Научная статья на тему 'Развитие электронной торговли в регионах России: тенденции и перспективы'

Развитие электронной торговли в регионах России: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валько Д.В.

В статье рассмотрены основные проблемные факторы, влияющие на уровень развития электронной торговли в регионах России. Дается характеристика тенденций и перспектив ее развития во взаимосвязи со степенью интернетизации и готовности регионов к сетевому взаимодействию. Отмечено, что именно сетевое взаимодействие позволяет удовлетворить потребность экономических агентов в оперативности и интерактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие электронной торговли в регионах России: тенденции и перспективы»

46 (229) - 2011

УДК 339.18

развитие электронной торговли В регионах РОссИИ: тенденции и перспективы

д. В. валько,

аспирант кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета E-mail: lex_13@list.ru Южно-Уральский институт управления и экономики

В статье рассмотрены основные проблемные факторы, влияющие на уровень развития электронной торговли в регионах России. Дается характеристика тенденций и перспектив ее развития во взаимосвязи со степенью интернетизации и готовности регионов к сетевому взаимодействию. Отмечено, что именно сетевое взаимодействие позволяет удовлетворить потребность экономических агентов в оперативности и интерактивности.

Ключевые слова: электронная торговля, интернетизация, региональное развитие, перспективы.

Всестороннее использование новейших информационных технологий в торговой деятельности -решающий фактор, обеспечивающий существенное сокращение расходов на проведение торговых операций, развитие деловых связей и поддержание позиций на международных и региональных рынках. В условиях ограниченных ресурсов, глобализации и открытости экономики, необходимости повышения эффективности всех экономических процессов развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронной торговли является необходимым условием совершенствования постиндустриальной экономики. Кроме того, развитие электронной торговли и электронных средств взаимодействия отмечено как одно из приоритетных направлений Федеральной государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

В настоящее время развитие электронной торговли получило новый импульс в связи с ростом

потребительского спроса, развитием электронных платежных систем и механизмов кредитования. Из всех сегментов электронной торговли -G2B (Government-to-Business), B2G (Business-Ш^оуеттеП;), В2В (Business-to-Business), В2С (Business-to-Customer), С2В (Customer-to-Business) и С2С (СшШтегЧо-СшШтег) сегодня ведущую роль играют государственный сектор (B2G) и розничная электронная торговля (В2С).

Несмотря на то, что объем рынка электронной торговли в России составляет всего около 1 % от ВВП (в США - 17 %, в Англии, Франции и Германии - около 14 %), темпы роста существенно превышают таковые в США и Европе. Показательно, что сохранение темпов роста электронной торговли наблюдалось и в кризисное время (рис. 1).

На рост рынка электронной торговли положительное влияние оказывает увеличение числа пользователей сети Интернет. В России этот показатель демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. За 5 лет число пользователей сети Интернет выросло в 2 раза (рис. 2).

Степень проникновения широкополосного Интернета по итогам 2010 г., достигла 40 % - это 2-е место в Европе после Германии. По мнению специалистов конференции по торговле и развитию ЮНКТАД (органа Генеральной Ассамблеи ООН), именно широкополосный доступ существенно повышает вовлеченность в электронную торговлю.

Значительный вклад в развитие электронного товарооборота в настоящее время вносят государственные органы. Введение единой торговой пло-

1,5

1,4

1,3

1,2

1,1

1,0

0,9

0,8

щадки и системы регистрации государственных закупок фактически обусловило формирование и интенсивное развитие данного сегмента.

В свою очередь развитие электронной торговли во всех сегментах на национальном уровне встречает определенные трудности, обусловленные рядом факторов, в числе которых:

• недостаточное развитие нормативно-правового обеспечения;

• неустойчивость ИТ-инфраструктур предприятий и организаций;

• слабая защищенность сетевых информационных ресурсов и транзакций;

• недостаточное развитие информационной инфраструктуры товарных рынков;

• недостаток профессионально подготовленных специалистов, способных эффективно работать в системе электронной торговли;

• отсутствие специальных методик, позволяющих достоверно оценивать экономическую эффективность создания и функционирования структур электронной торговли. Рост национального рынка товаров и

услуг, его будущая интеграция в мировую экономическую систему невозможны без интенсивного развития электронной торговли во всех регионах России.

К числу основных экономических факторов, сдерживающих развитие электронной торговли в регионах, относится не до конца решенная проблема доставки товара покупателю и его оплаты. Условия и технические возможности по доставке товара покупателю разнятся от региона к региону. Оказывается, более выгодным является передача доставки товара в аутсорсинг, но при этом нерешенной остается проблема возврата товара. Проблема оплаты связана с преобладанием оплаты курьеру наличными и нежеланием российских покупателей расплачиваться с помощью банковской карты, что обусловлено недостаточной защищенностью плательщика от мошенничества. Данная проблема отчасти компенсируется удобством и популярностью системы электронных денег. Показательным стал факт внедрения одной из крупных социальных сетей «ВКонтакте» собственной платежной

1,39

1,35

1,35 ♦-

1,36

1,25

1,27

1,24

1,24

Рост номинального ВВП

Рост оборота электронной торговли

1,34

1,14

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Рис. 1. Темпы роста номинального ВВП и оборота электронной торговли в России в 2005—2010 гг., количество раз

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5

42,0

43,3

33,7

26,3

29,4

21,7

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Рис. 2. Рост числа пользователей Интернета в Российской Федерации в период 2005—2010 гг, млн чел.

системы. Очевидно, что без развития взаимодействия российских электронных платежных систем с зарубежными системами невозможно достичь международного уровня надежности и эффективности.

Вместе с тем, такие факторы, как компьютеризация и степень проникновения Интернета в России сегодня достигают этапа снижения экстенсивного влияния на развитие электронной торговли. Это объясняется прежде всего соответствием их уровня необходимым условиям коммуникации и потребности в Интернете как в услуге. Данное соответствие можно наблюдать в выравнивании соотношения интернет-пользователей и взрослого населения (старше 18 лет) по округам Российской Федерации (рис. 3) и в стабилизации темпов роста интернетизации и компьютеризации предприятий и организаций (рис. 4).

В целом можно говорить также об ослаблении влияния тенденций интернетизации как таковой на экономическое развитие наиболее развитых

ДФО

УФО

;зфо

СФО

ОФО

ПФО

ЦФО

I Распределение интернет-пользователей I Распределение населения

12

13 ■ 14

13

16

20 21

31

26

10

15

20

25

30

35

Рис. 3. Распределение населения и интернет-пользователей по федеральным округам РФ, % [1]:

2,0 1,8 1,6 1,4 1,2 1,0 0,8 0,6

1

" Имеющие персональные компьютеры " Использующие Интернет "Имеющие WEB-сайт

2005

2006

2007

2008

2009

Рис. 4. Темпы роста числа организаций, использующих информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в период 2005—2010 гг, количество раз [4]

регионов и усилении влияния такого фактора, как интеграция региональных экономических агентов и их бизнес-процессов в пространство Интернета.

В качестве индикативного показателя можно также отметить активность по приобретению юридическими лицами - резидентами доменов в сравнительно новой зоне «.рф». Распределение числа доменов в зонах «.рф» и «.ги» по федеральным округам характеризует существенную насыщенность центральных регионов (на Центральный федеральный округ приходится свыше 65 % для обеих зон) и в то же время возрастающую интеграцию регионов, удаленных от центра. В качестве положительной региональной тенденции можно отметить развитие «гео-доменов» (доменов верхнего уровня, объединяющих территориальные информационные ресурсы, например «xx.spb.ru»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в регионах, где главным фактором является распространение широкополосного доступа в Интернет и при этом степень проникновения

широкополосного Интернета не достигает необходимого уровня, развитие электронной торговли будет ограничиваться темпами интернетизации и компьютеризации. По прогнозам Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, только к 2015 г. уровень проникновения Интернета достигнет 60 линий на 100 жителей России.

С другой стороны, в регионах, где степень интернетизации и компьютеризации достигает необходимого уровня, главным фактором становится вовлечение экономических агентов в электронный торговый оборот. Оно, в свою очередь, зависит и от приоритетов крупных компаний, претендующих на региональный рынок, и от активности местного бизнеса, его стремления к автоматизации бизнес-процессов, а также в значительной степени от активности ИТ-компаний предлагающих готовые решения.

В обозримой перспективе, ввиду насыщенности центральных регионов, ожидается активный рост электронной торговли в Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Приволжском федеральных округах и их крупных городах, на которые сегодня приходится до 60 % регионального «электронного» оборота.

Таким образом, развитие электронной торговли в регионах обусловлено в конечном счете готовностью потребителей, производителей и других экономических агентов к сетевому взаимодействию, удовлетворению потребности в оперативности и интерактивности, а также к специфике ценообразования в Интернете.

Список литературы

1. Бюллетень «Интернет в России. Осень 2010» / Фонд «Общественное мнение». URL: http://bd.fom.ru.

2. Ежегодный отчет о состоянии электронной торговли / Национальная ассоциация участников электронной торговли. URL: http://www.nauet.ru.

3. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005-2010: стат. сборник. М.: Росстат, 2010.

5. Российский рынок дистанционной торговли в сегменте b2c. Аналитический обзор. М.: РосБизнесКонсалтинг, 2010.

2010

0

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.