Научная статья на тему 'Развитие экономической теории и практики и их влияние на систему управления в земельно-имущественном комплексе России'

Развитие экономической теории и практики и их влияние на систему управления в земельно-имущественном комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (АИС) / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / LAND AND PROPERTY COMPLEX / LAND AND PROPERTY RELATIONS TERRITORIAL LEVELS / AUTOMATED INFORMATION SYSTEMS (AIS) / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROVISIONS / THE PROPERTY / LAND RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабарова Ирина Андреевна, Шипиева Анастасия Викторовна

В статье указаны основные направления, принципы построения, методы и средства разработки по развитию экономической теории и практики, и их влияние на систему управления в земельно-имущественном комплексе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хабарова Ирина Андреевна, Шипиева Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main directions, principles of construction, methods and means of development for the development of economic theory and practice, and their impact on the management system in the land and property complex of Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие экономической теории и практики и их влияние на систему управления в земельно-имущественном комплексе России»

Развитие экономической теории и практики и их влияние на систему управления в

земельно-имущественном комплексе России Development of economic theory and practice and their impact on the management system

in the land and property complex of Russia

|\ if МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4Í ЖУРНАЛ

УДК 332.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-11013 Ирина Андреевна Хабарова,

Государственный университет по землеустройству, старший преподаватель кафедры городского кадастра Анастасия Викторовна Шипиева,

Государственный университет по землеустройству, студентка 4 курса по направлению Городской кадастр Irina Andreevna Khabarovsk,

State University of land management, senior lecturer of the Department of urban cadastre Anastasia V. Shepeleva,

State University of land management, 4th year student in the direction of The city cadastre Аннотация. В статье указаны основные направления, принципы построения, методы и средства разработки по развитию экономической теории и практики, и их влияние на систему управления в земельно-имущественном комплексе России.

Summary. The article describes the main directions, principles of construction, methods and means of development for the development of economic theory and practice, and their impact on the management system in the land and property complex of Russia.

Ключевые слова: земельно-имущественный комплекс, земельно-имущественные отношения территориальные уровни, автоматизированные информационные системы (АИС), теоретические и методические положения, объект недвижимости, земельные ресурсы.

Key words: land and property complex, land and property relations territorial levels, automated information systems (AIS), theoretical and methodological provisions, real estate, land resources.

Земельно-имущественный комплекс РФ является огромным богатством страны, для рационального использования и систематизированного управления которого, необходима структурированная и отлаженная система. Стоит отметить что ЗИК -это не просто состав имущественных объектов(элементов), а их совокупность по обеспечению жизнедеятельности людей, что определяет ее системность и социальную направленность. Целью данной статьи является изучение развития экономической теории и практики и их влияние на систему управления в земельно-имущественном комплексе России, что предполагает собой развитие системы управления ЗИК, для стабильного развития нашей страны. Если подойти к этому вопросу с правовой точки зрения, проанализировав исторические изменения реформ по отношению к ЗИК, а так же опираясь на выводы специалистов в этой области можно заметить что:

) В ходе земельной реформы уже к середине 90 годов сложилась многоуровневая система земельного законодательства. Была принята новая Конституция РФ, что определило законодательные предпосылки формирования нового земельного строя;

2) Рыночная экономика, частная собственность на землю, значительный крен на эффективную работу вчерашних простых работников колхозов и совхозов определили слабую работу аграрно - продовольственного комплекса, а порой и ошибочного распространения в части использования земель и других ресурсов (особенно на селе).

3) Сложившееся положение могло быть поправлено только государством, поэтому насущным вопросом стало создание действительной системы управления земельными ресурсами страны и ходом земельной реформы в целом. Такие органы были созданы как на Федеральном, так и на местном уровнях. Широкое распространение получило создание земельных комитетов, в состав которых были введены лучшие на то время специалисты: сельского хозяйства, землеустройства и значительное число местных руководственных реформированных служб.

4) Показано, что на современном этапе развития общества трансформация правовых основ в этой сфере способна упростить некоторые процедуры; [1].

На данный момент органы местного самоуправления придают большое значение возрастающей роли земельно-имущественных отношений в общей совокупности экономических реформ и в системе управления муниципальной собственностью. Используя полномочия в области земельно-имущественных отношений местные органы власти планируют использование земли, объектов недвижимости, а так же разрабатывают планы по проведение землеустроительных работ, с последующим контролем, а также взиманием платы за землю. В свою очередь налоги на землю в других странах играют

большую значимость для бюджета и являются одним из главных источников, что отличается от системы в РФ, где доход с местного бюджета составляет малую часть.

Проанализировав имеющиеся работы можно отметить наличие положительных результатов в исследованиях данной проблемы, сложно сделать вывод, что проработка на данном этапе эффективна и полноценна в области комплексного и системного подходов к решению вопросов формирования эффективных экономического и организационного механизмов управления комплексом. Детального исследования управления ЗИК Российской Федерации и её регионов, муниципальных образований и отдельных хозяйствующих субъектов на основе структурированного подхода к его образованию и использованию, тенденции социально-экономического развития различных административно-территориальных образований до настоящего времени не проводилось. Ввиду этого многие теоретические и практические вопросы экономического и организационного механизмов управления земельно-имущественным комплексом разных территориальных уровней остаются неразработанными.

Так, требуют разработки теоретические и методические положения развития системы управления ЗИК, формирования и эффективного функционирования комплекса субъектов Российской Федерации, прибегая к улучшению правового обеспечения и информационно-экономической системы управления Комплексом муниципальных образований, оценке эффективности управления земельно-имущественным комплексом на различных территориальных уровнях.

Что бы наладить и начать практиковать механизм по развитию системы управления в ЗИК, становится очевидна необходимость в формировании:

• видов, групп и классификаций ЗИК по иерархии управления и функциональному назначению, составу и значению объектов недвижимости;

• обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей земельно-имущественные отношения;

• формирование и совершенствование АИС сведений о земельных участкахи объектах капитального строительства в составе земельно-имущественного комплекса, а также его экономической оценки;

• создание территориальной информационной системыуправления земельно-имущественным комплексом разных территориальных уровней на полученной информации после мониторинга земель и кадастра недвижимости. [2]

Малоэффективно просто произвести теорию, методологию и методику управления земельно-имущественным комплексом на различных территориальных уровнях,

необходимо выявить актуальность, направление, формулировку цели и задач данного научного исследования.

Из выше изложенного мы понимаем, что ЗИК имеет колоссальную экономическую значимость , что обуславливает ее оценку рядом важных факторов. Невыполнение этих критериев отрицательно отражается на экономической ситуации, что ведёт к низкому значению собираемости налогов, недоборам бюджетов, повышению безработицы и другим негативным экономическим процессам, снижению производительности и фондоотдачи. Можно выделить основные задачи эффективности использования земельно-имущественного комплекса промышленных предприятий:

Использование земельного кадастра для оценки земельно-имущественного комплекса промышленных предприятий;

Улучшение эффективности, отдачи от предприятий и прогнозирование, предупреждение возможных кризисных ситуаций, путём организации мониторинга за промышленными комплексами ; Постоянно растущая цена на землю в городе и как следствие необходимость её рационального использования;

Наличие разнообразных методик анализа земельно-имущественного комплекса; Потребность в разработке метода активизирования промышленных предприятий с целью повышения отдачи от их деятельности для бюджета города; [3]

Для реализации таких задач, учитывая все нюансы земельно-имущественного комплекса, необходимо вводить программы по созданию автоматизированной информационной системы (АИС) в данной отрасли. Такая система призвана высокоэффективной в: сборе, хранение и обработке максимально возможного количества характеристик, достоверно описывающих состояние имущественного комплекса, для последующего рационального использования данного комплекса. Назначением АИС является комплексная автоматизация работ по созданию и ведению реестров объектов недвижимости, земельных участков.

Целью данной автоматизации является упрощение процессов работы с расчетами и поиска информации, что способствует повышению эффективности работы и увеличение доходности бюджетов за счет:

- замены бумажных носителей информации на электронные, тем самым снижая трудоемкость операций в работе сотрудников;

- повышения эффективности управления финансовыми ресурсами;

- повышения уровня налоговых поступлений;

- повышения совокупного налогового потенциала;

- сокращения затрат на обработку информации;

- улучшения качества контроля и учета обрабатываемой информации;

- обеспечения доступности информации;

- уменьшение риска возможности утери информации.[4]

Таким образом, проанализировав данную проблему можно сделать следующие выводы: в настоящее время единая обоснованная система показателей анализа эффективности функционирования ЗИК должным образом не разработана и требует детального анализа и принятия решений по введению на различных административно-территориальных уровнях, выбор показателей эффективности использования ЗИК многогранен, таким образом применение полной системы показателей и анализа эффективности управления комплексом на одном административно-территориальном уровне осложняется отсутствием в необходимом объеме технико-экономической информации об объекте анализа; оценка эффективности управления комплексом в условиях решения различных народнохозяйственных задач сложна, так как в большинстве случаев сложно определить материальный вклад результата производства в конечный продукт деятельности региона (валовой региональный продукт, стоимость продукции и размеры собираемых платежей). По проблемам экономической эффективности производства также высказываются различные, нередко противоположные точки зрения.

Для обеспечения эффективного регулирования земельно-имущественных отношений и управление недвижимостью необходима система управления на всех территориальных уровнях, основанная на принципиально новых экономических, организационных и информационных подходах. И, конечно же, необходим системный анализ формирования ЗИК, а процессы его функционирования должны быть легкодоступными, эффективными с учетом развития социально-экономических возможностей и рынка недвижимости территориальных образований.

Список использованной литературы

1. Жарников В.Б. «История земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра»-2011г.-53с.

2. https://studme.org/51968/ekonomika/predpriyatie_kak_zemelno-imuschestvennyy_kompleks

3. Набатникова А.В. Регулирование земельно-имущественных отношений и их роль в экономике города (на примере города Москвы)/Автореферат дессертация-2006-150с.

4. А.Н. Асаул, Х. С. Абаев, Ю. А. Молчанов. Теория и практика управления и развития имущественных комплексов СПб.: Гуманистика, 2006.-250с.

References

1. Zharnikov V. B. "History of land relations, land management and land cadastre" -2011-53 p.

2. https://studme.org/51968/ekonomika/predpriyatie_kak_zemelno-imuschestvennyy_kompleks

3. Nabatnikov A. V. Regulation of land and property relations and their role in the economy of the city (on example of Moscow)/abstract dissertaciya-2006-150C.

4. A. N. Asaul, H. S. Abaev, Yu. A. Molchanov. Theory and practice of management and development of property complexes of St. Petersburg.: Humanist, 2006.- 250C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.