Развитие эстетических чувств у младших школьников
Азизова Т. А.
Азизова Татьяна Ашотовна /Аг120Уа ТаИапа Ashotovna - студент, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: у младших школьников необходимо развивать чувство красоты, гармонии цвета, линий, формы. Рисование дает ребенку основы представления о гармоничности. Хорошо, когда ребенок переносит на бумагу то, что он видел в природе, на улице, в классе, у себя в комнате, в пионерском лагере. Ключевые слова: младший школьный возраст, эстетические чувства, начальная школа, педагогическая теория, психические процессы.
Проблема воспитания детей младшего школьного возраста - одна из важных проблем педагогики и современного общества. Ребенок интенсивно развивается и необходимо, чтобы это формирование было разносторонним и гармоничным. Особую роль в развитии играет эстетическое воспитание, которое способствует развитию эстетических чувств, и задачей которого является приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осуществляющие важную роль в духовно-нравственном формировании личности, эмоциональной отзывчивости [2].
Современный этап развития образования обусловливает необходимость развития полноценной творческой личности, способной преумножать накопленные поколениями духовные ценности, создавая культуру XXI века [1]. Однако чрезмерное копирование зарубежного опыта без учета национальных особенностей, ориентация на атрибуты массовой культуры привели к недопониманию подлинно художественных ценностей, падению духовно-нравственных идеалов. В этой ситуации особое значение приобретает формирование эстетических чувств личности, начиная с младшего школьного возраста, когда закладываются основы эстетических и нравственных ценностей, формируются эмоциональная и духовная сферы ребенка, его «чувство гармонии» (Л. Н. Толстой). В связи с этим возникает необходимость проанализировать различные подходы и направления в изучении эстетических чувств, с целью найти оптимальные пути их развития в начальной школе [3].
Проблема эстетических чувств в различных аспектах раскрывается в философии, психологии и педагогике. Ученые-эстетики (Ю. В. Борев, Л. Н. Голубева, М. С. Каган, Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров, А. Ф. Лосев, Е. Г. Яковлев и др.) рассматривали эстетические чувства как компонент эстетического сознания.
Эстетическим чувствам, как психическим процессам, имеющим различную степень осознанности - от бессознательного уровня до развернутого суждения вкуса, посвящены труды В. К. Вилюнаса, Л. С. Выготского, К. Изарда, Е. П. Крупника, А. Н. Лука, В. И. Петрушина, Е. И. Рогова, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона, М. Г. Ярошевского и др. Предметную направленность эстетических чувств, их связь с представлениями и идеями о некотором объекте отмечали исследователи В. В. Ванслов, Ц. П. Короленко, А. С. Никифоров, С. Л. Рубинштейн, В. И. Старостин, А. М. Федь.
Мотивационно-смысловую ориентацию эстетических чувств раскрыли ученые В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Р. Линер. Эта функция направлена на выяснение смысла предмета, на исследование ценностей объектов и значения их свойств для субъекта. Особое внимание эстетическому чувству уделено в музыкальной психологии учеными И. В. Арановской, А. Л. Готсдинером, Г. В. Иванченко, В. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, В. П. Петрушиным. Эстетические чувства они рассматривают во взаимосвязи с эмоционально-содержательным планом музыки.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (7). 2016 | 54 |
Несмотря на широкое обсуждение процесса формирования эстетических чувств, остается ряд нерешенных проблем. Традиционно в педагогической теории и практике дисциплины эстетического цикла не поднимаются до уровня осмысления ребенком эмоционально-образного содержания художественных произведений и собственных переживаний [4]. Слабо освещены вопросы использования «семантического поля» значений средств художественной выразительности, что особенно важно для формирования эстетических чувств у ребенка. Недостаточно раскрыто содержание эстетических чувств на основе их субъективно-объективной природы, не разработана технология их формирования на уроках эстетического цикла.
Нерешенность этих проблем не позволяет в полной мере использовать потенциальные возможности эстетических чувств младших школьников, которые характеризуют взаимосвязь объективного и субъективного, реального и воображаемого, конкретного и абстрактного [5].
Литература
1. Агапова И. А. 30 музыкальных занятий для начальной школы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. М.: АКВАРИУМ БУК, К.: ГИППВ, 2002. 240 с.
2. Алеев В. В. Музыка. 1-4 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. М.: Дрофа, 2003. 96 с.
3. Бычков В. В. Эстетика [Текст]: учебник для вузов / В. В. Бычков. М.: Гардарики, 2007. 452 с.
4. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст] / Е. Ванслова // Искусство, 2008. № 2. С. 15-29.
5. Виноградов Л. Система общего музыкального воспитания // Начальная школа: Газ, 2004. № 35. С. 20-25.
| 55 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 6 (7). 2016