Научная статья на тему 'Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности'

Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3836
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ДОШКОЛЬНИК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСОВАНИЕ / ЛЕПКА / АППЛИКАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киричек К.А., Чибисова А.Е., Кисличко Т.Р., Бейч А.Е., Шепелева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности»

УДК 372.3

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Киричек К. А.1, Чибисова А. Е.2, Кисличко Т. Р.3, Бейч А. Е.4, Шепелева О. В.5, 2018 1 Ставропольский государственный педагогический институт, к.п.н., доцент кафедры математики

и информатики, Ставрополь 22 3, 4 5Ставропольский государственный педагогический институт, студентка психолого-

педагогического факультета, Ставрополь

Аннотация: в статье описаны современные тенденции в развитии дошкольного образования, рассмотрена интеграция как одна из ведущих методологических основ обучения. Раскрыты возможности развития элементарных математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности, а именно в процессе выполнения заданий с элементами рисования, лепки, аппликации на непосредственно образовательной деятельности по математике. Приведены примеры заданий по развитию математических представлений детей 3 - 7 лет на материале изобразительной деятельности.

Ключевые слова: математика, дошкольник, изобразительная деятельность, рисование, лепка, аппликация.

THE DEVELOPMENT OF ELEMENTARY MATHEMATICAL NOTIONS BY MEANS OF

VISUAL ACTIVITY

KirichekK.A.1, Chibisova A.E.2, Kislichko T.R.3, Beich A.E.4, Shepeleva O.V.5, 2018 Candidate of pedagogical sciences, docent, Stavropol State Pedagogical Institute, the sub-faculty of

mathematics and informatics, Stavropol 22 3, 4 5student, Stavropol State Pedagogical Institute, the faculty of Psychology and Pedagogics,

Stavropol

Annotation: the article describes the current trends in the development of preschool education, considered integration as one of the leading methodological foundations of education. Opportunities for the development of elementary mathematical representations of preschool children by means of visual activity are revealed, namely, in the process of performing assignments with drawing, modeling, and applications on directly educational activities in mathematics. Examples of assignments for the development of mathematical representations of children aged 3 to 7 on the material of visual activity are given.

Keywords: mathematics, preschool, visual activity, drawing, modeling, applique.

Введение. Российская образовательная система подверглась значительным преобразованиям в ходе недавнего реформирования. В связи с изменением требований к результатам обучения были разработаны новые образовательные стандарты, которые затронули и работу дошкольных учреждений. Воспитательная деятельность в современной дошкольной образовательной организации (ДОО) направлена на создание оптимальных условий для формирования личности ребенка, полноценного развития его интеллектуальной, физической и духовной сфер. Кроме того, задачей дошкольных учреждений становится подготовка воспитанника к предстоящему обучению в школе.

Одной из образовательных областей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, выступает «Познавательное развитие», в состав которой входит формирование элементарных математических представлений дошкольников. Элементарные математические представления - комплекс знаний о форме, величине, количестве, пространстве, времени, свойствах и отношениях объектов в доступной для ребенка форме и в том объеме, который необходим ему для познания окружающей действительности на данном возрастном этапе. Сегодня школа выдвигает значительно более высокие требования к уровню подготовки поступающих в первый класс детей, вследствие чего необходимо более осознанно выбирать программы математического обучения в ДОО, методики, технологии и средства дошкольного математического развития [1], но при этом «не перегрузить» ребенка, не снизить учебную мотивацию

[2]. В силу чего педагоги дошкольного образования должны быть готовы к реализации математического развития детей с учетом современных требований развития образования и общества

[3].

Основная часть. Анализ нормативных документов, регламентирующих организацию работы российских ДОО, позволил выделить следующие задачи, решению которых должно способствовать математическое развитие воспитанников:

1) формирование первичных представлений о свойствах (форма, цвет, размер и др.) и отношениях (количественных, пространственных и др.) предметов окружающего мира;

2) формирование базовых математических представлений (о числе, свойствах натурального ряда, части и целом, сущности простейших математических операций и др.; форме; величине);

3) развитие приемов мыслительных операций (сравнения, обобщения, аналогии, анализа, синтеза, классификации др.), способности к диалогу, навыков аргументации;

4) развитие познавательного интереса и познавательных способностей [4].

Объем информации, который должен быть усвоен дошкольником в процессе математического обучения в ДОО, так же как и сложность учебного материала, за последнее десятилетие значительно возросли. В.Н. Белкина и Н.А. Тимофеева в своей работе «Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов» [5] отмечают, что знакомство с числами и цифрами, выработка навыков счета и измерения начинается на более ранних этапах обучения. По их мнению, выпускники детского сада должны иметь базовые представления о двузначных и отрицательных числах, дробях, действиях умножения и деления. В современных методических пособиях предлагается знакомить дошкольников со способами измерения длины, массы, площади, объема; изучать не только элементарные геометрические фигуры, но и точки, линии, отрезки, лучи, углы и их виды; осваивать систему координат и обучать детей принципам составления планов различного типа и масштаба.

Обозначенные изменения содержания математического образования обуславливают внедрение новых технологий и новой методологии обучения. В дошкольных учреждениях широко применяются интерактивные компьютерные программы и мультимедийные средства презентации учебного материала. Активное применение находит технология моделирования: используются модели числа (палочки Кюизенера), геометрических фигур (блоки Дьенеша), модели времени (календари), модели части и целого. Сегодня получили широкое распространение игровые технологии обучения; дидактические игры математического содержания для дошкольников («Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», игры Никитина, Воскобовича и т.п.). Они являются не только эффективным инструментом обучения, но и средством развития познавательного интереса. Воспитатели также используют технологию решения проблемных ситуаций, при которой дети знакомятся с новыми математическими понятиями, открывают связи и отношения между ними, решают разные логические и творческие задачи [6].

Задания в современных методических пособиях достаточно часто носят не репродуктивный характер. Они направлены на формирование логических приёмов умственных действий и отработку способов их практического применения. Преобладают упражнения на установление сходства (или отличия) объектов по заданным (или определяемым самостоятельно) признакам и свойствам; на нахождение закономерности построения рядов по одному или нескольким сенсорным признакам и др. Большое внимание уделяется развитию умения выявления изменений и зависимостей, навыков формулировки вывода, аргументации [7].

Закономерным следствием внедрения в систему дошкольного образования принципа междисциплинарной интеграции, который представляет одну из ведущих методологических основ современного образования, явилась реализация интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Интеграция в учебном процессе предполагает направленность на создание единой образовательно-развивающей среды, где отрывочные знания о предметах и явлениях окружающего мира объединяются в единую, целостную картину, составляющую детское мировоззрение. Реализация интегрированного обучения предполагает соединение в общем синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных видов деятельности, соединение понятий и исследовательских

методов отдельных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирование и суммирование научных основ в раскрытии межпредметных учебных проблем [8].

Рассмотрим возможность развития математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» и направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности дошкольников. Она включает в себя следующие виды продуктивной деятельности:

1) рисование - искусство изображения существующих или воображаемых предметов на плоской поверхности с помощью карандашей, восковых и цветных мелков, красок;

2) лепка - воспроизведение объемного изображения существующих или воображаемых предметов из пластичного материала (глины, теста, пластилина);

3) аппликация - художественное изображение, узор, созданные путем наклеивания на основу (тканевую или бумажную) разноцветных деталей из ткани, бумаги, соломки, меха и др. [9].

По нашему мнению в дошкольных учреждениях можно использовать методы развития математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности. Во время рисования и лепки дети сталкиваются с необходимостью изображения объектов окружающего мира, которые им известны и хорошо знакомы. Однако воспроизведение требует осмысления их качества, выделения характерных особенностей и деталей, овладения средствами и способами изображения [10]. При организации изобразительной деятельности во время математического развития воспитатель имеет возможность закреплять знания детей о форме предметов, сравнению их по размеру, расположению в пространстве. В процессе изображения, лепки предметов ребенок получает наглядное представление о значении понятий «количество», «больше», «меньше», «выше», «ниже» и т.п.

Большими возможностями в математическом развитии дошкольника обладает выполнение аппликаций из геометрических фигур. Это развивает навык восприятия структуры целостного объекта. Располагая детали - элементы аппликации - на плоскости, ребенок закрепляет знания основных свойств фигур, запоминает их особенности. В процессе подобной деятельности с геометрическими фигурами формируется умение обобщать, выделять существенные признаки объектов, устанавливать отношения и соответствия между ними. Дети учатся объединять предметы в группы по общим признакам, устанавливать различия в их практическом применении [9].

Приведем примеры заданий по развитию математических представлений дошкольников на материале изобразительной деятельности. Рисование.

1. Задание 1. Нарисуй два круга. Нарисуй столько же треугольников. Закрой ладошкой одну фигуру. Сколько осталось кругов? Треугольников? Каких фигур больше, каких меньше?

Задания такого вида можно предложить детям 4 - 5 лет. В процессе его выполнения ребенок закрепляет: знания о форме предмета; понятия «столько же», «больше», «меньше»; навыки счета в пределах 3.

2. Задание 2. Нарисуй три квадрата в порядке нарастания их величины: маленький, средний и большой.

Подобные задания можно предложить детям 5 - 6 лет. Оно направлено на закрепление: знаний о размере и форме предметов; навыков счета в пределах 3; навыков построения сериационных рядов.

3. Задание 3. Нарисуй две нити: короткую вверху, а длинную внизу листа. Размести на короткой нити 4 бусины, а на длинной - 6. Какой формы бусины ты нарисовал? Сколько бусин на двух нитках? Задание такого вида предназначено для детей возраста 6 - 7 лет. Оно позволит закрепить: счет в пределах 10; состав числа 10; сложение чисел; форму предметов; ориентировку на листе бумаги.

4. Задание 4. Нарисуй три одинаковых тарелки, на первой - восемь морковок, на второй - шесть, на третьей - четыре. Под каждой тарелкой нарисуй столько треугольников, сколько не хватает до 10. Задание подобного типа предназначено для дошкольников 6 - 7 летнего возраста. Оно позволит закрепить: форму предметов; счет в пределах 10; состав числа 10; вычитание чисел; навыки расположения предметов в пространстве.

5. Задание 5. Нарисуй в центре листа квадрат, слева от него - круг, в правом верхнем углу - овал, в левом нижнем углу - треугольник. Внутри квадрата напиши цифру 3, внутри круга - 8, внутри овала - 2, внутри треугольника - 7. Раскрась зеленым цветом треугольник, красным - овал. Круг (потом квадрат) раскрась в тот цвет, который имеет фигура, при сложении чисел внутри которых получится число 10.

Задание предназначено для детей 6 - 7 лет. В ходе его выполнения закрепляются: написание цифр; счет в пределах 10; состав числа 10; сложение чисел; форма предметов; ориентировка на листе бумаги. Лепка.

1. Задание 1. Вылепи маленький оранжевый шар. Вылепи ещё одну такую же фигуру. Вылепи шар, отличающийся по цвету (по размеру).

Задание можно использовать при работе с детьми 4 - 5 лет. В процессе его выполнения ребенок закрепляет: знания о форме и величине предмета; понятия «такой же», «отличающийся по цвету», «отличающийся по размеру».

2. Задание 2. Вылепи две тарелки, какую форму они имеют? Вылепи и положи на первую тарелку два зеленых яблока, а на вторую - четыре. В какой тарелке яблок больше? Какой формы яблоки? Вылепи одно красное яблоко и положи его в ту тарелку, где больше зеленых яблок. Для первой тарелки вылепи столько красных яблок, сколько в ней зеленых. Сколько всего стало яблок на первой тарелке? Для второй тарелки вылепи столько красных яблок, чтобы зеленых и красных яблок в тарелке стало поровну.

Задание предназначено для работы с детьми 5 - 6 лет. Оно позволит увидеть разницу между формой круга и шара, закрепить: счет в пределах 10; понятия «больше», «меньше», «поровну».

3. Задание 3. Вылепи цифру 6 и «соседей» этого числа.

Подобные задания можно предлагать детям 6-7 лет. Они направлены на закрепление: представлений о конфигурации цифр; последовательности чисел в натуральном ряду; понятий «на один больше», «на один меньше».

4. Задание 4. Вылепи цифры от 1 до 5. Расположи числа в порядке возрастания (убывания). Задания такого типа предназначены для детей 6-7 лет. Они направлены на закрепление: представлений о конфигурации цифр; последовательности чисел в натуральном ряду; навыков счета в пределах пяти, называния чисел в обратном порядке.

5. Задание 5. Вылепи четыре круга. Вылепи столько колец, чтобы колец и кругов вместе стало десять. Чего больше колец или кругов?

Задание такого вида предназначено для детей 6 - 7 лет. Оно позволит закрепить: счет в пределах 10; состав числа 10; сравнение и сложение чисел; форму предметов. Аппликация.

1. Задание 1. Наклей квадрат на лист бумаги. Сколько фигур на листе? Наклей два треугольника так, чтобы они располагались выше, чем квадрат. Сколько фигур на листе теперь?

Задания такого вида можно предлагать детям 4 - 5 лет. В процессе его выполнения ребенок закрепляет: знания о форме предмета; навыки счета в пределах 3; навыки ориентировки в пространстве.

2. Задание 2. Вырежи и наклей на лист три квадрата в порядке уменьшения их размеров: большой, средний и маленький. Подобные задания можно предложить детям 5 - 6 лет. Оно направлено на закрепление: знаний о размере и форме предметов; навыков счета в пределах 3; навыков построения сериационных рядов.

3. Задание 3. Дети получают по 6 одинаковых прямоугольных треугольников. Какие фигуры можно получить из двух треугольников? Найди три варианта решения задания и наклей полученные фигуры на лист.

Задание такого вида предназначено для детей возраста 6 - 7 лет. Оно позволит развивать: ориентировку в пространстве; геометрическое мышление и воображение; сопоставление сторон предметов по длине; знания о форме предметов, свойствах геометрических фигур.

4. Задание 4. Дети получают круги одинакового размера из цветной бумаги. Из кругов сначала выложи, а затем наклей на лист цифру 1 (2,3 и др.). Из скольких кругов состоит цифра?

Задание подобного типа предназначено для дошкольников 6 - 7 лет. Оно позволит закрепить: представления о конфигурации цифр; счет в пределах 10; навыки расположения предметов в пространстве.

5. Задание 5. Дети получают листы с рисунком, изображающим две ели. Вырежи 8 красных шаров для украшения новогодней елки. Наклей на первую елку 2 шара, а на вторую - 6. Вырежи желтые шары. Продолжи украшать елки так, чтобы на каждой было по 10 игрушек.

Задание предназначено для детей 6 - 7 лет. В ходе его выполнения закрепляются: представления о форме предметов; счет в пределах 10; состав числа 10; сложение и вычитание чисел.

Приведенные задания не исчерпывают все возможные, однако могут служить основой для разработки как аналогичных, так и новых типов.

В процессе изобразительной деятельности, которая является продуктивной, усвоение и закрепление математического материала детьми осуществляется эффективно и с интересом. Это связано с тем, что дошкольники, в силу своих возрастных особенностей, гораздо лучше усваивают информацию, которая наглядна, доступна для сенсорного восприятия. Кроме того, продуктивная деятельность способствует развитию умения применять полученные теоретические знания на практике, в созидательной деятельности.

Заключение. Говоря о возможностях развития математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности, следует отметить следующее. Изучение математики требует от ребенка значительного умственного напряжения. В процессе постижения математики за счет использования элементов рисования, лепки, аппликации у детей снижается утомляемость, появляется интерес к обучению, им гораздо легче концентрировать внимание в течение продолжительного времени. Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия важно для общего интеллектуального развития ребенка.

Таким образом, изобразительная деятельность обладает значительным потенциалом для математического развития дошкольников. Формирование элементарных математических представлений у детей этого возраста наиболее эффективно происходит в процессе продуктивной деятельности, поскольку программный материал во время непосредственно образовательной деятельности можно представить наглядно, с опорой на сенсорное восприятие, и, что немаловажно, в игровой форме. Обучение математике средствами изобразительной деятельности является удачным решением для реализации принципа междисциплинарной интеграции в системе дошкольного образования.

Список литературы

1. Игракова О.В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях // Инновационная наука. - 2017. - №1-1. - С. 176-179.

2. Киричек К.А. Преемственность в формировании математических представлений у дошкольников и младших школьников // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. - 2017. - С. 46 - 49.

3. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. - 2016. -№1(18). - С. 37-40.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2018).

5. Белкина В.Н., Тимофеева Н.А. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №4. - С. 65-69.

6. Галкина Л.Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. - 2016. - №6. - С. 32-37.

7. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб.заведений. - М.: Владос, 2004. - 400 с.

8. Шестакова Л.А. Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса // Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. - №1 (2). - С. 47-52.

9. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сфера, 2017. - 128 с.

10. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С. 580582.

УДК 377.018.48

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Иванов П.Ю., 2018

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, старший преподаватель кафедры права, экономики и

социальных дисциплин, г. Арзамасс Яковлева Е.И., 2018

Дзержинский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин, г.

Дзержинск

Аннотация: изменения в экономике нашей страны оказали огромное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на образование. Внедрение профессиональных стандартов рождает постоянный спрос на программы профессиональной переподготовки, и как ответ на этот спрос -появляются многочисленные предложения со стороны как государственных, так и частных образовательных учреждений. В статье проведен анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, который показывает, что на сегодняшний момент остаются нерешенными некоторые вопросы, позволяющие организациям существенно экономить на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательная деятельность, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка.

TO THE ISSUE OF REGULATORY FRAMEWORKS FOR IMPLEMENTING VOCATIONAL RETRAINING PROGRAMS

Ivanov P.Yu., 2018

Arzamas branch of the Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, Senior Lecturer of the chair of Law, Economics and Social Sciences, Arzamas Yakovleva E.I., 2018

Dzerzhinsk branch of the Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, Associate Professor of the chair of humanitarian and legal disciplines, Dzerzhinsk

Abstract: recent changes in our country's influenced all spheres of human life including education. The introduction of professional standards creates a constant demand for retraining programs and as a response to this demand a great supply is being made by both public and private educational institutions. The article analyzes the existing of regulatory frameworks for implementing vocational retraining programs, which shows that some issues allowing organizations to significantly save on the quality of the educational services remain unresolved nowdays.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.