Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения'

Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
532
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быков Сергей Александрович, Ладунова Юлия Алексеевна

В статье анализируется проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР и его влияния на успешность в обучении. Освещены особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР. Представлены результаты апробации программы развития эмоциональной сферы детей с ЗПР на уроках литературного чтения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быков Сергей Александрович, Ладунова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения»

Студентам бакалавриата предлагаем составить синквейны с понятиями: воспитание, воспитанник, воспитатель, коллектив, мероприятие, наказание, поощрение, самовоспитание, семья. Студентам предлагаем составить кластеры:

- принципы воспитания;

- современные концепции воспитания;

- методы воспитания;

- формы воспитания;

- функции классного руководителя.

Предлагаем студентам бакалавриата педагогические ситуации. Примеры педагогических ситуаций:

1. Учительница на перемене услышала, как учащиеся седьмого класса матерятся. Что делать?

2. Выйдя из школы, учительница увидела учеников из пятого класса, мучающих котёнка. Что делать?

Большинство студентов отмечают то, что разбор педагогических ситуаций помогает им справиться с субъективно затруднительными ситуациями, возникшими в процессе педагогической практики.

Данные задания помогают студентам бакалавриата закрепить теоретический материал, подготовиться к практике.

Перед педагогической практикой проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с целью, задачами и этапами практики, узнают задания по педагогической практике. Студенты бакалавриата задают вопросы. Во время подготовительного этапа практики студенты знакомятся с базовой общеобразовательной организацией, преподавательским коллективом, в котором будут проходить педагогическую практику.

Поиск ответов на вопросы, выполнение заданий, участие в установочной конференции помогает студентам бакалавриата подготовиться к практике и успешно её пройти.

Список литературы

1. Войтюк В.П. Обеспечение преемственности школы и вуза через педагогическую практику // Материалы всероссийской научно-практической конференции. II Ялтинские научные чтения. Крым в истории России: прошлое и настоящее. Редколлегия: А.В. Глузман,

3.Ш. Бекирова, Л.П. Нелина (отв. ред.) [и др.]. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь), 2017. С. 147-151.

2. Гашева Л.В., Шлыкова Н.И. Методические рекомендации по организации и проведениюпедагогической практики по направлениям подготовки бакалавриата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psu.ru/podrazdelemya/osnovnye-podrazdelemya/osnovnye-uchebnye/kafedra-pedagogiki/ (дата обращения: 18.06.2018).

3. Юдакова С.В. Педагогическое самообразование студентов вузов в период практик в школе // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции: в 5 частях. Наука и образование в XXI веке. Издательство: ООО «Консалтинговая компания Юком» (Тамбов), 2012. С. 158-161.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Быков С.А.1, Ладунова Ю.А.2

'Быков Сергей Александрович — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики, 2Ладунова Юлия Алексеевна — студент, направление: педагогическое образование: начальное образование, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье анализируется проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР и его влияния на успешность в обучении. Освещены особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР. Представлены результаты апробации программы развития эмоциональной сферы детей с ЗПР на уроках литературного чтения в начальной школе. Ключевые слова: задержка психического развития, эмоциональная сфера, эмоции.

По данным директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильянова, представленным им на коллегии Министерства 10 ноября 2014 года, в 2014- 2015 учебном году в Российской Федерации в образовательных организациях обучалось свыше 479 тысяч детей с ОВЗ, из них 72 тысячи детей имели задержку психического развития [1]. При этом Федеральный государственный образовательный стандарт для лиц с ОВЗ определяет развитие эмоционально-личностной сферы ребенка с ЗПР и коррекцию ее недостатков как одно из ведущих направлений специальной поддержки. В данных реалиях мы можем говорить о том, что уже сегодня перед учителем начальных классов ставится задача по включению детей с ЗПР в общеобразовательную среду. Вполне естественно, что усилия педагогов направлены, в первую очередь, на развитие познавательной активности младших школьников с ЗПР. Однако исследования, проведенные М.В. Вагнеровой, В.В. Лебединским и рядом других автором, показывают, что успешность социальной адаптации детей с ЗПР и результативность их образовательной деятельности во многом зависит от уровня сформированности эмоциональной сферы [4].

Исходя из этого, мы сформулировали цель нашего исследования: выявление особенностей организации работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения.

Психологическая наука определила два подхода к пониманию содержания эмоционального развития. Мы руководствовались деятельностным подходом, который заявляет, что эмоциональное развитие происходит в процессе обогащения эмоционального опыта детей и обучения детей способам выражения эмоций.

Как мы знаем, задержка психического развития характеризуется инфантильностью в поведении и развитии эмоциональной сферы. Типичная яркость в проявлении эмоций у ребенка с ЗПР отсутствует. Они легко и быстро истощаются, в результате чего наблюдается их низкая работоспособность, а от этого напрямую зависит успех в обучении. Они не могут уйти от игры как ведущей деятельности. Отдельно стоит упомянуть, у детей с ЗПР всех типов наблюдаются трудности в вербализации эмоционального состояния, не могут считывать эмоции других людей. У них возникают затруднения с выражением усталости, дискомфорта. Таким образом, эмоциональная сфера детей с ЗПР имеет существенные различия с эмоциональной сферой детей, развитие которых протекает в норме.

На базе МАОУ СОШ №69 (2) г. Тюмени в 3 классе мы провели диагностическое обследование уровня развития эмоциональной сферы детей с использованием двух методик: опросник «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман, Д. Рикс) [2] и «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) [3], адаптировав их для младшего школьного возраста. Результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунках 1 и 2:

Уровень оценки эмоционального состояния

17% .(1 чел)

У Высокая оценка эмоционального состояния

66% (4 чел)

17% (1 чел)

Средняя оценка

эмоционального

состояния

Рис. 1. Результаты проведения методики «Самооценка эмоционального состояния» (А. Уэсмман, Д. Рикс) (в % к числу опрошенных), п=6 чел. (12.02.2018)

Рис. 2. Результаты проведения методики «Эмоциональная идентификация» (в к числу опрошенных), п=6

чел. (13.02.2018)

Входное диагностическое обследование показало, что дети чувствуют себя эмоциональной истощенными, у них нет уверенности в себе, отсутствует способность к самоконтролю эмоциональных проявлений. Им трудно описать эмоциональное состояние, воспринять экспрессивные признаки (мимические), понять эмоциональное содержание, вербализовать и воспроизвести эмоции.

На формирующем этапе мы провели апробацию разработанной нами программы по развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР на уроках литературного чтения на основе образовательной программы «Школа 2100». Данная программа разработана на четверть, состоит из разделов «Животные в нашем доме» и «Мы с мамой и папой», что созвучно с содержанием учебника Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»). Темы занятий позволяют актуализировать эмоциональный опыт детей, что является ключевым условием для развития их эмоциональной сферы. В ходе работы мы использовали такие средства развития эмоциональной сферы, как: эмоциональный портрет, постановка «живых картин» к произведению, пантомимические упражнения, карта эмоций.

Цель: Развить эмоциональную сферу младшего школьника с ЗПР конституционального, церебрально-органического и психогенного типов происхождения.

Целевая группа - 6 учеников 3 класса - 9-10 лет, имеющие диагноз «Задержка психического развития»

Вводный этап - создание опорных схем эмоциональных состояний вместе с детьми и ознакомление родителей с программой развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения.

Основной этап - разработка и проведение уроков по литературному чтению, в ход действия которых внедрены средства развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР.

3. Заключительный этап - оценка уровня развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР

Ожидаемые результаты: - дети способны эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - дети могут понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -развивается эмоциональность, умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; -развивается эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать.

После реализации программы нами было проведено контрольное исследование.

Уровень оценки эмоционального состояния

17% (1 че

17% (1 чел)

J Высокая оценка эмоционального состояния

^ Средняя оценка эмоционального состояния

66% (4 чел)

lJ Низкая оценка эмоционального состояния

Рис. 3. Результаты проведения методики «Самооценка эмоционального состояния» (А. Уэссман, Д. Рикс) (в % к числу опрошенных), п=6 чел. (23.03.2018)

Анализ данных, представленных на рисунке 3, показал, что в результате реализации развивающей программы 3 человека стали оценивать свое эмоциональное состояние на среднем уровне, что означает, что у них исчезло чувство тревоги, но еще сохраняется беспокойство, чувствуют себя бодрыми.

Рис. 4. Результаты проведения методики «Эмоциональная идентификация» (в к числу опрошенных), п=6

Как мы можем увидеть, наметилась позитивная динамика. Результаты, представленные на рисунке 3, говорят о том, что 2 человека способны идентифицировать эмоциональное состояние другого человека, описать его, проявить эмпатию. 3 человека показали, что могут определить ведущую эмоцию, изображенную на рисунке, но имеют трудности с выявлением причин эмоционального состояния персонажей и соотнесением рисунка и фотографии. 1 человек с трудом определил эмоциональное состояние персонажа, не знает, на что нужно обратить внимание при описании эмоции.

Таким образом, использование средств развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР на уроках литературного чтения представляется нам обоснованным.

1. Белявский Б.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития Российской Федерации: риски и перспектива // Федеральный институт развития образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/Belyavskiy.pdf/ (дата обращения: 06.11.2017).

2. Бруннер Е.Ю. Методика самооценки эмоциональных состояний (Уэсманн А, Рикс Д.) // Персональный сайт Бруннера Е.Ю. [Электронный ресурс]. URL: http://brunner.kgu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=444:uesman&catid=2 0:2010-07-08-04-48-24/ (дата обращения: 18.04.2016).

3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие. М.: «Академия», 2007. 144 с.

В Высокий уровень LI Средний уровень М Низкий уровень

чел. (23.03.2018)

Список литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.