Научная статья на тему 'Развитие экспорта транспортных услуг в России'

Развитие экспорта транспортных услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ЭКСПОРТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / МИНТРАНС РФ / RUSSIA'S TRANSPORT SYSTEM / TRANSPORT SERVICES EXPORT / TRANSPORT MINISTRY OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Представлены основные положения программы «Развитие экспорта транспортных услуг», подпрограммы Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents main points of the «Development of Russia's transport services export» programme, a sub-programme of the «Development of Russia's transport system (2010-2015)» Federal special-purpose programme.

Текст научной работы на тему «Развитие экспорта транспортных услуг в России»

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

Развитие экспорта транспортных услуг в России

Для реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» необходимо осуществление подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг». Цели данной подпрограммы состоят в повышении конкурентоспособности транспортной системы РФ и реализации транзитного потенциала страны; в улучшении инвестиционного климата и развитии рыночных отношений на транспорте. Основные задачи — обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспорт-но-технологической инфраструктуры; повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров; формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями на условиях государственно-частного партнерства. В пресс-службе Минтранса РФ журналу «Транспорт РФ» рассказали о ходе выполнения этой программы в нынешнем году.

В рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» в 2010 г. реализуется ряд крупных проектов.

Создание сухогрузного района морского порта Тамань» (обоснование инвестиций). В текущем полугодии подрядчиком внесены изменения в материалы обоснования инвестиций по замечаниям ФГУ «Главгосэкспертиза России», и материалы направлены на повторную экспертизу. Пока не удается разрешить разногласия по проектным решениям, возникшие с Главгосэкспер-тизой. Это обусловлено требованиями к объему проведенных проектно-изыс-кательских работ, не предусмотренных техническим заданием. В связи с этим возможность получения положительного заключения по данному проекту остается под вопросом.

Во втором квартале 2010 г. была проведена работа по подготовке технического задания на проектирование. Сейчас проводятся рабочие совещания для принятия окончательного решения о целесообразности, а также об экономической и геополитической необходи-

мости реализации проекта. Если будет принято положительное решение, в третьем квартале планируется объявить конкурс на проектирование. В случае отрицательного решения в третьем квартале будет проведена корректировка ФЦП и Перечня строек и объектов для государственных нужд на 2010 г. Выплат по данному проекту в первом полугодии не проводилось.

Развитие Московского авиационного узла. Строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта «Шереметьево», Московская область. В первом полугодии были завершены проектные изыскания, подготовлены проектные материалы по размещению и проектированию объектов и оборудования аэродромного комплекса, по путепроводам и реконструкции Шереметьевского шоссе, а также по оформлению прав на земельные участки, необходимые для строительства комплекса ВПП-3.

Земельные вопросы не решены в полном объеме, так как для подписания

Таманский порт

Порт «Новороссийск

актов выбора земельных участков необходимо предоставить компенсации владельцам подпадающих под изъятие земельных участков. Отдельно стоит проблема выноса инженерных сетей и коммуникаций.

Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край). В первом полугодии 2010 г. были рассмотрены варианты прохождения трассы, схем авторазвязок, конструкций дорожных одежд и путепроводов по всем автодорожным объектам. Подготовлены акты выбора земельных участков, часть из них уже подписана администрацией г. Новороссийск.

Были проведены совещания с представителями Северокавказской железной дороги (СКЖД) по вопросу получения технических условий по подобъек-ту «Строительство станции в районе разъезда 9-й км». Подготовлено и направлено на согласование задание на разработку проектной документации по подобъекту «Строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск СКЖД (Парк "Б")».

Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан). В первом полугодии ФГУ «Ространсмодернизация» совместно с Министерством транспорта и дорож-

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ •

ного хозяйства Республики Татарстан был разработан комплект конкурсной документации по отбору частных инвесторов для создания инвестиционного проекта. Во втором квартале Министерство официально объявило о проведении открытого конкурса.

Решался вопрос о передаче в федеральную собственность земельных участков ЗАО «Авангард» для размещения федеральных объектов на территории Свияжского ММЛЦ. В результате проведенной работы было получено Свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ. ФГУ «Ространсмодернизация» подготовлен и отправлен в Росимущество пакет документов для передачи ФГУ «Ространсмодернизация» права постоянного бессрочного пользования на данные земельные участки.

Совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан продолжалась работа по решению проблемных вопросов, связанных с выделением земель под внешние федеральные объекты (автомобильную дорогу от федеральной трассы М-7 до речного порта).

В первом полугодии (январь-апрель) 2010 г. по государственному контракту на разработку проектной документации были выполнены работы по актуализации экономических расчетов и разработке организационно-правовой модели.

Разработка инвестиционных предложений по повышению конкурентоспособности транспортных коридоров и развитию муль-тимодальных транспортных узлов. Выполняются работы в рамках разработки концепции комплексного развития международного транспортного маршрута (МТМ) «Европа — Западный

Китай» на территории РФ, на участке Санкт-Петербург — Казань — Оренбург

— граница Республики Казахстан.

Во втором квартале 2010 г. осуществлена приемка второго этапа работ. Были получены следующие результаты: описание существующей транспортной сети и инфраструктуры в зоне тяготения маршрута и оценка перспектив ее использования и развития; отчет о маркетинговых исследованиях спроса на перевозки в зоне тяготения маршрута и тенденций его изменений с приложением исходных данных, сопоставительных таблиц, диаграмм и методик исследования.

На 2010 год по подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг» заключено девять государственных контрактов на сумму 1 013 929,7 тыс. рублей, что составляет 7,8% от объема годовых бюджетных назначений, в том числе, по следующим направлениям:

• государственные капиталовложения (ГКВ) — шесть контрактов на сумму 978 159,7 тыс. рублей (форма «бюджетные инвестиции»);

• НИОКР — три контракта на сумму 35 770,0 тыс. рублей.

Стоимость работ, выполняемых в 2010 г. по восьми переходящим контрактам прошлых лет, составляет 760 343,1 тыс. рублей; по первому заключенному с 1 января 2010 г. контракту

— 253 586,6 тыс. рублей, в том числе по первому контракту длительностью более одного года — 253 586,6 тыс. рублей.

До настоящего времени не объявлен конкурс по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Первый этап проектирования был завершен в декабре 2009 г. Государственным заказчиком подготовлено техническое задание на второй этап проектирования.

Порт «Мурманск

С учетом определения Министерством экономического развития РФ приоритетности проектов, имеющих социально-экономическое значение для РФ в условиях секвестрирования средств федерального бюджета на 2011-2013 гг., проект по комплексному развитию Мурманского транспортного узла был отнесен ко второй приоритетной категории. Средства федерального бюджета в бюджетных проектировках на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 г. на его реализацию в 2011 г. не предусмотрены. Государственным заказчиком были подготовлены предложения по перераспределению средств, предусмотренных Перечнем строек и объектов для государственных нужд на 2010 г. на данный проект и на проекты, реализуемые в рамках других подпрограмм Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», с последующим их восстановлением на подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг».

Объем финансирования подпрограммы в 2010 г. за счет средств федерального бюджета составляет 12 956 068,8 тыс. рублей, в том числе по ГКВ — 12 806 068,8 тыс. рублей (из них бюджетные инвестиции 12 806068,8 тыс. рублей); по НИОКР -150 000,0 тыс. рублей).

Объем софинансирования подпрограммы в 2010 г., предусмотренный утвержденной ФЦП, за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов составляет 1 195 300,0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников — 29 275 700,0 тыс. рублей (в том числе, на капитальные вложения — 29173 700,0 тыс. рублей; на НИОКР — 102 000,0 тыс. рублей).

Проект Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.