DOI: 10.17805/trudy.2023.2.7 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛЬМОВ-КАТАСТРОФ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
А.В. Кирсанова Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье выявляется период появления отечественных фильмов-катастроф, влияние на них историко-культурного контекста, а также проводится тематический анализ фильмов, что позволяет разделить катастрофы в отечественном кино на типы.
Ключевые слова: фильм-катастрофа; отечественный кинематограф; культурный код; Советский Союз; блокбастер
THE DEVELOPMENT OF DISASTER FILMS IN THE DOMESTIC CINEMA: CULTUROLOGICAL VIEW
A.V. Kirsanova Moscow University for the Humanities
Abstract: The article reveals the period of the appearance of domestic disaster films, the influence of the historical and cultural context on them, and also conducts a thematic analysis of films, which allows us to divide disasters in domestic cinema into types.
Keywords: disaster film; domestic cinema; cultural code; Soviet Union; blockbuster
Отечественный кинематограф на протяжении всей своей истории развивался в самобытном направлении, отличном от Голливуда или европейского кино. Жанр фильмов-катастроф не был особенно популярным в отечественном кинематографе, однако, такие фильмы снимались и сегодня является недостаточно исследованной областью.
Целями и задачами статьи являются: выявление первых отечественных фильмов-катастроф, их сюжетный анализ, обозначение тематической направленности фильмов, а также исследование динамики развития и обусловленности появления кинокартин данного жанра (социальные, политические и идеологические причины). Представляется необходимым исследование фильмов-катастроф, в основу которых входит катастрофа как главный элемент, который присоединяет к себе другие жанры, создавая многослойную жанровую структуру.
Методология исследования включает выявление фильмов-катастроф из генеральной совокупности отечественных фильмов, выстраивание исторической перспективы и сюжетный анализ, как отдельных игровых кинокартин с точки зрения историко-культурного контекста, так и общие тенденции развития.
Проблематика современного отечественного кинематографа очерчивается
широким кругом тем: поиск самобытности, изучение культурной памяти в контексте кинофильмов, исследование русского культурного кода (Тирахова, 2022), национально-культурной идентичности (Кинематограф - зеркало... 2010; Туманов, 2021) проблема формирования у аудитории пессимистического настроения и негативного впечатления о будущем (Малышев, 2022).
Общее направление развития отечественного кинематографа можно охарактеризовать как путь от коммерческого проекта к средству просвещения и воспитания масс мощной идеологической направленности, а впоследствии - к постепенной переориентации на западные модели, сегодня - к состоянию поиска. Если в начале ХХ в. Л. Толстой, а за ним и сам царь Николая II, представляли кинематограф бесперспективным и даже отрицательным явлением в культуре, то после Октября 1917 г. для В.И. Ленина и советской власти кино являлось мощнейшим средством просвещения масс (Самое важное..., 1973). Однако, по свидетельствам историков уже в дореволюционный период просмотр фильмов среди молодежи становится более востребованным, чем чтение книг (Зак, 2013). А с середины 1920-х до 1933 г. кинематограф из коммерческого проекта превратился в пропагандиста идеи общественного дела, коллективизма, находящегося выше индивидуального начала. Но жанровое многообразие ограничивалось вплоть до послевоенного периода, поскольку воспитательный компонент и нормы морали, обусловленные цензурой, вписывались именно в определенные жанры (Туманов, 2021).
Зарубежные фильмы-катастрофы развивались с большей интенсивностью в отличие от отечественных и появлялись на экранах еще в 1910 г. Самый первый фильм-катастрофа в СССР появился в 1959 г. «Случай на плотине» (реж. Л. Хотивари), сюжет которого освещает вопросы человеческих ошибок в процессе достижения целей, а также противостояние человека и природы (категория «человек-природа»).
Фильмы-катастрофы - название жанра, который определяется не всегда однозначно. Вариативность драматургической составляющей на фоне приближающейся, случившейся катастрофы, может отклоняться в сторону жанров драмы, фантастики, хоррора, криминала, боевика, детектива и других. Но общим критерием будет являться катастрофа (предстоящая, случившаяся, происходящая) -взрывы, природные стихийные явления, авто- и авиа-аварии, угроза жизни в результате их, а также сопутствующие этому катастрофические настроения. Катастрофа и катастрофические настроения мы обозначаем термином катастрофизм, который рассматривается нами, исходя из выводов исследователей: катастрофизм социальный, направление в социально-философской мысли (XX в.); факт идеологического и политического сознания (Кузнецов, 2000; Тенякова, 2003).
Тематический анализ выбранных отечественных фильмов, в основе которых лежит катастрофическое событие, угроза или свершение этого события, позволил выявить общую направленность кинокартин, которые можно условно разделить на тематические группы:
- катастрофы, происходящие из-за человеческих ошибок (авиакатастрофы, терроризм, социальный, техногенное общество, космические катастрофы, ядерные угрозы и их результат, экологические). Примеры фильмов: «Экипаж» 1979, «Через тернии к звездам» 1980, «Невозвращенец» 1991.
- катастрофы из категории «человек-природа» (экологические, борьба со стихиями и выживание, вирусы естественного происхождения). Примеры: «Штормовое предупреждение», 1988; «Метро 2033», 2005.
- угроза инопланетных существ, нападение иных. «Фантом», 2011.
- реальные катастрофы (воплощение в фильмах страхов ожидаемых или пережитых обществом («холодная война» и страхи ядерного взрыва 50-80-х; Чернобыльская катастрофа). Примеры: «Черный океан», 1998; «Чернобыль-Зона отчуждения», 2019.
Анализ страхов, отраженных в отечественных фильмах показывает, что основная масса кинокартин содержит в основе реальные опасения и катастрофы. Лишь несколько фильмов с темой воображаемых, фантастических катастроф, например, инопланетное вторжение, уничтожение цивилизации другими разумными существами.
На основе выделяемых исследователями периодов в истории отечественного кино можно сделать срез, отображающий влияние реальности на мир кинофильмов-катастроф.
Реалии периода «оттепели» (конец 1950-х начало 60-х гг.) в Советском Союзе повлияли на идейное содержание кинокартин. Если до этого основными жанрами являлись приключения и комедии (Косинова, 2015), то ослабление цензуры расширяет жанровое разнообразие и провоцирует всплеск посещаемости кинотеатров. В кинофильмах этого периода подчеркиваются правдивые образы, ориентированность на зрителя (Там же).
Период 1960-70-е гг. в кино СССР получил название «новая советская волна». Рост досуговых развлечений, широкое внедрение в быт телевидения (60-е) смещало баланс в кинопроцессе. Именно в этот период появляется первый фильм-катастрофа, связанный с темой ошибок человека и возможной авиакатастрофой.
Застойные явления в период 1964-1986 гг. в СССР - расцвет зрительского кино. Происходит наполнение отечественного кинорынка иностранными фильмами, которые составили конкуренцию отечественным. Телевидение охватывает всю страну, является средством развлечения, становится главным транслятором художественного кино, что провоцирует большую подражательность иностранным фильмам для привлечения зрителя в кинотеатры. В результате, к моменту краха СССР отечественное кино «превращалось в отталкивающее зрелище», а посещаемость кинотеатров пошла на спад (Туманов, 2021).
В перестроечное время (с середины 1980-х до 1991 г.) - процессы модернизации разрушали старые образцы идеологического влияния, появлялась неоспоримая конкуренция с телевидением, кинотеатры постепенно утрачивали свой
статус. Наблюдался упадок влияния отечественного кинематографа на зрителя, снижение интереса к отечественным фильмам, смена предпочтений публики на американский репертуар. Немаловажно и влияние глобализации, которая затронула цепь распространения отечественной кинопродукции и организации кинопроизводства. Аудитория превращается в массового потребителя, где: «потребление фильмов» выступает как форма «эскапического отдыха» (Жабский, Тарасов, 2019: 79).
Количественный рост катастрофических фильмов в Советском Союзе приходится именно на 1980-е гг., что связано как с мироощущением, изменениями в обществе, так и ожиданиями грядущей социальной катастрофы, глобализаци-онными процессами. В 1990-е гг. коммерческие интересы вытесняют многолетние ориентации на отечественные традиции, в связи с этим проявляется американская тенденция мышления и ориентация на западный тип драматургии. Для фильмов-катастроф в этот период характерно отражение реальных страхов, а также включение всего того напряжения, которое присутствовало в мироощущении советского человека. Темы фильмов сосредоточены на катастрофах в обществе, прямых тематиках развала Советского Союза, что воспринимается как настоящая катастрофа («Невозвращенец» реж. Снежкин). Также демонстрируются фильмы о терроризме и ядерной угрозе.
Первая половина 2000-х отмечается выходом из застоя отечественной киноиндустрии, и к середине 2000-х появляются блокбастеры российского производства. Катастрофы в кино включают страхи предыдущих периодов, но появляется и тема фантастических сюжетов - инопланетные захваты, а также спасение планеты супергероями. Исследователей волнует вопрос: могут ли кинофильмы вообще стать «частью культурного кода России», при их ориентированности на западные образцы, поскольку утерянная самобытность - фактор, который не способствует формированию национальной идентичности (Туманов, 2021).
Таким образом, можно заключить, что исторический контекст напрямую связан с сюжетами кинокартин и отражается в фильмах-катастрофах Советского Союза. Сюжетный анализ позволил выявить, что тематическая направленность фильмов-катастроф по периодам отражает страхи каждого периода, а наиболее запечатленные в культурной памяти до сих пор находят отражение в современных российских фильмах (Чернобыльская катастрофа). Беглый взгляд на тенденции развития зарубежных фильмов-катастроф помогает выявить, что отечественные фильмы-катастрофы более концентрируются на реальных страхах, чем на фантастических. В отличии от культурного кода западного зрителя, для русского культурного кода свойственна концентрация страхов на противостоянии «человек-природа».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Жабский М.И., Тарасов К.А. (2019) Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования №11, с. 73-81.
Зак А.И. (2013) Кинематограф, книга и дети // Публика кино в России. Социологические свидетельства 1910-1930-х годов, М.: Государственный институт искусствознания; Канон+; РООИ Реабилитация. С. 51-64.
Кинематограф — зеркало или молот? Кинокоммуникации как социокультурная практика (2010) М.: «Канон+» РООИ Реабилитация, 535 с.
Косинова М.И. (2015) Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «оттепели» в России // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 293-306.
Кузнецов О.В. (2000) Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре // дисс... д-ра философских наук: 09.00.13. Екатеринбург, 234 с.
Малышев В.С. (2020) Дарить надежду или погружать в депрессию? О тенденциях осмысления жизни в современном российском кино // Вестник ВГИК Т. 12. №2 (44), с. 8-21.
Самое важное из всех искусств: Ленин о кино (1973) // Сб. док. и мат. М.: Искусство, с. 116.
Тенякова О.М. (2003) Катастрофизм как мегатенденция современного цивили-зационного развития // дисс.... канд. философских наук: 09.00.11. - Уфа, 180 с.
Тирахова В.А. (2022). Эволюция концептов «власть» и «народ» в отечественном кинематографе 1980-2010-х гг. // Ярославский педагогический вестник. №3 (126). С. 188-195.
Туманов А. И. (2021) Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности // Наука. Культура. Общество. №3. С.35-49.
Кирсанова Анна Владимировна - аспирант Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Костина А.В., проректор по научной, воспитательной и международной деятельности МосГУ, директор Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ, доктор культурологии, доктор философских наук, профессор. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: miss/muz-anuta@yandex.ru
Kirsanova Anna Vladimirovna is a postgraduate student at the Moscow University of the Humanities. Supervisor: Kostina A.V., Vice-Rector for Scientific, Educational and International Activities of Moscow University of the Humanities , Director of the Institute of Fundamental and Applied Research of Moscow University of the Humanities, Doctor of Cultural Studies, Doctor of Philosophy, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia Tel.: +7 (499) 374-60-21. Email: miss/muz-anuta@yandex.ru
Для цитирования:
Кирсанова А.В. Развитие фильмов-катастроф в отечественном кинематографе: культурологический взгляд. 2023. № 2. С. 55-59. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.2.7