Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудашкина О.В., Фадеева О.В., Тарасова С.В.

Статья посвящена актуальной проблеме современной психологии - развитию эмоциональной устойчивости личности. Этот вопрос приобретает особую актуальность у подростков, поскольку в этот период повышена эмоциональность, тревожность и конфликтность. В результате этого проявляются эмоциональные нарушения, которые могут иметь далеко идущие последствия. В статье представлены результаты экспериментального исследования, которое проводилось на базе многопрофильного лицея с использованием методик диагностики эмоциональной стабильности/нестабильности и эмоциональной возбудимости/уравновешенности на выборке 84 учащихся в возрасте 12 - 15 лет. Авторами интерпретированы результаты исследования, которые доказали необходимость дальнейшей целенаправленной работы. В связи с этим авторами был предложен и успешно внедрен психологический тренинг, способствующий развитию эмоциональной устойчивости подростков. Проведенное исследование представляет определенный интерес для студентов и преподавателей педагогических вузов, психологов и педагогов общеобразовательных организаций, поскольку показывает важность и значимость формирования таких качеств подростка, отвечающих за контроль эмоций и адекватность реакций в напряженных эмоциональный ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудашкина О.В., Фадеева О.В., Тарасова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE EMOTIONAL RESILIENCE OF ADOLESCENTS THROUGH PSYCHOLOGICAL TRAINING

The article is devoted to actual problem of modern psychology - development of emotional stability of the personality. This issue acquires a special urgency in adolescent period, because at this period, emotionality, anxiety and conflict are heightened. As a result, emotional disorders appear, which can have far-reaching consequences. The article presents the results of an experimental study which was conducted on the basis of a versatile lyceum, using the diagnostic methods of emotional stability/ instability and emotional excitability/balance on a sample of 84 students aged 12 - 15 years. The authors interpreted the results of the study, which proved the need for further focused work. In this connection, the authors proposed and successfully implemented psychological training that promotes the development of emotional stability of adolescents. The conducted research is of certain interest for students and teachers of pedagogical universities, psychologists and teachers of general educational organizations, because it shows the importance and significance of the formation of such qualities of the teenager responsible for the control of emotions and adequacy of reactions in stressful emotional situations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА»

УДК 37.015.3(045)

Развитие эмоциональной устойчивости подростков средствами психологического тренинга

Developing the emotional resilience of adolescents through psychological training

Кудашкина О.В., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, kudashkinao@yandex. ru

Фадеева О.В., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, ofadeeva71@yandex. ru

Тарасова С.В., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, tarasovaswetlana@mail. ru

Kudashkina O., Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, kudashkinao@yandex. ru

Fadeyeva O., Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, ofadeeva71@yandex.ru Tarasova S., Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, tarasovaswetlana@mail. ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.022

Исследование проведено в процессе выполнения гранта по сетевому взаимодействию вузов-партнеров по приоритетным направлениям научной деятельности (БГПУ им. М. Акмулы и МГПУ им. М.Е. Евсевьева), тема «Развитие эмоциональной устойчивости подростков средствами психологического тренинга».

Ключевые слова: развитие, эмоциональная устойчивость, подростки, психологический тренинг. Keywords: development, emotional resilience, teenagers, psychological training.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современной психологии - развитию эмоциональной устойчивости личности. Этот вопрос приобретает особую актуальность у подростков, поскольку в этот период повышена эмоциональность, тревожность и конфликтность. В результате этого проявляются эмоциональные нарушения, которые могут иметь далеко идущие последствия. В статье представлены результаты экспериментального исследования, которое проводилось на базе многопрофильного лицея с использованием методик диагностики эмоциональной стабильности/нестабильности и эмоциональной возбудимости/уравновешенности на выборке 84 учащихся в возрасте 12 - 15 лет. Авторами интерпретированы результаты исследования, которые доказали необходимость дальнейшей целенаправленной работы. В связи с этим авторами был предложен и успешно внедрен психологический тренинг, способствующий развитию эмоциональной устойчивости подростков.

Проведенное исследование представляет определенный интерес для студентов и преподавателей педагогических вузов, психологов и педагогов общеобразовательных организаций, поскольку показывает важность и значимость формирования таких качеств подростка, отвечающих за контроль эмоций и адекватность реакций в напряженных эмоциональный ситуациях.

Abstract. The article is devoted to actual problem of modern psychology - development of emotional stability of the personality. This issue acquires a special urgency in adolescent period, because at this period, emotionality, anxiety and conflict are heightened. As a result, emotional disorders appear, which can have far-reaching consequences. The article presents the results of an experimental study which was conducted on the basis of a versatile lyceum, using the diagnostic methods of emotional stability/ instability and emotional excitability/balance on a sample of 84 students aged 12 - 15 years. The authors interpreted the results of the study, which proved the need for further focused work. In

this connection, the authors proposed and successfully implemented psychological training that promotes the development of emotional stability of adolescents.

The conducted research is of certain interest for students and teachers of pedagogical universities, psychologists and teachers of general educational organizations, because it shows the importance and significance of the formation of such qualities of the teenager responsible for the control of emotions and adequacy of reactions in stressful emotional situations.

Введение. Ускоренный темп современной жизни и многозадачность являются факторами возникновения у человека стресса, тревожности, раздражительности, постоянно испытываемого психического напряжения и негативных эмоций. Следовательно, для успешной профилактики возникновения и успешного «проживания» указанных состояний у человека должны быть развиты эмоциональные ресурсы, в том числе -эмоциональная устойчивость.

В психологической науке и практике происходит постоянный поиск и разработка все более эффективных средств и способов развития эмоциональной устойчивости. Важность исследования и применения современных технологий развития эмоциональной

устойчивости возникает уже на этапе подросткового возраста, так как эмоции подростков характеризуются непостоянством, повышенной реактивностью, недостаточно сформированной саморегуляцией.

Подростковый период является одним из самых противоречивых и сложных, в котором происходят существенные изменения во всех сферах личности - интеллектуальной, личностной, мотивационной, эмоционально -волевой. Примечательно, что эмоциональная сфера подростка оказывает не меньшее влияние на процессы коммуникации, построения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, самопознания и формирования самооценки. В этот период вырабатывается собственная точка зрения, умение ее отстаивать, в том числе без агрессии, совершенствуется способность регулировать и контролировать проявления своих эмоций, что позволит управлять подростку собой, и на этой основе выстраивать конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми.

Решение многих личностных и межличностных проблем подростка возможно только при развитой эмоциональной устойчивости, сформированность которой предупредит возникновение трудностей в коммуникативной деятельности, научит понимать собственное эмоциональное состояние и конструктивно управлять собственными чувствами и эмоциями. Высокая значимость данной проблемы для развития личности подростка обусловливает актуальность нашего исследования.

Методология исследования. В отечественной психологии проблема исследования, коррекции и развития эмоционально устойчивости всегда была в центре внимания психологов. Методологической основой работы явились труды:

— в области изучения эмоциональной устойчивости как психологического феномена: Л.М. Аболин, В.И. Долгова, П.Б. Зильберман, Д.В. Иванов, Е.П. Ильин, О.А. Конопкин, В.Г. Пичугин, О.А. Черникова и др.;

— в области проявления эмоциональной устойчивости в онтогенезе: Д.В. Иванов, Л.Ф. Мальгина, И.Г. Юдина, Л.В. Тарабкина и др.;

— в области тренинговой работы по развитию эмоциональной устойчивости подростков: А.Г. Грецов, Е.В. Емельянова, С.В. Кривцова, Е.М. Семенова, И.Г. Юдина.

В психолого-педагогической литературе накоплен значительный объем теоретических концепций и положений, раскрывающих понятие «эмоциональная устойчивость». Так, А.В. Мирошин утверждал, что эмоциональная устойчивость «системное интегративное свойство личности, обеспечивающее с помощью произвольной психической саморегуляции высокую эффективность деятельности в условиях негативного влияния различных эмоциональных факторов» [1].

Рассматривая эмоциональную устойчивость, П.Б. Зильберман дает следующее ее определение - это «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [2].

Е.В. Конеева, Т.И. Коток, Я.В. Шимановская, В.А. Морозов, Д.М. Макушина сходятся во мнении о том, что развитие эмоциональной устойчивости особенно важно для подростков, т.к. именно в этот период эмоциональные проявления более интенсивны, и сочетаясь с отрицательными индивидуальными

особенностями имеют все шансы быть фактором девиантных проявлений [3;4].

А.М. Прихожан также подчеркивает, что чрезмерная эмоциональность и острые

эмоциональные реакции являются главными факторами, оказывающими влияние на поведение подростков [5].

В последние годы для развития эмоциональной устойчивости подростков активно используется психологический тренинг. По мнению многих ученых таких как: А.А. Гревцова, Д.М. Рамендика, Е.В. Емельяновой, М.И. Каргина тренинг является эффективным средством воздействия на личность. Однако возможности психологического тренинга как психолого-педагогического средства развития

эмоциональной устойчивости подростков исследованы недостаточно.

Методы исследования. С целью изучения эмоциональной устойчивости подростков нами было организовано исследование на базе МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» Краснослободского района Республики Мордовия. В состав экспериментальной группы включены 84 учащихся 6 - 8 классов, возраст - 12 - 15 лет.

С этой целью был подобран диагностический инструментарий, включающий следующие методики [6]:

1) тест «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин) позволяет исследовать уровень проявления эмоциональной возбудимости, интенсивности эмоций, эмоциональной реактивности, эмоциональной устойчивости.

2) тест «Шкала эмоциональной стабильности/нестабильности (нейротизма)» (Г. Айзенк) позволяет диагностировать нейротизм, характеризующий эмоциональную устойчивость или неустойчивость.

3) методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность» (Б.Н. Смирнов) направлена на определение уровня эмоциональной возбудимости.

Результаты исследования. На первом этапе диагностики использовался тест «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин). Результаты отражены на рисунке 1.

Отрицательное влияние эмоций

Длительность эмоций

Интенсивность эмоций

Эмоциональная возбудимость

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 □ Высокий уровень И Средний уровень 0 Низкий уровень

Рисунок 1. - Данные диагностики эмоциональности подростков по тесту «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин)

Согласно полученным данным у большей части исследуемых подростков (50%) средний уровень эмоциональной возбудимости, у 31% -высокий уровень, а у 19% - низкий. Эмоциональная возбудимость может

обнаруживаться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость и раздражительность.

Высокий уровень интенсивности эмоций преобладает у 42,9% испытуемых, средний уровень - у 35,7%, низкий - у 21,4% испытуемых.

Длительность эмоциональных переживаний на высоком уровне сохраняется у 40,5% подростков, у 33,3% - средний, у 26,2% - низкий.

Отрицательное влияние эмоций на высоком уровне преобладает у 47,7% испытуемых, что

проявляется во вспыльчивости, нервозности, несдержанности и противоречивости характера. Средний уровень выявлен у 33,3% подростков. У них преобладают непродолжительные, малоинтенсивные эмоции, что предопределяет быстрое забывание неприятных ситуаций и моментов. Отрицательное влияние эмоций на низком уровне обнаружено у 19% подростков. У этой категории обучающихся обычно складываются благополучные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, у них наблюдается повышенный уровень стрессоустойчивости и саморегуляции.

Следующим этапом эмпирического исследования стало изучение эмоциональной

стабильности подростков при помощи теста На рисунке 2 представлены суммированные

«Шкала эмоциональной стабильности/ данные диагностики подростков.

нестабильности (нейротизма)» (Г. Айзенк).

Рисунок 2. - Уровни эмоциональной стабильности подростков по тесту Г. Айзенка

Данные эксперимента свидетельствуют, что у чуть менее половины испытуемых (47,6%) выявлен средний уровень эмоциональной стабильности. Высокий уровень обнаружен у 21,4% подростков. Подростки с высоким уровнем эмоциональной стабильности выражают организованность и целенаправленность поведения в стрессовых ситуациях, хорошо адаптируются в новых ситуациях, у них отсутствует напряженность, беспокойство, а также они проявляют склонность к лидерству и общительности, они умеют контролировать собственные эмоции. У 31% подростков выявлен низкий уровень эмоциональной стабильности. В стрессовых ситуациях для этих подростков

характерна нестабильность и импульсивность, частая смена настроения, раздражительность, слабая адаптация.

Таким образом, данные, полученные с помощью методики «Шкала эмоциональной стабильности/нестабильности (нейротизма)» (Г. Айзенк), свидетельствуют о том, что основная часть исследуемых подростков характеризуется средним уровнем эмоциональной стабильности (47,6%).

На рисунке 3 представлен количественный анализ данных, полученных с помощью методики «Эмоциональная возбудимость -

уравновешенность» (Б.Н. Смирнов).

50 40 30 20 10 0

45,3

33,4

21,4

Очень

Высокий высокий Средний

Низкий

Очень низкий

0

0

Рисунок 3. - Данные диагностики эмоциональной напряженности подростков по методике «Эмоциональная

возбудимость - уравновешенность» (Б.Н. Смирнов)

Количественные данные, представленные в таблице 3 свидетельствуют о том, что не выявлено подростков с очень высоким и очень низким уровнями эмоциональной возбудимости. У 45,3% подростков выявлен средний уровень эмоциональной возбудимости. У 33,4% подростков обладают высоким уровнем эмоциональной напряженности. Низкий уровень эмоциональной возбудимости обнаружен у 21,4% испытуемых, что характеризует их как нетерпеливых, беспокойных, вспыльчивых и неуравновешенных.

Таким образом, данные, полученные с помощью методики «Эмоциональная

возбудимость - уравновешенность» (Б.Н. Смирнов) говорят о том, что у большей части подростков выявлен средний уровень эмоциональной возбудимости (45,3%).

Обобщая данные, полученные по всем методикам, можно сделать вывод о том, что для большинства подростков данной выборки характерны следующие показатели

эмоциональной устойчивости: средний уровень эмоциональной возбудимости и эмоциональной стабильности; высокий уровень интенсивности, длительности эмоций, а также высокий уровень отрицательного влияния эмоций на эффективность деятельности и общения. Выявлены также подростки с высоким уровнем эмоциональной возбудимости и низким уровнем эмоциональной стабильности. Полученные данные подтверждают актуальность исследуемой проблемы и необходимость целенаправленно развивать эти качества у подростков.

Развитие эмоциональной устойчивости подростков возможно в ходе психологического тренинга, который был целенаправленно разработан и внедрен во внеучебную деятельность образовательной организации.

Программа психологического тренинга включала 15 занятий, которые проводились 2 - 3 раза в неделю.

Структура тренинга представлена тремя этапами:

1. Подготовительный - направлен на решение задач знакомства и сплочения участников тренинговой группы, создания благоприятной атмосферы, активизации потребности подростков в самопознании.

2. Основной - направлен на приобретение и развитие умений и навыков осознания

собственного эмоционального состояния, снятия эмоционального напряжения.

3. Заключительный - направлен на применение полученных умений и навыков, закрепление полученных результатов, оценку произошедших изменений.

Одним из продуктивных методов является метод дискуссии. Подросткам предлагалось высказать свое мнение, суждение, дать оценку по обсуждаемому вопросу, например, на темы «Цвет моего настроения», «Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями?» и др. Во время групповых обсуждений подростки учатся поддерживать атмосферу доверия и уважения в группе, обращать внимание на каждый ответ, задавать вопросы, выбирать оптимальные решения рассматриваемого вопроса.

Среди тренинговых технологий предпочтение отдавалось двигательным («Справляемся с гневом», «Жмурки», «Запретные движения» и др.), медитативным («Я себя ощущаю...», «Океан», «База» и др.), дыхательным упражнениям («Справляемся с гневом», «Жмурки», «Запретные движения» и др.) и релаксации. Также использовались игры («Тост», «На встречу», Стряхни» и др.) и упражнения, направленные на самопознание («Кто я?», «Я в лучах солнца»), техники арт-терапии («Мой портрет», «Совместное рисование») и др.

По завершению психологического тренинга была проведена контрольная диагностика уровня развития эмоциональной устойчивости подростков.

Данные, полученные на этапе контрольного эксперимента, подтверждают позитивную динамику развития эмоциональной устойчивости подростков. Учащиеся стали более эмоционально устойчивы, уравновешены, научились адекватно использовать методы саморегуляции.

Для оценки статистической значимости различий между экспериментальными данными у респондентов на этапе констатирующего и контрольного экспериментов был использован ^ критерий Стьюдента. Статистический подсчет данных был проведен по всем методикам. Полученные эмпирические значения 1эмп оказались в зоне значимости р<0,01, что доказывает изменения, произошедшие после психологического тренинга. Данные

статистических подсчетов представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Данные статистических подсчетов с помощью t-критерия Стьюдента

Показатель Показатель 1эмп.

Методика ^р.

p<0,05 p<0,01

Тест «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин)

- шкала «Отрицательное влияние эмоций» 29**

- шкала «Длительность эмоций» 11,3**

- шкала «Интенсивность эмоций» 13,1**

- шкала «Эмоциональна возбудимость» 1,99 2,63 18,8**

Тест «Шкала эмоциональной стабильности/нестабильности (нейротизма)» 16,2**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Г. Айзенк)

Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность» (Б.Н. Смирнов) 11,2**

Примечание: *р<0,05; **р<0,01.

Заключение. Полученные результаты указывают, что часть из опрошенных подростков демонстрируют недостаточный уровень эмоциональной устойчивости. С целью разрешения проблемы авторами предлагается использовать развивающий потенциал психологического тренинга, задачами которого являются: формирование навыков распознавания и контроля эмоций, снятия напряжения, повышения стрессоустойчивости, развития позитивного взаимодействия и конструктивного общения. Содержание тренинга рассчитано на исследование психологических проблем подростков, развития самосознания, улучшение эмоционального здоровья и достижение оптимального уровня его психической

устойчивости, а включенные методы, приемы и техники способствуют качественной проработке актуальных переживаний и более успешному взаимодействию с социальной средой.

Данные контрольного этапа исследования доказывают эффективность предложенного тренинга, благодаря которому значительно изменился уровень эмоциональной устойчивости детей подросткового возраста.

Результаты исследования могут

использоваться студентами, преподавателями педагогических вузов, педагогами, психологами для совершенствования состояния

образовательной среды в целях улучшения самочувствия и психического здоровья подростков.

Литература:

1. Мирошин А.В. Эмоционально-волевая устойчивость и ее формирование у студентов: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Мирошин Анатолий Владимирович. - Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина. - Москва, 1989. - 16 с.

2. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора: автореф. дис. ... канд. псих. наук / П.Б. Зильберман. - Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. -Москва, 1990. - 15 с.

3. Конеева Е.В. Проблемы психолого-социальной реабилитации подростков на основе оптимизации эмоциональной устойчивости / Е.В. Конеева, Т.И. Коток // Человеческий капитал. - 2019. -№ 6-2 (126). - С. 282-288.

4. Шимановская Я.В. Актуализация психологических механизмов влияния эмоциональной устойчивости на девиантное поведение подростков / Я.В. Шимановская, В.А. Морозов, Д.М. Макушина // Человеческий капитал. - 2019. - № 6-2 (126). - С. 271276.

5. Прихожан А.М. Психология подросткового возраста / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - Москва: Юрайт, 2015. - 450 с.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.

- 782 с.

7. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание: учебное пособие / А.Г. Грецов. - Москва: Питер, 2011.

- 414 с.

8. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение: учебное пособие / Е.В. Емельянова. - Москва: Генезис, 2016. -372 с.

9. Каргин М.И. Изучение эмоциональной устойчивости у подростков / М.И. Каргин, А.А. Тишкина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2019. - № 1. - С. 186-190.

10. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: учебник и практикум / Д.М. Рамендик. - Москва: Юрайт, 2018. - 136 с.

References:

1. Miroshin A.V. Emotional-volitional stability and its formation at students: abstract of the thesis dis. ... cand. psych. Sciences: 19.00.07 / Miroshin Anatoly Vladimirovich. - Moscow State Pedagogical Institute named after V.I. Lenin. - Moscow, 1989. - 16 p.

2. Zilberman P.B. Emotional stability of the operator: abstract of the thesis dis. ... cand. psych. Sciences / P.B. Zilberman. - Research Institute of General and Pedagogical Psychology. - Moscow, 1990. - 15 p.

3. Koneeva E.V. Problems of psychological and social rehabilitation of adolescents based on the optimization of emotional stability / E.V. Koneeva, T.I. Kotok // Human Capital. - 2019. - № 6-2 (126). - P. 282-288.

4. Shimanovskaya Ya.V. Actualization of the psychological mechanisms of the influence of emotional stability on deviant behavior of adolescents / Ya.V. Shimanovskaya, V.A. Morozov, D.M. Makushina // Human capital. - 2019. - № 6-2 (126). - P. 271-276.

5. Prikhozhan A.M. Psychology of adolescence / A.M. Prikhozhan, N.N. Tolstykh. - Moscow: Yurayt, 2015. - 450 P.

6. Ilyin E.P. Emotions and feelings: textbook / E.P. Ilyin. - St. Petersburg: Peter, 2011. - 782 p.

7. Gretsov A.G. Developmental trainings with teenagers: creativity, communication, self-knowledge: study guide / A.G. Gretsov. - Moscow: Piter, 2011. - 414 p.

8. Emelyanova E.V. Psychological problems of modern adolescents and their solution: study guide / E.V. Emelyanova. - Moscow: Genesis, 2016. - 372 p.

9. Kargin M.I. The study of emotional stability in adolescents / M.I. Kargin, A.A. Tishkina // Actual problems and prospects for the development of modern psychology. -2019. - № 1. - P. 186-190.

10. Ramendik D.M. Personal growth training: textbook and workshop / D.M. Ramendik. - Moscow: Yurayt, 2018. - 136 p.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Сведения об авторах:

Кудашкина Ольга Васильевна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева, e-mail: kudashkinao@yandex.ru

Фадеева Ольга Валентиновна (г. Саранск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева, e-mail: ofadeeva71@yandex.ru

Тарасова Светлана Васильевна (г. Саранск, Россия), старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева, e-mail: tarasovaswetlana@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.