Научная статья на тему 'Развитие еврейского образования в России середины XIX - начала XXI вв'

Развитие еврейского образования в России середины XIX - начала XXI вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие еврейского образования в России середины XIX - начала XXI вв»

РАЗДЕЛ IV

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 178.039

И. Б. Лернер

РАЗВИТИЕ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XXI ВВ.

В современной ситуации реформирования средней и высшей школы в России акцентируется внимание и на национальные школы, которые возродились в 1985 г. на территории бывшего СССР. Сейчас в России значительное внимание уделяется национальному образованию. Одна из важнейших проблем социокультурной жизни российского общества на современном этане—развитие национального образования, в основе которого лежит язык, национальная культура, традиции и обычаи. Такое образование призвано передать младшему поколению бесценное богатство, накопленнное многими поколениями: историко-культурные ценности, нравственные и духовные устои,

В конце XX в. в России начались демократические преобразования, которые коснулись и образовательной сферы. Положительной тенденцией данных изменений можно считать наступление эры вариантного образования с развитой сетью разнообразных учебных заведений. Появилась возможность для всех желающих получить конфессиональное образование в специальных школах. Таких школ в Российской Федерации очень много, в частности, па территории России и СНГ существуют национальные еврейские школы.

Еврейское образование предполагает изучение общеобразовательных и еврейских дисциплин (еврейская история, философия, традиции и обычаи, литература и искусство), в процессе которого происходит формирование и самоиндификация личности, а также формируется позитивное еврейское самосознание и мировоззрение.

Первое упоминание об евреях, живущих в России, появляется в русских летописях X в. во времена правления князя Владимира Святославовича. Однако, евреи появились в Санкт-Петербурге с момента его возникновения в 1703 г., но это были, в основном, иностранцы - врачи и финансисты, в услугах которых нуждался двор, государство и армия. Они исчислялись единицами. В Петербурге образовалась маленькая еврейская колония финансистов, откупщиков, купцов, поставщиков армии и двора. Позднее к ним присоединилось некоторое число ремесленников, переселившихся из Латвии и Белоруссии. Вслед за принятием закона о повинности евреев (1827 г.)

в городе появилась новая социальная группа евреев - семьи нижних армейских чинов. В 1900 г. в Петербурге уже было 608 евреев (мужчин) медицинских работников, 143 адвокатов и ходатаев по делам, 175 деятелей науки, литературы и искусства. В 1913 г. численность евреев приблизилась к 40000, они составляли 22% всех присяжных поверенных, 44% помощников присяжных поверенных, 17% врачей, 52% дантистов. В 1894 г. в Петроградском университете обучались 71, в 1902 г. - 123, а в 1911 г. - 661 еврейских студентов. В 1926 г. в Ленинграде евреев проживало 84,5 тысяч человек, что составляло 5,2% от общего числа жителей, в 1939 г. - 201,5 тысяч человек - 6,3% от общего числа жителей [1, с. 14].

В Москве проживали отдельные евреи с конца XV в. Но на протяжении XVII - последней четверти XVIII вв. проживание евреев в Москве было запрещено или ограничивалось конкретными кратковременными исключениями. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. и присоединения к России Восточной Белоруссии в Москве стали селиться еврейские купцы. В 1791 г. евреи были изгнаны из Москвы и вплоть до конца 50-х годов XIX в. разрешалось только временное пребывание евреев в городе. С 1859 г. отдельные социальные группы евреев получили право на жительство, а в 1865 г. в городе была образована еврейская религиозная община. В 1871 г. в Москве открылась первая синагога, с 1881 г. располагавшаяся в специально построенном здании на Солянке (по Спасоглинищевскому переулку). С конца 1892 до 1906 гг. существовал запрет властей на функционирование синагоги в этом здании [5, с. 1].

В Москве в 1871 г. численность еврейского населения составило 5319 человек, а к 1917 г, - 60000 человек. [3, с. 378].

Первые еврейские школы возникли при синагоге, которая была создана в начале XIX в. При ней открылись Хедер и Иешива (религиозный детский сад и школа). Образование в них было сугубо религиозное. Детям с пяти лет преподавались: иврит, Тора, Талмуд и Танах (Устная и Письменная Тора). Впоследствии к вышеперечисленным предметам добавились предметы, изучающие основы различных наук: философия, история еврейского народа, литература. Со временем добавились следующие предметы: история и география государства Израиля, предметы, касающиеся искусства и культуры еврейского народа. Также дети в таких школах читали Тору, учили наизусть молитвы и заповеди.

Предпосылками становления еврейского образования в России послужили следующие факторы.

Во-первых, в конце XIX в. произошел раскол еврейской общины. Одна часть еврейского религиозного общества отдавало предпочтение исключительно традиционному религиозному образованию (Хедер и Иешива), которое сводилось к изучению Торы с комментариями, Талмуда и Танаха, иврита и идиша, изучением молитв, заповедей и еврейской философии. Дру-

гая часть еврейского религиозного общества считало необходимым давать детям, так называемое, «светское еврейское образование», где кроме сугубо религиозных дисциплин, изучались бы такие предметы как: русский язык, математика (алгебра и геометрия), физика, химия, биология, астрономия и тому подобное. Это послужило открытию первой национальной еврейской школы в 1906 г.

Во-вторых, процентные нормы на поступление в гимназии. Возведение заградительной плотины началось с «высочайшего повеления» от 7 июня 1885 г., которое ограничивало 10% прием евреев в Харьковский технологический институт. Затем последовало постановление министра народного просвещения от 8 марта 1886 г. о запрещении приема евреев в Харьковский ветеринарньш институт, так как Харьков «всегда был центром политической агитации, и что пребывание в нем евреев в более или менее значительном числе представляется вообще нежелательным и далее опасным» [4]. Поводом к этому постановлению явилась информация товарища министра внутренних дел о том, что евреи, поступающие в институт, легко примыкают к революционной деятельности.

В июне 1886 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов вошел с предложением в Комитет министров допускать в средние учебные заведения еврейских детей только из «высших» сословий, не ниже купцов 1 гильдии, что позволило бы, по его мнению, резко сократить эту национальную группу учащихся за счет демократического элемента. Министры не отвергли идею, но нашли несправедливым отнесение к категории «низших» сословий купцов II гильдии. Они полагали, что и без этого, доля студентов иудейского исповедания в университетах снизится с 10,7% до 3,2% [4].

26 июня 1887 г. появилось «Положение об ограждении школы от лиц иудейского происхождения». Из опасения «неправильного истолкования» оно не было кодифицировано в виде закона, ему был придан конфиденциальный характер. Разработка и осуществление частных мер, регламентировавших прием еврейского юношества в средние и высшие учебные заведения, возлагались на министра народного просвещения. Следуя этому предписанию, И. Д. Делянов 10 июля 1887 г. издал циркуляр, в котором установил жесткие нормы приема евреев в средние и высшие учебные заведения. По изданному циркуляру Министерства народного просвещения евреям разрешалось учиться от числа учащихся; в столичных учебных округах 3%, в Казанском и Харьковском учебных округах 5%, в черте оседлости (Виленском, Киевском, Варшавском, Одесском, Западно-Сибирском учебных округах) 10%. При отборе еврейских детей в средние учебные заведения предписывалось руководствоваться также циркуляром от 18 июня 1887 г., запретившим прием в высшие учебные заведения юношей из необеспеченных слоев населения [2, с. 111; 132, с.1-11].

В-третьих, в 1887 г. вышел закон об ограничении права сдачи экзаменов на аттестат зрелости [1].

Анализ сложившейся системы еврейского образования в конце XIX- середины XX вв. позволил выделить следующие этапы его развития.

Первый этап - 1872-1915 гг. - возникновение еврейского образования. В конце XVIII в. в Петербурге и Москве, а также в присоединенной западной части Украины и Беларуссии стали появляться первые детские сады и школы.

Второй этап - 1916-1923 гг. - организация еврейских учебных заведений.

Третий этап - 1924-1931 гг. - развитие еврейских учебных заведений. Открываются и развиваются детские сады, детские дома, еврейские школы, училища, институты и университеты.

Четвертый этап - 1932-1939 гг. - родители не хотели отдавать своих детей в еврейские школы, т.к. это не поддерживалось государством [1, с. 3]. На данном этапе происходит угасание еврейского образования. Постепенно закрываются еврейские учебные заведения и к 1940 г. прекращает работать последняя еврейская школа.

Особенности еврейской школы в этот период времени заключались в том, что все предметы изучались на идише и был сделан шаг к интеграции еврейских дисциплин в общую образовательную программу Российской империи, а затем - в СССР.

После второй мировой войны на короткий срок были востановлены еврейские школы в Вильно и Ковно. Но ликвидация этих школ советской властью произошла даже раньше 1948 г., когда были ликвидированы все остальные формы еврейской культурной деятельности.

После снятия государственных запретов, в 1985 г. началось возрождение еврейской культурной деятельности и движение по созданию еврейских школ и различных организаций на территории России и СНГ. Дальнейшему развитию еврейских школ в 1989-1992 гг. способствовали различные религиозные и общественные организации. В эти годы открываются заново детские сады, школы, колледжи и институты, спустя некоторого времени появляются Иешива (религиозная школа), общинные центры, при которых развивается сеть досугового образования для детей от трех лет и старше.

Возрождение еврейских школ в конце XXв. было связано со следующими причинами:

- государственные власти сняли многолетний запрет на еврейские учебные заведения;

- стремление еврейских родителей познакомить своих детей с искусством и культурой своего народа.

Анализ современного еврейского образования позволил выявить следующие этапы развития:

Первый этап -1989-1995 гг. - возрождение и развитие еврейского образования в России. На этом этапе начинают работать молодежные еврейские организации, досуговые центры. В 1991 г. открывается первая общеобразовательная еврейская школа.

Второй этап - 1996-2000 гг. - профессионализация еврейского образования в России. В эти годы организуются различные семинары и клубы для учителей по обмену опытом преподавания еврейских дисциплин, методик и учебных программ, а так же начинают работать курсы повышения квалификации.

Третий этап - 2001-2007 гг. — формирование системы еврейского образования, работа над созданием единой учебной программы по еврейским дисциплинам для всех еврейских школ России, интеграция еврейских дисциплин в общеобразовательную программу РФ.

Особенность еврейской школы в этот период времени заключается в том, что происходит процесс интеграции еврейских дисциплин в общеобразовательную программу РФ.

На основании проведенного анализа еврейских школ можно отметить следующую специфику:

- непрерывное образование, т. е. как написано в Талмуде и Танахе «образование человека происходит на протяжении всей его жизни -от 3 лет и до конца жизни и оно проникает во все сферы жизни» [6; 7; 8];

- воспитание и образование — это единый процесс, т. е. из еврейской философии иудаизма можно подчеркнуть, что воспитание и образование представляют собой единый и целостный процесс формирования личности;

- еврейское образование тесным образом связанно с традициями и обычаями еврейского народа, т. е. ребенок, родившийся в еврейской семье живет по законам Торы, попадая в школу он придерживается этим законам. Поэтому еврейская школа соблюдает всс еврейские праздники, с их традициями и обычаями, которые приводятся в Пятякнижие с коментариями.

Однако, несмотря на то, что в настоящее время еврейское образование развивается достаточно успешно, существуют проблемы:

Первая проблема заключается в отсутствии концепции еврейского образования, продуманной и разработанной в деталях системы. Хотя идея разработки концепции еврейского образования в России относительно не нова, но она до сих нор не разработана до конца, В ее основе - приобщение подрастающего поколения к культуре и традициям своего народа. Как выразился раввин Адольф Шаевич: «Независимо от типа еврейских школ - будь они воскресные или общеобразовательные, светские, реформистские или

ортодоксальные, - если они хотят быть еврейскими, образование строится вокруг Торы».

Вторая проблема связана с низким престижем еврейского образования в России, хотя благодаря усилиям талантливых учителей, уровень общеобразовательной подготовки учащихся в еврейских школах быстро повышается, и они начинают успешно конкурировать не только с государственными средними школами, но и с гимназиями.

Третья проблема касается неудовлетворительной подготовки преподавателей, несмотря на существование еврейских институтов и университетов, проведения, в последнее время, различных семинаров для учителей с помощью еврейских организаций СНГ, США и Израиля. На первых учительских семинарах происходило общение с коллегами из разных стран, обмен опытом. Эти семинары, в основном, носили информационный характер, компенсируя, прежде всего, нехватку учебной литературы. В настоящее время, необходимо обращать внимание на совершенствование педагогического мастерства, на ознакомление с новыми эффективными методиками преподавания. К сожалению, среди учителей встречаются преподаватели, не имеющие педагогического образования, что, безусловно, препятствует дальнейшей профессионализации еврейской школы.

Четвертая проблема заключается в катастрофической нехватке: учебных программ, которые учитывали бы специфику российских еврейских дневных и воскресных школ; учебников и учебных пособий, а также методических рекомендаций, адресованных учителям.

Библиографический синсок

1. Бейзер, М. Евреи Ленинграда 1917 — 1939 гг. - М. - 1999.

2. Документы по еврейской историй XVII—XX вв. в Киевских архивах / Под редакцией В. Хитерер. - М. - Иерусалим, - 2001,

3. Евреи в Москве // Сборник материалов под редакцией Спонова Ю. и Клем-перта А. - М., 2003. - Иерусалим, - 5764.

4. Иванов, А. «Еврейский вопрос» и высшее образование в России (конец XIX - начало XX вв.) // Вестник Еврейского университета в Москве. - Выпуск № 1 (5)- 1994.-С. 35-52.

5. Центральный исторический архив Москвы / Московская синагога.

Ф. 2372.- 1870-1915.-33 ед. хр. ■

6. Тора. М., Издательство «Гешарим»— 3999.

7. Танах. Издательство «Масаду арав Кук». - Иерусалим. - 5735 (1975).

8. Талмуд. Вильнюс, 5641 (1981).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.