Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / интернет-маркетинг / электронная коммерция / информационно-коммуникационные технологии / реклама / интернет-технологии / рынок информационных услуг / digital economics / internet-marketing / e-commerce / informational-communicative technology / advertisement / internet-technology / market of information services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмоилов Шухратджон Мамарахимович, Худжамкулов Рустам Боймахмадович, Лутфулоев Мазбутджон Дадожонович

Рассмотрены основные характеристики электронной коммерции, дается оценка динамике развития электронной коммерции в Республике Таджикистан. Исследуются актуальные тенденции и перспективы развития электронной коммерции в мире, определяются основные факторы, влияющие на уровень развития электронной коммерции. Анализируется современное состояние интернет-маркетинга в разных странах, выявляются основные вызовы и возможности для предпринимателей и компаний. Изучается влияние современных технологий на маркетинговые стратегии и практику, выявляются особенности потребительского поведения в предпринимательских отношениях. Также рассматривается использование социальных сетей, поисковых систем, электронной коммерции и других онлайн-инструментов в бизнес-процессах. Полученные результаты позволяют применять разработанные рекомендации предпринимателям и маркетологам, стремящимся эффективно адаптировать свои стратегии к условиям таджикского рынка и улучшить влияние в сфере интернет-маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF E-COMMERCE IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article examines the main characteristics of e-commerce and assesses the dynamics of the development of e-commerce in the Republic of Tajikistan. Current trends and prospects for the development of e-commerce in the world are explored, and the main factors influencing the level of development of e-commerce are determined. The current state of Internet marketing in different countries is analyzed, the main challenges and opportunities for entrepreneurs and companies are identified. The influence of modern technologies on marketing strategies and practices is studied, and features of consumer behavior in business relations are identified. The use of social networks, search engines, e-commerce and other online tools in business processes is also discussed. The results obtained allow entrepreneurs and marketologs who want to effectively adapt their strategies to the conditions of the Tajik market and improve their influence in the field of Internet marketing to apply the developed recommendations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

УДК: 339.5

DOI 10.24412/3005-8023-2024-1-65- 73

РАЗВИТИЕ Исмоилов Шухратджон Мамарахимович, канд. экон. наук, ЭЛЕКТРОННОЙ доцент кафедры информационных технологий в экономике КОММЕРЦИИ В ТГУПБП; Худжамкулов Рустам Боймахмадович, канд. экон.

РЕСПУБЛИКЕ наук, доцент кафедры информационных технологий в ТАДЖИКИСТАН экономике ТГУПБП; Лутфулоев Мазбутджон Дадожонович, канд. экон. наук, доцент кафедры информационных технологий в экономике ТГУПБП (Худжанд, Таджикистан)

Исмоилов Шухратцон Мамарахимович, н.и.и., дотсенти кафедраи технологиями иттилооти дар ицтисодиёти ДДХБСТ; ХуцамкуловРустамцон Боймахмадович, н.и.и., дотсенти кафедраи технологиями иттилооти дар ицтисодиёти ДДХрСТ; Лутфулоев Мазбутцон Дадожоновиич, н.и.и., дотсенти кафедраи технологиями иттилооти дар ицтисодиёти ДДХрСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Ismoilov Shuhratjon Mamarahimovich, candidate of economy, associate professor of the department of information technologies in economics under the TSULBP; Khujamkulov Rustam Boymakhmadovich, candidate of economy, associate professor of the department of information technologies in economics under the TSULBP; Lutfuloev Mazbutdzhon Dadadzhonovich, candidate of economy, associate professor of the department of information technologies in economics under the TSULBP (Khujand, Tajikistan), e-mail: shuhrat_29@mail. ru

Рассмотрены основные характеристики электронной коммерции, дается оценка динамике развития электронной коммерции в Республике Таджикистан. Исследуются актуальные тенденции и перспективы развития электронной коммерции в мире, определяются основные факторы, влияющие на уровень развития электронной коммерции. Анализируется современное состояние интернет-маркетинга в разных странах, выявляются основные вызовы и возможности для предпринимателей и компаний. Изучается влияние современных технологий на маркетинговые стратегии и практику, выявляются особенности потребительского поведения в предпринимательских отношениях. Также рассматривается использование социальных сетей, поисковых систем, электронной коммерции и других онлайн-инструментов в бизнес-процессах. Полученные результаты позволяют применять разработанные рекомендации предпринимателям и маркетологам, стремящимся эффективно адаптировать свои стратегии к условиям таджикского рынка и улучшить влияние в сфере интернет-маркетинга.

Ключевые слова: цифровая экономика, интернет-маркетинг, электронная коммерция, информационно-коммуникационные технологии, реклама, интернет-технологии, рынок информационных услуг

Хусусиятцои асосии тицорати электрони барраси шуда, динамикаи рушди тицорати электрони дар Цумуурии Тоцикистон арзёби гардидааст. Тамоюл ва дурнамои рушди тицорати электрони дар цауон мавриди тащиц царор дода, омилуои асосии ба сатуи рушди тицорати электрони таъсиркунанда муайян карда шудаанд. Х^олати цории интернет - маркетинг дар давлатуои хорица мавриди тащил царор гирифта, хавфуо ва

РУШДИ ТИЦОРАТИ ЭЛЕКТРОНИ ДАР ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН

DEVELOPMENT OF E-COMMERCE IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN

имконият^ои асосй барои сощбкорону ширкатм муайян гардидаанд. Таъсири технологиями муосир ба стратегия ва амалияи маркетингй тащил шудааст, хусусият^ои рафтори истеъмолкунандагон дар муносибат^ои со^ибкорй муайян карда шудааст. Истифодаи шабака^ои ицтимой, низом^ои цустуцуй, тицорати электронй ва дигар воситауои онлайнй дар бизнес- равандм баррасй гардидааст. Натица^ои бадастомада ба со^ибкорон ва маркетолог^ое, ки стратегиями худро ба шароити бозори Тоцикистон мутобиц сохтаанд ва таъсирашонро дар со^аи интернет-маркетинг баланд бардоштанианд, имкон медщанд, тавсия^ои та^иягардидаро истифода баранд.

Калидвожах;о: ицтисодиёти рацамй, интернет-маркетинг, тицорати электронй, технологиями иттилоотй-коммуникатсионй, реклама, интернет-технологиям, бозори хизматрасонщои иттилоотй

The article examines the main characteristics of e-commerce and assesses the dynamics of the development of e-commerce in the Republic of Tajikistan. Current trends and prospects for the development of e-commerce in the world are explored, and the main factors influencing the level of development of e-commerce are determined. The current state of Internet marketing in different countries is analyzed, the main challenges and opportunities for entrepreneurs and companies are identified. The influence of modern technologies on marketing strategies and practices is studied, and features of consumer behavior in business relations are identified. The use of social networks, search engines, e-commerce and other online tools in business processes is also discussed. The results obtained allow entrepreneurs and marketologs who want to effectively adapt their strategies to the conditions of the Tajik market and improve their influence in the field of Internet marketing to apply the developed recommendations.

Key-words: digital economics, internet-marketing, e-commerce, informational-communicative technology, advertisement, internet-technology, market of information services

Развитие цифровых технологий играет ключевую роль в экономическом прогрессе любой страны. Цифровая экономика обеспечивает новые возможности для развития бизнеса, улучшения качества жизни граждан и получения образования [1]. Внедрение информационных технологий (ИТ) является ключевым элементом в развитии современных обществ и государств. ИТ оказывают глубокое воздействие на экономику, образование, здравоохранение, государственное управление и другие сферы деятельности общества.

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) подтолкнуло к революционному переходу от индустриальной к цифровой экономике. Поэтому конец прошлого столетия ознаменовался научной революцией в информационных технологиях - появлением нанотехнологий, что привело к появлению новой - цифровой - экономики [2, c. 42].

Одним из показателей, характеризующих уровень развития стран в данной сфере, является индекс развития информационно-коммуникационных технологий, в частности индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) — это готовность страны или региона к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Этот индекс может включать четкие параметры: доступ к сети Интернет, уровень цифровой грамотности населения, инфраструктуру связи, развитие электронной коммерции и другие факторы.

Процесс расчета индекса сетевой готовности включает оценку различных аспектов: доступа к сети, качество образования в области информационных технологий, инфраструктуру связи, инновации и др. Основные этапы могут включать:

Х- сбор данных: собираются данные из различных источников: официальной статистики, опросов предприятий, экспертных оценок и другие;

-I- выбор показателей: определяются ключевые показатели, отражающие различные аспекты готовности к использованию ИКТ;

-I- взвешивание показателей: каждый показатель может иметь разный вес в итоговом индексе в зависимости от его важности;

-I- расчет подындексов: показатели группируются в подындексы в соответствии с определенными категориями: инфраструктурой, образованием, инновациями и другими;

-I- расчет итогового индекса: итоговый индекс сетевой готовности формируется на основе взвешенной суммы подындексов.

В итоговом отчёте показатели сводятся в единый индекс сетевой готовности.

Таблица 1.

Индекс сетевой готовности стран мира за 2022 год [3]_

№ Страна Индекс

1 Соединённые Штаты Америки 80,30

8 Германия 76,11

9 Южная Корея 75,95

13 Япония 73,09

40 Россия 59,54

58 Казахстан 52,46

74 Азербайджан 47,74

95 Кыргызстан 41,03

110 Бенин 36,05

111 Таджикистан 34,73

112 Непал 34,66

113 Замбия 34,02

114 Камерун 33,72

130 Бурунди 21,11

131 Чад 20,12

Таджикистан находится на 111-м месте среди 131-й страны мира, между Бенином и Непалом, с индексом 34,73. По результатам 2015 года Таджикистан занимал в индексе сетевой готовности 117-е место среди 143-х стран мира. В текущем индексе сетевой готовности из стран СНГ лидируют: Россия (40-е место), Казахстан (58-е место), Азербайджан (74-е место), Кыргызстан (95-е место). В десятку наиболее развитых стран вошли: Соединенные Штаты Америки, Сингапур, Швеция, Нидерланды, Швейцария, Дания, Финляндия, Германия, Южная Корея и Норвегия.

На повышение этих показателей влияет ряд направлений, одним из которых является обеспечение населения высокоскоростным Интернетом, что было отмечено в Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики»: «Необходимо развивать сферу связи, особенно обеспечивать высокую скорость Интернета и доступность его цены для развития цифровой экономики, искусственного интеллекта, обеспечивать информационную безопасность, привлекать инвестиции и организовывать технологические и инновационные парки» [4]. Интернет-маркетинг имеет ряд преимуществ: ♦♦♦ увеличение объема продаж;

♦♦♦ организационную сетевую рекламу товаров и услуг и их продвижение;

V сокращение деловых издержек;

V создание положительного имиджа и репутации компании;

V создание клиентской базы и информационных баз данных;

V предоставление новых услуг;

V организацию обратной связи с клиентами;

V мониторинг рынка;

V возможность для реализации эффективного маркетингового бюджета;

V появление новых способов взаимодействия с целевой аудиторией;

V выход на новые рынки [5, с.181].

Он создан с целью регулирования общественных отношений в сфере электронной торговли и направлен на защиту законных прав и интересов её участников, а также на обеспечение их деятельности в Республике Таджикистан, поэтому в стране 24 декабря 2022 года был принят закон «Об электронной торговле».

Электронная коммерция как неотъемлемая часть интернет-маркетинга играет ключевую роль в развитии цифровой экономики любой страны, предоставляя компаниям и предпринимателям эффективные инструменты для продвижения товаров и услуг в онлайн-пространстве. Развитие электронной коммерции имеет различные темпы в разных исследованных регионах. Предпосылки и инфраструктура для развития электронной коммерции обеспечиваются рядом показателей информационно -технического состояния страны.

Электронная коммерция становится неотъемлемой частью современной страновой экономической системы. Республика Таджикистан, расположенная в сердце Центральной Азии, не остается в стороне от этого глобального тренда. В последние годы электронная коммерция в Таджикистане активно развивается, открывая новые возможности для предпринимателей и потребителей и в целом обеспечивая эффективное взаимодействие между бизнесом и потребителями в онлайн-пространстве.

На развитие электронной коммерции влияют следующие показатели:

V увеличение интернет-подключений и мобильной связи.

Таблица 2.

Количество пользователей Интернета в Республике Таджикистан и в мире [6]

№ Страна Население страны, млн человек Пользователи сети Интернет, количество Количество пользователей от общего количества населения (%)

1. Армения 2,93 1 757 817 60,0

2. Афганистан 35,53 1 164 829 3,28

3. Белорусия 9,50 5 909 252 62,1

4. Киргизия 6,20 1 101 725 17,7

5. Азарбайжан 9,86 1 510 555 15,3

6. Россия 144,50 109 552 842 75,8

7. Таджикистан 9,13 3 219 255 35,0

8. Туркменистан 5,75 108 700 1,89

9. Узбекистан 32,38 15 453 227 47,7

10. Украина 44,83 23 321 390 52,0

11. Республика Корея 51,46 47 013 649 91,3

Количество интернет-подключений в Таджикистане с каждым годом растет, что

стимулирует развитие электронной коммерции. Мобильные устройства играют ключевую роль в этом процессе, обеспечивая доступ к виртуальным магазинам и услугам в любое время и в любом месте.

Рисунок 1.

Динамика роста пользователей сети Интернет в Республике Таджикистан в

2010-2023 гг. [7], [8]

5000000 4500000 4000000 3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

¿V с^ ^ ^ ^

К 2023 году проникновение Интернета в жизнь населения страны составляет 40,8 %. Как было отмечено заместителем начальника Службы коммуникаций: «Количество юзеров Сети в республике по итогам первого полугодия 2023 года достигло 4,5 миллионов человек» [9]. Если количество людей, использующих Интернет, увеличивается, это может создать растущий спрос на онлайн-продукты и услуги, стимулируя развитие электронной коммерции.

Социальные платформы играют важную роль в электронной коммерции. Развитие в Таджикистане популярных социальных сетей - Facebook, Instagram и других - может стимулировать бизнес к их использованию в маркетинговых целях. Кроме того, в Республике Таджикистан бурно развиваются сайты объявлений: viptime.tj, somon.tj, alifshop.tj, агеоп.^, RG.Tr, которые могут поддержать рост интернет-маркетинга. Бизнес может активнее использовать цифровые стратегии для привлечения внимания и увеличения продаж в онлайн-среде.

❖ Электронные платежи и банковские услуги. Внедрение электронных платежных систем и развитие банковских услуг в онлайн-режиме упрощает процесс оплаты и делает его более удобным для потребителей. Это способствует росту доверия к электронной коммерции и стимулирует рост онлайн-торговли.

В целях определения правовых и организационных основ функционирования платежных систем и порядка предоставления платёжных услуг, в Республике Таджикистан был принят закон «О платёжных услугах и платёжной системе (№1397 от 24 февраля 2017 г.)», который содействует развитию платёжной системы.

Рисунок 2.

Динамика роста численности электронных кошельков (ед.) [10]

1536 793

7 536 793

23 727

6 329 779

3 534 419

1 708 582

1 708 582

2018

2019 2020 2021 2022 2023

(сентябрь)

Согласно данным Национального банка Таджикистана, по состоянию на 30 сентября 2023 года общее количество электронных кошельков кредитных финансовых организаций составило 7,5 млн единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 1,8 млн единиц (31,5%).

В последние годы в Республике Таджикистан стали активно развиваться электронные кошельки: Alif mobi, «Амонат-мобайл», «Арванд», Atlaspay, DC wallet, IBT24, IMON onlile, Мегафон Life, MyBabilon, Spitanen pay, «ТезСум», «Фаври», Humo Online, «Эсхата-онлайн», которые помогают оплачивать услуги, товары, переводить деньги и т.д.

♦♦♦ Развитие логистики и транспортной инфраструктуры. Для эффективного функционирования электронной коммерции важна не только виртуальная, но и физическая инфраструктура. Улучшение логистики и транспортных связей позволит более быстро и эффективно доставлять товары, что повысит удовлетворенность покупателей.

Вызовы и перспективы для развития электронной коммерции в Республике Таджикистан:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦♦♦ безопасность данных и электронных транзакций. Одним из основных вызовов для развития электронной коммерции в Таджикистане является обеспечение безопасности данных и электронных транзакций. Становится необходимостью регулирование и внедрение современных технологий в области кибербезопасности;

♦♦♦ образование и цифровая грамотность. Для успешного участия в электронной коммерции предпринимателям и потребителям важна цифровая грамотность. В этом контексте играют важную роль образовательные программы и кампании по повышению технической осведомленности;

♦♦♦ налоговая и юридическая поддержка. Развитие электронной коммерции также требует налоговой и юридической поддержки предпринимателей. Усовершенствование законодательства и создание благоприятной налоговой среды может стать стимулом для роста онлайн-бизнеса.

В Таджикистане активно внедряются проекты, направленные на развитие электронной коммерции в сельских районах. Это способствует улучшению доступа к товарам и услугам для жителей отдаленных районов. Создание и поддержка платформ электронной коммерции, ориентированных на малый бизнес, способствует росту предпринимательства и расширению онлайн-рынка.

Развитие электронной коммерции в Республике Таджикистан открывает новые

перспективы для экономики страны, предпринимателей и потребителей. При правильной стратегии вложения инвестиций в технологии и образование населения Таджикистан сможет успешно внедриться в мировую цифровую экономику, обеспечивая устойчивый рост благосостояния граждан.

Цифровая экономика включает широкий спектр аспектов, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для улучшения экономической производительности и внедрения инноваций. Одним из ключевых элементов цифровой экономики является развитие электронной коммерции (e-commerce), которая представляет собой онлайн-торговлю товарами и услугами [11, c. 90].

Таким образом, электронная коммерция может стать одной из движущих сил, оказывающих положительное воздействие на экономику, способствуя росту ВВП, содействуя инновациям и создавая новые возможности для предпринимателей. Однако важно отметить, что существуют вызовы, например вопросы безопасности, конфиденциальности и регулирования, которые также должны быть эффективно решаемы для того, чтобы максимально использовать преимущества электронной коммерции.

Также для развития электронной коммерции существенной является цифровая грамотность граждан. Вузам страны необходимо принять практические меры по пересмотру учебных планов специальностей и увеличению продолжительности преподавания предметов, касающихся информационных технологий, по внедрению предмета "Цифровые технологии и цифровая экономика".

Вопрос информационной безопасности в электронной коммерции также очень важен и требует от властей принятия необходимых мер. Однако, независимо от проблем, можно констатировать, что электронная коммерция в Республике Таджикистан стремительно развивается и становится важной частью жизни общества и деловой активности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Рейтинг цифровых экономик мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://obedbk.ru/reiting-cifrovyx-ekonomik-mira (Дата обращения: 22.11.2023).

2. Исмоилов Ш.М., Худжамкулов Р.Б., Лутфуллоев М.Д. Перспективы развития цифровой экономики в условиях Республики Таджикистан / Ш.М. Исмоилов, Р.Б. Худжамкулов, М.Д. Лутфуллоев // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. - Худжанд, 2020. - №3 (84). - С. 41-46

3. Рейтинг стран мира по Индексу сетевой готовности / Гуманитарный портал: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2023 (последняя редакция: 14.10.2023). Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index. (Дата обращения: 23.11.2023).

4. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» (г. Душанбе) от 23.12.2022. [Электронныйресурс]Режим доступа: http://www.prezident.tj/ru/node/29824. (Дата обращения: 06.02.2024).

5. Ахметова З.Б., Турнинбаева А.Н., Шуренов Н.Б. Развитие интернет-маркетинга в странах ЕАЭС/ З.Б. Ахметова, А.Н. Турнинбаева, Н.Б. Шуренов // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - Москва, 2018. - №2 (26). - С 175-185.

6. Список стран по числу пользователей Интернета [Электронныйресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1 %81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D1%87%D0%B8%D1%81 %D0%BB%D1%83 %D0%BF%oD0%BE%oD0%oBB%D1%o8C%D0%oB7%D0%oBE%D0%oB2%D

0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%BD%D1 %82%D0%B5 %D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0 (Дата обращения: 20.11.2023).

7. Статический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2020. - С. 341.

8. Как в Таджикистане менялось качество Интернета за последние пять лет? Официальный сайт: [Электронный ресурс], режим доступа https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/20230404/kak-v-tadzhikistane-menyalos-kachestvo-interneta-za-poslednie-pyat-let (Дата обращения: 06.02.2024).

9. Количество интернет-пользователей в Таджикистане бьет рекорды/ Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tj.sputniknews.ru/20230728/kolichestvo-internet-polzovateli-tadjikistan-1058492279.html (Дата обращения: 09.08.2024).

10. Электронные денежные средства / Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа https://ntb.tj/payment_system/mablaghoi-electroni.php (Дата обращения: 23.11.2023).

11.Турбан, Г. В. Электронная коммерция - новые возможности для малого и среднего бизнеса / Г. В. Турбан // Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий: материалы 16-го Международного научного семинара, проводимого в рамках 18-й Международной научно-технической конференции «Наука -образованию, производству, экономике». 26 марта 2020 года. Минск, Республика Беларусь / Белорусский национальный технический университет. - Минск: Право и экономика, 2020. - С. 90-91.

REFERENCES:

1. Rating of World Digital Economy [Electronic resource]. Date of access: https://obedbk.ru/reiting-cifrovyx-ekonomik-mira (Date of appeal: 22.11.2023) .

2. Ismoilov Sh.M., Khujamkulov R.B., Lutfulloev M.D. Outlook of the Development of Digital Economy in the Condition of Tajikistan Republic / Sh.М. Ismoilov, R.B. Khujamkulov, М..D. Lutfulloev // Bulletin of Tajik State University of law, business and politics. - Khujand, 2020. - №3 (84). - PP. 41-46

3. Rating of World Countries on Index of Network Availability / Humanitarian portal: Survey [Electronic resource] // Centre of humanitarian technology, 2006-2023 (last edition:

14.10.2023). date of access: https://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index. (Date of appeal: 23.11.2023).

4. Message of the President of Tajikistan Republic emomali Rahmon « On the Main Directions of internal and foreign policy of the country». ( Dushanbe) from 23.12.2022. [Electronic resource] Date of access: http://www.prezident.tj/ru/node/29824. (Date of appeal:

06.02.2024).

5. Akhmetova Z.B., Turninbaeva A.N., Shurenov N.B.Development of Internet-Marketing in the Countries of Развитие интернет-маркетинга в странах EAEC/Z.B. Akhmetova, A.N.Turninbaeva, N.B. Shurenov //Bulletin of RUDS. Series: Economics. - Моscow, 2018. -№2 (26). - PP 175-185.

6. List of Countries on Internet Users [Electronic resource] Date of access: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 %D0%BF%D0%B8%D1 %81 %D0%BE%D0%BA_% D1 %81 %D1 %82%D1 %80%D0 %B0 %D0 %BD_ %D0 %BF%D0%BE_ %D1 %87%D0%B8%D 1 %81 %D0%BB%D1 %83_%D0 %BF%D0 %BE%D0 %BB%D1 %8C%D0%B7%D0%BE%D0 %B2 %D0 %B0 %D1 %82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%BD%D1 % 82%D0%B5%D1 %80%D0%BD%D0%B5%D1 %82%D0%B0 (Dte of appeal: 20.11.2023).

7. Annual Statystics of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Agency on statystics under the President of Tajikistan Republic, 2020. - PP. 341.

8. How was ithe quality of Internet changed in last five years in Tajikistan? Official site: [Electronic resource], date of access https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/20230404/kak-v-tadzhikistane-menyalos-kachestvo-interneta-za-poslednie-pyat-let (Date of appeal: 06.02.2024)

9. Amount of Internet Users in Tajikistan beats the record / Official site: [Electronic resource]. Date of access: https://tj.sputniknews.ru/20230728/kolichestvo-internet-polzovateli-tadjikistan-1058492279.html (Date of appeal: 09.08.2024).

10.E-Monetory Fund. / Official site: [Electronic resource]. Date of access https://ntb.tj/payment_system/mablaghoi-electroni.php (Date of appeal: 23.11.2023).

11.Turban G.V. E-commerce -New Opportunities for Small and Middle Business / G. V. Turban // World Economics and BusinessManagement of Small and Middle enterprises: Materials of 16-th scientific international seminar, held on the format of 18-th International scientific-technical conference «Science for education, production, economy».March 26, 2020. Minsk, Belarus Republic / Belarusnational technical University. - Minsk: Law and Economics, 2020. - PP. 90-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.