Научная статья на тему 'Развитие фасилитирующих способностей студентов вузов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин'

Развитие фасилитирующих способностей студентов вузов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Область наук
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ФАСИЛИТИРУЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Нина Анатольевна

В статье раскрываются методы формирования у студентов фасилитирующих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Нина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Facilitating the development of abilities of students in the teaching of social-humanitarian disciplines

In the article demonstrate the methods of formation facilitative abilities of students.

Текст научной работы на тему «Развитие фасилитирующих способностей студентов вузов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин»

No. з (4) September 2016 Actual question

УДК 34 Развитие фасилитирующих

способностей студентов вузов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин

Лаврентьева Нина Анатольевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, кандидат исторических наук, доцент

lavrentevtatyana@yandex.ru

Аннотация: В статье раскрываются методы формирования у студентов фасилитирующих способностей. Ключевые слова: фасилитация, фасилитирующие способности, личность, социально-гуманитарное образование.

Важнейшей задачей высшего профессионального образования будущих специалистов является формирование их этико-аксиологи-ческой компетентности, которая включает в себя и овладение так называемыми фасили-тирующими способностями. Термин «фасилитация» ввел в психолого-педагогическую литературу К. Роджерс. Фасилитация — от анг. facilitate — облегчать, способствовать, стимулировать. Фасилитация — это такой тип педагогического взаимодействия, при кото-

ром главной целью деятельности педагога становится создание благоприятных условий для саморазвития личности, для реализации ее внутренних сущностных потенций.

Фасилитирующие отношения называют «помогающими» или «вдохновляющими». Педагог Л. Н. Куликова определяет суть этих отношений как педагогическое взаимодействие, выстраиваемое «от личности» — от ее индивидуального опыта, ценностей, потребностей, вкусов, нравственных принципов, это

Актуальный вопрос

Научно-практический журнал

UDC 34

Facilitating the development of abilities of students in the teaching of social-humanitarian disciplines

Lavrent'eva Nina Anatol'evna, associate professor of the department of social and humanities disciplines of the Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, candidate of sciences (history), associate professor

lavrentevtatyana@yandex.ru

Annotation: In the article demonstrate the methods of formation facil-itative abilities of students. Keywords: facilitation, facilitative abilities, personality, socio-humanitarian education.

принятие личности такой, какова она есть, и восхождение вместе с ней к общечеловеческим ценностям, к культуре [1, с. 23].

Какой же тип отношений способствует развитию личности? По мнению К. Роджерса, эти отношения должны быть, во-первых, искренними, правдивыми. Второе условие «помогающих» отношений в педагогическом процессе — безоценочное принятие другого человека. Под принятием понимается теплое расположение к нему, как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств, что создает для него защищенность и безопасность в отношениях с педагогом, и поэтому явля-

ется очень важной частью «помогающих» отношений». Третье условие — глубинное, эмпатическое понимание педагогом своего воспитанника. Оно включает проникновение не только в его мысли, но и в чувства, умение смотреть на проблемы с его позиций, его глазами, умение встать на его место [3, с. 75].

Развитие способности к фасилитирующе-му общению будущих специалистов — это организация преподавателем целенаправленного взаимодействия со студентом, сущность которого состоит в педагогической поддержке профессионального и личностного самосовершенствования будущего специалиста.

N 3 (4) Сентябрь 2016

Actual question

Развитие фасилитирующих способностей обусловлено взаимодействием многих факторов. Целесообразно выделить группы внутренних и внешних факторов. Внутренними являются факторы, относящиеся к личности самого будущего работника. Внешние факторы характеризуют взаимодействие студента с системой профессионального вузовского образования.

К внутренним факторам развития фасилитирующих способностей у будущего работника можно отнести следующие:

— развитие позитивной Я-концепции;

— обогащение и углубление знаний студентов о сущности и механизмах фасилити-рующего взаимодействия;

— собственная активность студента, реализуемая в саморазвитии;

— фактор личностного смысла;

— субъективный опыт личности.

Человеку с позитивной Я-концепцией свойственно позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности. Позитивная Я-концепция специалиста оказывает непосредственное влияние на его профессиональную деятельность. Такой специалист считает себя способным справиться с проблемами, поэтому он проявляет готовность к безусловному принятию другого человека, способность к эмпатии, толерантность, эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе; он владеет стилем легкого, неформального, теплого общения с окружающими людьми. Работа по формированию у студентов позитивной Я-концепции является важнейшей задачей вузовского образования.

Фактор обогащения и углубления знаний студентов о сущности и механизмах фасили-

тирующего общения можно рассматривать как своеобразный стержень в структуре профессиональной компетенции будущего работника. Главное здесь не только обретение студентами знаний, а определение их цели и смысла.

Следовательно, необходимо выделить фактор личностного смысла, детерминирующий всю жизнедеятельность человека и его профессиональную позицию, в частности. В зависимости от того, что является смыслом жизни, строится и профессиональная деятельность человека. Если в качестве смысложизненной ценности и цели работника, педагога избирается человек, его счастье, его саморазвитие, тогда помощь другому в его саморазвитии становится личностным смыслом будущего специалиста. В таком случае личностный смысл является движущей силой развития фасилитирующих способностей студента.

Однако поиск смысла жизни, выбор идеалов, ценностей, целепологание осуществляются человеком не просто на основе знаний, почерпнутых из учебников, но на основе осмысления и переживания личного жизненного опыта, субъектного опыта личности. Известный психолог А. К. Осницкий выделяет следующие компоненты субъектного опыта личности: ценностный опыт, опыт рефлексии, опыт привычной активизации, операциональный опыт, опыт сотрудничества [2, с. 87].

Ценностный опыт связан со становлением «высоких мотивов» поведения и деятельности, на основе чего складываются ценности личности, ее идеалы и убеждения. Время студенчества, совпадающее с периодом юношества, является очень важным в формирова-

Актуальный вопрос

МаисИпо-ргакйсИеБЙу иИигпа!

нии ценностных мотиваций человека. Рефлексия помогает студенту осознать свои достоинства и недостатки и на этой основе программировать самосовершенствование личности. Только на основе опыта рефлексии становится возможным целенаправленное выстраивание себя — ценностей, смыслов, мировоззрения, нравственности, коммуникативной компетентности, общекультурной зрелости, как составляющих фасилитационного стиля будущего специалиста.

Опыт привычной активизации в развитии фасилитирующих способностей можно рассматривать как способность привычного использования внутренних регуляторов личностной активности (нравственных норм и принципов, убеждений, системы ценностей). Операциональный опыт проходит длительный путь развития в процессе вузовского образования и после него, он включает мобилизацию общедеятельностных навыков и умений и объединение внутренних возможностей личности и внешних средств, влияющих на развитие фасилитационной компетенции.

Признание значимости субъектного опыта личности для становления специалиста-фасилитатора означает признание носителя этого опыта, студента, равноправным участником этого процесса. Такое возможно в случае отказа в профессиональном вузовском образовании от оценки роли преподавателя как всегда и всюду ведущего, иными словами отказа от патернализма как универсального принципа построения профессионального образования.

Процесс развития фасилитирующих спо-

собностей является одной из сторон профессионального саморазвития будущего специалиста. Саморазвитие предполагает взгляд на студента как на субъект собственного развития, «автора самого себя». Из этого следует необходимость выделения фактора собственной активности студента в развитии фасилитирующих способностей. Создание условий для возникновения и развития собственной активности будущих работников — одна из важнейших задач вузовского образования. Социально-гуманитарное образование при его гуманистической направленности и правильной организации заключает в себе огромные возможности для воспитания специалиста-фасилитатора. Можно выделить ведущие внешние факторы развития фасили-тирующих способностей в условиях вуза.

1) содержание профессионального вузовского образования;

2) сам процесс организации профессионального образования;

3) создание гуманистической атмосферы в вузе.

Для того чтобы вузовское образование способствовало развитию фасилитационной компетенции будущего специалиста, в его содержании должно быть отведено достаточно места таким дисциплинам, как философия, психология, педагогика, история, культурология, политология, которые способствуют интенсивному и глубокому самопознанию, и самоопределению студента, актуализируют его самосовершенствование в соответствии с личностными и общечеловеческими ценностями. Особое значение приобретает более

No. 3 (4) September 2016

Actual question

тесная междисциплинарная связь всех предметов вузовской программы, поскольку разрозненное изучение дисциплин ведет к раздельному существованию в сознании студентов осваиваемых умений и навыков. При этом они не умеют пользоваться полученными теоретическими знаниями как средствами решения практических задач. Отсюда для развития у студентов способности осуществлять фасилитирующее взаимодействие необходимо вводить их в реальную проблемную ситуацию, что возможно осуществить в процессе практики, а также в процессе исследовательской деятельности. Роль фактора организации вузовского образования в развитии фасилити-рующих способностей студента состоит в том, что методика обучения обеспечивает переход студента из позиции обучаемого в позицию обучающегося. Этому способствует использование проблемного обучения, частично поискового и исследовательского метода.

Современная методика предполагает и отказ от традиционной монологической методики с ее установками на передачу информации, знаний. На смену ей должно придти широкое использование таких форм учебных занятий, в основе которых лежит диалог. Это такие формы, как выступление студентов с лекциями, докладами перед сокурсниками, взаимное оппонирование, проведение дискуссий, ролевых игр, анализ конкретных ситуаций практической деятельности. Опыт совместного добывания истины станет основой фасили-тирующего стиля будущего специалиста.

Фактор создания гуманистической атмосферы в вузе предполагает изменение стиля межличностного, в том числе и педагоги-

ческого, общения. В отношениях студент — преподаватель необходимо преодолеть авторитарность, проявляющуюся в безапелляционности, консерватизме, закрытости в общении, назидательности, установке «преподаватель всегда прав». В сознании преподавателя должна утвердиться презумпция права студента на инакомыслие, на индивидуальность.

Среда, способствующая воспитанию спе-циалиста-фасилитатора — это атмосфера, в которой устанавливается безоценочное, безусловное принятие друг друга. Внутри вузовского сообщества утверждаются нормы, согласно которым и студентам, и преподавателям следует проявлять умение и желание эмпатийного понимания и поддержки. Получив профессиональную подготовку в такой среде соучастия, поддержки и сотворчества будущий специалист приобретает бесценный опыт гуманистического взаимодействия и сможет осуществлять фасилитирующее поведение.

Примечания

1. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.

2. Осницкий А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. N 1-2.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.