Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Куницына Светлана Михайловна, Смородинова Мария Васильевна

Введение. Эмпатическая культура один из важнейших коммуникативных феноменов, потенциально присущих личности. Для решения проблемы развития эмпатической культуры подрастающего поколения весьма продуктивным оказывается подход, основанный на использовании произведений русской классической литературы. Данное направление исследований является особо актуальным для обучающихся средних профессиональных учебных заведений, являющихся гармонизирующим фактором взаимоотношений как внутри молодежной среды, так и современного социума. Цель работы состоит в определении степени влияния русской классической литературы на развитие эмпатической культуры обучающихся средних профессиональных учебных заведений. Методы. В исследовании приняли участие 60 студентов Московского государственного института физической культуры, спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича, обучающихся на отделении среднего профессионального образования. В качестве инструментария диагностики уровней развития эмпатической культуры использовались методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении; опросник выраженности эмоциональной эмпатии А. Меграбяна и Н. Эпштейна и методика экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова. Результаты исследования. С целью повышения уровня развития эмпатической культуры были использованы произведения русской классической литературы, изучение которых сопровождалось специально составленными вопросами и заданиями по каждому из подобранных произведений. Путем наблюдения и анализа ответов фиксировалась динамика изменений каждого из компонентов эмпатической культуры обучающихся. В результате количество обучающихся экспериментальной группы обладающих очень высоким и высоким уровнями эмпатической культуры повысился на 26,6% и 23,4% соответственно (χ2 = 13,084; p < 0,05), в то время как уровень эмпатической культуры обучающихся контрольной группы повысился на 3,4% (χ2 = 1,034; p > 0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Куницына Светлана Михайловна, Смородинова Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE EMPATHIC CULTURE OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE BASIS OF WORKS OF RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE

Introduction. Empathic culture is one of the most important communicative phenomena potentially inherent in a person. An approach based on the use of works of Russian classical literature turns out to be very productive for solving the problem of developing the empathic culture of the younger generation. This direction of research is especially relevant for students of secondary vocational educational institutions, which are a harmonizing factor in relationships both within the youth environment and in modern society. The aim of the work is to determine the degree of influence of Russian classical literature on the development of empathic culture of students of secondary vocational educational institutions. Methods. The study involved 60 students of the Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism. Yu.A. Senkevich, studying at the department of secondary vocational education. As a toolkit for diagnosing the levels of development of empathic culture, we used the methodology for diagnosing the level of development of the ability to interpret non-verbal behavior in interpersonal communication; the questionnaire of the severity of emotional empathy by A. Mehrabyan and N. Epstein and the method of express diagnostics of empathy by I. M. Yusupov. Research results. In order to increase the level of development of empathic culture, works of Russian classical literature were used, the study of which was accompanied by specially composed questions and tasks for each of the selected works. By observing and analyzing the answers, the dynamics of changes in each of the components of the empathic culture of students was recorded. As a result, the number of students in the experimental group with very high and high levels of empathic culture increased by 26.6% and 23.4% (χ2 = 13,084; p < 0,05), respectively, while the level of empathic culture of students in the control group increased by 3.4% (χ2 = 1,034; p > 0,05).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-03/ Дата публикации: 30.06.2021 УДК 159.9; 378

В. В. Афанасьев, С. М. Куницынд, М. В. Смородиновд

Развитие эмпатической культуры обучающихся средних профессиональных учебных заведений на основе произведений русской классической литературы

Введение. Эмпатическая культура один из важнейших коммуникативных феноменов, потенциально присущих личности. Для решения проблемы развития эмпатической культуры подрастающего поколения весьма продуктивным оказывается подход, основанный на использовании произведений русской классической литературы. Данное направление исследований является особо актуальным для обучающихся средних профессиональных учебных заведений, являющихся гармонизирующим фактором взаимоотношений как внутри молодежной среды, так и современного социума. Цель работы состоит в определении степени влияния русской классической литературы на развитие эмпатической культуры обучающихся средних профессиональных учебных заведений.

Методы. В исследовании приняли участие 60 студентов Московского государственного института физической культуры, спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича, обучающихся на отделении среднего профессионального образования. В качестве инструментария диагностики уровней развития эмпатической культуры использовались методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении; опросник выраженности эмоциональной эмпатии А. Меграбяна и Н. Эпштейна и методика экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова.

Результаты исследования. С целью повышения уровня развития эмпатической культуры были использованы произведения русской классической литературы, изучение которых сопровождалось специально составленными вопросами и заданиями по каждому из подобранных произведений. Путем наблюдения и анализа ответов фиксировалась динамика изменений каждого из компонентов эмпатической культуры обучающихся. В результате количество обучающихся экспериментальной группы обладающих очень высоким и высоким уровнями эмпатической культуры повысился на 26,6% и 23,4% соответственно (х2 = 13,084; р < 0,05), в то время как уровень эмпатической культуры обучающихся контрольной группы повысился на 3,4% (х2 = 1,034; р > 0,05).

Ключевые слова: эмпатическая культура; обучающиеся средних профессиональных учебных заведений; русская классическая литература, воспитывающий потенциал

Ссылка для цитирования:

Афанасьев В. В., Куницына С. М., Смородинова М. В. Развитие эмпатической культуры обучающихся средних профессиональных учебных заведений на основе произведений русской классической литературы // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 360-374. сМ: 10.32744^.2021.3.25

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-03/ Accepted: 14 February 2021 Published: 30 June 2021

V. V. AFANASYEV, S. M. KUNITSYNA, M. V. SMORODINOVA

Development of the empathic culture of students of secondary professional educational institutions on the basis of works of Russian classical literature

Introduction. Empathic culture is one of the most important communicative phenomena potentially inherent in a person. An approach based on the use of works of Russian classical literature turns out to be very productive for solving the problem of developing the empathic culture of the younger generation. This direction of research is especially relevant for students of secondary vocational educational institutions, which are a harmonizing factor in relationships both within the youth environment and in modern society. The aim of the work is to determine the degree of influence of Russian classical literature on the development of empathic culture of students of secondary vocational educational institutions.

Methods. The study involved 60 students of the Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism. Yu.A. Senkevich, studying at the department of secondary vocational education. As a toolkit for diagnosing the levels of development of empathic culture, we used the methodology for diagnosing the level of development of the ability to interpret non-verbal behavior in interpersonal communication; the questionnaire of the severity of emotional empathy by A. Mehrabyan and N. Epstein and the method of express diagnostics of empathy by I. M. Yusupov.

Research results. In order to increase the level of development of empathic culture, works of Russian classical literature were used, the study of which was accompanied by specially composed questions and tasks for each of the selected works. By observing and analyzing the answers, the dynamics of changes in each of the components of the empathic culture of students was recorded. As a result, the number of students in the experimental group with very high and high levels of empathic culture increased by 26.6% and 23.4% (x2 = 13,084; p < 0,05), respectively, while the level of empathic culture of students in the control group increased by 3.4% (x2 = 1,034; p > 0,05).

Keywords: empathic culture; students of secondary vocational educational institutions; Russian classical literature, nurturing potential

For Reference:

Afanasyev, V. V., Kunitsyna, S. M., & Smorodinova, M. V. (2021). Development of the empathic culture of students of secondary professional educational institutions on the basis of works of Russian classical literature. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 51 (3), 360-374. doi: 10.32744/pse.2021.3.25

_Постановка проблемы

е молодежной среде зачастую приходится наблюдать проявления жестокости, отсутствие сострадания, милосердия, взаимопомощи. Дефицит взаимопонимания приводит к тому, что между молодыми людьми зачастую устанавливаются антигуманные способы взаимоотношений. Разрешить указанную проблему можно путем воспитания культуры взаимоотношений у обучающихся, посредством развития у них чуткости, искренности, внимательного отношения к себе и окружающим, т.е. эмпатии. Эмпатическая культура занимает особое место в системе человеческих взаимоотношений, генетической клеточкой которой выступает эмпатия. Термин «эмпа-тия» в педагогическом словаре представлен как «качество личности, её способность с помощью чувств проникать в душевные переживания других людей, разделять их переживания, сочувствовать им, уметь представить себя на месте другого человека, готовность оказать посильную помощь [1]».

В современных педагогических исследованиях эмпатия рассматривается с различных точек зрения. Например, Л. А. Савицкая занималась изучением социально-педагогических основ развития эмпатии у подростков [2]; Н.В. Афанасьева Н.А., Мозговая, С.В. Салыкова рассматривали проблему педагогической установки учителя на эмпа-тию в процессе взаимодействия с обучающимися [3]; А.В. Козина, Л.В. Веденеева раскрыли сущностные характеристики эмпатии [4]; И.В. Кашуба изучала проблему эмпа-тического потенциала студентов [5].

Как было отмечено выше, эмпатия органически включена в понятие «эмпатическая культура».

По мнению И.М. Насенковой, эмпатическая культура включает в себя эмпати-ческие знания, качества, умения и навыки, опыт эмпатического поведения. Следовательно, развитию эмпатической культуры обучающихся средних профессиональных учебных заведений будет способствовать развитие её составляющих: знаний, умений и навыков, опыта [6]. Наличие эмпатических знаний свидетельствует о том, что человек имеет представление о нормах и правилах поведения, знает способы эмпатического взаимодействия. К эмпатическим качествам относятся наблюдательность, чуткость, воображение, рефлексия, проницательность, уравновешенность; к эмпатическим умениям и навыкам - содействие и сотрудничество, эмпатическое взаимодействие.

Период обучения в колледже (среднее профессиональное образование) приходится на возраст от 16 до 20 лет. В периодизации Д.Б. Эльконина возрастной период 15-17 лет относится к старшему подростковому возрасту. В этом возрасте обучающиеся вполне самостоятельно могут принять решение о продолжении обучения в системе среднего профессионального образования. Возраст от 17 до 20-23 лет И. Ю. Кулагина относит к юношескому. Таким образом, обучение в колледже совпадает с двумя возрастными этапами развития личности.

В целом ряде работ зарубежных исследователей отражены особенности современных юношей и девушек, которые следует учитывать при развитии эмпатической культуры [7]. В своей работе «Исчезновение детства» Н. Постман указывает на то, что границы подросткового возраста расширяются: если ранее считалось, что взросление наступает с 18 лет, то сейчас оно может наступить и в 30 лет [8]. Дж.

Арнет пишет о том, что современным подросткам и юношам надо больше времени для того, чтобы обрести себя [9]. Поиск профессионального пути у молодых людей также затягивается [10]; многие в материальном отношении долгое время зависят от родителей [11].

Для развития эмпатической культуры обучающихся в системе среднего профессионального образования важно учитывать то, что у подростков наблюдается рост открытости опыту [12]: тяга к знаниям и сообразительность, открытость новым впечатлениям и идеям, эстетическим и эмпатическим способностям. Подростки очень чувствительны к отрицательным стимулам и стрессогенным факторам [13].

Существует множество известных и весьма действенных подходов к воспитанию эмпатической культуры [5]. К одному из таких подходов по праву можно отнести подход, основанный на использовании произведений русской классической литературы. Разумеется, данный подход нельзя назвать новым, но потенциал его столь огромен, что остается множество аспектов, которые по-новому открывают воспитывающие грани произведений русской классической литературы. Именно поэтому авторы сочли возможным обратиться к такому неисчерпаемому кладезю образования и воспитания подрастающего поколения и подчеркнуть его «эмпатический аспект» весьма значимый для гармонизации взаимоотношений как внутри молодежной среды, так и между поколениями.

Цель исследования - выявить степень влияния русской классической литературы на развитие эмпатической культуры обучающихся средних профессиональных учебных заведений

_Материалы и методы исследования

В рамках данной работы применялся общенаучный метод анализа педагогической литературы, произведений русской классической литературы. Использовались элементы системного и междисциплинарного подходов позволяющие соответственно рассмотреть процесс развития эмпатической культуры как систему, соотнести его с потребностями развития отечественного образования, установить потенциальные точки роста образовательного процесса в средней профессиональной школе.

В качестве материала для анализа использовались произведения русской классической литературы такие как «Шинель» Н.В. Гоголя [14] и «Смерть чиновника» А.П. Чехова [15]. Знакомство обучающихся с данными произведениями было организовано в рамках изучения дисциплины «Русский язык и литература».

После прочтения данных произведений обучающимся предлагалось письменно ответить на ряд вопросов. Так по повести Н.В. Гоголя «Шинель» обучающимся были заданы следующие вопросы:

1. Выделите главную тему повести «Шинель»?

2. Какая личность предстает перед нами (образ Акакия Акакиевича Башмачкина)?

3. Как коллеги относились к Акакию Акакиевичу?

4. Как герой проводил свой досуг после работы?

5. Почему герой вынужден покупать новую шинель?

6. Как приобретение новой шинели меняет его привычную жизнь?

7. Какие чувства переполняют героя после покупки новой шинели?

8. Как меняется отношение коллег к Акакию Акакиевичу после его появления в новой шинели?

9. В чём заключается особый драматизм ситуации с кражей шинели?

10. С какой целью введён трагичный финал в повести «Шинель»?

11. В чём заключалась трагедия образа Акакия Акакиевича?

12. Какие эмоции вызывает у Вас Акакий Акакиевич?

13. Какие положительные качества Вы можем выделить у Акакия Акакиевича?

14. Что показывает фантастический финал повести «Шинель»?

15. Зачем Н. В. Гоголь вводит фантастический финал?

По рассказу А. П. Чехова обучающимся было предложено ответить на вопросы и выполнить два задания. В качестве вопросов предложены следующие:

1. Как переосмысливает А. П. Чехов проблему «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника»?

2. С какой целью А. П. Чехов вводит в рассказ говорящие фамилии?

3. Где происходят события?

4. Какое событие изменит жизнь экзекутора Ивана Дмитрича Червякова?

5. Почему у генерала Бризжалова резко меняется отношение к Червякову?

6. Чем заканчивается рассказ «Смерть чиновника»?

7. Почему введён трагический финал?

8. Какие положительные качества мы можем выделить у Червякова?

9. Какие чувства у Вас вызывает Червяков?

10. Могут ли такие люди встретиться в наши дни?

11. Какие недостатки высмеивает А. П. Чехов в рассказе «Смерть чиновника»?

12. Почему было выбрано именно такое название?

Задание № 1. Обратитесь к толковому словарю, чтобы уточнить значение следующих слов: чиновник, экзекутор, генерал, ведомство, гаркнул, сконфузился, ехидство, вицмундир, апартаменты, фанфарон, полицеймейстер.

Задание № 2. Выделите в рассказе «Смерть чиновника» А.П. Чехова: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Путем наблюдения и анализа ответов отмечалось, когда обучающиеся начинают сопереживать литературному герою, в какие моменты с их точки зрения судьба героя художественного произведения «пересекается», сближается с их собственной судьбой. Фиксировалось, ставят ли обучающие себя на место литературного героя, начинают ли понимать его лучше, жалеть или сопереживать его жизненным трудностям и невзгодам.

Г"» V»

В качестве инструментария диагностики уровней развития эмпатической культуры на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы использовались следующие методики [16]:

1. Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении (В. А. Лабунская), направленная на изучение когнитивной составляющей эмпатии.

2. Опросник А. Меграбяна и Н. Эпштейна - диагностируется степень выраженности эмоциональной эмпатии (эмоциональный компонент).

3. Методика экспресс-диагностики эмпатии (И. М. Юсупов), которая диагностирует умение поставить себя на место другого, а также способность к эмоциональной отзывчивости (деятельностный компонент).

Таблица 1

Уровни развития компонентов эмпатической культуры в баллах

Уровни Когнитивный Эмоциональный Деятельностный

ОВ 160 82-90 15

ВС 123-159 63-81 13-14

СР 93 37-61 5-12

ДН 60 12-37 2-4

ОН 30 11 и ниже 0-1

Примечание: в таблице приняты следующие сокращения - ОВ - очень высокий; ВС - высокий, СР - средний, ДН - довольно низкий и ОН - очень низкий уровень сформированности когнитивного, эмоционального и деятельностного компонента эмпатической культуры.

Данные методики отвечают критерию «необходимости и достаточности», поскольку позволяют оценить уровень «развитости» базовых компонентов эмпатической культуры - когнитивного (сформированность системы эмпатичных знаний, позволяющих понимать состояние другого), эмоционального (наличие эмпатических качеств, позволяющих принять другого как личность), деятельностного (оказание действенной помощи другому).

_Результаты исследования

В Московском государственном институте физической культуры, спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича на отделении среднего профессионального образования был проведен педагогический эксперимент.

Констатирующий этап

Цель эксперимента заключалась в определении влияния художественной литературы на развитие эмпатической культуры обучающихся и ее отдельных компонентов. В эксперименте приняли участие обучающиеся II-III курсов (по 30 человек в контрольной и экспериментальной группах, из них 24 девушки и 36 юношей). В таблице 2 приведены результаты констатирующего этапа эксперимента, полученные по указанным выше методикам.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня сформированности компонентов эмпатической

культуры

Контрольная группа, чел, (%) Экспериментальная группа, чел, (%)

Уровень Когнитивный Эмоциональный Деятельностный Когнитивный Эмоциональный Деятельностный

ОВ 0 (0%) 0 (0%) 1 (3,3%) 0 (0%) 0 (0%) 0 (0%)

ВС 2 (6,6%) 2 (6,6%) 1(3,3%) 1 (3.3%) 1 (3,3%) 2 (6,6%)

СР 12 (40%) 16 (53,3%) 15 (50%) 13 (43,3%) 16 (53,3%) 16 (53.3%)

ДН 11 (36,6%) 8 (26,6%) 9 (30%) 12 (40%) 9 (30%) 7 (23,3%)

ОН 5 (16,6%) 4 (13,3%) 4 (13,3%) 4 (13,3%) 4 (13,3%) 5 (16,6%)

По результатам констатирующего этапа эксперимента, можно сделать вывод о том, что у обучающихся как контрольной, так и экспериментальной групп, в целом преобладает средний (47,7%) и довольно низкий (31,0%) уровни развития эмпатической культуры. Обучающиеся иногда видят эмоции других людей, умеют сопереживать им, но собственные проблемы их волнуют гораздо больше, по существу, их мало волнуют проблемы окружающих. У 14,4% обучающихся отсутствует «чувствование», им не свойственны переживания за другого человека.

Уровень сформированности эмпатической культуры обучающихся в целом, те. без учета данных по каждому из ее компонентов представлен в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики уровней сформированности эмпатической культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучающихся

Уровень Контрольная группа, чел, (%) Экспериментальная группа, чел, (%)

ОВ 1 (3,3%) 0 (0%)

ВС 2 (6,6%) 2 (6,6%)

СР 14 (46,6%) 15 (50%)

ДН 9 (30%) 9 (30%)

ОН 4 (13,3%) 4 (13,3%)

Представленные в таблице 3 данные дают основание использовать статистические методы анализа результатов эксперимента, в частности критерий Пирсона (хи-квадрат). Таблица содержит 5 строк, 2 столбца. Используя известные формулы и он-лайн-калькулятор получаем: число степеней свободы равно 4. Значение критерия х2 составляет 1,034. Критическое значение х2 при уровне значимости р<0,05 составляет 9,488. Следовательно, связь между факторным и результативным признаками статистически не значима, уровень значимости р>0,05.

Формирующий этап

С целью повышения уровня эмпатической культуры у обучающихся экспериментальной группы и были выбраны указанные выше произведения Н. В. Гоголя и А. П. Чехова. Основанием для их выбора послужило то, что в основе их сюжета лежит социальное неравенство. Авторы мастерски передали невыносимые переживания, внутренние терзания главных героев. В указанных художественных произведениях читатель сталкивается с людьми в тяжелых жизненных ситуациях. Беды и несчастья героев, переданные с такой гениальной точностью, всегда вызывают сильный эмоциональный отклик, приводят читающего к осознанию необходимости поддержки других людей, стремлению помочь тем, кто по тем или иным обстоятельствам требует помощи и сочувствия [17].

Именно такого рода эмоциональные отклики мы и пытались вызвать у обучающихся участвующих в эксперименте. Некоторые особо эмоциональные и не очень содержательно понятные детям эпизоды читались с ними совместно. При этом собственных комментариев мы пытались избежать, с целью не навязывать свое эмоциональное состояние обучающимся и тем самым не влиять на результаты эксперимента. После этих в основном «фрагментарных разборок» и самостоятельного прочтения текста испытуемым было предложено ответить на вопросы и выполнить задания.

Методика проведения занятия. Продуктивным с целью включения обучающихся в работу над произведением является общий рассказ о том, когда написано это произведение, как появилась идея написания, сколько лет автор его писал. В частности рассказывается, что повесть «Шинель» написана Н. В. Гоголем в 1842 г. Повесть относится к популярному в то время направлению - реализму. Около трёх лет длилось работа над созданием повести. Замысел появился не сразу. Идея родилась из анекдота о чиновнике, который по глупости потерял своё ружьё. Но, именно сюжет этого анекдота послужил основанием поднять тему о нелёгкой судьбе маленького человека.

После этого обучающимся задается несколько общих вопросов, например:

Как вы думаете, почему автор затронул именно эту тему?

Актуальна ли проблема маленького человека в наши дни?

С целью формирования у обучающихся «эмпатического качества» им обязательно в рекомендательном порядке задается алгоритм краткого пересказа содержания, где бы они подчеркнули личностные и профессиональные качества главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина, его интересы и склонности.

Например, Акакий Акакиевич Башмачкин родился 23 марта более пятидесяти лет назад в семье чиновника, имя ему было выбрано спонтанно отцом, семьи и друзей не имел, а комнату снимал. Он работал в департаменте в чине титулярного советника на жаловании в четыреста рублей, работу свою любил, с большой ответственностью относился к переписыванию бумаг. Окружающие не серьёзно относились к Акакию Акакиевичу. Сам же Акакий Башмачкин был лишён всяких интересов: не стремился к общению с коллегами, не мечтал о карьере. Единственное его желание было обновить пришедшую со временем в негодность шинель, но сумма оказалась неподъёмной. Башмачкин был вынужден начать серьезно экономить. Через несколько месяцев голодания нужная сумма была собрана. Самый счастливый момент в жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, когда он появляется на работе в обновке. Его приветствовали и поздравляли, даже те, кто раньше не обращали на него никакого внимания. Теперь он стал уважаемым человеком, его даже пригласили на званый ужин.

Следует особо выделить момент в повести, в котором рассказывается о мытарствах героя, о попытках добиться справедливости: на следующий день после того, когда с него «стащили» шинель Акакий Акакиевич отправился в участок, чтобы добиться справедливости. Посетив несколько мест, бегая от чиновника в канцелярию, а потом к секретарю, получив отказ и грубость в ответ, он, так и не смог добиться справедливости. Остался без теплой верхней одежды, заболел и через несколько дней умер.

Важным является умение педагогом выделить эмоциональное наполнение повести. Обучающиеся начинают сопереживать литературному герою, вольно или невольно ставят себя на место литературного героя. Видно, что они начинают понимать его лучше, жалеть, эмоционально сопереживать.

«Закрепить» эту эмоциональную составляющую можно с помощью следующих вопросов:

Какие чувства Вы испытываете к главному герою?

Как к нему относились окружающие?

Какие чувства и эмоции вы испытываете к Акакию Башмачкину?

Как появление новой шинели открывает внутренний мир главного героя?

Как меняется отношение к Башмачкину в коллективе?

Согласны ли Вы, что шинель не вещь, а символ грядущих перемен в жизни главного героя?

Почему в самом тексте произведения нет сострадания к герою?

Вычленить когнитивную составляющую довольно просто, а именно указать на то, как главный герой относиться к своей жизни, коллегам, как окружающие относятся к нему. Тем самым побудить обучающихся задуматься над своей жизнью. Предложить ответить на вопросы:

Почему он старался не реагировать на насмешки со стороны коллег?

Имеет ли внешнее преображение человека столь важное значение и в наши дни?

Почему получив отказ в поимке грабителя, герой «опускает руки»? Он не верит в справедливость или присутствуют другие причины?

Согласны ли Вы, что вся жизнь Башмачкина является тяжёлым испытанием?

Согласны ли Вы, что главные проблемы в повести: равнодушие, бедность, социальное неравенство и отсутствие гуманизма?

Тем самым побудить обучающихся задуматься над своей жизнью.

Подобной рефлексии способствует подведение итогов занятия, в котором преподаватель акцентирует внимание обучающихся на том, что когда в обществе нет места добру, состраданию, сопереживанию, то даже такая незначительная потеря, в виде шинели, может лишить человека смысла жизни, а потом и самой жизни. Возможно, неравнодушие людей в данной повести, могло бы привести совсем к другому финалу. Далее целесообразно обсудить следующие вопросы:

О чём это произведение?

Назовите основную тематику повести?

Согласны ли Вы, что людей чаще оценивают по одежде, а только потом по внутреннему содержанию?

В чём заключается драматизм повести?

Почему был выбран трагичный финал?

Чему учит это произведение?

Деятельностный компонент опосредовано формируется с помощью заданий, например: посмотрите на людей вокруг себя, нуждаются ли они в вашей помощи, милосердии, сопереживании. Подумайте, можете лично вы помочь им и если можете, то сделайте это.

Контрольный этап

Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблицах 4, 5. В таблице 4 даны результаты диагностики уровня сформированности компонентов эмпа-тической культуры. Таблица 5 отражает результаты диагностики эмпатической культуры обучающихся в целом.

Таблица 4

Результаты диагностики уровня сформированности компонентов эмпатической

культуры

Уровень Контрольная группа, чел, (%) Экспериментальная группа, чел, (%)

Когнитивный Эмоциональный Деятельностный Когнитивный Эмоциональный Деятельностный

ОВ 1 (3,3%) 1 (3,3%) 1 (3,3%) 8 (26,6%) 8 (26,6%) 8 (26,6%)

ВС 3 (10%) 3 (10%) 2 (6,6%) 9 (30,0%) 8 (26,6%) 9 (30,0%)

СР 16 (53,3%) 16 (53,3%) 18 (60%) 8 (26,6%) 9 (30,0%) 8 (30,0%)

ДН 6 (20%) 6 (20%) 6 (20%) 4 (13,3%) 4 (13,3%) 4 (13,3%)

ОН 4 (13,3%) 3 (10%) 3 (10%) 1 (3,3%) 1 (3,3%) 1 (3,3%)

Из таблицы 4 следует, что у обучающихся контрольной группы имеет место незначительный рост каждого из компонентов эмпатической культуры. Динамика роста когнитивного компонента эмпатической культуры у обучающихся обладающих ОВ уровнем развития эмпатической культуры составила 3,3%, рост эмоционального и де-ятельностного компонента также составил 3,3%, деятельностный компонент не подрос. Примерно в такой же пропорции выросли указанные компоненты у обучающихся с ВС уровнем эмпатической культуры. Отрицательная динамика зафиксирована по ДН и ОН уровням, которая в среднем составила 11 % и 3,4% соответственно.

В экспериментальной группе ОВ и ВС уровни развития когнитивного компонента эмпатической культуры повысились на 26,6% и 26,7 % каждый. Количество обучающихся с ОН и ДН уровнем снизилось на 10% и на 27,7%. ОВ и ВС уровни развития эмоционального компонента эмпатической культуры повысились на 26,6% и 23,3%. Количество обучающихся с ОН и ДН уровнем снизилось на 10% и на 16,7% соответственно. ОВ и ВС уровни развития деятельностного компонента эмпатической культуры повысились на 26,6% и 23,4% соответственно. Количество обучающихся с ОН и ДН уровнями снизились на 13,3% и на 10%.

Таблица 5

Результаты диагностики эмпатической культуры обучающихся

Уровень Контрольная группа, чел, (%) Экспериментальная группа, чел, (%)

ОВ 1 (3,3%) 8 (26,6%)

ВС 3 (10%) 9 (30 %)

СР 17 (56,6%) 8 (26,6%)

ДН 6 (20%) 4 (13,3%)

ОН 3 (10%) 1 (3,3%)

Расчеты показали, что число степеней свободы равно 4. Значение критерия х2 составляет 13,084. Критическое значение х2 при уровне значимости р=0,05 составляет 9,488. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р <0,05. Уровень значимости р = 0,011. Следовательно, уровень развития эмпатической культуры обучающихся зависит от использования в образовательном процессе значимого фактора, каковым являются произведения классической художественной литературы.

Зафиксированный рост эмпатической культуры обучающихся контрольной группы объясняется тем, что обучающиеся контрольной и экспериментальной групп активно общаются между собой. У определенного числа обучающихся контрольной группы наверняка вызвал интерес сам процесс эксперимента, «и что там делали друзья». Части из них захотелось почитать такую литературу, и они ее действительно прочитали. Другие задумались о важности понимания «другого». Третьи поговорили об этом с друзьями и родителями. Кто-то посмотрел соответствующие фильмы и проникся их содержанием. В общем эффект есть, и он очевидный: классическая литература имеет не только непосредственное, но и опосредованное воспитывающее влияние на личность. В тоже время, нам не удалось вычленить влияние на динамику эмпатической культуры самого процесса ответа на заявленные вопросы и задания. Иначе говоря, пока остается неясным какой вклад в развитие эмпатической культуры внес сам процесс работы обучающихся над вопросами и заданиями.

_Обсуждение результатов

Полученные результаты согласуются как минимум с двумя устойчивыми трендами современных психолого-педагогических исследований [18]. Первый из них касается модельного подхода, когда процесс формирования или развития представляется в виде совокупности функционально связанных между собой компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативного и др.) наполняемых определенным содержанием, а главное отличие выстроенных таким образом моделей состоит в условиях, при которых процесс формирования или развития какого либо феномена протекает наиболее продуктивно или условиях, при которых конкретная модель наиболее эффективна [19].

Отличительным признаком в нашем исследовании является то, что в качестве объекта выступает эмпатическая культура, представленная в виде совокупности трех компонентов, развитие которых происходит на основе (или посредством) специально подобранных произведений русской классической литературы с использованием методических приемов интеграции этого средства в образовательный процесс средних профессиональных учебных заведений.

Представление эмпатической культуры в виде компонентного состава полностью коррелируется с результатами исследований Т.П. Гавриловой [20], М.М. Муканова [21], В.В. Бойко [22], в которых эмпатическая культура представлена в виде ряда компонентов, в частности когнитивного, эмоционального, деятельностного и оценочного. Развитие каждого из этих компонентов может происходить под влиянием художественных фильмов и художественной литературы, что согласуется с мнением и результатами исследований K. Oatley [23].

В такой постановке эмпатическая культура, выступает в определенном смысле как необходимая «экзистенциальная компетенция» будущего специалиста. Такая интерпретация полностью согласуется с теоретическими позициями авторов (Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков) известного доклада «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» опубликованного на сайте компании Global Education Futures в 2018 г., в котором представлена модель навыков 21 века (стр. 77) в виде матрешки, где эмпатия помещена на «глубинном (экзистенциальном)» уровне как качество личности, которое можно и нужно развивать.

Формирование (и/или развитие) компетенций определяет второй тренд современных психолого-педагогический исследований, выполняемых в рамках компетентност-ного подхода в образовании. Имеется в виду, то, что эмпатия является неотъемлемым компонентом компетентностной модели выпускника образовательной организации. В данном исследовании мы опираемся на точку зрения И.А. Зимней [24] о том, что эмпатия так или иначе входит к каждую из известных группу компетенций - относящуюся к себе, к взаимодействию с другими и к деятельности. Полученные нами результаты согласуются с мнением А.В. Хуторского [25] о том, что эмпатия входит в ценностно-смысловые, коммуникативные, когнитивные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования усиливая тем самым духовно-нравственный и деятельно-личностный аспект в обучении и обеспечивая рост личностного опыта обучаемого.

Итак, описанный процесс развития эмпатической культуры обучающихся средних профессиональных учебных заведений на основе произведений русской классиче-

ской литературы позволяет сделать очередной шаг в решении ряда теоретических и прикладных задач современного образования. В частности, это касается расширения имеющихся представлений о возможных модельных интерпретациях эмпатической культуры без привязки к конкретному уровню профессионального образования. Полученные выводы о роли классической литературы в развитии эмпатической культуры обучающихся подтверждают результаты исследований научных школ И.А. Зимней [24] и А.В. Хуторского [25].

Значимым результатом исследования является описание методических приемов использования литературных произведений для формирования компонентов эмпатической культуры обучающихся, что расширяет имеющиеся в работах В.В. Бойко [22], Гаврилова Т.П. [20], Кашуба И.В. [5], М.М. Муканова [21], И.М. Насенковой [6], Рзаева Ж.В. [16], K. Oatley [23], Derksen F., Bensing J. [26], Hojat M., Louis D. [27] представления об инструментальных ресурсах образовательной среды относительно формирования и развития экзистенциальных качеств личности обучающихся.

Заключение

Полученные результаты позволили убедиться в том, что русская классическая литература является эффективным средством развития эмпатической культуры обучающихся средних профессиональных учебных заведений и важнейшим воспитывающим элементом в структуре среднего профессионального образования.

Рассмотрение проблем развития эмпатической культуры обучающихся всех уровней образования можно непосредственно либо опосредовано осуществлять на основе произведений русской классической литературы. Перспективы такого развития охватывают как теоретический, так конструктивно-методические аспекты воспитания.

В теоретическом плане к числу ключевых проблем такого развития относятся: представление об эмпатической культуре как феномене, не привязанном исключительно к институализированным формам конкретного уровня образования, включенным в более широкий образовательный контекст; переосмысление представлений об обучающихся как субъектах «эмпатического» воспитания; анализ инновационных практик воспитания эмпатии как феномена современного образования на всех его ступенях. Требуется работа по расширению и обогащению концептуального и понятийно-терминологического аппарата воспитания эмпатической культуры.

В конструктивно-методическом плане предстоит осмысление и разработка инструментария инновационных подходов к развитию эмпатической культуры обучающихся в условиях цифровой трансформации, т.е. возникает задача использования ресурсов цифровой образовательной среды, методик agile-обучения и воспитания, воспитания эмпатической культуры, основанного на непосредственном опыте, «распределенных» («неучебных») воспитательных практик, практик культурного развития «без готовых ответов».

Особая задача в развитии эмпатической культуры обучающихся состоит в исследовании расширяющегося диапазона профессиональных позиций педагога, что позволит усилить ресурсное обеспечение соответствующей подготовки самих педагогов образовательных организаций.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Изд-во БРЭ, 2002. 528с.

2. Борисенко С. Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: дис... канд. пед. наук. Л., 1989. 196 с.

3. Мозговая Н. А. Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися: дисс... канд. пед. наук. Москва, 1999. 274 с.

4. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. Минск: Бестпринт, 2009. 76 с.

5. Кашуба И.В. Развитие эмпатического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. 154 с.

6. Насенкова И.М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр: автореф. дис... канд. пед. наук. Казань, КГПУ, 1997. 17с.

7. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.

8. Postman N. The Disappearance of Childhood. New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994. 177 p.

9. Arnett J. J. Emerging adulthood(s): The cultural psychology of a new life stage // Bridging cultural and developmental approaches to psychology: New synthesis in theory, research, and policy. Oxford: University Press, 2011. P. 255-275.

10. Кротов Г. Н. К вопросу о понятии общества знаний // Legal Bulletin. 2019.Т.4, № 3. С. 63-73.

11. American Psychiatric Association (APA) (1980), DSM III. Manuale diagnostico e statistico dei disturbi mentali, tr. it. Masson, Milano, 1983.

12. Собкин В. С., Федотова А. В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. 3 (31). С. 23-36.

13. Carrier L. M., Spradlin A., Bunce J. P., Rosen L. D. Virtual empathy: Positive and negative impacts of going online upon empathy in young adults // Computers in Human Behavior. 2015. 52. P. 39-48. doi: 10.1016/j.chb.2015.05.026

14. Гоголь Н. В. «Шинель». М.: Искатель, 2020. 48 с.

15. Чехов А. П. Рассказы. М.: Издательство АСТ, 2017. 443 с.

16. Рзаева Ж.В. Развитие эмпатии у студентов педагогических специальностей: учеб.-метод. пособие. Барановичи: РИО БарГУ, 2010. 90 с.

17. Смородинова М. В. Анализ читательских предпочтений современного студенчества // Искусство и образование. 2020. № 1(123). С. 115-123.

18. Карнеев Р. К., Сухоносов А. П., Карнеева О. А. Психологическая готовность студентов колледжа к построению профессиональной карьеры // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020. № 3. С. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Afanasyev V.V., Ivanova O.A., Rezakov R.G., Afanasyev I.V., Kunitsyna S.M. Organizational environment for the schoolchildrens' professional identities: establishing, modelling, efficiency expectations and long-term development // International journal of civil engineering and technology. 2019. Т. 10. № 2 . С. 1612-1637.

20. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-157.

21. Муканов М.М. Учет индивидуальных особенностей в общении. Алматы, 1961. 312 с.

22. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.

23. Oatley K. Fiction: Simulation of social worlds. Trends in Cognitive Sciences, 2016, 20 (8), pp. 618-628; doi: 10.1016/j. tics.2016.06.002

24. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013 № 4 (4). С. 16-31.

25. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-91.

26. Derksen F., Bensing J., Kuiper S., van Meerendonk M., Lagro-Janssen A. Empathy: what does it mean for GPs? A qualitative study. Fam Pract. 2015. 32(1). С. 94-100.

27. Hojat M., Louis D.Z., Markham F.W., Wender R., Rabinowitz C., Gonnella J.S. Physicians' empathy and clinical outcomes for diabetic patients. Acad Med. 2011. 86(3). С. 359-64.

REFERENCES

1. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Editor-in-chief B. M. Bim-Bad. Moscow, BRE Publ., 2002. 528 p. (in Russian).

2. Borisenko S. B. Metody formirovaniya i diagnostiki empatii uchitelej. Dis. kand. ped. nauk [Methods of forming and diagnosing teacher empathy. Diss. cand. ped. sci.]. Leningrad, 1989. 196 p. (in Russian).

3. Mozgovaya N. A. Formirovaniepedagogicheskoj ustanovki uchitelya na empatiyu vo vzaimodejstviis uchashchimisya.

Dis. kand. ped. nauk [Formation of the teacher's pedagogical attitude to empathy in interaction with students. Diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 1999. 274 p. (in Russian).

4. Ponomareva M. A. Empatiya: teoriya, diagnostika, razvitie [Empathy: theory, diagnosis, development]. Minsk, Bestprint Publ., 2009. 76 p. (in Russian).

5. Kashuba I. V. Razvitiye empaticheskogo potentsiala studentov universiteta v protsesse professionalnoy podgotovki. Dis. kand. ped. nauk [Developing the empathic potential of university students in the process of professional training. Diss. cand. ped. sci.]. Magnitogorsk, 2004. 154 p. (in Russian).

6. Nasenkova I. M. Vospitanie empaticheskoj kul'tury starsheklassnikov vprocesse organizacii delovyh igr. Autoref. dis. kand. ped. nauk [Fostering an empathic culture of high school students in the process of organizing business games. Diss. cand. ped. sci. Abstr.]. Kazan, KGPU Publ., 1997. 17 p. (in Russian).

7. Mid M. Kul'tura i mir detstva. Izbrannye proizvedeniya [Culture and the world of childhood. Selected works]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 429 p. (in Russian).

8. Postman N. The Disappearance of Childhood. New York, Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994. 177 p.

9. Arnett J. J. Emerging adulthood(s): The cultural psychology of a new life stage, Bridging cultural and developmental approaches to psychology. New synthesis in theory, research, and policy. Oxford, University Press, 2011. pp. 255-275.

10. Krotov G. N. K voprosu o ponyatii obshchestva znanij [On the concept of the knowledge society], Legal Bulletin, 2019, vol. 4, no. 3, pp. 63-73. (in Russian).

11. American Psychiatric Association (APA) (1980), DSM III. Manuale diagnostico e statistico dei disturbi mentali, tr. it. [Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, tr. it.]. Masson, Milan, 1983. (in Italian).

12. Sobkin V. S., Fedotova A. V. Podrostok v social'nyh setyah: k voprosu o social'no-psihologicheskom samochuvstvii [Teenager in social networks: on the question of socio-psychological well-being], Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National Journal of Psychology], 2018, no. 3 (31), pp. 23-36. (in Russian).

13. Carrier L. M., Spradlin A., Bunce J. P., Rosen L. D. Virtual empathy: Positive and negative impacts of going online upon empathy in young adults. Computers in Human Behavior, 2015, no. 52, pp. 39-48. DOI: 10.1016/j.chb.2015.05.026.

14. Gogol' N. V. Shinel' [The Overcoat]. Moscow, Iskatel' Publ., 2020. 48 p. (in Russian).

15. Chekhov A. P. Rasskazy [Stories]. Moscow, AST Publ., 2017. 443 p. (in Russian).

16. Rzayeva Zh. V. Razvitiye empatii u studentovpedagogicheskikh spetsialnostey [Development of empathy in students of pedagogical specialties]. Baranovichi, RIO BarGU Publ., 2010. 90 p. (in Russian).

17. Smorodinova M. V. Analiz chitatel'skih predpochtenijsovremennogo studenchestva [Analysis of reading preferences of modern students]. Iskusstvo i obrazovanie [Arts and education], 2020, no. 1 (123), pp. 115-123. (in Russian).

18. Karneev R. K., Suhonosov A. P., Karneeva O. A. Psihologicheskaya gotovnost' studentov kolledzha k postroeniyu professional'noj kar'ery [Psychological readiness of college students to build a professional career]. Bulletin of the International Centre of Art and Education, 2020. no. 3, p. 5. (in Russian).

19. Afanasyev V. V., Ivanova O. A., Rezakov R. G., Afanasyev I. V., Kunitsyna S. M. Organizational environment for the schoolchildrens' professional identities: establishing, modelling, efficiency expectations and long-term development. International journal of civil engineering and technology, 2019, vol. 10, no. 2, pp. 1612-1637.

20. Gavrilova T. P. Ponyatiye empatii vzarubezhnoy psikhologii [The concept of empathy in foreign psychology]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1975, no. 2. pp. 147-157. (in Russian).

21. Mukanov M. M. Uchet individualnykh osobennostey v obshchenii [Taking into account individual characteristics in communication]. Almaty, 1961. 312 p. (in Russian).

22. Boyko V. V. Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh [The energy of emotions in communication: a look at yourself and others]. Moscow, Informatsionno-izdatelskiy dom «Filin» Publ., 1996. 472 p. (in Russian).

23. Oatley K. Fiction: Simulation of social worlds. Trends in Cognitive Sciences, 2016, no. 20 (8), pp. 618-628. DOI: 10.1016/j.tics.2016.06.002.

24. Zimnyaya I. A. Kompetentsiyaikompetentnost vkontekstekompetentnostnogopodkhoda vobrazovanii [Competence and competence in the context of the competence approach in education]. Uchenyye zapiski natsionalnogo obshchestva prikladnoy lingvistiki [Scientific notes of the National Society of Applied Linguistics], 2013, no. 4 (4), pp. 16-31. (in Russian).

25. Khutorskoy A. V. Metodologicheskiye osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podkhoda k proyektirovaniyu obrazovaniya [Methodological foundations of the application of the competence approach to the design of education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], 2017, no. 12, pp. 85-91. (in Russian).

26. Derksen F., Bensing J., Kuiper S., van Meerendonk M., Lagro-Janssen A. Empathy: what does it mean for GPs? A qualitative study, Fam Pract., 2015, no. 32(1). pp. 94-100.

27. Hojat M., Louis D. Z., Markham F. W., Wender R., Rabinowitz C., Gonnella J. S. Physicians' empathy and clinical outcomes for diabetic patients, Acad Med., 2011, no. 86 (3), pp. 359-64.

Информация об авторах Афанасьев Владимир Васильевич

(Россия, Москва) Профессор, доктор педагогических наук, профессор Департамента педагогики и психологии Московский городской педагогический университет;

Профессор кафедры социологии и управления Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет E-mail: vvafv@ya.ru ORCID ID: 0000-0001-7530-2888

Куницына Светлана Михайловна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академия социального управления;

Доцент Департамента педагогики и психологии Московский городской педагогический университет E-mail: svetlana28061979@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-0674-7204

Смородинова Мария Васильевна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат педагогических наук Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича E-mail: masha0531@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-7281-1748

Information about the authors

Vladimir V. Afanasyev

(Russia, Moscow) Professor, Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Moscow City University; Professor at the Department of Sociology and Management Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) E-mail: vvafv@ya.ru ORCID ID: 0000-0001-7530-2888

Svetlana M. Kunitsyna

(Russia, Moscow) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Upbringing Methods and Additional Education Academy of Social Management; Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Moscow City Pedagogical University E-mail: svetlana28061979@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-0674-7204

Maria V. Smorodinova

(Russia, Moscow) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism named after Yu.A. Senkevich E-mail: masha0531@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-7281-1748

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.