Еще не решил 0% 29% 16%
Скорее не буду голосовать 9% 11% 2%
Точно не буду голосовать 11% 13% 2%
Затрудняюсь ответить 11% 10% 7%
Данные выводы позволяют прогнозировать уровень участия граждан в будущем на выборах, что может помочь выстроить правильную логику действий и предвыборных программ для кандидатов и партий в дальнейшем электоральном процессе.
Таким образом, по результатам проведенных исследований мы видим разные модели электоральных предпочтений граждан внутри одной политической культуры. Это позволяет сделать вывод, что описанная методика и инструментарий исследования могут быть применены при изучении политической культуры других регионов и определить уровень политического участия на выборах, выявить взаимосвязь между политическим событием и электоральным поведением.
Политическая культура регионального сегмента имеет разную выраженность политического участия внутри одного общества. Учитывая этот фактор можно выработать модель воздействия на политическую активность граждан при проведении различных политических мероприятий.
Список литературы:
1. Абрамов Ю. И., Семёнов А. В. Политическая культура как фактор электорального поведения // ПОЛИТЭКС. 2014. №1. С. 244-252.
2. Рязанов А. В., Морохова Е. И. Политическая культура России: динамика и направленность // Манускрипт. 2020. №1. С. 154-157.
3. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль. 2014. 500 с.
УДК 354
РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Эргашов Жахонгир Камилжанович
Студент
Сибирский институт управления, филиал РАНХиГС DEVELOPMENT OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Ergashov Jakhongir Kamiljanovich
Student
Siberian Institute of Management, branch of RANEPA
Аннотация: В статье исследуются этапы развития электронного правительства Республики Узбекистан. Особое внимание уделяется изучению нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок внедрения электронного правительства, ее элементов и государственных информационных систем. Анализируются особенности использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, а также рассматриваются целевые индикаторы Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».
Abstract: The article examines the stages of development of the electronic government of the Republic of Uzbekistan. Particular attention is paid to the study of regulatory legal acts regulating the procedure for the introduction of e-government, its elements and state information systems. The features of the use of information and communication technologies in public administration are analyzed, and the target indicators of the Strategy "Digital Uzbekistan-2030" are also considered.
Ключевые слова: Электронное правительство, электронная подпись, Система межведомственного электронного взаимодействия, Единый портал интерактивных государственных услуг, Портал открытых данных, Виртуальная приёмная Президента, Портал обсуждения проектов НПА, Единая электронная система разработки, согласования и регистрации решений местных органов власти, Единая межведомственная электронная система исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz», Цифровой Узбекистан-2030.
Key words: Electronic government, electronic signature, electronic document management, Interdepartmental electronic interaction system, Unified portal of interactive public services, Open data portal, Virtual reception of the President, Discussion portal for NLA projects, Unified electronic system for the development, coordination and registration of decisions of local authorities, Unified interdepartmental electronic system of performing discipline «Ijro.gov.uz», Digital Uzbekistan-2030.
В связи с ускоренным развитием научно-технического прогресса и нарастающей информатизацией общества становится актуальным расширение практики применения информационно -коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в государственной сфере. Применение ИКТ в государственном управлении широко признается практически во всем мире и периодически упоминается в правовых источниках в качестве электронного правительства или Е-Ооуегптеп1 Основное предназначение электронного правительства как инновационной технологии - удовлетворить социальные потребности общества, повысить уровень информированности об актуальных проблемах, усилить обратную связь с правительственными структурами. В связи с чем требуется глубокий и независимый анализ важнейших показателей развития сферы оказания государственных услуг, а также установление ключевых факторов, способных влиять на оперативность, эффективность и качество предоставления населению электронных услуг, центром которых становятся информационные технологии.
Вопросы внедрения электронного правительства в практику государственного управления в Республике Узбекистан обсуждались на протяжении достаточно длительного времени. Однако практическое закрепление данного института сопровождалось трудностями недостаточного технического оснащения, отсутствия научно-технических разработок в информационной сфере.
Законодательное закрепление принципов электронного правительства в Республике Узбекистан началось еще в начале 2000-х годов.
За годы независимости правительство Узбекистана провело многочисленные реформы по поэтапному внедрению ИКТ и цифровизации всех сфер. Было создано и постоянно совершенствуется законодательная база, открывающая возможности для развития ИКТ.
Первоначальным этапом в развитии информационного законодательства Республики Узбекистан выступили Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» № УП-3080 от 30 мая 2002 года [1], принятый в целях формирования национальной системы информатизации, массового внедрения и использования во всех сферах экономики и жизни общества современных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, наиболее полного удовлетворения растущих информационных потребностей граждан, создания благоприятных условий для вхождения в мировое информационное сообщество и расширения доступа к мировым информационным ресурсам, а также Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» № ЗРУ-560-П от 11 декабря 2003 года [2].
Законом Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи» № ЗРУ-562-П от 11 декабря 2003 года [3] внедрена и с тех пор активно используется национальная инфраструктура электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Согласно пункту 2 статьи 3 данного закона, электронная цифровая подпись - подпись в электронном документе, полученная в результате специальных преобразований информации данного электронного документа с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющая при помощи открытого ключа электронной цифровой подписи установить отсутствие искажения информации в электронном документе и идентифицировать владельца закрытого ключа электронной цифровой подписи.
Также, в целях автоматизации основных этапов жизненного цикла документов, в частности, по формированию, обработке, маршрутизации, контролю движения и исполнения документов, учету, архивному копированию и хранению, был принят Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» № ЗРУ-611-П от 29 апреля 2004 года [4], который регламентирует отношения в области электронного документооборота.
Еще одним значимым нормативным актом в сфере информатизации и предоставления государственных услуг стало Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий» №181 от 23 августа 2007 года [5]. Принятие данного постановления выступило важном шагом на пути создания реестра и предоставления интерактивных государственных услуг.
Раскрытие общественно значимой информации государственных органов в форме открытых данных является фундаментом открытого государственного управления. За счет публикации и предоставления доступа к открытым данным обеспечивается прозрачность работы государственных органов, предоставляется возможность для проведения общественного контроля, а также создаются новые услуги для граждан и бизнеса. Публикация информации и сведений о деятельности государственных органов в форме открытых данных позволит использовать их в качестве источников данных при формировании различные информационных ресурсов и разработке информационных систем, а также услуг и приложений как для государственных органов, так и субъектов предпринимательства.
В целях обеспечения конституционного права граждан на информацию и повышения ответственности органов власти и управления за качество принимаемых решений был принят Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» № ЗРУ-369 от 5 мая 2014 года [6]. Обеспечение открытости органов власти и доступа физических и
юридических лиц к информации о деятельности органов государственной власти и управления, является одним из важных элементов построения электронного правительства.
В соответствии со статьей 4 данного закона основными принципами открытости деятельности органов государственной власти и управления являются общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации, гласность и прозрачность их деятельности, а также свобода поиска, получения и распространения информации о деятельности органов государственной власти и управления.
В целях дальнейшего совершенствования системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность путем создания условий для их обсуждения Кабинетом Министров Республики Узбекистан было принято постановление «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность» №328 от 2 декабря 2014 [7]. Во исполнение правительственного решения с 1 января 2015 года внедрена Система обсуждения разрабатываемых нормативно-правовых актов и оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность [http://regulation.gov.uz/ru].
В системе оценки законодательных актов есть возможность поддержать наиболее понравившееся мнение в комментариях. Кнопка «поддержать» позволяет обозначить понравившееся высказывание в пользу того или иного комментатора без дополнительного замечания к нему. Обращает внимание и то, что каждый участник обсуждения может написать комментарий по каждой статье обсуждаемого закона. После окончания обсуждения все комментарии будут проанализированы органом, отвечающим за подготовку проекта нормативно-правового акта и самые дельные предложения, будут учтены в новой редакции проекта.
По состоянию на 20 января 2022 года на обсуждение выставлено 11568 проектов нормативно -правовых актов. Из них, 713 законов Республики Узбекистан, 292 указов, 805 постановлений, 15 распоряжений Президента, 2896 постановлений и 86 распоряжений Кабинета Министров, 1824 приказов и постановлений ведомств, а также 4902 решений местных органов власти.
Помимо этого, в целях предотвращения принятия незаконных решений и обеспечения открытости и прозрачности деятельности местных органов власти создана единая электронная система разработки, согласования и регистрации решений местных органов сласти «Е^агог» [https://e-qaror.gov.uz/ru].
В число преимуществ системы входят разработка решений местных органов власти, принятие решений, регистрация, управление и контроль за процессами присвоения документам специального неповторяющегося номера и автоматического объявления, электронное визирование проектов со стороны заинтересованных ведомств, мониторинг межведомственного электронного взаимодействия по рассмотрению и согласованию проектов решений, а также процесса их разработки.
В целях создания необходимых условий для развития отечественных веб-ресурсов, внутреннего рынка конкурентоспособных программных продуктов и услуг, а также обеспечения доступа к открытой информации о государственных органах и их деятельности в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления открытых данных» № ПКМ-232 от 7 августа 2015 года [8]. На основе данного постановления разработан и запущен Портал открытых данных Республики Узбекистан [http://data.gov.uz/ru].
Портал создан в целях предоставления пользователям единой точки доступа к открытым данным в сети Интернет и обеспечения обратной связи пользователей с поставщиками открытых данных по вопросам актуальности размещенных открытых данных, рассмотрения предложений о публикации новых открытых данных и улучшении условий для пользователей при получении открытых данных, обеспечения прозрачности деятельности поставщика и создания условий пользователям для принятия эффективных экономических решений при помощи открытых данных, размещаемых на Портале. По состоянию на 20 января 2022 года на Портале размещено более 13 433 наборов открытых данных от 183 организаций.
Одним из важных нормативно-правовых актов в развитии электронного правительства в Республики Узбекистан стал закон Республики Узбекистан «Об электронном правительстве» от 9 декабря 2015 года №395 [9]. В рамках данного закона нашли свое отображение «порядок регулирования отношений в области электронного правительства».
Теперь, в соответствии с п. 2 ст. 3 данного закона, «под электронным правительством» в Республике Узбекистан понимается система организационно-правовых мер и технических средств, направленная на обеспечение деятельности государственных органов по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам путем применения ИКТ, а также межведомственного электронного взаимодействия».
Еще одним важным этапом стало создание Центра управления проектами электронного правительства при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан [https://e-gov.uz/ru], на основании постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства»
№ ПП-4699 от 28 апреля 2020 года [10] и постановления Кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по деятельности некоторых организации в системе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан» №409 от 26 июня 2020 года [11].
Деятельность центра направлена на создание эффективных и прозрачных механизмов разработки и реализации проектов в сфере ИКТ в рамках системы «Электронное правительство», а также обеспечения качественной экспертизы проектов, проектной и технической документации в данной сфере.
Центр реализует основные направления реформ в сфере цифровой экономики и совершенствования системы «Электронное правительство». В частности, обеспечивает единый технологический подход к развитию электронного правительства, разрабатывает приоритетные направления цифрового развития в государственных органах и организациях, внедряет в государственных органах и организациях единую межведомственную электронную систему исполнительской дисциплины, а также координирует этапы реализации проектов и программ в сфере электронного правительства.
Архитектура системы «Электронное правительство» выглядит следующим образом, (рис. 1.)
Архитектура системы «Электронное правительство»
|||ПИ#1М« Н (уАЪМИМ 1||«1»|1|№|*НЯ|ММ1|
ММИМП Г*1|!I Я1 НШ^МЩНММ!
гшудяргТМ'МИЫМ углу*
1||*нгуы |т-улл|ИТ*т|1М1 VI лт*
I
Ьла* *1инил ^иш'шмя и • ридм'»«*»
1ам ддиим) гм|мммин11 м ишт^нитппм
:1л|м»о<м|м»1*н» м итиции
ПАраММНИ*, культур* н> *у« • нш Н (№Н|11 |
|
1т|1М.<ъ4йЯ МНДОД 1
С'трамткльгтм)
•»■»•ГЧ1.ММИ унпии М м»ммм»*ммп< ГЬ ЛИ»|»»ЛИМ11МИ И Г«|1ТМфмии1ШН
Тмтитмуяикмцмшии мифрйггругту)»«
1|АЙИМ 1'ИП*1М илгн гифиияинм
* I «ИИ! |1К ИИ|«Ч рМДОМИИ«** II
Кпиплпих (м^мтмпмм! гмпга 1|»гдоИП«с»йгти»
Ншп
(М||МЩ м бглныгмогть
Нкм^ни»
;>П«МГТ|М1М1Ш№ П.14ПЛП«
^мшт* и «иди»»« Ч111Н||| щи Жнлнщцо И11ММ»М<1Ы«4М' ШМЯЙГТМ)
Г млм ия к шмпнтин« моддммм
11<1Л)М ргг ис I |Н1ЦМ(* мюткИ
IЛИНИЙ «им «11М1 учп* НЯМКМ Ы1«к11|ми» ГОгудЦ|ПМШ1# умгуги
1ш нт и щмлщнмтни I Ш^^Й^Ч^мнми ткушн н ^ушишмм
й1м111иии *«1|м •*!*>«ч i iii )у|*|м г •«•мм)** у||(»1**1ч1м* и «|.чми
Квдшл
|1|1Н|И1.01 II ОК|1«11М ПИУМЫНИП'П (|И<Ди Ц«'«ДУИ4|М>ЛИМ1Г 1Г1 МИШИН ИМ N Гу|М1«
1*)14 ■ ЙШКММТуМЫкМ • сЛг Ш1М1И1Н П
Рис. 1. Архитектура системы «Электронное правительство»
Одним из базовых элементов системы электронного правительства является Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее - ЕПИГУ), запущенный на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг через единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан» № ПКМ-728 от 15 сентября 2017 года [12]. ЕПИГУ, который выступает единой точкой доступа к электронным государственным услугам, предоставляемым государственными органами. Он предназначен для создания условий и расширения возможностей заявителей в получении электронных услуг.
ЕПИГУ предназначен для развития условий и расширения возможностей пользователя в получении электронных государственных услуг на основе использования современных информационных технологий.
В настоящее время Портал успешно функционирует по адресу https://my.gov.uz и имеет достаточно удобный пользовательский интерфейс.
Результат оказания электронных услуг на основе сведений, полученных от государственных органов, может быть представлен в форме электронного документа. Сформированные на ЕПИГУ электронные документы хранятся в базе данных электронных документов, обеспечивающая обработку и хранение электронных документов, а также предоставляющая средства проверки подлинности электронного документа, сформированного на ЕПИГУ.
К настоящему времени с помощью Портала граждане Республики Узбекистан могут воспользоваться 258 государственными услугами.
В число наиболее популярных услуг для физических лиц входят получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП); Состояние накоплений на ИНПС; Устройство ребенка в детский сад; Проверка очереди в детский сад; Регистрация по месту постоянного проживания; Справка об отсутствии/наличии
судимости; Адрес места жительства; Справка о отсутствии/наличии жилья; Сведений о начисленной заработной плате; Получение ИНН; Оформление кадастрового паспорта; Справка об отсутствии налоговой задолженности.
Также функционирует мобильное приложение ЕПИГУ.
Доступ заявителей к ЕПИГУ осуществляется посредством Единой системы идентификации [https://id.egov.uz/] в соответствии с порядком, установленным законодательством.
Во взаимодействии государственных органов с физическими и юридическими лицами в рамках электронного правительства важную роль играют документы, зафиксированные в электронной форме, подтвержденные электронной цифровой подписью и имеющие другие реквизиты электронного документа, позволяющие его идентифицировать. Основным инструментом придания электронным документам юридической силы выступает электронно-цифровая подпись.
ЭЦП предназначена для определения лица, подписавшего электронный документ, и является аналогом собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законодательством. Электронная подпись применяется при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных услуг, исполнении государственных функций, при совершении иных юридически значимых действий в электронной форме.
С 7 декабря 2020 года установлен порядок, в соответствии с которым выдача сертификата ЭЦП, обеспечивающей свободный доступ ко всем видам услуг, оказываемым органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и коммерческими банками, осуществляется через центры государственных услуг или официальные информационные ресурсы в режиме онлайн.
В целях широкого применения современных ИКТ в оказании государственных услуг населению, внедрения единого механизма идентификации личности в различные информационные системы и оказание дистанционных услуг с января 2021 года на базе действующей инфраструктуры биометрической паспортной системы Республики Узбекистан начато внедрение системы оформления и выдачи идентификационных ГО-карт вместо биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан образца 2011 года. ГО-карта содержит биографические данные владельца, цифровую фотографию, отпечатки пальцев, сертификат ключа электронной цифровой подписи.
В архитектуре системы «Электронное правительство» также представлены несколько централизованных баз данных: Базы данных юридических и физических лиц, Регистр справочников и классификаторов электронного правительства, Единый реестр информационных систем и ресурсов электронного правительства.
Регистр справочников и классификаторов электронного правительства [https://cs.egov.uz/] - это единая платформа справочной информации, которая была создана для повышения эффективности информационного взаимодействия между ведомствами, для обеспечения конфиденциальности и целостности межведомственной информации с помощью средств информационной безопасности, а также для минимизации издержек, в том числе финансовых и временных, при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия.
В целях формирования единого реестра информационных систем создан Единый реестр информационных систем и ресурсов электронного правительства Республики Узбекистан [https://reestr.uz/ru]. В настоящее время, в данный реестр включаются информационные системы и ресурсы министерств, государственных комитетов, комитетов, агентств, ведомств, местных органов государственной власти и хозяйственных обществ с государственной долей 50 и более процентов.
Основным связующим звеном всего электронного правительства является Система межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно определению, данному в государственном стандарте O'zDSt 2864:2014, Система межведомственного электронного взаимодействия - совокупность аппаратно-программных средств, предназначенных для интеграции информационных систем электронного правительства в рамках оказания электронных государственных услуг и организации электронного взаимодействия.
В целом можно выделить следующие задачи и перспективные направления в миссии электронного правительства в Республике Узбекистан:
проведение дальнейших исследований в вопросах улучшения доступа к процессам управления посредством использования сети Интернет и усиление прозрачности в деятельности правительства через использование открытых веб-стандартов на любом уровне (местном, государственном). Для этого необходимо:
предоставлять качественные и доступные государственные услуги в сети, а также транзакционные или информационные услуги;
взаимодействовать с гражданским обществом и представителями бизнес-структур.
Еще одним важным элементом электронного правительства, функционирующем в Республике Узбекистан, выступает Единая межведомственная электронная система исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz». Согласно положению о порядке функционирования «Ijro.gov.uz», Система «Ijro.gov.uz» — это информационная система, обеспечивающая контроль за исполнением поручений, определенных указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан и протоколами
заседаний, проведенных под председательством Президента Республики Узбекистан. В настоящее время к «Ijro.gov.uz» подключены все министерства и ведомства Республики Узбекистан.
Одним из элементов электронного правительства также является «Виртуальная приёмная президента Республики Узбекистан» [https://pm.gov.uz/ru], созданная в 2016 году в сети Интернет.
Данная виртуальная приемная организована в целях совершенствования работ по экономическому, социальному, финансовому и юридическому анализу, а также разрешению вопросов, направленных физическими и юридическими лицами президенту Республики Узбекистан.
Обращения через сайт стали наиболее популярным способом обращения граждан в государственные органы. По состоянию на 20 января 2022 года через сайт поданы 6 161 059 обращений.
Очень важным является факт, что создание виртуальной приемной и электронного правительства в целом вносят вклад в расширение тендерного равенства при получении услуг, а также дают возможность людям с ограниченными возможностями устно обращаться через СаИ-центр.
Логичным завершением истории развития информационного законодательства выступило принятие Указа Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030 (далее - Стратегия)» и мерах по ее эффективной реализации» № УП-6079 от 5 октября 2020 года [13].
Целью Стратегии является обеспечения ускоренного цифрового развития секторов экономики, социальной сферы и системы государственного управления, включая дальнейшее совершенствование предоставления электронных государственных услуг.
Согласно пункту 2.2. Стратегии в целях развития электронного правительства до 2030 года будут осуществляются следующие мероприятия:
дальнейшее расширение качественных и востребованных электронных государственных услуг, постепенный перевод всех государственных услуг в цифровую форму, в том числе доведение доли автоматизированных услуг до 60 процентов к 2023 году;
обеспечение единого технологического подхода к разработке информационных систем электронного правительства, включая снижение затрат на разработку ведомственных систем государственных органов с использованием программных обеспечений с открытым исходным кодом;
улучшение разработки, формирования и использования открытых данных, а также увеличение доли мобильных приложений и программ на основе открытых данных;
оптимизация процедур предоставления государственных услуг, в том числе сокращение количества данных и документов, необходимых для автоматизации административных процедур;
оптимизация процедур, связанных с выдачей лицензий и разрешений, и перевод их в электронную форму, работающую в режиме реального времени;
развитие цифровой идентификации, предусматривающей внедрение дополнительных форм и методов удаленной идентификации физического лица для населения и хозяйствующих субъектов;
внедрение эффективных систем онлайн-мониторинга за состоянием обращений населения и хозяйствующих субъектов в государственные органы и организации (трекинг);
расширение системы оценки эффективности внедрения и использования цифровых технологий в деятельность государственных органов;
совершенствование участия граждан и предпринимателей в онлайн-обсуждении законопроектов с учетом предложений и замечаний населения, а также увеличение доли проектов, реализуемых на основе общественного мнения;
создание информационных систем для онлайн-оплаты государственных услуг и автоматизация очередей;
оцифровка архивных документов и формирование баз данных государственных органов и организаций;
создание центра обработки данных электронного правительства, обеспечивающего безопасное хранение и интеграцию ведомственных и межведомственных информационных систем, информационных ресурсов государственных органов, предоставляющих услуги электронного правительства, центральных баз данных, а также возможность последующей аналитической обработки различных и повторяющихся данных в различных информационных системах государственных органов и организаций;
внедрение национальной информационной системы в сферу здравоохранения с учетом широкого использования современных ИКТ;
создание системы автоматизации и комплексного анализа управления образованием с использованием современных ИКТ;
внедрение ИКТ в процесс регулирования трудовой деятельности и социальной защиты населения; организация жилищно-коммунального хозяйства за счет внедрения ИКТ;
создание системы повышения прозрачности и качества в строительной сфере за счет внедрения современных ИКТ;
создание системы повышения продуктивности земель в сельском хозяйстве, снижения себестоимости продукции и увеличения экспортного потенциала за счет внедрения современных ИКТ;
установление системы полного контроля за производством и передачей электроэнергии потребителям, добычей, переработкой углеводородов и их доставкой потребителям посредством внедрения ИКТ;
Помимо этого, в соответствии с 13 пунктом постановления до конца 2022 года запланирована цифровизация всех административных процедур и операционных процессов с организацией безбумажного электронного документооборота и делопроизводства, автоматизация процессов межведомственного электронного взаимодействия, а также внедрение в других государственных органах и организациях практического опыта реализации проекта «Цифровое ведомство» исходя из специфики их деятельности.
Таким образом, создание электронного правительства, комплексное внедрение и закрепление его в нормах законодательства Республики Узбекистан заняло достаточно длительное время. Процесс реализации электронного правительства усложнялся принятием эффективных законов, отсутствием ведомства, занимающегося вопросами по развитию электронного правительства и развитием информационной-коммуникационной инфраструктуры. В последние годы развитие электронного правительства в Республике Узбекистан происходит особенно быстро. При этом особое внимание уделяется улучшению инфраструктуры электронного правительства, а также повышению качества и увеличению объема предоставляемых электронных государственных услуг.
Развитие электронного правительства в сферу государственного управления требует больших ресурсов, времени и рисков. Но вместе с тем, положительный опыт передовых стран еще раз доказывает то, что внедрение электронного правительства в государственное управление повысит качество предоставляемых государственных услуг, сократит издержки документооборота, повысит прозрачность и открытость деятельность государственных органов, и вместе с тем послужит повышению доверия населения к государственным органам. При комплексной программе внедрения электронного правительства как коммуникационного средства взаимоотношений между государством и гражданами, электронное правительство может сыграть также ключевую роль в противодействии коррупции.
Библиографический список
1. Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» № УП-3080 от 30 мая 2002 года. URL: https://lex.uz/docs/152472 (дата обращения: 20.01.2022).
2. Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» № ЗРУ-560-II от 11 декабря 2003 года. URL: https://lex.uz/docs/82956 (дата обращения: 20.01.2022).
3. Закон Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи» № ЗРУ-562-II от 11 декабря
2003 года. URL: https://lex.uz/docs/64424 (дата обращения: 20.01.2022).
4. Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» № ЗРУ-611-II от 29 апреля
2004 года. URL: https://lex.uz/docs/165074 (дата обращения: 20.01.2022).
5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий» № ПКМ-181 от 23 августа 2007 года. URL: https://lex.uz/docs/1240502 (дата обращения: 20.01.2022).
6. Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» № ЗРУ-369 от 5 мая 2014 года. URL: https://lex.uz/docs/2381138 (дата обращения: 20.01.2022).
7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность» №328 от 2 декабря 2014 года. (акт утратил силу). URL: https://lex.uz/docs/2509057 (дата обращения: 20.01.2022).
8. Постановление Кабинета Министров Республики «О мерах по дальнейшему совершенствованию Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления открытых данных» № ПКМ-232 от 7 августа 2015 года. (акт утратил силу). URL: https://lex.uz/docs/2718602 (дата обращения: 20.01.2022).
9. Закон Республики Узбекистан «Об электронном правительстве» № ЗРУ-395 от 9 декабря 2015 года. URL: https://lex.uz/docs/2833855 (дата обращения: 20.01.2022).
10. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» № ПП-4699 от 28 апреля 2020 года. URL: https://lex.uz/docs/4800661 (дата обращения: 20.01.2022).
11. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по деятельности некоторых организации в системе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан» № ПКМ-409 от 26 июня 2020 года. URL: https://lex.uz/ru/docs/4873208 (дата обращения: 20.01.2022).
12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг через единый портал интерактивных
государственных услуг Республики Узбекистан» № ПКМ-728 от 15 сентября 2017 года. URL: https://www.lex.uz/docs/3353198 (дата обращения: 20.01.2022).
13. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан -2030» и мерах по ее эффективной реализации» № УП-6079 от 5 октября 2020 года. URL: https://lex.uz/docs/5031048 (дата обращения: 20.01.2022).
© Ж.К.Эргашов, 2022