Научная статья на тему 'Развитие эстетической культуры будущего специалиста в условиях социокультурной динамики'

Развитие эстетической культуры будущего специалиста в условиях социокультурной динамики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эстетической культуры будущего специалиста в условиях социокультурной динамики»

Е.Ю. Ежова

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

ДИНАМИКИ

Усиление внимания к личности будущего специалиста, его культурному развитию и позиции в социокультурных динамических процессах занимает значительное место в современной образовательной парадигме. Возрастающая ценность личности специалиста, выступающего в качестве субъекта культуры, способного формировать культурные смыслы, эстетический вкус и демонстрировать творческий подход к решению проблем, - всё это представляет собой выражение современной социокультурной динамики, отражение которой в образовательном процессе заслуживает глубокого научного рассмотрения.

Интенсивно происходящие в социокультурной динамике изменения, аспекты появления нового выдвигают перед вузовской педагогикой задачи повышения качества подготовки будущего специалиста, повышение его общекультурного уровня, в русле которых значимое место занимает развитие эстетической культуры его личности.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (1) подчеркивается, что подготовка высококвалифицированных специалистов на современном этапе включает не только освоение фундаментальных знаний и формирование необходимых практических умений и навыков, в ней значимое место отводится развитию способностей будущих специалистов к самореализации и творчеству, мотивационно-потребностных основ личности будущего специалиста.

К сожалению, современные образовательные стандарты по-прежнему остаются более всего нацеливающими на обеспечение будущего специалиста знаниями. Развитие профессионально значимых личностных качеств, культуры, индивидуальности будущего специалиста не получает должного внимания в вузовском образовательном процессе.

Полномерному раскрытию способностей, заложенных в личности, развитию структурных составляющих эстетической культуры - значимого звена профессионализма будущего специалиста, способствует его обучение и формирование как специалиста в системе развития эстетической

культуры, актуализирующейся применительно к условиям происходящей социокультурной динамики.

В рассмотрении сложного личностного образования, каким является эстетическая культура, следует обратиться к её классическому пониманию, которое трактует эстетическую культуру как «уровень способности ценностно воспринимать, по-человечески переживать и осмысливать действительность, обогащая содержание и формы выражения своей деятельности в мире» (1). Эстетический вкус, эстетические чувства, суждения, взгляды, эстетические творческие способности, эстетические знания, представляющие собой действующие в органическом единстве компоненты эстетического сознания, и эстетическая деятельность представляют её основные структурные составляющие.

Способности изобразительного искусства создавать эстетические чувства, формировать мир эмоций личности позволяют ему выполнять функцию воспитания человека через эмоциональное воздействие. Введение формирующейся личности в искусство - сложный и ответственный процесс, в котором важнейшая роль отводится направлению чувств и эмоций.

Концепция эстетического развития личности будущего специалиста разработана и получила свою апробацию в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина - как система развития эстетической культуры личности студентов - будущих педагогов средствами искусства. Структура и содержание данной системы способствует не только получению студентом эстетических знаний, умений и навыков, но и построению его личности, его культурных ориентиров, потребностей, культурного профессионализма во взаимосвязи с процессом социокультурной динамики.

В концептуальной стадии данной системы выстраивается гипотеза: эстетическая культура личности будущего специалиста как комплексное образование предполагает наличие определённой структуры личностных свойств, эстетической позиции, эстетических знаний и владение видами деятельности, обращёнными «внутрь» и «во вне», которые развиваются в процессе освоения искусства.

Происходящие эстетические изменения: вкуса, потребностей, суждений, чувств, осуществляются в зависимости от мотивации освоения искусства, его ценностно-смысловой значимости как инструмента личностного и профессионального развития, способа раскрытия внутреннего потенциала студента.

Чтобы искусство развивало эстетическую культуру отдельной личности, воздействовало именно на неё, оно должно стать высокозначимым для личности мотивом, а не чем-то отдалённым, высоким и недоступным. Молодой человек вправе почувствовать в предлагаемом расширенном образовательном пространстве (залах музеев, выставочных залах, архитектурных комплексах) волнение мастера, представляющего свои новые произведения, более того вступить с мастером в диалог, выразить своё мнение.

Понимание, что эстетическая культура в наивысшей степени ориентирована на будущее, заставляет глубоко всмотреться в современное динамическое состояние эстетического сознания в художественной культуре общества и отдельной личности. Это представляется реальным с позиций обозначенной М.С. Каганом синергетической образовательной парадигмы, создающей возможности «глубже и тоньше» раскрыть закономерности развития современного динамического состояния эстетического сознания и художественной культуры, в русле действия «закономерностей нелинейной структуры развития данных систем» (3).

Приложение открытий синергетики способствует реализации таких факторов, как усиление роли личности в творчестве, свободный выбор человеком траектории поведения, «свободы художественного творчества», что выступает ориентирами эстетического развития личности в социокультурном процессе.

Несомненную значимость имеет мнение М.С. Кагана, что появление «концептуального бинома» «социокультурный» свидетельствует о преодолении понимания человеческой жизни как только социальной или культурной реальности и понимания свойственной его бытию «диалектики их различия и единства» (4).

Выделяемые М.С. Каганом процессы самоорганизации, реорганизации развивающихся систем, ставшие предметом синер-гетического анализа, открытие взаимоотношений «порядка и хаоса» (И. Пригожин) являются основанием для «осмысления по-новому» (4) закономерностей процесса

исторического развития художественной культуры, эстетического сознания, видов и жанров искусства, что учитывается в структурировании изучаемого материала художественно-эстетических курсов.

Современное состояние, специфика художественного творчества, преломление эпохи с точки зрения её духовных векторов развития, доминирующего мировоззрения, систем ценностей, отражённых в содержании искусства, его стилях и формах, его художественном языке - всё это нуждается в глубоком исследовании, чтобы искусство как единство эпох и современности становилось частью жизни сегодняшнего дня.

Тот факт, что вузовская молодёжь -будущие специалисты - выражают инновационные позиции, в значительной мере перестраивающие культурные традиции, заставляет многое пересмотреть в понимании содержания обучения. Их взгляд, восприятие искусства сильно отличаются от канонических трактовок, которые до сих пор ещё не подвергнуты необходимому анализу с позиций изменения понимания многих явлений вследствие влияния факторов социокультурной динамики.

Основные направления взаимодействия молодёжи с культурой: её усвоение объектом культурного воздействия; функционирование в культурной среде в качестве выразителя определённых культурных ценностей, создателя культуры, представленные в исследовании ВЯ. Суртаева «Социокультурное пространство молодёжи: методология, теория, практика» (5), выступают ориентирами выбора форм деятельности студентов в реализации системы развития их эстетической культуры.

Многолетнее изучение эстетических потребностей и взглядов молодежи на искусство позволяет сделать выводы о неоднозначной картине, о происходящих изменениях во взглядах в течение континуума времени обучения в вузе. Убедительно просматриваются достижения в развитии эстетической культуры студентов предпоследнего и выпускного курсов, приблизившихся к статусу молодого специалиста. Некоторые из них уже работают по избранным специальностям и ощущают потребность в действенности эстетической культуры, что выступает мотивом их дальнейшего вузовского образования и самообразования.

Отсюда возникла необходимость расширить диапазон художественно-эстетического развития личности будущего

специалиста и часть регионального компонента учебного плана отвести на развитие его эстетической культуры средствами искусства в дисциплинах, получивших название «Художественно-эстетические курсы по выбору».

Их конструирование, а также выбор технологий обучения осуществлялся на основе следующих принципов:

1.Многофункциональности искусства.

2. Взаимосвязи искусства и науки в процессе социокультурной динамики.

3. Диалога культур, межкультурной коммуникации.

4. Интеграции искусства с предметами профессиональной подготовки.

5. Широкого спектра взаимодействия искусств.

6. Этнологического компонента, включающего в практику культурные и художественные традиции региона.

7. Спектра исследовательской и организаторской деятельности студентов в музеях, выставочных залах, социокультурных учреждениях.

Художественно-эстетические курсы, разработанные с учётом специфики подготовки в педвузе по конкретным специальностям, отличаются внутренней целостностью и преемственностью с дисциплинами общекультурной и психолого-педагогической подготовки.

Всеобъемлющие характеристики феномена искусства как «образной модели человеческой жизнедеятельности» (М.С. Каган) (6) способствуют раскрытию разных сторон художественного освоения мира; изучая искусство в художественно-эстетических курсах, студент осваивает многообразие связанных с ним видов деятельности.

Студентам, обучающимся по специальности «учитель начальных классов» предлагаются курсы: «Музейная педагогика», «История и теория искусства», «Народные художественные промыслы России», практико-теоретический курс «Графика», осуществляющие разностороннюю подготовку к эстетическому развитию младшего школьника.

Художественно-эстетический курс «Музееведение», разработанный для специальности «учитель географии-биологии» ориентирует будущих педагогов на организацию экскурсионной работы, на освоение материала искусства в музейных коллекциях с учащимися разного возраста.

Курс «Занятия изобразительным искусством - путь преодоления задержек психического развития детей», разработанный

для специальностей «Логопедия» и «Олигофренопедагогика», позволяет использовать искусство в коррекционной работе.

Курс «Физическое совершенство и красота человека в искусстве и в спорте» разработан для подготовки учителя физической культуры, спортивного тренера, для которых сила духа, выносливость могут находиться в единстве с пониманием значимости физического совершенства, грациозности, гармонии, представленной в искусстве.

Подобные курсы, охватывающие основные темы искусства и его взаимосвязи с основами разных наук, сфер деятельности будущего специалиста и процессами социокультурной динамики, разработаны для студентов, обучающихся по разным специальностям. Им предлагается:

в социокультурном направлении:

- исследовать значимость искусства в жизни современного человека, художественных потребностей подростков и молодёжи в частности;

- исследовать отношения понимания культурологических вопросов современными СМИ и классического понимания культуры;

- исследовать перспективы развития культуры и искусства в будущем;

в антропокультурном направлении:

- исследовать развитие культуры разных человеческих сообществ, в том числе проживающих на территории Рязанской, Тульской, Липецкой областях;

-исследовать развития орнамента на территории Рязанской области;

в искусствоведческом направлении:

- исследовать коллекции Рязанского областного художественного музея имени И.П. Пожалостина и провинциальных музеев Рязанской области;

- исследовать живописные техники и приёмы произведений живописи XVIII -XIX веков в музейных коллекциях;

- исследовать эстетические представления, отражённые в языке народной вышивки и ткачества;

- исследовать понятие «творческий художественный почерк мастера»;

в педагогическом направлении:

- исследовать особенности художественного восприятия, воображения, художественных интересов школьников и подростков;

- использовать произведения искусства в обучении разным предметам общеобразовательной школы как раскрытие способа художественного познания мира.

Реализация системыразвития эстетической культуры будущих специалистов средствами искусства осуществляется в органической взаимосвязи с особенностями процессов культурной динамики, имеющими своё выражение в следующих аспектах:

1. В расширении взаимосвязей образовательного процесса с многообразием культур мира, отражённых в искусстве. Происходящий диалог культур способствует развитию коммуникативных навыков молодёжи, в частности эстетической коммуникативности, устанавливающей разные способысвязи с культурными сообществами, формирующей способности к сотворчеству и сотрудничеству.

2. В исследовании вопросов активного использования ресурсов культуры и искусства в укреплении духовной безопасности (А.П. Марков, А.Я. Флиер, А.С. Запесоц-кий). Трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы социальной престижности, по мысли А.Я. Флиера (7), составляет основную цель современной культурной политики, что является надёжным путём к социальным благам и высокому общественному статусу.

Проходящие «через горловину искусства» (О.А. Кривцун) (8) ценностные ориентации культуры, выражающие дух эпохи, призваны способствовать достижению духовного роста человека в формах художественной целостности, и в данном плане культура и искусство создают условия сохранения человеком своих «жизненно важных параметров».

3. Наметившейся тенденции к созданию научных интегративных теорий и концепций - таких, как эмпирическая эстетика и квантитативная культурология, экспериментальное искусствознание, искусствометрия, отражающих многообразие современных феноменов, артефактов и явлений культуры, стремящихся к непротиворечивому исследованию событий и фактов искусства.

4. В расширении диапазона методов изучения искусства: обращение к методамсемиоти-ки, теории информации, математической ста-

Примечания

тистики, моделирования, позволяет подойти к решению проблем понимания разных аспектов искусства. Метод анализа с позиций математических наук как бы присоединяется к тому, что прочувствовал и сделал своим способом выражения художник: пропорциям, симметрии, многообразию форм, пространственных представлений, равновесия, гармонии, меры, объёма, количественных соотношений, что позволяет увидеть, как чувственное и логическое способствует глубине создания образов, как проявляются единые законы природы, отражающие особенности художественного восприятия и способы их передачи в произведениях искусства.

5. Появлением новых видов художественной деятельности и видов искусства, углубляющих и обогащающих художественно-эстетического опыт будущего специалиста. В них находит своё отражение принцип информационного ускорения, побуждающий к освоению новых художественных пространств, обращению к синтетическим, полисенсорным, «многоканальным» видам искусства. Их развитие в русле постмодернизма как парадигмы современной культуры, способствует созданию мастерами произведений - «художественных конструкций», наделённых разными стилевыми компонентами, цитатами и заимствованиями из произведений прошлых эпох, которые могут подвергаться иронизированной интерпретации, совмещением казалось бы, несовместимого, преувеличением субъективных начал.

Освоение будущим специалистом искусства, в многообразии его форм, вариантов, интерпретаций, осуществляется в непосредственном общении с произведениями, мастерами искусства, активном изучении художественного наследия, традиций народного искусства, в расширенном образовательном пространстве, где реализуется активная исследовательская деятельность студентов в социокультурном, ант-ропокультурном, искусствоведческом и педагогическом направлениях.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002. 24 с.

2.Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире/ Эстетическая культура. М., 1996.201с.

3.Каган М.С. Эстетика и синергетика /Эстетика сегодня: состояние, перспективы: Материалы научной конференции. 1999.СПб., 1999.С.40 42.

4. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис,1996. С.384.

5. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис,1996.С.393.

6. Суртаев ВЯ. Социокультурное пространство молодёжи: методология, теория, практика. 2006. С.98

7. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Мысль. 1974. С.128.

8.Культура как фактор национальной безопасности//Общественные науки и современность. 1998. №3. €.181-187.

9. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2000. 434 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.