ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА INDUSTRY AND REGIONAL ECONOMY
Развитие экономики сельского хозяйства в Германии Development of economy of agriculture in Germany
Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ VI ЖУРНАЛ
УДК 338.43 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19002 Сафонов Алексей Юрьевич,
к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: [email protected]
Safonov Alexey Yurevich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23
Аннотация. В статье раскрыты особенности современного состояния АПК Германии, обозначены проблемные сегменты отрасли, выделены малорентабельные направления фермерской деятельности, специфичные черты сельскохозяйственного производства в стране. В материале охарактеризованы основные составляющие стратегии развития сельского хозяйства на основе кооперативного движения, перечислены цели и инструментарий государственного регулирования.
Summary. The article reveals the features of the current state of the agroindustrial complex of Germany. The paper identifies the problem segments of the industry, highlighted the low-profit areas of farming, the specific features of agricultural production in the country. The material describes the main components of the strategy for the development of agriculture on the basis of the cooperative movement, lists the objectives and tools of government regulation.
Ключевые слова: АПК, сельское хозяйство, экономика сельского хозяйства, Германия. Key words: agro-industrial complex, agriculture, agricultural economics, Germany.
Главная особенность развития АПК европейских стран в преобладании кооперативных форм предпринимательства и государственной поддержке малорентабельных отраслей. Наибольшее распространение кооперативы получили в кредитно-сберегательном секторе, крупные фермерские хозяйства функционируют в виде объединений, кооперация присуща и снабженческим структурам в АПК, по такому принципу работают и многие сбытовые организации.
Опыт Испании показывает, что производственная кооперация может успешно переплетаться с потребительским рынком и социальной сферой - позиции кооперативов в стране настолько сильны, что объединенные группы субъектов хозяйствования открывают собственные школы, оздоровительные центры, пенсионные фонды. Португалия концентрируется на совмещении разных форм кооперации в сфере обращения кредитных ресурсов и в сельскохозяйственной торговле. В Дании кооперативы, работающие в АПК, являются участниками пищевых компаний. Кооперативный путь развития АПК присущ и Великобритании, в которой около 70% фермеров являются членами сельскохозяйственных объединений. В Германии функционируют союзы трех ступеней - на местном уровне, региональном и федеральном. [1]
Для немецких сельскохозяйственных кооперативов характерна ориентация на нормы национального права с учетом положений международных правовых актов. Этой системе присуща жесткая иерархия по вертикали, низшим звеном выступают местные кооперативы, которые являются самыми массовыми (это сами фермеры). Они замыкаются на региональные объединения, завершающее звено - отраслевой союз.
Сельское хозяйство Германии ориентировано на соблюдение эколого-экономического равновесия. Это означает, что все процессы осуществляются после оценки возможных выгод не только лично для фермера, но и для окружающей среды. В связи с этим получили широкое распространение общества по уходу за ландшафтами, состоящие из добровольцев, которые посвящают свою деятельность сохранению природы в первозданном виде (или близком к этому состоянию).
Для ландшафтного сектора АПК свойственно сочетание экстенсивного и интенсивного способа развития. Предпочтение отдается последнему методу. Немецким фермерам удается объединять личную выгоду с пользой для окружающей среды - выпас крупного рогатого скота и других животных производится на пастбищах в соответствии с научно разработанными схемами передвижения, что помогает сохранить уникальный ландшафт и
одновременно с этим избавиться от отходов. Если часть ландшафтных отходов (сена, травы) остается неиспользованной, такое сырье направляется на переработку для получения биотоплива. [2]
Особый подход к развитию ландшафтного хозяйства в его тесной кооперации с сельским хозяйством позволяет Германии свести к минимуму конкуренцию в области пахотных территорий, обеспечить соблюдение экологических догм и снизить затраты на утилизацию отходных материалов, уменьшить издержки фермеров на удобрения.
Отличительной чертой немецкого АПК является преобладание арендных отношений -предприятиями снимается в аренду до 95% территорий, отведенных под ведение сельского хозяйства. Большую часть площади обрабатывают компании, взявшие в пользование участки площадью от 500 га. У сельскохозяйственных товаропроизводителей есть собственные склады, это позволяет наращивать объемы производства и получать за счет количества рыночные преференции. В Германии для фермерских хозяйств созданы благоприятные условия в сфере кредитования. Развитие АПК интенсивным путем стало основным фактором, стимулирующим достижение рекордных показателей производительности труда. [3]
Процессы, сопровождавшие становление АПК в Восточной Германии, доказали необходимость многоаспектного развития сельского хозяйства. Наработанный немецкими сельскохозяйственными товаропроизводителями опыт можно выразить в следующих тезисах:
- приватизационные манипуляции возможны только при наличии общественного согласия;
- для успешного развития мелких фермерских хозяйств необходима кооперация на местном уровне - в Германии это проявляется в крестьянских союзах;
- инвестиционная поддержка АПК, создание льготных условий для фермеров для форсирования темпов развития отрасли;
- на производительность труда влияет принцип соответствия оплаты труда уровню подготовки специалиста и фактическому вкладу работника в результаты производства.
Динамичное развитие сельского хозяйства началось в Германии с растениеводства, так как именно этот сегмент характеризуется быстрыми темпами окупаемости. На животноводческое направление выделялось не более четверти всех инвестиций. Преломить ситуацию помогла государственная поддержка и мощная система сельскохозяйственного консультирования.
Специфика государственного регулирования АПК Германии
Для Германии характерно преобладание мелких семейных ферм, которые специализируются на органическом производстве продовольствия. Наряду с ними в стране функционирует почти три сотни крупных агрохолдингов. Система государственного регулирования АПК в Германии строится в соответствии с нормами Единой сельскохозяйственной политики стран ЕС. Господдержка проявляется в субсидировании государством сельскохозяйственных программ, направленных на:
- развитие сельских местностей;
- поддержку уровня доходов фермеров и рынка;
- повышение производительности труда. [4]
Цели и инструменты государственного регулирования экономики и АПК в частности систематизированы в таблице 1.
Таблица 1. Цели и инструменты госрегулирования сельского хозяйства б Германии [5]
Цели системы государственного р егулнровання Инструменты государственного р егулнровання
"Укрепление позиций национальной экономики и сельского хозяйства Совершенств ование антимонопольной политики государства
Создание гибкой системы управления АПК для быстрой адаптации отрасли к постоянно меняю щимся условиям работы на внешних рынках Ценовое регулирование
Стабилизация и выравнивание экономических никлое Сочетание государственного сектора хозяйствования с частной собственностью
Оптимизация структуры сельского хозяйства Стимулирование доходов производителей
Поддержка нормального уровня занятости населения "Улучшение качества жизни за счет проведения социальной и структурной политики на региональном и федеральном \"ровнях
Создание условий для здоровой конкуренции на рынке сельскохозяйственных товаров Внедрение программы кредитования земель для предоставления фермерам возможности расширять хозяйственную деятельность
Степень государственного контроля в АПК постоянно меняется под влиянием мировых цен на сельскохозяйственную продукцию. При повышении цен на внешних рынках государство сокращает объем поддержки фермерства. Такой подход позволяет оптимизировать государственные расходы и сохранить конкурентный баланс в сельскохозяйственном секторе.
Стратегия развития АПК Германии основывается на трех направлениях, представленных на рисунке 1.
Стратегия развития АПК
Повышение
Внедрение инноваций, стимулирование научных разработок
инвестиционной привлекательности отрасли
V
Повышение благосостояния на селения за счет создания новых рабочих мест и обеспечения д о ст ойного заработка
Рис. 1. Стратегия развития АПК Германии
Государство делает ставку на привлечение частных инвестиций в АПК для закупки новой высокоэффективной техники. Если фермерские хозяйства сталкиваются с неблагоприятными климатическими условиями, государство погашает за фермера 5% его кредитных обязательств. Система кредитования предусматривает предоставление сельскохозяйственным компаниям льготных кредитов под 1% годовых сроком до 28 лет.
Отдельные меры государственной поддержки применяются в отношении молочного производства. Это обусловлено тем, что в Германии молочная отрасль наименее рентабельна. [4] Государство для обеспечения оптимального уровня дохода фермерам, специализирующимся на молочном животноводстве, выплачивает специальные премии за каждую единицу поголовья крупного рогатого скота. Это позволяет обеспечивать расширенное воспроизводства в отрасли. Подготовка кадров для АПК
Кадровая политика Германии в сфере АПК считается одной из самых эффективных. Немецкие фермерские организации при занятости в сельском хозяйстве не более 3% населения обеспечивают внутренний рынок сельскохозяйственными товарами на 90%. Такой результат обеспечивается благодаря выплате сельскохозяйственным специалистам конкурентной заработной платы и эффективному комплексу профессиональной подготовки. Для сельскохозяйственной отрасли немецкая система образования готовит специалистов разных уровней:
- фермеры;
- мастера;
- механизаторы;
- инженеры в сельском хозяйстве;
- магистры с/х наук. [6]
Обучение производится как на базе учебного учреждения, так и на производственных объектах. В Германии сельскохозяйственные работники постоянно совершенствуют свои знания и навыки, они периодически проходят переобучение и программы повышения квалификации. Крупные предприятия взамен на определенные льготы со стороны государства могут организовывать на своей мощностях курсы профессиональной подготовки с последующим трудоустройством обученных работников. На государственном уровне консультационную поддержку фермерам оказывают Немецкий крестьянский союз и Академия сельского хозяйства.
Проблемы развития АПК Германии
АПК Германии обеспечивает большую часть потребностей внутреннего рынка продовольствия, но по некоторым продуктам питания ощущается острая нехватка на национальных торговых площадках. Речь идет о сахаре, ранних овощах, южных фруктах, зерновых. В остальных сегментах сельское хозяйство справляется с задачей обеспечения продовольственной безопасности. Для эффективного взаимодействия всех участников цепочки производства и сбыта скоропортящихся продуктов вокруг крупных городов функционируют огородно-садовые пояса, фермеры с этих поясов являются основными поставщиками продовольствия на рынки городов. По аналогичной схеме распределены территории под птицеводческие комплексы, фермы для крупного рогатого скота. [7] Но достичь высокой производительности во всех сферах АПК Германии не удается -неудовлетворительной остается урожайность сахарных культур и кукурузы.
В животноводческом сегменте преобладает содержание крупного рогатого скота для получения молока, на второй позиции по популярности у фермеров находится свиноводство. Молочное направление отличается низкой рентабельностью, государство для удержания необходимого уровня мясо-молочного производства вынуждено на постоянной основе выплачивать фермерам специальные премии.
Главная проблема Германии в том, что доля АПК и рыболовства в структуре ВВП постоянно снижается. За последние десятилетия этот показатель сократился в 1,5-2 раза. Неблагоприятным фактором является сохранение дисбаланса по уровню рентабельности и эффективности ведения сельскохозяйственной деятельности в разных частях страны. Негативно сказывается на развитии АПК и тот факт, что мелкие фермерские хозяйства обрабатывают около 82% всех сельскохозяйственных земель, но на праве собственности им принадлежит не более половины этих территорий. Оставшиеся площади заняты крупными
предприятиями, которых в стране всего 2% от общего числа фермерских структур. [8] При всей успешности АПК в Германии наметилась тенденция по оттоку сельскохозяйственной рабочей силы. Численность занятых в АПК постоянно сокращается.
АПК Германии демонстрирует возможности успешного удовлетворения запросов внутреннего рынка в продовольствии в условиях интенсивного пути развития. Особенностью немецкого сельского хозяйства является преобладание в его структуре мелких фермерских хозяйств, взаимодействующих с другими участниками рынка на основе кооперации, и развитость системы профессионального образования. Государственная политика поддержки отличается гибкостью, уровень государственного вмешательства и сумма выделяемых субвенций зависит от цен на мировых рынках сельскохозяйственной продукции. Негативные тенденции в АПК Германии обусловлены наметившимся оттоком рабочей силы из сельского хозяйства и низкой рентабельностью отдельных отраслей.
Список литературы
1. Фролова О.А. Зарубежный опыт развития и кооперирования личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств // Вестник НГИЭИ. 2010. №1. - С.16-27.
2. Мордовченков Н.В., Николенко П.Г. Опыт и перспективы развития АПК сервиса (на примере Германии) // Вестник НГИЭИ. 2013. №7 (26). - с. 89-101.
3. Кранц Ю. Научный опыт по вопросам развития сельского хозяйства в Восточной Германии // Известия ОГАУ. 2005. №7-1. - с. 26-29.
4. Стадник А.Т., Матвеев Д.М., Меняйкин Д.В. Зарубежный опыт государственной поддержки сельского хозяйства // Вестник КрасГАУ. 2014. №10. - с. 45-51.
5. Камилов М.К., Камилова П.Д. Сравнительный анализ государственного регулирования апк развитых зарубежных стран // РППЭ. 2014. №10 (48). - с.86-91.
6. Горохов А.А. Система кадрового обеспечения агропромышленного комплекса: опыт Германии // АВУ. 2011. №3. - с. 91-92.
7. Петрухина Е.Н., Зубренкова О.А., Сидорова Н.П., Лисенкова Е.В. Зарубежный опыт сельского хозяйства (на примере фермерства в Германии) // Вестник НГИЭИ. 2013. №5 (24). - С. 78-83
8. Клютер Г., Левченков А.В. Проблемы развития сельской местности северо-восточной Германии // Балт. рег.. 2012. №1. - с. 131-143.