СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КНР В «НОВОЙ ЭПОХЕ»: РЕЗУЛЬТАТЫ XIX СЪЕЗДА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ
Т.В. Колесникова,
старший преподаватель кафедры международного предпринимательства Государственного университета аэрокосмического приборостроения (г. Санкт-Петербург)
kolesnikova-tv@mail.ru;
A.A. Оводенко,
зав. кафедрой международного предпринимательства Государственного университета аэрокосмического приборостроения (г. Санкт-Петербург),
доктор технических наук, профессор
В статье рассмотрены базовые положения XIX съезда Коммунистической партии Китая. Дана характеристика основных направлений китайского экономического роста в «новой эпохе», на базе которых выделены ключевые эффекты съезда для китайского общества. Предложены рекомендации для России в соответствии с изменениями курса развития КНР.
Ключевые слова: социализм с китайской спецификой, экономические реформы, Китай
УДК 338.24.021.8 ББК 65(5Кит)
Прошедший в октябре 2017 г. XIX съезд коммунистической партии Китая (КПК) привлек к себе внимание научного сообщества многих стран мира. Сегодня, когда КНР входит в число лидеров мировой экономики, любое изменение в этой стране создает «эффект бабочки»: даже незначительные корректировки в китайской экономической политике могут отразиться на структуре международной торговли, финансов, миграции рабочей силы и капиталов. В настоящей статье мы поставили перед собой задачу оценить изменение вектора экономического развития, охарактеризовать потенциальное влияние происходящего апгрейда на китайское общество и в соответствии с этим предложить меры, способствующие росту экономики России.
Фундамент изменений экономической политики КНР. Начнем с того, что необходимость модернизации китайской модели развития назрела к 2017 г. Связано это с вызовами XXI века, замедлением роста экономики страны, а также рядом внутренних проблем, требующих решения. Так, например, в начале 2017 г в своей статье «Социализм плюс рынок: основа конкурентоспособности Китая» китайские ученые Ли Линг и Цзян Юй отмечали, что «в современном мире социализм уже не идеология, а важный инструмент для решения проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас». Авторы предлагали разработать новую модель развития «Социализм 3.0»*, где правительство КНР задает направление развития страны и отдельных ее отраслей и регионов через систему партийных, законодательных и налогово-бюджетных механизмов. При этом усовершенствованная модель должна быть основана на социалистических принципах и использовать рыночные рычаги для повышения конкурентоспособности экономики [1].
* Под «Социализмом 1.0» — понимается модель развития Китая, заимствованная у Советского Союза (с 1949 по 1979 гг.); «Социализм 2.0» — «Социализм с китайской спецификой» (с 1979 по 2017 гг.); «Социализм 3.0» — модель развития социализма в Китае в эпоху развития высоких технологий и ужесточения международной экономической конкуренции.
Поиск оптимальной стратегии развития, обсуждаемой в китайском обществе, нашел свое отражение на XIX съезде КПК. Самым «громким» событием съезда стало внесение в Устав партии идей Си Цзиньпина под общим названием
Социализм с китайской спецификой в новую эпоху» (СКС НЭ). Под «новой эпохой» понимается новый виток в развитии Китая и его роли в мире. Основными целями КНР в «новой эпохе» являются [2]:
1. Построение общества «средней зажиточности»;
2. Строительство усовершенствованного социализма;
3. Возрождение великой китайской нации;
4. Повышение роли КНР в мире;
5. Участие Китая в «развитии человечества».
Названные цели логично продолжают процессы, происходящие в китайской экономике и обществе, однако акценты с экономического развития перемещены в сторону геополитического значения КНР. В связи с этим «возрождение великой китайской нации» предполагает возвращение и закрепление позиций Китая в мире, как лидера. Эта роль была утрачена в результате опиумных войн. Вспомним, что сами китайцы называют свою страну ФД (Чжунго), эти 2 иероглифа буквально переводятся как «Срединное государство». Исторически жители Китая воспринимали свою страну как центр цивилизации, однако события середины XIX и значительного периода XX вв. (опиумные войны, свержение династии Цин, гражданская война, II мировая война, культурная революция) отодвинули государство на периферию мировой экономики. Следовательно, вопрос восстановления статуса великой державы является принципиальным для китайского общества.
Отсюда вытекает постановка цели участия Китая в развитии человечества, ранее не звучавшая так откровенно. В материалах съезда она отражена довольно в общих формулировках. Тем не менее, идеи относительно общей судьбы человечества можно трактовать, как сигнал о желании КНР влиять на вопросы построения общества не только внутри страны, но и за ее пределами. Таким образом, Китай целенаправленно движется к тому, чтобы быть не только одним из экономических центров плане© ПСЭ, 2018
Таблица 1
Развитие производства и внешней торговли высокотехнологичной продукцией в КНР
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение (2011-2015 гг.)
Инвестиции в НИОКР, млрд юаней 841,2 988,6 1264,6 1309,1 1411,2 570
Частные инвестиции в НИОКР, млрд юаней 458,9 543,4 756,2 777,7 824,9 366
Расходы бюджета на НИОКР, млрд юаней 382,8 445,2 508,4 531,4 586,3 203,5
Доля частных инвестиции в НИОКР в ВВП,% 0,97 1,05 1,19 1,2 1,21 0,24
Доля бюджетных расходов на НИОКР в ВВП, % 0,81 0,86 0,8 0,82 0,86 0,05
Доля валовых (государственных и частных) расходов на НИОКР в ВВП, % 1,78 1,91 1,99 2,02 2,07 0,29
Экспорт высокотехнологичной продукции, млрд долл США 548,8 601,2 660,3 660,5 655,3 106,5
Доля экспорта высокотехнологичной продукции в валовом экспорте, % 28,91 29,35 29,89 28,2 28,82 -0,09
Источник: составлено и рассчитано авторами по данным китайского статистического ежегодника [5]
ты, но и политическим полюсом в продвигаемой им концепции многополярного мира. Для этого руководство страны корректирует модель социализма и практику его применения.
СКС НЭ предполагает развитие страны на базе существующей модели социализма с китайской спецификой (рис. 1).
Рис. 1. Упрощенная структура развития страны
в соответствии с моделью социализма с китайской спецификой
Источник: составлено авторами
Предложенная председателем Си новая модель китайского социализма основывается на постулатах существующей модели. Развитие на основе базовых принципов направлено на модернизацию в экономическом, политическом, культурном, социально-общественном и экологическом секторах. Перечисленные направления тесно связаны между собой. Тем не менее, сделаем акцент на экономических положениях стратегии Китая, оставив за рамками статьи многие вопросы политического и общественного значения, связанные с укреплением партийной дисциплины, усилением значения законодательства, взаимодействием этносов на территории страны, разработкой «правильного» подхода к оценке исторических событий, формированием системы социально-психологической помощи и ряд других аспектов [3].
Ключевые направления развития экономики Китая. На протяжении последних 7 лет мир наблюдает за «замедлением» экономики Китая: если в 2010 г. прирост валового внутреннего продукта составлял 10,4 %, то в 2016 г. только 6,6%. В соответствии с этим КНР переходит от количественных показателей роста к качественным, что сопряжено с необходимостью оптимизации экономической структуры и создания новых драйверов развития. На XIX съезде КПК обсуждались отдельные меры, направленные на переход экономики Китая на «инновационные рельсы» [4]:
- омоложение сельского населения;
- строительство «экологической» цивилизации;
- создание государственного управления активами природных ресурсов и природоохранного регулирующего органа;
- расширение полномочий местных органов власти в отношении взаимодействия с местным бизнесом;
- продолжение антикоррупционной политики;
- улучшение интернет-технологий, создание киберпро-странства;
- развитие экспериментальных зон свободной торговли;
- построение нового типа международного сотрудничества, основанного на взаимной выгоде, справедливости, равенстве и взаимном уважении.
На наш взгляд, часть принятых мер вызвана необходимостью нивелировать эффекты ранее проводимой политики. В частности — привлечение молодежи в сельскую местность, развитие экологии и природного комплекса — вопросы, причинами которых стал быстрый экономический рост и процесс урбанизации. Другие меры обоснованы требованиями современного мира: для того, чтобы быть конкурентоспособной экономикой необходимо создавать и предлагать другим странам новые технологии, товары и услуги.
Выстраивание международных отношений «нового типа» уже реализуется в рамках проекта «Один пояс — один путь». Его уникальность заключается не только в масштабности, но также связана с созданием союза, в котором все страны-участницы, независимо от размеров и уровня развития их экономик, выступают равными партнерами. Немаловажным является и отсутствие генеральной геополитической составляющей в проекте: «Один пояс — один путь» охватывает страны с совершенно разными типами государственного устройства и политического уклада. Целью создания экономического пояса является улучшение экономического состояния каждой страны-участницы.
Стоит подчеркнуть, что все представленные меры опираются на фундамент инновационного развития, где центральное место в реформировании страны уделяется вопросу развития науки и образования, «стратегии укрепления нации талантами». Рассмотрим подробнее эти направления. На протяжении ряда лет, еще с провозглашенных Дэн Сяопином реформ, подчеркивается важность повышения уровня образования. Цель реформ в этой сфере связана с воспитанием человека, отвечающего вызовам завтрашнего дня, что подразумевает под собой не только обладание определенными знаниями, но и инициативность, творческий подход к решению поставленных задач и способность к саморазвитию.
В Китае за период с 2007 г. по 2015 г. расходы государственного бюджета* на образование и науку увеличились в 4 раза с 1 трлн юаней до 4 трлн юаней соответственно [5]. При этом образование — крупнейшая статья бюджетных расходов КНР: в 2015 г. на нее было выделено 14,9% всех ассигнований, что составило 3,8 % ВВП. Для сравнения — вторая статья по объему выделяемых средств — социальное обеспечение и занятость (10,8% бюджетных расходов, или 2,8 % ВВП). Современная стратегия развития образования в Китае включает в себя его децентрализацию, приватизацию, демократизацию и гуманизацию, а также базирование на мировом опыте и инновационных моделях.
По данным рейтинга 800 лучших ВУЗов мира «The World University Ranking 2018», в сотне «первых» находятся 2 учреждения КНР — Пекинский университет (в 2017 г. — 27-е место, в 2015 г. он был на 42 месте) и университет Цинхуа (в 2017 г. — 30-е место, в 2015 г. он был 47-е месте)** [6].
В XXI в. Китай делает ставку на развитие транснациональных образовательных программ и коинтеграцию образовательного процесса. В этих рамках в Шэньчжэне был создан
* Под государственным бюджетом КНР имеется в виду совокупность центрального и местных бюджетов.
** Для сравнения — Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова располагается на 194 строчке рейтинга.
Совместный Российско-китайский университет на базе МГУ им. Ломоносова и Пекинского политехнического института. В стране поощряется привлечение профессорско-преподавательского состава и иностранных студентов, а также за счет средств государственных грантов осуществляются зарубежные стажировки аспирантов.
Мы можем отметить, что во многих странах образованию уделяется большое внимание, поскольку скорость изменения мировой экономики высока, как никогда. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособной экономикой, необходимо создавать высококвалифицированную рабочую силу, развивать высокотехнологичное производство и выпускать высокотехнологичную продукцию. Человек «нового типа» создает продукцию «нового типа» на базе научных разработок.
Развитие инновационной экономики сопряжено с масштабными научными исследованиями и внедрениями научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в производство (НИОКР). Поскольку часто научные исследования приносят плоды в длительной перспективе, каждое государство сталкивается с необходимостью стимулирования науки. Рассмотрим, как это происходит в Китае (таблица 1).
Из приведенной таблицы мы видим, что за 5 лет инвестиции в НИОКР увеличились на 570 млрд юаней (в 1,67 раза), также повысилась их доля в ВВП, что говорит о заинтересованности бизнеса и государства в развитии высокотехнологичных отраслей. На науку и технологии из государственного бюджета КНР в 2015 г. выделено 586,3 млрд юаней (96 млрд долл.) [5], что представляет 0,86 % ВВП, т.е. 3,3% всех бюджетных расходов*
С 2011 г. удельный вес экспорта высокотехнологичной продукции в валовом экспорте, по результатам анализа, остается в пределах 30%. Это результат не только непосредственного финансирования науки и технологий из государственного бюджета, но и политики стимулирования развития инноваций посредством предоставления бизнесу разного рода льгот. К ним относятся:
1. Предприятиям высокотехнологичного производства предоставляются льготы по уплате налога на прибыль: если общая ставка налога в стране составляет 25%, то для этих компаний предусмотрена пониженная ставка — 15%.
2. Для малых и средних научно-технических предприятий предусмотрен дополнительный налоговый вычет по расходам на НИОКР, который составляет 75% [8].
3. Для граждан других стран, работающих в иностранных компаниях или компаниях с иностранным участием на территории КНР (как правило, это высококвалифицированные трудовые ресурсы), предусмотрены вычеты отдельных расходов из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
4. В отношении научно-исследовательского персонала предприятиям предоставляется возможность вычитать из налоговой базы расходы компаний по пяти видам страхования (пенсионное, медицинское, страхование от безработицы, от травм на производстве, страхование на случай рождения ребенка) и суммы, перечисляемые в общественный Фонд жилищного страхования [9].
Таким образом, правительство стимулирует изобретателей вознаграждениями и косвенными льготами, а в обществе растет понимание необходимости защищать интеллектуальную собственность. По данным Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС, WIPO), в 2015 г почти 40% всех поданных заявок на патенты пришлось на КНР (более 1,1 млн заявок). При этом эксперты организации говорят о растущем качестве изобретений, что свидетельствует о высоком уровне инновационности экономики. Китай не только стал чемпионом по регистрации патентов, но и повысил свою привлекательность для рассмотрения споров, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, благодаря быстрому рассмотрению конфликтов в судах [10].
* Справочно: в Российской Федерации на науку расходуется 4,4 млрд долл. [7] ( 0,3 % ВВП, т.е. 0,9 % консолидированного бюджета).
Большое количество разработок осуществляется в сфере энергетики. Здесь перед Китаем стоят две задачи: достаточное обеспечение энергоресурсами и повышение уровня «экологичности» страны. Во-первых, в стране наблюдается тренд на снижение уровня «угольной» энергетики в пользу гидроэлектростанций, использование энергии ветра и солнца (вспомним, что Китай является лидером по производству солнечных батарей [11]). В КНР в 2013-2014 гг. было запущено семь региональных модельных рынков квот на выбросы парниковых газов (включая Пекин и Шанхай). Во-вторых, для целей охраны окружающей среды, Китаем за счет налоговых льгот поощряется использование автомобилей, работающих на «новых источниках энергии». Индикаторы развития возобновляемой энергетики в Китае обозначены следующим образом: 15% к 2020 г. и 20% к 2030 г. [12]. Энергетические инновации необходимы стране также, чтобы снизить зависимость от иностранных поставок и построить «зеленую экономику».
Мы полагаем, что с учетом принятых на XIX съезде КПК мер, можно говорить о продлении тенденции в построении инновационной экономики. Однако есть факторы, препятствующие этому.
Проблемы сбалансированного развития. Для китайской модели социализма традиционно формулирование основного противоречия развития государства. На 6-м пленарном заседании 11-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая в 1981 году было выдвинуто «основное противоречие на первичном этапе социализма». Оно заключалось в расхождении между растущими материальными и культурными потребностями людей и отсталым общественным производством» [13]. Сегодня, по нашему мнению, этот вопрос, действительно, можно считать в целом решенным: в пользу этого свидетельствуют объемы производства и качество продукции, средний уровень располагаемых доходов, средний уровень потребления и т. д.
На XIX съезде КПК в 2017 г. было озвучено новое «основное противоречие» Китая на современном этапе, заключающееся в несоответствии постоянно растущих потребностей в уровне жизни китайских граждан с «несбалансированным развитием». Можем отметить, что критика политики КНР со стороны граждан страны, предпринимательского и научного сообщества в последние 20 лет включала в себя претензии:
- в диспропорции регионального развития;
- в усилении разрыва между «богатыми» и «бедными».
Эти две проблемы действительно препятствуют достижению целей, поставленных в рамках «социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Регионы Китая сильно различаются по количеству населения, уровню жизни и доходов граждан, объему и структуре производства. Для понимания разницы в уровне развития регионов возьмем показатель «объем валового регионального продукта на душу населения» (рис. 2), поскольку он учитывает и объем экономики и количество жителей, а также является базой для доходов граждан.
Из данных статистики КНР мы видим, что наибольший ВРП на душу населения (более 100 тыс. юаней в год) создается в трех городах центрального подчинения — Пекине, Тяньцзине и Шанхае. В 13 из 31 регионах этот показатель находится в диапазоне от 26 до 40 тыс. юаней в год, при этом в западной части страны он не превышает 36 тыс. юаней в год. Неоднородное географическое развитие экономики вызвано более привлекательными условиями для производства в северной и восточной части страны, в том числе благодаря выходу к морю, что облегчает развитие международной торговли. Неравномерно распределенное производство отразилось в пропасти между городским и сельским населением по уровню располагаемого дохода (рис. 3).
С начала 2000-х гг. увеличивается разрыв в доходах между гражданами городов и сел, в 2015 г. он достиг 3-х раз, что отражается в растущем желании сельских жителей переез-
Рис. 2. Валовой региональный продукт на душу населения в 2015 г., тыс. юаней / год
Источник: китайский статистический ежегодник [5]
35000 30000 25000 20000 15000 10000
5000
1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014
Рис. 3. Динамика располагаемого дохода граждан, юаней / чел.
Источник: китайский статистический ежегодник [5]
жать в города, где они могут получать более высокие доходы. В результате, вопрос необходимости привлечения граждан страны в сельскую местность непосредственно связан с уровнем развития этих территорий, с возможностью там получать высокий доход, реализовывать свои таланты, обеспечивать себе высокий уровень жизни с доступом к прогрессивному образованию, качественным товарам и услугам, а также рекреационному комплексу.
С нашей точки зрения, помимо проблем непропорционального регионального развития, есть еще ряд проблем в китайской экономике, которые власти должны решить в рамках новой экономической политики. Одной из них является растущая задолженность центрального и местных правительств. Так, объем «местных» долгов может достичь 51% ВВП (6,3 трлн долл.) [14]. Однако этот вопрос не был в достаточной мере освящен на XIX съезде КПК, что дает основания предположить, что в ближайшей перспективе, кроме оперативных методов регулирования займов, не будет приниматься решений, направленных на существенное снижения долгового бремени.
Сроки проведения модернизации китайской экономики. В соответствии с целями КНР в новую эпоху, реформирование страны разбивается на 2 этапа:
1. 2020-2035 гг.: осуществление социалистической модернизации на основе построения общества средней зажиточности;
2. 2035-2050 гг.: превращение Китая в «богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное, гармоничное, модернизированное социалистическое государство» [3].
Таким образом, в ближайшие 30 лет страна будет переходить на новые рельсы развития, чтобы достичь статуса мировой державы к 100-летнему юбилею образования Китайской Народной Республики (1949 г.). В случае успеха, ориентир 2050 г будет носить символический характер: за 100 лет реформ переход из группы стран-аутсайдеров к группе стран-флагманов мировой экономики.
Эффекты XIX съезда КПК для китайского общества. По нашему мнению, результаты XIX съезда КПК имеют несколько направлений:
1. Рост авторитета Си Цзиньпина. Председатель КНР Си, базируясь на достижениях китайской экономики, не только представил масштабный интеграционный проект «Один пояс — один путь», к которому уже присоединился ряд стран, но и разработал новый подход к развитию китайского общества на ближайшие 30 лет. Масштаб и амбициозность идей «Социализма с китайской спецификой в новую эпоху» привели к тому, что в китайском обществе стали сравнивать Си Цзиньпина с великими реформаторами Китая Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином [2].
2. Повышение «инновационности» экономики. Провозглашая опору на современные квалифицированные человеческие ресурсы, способные создавать новые продукты, КНР будет продолжать финансовую поддержку развития образования и научных исследований. Это в дальнейшем отразится на растущем значении китайских технологий, как в самой стране, так и в мире.
0
3. Разворот к «зеленой экономике». Прозвучавшие в докладе цели заставляют предположить, что китайское правительство будет в большей степени стимулировать использование альтернативных источников энергии, диверсификацию стран-экспортеров энергоресурсов, снижение зависимости экономики от зарубежных поставок.
4. Сокращение разрыва в уровне жизни граждан. Развитие регионов центральной и западной части страны будет осуществляться посредством создания государством инфраструктуры (в первую очередь транспортной), скоординированной работой с местными органами власти, предоставления предпринимателям налоговых льгот и административных методов поддержки.
Отметим, что на XIX съезде КПК Си задал только ориентиры развития страны. Конечно, в выступлениях такого рода обычно мало говорится о механизмах реализации, конкретные меры обычно находят свое отражение в документах управлений, министерств и ведомств. В связи с этим в ближайшем будущем мы увидим, какими инструментами будет пользоваться руководство страны для реализации своей программы построения социализма с китайской спецификой в новой эпохе.
Векторы развития экономики России в связи с результатами XIX съезда КПК. В соответствии с новой стратегией роста Китая, мы можем выделить несколько направлений для развития российской экономики.
1. Так как переход от экстенсивного к интенсивному типу развития вкупе с уклоном в сторону «зеленой экономики» повлияет на мировые цены на энергоносители, то это может стать вызовом для России, традиционно экспортирующей энергоресурсы. В связи с этим России, во-первых, следует провести
структурные реформы в экономике и диверсифицировать структуру экспорта. А во-вторых, стоит совместно с китайской стороной осуществлять проекты в сфере возобновляемых источников энергии.
2. В связи с повышающейся конкурентоспособностью китайской экономики, в России возможно использовать опыт китайской стороны для развития инноваций, в частности, повышая долю государственного финансирования образования и науки, а также стимулируя приток частного капитала в НИОКР за счет налоговых преференций.
3. Поскольку одним из векторов развития Китая названо улучшение ^-технологий, то, благодаря высокой квалификации российских программистов и в соответствии с российскими целями построения цифровой экономики, возможно сотрудничество в сфере интернет-пространства, разработке и создания совместных программных продуктов.
4. Для полноценного сотрудничества с Китаем, следует более активно использовать международные площадки. В частности, на базе БРИКС или в рамках проекта Нового Шелкового Пути возможно более активное взаимодействие, нежели существующее, которое пока в значительной степени носит эпизодический характер.
В целом, для развития российской экономики весьма значимо поведение Китая как одного из ее крупнейших экономических партнеров. Часть принимаемых мер в КНР стоит рассматривать как опыт, который возможен для применения в России (при условии его адаптации к национальным особенностям). Другую часть этих мер следует оценивать как факторы, на которые нужно разрабатывать адекватные инструменты реагирования.
Литература
1. ¿Е^ [Ли Линг, Цзян Юй ]. [Социализм плюс рынок: основа конкурентоспособности Китая] / [Журнал Центрального института социализма] — 2017 — №2, стр. 5-11.
2. [Си Цзиньпин: лидер новой эры]. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1117/c64094-29651352.html (дата обращения: 15.11.2017).
3. "^ШФН" (Ключевые моменты XIX съезда «Красивый Китай»). URL: http://env.people.com.cn/ n1/2017/1020/c1010-29599235.html (дата обращения: 20.11.2017).
4. М^й [Цзя Чжицян]. ^ЙШ+Л*»^: [Всестороннее толкование 19-го Национального конгресса КПК: 40 новых формулировок новых мер. Что повлияет на нас?]. URL: http://rn.cyol.com/content/2017-10/19/ content_16602573.htm (дата обращения: 15.11.2017).
5. China Statistical Yearbook 2016. URL: http://www.stats.gov.cn (дата обращения: 05.05.2017).
6. The World University Ranking 2018. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2018/world-ranking (дата обращения: 25.11.2017).
7. Финансы России 2016. Статистический сборник. 345 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/fin16.pdf (дата обраще-ния:13.09.2017).
8. Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2016 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2017 год. URL: http://russian.cri.cn/3060/2017/03/17/1s599331.htm (дата обращения: 13.09.2017).
9. Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2013 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2014 год. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8566804.html (дата обращения: 29.05.2015).
10. Том Митчел. Китай бьет мировые рекорды по числу заявок на патенты. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/ 2016/11/25/666881-kitai-rekordi-patenti (дата обращения: 18.11.2017).
11. Зеленая экономика: почему США не догнать Китай. URL: https://rueconomics.ru/194944-zelenaya-ekonomika-pochemu-ssha-ne-dognat-kitai#from_copy (дата обращения: 21.11.2017).
12. Национальная модель зеленой экономики URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/07/28/650827-natsionalnaya-model-zelenoi-ekonomiki (дата обращения: 21.11.2017).
13. [Четыре новые концепции девятнадцатого съезда, интерпретация]. URL: http:// m.haiwainet.cn/middle/3542878/2017/1018/content_31152165_1 .html (дата обращения: 16.11.2017).
14. Габриэль Вильдау, Том Митчел / Рост экономики Китая поможет Си Цзиньпину укрепить свою власть URL: https://www. vedomosti.ru/economics/articles/2017/10/20/738687-rost-ekonomiki-kitaya (дата обращения: 11.11.2017).