подразумевается стратегическое планирование на предприятие). Последнему не придавалось должного значения. Отличие плана от прогноза очевидно. План ориентирован на текущую деятельность, охватывая ближайшие 3-6 месяцев, а прогноз охватывает будущее (т.е. ближайшие годы). Стратегия же в свою очередь состоит из общего направления и развития (стратегию ещё связывают с целью). Процесс выработки и построения стратегии довольно сложный, т.к. он имеет свои правила и особенности. Особенность заключается в том, что цели компании, которые она ставит перед собой, могут быть противоречивы во многих случаях. Такие ситуации встречаются из-за конфликта интересов собственников компании и его менеджмента. Поэтому выработка цели, как составной части стратегии, это процесс, направленный на качественное улучшение принятия организационных и управленческих решений. Для успешного внедрения целей требуется построение анализа и прогнозов. С этим связано также обеспечение предприятия в финансовых ресурсах для выполнения этих целей. Поэтому, компании начинают активно заниматься вопросом управления денежных потоков, а также проблем связанных с ним. Такие проблемы, как управление дебиторской задолженностью, проблемы оборачиваемости активов, проблемы привлечения заемных средств на выгодных для компании условиях и т.д. - этими и многими другими вопросами занимаются финансовые директора и менеджеры. Для количественного измерения финансовых отчетностей используются различные финансовые коэффициенты; коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной), коэффициенты рентабельности (рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и др.). В настоящее время очень развитым и популярным стала концепция развития стоимости бизнеса для собственников. Концепция УВМ (концепция управления стоимостью)

позволяет определить, какие факторы влияют на повышение цены компании, т.е. повышению деловой активности, генерированию прибыли и т.д. Исследование компании Ernst and Young, проведенное в 2003 г., показало, что 52 % компаний использовали в управлении концепцию управления стоимостью, а ещё 40 % рассматривали возможность ее внедрения.[14]

Рыночные отношения являются движущим механизмом для появления новых технологических продуктов, которые активно используются специалистами на любом уровне. Такие известные компании в мировом масштабе, как американские Amazon и eBay, служат наглядным примером того, как компьютерная революция изменила подход к торговле и предпринимательской деятельности. Amazon.com,Inc. (произносится Амазон ком инкорпорейтед) — американская компания, крупнейшая в мире по обороту среди продающих товары и услуги через Интернет и один из первых интернет-сервисов, ориентированных на продажу реальных товаров массового спроса.[15] Используя интернет потенциал компания достигла большого успеха. Сегодня любой желающий может быть участником на торговых площадках, где покупаются и продаются акции известных компаний. Все эти примеры позволяют человеку увидеть две картины -картину прошлого и настоящего. Те революции, которые настигли человечество, изменили систему традиционных ценностей, изменили принципы и подходы. Даже терминологический словарь по финансовому менеджменту изменился и продолжает пополняться все новыми и новыми сложными терминами. Поэтому любая прикладная наука, как и финансовый менеджмент, в рамках которой изучается проблемы формирования и использования финансов, формулирует свою цель. Очень близкое понятие к цели - это задача. Задача это то, что должна сделать компания для достижения цели. Как было отмечено выше, раньше ставились вопросы и задачи решения операционных целей, которые казались собственникам наиболее важными. Но мы бы хотели остановиться на следующих задачах:

1. Формирование миссии и видения, как стратегии развития;

2. Выживание фирмы в конкурентной среде (повышение планки достижения цели);

3. Избежание банкротства;

4. Сохранение устойчивого финансового состоянии компании;

5. Обеспечение ликвидности и платежеспособности.

Задачи перечислены в порядке их приоритета. Остановимся на каждом отдельно.

1) Миссия, в основе которой лежит стратегия и видение, играют принципиальную роль. Аналитические данные о положении на рынке, о вкусах и поведении потребителей, способствуют формированию миссии на стадии появления и создания компании. Как будет развиваться компания и сколько ей понадобится финансовых ресурсов, если ли необходимость в привлечении дополнительных источников финансирования - эти вопросы должны быть изучены со всех сторон. Из этого можно сделать небольшое предположение: почти любые решения в бизнесе имеют финансовые последствия. Таким образом, менеджмент компании должен быть гибким и быть способным идти “вслед” за рынком, а иногда даже опережать его.

2) Конкурентная среда заставляет компании двигаться вперед, создавать новые продукты, которые будут популярны не только на отечественном рынке. К сожалению, отечественные продукты не способны побеждать зарубежные аналоги. Основная причина заключается в ментальности отечественного менеджмента, направленного исключительно на внутренних потребителей. В России, получается так, что западный продукт заставляет отечественные комании менять подход к ведению бизнеса. Для решения этих вопросов требуется наличие видения и стратегии у комании, начиная от процесса формирования видения до его активизации. В кратце, как видно из самого смысла слова, видение - означает понимание окружающего, и с помощью сопоставления разных критериев, разработка направления деятельности. Эти факторы способны помочь компании не только заниматься управлением операционной деятельности(генерирование денежных потоков)

но также повышать планки. Это может быть повышение качества и объемов производства и предоставления услуг, выход на новые рынки. Стоит обратиться к мнению академика А.Г. Аганбегяна, где он отмечает: “Сердцевиной стратегии российских предприятий должны быть амбициозные цели - выход на среднемировые показатели в своей сфере: повышение хотя бы до средних мировых образцов производительности, эффективности, качества труда, превращение своей продукции в конкурентоспособную на мировом рынке”.[16]

3) Избежание банкротсва стало вопросом номер №1 после глобального экономического кризиса в 2008 году. Большинство компаний были вынуждены изменить производственный цикл из-за не устойчивого положения на рынке, а некоторые вообще остановить. Такие факторы, как спад производства, рост безработицы, сказались на ухудшении состоянии финансов. В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «АВТОВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года. Так отечественный автопром оказался на грани банкротства, и если бы не оказанная во время помощь государства, то крупнейший производитель легковых автомобилей в России стал бы банкротом. На 11-ом Всероссийском симпозиуме “Стратегическое планирование и развитие предприятий” директор Института мировой экономики и международных отношений РАН академик А.А. Дынкин, в своем докладе на тему “Глобальный инновационный прогноз” выделил два фактора мирового экономического роста в посткризисный период: глобализацию и инновации. Если

глобализация в большей степени влияет на количественные показатели, то инновации - на его качественную составляющую.[17] Это говорит о том, что сегодня занимающемуся финансами на микроуровне важно знать законы глобальной экономики, такие как закон спроса и предложения, состояние

банковской сферы, способность получить краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Изучение этих положений способствует грамотному и эффективному использованию финансовых ресурсов.

4) Устойчивое финансовое состояние достигается за счет следующих факторов;

• Эффективное использование всех имеющихся у компании ресурсов (каждый ресурс считается способным приносить прибыль);

• Формирование чувствительности к неопределенностям и рискам;

• Формирование оптимальной структуры капитала;

• Управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Формирование чувствительности к неопределенностям и рискам не достаточно изучено в настоящее время (влияние внешнего фактора). В момент своего создания, когда компания определяет оптимальный объем требуемых ресурсов для введения хозяйственной деятельности, внешняя среда может оказать негативное влияние на финансовую и операционную деятельность компании. Занимающимся проблемами финансов на предприятии, следует научиться грамотно анализировать, уметь выявлять “зараженные” участки, чтобы предугадать и предотвратить влияние внешнего фактора. Таким образом, стабильность для компаний достигается за счет рационального формирования и использования финансовых ресурсов, что приводит в свою очередь к финансовой мощи и независимости для государства.

5) Такие показатели как ликвидность и платежеспособность дают представление о реальной возможности компании расплатиться по долгам и обязательствам. Быть ликвидным, не значит быть платежеспособным. Разница в этих терминах заключается только в моменте требования погашения обязательства (наименее ликвидные активы требуют достаточного времени для их реализации). В момент своего создания, когда компания определяет оптимальный объем требуемых ресурсов для введения деятельности, внешняя среда может оказать негативное влияние на

финансовую и операционную деятельность компании. Финансовые ресурсы, которыми генерирует компания, должны быть задействованы в производстве, кроме определенного объема, который требуется для погашения обязательств перед поставщиками и др. (это объясняется тем, что входящие и исходящие денежные потоки не совпадают во времени). Определить необходимый объем финансовых ресурсов на предвиденный случай требует рационального и жесткого подхода. Для этого должна вестись грамотная работа с дебиторами, но и, конечно же, заслужить хорошую репутацию у кредиторов. Помимо вышеперечисленных факторов, существуют также и другие факторы, которые влияют на процесс формирования и эффективного использования ресурсов на хозяйствующем субъекте. Во второй главе нашей работы мы подробнее остановимся на этом моменте.

Заключение

Все перечисленные проблемы и задачи связаны с формированием и эффективным управлением финансовыми ресурсами. Наука финансовый менеджмент развивает это направление более углубленно, т.к. вопросы формирования финансовых ресурсов на предприятии решаются в рамках финансового менеджмента, а также позволяет не только интеллектуально, но и творчески подходить к проблемам эффективного использования. Отсюда следует вывод, что в наше время под ресурсом понимается не только финансовый, но и человеческий. Очевидно, борьба за человеческий капитал играет ключевую роль в достижении успеха. Ведь, как известно все известные и мировые бренды когда то были малыми, и только за счет грамотного и дальновидного менеджмента удалось совершить невероятное.

К сожалению, кризис затрагивает не только экономическую систему, но и социальную, которая приводит к недовольству среди населения, к росту числа безработных и т.д. На данном этапе, когда переход к рыночным отношениям характеризовался созданием качественной предпринимательской среды, рынок значительно расширил круг финансовых

отношений предприятий. Этому способствовал экономический кризис 2008 г., который выявил много проблем, изучением которых занимаются до сих пор. Тем не менее, мы хорошо понимаем, что именно малый и средний бизнес поможет создать реальный сектор экономики и вывести Россию из сырьевой ловушки. В результате следующему поколению финансовых менеджеров потребуются более серьёзные навыки для реализации своих способностей.

Список литературы

1. http://dic.academic.m/dic.nsf/es/82385/менеджмент

2. Лисовская И.А. Основы финансового менеджмента. М., 2006. С.34.

3. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент; теория и практика. М., 2007. С.347.

4. Карасева И. М. Финансовый менеджмент. М., 2006. С. 67.

5. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения. Под редакцией А.З. Бобылевой 2011 г.

6. Российский журнал менеджмента Том 3, № 1, 2005 г.

7. Ерманский, 1921, с.34-35

8. см. Бобылева, А.З. Финансовые управленческие технологи: учебник/ А.З. Бобылева - М.: ИНФРА-М, 2007

9. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ В.В. Ковалев

О.Н. Волкова.-М. :Проспект,2000.-с.23

10. Финансовый менеджмент. Теория и практика - 2007 г.: В.В. Ковалев/ С - 74

11. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения. Под редакцией А.З. Бобылевой 2011 г.- стр.21

12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.09.2010 N 244-ФЗ "ОБ ИННОВАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ «СКОЛКОВО» (принят ГД ФС РФ 21.09.2010)

13. http://gaap.ru/articles/76920/ Мария Горина, Владимир Самохвалов

14. Финансовый менеджмент - Проблемы и решения, Бобылева А.З. 2011 г.

15. http://ru.wikipedia.Org/wiki/Amazon.com#cite note-ama-1

16. Российский журнал менеджмента Т.6, №2, 2008 г. С.161-166

17. 11-й Всероссийский симпозиум “Стратегическое планирование и развитие предприятий” А.А. Дынкин.

References

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/82385/management

2. Lisovskaya I.A. Fundamentals of Financial Management. M., 2006. p.34.

3. Kovalev V. Financial Management, Theory and Practice. M., 2007. p.347.

4. Karasev I.M. Financial Management. M., 2006. p. 67.

5. Financial Management. Problems and solutions. Edited by A.Z. Bobylev 2011

6. Russian Management Journal, Volume 3, № 1, 2005

7. Yermansky, 1921, p.34-35

8. see Bobylev, A.Z. Financial management technology: a textbook / A.Z. Bobylev -Moscow: INFRA-M, 2007

9. Kovalev V.V. Analysis of business enterprise / V.V. Kovalev, O.N. Volkova.-M.: Prospect, 2000.-p.23

10.Financial Management. Theory and Practice - 2007: VV Kovalev / p. - 74

11.Financial Management. Problems and solutions. Edited by A.Z. Bobylev, 2011 -p.21

12.FEDERAL LAW from 28.09.2010 N 244-FZ "On innovation HEART" SKOLKOVO "(adopted by the State Duma on 21.09.2010)

13.http://gaap.ru/articles/76920/ Maria Gorina, Vladimir Samokhvalov

14.Financial Management - Problems and solutions, Bobylev, A.Z. 2011

15.http://ru.wikipedia.org/wiki/Amazon.com # cite_note-ama-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Russian Management Journal, № 2, 2008 p. 161-166

17.11th Russian Symposium "Strategic planning and development of enterprises" A.A.Dynkin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.