РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11801
Аннотация. В исследовании выявлены тенденции развития экономики и социальной сферы сельского муниципального района. Проведен анализ домашних и фермерских хозяйств в сельских муниципальных образованиях Алтайского края. Сельский административный район показан как единая интегрированная система, состоящая из функциональной, организационной и экономической подсистем. Выделены основные социальные проблемы сельских территорий. Даны рекомендации по развитию экономики и социальной сферы района. Управляющее воздействие органов исполнительной власти должно быть направлено на повышение эффективности производства, обеспечение эффективной социальной защиты населения.
Ключевые слова: муниципальный район, социальная сфера муниципалитета, экономика сельского муниципального образования, жизненный уровень сельского населения.
Современный этап развития экономики и социальной сферы сельских административных районов характеризуется необходимостью поиска путей рационального использования организационно-
экономических ресурсов агропромышленного комплекса, уровень которого в районе определяется комплексом факторов и условий хозяйственной деятельности. Приоритетное значение в настоящее время приобретают капиталосберегающие факторы, рост эффективности производства. Отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами различных отраслей АПК территории, характеризуются разрозненностью интересов. Исследования, проводимые в рамках данной тематики, выявили две тенденции: с одной стороны, без кооперации усилий товаропроизводителей различных отраслей невозможно поднять экономику территории уже потому, что селу нужна поддержка; с другой - невозможно скооперировать усилия всех товаропроизводителей территории в едином объединении, так как каждый из хозяйствующих субъектов руководствуется своими коммерческими интересами, не желая ни раскрывать истинных размеров своих доходов, ни тем более - делиться ими с партнерами по бизнесу [1].
Ряд исследований показали, что сельский административный район как единая интегрированная система, состоит из функциональной, организационной и экономической подсистем [2; 3].
Основу экономики сельского административного района составляет сельское хозяйство. На характер и структуру производственного и социального комплекса района существенное влияние оказывают его географическое положение, почвенно-климатические условия, определяющие основную специализацию его производства и размещение сельскохозяйственных и промышленных, в т.ч. и перерабатывающих предприятий, что, в свою очередь, определяет структуру агросервиса.
В методическом плане это выражается в необходимости использования коэффициентов, коррелирующих производственно-финансовые показатели территории относительно показателей, характерных для региона в целом.
Как административная единица сельский район обладает собственной кредитно-финансовой системой, что позволяет рассматривать территорию как сложный многоплановый хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на решение социальных проблем за счет разви-
тия экономики и пополнения бюджета, Это означает, что район, как единый территориальный производственно-социальный комплекс, структурными элементами которого являются входящие в него хозяйствующие субъекты и население, должен характеризоваться достаточно четко выраженной степенью обособленности (исторически районы сформировались как природно-экономическая, социальная и общественно-административная общность) и в то же время - экономической и социальной связью отраслей, служб, производств, находящихся на его территории, единством их целей и задач внутри района и в то же время - открытостью связей с хозяйствующими субъектами других территорий.
В настоящее время сельхозтоваропроизводители свободны в выборе организационно-правовой формы хозяйствования, системы земледелия, животноводства, в реализации произведенной продукции, в использовании прибыли. Это, помимо положительных последствий, в частности свободы выбора партнеров по бизнесу, приводит и к отрицательным: разрозненности интересов хозяйствующих субъектов как в самом сельском хозяйстве, так и между различными отраслями АПК. Что вызывает необходимость упорядочения экономических взаимоотношений находящихся на территории коллективных сельхозпредприятий, частных предпринимателей и населения, хозяйствующих субъектов различных отраслей АПК.
Рыночная конъюнктура, разукрупнение сельхозпредприятий, недостаточно сформированная система обеспечения материально-техническими ресурсами вызывает необходимость обоснованного подхода к выбору направления развития экономики сельского административного района, которое мы рассматриваем как изменение форм и методов деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающее повышение эффективности их производства и как результат - наполняемость бюджета территории, позволяющая, в свою очередь, решать социальные проблемы населения.
Социальная сфера сельского административного района - блага и услуги (куль-
турные, образовательные, оздоровительные и т.п.), обеспечивающие населению определенный уровень жизни [4]. Ее развитие мы рассматриваем как совершенствование форм и методов оплаты труда в предприятиях и организациях района, мер социальной помощи и поддержки, деятельности учреждений и организаций культуры, образования, медицины, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и т.п., направленных на повышение уровня жизни населения территории.
Основными социальными проблемами сельских территорий являются безработица и бедность, решать которые можно только посредством работы с непосредственными товаропроизводителями, в частности:
- внутри сельскохозяйственных предприятий: уточнение на основе рыночной конъюнктуры специализации и диверсификация производства; оптимизация ресурсного потенциала предприятия; совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений, системы организации и оплаты труда; упорядочение отношений с малым предпринимательством, партнерами и государством; привлечение инвестиций и др.;
- решая проблемы малого предпринимательства - хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств: расширение земельной площади за счет аренды земельных участков и привлечения земельных долей; передачи им неиспользуемых основных средств сельхозназначения неплатежеспособных предприятий; совершенствования условий взаимодействия между собой и с сельскохозяйственными, перерабатывающими, агросервисными и торговыми предприятиями, организациями потребительской кооперации, предпринимателями; расширения их доступа к рынкам материально-технических ресурсов, услуг, продовольствия и сельскохозяйственного сырья; формирования для них механизмов финансового обеспечения, в т.ч. предоставление микрокредитов из Фонда поддержки сельского развития района и бюджета муниципального образования, сельхозпредприятий и банков; развития на селе несельскохозяйственного бизнеса.
Таким образом, развитие экономики и но отвечать требованиям главной задачи социальной сферы района должно быть аграрной политики - развитие АПК и на направлено на повышение эффективности этой основе - повышение жизненного производства, обеспечение эффективной уровня сельского населения. социальной защиты населения. Оно долж-
Библиографический список
1. Глебов И. Кооперация и интеграция - ключевые направления стабилизации аграрного сектора Саратовской области // АПК: экономика и управление. - 1999. - № 12 -С. 77-82.
2. Гриценко Г.М. Индикативное планирование развития малого предпринимательства сельской территории: методология и проблемы организации // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2014. - № 1(111). - С. 146-152.
3. Гриценко Г. Роль инфраструктуры государственной поддержки в развитии малого сельского предпринимательства Алтайского края / Г. Гриценко, Н. Вернигор, А. Миненко, О. Апалькова // АПК: экономика, управление. - 2018. - №11. - С. 58-67.
4. Козырев М.С. Особенности управления социально-экономическим развитием муниципального образования / М.С. Козырев, Т.А. Скворцова // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - №1-2 (11). - С. 213-220.
ORGANIZATION AND SUPPORT TRENDS SMALL ENTREPRENEURSHIP IN AIC RURAL MUNICIPAL AREA
A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. The study identified trends in the development of the economy and social sphere of the rural municipal region. The analysis of households and farms in rural municipalities of the Altai Territory. The rural administrative district is shown as a single integrated system consisting of functional, organizational and economic subsystems. The main social problems of rural areas are highlighted. Recommendations on the development of the economy and social sphere of the region are given. The controlling influence of executive authorities should be aimed at improving production efficiency, ensuring effective social protection of the population.
Keywords: municipal district, social sphere of the municipality, economy of the rural municipality, living standards of the rural population.