Научная статья на тему 'Развитие эргономики рабочего места в наши дни'

Развитие эргономики рабочего места в наши дни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1572
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стриженок Олеся Александровна

Рассматриваются современные тенденции развития эргономики в целом и организация рабочего места в частности; определяются причины и актуальность ее внедрения в различных отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends of ergonomics as a whole, and as its development connected with the organization of a workplace, and also the reasons of an urgency of its introduction in various branches are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие эргономики рабочего места в наши дни»

УДК 331.4

РАЗВИТИЕ ЭРГОНОМИКИ РАБОЧЕГО МЕСТА В НАШИ ДНИ

О. А. Стриженок

Рассматриваются современные тенденции развития эргономики в целом и организация рабочего места в частности; определяются причины и актуальность ее внедрения в различных отраслях.

Current trends of ergonomics as a whole, and as its development connected with the organization of a workplace, and also the reasons of an urgency of its introduction in various branches are considered.

В современных условиях любое предприятие, даже с отлаженными процессами производства, независимо от отраслевой принадлежности ежедневно сталкивается с проблемами, которые требуют постоянного вмешательства и поиска путей их решения, причем большинство проблем, как правило, возникает на рабочих местах.

Принимая во внимание тенденции, существующие на рынке, а именно необходимость нахождения предприятий в постоянном движении и поиске новых возможностей для его развития, стоит обратить внимание на эргономику рабочего места. Ведь цель организации труда как управленческой деятельности состоит прежде всего в создании организационных условий, необходимых для достижения высокой социально-экономической результативности труда на предприятиях, а неправильно организованное рабочее место является причиной снижения производительности. Так, от того, в каких условиях работает человек, напрямую зависит его физическое и душевное состояние, а значит, и производительность труда. Именно поэтому эргономика рабочего места заслуживает повышенного внимания.

Термин «эргономия» впервые был использован польским ученым Вой-цехом Ястшембовским в 1857 г. [1]. Становление эргономики как науки связывают с началом изучения человека в производственной среде с целью максимального использования человеческих ресурсов и интенсификации труда и относят к 20-м гг. ХХ в. В задачу организации входило изучение изменений функционального состояния организма человека под воздействием его трудовой деятельности, выработка правил и мероприятий, способствующих длительному поддержанию работоспособности на высоком уровне.

В наши дни подобные исследования являются очень актуальными, ведь все усилия, направленные на поддержание физического и психологического здоровья сотрудников, неизменно отражаются на рабочем процессе, так, например, персонал более качественно и оперативно выполняет задания, сокращается количество пропусков по болезни. Специалистами по эргономике доказано, что эффективная организация рабочего места на 30 % повышает производительность труда и, соответственно, автоматически выводит компанию в категорию лидера в своей отрасли.

Эргономика рассматривает распределение труда между человеком и машиной, следит за соблюдением безопасности труда при взаимодействии с механизмами, анализирует и распределяет обязанности операторов, разра-

батывает дизайн рабочих мест с учетом антропометрических данных, в том числе и для лиц с ограниченными трудовыми возможностями [2]. Эргономика основывается на психологии, социологии, физиологии и медицине, гигиене труда, общей теории систем, теории управления и организации труда, на знаниях об охране труда, на основе некоторых технических наук и технической эстетики.

Методологической базой эргономики является теория систем, которая позволяет получить всестороннее представление о производственном процессе и предлагает пути его совершенствования, что включает учет склонностей, характера каждого работника, удовлетворенности трудом, а это, несомненно, отражается на эффективности и качестве труда.

Стоит отметить, что крупные корпорации делают акцент на развитии инфраструктуры бизнес-зданий, включающей все необходимое для комфортной работы. Ведь идеальное место работы там, где можно и плодотворно работать, и полноценно отдыхать.

Так, при планировании рабочего места необходимо учитывать требования технологического процесса производства и оборудования, охраны труда, техники безопасности и пожарной профилактики. При организации рабочего места должны быть учтены пропорции человеческого тела, длина рук и ног, величина поля зрения, габаритные размеры тела в разных положениях.

Последние несколько лет само понятие «рабочее место» претерпело значительные изменения. Прежде всего традиционно десятилетиями существующие стол, стул, тумбочка (и шкаф) в настоящее время стали именоваться «рабочей станцией». С развитием компьютеров и оргтехники меняются формы и размеры мониторов, выпускаются многофункциональные принтеры и копировальные аппараты, в офисах создаются внутренние сети с централизованным управлением.

В современной эргономике, изучающей правильную организацию рабочего места, произошли тоже некоторые изменения. Так, шведские ученые из Каролинского института в Стокгольме доказали, что высота стола должна составлять 72, а не 75 см, как раньше [3]. Все дело состоит в том, что 15 лет назад они не были рассчитаны на работу с компьютером. Таким образом, в век бурного развития технологий необходимо все более тщательное изучение изменений технического оснащения, режима работы в организациях, а также организации рабочего места.

Самым инновационным решением за последние 10 лет стало изобретение эргономичного углового стола. Многие производители пошли дальше банальных «углов 160^80», превратив столы в кокетливых «бабочек», прямые углы в тупые (120 и 135 градусов), закруглив края или асимметрично вытянув один на контрасте с остальными, однако суть от этого не менялась [4]. Такие столы в открытом пространстве позволяют комплектовать группы разных причудливых форм, и в этом процессе прослеживается явная тенденция ко всеобщему «скруглению» как к решению вопроса оптимизации пространства и легкой доступности всех необходимых предметов на расстоянии «вытянутой руки», достигаемого также за счет брифинг-приставок, подкатных и приставных элементов.

Среди столов наиболее эргономичной признана криволинейная угловая форма. За счет вогнутости большая часть их площади оказывается используемой, поскольку попадает в зону охвата руками человека, равную 35-40 см.

Но если край стола закруглен слишком плавно или его поверхность Г-образной формы, то придется тянуться за бумагами. Площадь столешницы хорошего стола не может быть меньше 1 м2 [4].

Рассмотрим одну из главных частей рабочего места - современное кресло. Часто при выборе будущей обстановки уделяется основное внимание крупным предметам мебели, таким как шкафы и стеллажи: считается, что они в первую очередь обращают на себя внимание и поэтому более значимы для имиджа помещения. А кресла и стулья, от которых больше всего зависит удобство работы, выбираются по остаточному принципу. Это большая ошибка. Ученые подсчитали, что от 75 до 95 % времени на работе мы проводим сидя [1]. А ведь непрерывное сидение уже само по себе наносит большой вред организму и утомляет тело значительно сильнее, чем напряженный физический труд.

Таким образом, современное кресло - это сложнейший многофункциональный механизм, обеспечивающий сидящему в нем человеку две разновидности так называемых «комфортов»: активного и пассивного. Пассивный комфорт связан с особенностями самой конструкции кресла, а активный -с возможностями его индивидуализации и адаптации под индивидуальные параметры пользователя в зависимости от вида выполняемой им работы.

К пассивному комфорту относят: наличие подлокотников и подголовника, утолщения нижней части спинки, подколенника в передней части сиденья, сменных колесиков для разной степени плотности покрытий. Эти постоянные параметры гарантируют, что в таком кресле здоровье сидящего максимально сохраняется даже при статическом использовании кресла, чего нельзя сказать, например, о простом деревянном стуле или табуретке. А если рассматривать кресло в динамике, то оно способно не только подстраиваться под параметры человеческого тела, но и свободно двигаться вместе с ним, а также фиксировать наиболее предпочтительный набор параметров активного комфорта.

Кресла или стулья должны иметь опору на пяти ножках, лучше всего на колесиках, ноги должны опираться удобно на пол или специальную подставку для ног. Компьютерное кресло должно быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также с изменяемым расстоянием от спинки до переднего края сиденья.

В целях снижения статического напряжения мышц рук рекомендуется использовать стационарные или съемные подлокотники, регулирующиеся по высоте над сиденьем и внутреннему расстоянию между подлокотниками. Угол наклона спинки в вертикальной плоскости должен регулироваться в пределах 0 ± 30°. Поверхность сиденья должна иметь ширину и глубину не менее 400 мм, а изменение наклона поверхности сиденья должно осуществляться от 15° вперед до 5° назад. Высота поверхности сиденья изменяема в пределах от 400 до 550 мм [3].

В настоящее время специальными функциями активного комфорта можно считать также «антишок», предназначенный для предотвращения резкого возврата спинки в исходное положение при снятии блокировки механизма качания, а также возможность настройки механизма качания в зависимости от веса пользователя.

Таким образом, кресла и стулья на рабочем месте в определенной комплектации должны включать в себя по крайней мере 90 % всех вышеназванных параметров активного и пассивного комфорта, в противном случае кресло не может считаться соответствующим нормам эргономики.

Рассматривая основные эргономические параметры офиса или предприятия, надо исходить из принципа простоты обращения с мебелью, ее многофункциональности и свободы (оперативности) передвижения работника в офисном пространстве.

Очень важно, чтобы рабочее пространство могло комплектоваться с учетом индивидуальных потребностей работника. Эту задачу решит мобильная мебель, которая может легко трансформироваться в зависимости от представления того или иного человека об идеальном рабочем месте. Наиболее удачным специалисты считают такое расположение мебели, когда необходимые для ежедневной работы полки, тумбы, шкафы находятся на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет исключить ненужные затраты энергии и направить все силы на выполнение своих непосредственных обязанностей. Доказано, что благодаря соблюдению норм эргономики экономится около 35 % рабочего времени.

Таким образом, одним из ключевых факторов долгосрочной эффективности и работоспособности сотрудника является эргономика его рабочего места. Комфортное рабочее место - не просто желание каждого сотрудника, а скорее правило, которому должны следовать абсолютно все работодатели.

Список литературы

1. Панеро, Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. Справочник по проектным нормам / Дж. Панеро, М. Зелник. - М. : АСТ, Астрель, 2008. - 320 с.

2. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. -Вып. 2. - М. : Ин-т психологии РАН, 2011. - 624 с.

3. Управление персоналом. - URL: http://hrm.by/

4. Баканов, А. С. Эргономика пользовательского интерфейса. От проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия / А. С. Баканов, А. А. Обознов. - М. : Ин-т психологии РАН, 2011. - 176 с.

УДК 330.1

ПРОЦЕССИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

А. В. Тарасов, К. Р. Гришаков, С. В. Мальков

В статье рассматривается модель взаимодействия участников электронного правительства и универсальной электронной карты (УЭК), дана их краткая характеристика. Приведен пример оплаты держателем УЭК услуги и дальнейший процесс по взаимодействию участников УЭК друг с другом.

This article describes a model of interaction between participants of electronic Government and the universal electronic card. Also there is their brief description. The article contains an example of the universal electronic card holder's payment services and the further process of interaction between participants the universal electronic card with each other.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.