Научная статья на тему 'Развитие этических и культурологических качеств личности студента в процессе обучения иностранному языку в вузе'

Развитие этических и культурологических качеств личности студента в процессе обучения иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЙ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / МОРАЛЬНЫЙ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ETHICAL / CULTUROLOGICAL / MORAL / QUALITIES OF THE PERSONALITY / COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильдуганова Гульнара Миншакировна

Нестабильная политическая, экономическая и финансовая обстановка в мире и продолжающийся процесс глобализации ставят человека в жесткие условия для выживания, и сегодня мы наблюдаем общее резкое снижение этических и моральных стандартов в обществе. А значит, в задачу вузов должно входить развитие этических и культурологических качеств личности студента наряду с развитием профессиональных компетенций, с тем, чтобы будущие профессионалы умели генерировать не только бизнес идеи, но и выстраивать межличностное общение, оставаясь при этом «на плаву» в современных условиях жесткой конкуренции. Целью данного исследования является подтверждение возможности развития этических и культурологических качеств личности студента наряду с профессиональными в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильдуганова Гульнара Миншакировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL AND CULTURAL STUDENTS’ PERSONAL QUALITIES DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Unstable politic, economic and finance situation in the world and ongoing process of globalization establish tough environment for the person to survive. One can observe a general sharp decline in moral and cultural standards. This demonstrates the need for building students’ ethical and cultural competences capable of generating business ideas and communicating interpersonally remaining independent in the largely increasing competitive environment. The purpose of this research was to approve the possibility of foreign language as a university subject in the development of professional and ethic and cultural qualities of students.

Текст научной работы на тему «Развитие этических и культурологических качеств личности студента в процессе обучения иностранному языку в вузе»

УДК 811.1/8:378

РАЗВИТИЕ ЭТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Г.М. Ильдуганова

Аннотация. Нестабильная политическая, экономическая и финансовая обстановка в мире и продолжающийся процесс глобализации ставят человека в жесткие условия для выживания, и сегодня мы наблюдаем общее резкое снижение этических и моральных стандартов в обществе. А значит, в задачу вузов должно входить развитие этических и культурологических качеств личности студента наряду с развитием профессиональных компетенций, с тем, чтобы будущие профессионалы умели генерировать не только бизнес идеи, но и выстраивать межличностное общение, оставаясь при этом «на плаву» в современных условиях жесткой конкуренции. Целью данного исследования является подтверждение возможности развития этических и культурологических качеств личности студента наряду с профессиональными в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе.

Ключевые слова: этический, культурологический, моральный, качества личности, компетенции, иностранный язык.

ETHICAL AND CULTURAL STUDENTS' PERSONAL QUALITIES

DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

G. Ilduganova

Abstract. Unstable politic, economic and finance situation in the world and ongoing process of globalization establish tough environment for the person to survive. One can observe a general sharp decline in moral and cultural standards. This demonstrates the need for building students' ethical and cultural competences capable of generating business ideas and communicating interpersonally remaining independent in the largely increasing competitive environment. The purpose of this research was to approve the possibility of foreign language as a university subject in the development of professional and ethic and cultural qualities of students.

Keywords: ethical, culturological, moral, qualities of the personality, competence, foreign language.

В связи с последними совместными инициативами крупнейших всемирных организаций ООН и ЮНЕСКО воспитание «мировой гражданственности» провозглашается одной из трех составляющих успешного глобального общества. «Образование должно преобразовывать людей и воспитывать в них уважение к окружающему миру и друг другу. Оно должно развивать в людях понимание того, что для решения взаимосвязанных проблем XXI века необходимо тесное сотрудничество» [7]. Несомненно, подобное глобальное

сотрудничество невозможно без овладения иностранным языком.

Позиции английского языка в мире как глобального языка неоспоримы, и его изучение открывает широкие возможности для будущих профессионалов. Глобальная роль этого языка была детально рассмотрена Девидом Кристалом [4]. Язык как чистый источник неограниченных возможностей и как ключ к раскрытию скрытого потенциала личности был освещен Жозефом Санг-Юл Парком (2016). «На сегодняшний день такой глобальный язык как английский позволяет говорящим на нем раздвигать установленные их традициями и обществом рамки, общаясь с

множеством людей ..., не будучи ограниченными самоопределением» [5].

Но существование глобального языка не должно означать разрушение национальных традиций и моральных принципов. Каждая культура имеет свои собственные основы, на которые опираются последующие поколения. Через иностранный язык студенты впитывают ключевые этические элементы различных стран и вырабатывают глобальное мышление, чтобы быть готовыми к любым этическим, культурным и профессиональным ситуациям.

«Правильно построить процесс овладения иностранным языком с учетом будущей профессиональной деятельности студентов - это, прежде всего, в достаточной степени эффективно организовать их речевую деятельность, т.е. стимулировать их речемыслительные процессы» [2].

Также важна образовательная и культурно развивающая роль иностранного языка. Имидж преподавателя, его авторитет, этичное и культурное поведение в качестве личного примера впитываются студентами.

Гуманистический и личностно ориентированный подход в обучении благоприятствуют развитию у

студентов ряда творческих качеств и креативности. Они обучаются действовать по-разному в одних и тех же этико-культурологических ситуациях с тем, чтобы найти лучшее решение и таким образом проявить свою креативность.

Для последовательного развития этических и культурологических качеств личности в процессе изучения иностранного языка необходимо учитывать интеллектуально-развивающие,

межкультурные, образовательные и другие аспекты процесса обучения в рамках самого предмета. «Иностранный язык как предмет - это универсальный инструмент для расширения границ мышления студента и как личности, и как будущего профессионала; он позволяет получить доступ к зарубежным информационным источникам и имеет несомненный воспитательный потенциал, развивая этико-культурологические качества личности студента» [ 1 ].

Межкультурное восприятие мира посредством языковой коммуникации, глобалистическое и этическое содержание в профессионально направленном обучении обогащают духовный и интеллектуальный мир студентов, их профессиональную и языковую культуру. Студенты получают целостную картину мира и ассимилируют универсальные человеческие ценности.

Текущее исследование основывалось на эмпирическом подходе и проводилось с целью подтверждения связи между развитием этических и культурологических качеств личности студента и изучением иностранного языка. Основными инструментами исследования стали тесты, включающие в себя открытые и закрытые вопросы. В исследовании приняли участие 200 студентов экономического отделения Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета. Результаты были интерпретированы с помощью структурных уравнений и представлены в виде линейной диаграммы и таблиц, чтобы описать разницу баллов до и после прохождения курса иностранного языка. В контексте исследования сам по себе предмет «Иностранный язык» изначально рассматривался как важный инструмент развития этических и культурологических качеств личности.

Во время исследования студенты были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Экспериментальная группа обучалась по курсу, ориентированному на развитие этических и культурологических качеств личности как дополнение к основному курсу обучения языку. Контрольная группа обучалась

по традиционной профессионально-

ориентированной программе.

Эксперимент включал в себя следующие ключевые этапы:

а) создание на основе результатов тестирования однородных по уровню развития этических и культурных качеств личности студентов контрольной и экспериментальной групп;

б) подбор материала: литература, лекции, темы для обсуждения, упражнения, тесты, материалы для проектной деятельности;

в) практическое внедрение экспериментального курса.

Исследование осуществлялось два года.

Ряд эмпирических методов был использован для оценки и сравнения результатов в начале и в конце эксперимента: наблюдение, анализ и контроль с помощью психологических тестов.

Для начала исследования необходимо было разделить студентов на две группы: контрольную и экспериментальную с примерно одинаковым уровнем развития качеств личности и самооценки. На этом этапе был применен тест «Пять качеств» Шемшуриной А.И. (1999) для выявления уровня сформированности этических и культурологических качеств личности, а также изменений в самооценке и моральных принципах.

Студентам раздали карточки со списком культурологических и этических качеств и попросили выделить те из них, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности с тем, чтобы выявить иерархическую важность данных качеств. Студентам необходимо было создать два списка качеств личности: «идеальные качества» и «антиидеал». Затем им нужно было выбрать из списка те качества (позитивные и негативные), которыми они обладают.

Вычисления по тесту производились разделением положительных качеств личности студентов на количество «идеальных качеств» выбранных ими. Такие же подсчеты производились для отрицательных качеств. Коэффициент вычислялся по следующим уравнениям:

*1 =

Self-image "qualities Meal"qualities

х7 =

Self-image "qualities Anti-ideal"quataies

Результаты теста имеют следующие параметры: для Хг: 1 - завышенная самооценка; 0,5 - средняя самооценка; 0 - низкая самооценка и самокритика.

Параметры для Х^. 1 - низкая самооценка и самокритика; 0,5 - средняя самооценка; 0 - завышенная самооценка.

Итоговая оценка выявила начальный уровень развития этических и культурных качеств

личности студентов. Анализ показал, что в начале эксперимента представление о себе и уровень развития этических и моральных качеств личности студентов контрольной и экспериментальной групп примерно совпадал. (Р>0,05 - средняя самооценка, студенты воспринимают себя критически). Большинство студентов рассматривали такие качества как подозрительность, осторожность, эгоизм как необходимые для их будущей профессии и успеха.

На финальной стадии эксперимента результаты того же теста показали высокий уровень самооценки студентов

экспериментальной группы. В моральное содержание своего «Я» студенты вкладывали в основном гуманизм (доброта,

доброжелательность, уважение других, деликатность, сочувствие, симпатия),

ответственность (честность, умение держать слово, порядочность), чувство собственного достоинства (репутация, сдержанность).

16-ти факторный личностный опросник Раймонда Б. Кеттелла также послужил в конце эксперимента инструментом определения корреляции между развитием качеств личности и изучением экспериментального курса

английского языка как иностранного.

Из представленной диаграммы мы можем видеть, что уровень развития этических и культурных качеств оказался выше в экспериментальной группе.

Как отражено на рисунке 1, студенты экспериментальной группы показали результаты лучше по сравнению с результатами контрольной группы. Мы можем видеть наиболее значительную разницу по некоторым факторам: (С) эмоциональная стабильность, (Б) живость,

В опроснике Кеттела как правило используются следующие первичные факторы и дескрипторы:

1) особые умственные характеристики (факторы В, М, Q1);

2) эмоционально-волевые характеристики (факторы С, О, I, О, Q3, Q4);

3) коммуникативные способности и характеристики межличностного общения (факторы А, Н, Б, Е, Q2, К, Ь).

На основе 16 первичных факторов и можно идентифицировать 4 вторичных, а именно: открытость к переменам / следование традициям ^1); ориентированность на себя / ориентированность на группу ^П); терпимость к беспорядку / перфекционизм ^Ш); расслабленность / напряженность ^ГУ). Если индекс повышается более чем на 7 пунктов - это интерпретируется как позитивный фактор (плюсовой полюс). При падении индекса менее чем на 4 пункта - интерпретируется как отрицательный показатель (минусовой полюс).

Для вычисления результатов использовались количественный и качественный анализы. Полученные результаты позволили провести анализ данных контрольной и экспериментальной групп и выявить наиболее значительные различия в некоторых показателях.

^1) открытость к переменам, ^2) уверенность в себе, ^4) напряженность.

Также наблюдаются и примерно одинаковые результаты в двух группах, но с положительным сдвигом в пользу экспериментальной группы: (А)

раздражительность, (В) продуманность, (Н) социальная смелость, (Ь) настороженность, (К) закрытость.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

в Контрольная группа

ЕЗ Экспериментальная группа

АВСЕ РСИ I I М N О 0102 03 04

Рисунок 1. - Профили студентов согласно тесту Кеттела

Таблица 1. - Основная разница показателей контрольной и экспериментальной групп

Факторы Интерпретация

Контрольная группа Экспериментальная группа

(F) Liveliness Низкий самоконтроль Самоконтроль

(Q1) Открытость к переменам Приспособление к окружению Независимость

(Q2) Уверенность в себе Низкий уровень экстраверсии Экстраверсия

(C) Эмоциональная стабильность, (Q4) Напряженность Беспокойство Низкий уровень беспокойства

Таблица 2. - Факторы с небольшой разницей в результатах

Факторы Интерпретация

(A) раздражительность, (H) социальная рецептивность, независимость, экстраверсия

смелость, (N) закрытость

(B) продуманность развитые способности решения проблем

(L) настороженность независимость

Тот факт, что результаты в двух группах не сильно отличаются друг от друга по некоторым пунктам, интерпретируется нами как демонстрация глобального позитивного образовательного и воспитательного эффекта иностранного языка как предмета на развитие качеств личности студентов вне зависимости от базового или экспериментального курса их обучения.

Таким образом, мы видим, что студенты экспериментальной группы характеризуются эмоциональной стабильностью. Они открыты новым идеям, готовы к сотрудничеству, совестливые, общительные. Они могут контролировать свои эмоции и настроение и обладают силой воли. Они стараются быть уверенными в себе, их поведение более независимое, и они могут спокойно воспринимать изменяющуюся реальность. Тест показал высокий индекс смелости, эмоциональной активности и способности противостоять стрессам. Студенты экспериментальной группы хорошо

организованы и стремятся к достижению своих целей. Они энтузиасты, зрелы в решениях, адаптивны, способны к спонтанным действиям, экспрессивны, импульсивны, жизнерадостны. Студенты данной группы стремятся к новым знаниям в различных сферах жизни. Они открыты к изменениям, готовы экспериментировать, критичные, либеральные, гибкие и свободомыслящие.

Студенты контрольной группы менее уверены в себе, индивидуалистичны и рассчитывают только на себя.

Они часто напряжены, склонны к самообвинениям и фрустрации, менее активны,

не доверяют другим и не любят командную работу, рассеяны.

Качественный и количественный анализы показали значительные изменения в уровне развития этических и культурных качеств личности студентов экспериментальной группы. Мы наблюдали постепенный переход студентов от низкого уровня самооценки к среднему и высокому. Студенты были заинтересованы в учебе и ее результатах. Они имели сильную мотивацию к изучению иностранного языка. Они стали более ответственными в выполнении заданий и проектов. Возросло количество активных и инициативных студентов: студенты не боялись выступать на публике и выражать свои идеи.

Статистический анализ данных подтвердил существование позитивной корреляции между развитием этических и культурологических качеств личности студента и изучением иностранного языка. В результате студенты не только продемонстрировали владение профессиональными компетенциями, но и рост этических и моральных качеств личности.

Практическая и экспериментальная работы показали, что насыщение учебного материала этическими и культурологическими аспектами, адаптация обучающих технологий и современные методы преподавания целенаправленно способствуют развитию этических и культурологических качеств личности студентов.

Позитивная динамика предложенных критериев и показателей подтвердили рост этических и культурологических качеств личности студентов и продемонстрировали влияние изучения иностранного языка на их развитие.

Литература:

1. Ильдуганова Г.М. Уровни сформированности этико-культурологических качеств личности студента в процессе изучения иностранного язьгка в соответствии с общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями / Г.М. Ильдуганова // Вестник КазГУКИ. - 2016. - №3, - С. 146-151.

2. Мазитова Ф.Л., Андреева Е.А., Смирнова М.А. Формирование профессиональных знаний в подготовке специалистов для экономики и сферы услуг на занятиях по иностранному языку с опорой на межпредметные связи / Мазитова Ф.Л., Андреева Е.А., Смирнова М.А // Казанский педагогический журнал. -Казань.- 2016. - №5. - С. 159-163.

3. Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-112 с.

4. David Crystal. English as a Global Language. CUP, 1997.

5. Elena Briones, Laura Lara, Teaching Ethics in the University through Multicultural Online Dialogue, Comunicar, n. 47, v. XXIV, Media Education Resesarch Journal, pp. 99-107, 2016.

6. Joseph Sung-Yul Park, Language as pure potential, Journal of Multilingual and Multicultural Development, vol. 37, pp. 453-466, Issue 5, 2016.

7. Global initiative «Education first» http://www.unesco.org/new/ru/education/global-education-first-initiative-gefi

8. World declaration on higher education for the twenty-first century: World Conference on Higher Education: Vision and Action 9 October 1998 http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaratio n_eng.htm

Сведения об авторе:

Ильдуганова Гульнара Миншакировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры «иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов» Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: ildugan@mail.ru

Data about the author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G. Ilduganova (Kazan, Russia), PhD, Associate Professor of the Department of Foreign Languages in the sphere of Economics, Business and Finance, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan State University, e-mail: ildugan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.