УДК 359:947.08
РАЗВИТИЕ ЭСТЛЯНДСКОГО МОРСКОГО ЯХТ-КЛУБА В КОНЦЕ XIX В.
© 2021 С. Н. Копылов1, Д. В. Ливенцев2
1 начальник курса e-mail: [email protected]
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
2докт. ист. наук, профессор e-mail: [email protected]
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
В статье, основывающейся на архивных документах Российского архива Военно-морского флота (РГА ВМФ), рассматривается развитие Эстляндского морского яхт-клуба в конце XIX в. Анализируется состав почетных и действительных членов спортивной организации. Исследуется развитие внутренней инфраструктуры Эстляндского морского яхт-клуба. Отдельное внимание уделяется соревнованиям по водным видам спорта. Статья может представлять интерес и для специалистов по спортивной отечественной истории.
Ключевые слова: Эстляндский морской яхт-клуб, действительный член, почетный член, водный спорт, дальние походы, гавани, соревнования.
THE DEVELOPMENT OF THE ESTONIAN MARINE YACHT CLUB
AT THE END OF THE XIX CENTURY
© 2021 S. N. Kopylov1, D. V. Liventsev2
1Head of the Course e-mail: [email protected]
Academy the Air Force named after Professor N.E. Zhukovsky
and Yuri Gagarin
2Doctor of Historical Sciences, Professor e-mail: [email protected]
Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I
The article examines the development of the Estonian marine yacht club at the end of the XIX century. the composition of honorary and full members of the sports organization is Analyzed. The development of the internal infrastructure of the Estonian sea yacht club is being investigated. Special attention is paid to water sports competitions. This article is also of interest to specialists in Russian sports history, as it is based on archival documents of the Russian archive of the Navy (RGA of the Navy).
Keywords: Estonian marine yacht club, full member, honorary member, water sports, long-distance trips, harbors, competitions.
В конце XIX в. среди почетных и действительных членов Эстонского морского яхт-клуба присутствовали великие князья, адмиралы и генералы, высшие гражданские чиновники. Даже в руководстве яхт-клуба собрались наиболее известные дворянские фамилии прибалтийских губерний Российской империи [1, с. 3-4].
В 1893 г. действительные члены Эстляндского морского яхт-клуба владели 47 маломерными гребными и парусными судами [2, с. 4-6]. К 1898 г. судовой состав увеличился до 50 маломерных плавучих средств [3, с. 12-19].
Отдельным событием для членов яхт-клуба становится приобретение парохода «Владимир» [Там же, с. 11]. Впервые у комитета Эстляндского морского яхт-клуба появилось настоящее паровое судно. Это событие свидетельствовало о достойном уровне финансирования спортивной организации.
За последнее десятилетие XIX в. количество действительных членов общественной организации достигло 112 человек. Судовладельцы Эстляндского морского яхт-клуба неоднократно запрашивали разрешение Министерства иностранных дел и Российского военно-морского ведомства на заграничные плавания. При этом практически всегда получали возможность для осуществления подобных дальних походов [4, л. 20-21].
Ниже приведён список портов географических и населенных пунктов, посещаемых спортсменами Эстляндского морского яхт-клуба на частных судах во время дальних походов в 1897 г.
• Ревель
• Экинес
• Кольк
• Гельсингфорс
• Ганге
• Поркало
• Санкт-Петербург
• Фикарс
• Каспервик
• Балтийский порт
• Имение Фааль
• Стокгольм
• Остров барона Врангеля
Среди частных судов Эстляндского морского яхт-клуба, находившихся в дальнем плавании в 1897 г., по их мореходным качествам происходило распределение следующим образом:
1) первый класс - 24,
2) второй класс - 4.
Одновременно Морское министерство России выделяет Эстляндскому морскому яхт-клубу несколько денежных субсидий [1, л. 21]. Денежные субсидии со стороны российских властей для комитета Эстляндского морского яхт-клуба в конце XIX в. стали носить постоянный характер. Со строительством инфраструктуры спортивной организации постепенно возрастают ее денежные расходы, что видно при сравнении данных за 1891 г. и 1897 г. [Там же, с. 15]
Среди соревнований в Эстляндском морском яхт-клубе в конце XIX в. выделялись следующие парусные и гребные гонки:
1) парусная гонка крупных судов. Проходила нередко с участием иностранных спортсменов;
2) гонка для представителей народа, то есть не действительных членов Эстляндского морского яхт-клуба, на гребных маломерных судах;
3) гонка для представителей народа, то есть не действительных членов Эстляндского морского яхт-клуба, на парусных маломерных судах. Обычно участвовали обыватели города Ревеля;
4) парусная гонка для маломерных судов. Проходила нередко с участием иностранных спортсменов;
5) парусная гонка только для действительных членов Эстляндского морского яхт-клуба;
6) гребная гонка только для действительных членов Эстляндского морского яхт-клуба, находящихся в городе Ревеле;
7) гонка на маломерных ботиках для действительных членов Эстляндского морского клуба [1, с. 13-14];
8) гонка для маломерных гребных судов;
9) гонка для дачников на маломерных гребных судах;
10) парусная гонка для юношей, посещающих Эстляндский морской яхт-клуб;
11) гребная гонка для юношей, посещающих Эстляндский морской яхт-клуб;
12) гребная гонка лодочников, работающих в Эстляндском морском яхт-клубе;
13) парусная гонка в Рогервике для действительных членов Эстляндского морского яхт-клуба на приз кубка, учрежденного Г.Э. Таубе. Проходила часто с участием иностранных спортсменов [3, с. 22];
14) женская гребная гонка - для жен действительных членов Эстляндского морского яхт-клуба;
15) женская парусная гонка - для жен действительных членов Эстляндского морского яхт-клуба.
Все упомянутые соревнования проводились комитетом Эстляндского яхт-клуба в нескольких гаванях:
• рейд города Ревеля,
• рейд населенного пункта Каспарвик,
• рейд города Гапсаль,
• Рейд населенного пункта Рогервик.
В обязательном порядке организаторами спортивных состязаний выдавались следующие призы: первый, второй, третий.
Случалось, что в гонках участвовали меньше трех человек, что влияло на распределение призовых мест. Часто, особенно в категории женских соревнований, выступали одна или две отважные спортсменки. Естественно, их задачей было только дойти до финиша.
Довольно престижными среди всех российских любителей водного спорта считались гонки на призы кубка Г.Э. Таубе. Практически данные гонки были учреждены на частные средства. В то же время Г.Э. Таубе был известным энтузиастом водного спорта, обладавшим обширными связями среди российских и зарубежных яхтсменов, что привело к участию в гонке Г.Э. Таубе известных и высококлассных спортсменов.
Проводились в Эстляндском морском яхт-клубе и всероссийские соревнования. Например, парусная гонка, состоявшаяся в 1897 г. на рейде города Ревель, участники которой получили ряд ценных призов [3, с. 20-21]:
Гонка для представителей народа пользовалась значительной популярностью среди обывателей Эстляндской губернии. Дело в том, что в ней мог принять участие любой желающий. Гонка проходила в следующих местах, специально оплаченных Эстляндским морским яхт-клубом:
• рейд города Ревеля,
• рейд населенного пункта Каспарвик,
• рейд города Гапсаль.
Между прочим, Эстляндский морской яхт-клуб один из немногих в России проводил гонки для простого народа. Обычно народная гонка проходила в непринужденной обстановке при большом стечении горожан города Ревеля. Однако в 1908 г. подобные состязания были запрещены официальной властью из-за недостойного поведения участников водных соревнований.
На рубеже XIX-XX вв. спортивное общество сотрудничает с иностранными яхт-клубами. На стоянках в Ревеле нередко появляются зарубежные маломерные суда, принадлежащие иностранным подданным. Частная гавань Эстляндского морского яхт-клуба предоставляла иностранцам такие же услуги по обслуживанию маломерных плавсредств, как и российским подданным.
Целый ряд внутренних инструкций для почетных членов яхт-клуба печатается не только на русском, но еще и на немецком языке. В принципе подобное объяснимо, если учитывать давние родственные связи прибалтийского и германского дворянства.
Несмотря на общение с иностранными подданными, комитет Эстляндского морского яхт-клуба периодически получает финансовую помощь от Морского министерства России. Нельзя забывать явное покровительство со стороны представителей великокняжеской фамилии, влиятельных государственных чиновников и военных деятелей.
Все вышеназванные факторы приводят к значительному росту количества действительных членов; улучшению финансирования спортивной организации; увеличению числа соревнований для целого ряда категорий любителей водного спорта (мужчины, юноши, женщины; лодочники и другие сотрудники, работающие в Эстляндском морском яхт-клубе; отдыхающие дачники, имеющие отношение к Эстляндскому морскому яхт-клубу; представители всех желающих эстляндских обывателей, т.е. народная гонка); учреждению новых престижных парусных гонок всероссийского и международного уровня (парусная гонка на приз Г.Э. Таубе; ряд закрытых соревнований только для действительных членов Эстляндского морского яхт-клуба).
В итоге Эстляндский морской яхт-клуб в конце XIX в. становится признанным центром по развитию водных видов спорта в российской Прибалтике. Представители яхт-клуба совершают на своих частных маломерных судах дальние походы. Причем многие из данных походов проходят с посещением зарубежных портов и населенных пунктов, что помогает установить действительным членам яхт-клуба многочисленные международные связи.
В свою очередь, комитет Эстляндского морского яхт-клуба при достаточном финансировании проводит соревнования не только на местном, но и на российском и международных уровнях. К этому необходимо добавить строительство ряда объектов спортивного общества: новых зданий, гаваней, оборудованных временных стоянок для маломерных судов.
Можно сказать, что Эстляндский морской яхт-клуб на рубеже XIX-XX вв. являлся перспективной спортивной организацией с постоянно растущей инфраструктурой и возможностями организации международных соревнований.
1. Памятная книжка Эстляндского морского яхт-клуба. Высочайше утвержденного 12 ноября 1888 г. Исправлено по 1892 г. - 15 с.
2. Памятная книжка Эстляндского морского яхт-клуба. Высочайше утвержденного 12 ноября 1888 г. за 1893 г. - Гапсаль, 1893. - 16 с.
3. Памятная книжка Эстляндского императорского яхт-клуба за 1898 г. - Ревель, 1898. - 29 с.
4. Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). -Ф. 417. - Оп. 1. - Д. 619.
5. РГА ВМФ. - Ф. 417. - Оп. 1. - Д. 1066.