АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«£»
УДК 330.342 (470.26)
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ:
НОВЫЙ ЭТАП РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
К. К. Гимбицкий*
"к"к
А. Л. Кузнецова Г. М. Федоров***
* Управление стратегических разработок Правительства Калининградской области.
236007, Россия, Калининград, ул. Дмитрия Донского, 1.
Министерство экономики Калининградской области.
236007, Россия, Калининград, ул. Дмитрия Донского, 1.
Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14.
Поступила в редакцию 10.12.2013 г. doi: 10.5922/2074-9848-2014-1-4
© Гимбицкий К.К., Кузнецова А. Л., Федоров Г.М., 2014
Калининградская область развивается в сложных эксклавных условиях, что обусловливает недостаточную устойчивость ее экономики к внешним воздействиям. Необходим постоянный мониторинг экономической ситуации в области и корректировка региональной стратегии в соответствии с меняющимися условиями.
Целью данной статьи стала оценка этапов развития экономики региона и поиск путей ее обновления и реструктуризации с учетом накопленного опыта реагирования на изменение условий регионального развития.
Проанализирован обширный статистический материал, характеризующий специфику развития Калининградской области в 1990—2012 гг. и современное состояние ее экономики в сравнении со средними показателями по РФ. Использованы данные социологического обследования специалистов предприятий региона.
Вхождение России в ВТО и прекращение действия в 2016 г. части таможенных льгот, на которых базируется импортозамещающая промышленность, существенно меняют условия развития экономики области. Реализация Стратегии социально-экономического развития региона усилит инновационность экономики, ее экспортную направленность, производительность труда, кооперирование с российскими и зарубежными партнерами, а также должны снизиться зависимость производства от импорта из-за рубежа сырья и полуфабрикатов, материало- и энергоемкость производства. Формированию новой, более устойчивой экономики будет способствовать федеральная поддержка и реализация ряда региональных программ.
Ключевые слова: Калининградская
область, Особая экономическая зона, реструктуризация экономики, стратегия регионального развития
Балтийский регион. 2014. № 1 (19). С. 56—71.
Экономика российского эксклава на Балтике — Калининградской области — за годы своего существования уже неоднократно подвергалась коренной реструктуризации [1; 12; 13; 17]. Первый период связан с построением социалистической (административно-командной) экономики на месте разрушенного войной хозяйства той части бывшей Восточной Пруссии, которая после Второй мировой войны вошла в состав СССР. Произошли не только кардинальные институциональные преобразования, обусловленные становлением принципиально иной хозяйственной системы, но и большие сдвиги в экономической специализации региона. Так, из прежних отраслей промышленности трансформации меньше всего коснулись целлюлозно-бумажной индустрии, хотя на всех пяти предприятиях отрасли поменялись и поставщики сырья, и потребители готовой продукции. Из немногочисленных машиностроительных предприятий старую специализацию сохранили практически только судоремонтные заводы. От прежней промышленности остались также разрушенный янтарный комбинат, маленькие кирпичные заводы и отдельные предприятия по переработке сельхозпродукции и производству товаров широкого потребления.
В советский период был создан крупный рыбопромышленный комплекс, ряд машиностроительных производств, новые предприятия легкой и пищевой промышленности. Началась добыча нефти. В сельском хозяйстве усилилась животноводческая специализация, ставшая преобладающей.
К концу 1980-х гг. уровень экономического развития региона примерно соответствовал среднему по Российской Федерации: промышленной продукции в расчете на душу населения производилось примерно на 10% меньше, а сельскохозяйственной — на 10% больше [16, с. 28]. Распад СССР и превращение Калининградской области в эксклав Российской Федерации усилили негативное влияние на экономику региона общего для страны кризиса 1990-х гг. Спад промышленного и сельскохозяйственного производства оказался более глубоким, чем в РФ в целом (рис. 1, 2).
Рис. 1. Динамика промышленного производства к 1990 г., % Источник: [10; 11].
-♦-Российская Федерация -и-Калининградская область 120 —
20 -о I
о^нгмго,^-1-пиэг^оосг>0^нгмт^1Л'-ог^оосг>0'Нг^
СЛСПСПСЛСПСЛСПСПСЛСПОООООООООО«—I»—1<-1 СГ»СГ»СГ)СГ»<Т)а^СГ)СГ)СЛСГ»0000000000000 т—I'—I "гН т—I Н Н ^— Н Н I—1Гч1ГЧГ\1(%1Гч|Гч1Г\1Г^(%1Г\1ГЧГ\1Г-4
Рис. 2. Динамика сельскохозяйственного производства к 1990 г., % Источник: [10; 11].
Многие промышленные предприятия прекратили существование. Значительная часть приватизированного рыболовного флота ушла «под чужой флаг». Многократно снизились инвестиции в основной капитал предприятий. Вместе с тем значительно возрос внешнеторговый оборот (рис. 3).
Экспорт ------Импорт
16000
гмт^гьпюг^оосло^гмп'З-тмэг^ооспо^гч
слсл(лсптсз1тетоооооооооо!-1ч-1г-1
слслслслтотттооооооооооооо
г—1г—1г—1г—1г-1г-1г-1г-1ГЧГ'дгМГЧ1ГЧ1Г>ЛГМГМ ГМСЧГЧГЧГЧ
Рис. 3. Динамика внешней торговли Калининградской области в 1992—2012 гг., млн долларов США
В 1990-х гг. начала быстро развиваться рыночная сфера услуг, особенно торговля. Появились качественно новые виды бытовых услуг. Область стали посещать иностранные туристы (но приток российских туристов существенно сократился). Для смягчения кризисных явлений, обусловленных превращением региона в эксклав, в 1997 г. была принята Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998—2005 гг. Но за 1998—2001 гг. было получено лишь 3% запланированных средств. Программа реализовывалась далеко не в полной мере и не компенсировала экономические потери региона. Поэтому 7 декабря 2001 г. Постановлением Правительства РФ № 866 была утверждена федеральная целевая программа «Развитие Калининградской области на период до 2010 года». В последующем ее действие было продлено до 2015 г. За 2002—2011 гг. только из федерального бюджета на реализацию программы было направлено более 18 млрд руб. Привлечены также значительные средства из областного бюджета и, особенно, из внебюджетных источников. К числу отраслевых приоритетов указанной программы относятся, во-первых, инфраструктурные отрасли, обеспечивающие условия развития всей региональной экономики, способствующие созданию благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов. Это транспорт, энергетика, связь и телекоммуникации. Создаются благоприятные условия для совершенствования туристско-рекреационного комплекса, решения актуальных экологических проблем. Большое внимание уделяется социальной сфере — здравоохранению, образованию, культуре и искусству. Имеются и отдельные проекты модернизации производства товаров в соответствии с требованиями мирового рынка.
Кризис старой экономики привел к значительному высвобождению рабочей силы и создал предпосылки для возникновения новых производств, соответствующих изменившимся условиям. Главным фактором их становления стало, с одной стороны, действие федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (1996 г.), а с другой — выход России из экономического кризиса (начиная с 1999 г.). Рост доходов населения страны обусловил повышение потребности в высококачественных товарах, которые производились в Калининградской области на базе беспошлинно ввозимого импортного сырья и полуфабрикатов.
Условием вывоза таких товаров на основную территорию страны согласно закону об ОЭЗ было создание на предприятиях области добавленной стоимости в размере более 30%, а для электроники и сложной бытовой техники — 15 %. Таможенные льготы, получаемые предприятиями, работающими на принципах частичного импортозамещения, значительно перекрыли их потери из-за транзита продукции на общероссийский рынок через зарубежные страны. Производство подобной продукции и ее вывоз в другие российские регионы стали быстро расти.
В области возникла промышленность, во многом базирующаяся на таможенных льготах. Ее предприятия имеют, как правило, невысокую фондовооруженность (табл. 1). Производство валовой продукции в расчете на одного занятого в таких производствах велико, но добавленной стоимости получается не так много (табл. 2).
Таблица 1
Распределение основных фондов и фондовооруженности по видам экономической деятельности в РФ и Калининградской области в 2011 г.
Вид экономической деятельности Распределение основных фондов по видам экономической деятельности Фондовооруженность, % к среднему показателю по РФ
КО РФ КО РФ
Всего 100 100 57 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,6 3,1 19,8 32
Рыболовство, рыбоводство 0,7 0,1 44,3 50
Добыча полезных ископаемых 4,7 10 297,7 625
Обрабатывающие производства 11,3 8,9 35,6 58,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,4 7,4 214,3 255,2
Строительство 2,4 1,6 17,5 19,8
Итого производство товаров 31,1 31,1 47 82,5
Торговля 1,7 3,5 5,7 19,4
Гостиницы и рестораны 0,4 0,6 10,9 33,3
Транспорт и связь 33,7 26,5 223,4 335,4
Финансовая деятельность 2,2 2,4 83,6 141,2
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 20,4 23,8 143,6 293,8
Итого производство рыночных услуг 58,4 56,8 89 151,5
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 3,4 4,8 23,3 85,7
Образование 2,9 2,8 24,7 32,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,3 2,3 22,6 33,8
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,9 2,2 26,4 59,5
Итого производство нерыночных услуг 10,5 12,1 24 49
Источник: [4; 9; 18].
Производство добавленной стоимости в расчете на одного занятого в экономике (что можно рассматривать как производительность общественного труда) в большинстве видов экономической деятельности в Калининградской области ниже, чем в Российской Федерации в целом. Особенно велика разница не в пользу Калининградской области в добыче полезных ископаемых, финансовой деятельности, в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг. Это и понятно, потому что масштабы добычи полезных ископаемых в области несопоставимы с сырьевыми российскими регионами, а финансовая деятельность и операции с недвижимым имуществом — со столичными и другими крупными хорошо развитыми субъектами РФ (как Сверд-
ловская область или Республика Татарстан). Но и в обрабатывающей промышленности, торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, даже в транспорте, связи и торговле область по производительности общественного труда уступает среднероссийским показателям. Только в сельском хозяйстве (благодаря природным предпосылкам и наличию более доходных производств), рыболовстве и рыбоводстве (как следствие прежней специализации экономики) Калининградская область заметно отличается в лучшую сторону от средних по стране показателей.
Таблица 2
Оценка объема добавленной стоимости в расчете на одного занятого в 2011 г.
Вид экономической деятельности Объем валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого (средняя величина по совокупности видов экономической деятельности в РФ = 100 %)
КО РФ
Валовая добавленная стоимость 78 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 52 38,1
Рыболовство, рыбоводство 173,3 100
Добыча полезных ископаемых 520 681,3
Обрабатывающие производства 94,4 100
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 112,3 120,7
Строительство 70 80,2
Итого производство товаров 94,1 106,1
Торговля 78 108,9
Гостиницы и рестораны 37,1 55,6
Транспорт и связь 82,5 103,8
Финансовая деятельность 5,2 258,8
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 109,8 144,4
Итого производство рыночных услуг 80,7 119,7
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 66,7 117,9
Образование 37,3 34,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 56,5 57,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 24,7 43,2
Итого производство нерыночных услуг 49,5 61,1
Без таможенных льгот, закрепленных законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» 1996 г., большинство «импортозамещающих» предприятий может прекратить свое существование или резко снизить производство. О неустойчивости производств, базирующихся на таможенных льготах, говорилось еще в исследованиях второй половины 1990-х гг. Так, французский профессор И. Самсон, под руководством которого во второй половине 1990-х гг. выполнялись исследования в Калининградской области, назвал «хрупкой» экономику региона, основывающуюся на таможенных льготах [5, с. 7].
Налоговые льготы, предусмотренные вышеуказанным законом, также нельзя оценить однозначно. С одной стороны, с их помощью создан ряд новых предприятий, производящих продукцию, пользующуюся спросом на российском рынке. С другой стороны, и федеральный, и областной бюджеты вследствие этих льгот не получают значительных поступлений. Более того, в некоторых производствах используются оба вида льгот (хотя согласно Закону об ОЭЗ каждое конкретное предприятие может использовать только один их вид). Дело в том, что в некоторых случаях собственники одновременно владеют предприятиями, одни из которых заняты производством продукции на импортном сырье и/или полуфабрикатах с использованием таможенных льгот, а другие — являющиеся резидентами ОЭЗ-2006 (таких предприятий 95) и вложившие в производство инвестиции в размере не менее 150 млн рублей, используют налоговые льготы. О возможности возникновения таких «гибридных» схем говорилось еще до принятия Закона об ОЭЗ 2006 г. [2]. С принятием закона они практически сразу стали реальностью.
Кроме того, хотя предприятия, использующие таможенные льготы и производящие продукцию на российский рынок, должны производить не менее 30% добавленной стоимости (а при производстве электроники и сложной бытовой техники — не менее 15 %), существует способ обойти эти требования: недостающую до норматива часть добавленной стоимости могут составить импортированные детали, прошедшие «растаможивание» (уплату таможенных пошлин), тем самым применительно к нормативу добавленной стоимости они приравниваются к произведенным в России. Обе указанные схемы используются, например, при производстве автомобилей, выпуск которых в 2012 г. составил 250 тысяч [4].
Уровень социально-экономического развития Калининградской области экспертами оценивается неоднозначно. Многие официальные статистические данные указывают на отставание области от среднероссийского уровня. Однако имеются и сведения, подтверждающие более высокий по сравнению со средним по стране уровень (рис. 4).
В то же время объективная информация свидетельствует о более высоких экономических индикаторах, показателях уровня жизни населения и большей привлекательности (рис. 5). Особенно показательным, на наш взгляд, является высокий миграционный прирост населения в Калининградскую область, что свидетельствует о высокой оценке населением условий жизни в регионе.
Дунькой объем -окаропборютл Душевые доходь населения
Среднемесячная заработная плата
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций на душу
населения
Фондовооруженность Продукция с/х на душу населения ВРП
90
77
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис. 4. Показатели социально-экономического развития Калининградской области, уступающие средним по РФ, в 2012 г. (ВРП — 2011 г., РФ = 100)
Источник: [9].
Рис. 5. Показатели социально-экономического развития Калининградской области, превосходящие средние по РФ, в 2012 г. (РФ = 100)
Вместе с тем экономика Калининградской области по большинству показателей явно уступает среднероссийскому уровню и имеет ряд сложных проблем, требующих незамедлительного решения. Для экономики региона на конец 2013 г. были характерны следующие особенности:1
— невысокая фондовооруженность предприятий (57 % от уровня РФ);
— низкая инновационность производства (производство инновационных товаров, работ, услуг на душу населения в 22 раза меньше среднего по РФ);
— недостаточная производительность труда (78 % от уровня РФ);
— низкая норма добавленной стоимости (18 % в среднем по обрабатывающим производствам);
— высокая доля основывающихся на таможенных льготах ОЭЗ (1996 г.) «импортозамещающих» обрабатывающих производств с низкой нормой добавленной стоимости (особенно в автомобилестроении, производстве электрооборудования и электронного оборудования, отчасти в пищевой промышленности);
— зависимость «импортозамещающих» обрабатывающих производств от импорта сырья и полуфабрикатов;
— невысокая экономическая эффективность налоговых льгот ОЭЗ (2006 г.), позволивших создать только 9,1 тыс. рабочих мест, а сумма поступлений в бюджет области от 95 предприятий-резидентов ОЭЗ лишь равна сумме льгот бюджета (4,4 млрд рублей в 2012 г.);
— низкий финансовый потенциал области и зависимость от внешних (российских и в меньшей мере иностранных) инвестиций;
— формирование инвестиций не столько за счет частного капитала, сколько благодаря государственным капиталовложениям, в том числе поступающим по линии ФЦП «Развитие Калининградской области до 2015 года»;
— зависимость калининградского бизнеса от заемного финансирования, значительно превосходящего внутренние источники;
— применение обрабатывающими производствами «гибридных схем», позволяющих одновременно пользоваться и таможенными, и налоговыми льготами;
— невысокий уровень налоговых поступлений в областной бюджет от хозяйствующих субъектов региона;
— установки значительной части предпринимателей не столько на собственные усилия, сколько на государственную поддержку.
Можно утверждать о «хрупкости» экономики региона, ее зависимости от внешних факторов и целесообразности реструктуризации, включая закрытие или модернизацию малоэффективных предприятий и использование высвобождающейся рабочей силы для развития перспективных производств, усиления роли экспортных обрабатывающих производств, транспорта и туризма.2
1 Исходные количественные показатели см.: [4; 6; 9; 18].
2 Оценку специфики, проблем и возможных направлений регионального развития см. также в работах: [1; 2; 6; 15—17; 19; 20].
Итак, за сравнительно короткий исторический период в экономике Калининградской области несколько раз происходили серьезные изменения, вызванные резкими изменениями внешних условий регионального развития.
1. С 1945 по 1991 г. период административно-командной экономики (советский период), когда произошло частичное восстановление нарушенного войной экономического потенциала, создана индустриальноаграрная экономика среднего для Российской Федерации уровня развития со специализацией на рыбной, машиностроительной, целлюлознобумажной, молочно-мясной промышленности, сельском хозяйстве животноводческого направления, морском транспорте.
2. С 1992 г. период переходной, а затем рыночной экономики.
2.1. В 1992—1998 гг. происходил резкий спад производства в традиционных отраслях специализации экономики региона. Одновременно шло становление рыночных отношений, развивался малый бизнес, модернизировались отрасли сферы рыночных услуг.
2.2. В 1999—2007 гг., когда российская экономика стала выходить из кризиса, в Калининградской области благодаря таможенным льготам Закона об ОЭЗ быстро наращивало мощности частичное импортозаме-щение — производство товаров из импортного сырья и полуфабрикатов, ориентированное на общероссийский рынок. Активизировалось жилищное строительство. Развивались торговля, транспорт и туризм. Росло обслуживание российских внешнеэкономических связей.
2.3. Глобальный экономический кризис 2008—2009 гг. отрицательно сказался на экономическом развитии региона. Сократилось импортозамещающее сборочное производство, уменьшились объемы внешней торговли.
2.4. В 2010 г. начался выход экономики региона из кризиса, но в 2012 г. экономического развитие замедлилось, что связано как с общими, характерными для мировой, в том числе российской, экономики негативными тенденциями, так и с ожидаемыми изменениями в 2016 г. условий хозяйствования в регионе. Складывающиеся неблагоприятные внешние условия делают необходимыми такие структурные изменения региональной экономики, которые, опираясь на налоговые льготы Закона об ОЭЗ, смогли бы обеспечить меньшую зависимость производства от недостатков эксклавного положения области.
Все экспертные оценки, касающиеся оценки перспектив развития экономики региона, справедливо указывают на большие трудности, которые будет испытывать большинство предприятий обрабатывающей промышленности в связи с прекращением действия в 2016 г. части таможенных льгот, которые определяют сегодняшний импортозамещающий характер большей части промышленности области. Хотя таможенные льготы на товары, импортируемые для внутреннего потребления в регионе, будут сохранены, поставки на рынок Таможенного союза товаров, произведенных в области из импортного сырья и полуфабрикатов, будут облагаться таможенными пошлинами. В связи с этим рассматриваются различные варианты дальнейшего развития экономики региона,
включая и сохранение в том или ином виде действующих льгот, получение компенсации зависящими от них предприятиями, предоставление новых льгот (например, отказ от взимания налога на добавленную стоимость). В любом случае требуется уточнение стратегии социально-экономического развития Калининградской области, чтобы обеспечить устойчивость региональной экономики на длительную перспективу.
При этом очень важно не нарушить сбалансированность показателей социально-экономического развития. Особенно необходимо учесть научно обоснованное прогнозирование баланса трудовых ресурсов, чтобы не допустить потребности в таком увеличении численности занятых, какое невозможно достичь без более значительного, чем сейчас, притока мигрантов. В противном случае возрастет количество гастарбайтеров, прибывающих преимущественно из Средней Азии и часто работающих нелегально.
Совершенствование управления региональным развитием предполагает использование новых методов прогнозирования. Для этого Правительством области внедряется экономико-математическая модель «Прогноз», позволяющая учитывать долгосрочные тренды развития экономики и изменения ее структуры, увязывать между собой многочисленные региональные социально-экономические показатели. В дополнение к этой модели (которая сейчас внедряется во многих регионах страны) в Калининградской области с помощью ученых БФУ им. И. Канта создана и апробирована балансовая модель долгосрочной устойчивости региона, которая может применяться отдельно для прогноза социально-экономического развития области, а может служить дополнением к модели «Прогноз».
Частью разработанной балансовой модели долгосрочной устойчивости являются:
— модель внешних и внутренних товарных потоков Калининградской области;
— прогнозная демографическая модель, сопряженная с моделью перспективного баланса трудовых ресурсов области;
— модель финансовых потоков региона.
Разработанная модель апробирована — на период до 2018 г. просчитаны три сценария регионального развития: «Импортозамещение» (инерционный малоперспективный вариант); «Модернизация экономики» (соответствует задачам разработанной областным Правительством Государственной программы Калининградской области); «Экспортная ориентация в формате локальных зон» (наиболее эффективный, но требующий дополнительных решений на федеральном уровне). Для обоснования указанных сценариев выполнены расчеты по восьми вариантам демографического развития (различающимся миграционным приростом и уровнем повозрастной рождаемости), а также получены количественные показатели баланса трудовых ресурсов в разрезе видов экономической деятельности по трем сценариям (с нулевым миграционным приростом, с ежегодным сальдо миграции 4 и 8,7 тыс. человек).
В начале 2013 г. принята государственная программа «Социальноэкономическое развитие Калининградской области до 2020 года», ос-
новные ожидаемые результаты которой сформулированы следующим образом:
— Динамичное социально-экономическое развитие Калининградской области, базирующееся на опережающем развитии конкурентоспособных секторов экономики региона;
— проведение модернизации инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры области;
— образование мультимодальной транспортно-логистической зоны;
— формирование научно-образовательной системы Калининградской области на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта;
— улучшение инвестиционного климата;
— создание новых центров экономического развития и промышленных зон, в том числе эффективных агропромышленных производств;
— увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Калининградской области;
— развитие рекреационного потенциала региона [3].
Программно-целевым инструментом Госпрограммы станет новая Федеральная целевая программа (ФЦП) развития Калининградской области на период до 2020 г., проект которой в январе 2014 г. прошел согласование в Министерстве экономики РФ. В настоящее время продолжает действовать утвержденная ранее ФЦП развития Калининградской области на период до 2015 г. [14].
Правительством региона подготовлен также проект государственной программы Калининградской области «Модернизация экономики» [8]. С ее помощью мобилизуются возможности самой области для обеспечения ее устойчивого и динамичного развития.
Принятие новых программ — федеральных и региональной — создает основу для необходимой корректировки и успешной реализации действующей Стратегии социально-экономического развития Калининградской области [13]. Должны усилиться инновационность экономики, ее экспортная направленность, рост производительности труда, кооперирование с российскими и зарубежными партнерами. Потребуется уменьшить ее зависимость от импорта из-за рубежа сырья и полуфабрикатов, снизить материало- и энергоемкость производства.
Список литературы
1. Гареев Т. Р., Жданов В. П., Федоров Г.М. Новая экономика Калининградской области // Вопросы экономики. 2005. № 2. С. 23—39.
2. Гареев Т. Р., Федоров Г. М. Плюсы и минусы режима Особой экономической зоны // Космополис. 2005. № 13(3). С. 82—89.
3. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» : распоряжение Правительства РФ №461-р от 27 марта 2013 г. иКЬ: Шр:/^ОБр1^гатту. gov.ru (дата обращения: 10.01.2014).
4. Калининградская область в цифрах, 2013 : краткий стат. сб. Калининград, 2013.
5. Калининградская область: диагностика кризиса / под ред. И. Самсона. Гренобль; Калининград; М., 2000.
6. Кузнецова А. Калининградской области досталось противоречивое наследство // Комсомольская правда: региональная жизнь. 2014. 22 янв.
7. Риски и формирование установок предприятий по отношению к долгосрочной устойчивости регионального развития : материалы социологического обследования / БФУ им. И. Канта. 2013. Нояб.
8. Модернизация экономики : проект государственной программы Калининградской области. URL: http://www.gov39.ru (дата обращения: 01.12.2013).
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 : стат. сб. / Росстат. М., 2012.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003 : стат. сб. / Росстат. М., 2003. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.09.2012).
11. Российская Федерация. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.12.2013).
12. Стратегии развития Калининградской области / под ред. А. П. Клеме-шева, В. А. Мау. Калининград, 2011.
13. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу : постановление Правительства Калининградской области от 2 авг. 2012 г. № 583. URL: http://economy.gov39.ru (дата обращения: 27.12.2013).
14. Федеральная целевая программа «Развитие Калининградской области на период до 2015 года» : постановление Правительства РФ от 7 дек. 2001 г. № 866 : ред. от 21 сент. 2013 г. URL: http://fcp.economy.gov.ru (дата обращения: 01.12.2013).
15. Федоров Г.М. Общие и специфические факторы развития экономики российского эксклава // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2013. № 2. С. 195—204.
16. Федоров Г. М. Социально-экономическое развитие Калининградской области : учеб. пособие. Изд. 2-е. Калининград, 2011.
17. Федоров Г. М., Зверев Ю. М., Корнеевец В. С. Россия на Балтике: 1990— 2012 годы. Калининград, 2013.
18. Фондовые материалы Калининградстата. Калининград, 2013.
19. Fedorov G. La region de Kaliningrad, future “couloirs de développement” // AGIR. 2011. № 45 : La Resurgence de la Russie? P. 97—110.
20. Fedorov G., Korneyevets V., Zverev Yu. Kaliningrad oblast of Russia in the transborder region South-Eastern Baltic // Coastal Regions. 2011. №19.
Об авторах
Константин Константинович Гимбицкий, начальник Управления стратегических разработок, Правительство Калининградской области, Россия.
E-mail: [email protected]
Анастасия Леонидовна Кузнецова, министр экономики Калининградской области, Россия.
E-mail: [email protected]
Геннадий Михайлович Федоров, доктор географических наук, профессор, директор Института природопользования, территориального развития и градостроительства Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF KALININGRAD REGIONAL ECONOMY:
A NEW STAGE OF RESTRUCTURING
*
K. K. Gimbitsky
**
A. L. Kuznetsova G. M. Fedorov***
*'Department of Strategic Studies Government of the Kaliningrad region.
1 Dmitry Donskoy St., Kaliningrad, 123600, Russia.
**'Ministry of Economy. Government of the Kaliningrad region.
1 Dmitry Donskoy St., Kaliningrad, 123600, Russia.
***Immanuel Kant Baltic Federal University 14 A. Nevski Str., Kaliningrad, 236041, Russia
Received on December 10, 2013
The Kaliningrad region is developing in complicated exclave conditions, which results in insufficient resilience of its economy to external impacts. There is a need for constant monitoring of the economic situation in the region and the adaptation of the regional strategy to changing conditions.
This article sets out to evaluate the stages of regional economy development and the methods of its modernisation and restructuring in view of accumulated experience in reacting to changes in conditions of regional development.
The authors analyse complex statistical data from 1990—2012 and the modern condition of the Kaliningrad regional economy compared to the national average. The article relies heavily on the results of the survey of specialists working in regional companies.
Russian accession to the WTO and the abolition of certain customs privileges planned for 2016 form the basis for the import substitution manufacturing and will significantly affect the conditions of regional economy development. Implementation of the Strategy for the Socioeconomic Development of the Region will contribute to the innovativeness of economy, its export orientation, development through an increase in labour productivity, and cooperation with both Russian and international partners. It will reduce the dependence of production on imported raw materials and semi-finished produces, as well as its energy intensity. The formation of a new more stable economy will be facilitated through federal support and implementation of a number of regional programmes.
Key words: Kaliningrad region, special economic zone, economy restructuring, regional development strategy
References
1. Gareev, T.R., Zhdanov, V.P., Fedorov, G. M. 2005, Novaja ekonomika Ka-liningradskoj oblasti [The new economy of the Kaliningrad region], Voprosy eko-nomiki [Problems of Economics], no. 2, p. 23—39.
2. Gareev, T.R., Fedorov, G.M. 2005, Pljusy i minusy rezhima Osoboj eko-nomicheskoj zony [Pros and cons of the Special Economic Zone], Kosmopolis, no. 13(3), p. 82—89.
ф
3. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Social’no-jeko-
nomicheskoe razvitie Kaliningradskoj oblasti do 2020 goda». Rasporjazhenie Pravitel’stva RF №461-r ot 27 marta 2013 goda [State Program of the Russian Federation «Socio-economic development of the Kaliningrad region until 2020.» RF Government Decree № 461-r dated March 27, 2013], available at:
http://gosprogrammy. gov.ru (accessed 10.01.2014).
4. Kaliningradskaja oblast’ v cifrah [Kaliningrad Region in Figures], 2013, Kaliningrad, 179 p.
5. Samson I. (ed.), 2000, Kaliningradskaja oblast’: diagnostika krizisa [Kaliningrad region: Diagnosis crisis], Grenoble — Kaliningrad — Moscow, 332 p.
6. Kuznetsova, A. 2014, Kaliningradskoj oblasti dostalos' protivorechivoe nas-ledstvo [Kaliningrad region has got contradictory legacy], Komsomol’skaja pravda, 22.01.2014.
7. Riski i formirovanie ustanovok predprijatij po otnosheniju k dolgosrochnoj ustojchivosti regional’nogo razvitija [Risks and shaping plants companies in relation to long-term sustainability of regional development], 2013, Materials sociological survey, Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University, November.
8. Proekt gosudarstvennoj programmy Kaliningradskoj oblasti «Modernizacija ekonomiki» [Draft state program Kaliningrad region «Modernization of Economy»], 2013, available at: http://www.gov39.ru (accessed 01.12.2013).
9. Regiony Rossii. Social’no-jekonomicheskie pokazateli. 2012 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012], 2012, Moscow, Federal State Statistics Service, 990 p.
10. Regiony Rossii. Social’no-jekonomicheskie pokazateli. 2003 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2003], 2003, Moscow, Federal State Statistics Service, available at: http://www.gks.ru (accessed 15.09.2012).
11. Federal State Statistics Service, 2013, available at: http://www.gks.ru (accessed 15.12.2013).
12. Klemeshev, A.P., Mau, V. A. (eds.), 2011, Strategii razvitija Kaliningradskoj oblasti [Strategy development of the Kaliningrad region], Kaliningrad, Immanuel Kant State University of Russia, 472 p.
13. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Kaliningradskoj oblasti na dolgosrochnuju perspektivu. Postanovlenie Pravitel'stva Kaliningradskoj oblasti ot
02 avgusta 2012 goda № 583 [The strategy of socio-economic development of the Kaliningrad region in the long term. Resolution of the Government of the Kaliningrad region from August 2, 2012 № 583], 2012, The Government of the Kaliningrad region, available at: http://economy. gov39.ru (accessed 27.12.2013).
14. Federal'naja celevaja programma «Razvitie Kaliningradskoj oblasti na period do 2015 goda». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 7 dekabrja 2001 g., № 866 (red. ot 21.09.2013 g.) [Federal Target Program «Development of the Kaliningrad region for the period up to 2015.» Government Decree of December 7, 2001, № 866 (as amended on 21.09.2013)], 2013, The Russian government, available at: http://fcp. economy. gov.ru (accessed 01.12.2013).
15. Fedorov, G.M. 2013, Obshhie i specificheskie faktory razvitija jekonomiki rossijskogo jeksklava [General and specific factors of economic development of the Russian exclave] // Social’no-jekonomicheskaja geografija. Vestnik Associacii rossi-jskih geografov — obshhestvovedov [Social-economic geography. Bulletin of the Russian Association of social-geographers], no. 2, p. 195—204.
16. Fedorov, G.M. 2011, Social’no-jekonomicheskoe razvitie Kaliningradskoj oblasti [Socio-economic development of the Kaliningrad region], 2th ed., Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University, 156 p.
17. Fedorov, G.M. Zverev, Yu.M., Korneevets, V.S. 2013, Rossija na Baltike: 1990—2012 gody [Russia on the Baltic Sea: 1990—2012 years], Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University, 252 p.
18. Kaliningradstat [Federal State Statistics Service of the Kaliningrad Region], library materials, 2013, Kaliningrad.
19. Fedorov, G. 2011, La region de Kaliningrad, future “couloirs de developpe-ment”, Agir, no. 45, Fevrier, p. 97—110.
20. Fedorov, G., Korneyevets, V., Zverev, Yu. 2011, Kaliningrad oblast of Russia in the transborder region South-Eastern Baltic, Coastal Regions, no. 19, 68 p.
About the authors
Konstantin Gimbitsky, Head of the Department of Strategic Studies, Government of the Kaliningrad region, Russia.
E-mail: [email protected]
Anastasia Kuznetsova, Minister of Economy, Government of the Kaliningrad region, Russia.
E-mail: [email protected]
Prof. Gennady Fedorov, Director of the Institute of Environmental Management, Spatial Development, and Urban Planning, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: [email protected]