Научная статья УДК 372.874
https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.22
Развитие эстетических способностей учащихся начальной школы в процессе художественного образования
Ли Сяоцзюнь
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, wangshao119911@gmail.com
Аннотация. В XXI в. все больше педагогов обращают свое внимание на возможности творческого развития детей, которые предоставляет изобразительная деятельность. Особенно важным представляется этот образовательный аспект для обучающихся начальной школы, поскольку в обозначенный период ребенок находится на той стадии интеллектуального и физиологического развития, которая позволяет ему полноценно погрузиться в мир искусства и проявить себя в нем. Творческая деятельность способствует повышению эффективности образовательного процесса в начальной школе за счет развития мелкой моторики ребенка, его воображения, пространственного мышления. Кроме того, урок искусства - важный способ эстетического воспитания в начальной школе. При этом учителю важно превратить школьника из стороннего наблюдателя в активного участника творческого процесса. В статье выявлены некоторые практические проблемы, с которыми сталкивается педагог в процессе развития эстетических способностей в условиях современной образовательной ситуации. Отмечено, что их решение имеет выраженную актуальность для практики художественного образования. Предлагаются стратегии воспитания эстетического сознания учащихся начальной школы на основе традиционных и инновационных концепций обучения искусству.
Ключевые слова: учащиеся начальной школы, художественное образование, эстетические способности, перцептивный опыт, качество образования, творчество, развитие личности Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Ли Сяоцзюнь. Развитие эстетических способностей учащихся начальной школы в процессе художественного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 159-164. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.22.
Original article
Education of Aesthetic Abilities of Primary School Students in the Process of Art Education
Li Xiao Jun
Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, wangshao119911@gmail.com
Abstract. In the XXI century, more and more teachers are turning their attention to the possibilities of creative development of children, which are provided by visual activities. This educational aspect is especially important for primary school students, since during the designated period the child is at the stage of intellectual and physiological development that allows him to fully immerse himself in the world of art and express himself in it. Creative activity contributes to improving the effectiveness of the educational process in primary school through the development of fine motor skills of the child, his imagination, spatial thinking. In addition, an art lesson is an important way of aesthetic education in elementary school. At the same time, it is important for the teacher to transform the pupil from an outside observer into an active participant of the creative process. The article identifies some practical problems that a teacher faces in the process of educating aesthetic abilities in the conditions of the modern educational situation. It is noted that their solution has a pronounced relevance for the practice of art education. Strategies for educating the aesthetic abilities of primary school students based on traditional and innovative concepts of art teaching are proposed.
Keywords: elementary school students, art education, aesthetic abilities, perceptual experience, quality of education, creativity, personal development Funding: Independent work.
For citation: Li Xiao Jun. (2023) Education of Aesthetic Abilities of Primary School Students in the Process of Art Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 159-164. Available from: doi:10.24158/spp.2023.12.22 (In Russian).
Введение. Современное художественное образование берет свои стоки еще в древности. Так, античные представления о прекрасном до сих пор остаются актуальными для мира искусства. Древняя Греция была колыбелью западной цивилизации и пионером в теории и практике
© Ли Сяоцзюнь, 2023
ПЕДАГОГИКА РЕйАЗООГСв
художественного образования, а ее картины, скульптуры и концепции художественного образования составляют ценное художественное культурное наследие всего человечества (Карпюк и др., 2013). Восточные эстетические концепции нашли свое выражение в учении Конфуция, согласно которому человек должен быть ориентирован на человека и обязан исповедовать идею благожелательности и любви к окружающим, включая соблюдение морали, самосознание, духовное здоровье и активное участие в общественной жизни (Лю Сюечжэнь, 2023). Как средство воспитания эстетической культуры в Древнем Китае использовались так называемые «шесть искусств»: этикет, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, каллиграфия и арифметика. Они утвердились как основа эстетического воспитания в 1046 г. до н.э. в эпоху династии Чжоу и объединяли в себе базовые знания с практическими навыками. Во все времена считалось, что эстетическое образование способствует нравственному становлению человека и эволюции его ума, формируя при этом гармоничную и всесторонне развитую личность (Карпюк и др., 2013).
Современные концепции художественного образования делают акцент на гуманитарных аспектах обучения. Они ориентированы на гуманистическое воспитание подрастающего поколения, продвижение общечеловеческой мультикультурной интеграции (Чжан Сяолу, 2004; Васильева, Соколова, 2018), поскольку искусство является наднациональным феноменом.
Следует сказать, что современные дети знакомятся с художественными практиками еще в дошкольном детстве, осваивая их на уровне, доступном возрастному восприятию. Однако сознательное погружение в мир искусства становится актуальным для них в период обучения в начальной школе, поскольку в это время они приобретают уровень эмоционального, интеллектуального и физического развития, достаточный для понимания искусства и участия в его создании. В современном художественном образовании педагоги больше внимания уделяют обучению детей младшего школьного возраста именно «навыкам» рисования, то есть технической стороне создания художественного произведения, и часто пренебрегают воспитанием эстетического сознания детей, поэтому у последних формируется искаженное или обедненное представление об искусстве.
Сказанное обуславливает актуальность обращения исследовательского внимания на способы и стратегии развития эстетических способностей учащихся начальной школы в процессе художественного образования в контексте современных условий освоения творческих дисциплин.
Целью настоящей статьи является изучение возможностей повышения эффективности развития эстетических способностей учащихся начальной школы в процессе художественного образования.
Для ее достижения нам потребовалось обеспечить реализацию ряда задач:
- рассмотреть терминологическую основу понятия «эстетика»;
- охарактеризовать принципы организации эстетической деятельности с детьми;
- изучить практики современного преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
- выявить проблемные места в организации образовательного процесса по дисциплинам эстетического цикла;
- обобщить полученные данные и сформулировать концепции преодоления имеющихся сложностей на пути к развитию эстетических способностей учащихся начальной школы в процессе художественного образования.
В качестве методов исследования нами были использованы: описательный метод, метод терминологического анализа, сравнение, анализ научной литературы, метод перенесения теории на практику.
Новизну исследования составляют авторские рекомендации по оптимизации процесса организации творческих занятий с детьми младшего школьного возраста в плане ориентации их на комплексное развитие обучающихся средствами художественного искусства.
Для обсуждения вопросов, связанных с эстетическим воспитанием подрастающего поколения, необходимо сначала выяснить, что же такое эстетика с терминологических позиций. «Эстетика - это процесс восприятия и интуиции объектов с помощью всего спектра перцептивных способностей и получения рефлексивного удовольствия путем сочувственного размышления на основе жизненного опыта» (Чжан Ли, 2015). Сказанное обуславливает содержание эстетической деятельности учащихся начальной школы. Развитие художественных способностей детей должно быть ориентировано на совершенствование их восприятия, переживания и навыков осмысления полученной информации, то есть на получение и творческую переработку жизненного опыта.
В современной научной литературе по художественному образованию отмечается, что ключевым моментом в развитии эстетических способностей у учащихся начальной школы является акцентирование их внимания в области познания красоты, ее самостоятельного создания и репрезентации в окружающем пространстве (Ян Юйцзяо, 2012; Ван Ли, 2018; Чжан Вэньчжи, 2018). Считается, что воспитание эстетического сознания способствует всестороннему развитию
учащихся начальной школы (Чжао Лимин, 2018). Однако следует отметить, что, во-первых, эстетическая деятельность - это субъективная жизневоспринимающая и переживающая деятельность индивида, а во-вторых, для завершения эстетического переживания необходимо, чтобы субъект его своевременно осмыслил свои переживания и чувства и получил положительную обратную связь для себя, причем ею здесь может быть представление как картин, так и других форм художественного выражения. Наконец, воспитание эстетического сознания должно обеспечить системный подход к обучению.
Таким образом, художественное образование должно строиться на основе личностно-ори-ентированного взаимодействия педагога с ребенком и развития всесторонне развитой личности (Аманжолов, 2015), что особенно важно в период обучения в младшей школе, когда творческие задатки ребенка еще только раскрываются.
Рассмотрим основные принципы работы учителя с младшим школьником в процессе преподавания дисциплин эстетического цикла вообще и рисования в частности.
Результаты исследования и их обсуждение. Развитие эстетических способностей у младших школьников, на наш взгляд, должно строиться на основе формирования у детей творческого сознания, находящегося в непосредственной связи с действительностью, реальной окружающей жизнью, оно должно базироваться на понимании ими красоты и желании самостоятельно создавать прекрасное в процессе творчества.
Программа по искусству в контексте качественного общего образования является важной основой для формирования эстетического интереса и творческих способностей учащихся начальной школы, а также эффективным средством развития наблюдательности и творческих способностей. Художественное образование способствует оформлению в сознании учащихся начальной школы понятий и представлений о прекрасном, эталонов красоты.
На уроках рисования с помощью линий разных типов и конфигураций, использования светлых и темных тонов, применения и отображения на бумаге разной фактуры предметов, игры света и тени, работы с перспективой, организацией пространства на листе учащиеся начальной школы осваивают азы гармонии, понимают, что красиво, а что требует доработки, какой смысл несет в себе то или иное творческое действие, чего можно добиться средствами рисования, какой эффект созданный рисунок оказывает на зрителя, какое содержание можно заложить в картину и выразить изобразительным искусством и т.д.
Вопросы моделирования, дизайна, затрагиваемые на занятиях, позволяют обучающимся начальной школы получить представление о вариантах применения «красоты» в реальной жизни, работают на формирование у детей определенного эстетического интереса.
Таким образом, с помощью комплексной оценки чужого и собственного художественного творчества происходит более глубокое понимание изобразительного искусства, постепенно развиваются эстетические способности учащихся начальной школы.
Вместе с тем на уроках рисования в младшей школе необходимо также культивировать и воспитывать нравственные чувства учащихся начальных классов, укреплять их патриотическое отношение к своей стране, воспитывать национальное самоуважение и уверенность в себе как представителе определенного народа, способствовать всестороннему развитию нравственного облика младших школьников на фоне развития их интеллектуальных и эстетических способностей. Все это создает основу для роста духовности детей, которая во многом определяет их способность понимать и чувствовать прекрасное.
Важным аспектом в этом отношении, на наш взгляд, является непосредственное взаимодействие обучающихся с окружающим миром. Чтобы передать суть какого-либо объекта на бумаге, нужно сначала постичь ее в действительности. Учителя, преподающие изобразительное искусство, должны подсказать учащимся начальной школы, как использовать имеющиеся у них теоретические знания, полученные на уроках рисования, и дать им возможность найти красоту жизни в обыденных вещах. Поощрение учащихся к наблюдению и восприятию жизни, а также к погружению в природную среду способно оказать выраженное воздействие на развитие их эстетических способностей. Дети начинают ценить красоту жизни, посещая художественные выставки, музеи или изучая культурное наследие - природные и архитектурные памятники, монументальное искусство. Следует учитывать, что познавательный интерес у младших школьников вызывает эстетическое изучение привычной для них среды обитания. Личный опыт восприятия и оценки действительности с точки зрения содержащейся в ней красоты может послужить для учащихся начальной школы катализатором развития чувства прекрасного, эстетического сознания и творческих интересов.
Художественное произведение - это интуитивное эстетическое творение художника, оно зависит от человеческого воображения. В ходе уроков по изобразительному искусству педагог должен стремиться подвести учащихся начальной школы к познанию и оценке произведений искусства, помочь им объединить свои мыслительные действия, такие как наблюдение, суждение
и воображение, для изучения содержания картин, понимания их эстетического смысла. Это поможет им сформировать правильное эстетическое и жизненное мировосприятие, что имеет большое значение для развития сознания и потенциала учащихся начальной школы.
При выборе художественных произведений для анализа предпочтение в первую очередь отдается работам, имеющим яркие цвета, простые и незамысловатые композиции, строгие формы. Преподаватель должен не только научить детей «читать» цвет и композицию картины, но и дать им возможность попытаться через них понять мысли и чувства художника, отраженные в произведениях, оценить их художественную ценность. Через такого рода анализ произведений изобразительного искусства можно постепенно совершенствовать эстетический опыт детей, переводя их от поверхностного восприятия картин к глубокому, содержательному, смысловому. Однако следует признать, что из-за недостатка жизненного опыта и знаний учащиеся начальной школы обычно испытывают много трудностей в оценке произведений искусства и часто нуждаются в направлении педагога для правильного понимания мысли художника, поэтому учителю необходимо контролировать процесс восприятия детьми образцов изобразительного искусства и корректировать его своевременным вмешательством: наводящими вопросами, акцентированием деталей, историческими справками и т.д.
Следующим шагом в развитии у детей 7-10 лет эстетического сознания должно стать предоставление им возможности проявить себя в изобразительном искусстве - они могут попробовать самостоятельно создать прекрасное.
Аспекты, затрудняющие развитие эстетических способностей учащихся начальной школы. Образовательная среда не только оказывает значительное влияние на воображение и творчество человека, но и приводит к развитию у людей различных эстетических позиций. При этом важным оказывается оформление условий осуществления образовательной деятельности. В качестве примера можно привести обстановку школьных учебных помещений, кабинетов изобразительного искусства, галерей образцов детского творчества и т.д. Учебно-воспитательная среда - это социализированное понятие, состоящее из множества компонентов. Ключевыми акторами ее формирования являются органы, принимающие решения в рамках национальной образовательной политики и реализующие программы организации реальной школьной среды в конкретных учебных заведениях. Так, современные условия преподавания изобразительного искусства в школах не являются специализированными и ориентированными на развитие эстетического мироощущения детей. Исправление ситуации за счет технического переоснащения общеобразовательных учреждений и соответствующего оформления кабинетов, предназначенных для изучения дисциплин эстетического курса, позволило бы значительно обогатить культурную среду младших школьников, обеспечить им доступ к образцам мирового изобразительного искусства с применением современных технологий, что способствовало бы развитию их творческого мировосприятия и актуализации эстетического потенциала личности.
Важным, на наш взгляд, для развития эстетических способностей учащихся начальной школы в процессе художественного образования является также режим преподавания изобразительного искусства, который на сегодня представляется кодифицированным, игнорирующим инновации, лишенным инициативности педагога. Ученики начальной школы постепенно теряют интерес к занятиям искусством в условиях современного преподавания. Например, для объяснения способов рисования учителя часто используют копирование элементов картин известных мастеров, длительное формирование такого режима преподавания ограничивает развитие воображения учащихся начальной школы, закрепляет их знания и понимание искусства, делая их статичными. В то же время эстетические способности учащихся начальной школы должны постоянно развиваться, а для этого педагогу необходимо использовать все разнообразие доступных средств преподавания изобразительного искусства, в том числе давать возможность самопроявления юных творцов с активным задействованием их воображения, творческого полета мысли.
Еще одной сложностью процесса развития эстетических способностей учащихся начальной школы в процессе художественного образования является тот факт, преподаватели часто не обращают внимания на состояние учащихся как субъектов эстетики. В дискуссиях по этому вопросу среди исследователей и педагогов-искусствоведов высказываются различные мнения. Одна из точек зрения заключается в том, что эстетика - это врожденная способность человека. Ее позиционировал французский мыслитель, философ, педагог и литератор XVIII века эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (Руссо, 2004). Другая точка зрения заключается в том, что эстетические способности человека должны развиваться путем обучения и культивирования творческих навыков. Она имеет гораздо больше приверженцев в научной среде. По мнению исследователей, каждый ребенок имеет право на знакомство с искусством, а если творчеству нельзя научить, то художественное образование не имеет смысла (Чжан Ли, 2015; Ян Юйцзяо, 2012; Ван Ли, 2018).
При анализе данного вопроса становится очевидным, что эта дихотомия ограничена и не учитывает в должной мере реальное положение детей младшего школьного возраста в современной социально-педагогической среде. Школьники имеют различные способности, а значит, это требует от учителя одновременной реализации комплексной и индивидуальной программ обучения в конкретных условиях преподавания изобразительного искусства.
Эффективные пути развития эстетических способностей в процессе преподавания и обучения. В контексте реформы преподавания дисциплин творческого цикла педагоги должны исходить из трехмерных образовательных целей, а именно: развивать эстетические способности учащихся начальной школы таким образом, чтобы они в конечном итоге умели находить красоту, ценить ее и создавать.
В художественном образовании эстетические способности детей принято оценивать через их умение воспринимать, переживать и оценивать произведения искусства. Для их развития в коллективе учащихся начальной школы педагогу необходимо активно создавать соответствующую творческую и эстетически содержательную среду в процессе обучения, чтобы дети учились наблюдать за окружающей жизнью и находить в ней эстетический смысл.
Переживание является связующим звеном между восприятием и осмыслением художественного произведения, и без него в эстетической деятельности не обойтись. Упорядоченное развитие всех видов художественной деятельности в школе является важной основой эстетического опыта, поэтому педагог должен организовать учащихся начальных классов для активного участия в мероприятиях эстетической направленности, в частности, в подготовке тематических художественных выставок детского рисунка. Изобразительная практика является основой школьной художественной эстетической деятельности, а также залогом эффективного развития творческих способностей учащихся начальной школы.
В целом, закономерным представляется вывод, что эстетическое воспитание учащихся начальной школы должно направляться и развиваться учителем в процессе обучения дисциплинам соответствующего цикла. Например, при знакомстве на уроках изобразительного искусства с образцами художественных произведений признанных мастеров учащиеся начальной школы открывают для себя красоту художественного изображения действительности, что положительно сказывается на развитии их эстетического сознания. В то же время в образовательном процессе учитель должен ориентироваться на личность ребенка, использовать индивидуальные методы обучения (Аманжолов, 2015). Адекватно направляя воображение и творческие способности учащихся начальной школы на позитивное развитие, эти инициативы являются эффективными способами содействия развитию и совершенствованию эстетических способностей учащихся.
Заключение. Таким образом, эффективное развитие и постепенное совершенствование эстетических способностей учащихся начальной школы требуют разработки и реализации педагогических мер, основанных на человекоцентризме и уважении индивидуальных траекторий развития учащихся начальной школы. Воспитание эстетического сознания детей является важной составляющей формирования их личности. При этом обязательна интеграция художественных аспектов образования в виде присвоения обучающимися необходимых знаний и навыков, касающихся изобразительного искусства, и акцентирования воспитания у учащихся начальной школы высокой нравственности, жизнелюбия, повышения уровня художественной и культурной культуры школьников в процессе обучения, а также нацеленность на всестороннее развитие их личности.
С точки зрения перспектив эволюции художественного образования, развитие эстетических способностей человека имеет огромный потенциал в отношении ряда вопросов, таких как поддержание национальной стабильности, сохранение социального порядка, совершенствование нравственных представлений людей, а также сопровождение развития человеческой личности. Следует отметить, что под эстетическим воспитанием следует понимать не просто усиление занятий по ознакомлению с искусством в рамках художественного образования, а собственно интеграцию элементов эстетического плана в преподавание базовых художественных дисциплин детям младшего школьного возраста с целью воспитания высокой нравственности, жизнелюбия, а также всестороннего развития их личности.
Список источников:
Аманжолов С.А. Роль и значение личностно-ориентированного подхода обучения школьников изобразительному искусству // Наука и школа. 2015. № 5. С. 88-92.
Васильева Р.М., Соколова С.Г. Дидактические аспекты художественно-эстетической среды в начальной школе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 2 (98). С. 163-170.
Карпюк С.Г., Кудрявцева Т.В., Кулишова О.В. Границы и функции античного искусства: введение в спецкурс // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2013. № 17 (118). С. 297-317.
Лю Сюечжэнь. Историческая динамика развития современной эстетической мысли в Китае: процессуальный анализ // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2023. Т. 47, № 5. С. 107-126. https://doi.org/10.55959/MSU0201-7385-7-2023-5-107-126.
Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве. М., 2004. 886 с.
Ш^^ЙШ^ШЙШМП*^ лай ,ШП УМ^ШШ, 2004 ¥ 7 Я ,% 3 Ж, С. 53-56®. = Чжан Сяолу. Новое расширение концепций современного художественного образования // Журнал университета Цзяоцзуо. 2004. № 3. С. 53-56. (на кит. яз.)
2018 (34) С. 79-80 = Чжан Вэньчжи. Как развивать эстетические способности учащихся в начальном обучении искусству // Знаменитый учитель онлайн. 2018. № 34. С. 79-80. (на кит. яз.)
ШМ^Ш^-Ш^^^ШШ^ШЬЩЗ]. 2015 (4). С. 169-170 = Чжан Ли. Введение в культивирова-
ние эстетических способностей в преподавании искусства в начальной школе // Исследования в области художественного образования. 2015. № 4. С. 169-170. (на кит. яз.)
Ш5Ш. ^^Й^ФМ^^^МФ^яёЛМ.^ЯТ!] : 2012 (4). С. 108-109. = Ян Юйцзяо. Как развивать эстетические способности учащихся в начальном обучении искусству // Школьный еженедельник. 2012. № 4. С. 108-109. (на кит. яз.)
iffl. 2018 (10). С. 147-148. = Ван Ли. Анализ воспитания эстети-
ческих способностей в процессе обучения искусству в начальной школе // Исследования в области художественного образования. 2018. № 10. С. 147-148. (на кит. яз.)
2018 (33) С. 213-214 = Чжао Лимин. Разговор о воспитании эстетических способностей в преподавании искусства в начальной школе // Учебный план: образовательные исследования. 2018. № 33. С. 213-214. (на кит. яз.)
References:
Amanzholov, S. A. (2015) Role and Value of the Personality-Focused Approach to Teaching Fine Arts To Schoolchildren. Nauka i shkola. (5), 88-92. (In Russian).
Karpyuk, S. G., Kudryavtseva, T. V. & Kulishova, O. V. (2013) The Limits and Functions of Antique Art: Headnote to a Special Course. Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul'turologiya. (17 (118)), 297-317. (In Russian).
Liu Xuezhen (2023) Historical Dynamics of Contemporary Chinese Aesthetic Thought Development: a Process Analysis. Moscow University Bulletin. Series 7. Philosophy. 47 (5), 107-126. Available from: doi:10.55959/MSU0201-7385-7-2023-5-107-126. (In Russian).
Russo, Zh.-Zh. (2004) Ispoved'. Progulki odinokogo mechtatelya. Rassuzhdenie o naukakh i iskusstvakh. Rassuzhdenie o neravenstve [Confession. Walks of a lonely dreamer. Reasoning about the sciences and arts. Reasoning about inequality]. Moscow. 886 р. (In Russian).
Vasilyeva, R. M. & Sokolova, S. G. (2018) Didactic Aspects of Artistic-Aesthetic Environment at Primary School. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. (2 (98)), 163-170. (In Russian).
Wang Li (2018) [Analysis of the education of aesthetic abilities in the process of teaching art in Elementary School]. [Research in the Field of Art Education]. (10), 148-149. (In Chinese)
Yang Yujiao (2012) [How to develop the aesthetic abilities of students in the initial art training]. [School Weekly]. (4), 108109. (In Chinese)
Zhang Li (2015) [Introduction to the cultivation of aesthetic abilities in teaching Art in Elementary School]. [Research in the Field of Art Education]. (4), 169-170. (In Chinese)
Zhang Saola (2004). [A New extension of the concepts of modern art education]. [Journal of Jiaozuo University]. (3), 53-56. (In Chinese)
Zhang Wenzhi (2018) [How to develop aesthetic abilities of students in Primary Art Education]. [Famous Teacher Online]. (34), 79-80. (In Chinese)
Zhao Limin (2018) [A Conversation about the Education of Aesthetic Abilities in Teaching Art in Elementary School]. [Curriculum: Educational Research]. (33), 213-214. (In Chinese)
Информация об авторе Ли Сяоцзюнь - аспирант Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author Li Xiao Jun - PhD student, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.