НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ
Развитие эмоционального интеллекта при изучении поэтического творчества на уроках
литературы
Наталья Александровна Наконечная
старший преподаватель кафедры отечественной и зарубежной литературы Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Москва, Россия kiss247@yandex.ru 0000-0000-0000-0000
Татьяна Геннадьевна Демиденко
старший преподаватель кафедры отечественной и зарубежной литературы Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Москва, Россия 67demidenko@mail.ru 0000-0000-0000-0000
Поступила в редакцию 05.04.2022 Принята 19.05.2022 Опубликована 20.06.2022
« 10.25726А/4125-1938-9052-ш
Аннотация
В статье рассматриваются задачи и возможности развития эмоционального интеллекта ученического коллектива. Обозначен круг воспитательных задач, которые могут быть решены при изучении лирических произведений на уроках литературы. Обосновывается эффективность работы с поэтическим текстом в указанном направлении. Рассматриваются методические возможности урока литературы в пробуждении «чувствования». Показаны приемы работы с синкретичными видами искусства, позволяющими активизировать эмоциональное погружение в учебный материал. В работе предпринята попытка открытия нового подхода к изучению лирических произведений, не сводящегося к формальному анализу формы и содержания произведения, а позволяющего глубоко проникнуть в истоки авторского замысла, понять идейное содержание произведения. Указанный подход способствует активному самопознанию и раскрытиюдуховного и творческого потенциала учащихся. Разработанные задания, рекомендации по работе с текстом лирического произведения на занятиях по литературе помогут учителю-словеснику построить урок, который вызовет правильный эмоциональный отклик.
Ключевые слова
восприятие, эмоциональный интеллект, психология искусства, методика преподавания литературы, изучение лирики, приемы чтения лирического произведения, духовная сфера личности, эмоционально-духовное развитие, воспитание целостной личности, анализ лирического произведения.
Введение
Современная общественная жизнь характеризуется стремительным развитием информационных технологий, что влечет за собой появление новых нравственных вызовов для современного человека (Хопренинова, 2013). С одной стороны, технические новшества ускоряют
взросление, оптимизируют обучение и социализацию детей. С другой стороны, информационный шум, неограниченный доступ к информации, дезорганизация жизненных процессов трансформируют традиционные процессы развития личности как в семье, так и в учебных заведениях, активно заполняя жизненное пространство растущего человека агрессивным воздействием средств массовой информации, практически неограниченными и далеко не всегда полезными коммуникациями (Наврузова, 2021).
Как отмечают педагоги и психологи, ситуация, сложившаяся в воспитании и обучении, направленном на активное повышение интеллектуальных способностей учащихся, часто сводит к формальности работу с эмоциональной сферой личности учащихся. В этой связи, как следует из итогов наблюдений современных педагогов и психологов, значительно снижается уровень «чувствования» учеников. Так, К. В. Миронова отмечает, что часто «учитель-словесник недооценивает важность эмоционального, личностного и духовного развития учащихся на уроках, посвященных лирике, ориентирует школьников на усвоение идейно-тематического содержания стихотворения, что ведет к формальному отношению к стихам и не дает глубины понимания. В результате даже и этому процессу интеллектуального развития учащихся педагог по большому счету не содействует, поскольку подростки остаются интеллектуально и эмоционально пассивными» (Миронова, 2010). А эмоциональная вовлеченность, как известно, делает восприятие эффективным, живым, глубоким.
В последнее десятилетие в исследованиях психологов и педагогов частым стало использование термина «эмоциональный интеллект». Этот термин из психологии, впервые употребленный в 1990 году Дж. Мейером и П. Сэловеем, обозначает способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций, а также способность понимания эмоций и управления ими, что в свою очередь ведет к эмоциональному и интеллектуальному росту личности. Именно приятие и понимание собственных и чужих эмоций является одной из основных проблем в процессе становлении личности в системе гуманистического образования и воспитания.
Отметим, что развитие эмоционально-духовной сферы обучающегося представляется нам ведущим направлением воспитательной работы, реализуемой в рамках уроков литературы в современную эпоху культурной и нравственной дезориентации молодежи: «Важно, чтобы человеческой души хватило на то, чтобы жить по-человечески и дела делать тоже по-человечески» (Чистякова, 2021).
В этой связи настоящее исследование имеет целью выявление наиболее перспективных методических приемов развития эмоционального интеллекта при изучении лирики на уроках литературы.
Основной задачей настоящего исследования является обобщение методического опыта по указанному вопросу, поиск и систематизация методических приемов, необходимых для развития эмоциональной и духовной сферы личности учащихся на материале различных поэтических текстов.
Практическая ценность работы заключается в методической помощи учителю-предметнику при реализации основных задач ФГОС, определяющего в качестве главенствующих факторов не только рациональные регуляторы деятельности, но и стабильную платформу духовно-нравственного развития личности, которая базируется на способности к эмоциональным переживаниям и возможности понимать не только себя, но и окружающих. Мотивация и жизненная позиция, ориентированная на взаимопонимание и взаимодействие с социумом, осознанность, по мнению многих исследователей, могут формироваться только в условиях развития эмоционального интеллекта (Шатохина, 2020).
Материалы и методы исследования
В развитии эмоционального интеллекта личности именно изучение поэзии, по нашему мнению, является одним из самых ресурсных элементов в воспитательно-образовательном процессе творческой направленности. Проведение планомерной работы по раскрытию творческого потенциала и формированию эмоционально-чувственной сферы является важнейшей задачей уроков, посвященных лирике (Саввинова, 2008). Исследователи отмечают: «Соприкосновение с лирическим родом литературы - наиболее субъективным и одновременно нацеленным на выражение всеобщего, общебытийного, - переживание и осмысление произведения призваны способствовать формированию у подростков рефлексивных компонентов сознания, развивать динамичность и ассоциативность
мышления, активизировать внимание, воображение, память и другие психические познавательные процессы, помогая перейти на качественно новый уровень восприятия действительности и взаимодействия с ней» (Миронова, 2010).
История изучения эмоций как особого интеллекта личности и влияния искусства, в частности лирики, на эмоционально-духовную сферу человека восходит к трудам Л. С. Выготского, А.А. Леонтьева, В.П. Зинченко (Выготский, 1991)
Понятия «эмоциональный интеллект» и «духовный интеллект» имеют тесную взаимосвязь в сфере практического применения. Под «духовным интеллектом» понимается способность, с помощью которой человек познаёт смысл своей жизни, различных событий, а также определяет ценностные ориентиры. Духовный интеллект не только способствует развитию эмоционального интеллекта и даёт возможность осознавать свои эмоции и эмоции окружающих, но и помогает постигать их смысл, осознавать свои ценности и действовать в соответствии с ними, достигать ценностно-значимых результатов для себя и других (Айзенк, 1995).
Отличие же «эмоционального интеллекта» заключается в том, что это оборотная сторона рационального интеллекта, способность человека управлять своими эмоциями, понимать эмоции и намерения других и, благодаря этому, эффективно решать любые задачи. Особенность эмоций в том, что они индивидуальны, каждый человек будет по-своему реагировать на внешние факторы, и это нужно учитывать. Только лишь «высокий показатель эмоционального интеллекта позволяет человеку эффективно коммуницировать» и достигать совместных результатов» (Гоулман, 2008).
Учитывая синкретический характер основной проблемы настоящего исследования, считаем целесообразным использование междисциплинарного подхода с привлечением знаний из сферы психологии, литературоведения, языкознания, философии, культурологии, которые, так или иначе, затрагивают проблемы не только поэзии и литературы, но и творчества в целом. Настоящая публикация в данной области представляет собой, на наш взгляд, синтез знаний из смежных дисциплин и уникальный исследовательский продукт (Люсин, 2004).
Результаты и обсуждение
В ходе изучения проблемы мы опирались на феномен восприятия поэтических произведений молодым читателем, процесс порождения его эмоций, «примерки» мыслей, переживаний и чувств поэта к собственным мыслям, чувствам и переживаниям.
Далее нами будут рассмотрены основные приемы, которые, на наш взгляд, помогут наиболее эффективно использовать поэтический текст на уроках литературы с целью эмоционально насытить обучающегося:
1. Установление эмоциональной связи с ученическим коллективом
Суть приема заключается в определении особенностей возможного (или конкретного) эмоционального состояния поэта при написании стихотворения. Данный этап используется при изучении истории создания произведения, обращении к биографии поэта (Интинтиева, 2020). Следует также отметить, что внимание учеников к изучаемому произведению всегда необходимо привлекать уже с первых минут проведения урока в момент целеполагания. Безусловно, интерес может пробудить эмоциональная подача материала. Она активизирует внутренние мотивы к познанию, эмоциональную палитру человека, вызывает душевный отклик к напряженному моменту, событию, описанному в отрывке, что в целом может способствовать росту читательского интереса у учеников;
2. Чтение и обсуждение вызванных прочтением стихотворений эмоций (вариантивно - с заполнением таблицы эмоциональных реакций)
Учащимся предлагается прочитать стихотворение в различных манерах (мужской, женской) с целью передачи красоты и эмоциональности художественного текста или его фрагмента. При первом знакомстве со стихами автора крайне необходимо использовать данный прием, иначе эффекта на эмоциональную сферу учеников и нужного восприятия мыслей не будет. Заполнить таблицу каждый ученик группы может после прослушивания, опираясь на субъективное восприятие услышанного текста. По итогам чтения учитель называет преобладающие эмоции группы;
3. Прием намеренно невыразительного чтения
После обсуждения эмоций, которые испытывал поэт при написании лирического произведения, для сохранения интриги и вызова резонанса предлагается прочитать стихотворение ровным спокойным тоном, без выделения логических центров. Отсутствие передачи голосом и интонацией каких-либо эмоций, несоблюдение принципа правильной расстановкой пауз привлекает учащихся и заставляет включиться в обсуждение ошибок чтения;
4. Подбор абстрактного цветного изображения к стихотворению
Заранее трем-четырем ученикам дается задание нарисовать абстрактное изображение в разнообразном цветовом решении на темы эмоций, которые часто вызывают затруднение в определении, например: «скорбь», «грусть», «тоска», «ревность», «злость», «обида», «гнев», «страх», «одиночество». Далее учитель обсуждает с группой учащихся указанные эмоции (это могут быть любые эмоциональные состояния) и изображения. После того как определены особенности чувств, группа учащихся получает задание определить, какие оттенки чувств испытывает лирический герой изучаемого лирического произведения. Далее учащиеся определяют, насколько соответствует цветовое определение чувства в нарисованной абстракции тому чувству, которое транслируется поэтом;
5. Подбор музыкального сопровождения
Еще одним вариантом эмоционального отклика может послужить подбор музыкального сопровождения в соответствии с настроением лирического произведения. Учитель заранее готовит несколько мелодий. Далее ведется обсуждение с ученическим коллективом, какие именно эмоции заставляет чувствовать та или иная композиция и какая из представленных мелодий соответствует эмоциональному состоянию лирического героя изучаемого произведения. Использование возможностей синтеза искусств помогает удержать внимание учащихся, способствует их более глубокому эмоциональному погружению в произведение. Подробный анализ текста путём обсуждения ассоциативных (визуальных, музыкальных) рядов, активации возможностей воображения и фантазии позволит ученикам эффективно осознать собственные чувства, реакции других людей на одни и те же ситуации; поможет им проецировать и переносить собственные переживания на художественный текст;
6. Параллельные темы
Для реализации этого приема при изучении поэтического творчества конкретного автора учитель подбирает стихотворения из одной тематической группы, которые принадлежат различным авторам. Ученики читают стихотворения, обсуждают их идейное содержание (Богданова, 2002). Целью работы является не только сравнение художественных особенностей изучаемых произведений, но и сопоставление эмоций, которые пытался передать или вызывать каждый из авторов поэтических строк.
Представленные приемы, как показывает опыт их практического применения, способствуют развитию умений ученика работать с текстом, в первую очередь - быстро находить нужную информацию и анализировать ее; указанные приемы также способствуют развитию грамотной речи учащихся и формированию у них способности доказывать и представлять свою точку зрения.
Обозначенные нами приёмы способствуют объединению эмоционального погружения и активной творческой деятельности ученической группы, и способствуют созданию у обучающихся материального представления об определенной мысли, эмоции. / материального образа определённой мысли, эмоции.
Урок литературы, который не сводится к традиционной модели и в рамках которого используются описанные приемы деятельности, приводящие к бурному обсуждению, дискуссии, объединению учащихся в решении общей задачи (что, соответственно, влечет передачу эмоций от одного человека к другому), является, на наш взгляд, наиболее перспективным в плане развития эмоциональной грамотности каждого ученика, прикоснувшегося к волшебству поэтического слова.
Заключение
Эмоциональная сфера, наравне с интеллектуальной, играет важнейшую роль в формировании языковых навыков и речевых умений, развитии мотивации, способности к качественной социализации. Поскольку лирическое произведение требует от читателя непосредственного включения в образ-переживание, нами доказано, что эмоциональный, методически разнообразный, урок литературы по
изучению поэтического творчества с применением вышеописанных приемов становится полезным инструментом для педагога в развитии эмоционального интеллекта учащихся. Лирическое стихотворение, которое традиционно трактуется как нерасторжимое единство эмоционального контекста героя и субъективного восприятия поэтического контекста, на уроке литературы становится важнейшим средством пробуждения способности чувствовать и понимать свои чувства.
Список литературы
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. М: Вопросы психологии, 1995. 111 с.
2. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб.для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 400 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 168 с.
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 250 с.
5. Интинтиева А.И. Развитие эмоционального интеллекта на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. 301 с.
6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М.: Смысл, 2004. 175 с.
7. Миронова К.В. Психолого-дидактическое исследование проблемы восприятия лирической поэзии учащимися подросткового возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 2. С. 37-43.
8. Миронова К.В. Уроки изучения лирики как микроуровень образовательной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала подростков // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей, Москва, 17-18 марта 2020 года. М.: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. С. 324-328
9. Наврузова Е.П. Развитие духовно-эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы // Наука и образование сегодня. 2021. № 10(69). С. 58-60.
10. Саввинова A.M. Л. С. Выготский о восприятии лирики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76-1. С. 301-305.
11. Хопренинова В. А. Эстетическое переживание как условие художественного восприятия поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе // Наука и школа. 2013. № 6. С. 64-68.
12. Чистякова Н.А. Образ героя-предпринимателя в русской классической литературе как залог социально ответственных принципов современного российского предпринимательства// Управление образованием: теория и практика. 2021. № 1(41). С. 349-356.
13. Шатохина Г.М. Формирование функционального чтения через развитие эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы. Пенза: Наука и просвещение, 2020. 289 с.
The development of emotional intelligence in the study of poetry in literature classes Natalya A. Nakonechnaya
Senior Lecturer, Department of Russian and Foreign Literature, Moscow Financial-Industrial University "Synergy Moscow Financial-Industrial University "Synergy Moscow, Russia kiss247@yandex.ru 0000-0000-0000-0000
Tatiana G. Demidenko
Senior Lecturer, Department of Russian and Foreign Literature, Moscow Financial-Industrial University "Synergy Moscow Financial-Industrial University "Synergy Moscow, Russia 67demidenko@mail.ru 0000-0000-0000-0000
Received 05.04.2022 Accepted 19.05.2022 Published 20.06.2022
0 10.25726A/4125-1938-9052-w
Abstract
The article deals with the tasks and possibilities of developing the emotional intelligence of the students. The range of educational tasks that can be solved by studying lyrical works in literature classes is outlined. The effectiveness of work with the poetic text in this direction is substantiated. The methodological possibilities of the literature lesson in awakening "feeling" are considered. The methods of work with the syncretic arts, which help activate the emotional immersion into the educational material, are described. The author tries to discover a new approach to the study of lyrical works, which isn't limited to the formal analysis of the form and content of the work; it allows getting the insight into the author's concept and understanding the work's ideological content, accompanied by active self-knowledge and disclosure of the spiritual and creative potential of the students. The developed tasks and recommendations for working with the text of a lyrical work in the literature lessons will help the teacher-verbalist to build a lesson that will cause a proper emotional response.
Keywords
perception, emotional intelligence, psychology of art, methods of teaching literature, the study of lyrics, techniques for reading a lyrical work, the spiritual sphere of personality, emotional and spiritual development, education of the whole person, the analysis of the lyrical work.
References
1. Ajzenk G.Ju. Intellekt: novyj vzgljad. M: Voprosy psihologii, 1995. 111 s.
2. Bogdanova O.Ju. Metodika prepodavanija literatury: Ucheb.dlja stud. ped. vuzov / O.Ju. Bogdanova, S.A. Leonov, V.F. Chertov; pod red. O.Ju. Bogdanovoj. 2-e izd., ster. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. 400 s.
3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Pedagogika, 1991. 168 s.
4. Goulman D. Jemocional'nyj intellekt. M.: AST, 2008. 250 s.
5. Intintieva A.I. Razvitie jemocional'nogo intellekta na vneurochnyh zanjatijah po russkomu jazyku
1 literature. Ufa: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju «Agentstvo mezhdunarodnyh issledovanij», 2020. 301 s.
6. Ljusin D.V. Sovremennye predstavlenija ob jemocional'nom intellekte. M.: Smysl, 2004. 175 s.
7. Mironova K.V. Psihologo-didakticheskoe issledovanie problemy vosprijatija liricheskoj pojezii uchashhimisja podrostkovogo vozrasta // Teoreticheskaja i jeksperimental'naja psihologija. 2010. T. 3. № 2. S. 37-43.
8. Mironova K.V. Uroki izuchenija liriki kak mikrouroven' obrazovatel'noj sredy, sposobstvujushhej raskrytiju tvorcheskogo potenciala podrostkov // Jekopsihologicheskie issledovanija-6: jekologija detstva i psihologija ustojchivogo razvitija: sbornik nauchnyh statej, Moskva, 17-18 marta 2020 goda. M.: Zakrytoe akcionernoe obshhestvo "Universitetskaja kniga", 2020. S. 324-328
9. Navruzova E.P. Razvitie duhovno-jemocional'nogo intellekta shkol'nikov na urokah literatury // Nauka i obrazovanie segodnja. 2021. № 10(69). S. 58-60.
10. Savvinova A.M. L. S. Vygotskij o vosprijatii liriki // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. № 76-1. S. 301-305.
11. Hopreninova V.A. Jesteticheskoe perezhivanie kak uslovie hudozhestvennogo vosprijatija pojeticheskogo teksta na urokah literaturnogo chtenija v nachal'noj shkole // Nauka i shkola. 2013. № 6. S. 6468.
12. Chistjakova N.A. Obraz geroja-predprinimatelja v russkoj klassicheskoj literature kak zalog social'no otvetstvennyh principov sovremennogo rossijskogo predprinimatel'stva// Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2021. № 1(41). S. 349-356.
13. Shatohina G.M. Formirovanie funkcional'nogo chtenija cherez razvitie jemocional'nogo intellekta shkol'nikov na urokah literatury. Penza: Nauka i prosveshhenie, 2020. 289 s.