Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИНСТИТУТА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИНСТИТУТА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЧАСТНАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татиевская Каролина Анатольевна

В статье рассмотрено эффективное сотрудничество частных стоматологий со страховыми компаниями, которое зависит от многих внешних и внутренних факторов. Анализ производится на примере двух клиник, оказывающих стоматологические услуги, в г. Краснодаре, а именно: ООО «Дент-Реал» и ООО «Дент-Реал Плюс». Автор статьи уделяет особое внимание таким эффективным инструментам взаимодействия как: применение скидочных карт, прием страховых пациентов с франшизой, приобретение статуса приоритетного лечебно-профилактического учреждения для страховой организации. Обоснована необходимость в разработке и утверждении Положения об оплате труда. Более того автором предложено усовершенствовать разработанный раннее график документооборота и перейти на электронный документооборот в части работы с организациями добровольного медицинского страхования. Рассмотренные особенности результативной деятельности помогают решить проблемы эффективности ведения внутреннего контроля и бухгалтерского финансового учета в медицинских учреждениях. Данные исследования возможно применять не только в стоматологических клиниках, но и в многопрофильных медицинских центрах любой организационно-правовой формы собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татиевская Каролина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC MECHANISM OF THE INSTITUTE OF VOLUNTARY MEDICAL INSURANCE

The article considers the effective cooperation of private dentistry with insurance companies, which depends on many external and internal factors. The analysis is carried out on the example of two clinics providing dental services in Krasnodar, namely: Dent-Real LLC and Dent-Real Plus LLC. The author of the article pays special attention to such effective tools of interaction as: the use of discount cards, the admission of insurance patients with a franchise, the acquisition of the status of a priority medical institution for an insurance company. The need for the development and approval of the Regulations on remuneration is substantiated. Moreover, the author proposed to improve the previously developed workflow schedule and switch to electronic workflow in terms of working with voluntary medical insurance organizations. The considered features of effective activity help to solve the problems of the efficiency of internal control and financial accounting in medical institutions. These studies can be used not only in dental clinics, but also in diversified medical centers of any organizational and legal form of ownership.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИНСТИТУТА ДОБРОВОЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

Развитие экономического механизма института добровольного медицинского страхования

Татиевская Каролина Анатольевна,

преподаватель -исследователь, соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина E- mail: karolinka193@mail.ru

В статье рассмотрено эффективное сотрудничество частных стоматологий со страховыми компаниями, которое зависит от многих внешних и внутренних факторов. Анализ производится на примере двух клиник, оказывающих стоматологи -ческие услуги, в г. Краснодаре, а именно: ООО «Дент-Реал» и ООО «Дент-Реал Плюс». Автор статьи уделяет особое вни -мание таким эффективным инструментам взаимодействия как: применение скидочных карт, прием страховых пациентов с франшизой, приобретение статуса приоритетного лечебно-профилактического учреждения для страховой организации. Обоснована необходимость в разработке и утверждении Положения об оплате труда. Более того автором предложено усовершенствовать разработанный раннее график докумен тооборота и перейти на электронный документооборот в части работы с организациями добровольного медицинского страхо вания. Рассмотренные особенности результативной деятель ности помогают решить проблемы эффективности ведения внутреннего контроля и бухгалтерского финансового учета в медицинских учреждениях. Данные исследования возможно применять не только в стоматологических клиниках, но и в мно гопрофильных медицинских центрах любой организационно правовой формы собственности.

Ключевые слова: добровольное медицинское страхование, частная стоматологическая клиника, бухгалтерский учет, вну тренний контроль, эффективное взаимодействие.

Введение

Начиная с 2014 г. и по настоящее время экономика России не выходит из кризиса. Формирование далекой кризисной ситуации 2014 г. было вызвано вве -дением экономических санкций в отношении России и падением цен на нефть, что привело к обесцениванию национальной валюты, росту инфляции, сокращению доходов населения [1]. В 2020 г. мир охватила эпидемия коронавируса. Несмотря на то, что изначально кризис имел неэкономическую природу, глобальная экономика подверглась круп -нейшему спаду, возможно, за весь послевоенный период. 24 февраля 2022 г. на Украине началась специальная военная операция, что повлекло еще более жесткие санкции против России, оказывающие разрушительные последствия практически на все социально -экономические процессы стра -ны. По версии Международного валютного фонда (МВФ) инфляция в России по итогам 2022 г. составит 3,8%, безработица - 4% [2]. К концу 2022 г. Министерство экономического развития прогно -зирует снижение ВВП на 2,9%. В настоящее время снизились объемы торговли на 10,1% за II квартал 2022 г., а также объемы промышленного производства на 1,8%. Более того по мнению Forbes к кон -цу 2022 г. в стране работы могут лишиться более 600 тыс. человек [3]. На фоне происходящих политических и экономических процессов на протяже -нии последних лет федеральным правительством принимаются меры (повышение пенсионного возраста, увеличение НДС до 20%, введение налога на самозанятых предпринимателей, частичный возврат прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц и т.д.), тем самым замораживая процесс стагнации, делая экономическое падение более плавным [4].

Автор статьи утверждает, что любая современ -ная коммерческая организация независимо от ее формы собственности находится в той или иной взаимозависимости от отечественной и международной экономики и реагирует на финансово -экономические изменения, происходящие как в стране, так и за ее пределами. К примеру, воз никшие проблемы актуальны и для стоматологической отрасли здравоохранения, которая достаточно сильно была и пока остается зависимой от поставок европейских медицинских препаратов. Страховые компании (СК) также реагируют на происходящие мировые изменения. Именно сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС) вырос с начала 2022 г. на 17%, что в свою очередь обусловлено ростом стоимости медицинских услуг,

сз о

со £

m Р

сг

от А

о. в

включая стоматологические, для оказания многих из которых используются иностранные препараты, как было подмечено ранее. Но вместе с тем в це -лом рынок страхования сокращается и за II квартал 2022 г. падение составило 6% [5]. Целью написания статьи является рассмотрение и разработка меро приятий, способствующих повышению внутренне -го контроля и эффективности бухгалтерского уче -та в частных стоматологических клиниках при со трудничестве со страховыми организациями (СО) в нестабильных экономических условиях.

Хотим заметить, что в целом вопросы функционирования ДМС недостаточно изучены и недостаточно освещены в публикациях и научных трудах. К примеру, в советский период вопросы ор -ганизации обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования не рассматривались из- за отсутствия практики, а с 1918 по 1988 гг. медицинское страхования в России вообще не осуществлялось. В современ -ных отечественных научных публикациях основное внимание уделяется обязательному медицинскому страхованию (ОМС), в то время как добровольное медицинское страхование рассматривается лишь как дополнение к ОМС. Более того, высказывается мнение, что ДМС исключительно сервисная услуга [6, 7]. Несмотря на данную описываемую позицию в литературных источниках именно добровольное медицинское страхование повышает качество пре -доставляемых медицинских услуг в целом и находит применение в частном секторе (почти из 500 коммерческих стоматологических клиник г. Краснодара по ОМС принимает менее 80 клиник, т.е только 16%). В связи с вышесказанным актуаль -ность выбранной темы и ее раскрытие не вызыва ет сомнений.

Научная новизна написанной статьи заключается в разработке рекомендаций по эффективному взаимодействию страховых организаций и частных стоматологических клиник. При написании статьи использовались данные бухгалтерской финансо -вой отчетности. Была подробно изучена докумен -тация в части работы со страховыми компаниями. Отдельное внимание автор уделил вопросам ор -ганизации документооборота со страховщиками. А также применялись методы наблюдения, срав -нительного анализа, системного и комплексного подхода.

Основная часть

В 2015-2017 гг. из -за ухудшения экономической си -туации в стране многие организации были вынуждены сокращать персонал, что не могло не отраз -иться на деятельности учреждений добровольного медицинского страхования [8]. Некоторые стоматологические клиники, сотрудничая с крупными страховыми организациями, фиксировали увеличение числа обращений по полисам ДМС. Данный рост в частных медучреждениях происходил по двум при -чинам: во-первых, жители нашей страны испытали определенный стресс в связи с опасениями поте

рять работу, что негативно сказывалось на состо янии их здоровья; во -вторых, узнав о предстоящем увольнении, большинство сотрудников стало активно посещать клиники предусмотренные по полису ДМС (для лиц корпоративного страхования лече -ние по полису ДМС носит безвозмездный характер, оплата за лечение производится работодате -лем). В этот период рост финансовых показателей страховых организаций замедлился. Доля рынка, занимаемая этим видом страхования в 2017 г. составила всего лишь 10,9% [8, 9]. На период с 2015 по 2019 гг. исследуемые нами стоматологические клиники «Дент-Реал» и «Дент-Реал Плюс» не имели договоров с крупными страховыми организациями и, как следствие, доходы от оказания услуг страховым пациентам находились на низком уровне.

В 2020 г. в связи с кризисными явлениями в экономике на фоне карантинных ограничений оптимизация расходов на ДМС стала вновь актуаль -ной для клиентов страховых организаций [8]. Не -которые организации были вынуждены отказать -ся от полисов для своих сотрудников, поскольку доходы организаций различных сфер предпринимательской деятельности существенно сокра -тились. Более того, согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 марта 2020 года № 178 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -2019)» № 129 от 13 марта 2020 г. на период действия режима «повышенная готовность» приостановилась деятельность медицинских организаций, оказывающих стоматологические услуги, за исключением случаев заболеваний и состояний, требующих оказания стоматологической помощи в экстренной или неотложной форме [10]. Отме -тим, более половины всех обращений пациентов с полисами добровольного медицинского страхо -вания приходятся на оказание плановых стомато логических услуг. Именно поэтому в 2020-2021 гг. выручка от оказания услуг страховым пациентам по прежнему оставалась на низком уровне.

В 2022 г. с началом проведения специальной военной операции на Украине курс доллара и евро достиг небывалых высот (113 рублей и 127 рублей соответственно) и обновил исторические максимумы. Данная ситуация на мировом рынке подверга -ла сбережения граждан России к обесцениванию. Именно поэтому одним из факторов роста выручки от оказания услуг по ДМС оказался приток пациен -тов с целью вложения своих сбережений в сферу здоровья. Также можем предположить, что дого -вора заключались в начале 2022 г. до начала военной операции, что в настоящее время дает возможность получить медицинскую помощь в «период неизвестности». Рассмотрим нынешнюю ситуацию подробнее.

Подчеркнем, что страховые организации способны обеспечить большой поток пациентов для

клиник, направляя в них сотрудников крупных организаций. На сегодняшний день, в России основной оборот рынка ДМС приходится на корпо -ративных клиентов. Данная ситуация может быть связана с тем, что с одной стороны, данный вид страхования до сих пор не приобрел популярности среди физических лиц, что объясняется недоста-

точностью информации среди населения преимуществами ДМС в сравнении с ОМС (обязательное медицинское страхование). С другой стороны, это легко объясняется тем, что данный вид страхования сотрудников позволяет хозяйствующим субъектам получать льготы по налогообложению от государства (рисунок 1) [11].

налог на прибыль

страховые взносы

налог на доходы физических лиц

налог на ► добавленную стоимость

Налоговый Кодекс РФ дает возможность отнести

выплаты по договорам ДМС (заключаемым на срок не менее 1 года) на расходы на оплату труда

выплаты по договору добровольного медицинского страхования, заключенному на срок не менее 1 года, не облагаются страховыми взносами

налог на доходы физических лиц не взимается со стоимости полисов ДМС

страховые выплаты не облагаются НДС

Рис. 1. Льготы по налогообложению

По состоянию на 2022 г. клиники «Дент-Реал»

и «Дент-Реал Плюс» сотрудничают с четырнадцатью крупнейшими страховыми организациями,

а именно:

1. Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности»;

2. Страховое акционерное общество «ВСК»;

3. Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах»;

4. Страховое акционерное общество «РЕСО-Га-рантия;

5. Общество с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие»;

6. Акционерное общество «АльфаСтрахование»;

7. Общество с ограниченной ответственностью «Бестдоктор»;

8. Общество с ограниченной ответственностью «Абсолют Страхование»;

9. Общество с ограниченной ответственностью Страховая Компания «Альянс Жизнь»;

10. Акционерное общество «Группа Ренессанс Страхование»;

11. Общество с ограниченной ответственностью «Капитал Лайф Страхование Жизни»;

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

"Численность страховщиков ДМС

12. Общество с ограниченной ответственностью «Регион -Медсервис»;

13. Акционерное общество «ЭНЕРГОГАРАНТ»;

14. Акционерное общество «Группа страховых компаний «Югория».

На протяжении последних лет число страховщиков на рынке страхования сокращается. Так, с 2016 г. по 2020 г. число организаций сократилось на 36,2%. По прогнозам РБК к 2025 г. число страховщиков составит 95 организаций (рисунок 2) [8]. Данная ситуация повышает конкуренцию среди стоматологий для заключения договоров со стра ховыми организациями. Также хотим обратить вни -мание, что на сегодняшний день ОМС охватывает большое количество видов медицинской помощи, и ежегодно этот список пополняется, именно поэтому в рамках ДМС предлагаются те же виды медпомощи, что и по ОМС, но в более комфортных условиях. Таким образом, в целях привлечения и удержания пациентов ежегодно разрабатывают ся мероприятия по работе со страховыми органи зациями.

-О—

у = -7,7818х + 158 R2 = 0,8514

• К

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

163 149 134 123 104 99 97 95 94 94

сз о со от гп Р от

Рис. 2. Прогноз численности страховщиков ДМС, 2016-2025 гг.

Разработка данных мероприятий требует не только организаторских способностей руково -дителей подразделений, но и финансовых затрат. К примеру, к одному из мероприятий по привлечению страховых пациентов, сумма лечения которых не покрывается полисом ДМС, действуют гиб -кие системы скидок в рассматриваемых нами сто-Стоимостьмедицинской услуги = Затраты + Налоги +

матологиях (рисунок 3). Перечень льготных услуг (скидок) разработан с учетом не противоречащим применяемой формулы расчета стоимости медицинских услуг (формула 1).

Затраты важно разделить на две группы: прямые и косвенные, которые включают в себя следующие расходы (формула 2, 3): Денежные средства на развитие материальной базы (1)

Прямые затраты = Оплататрудаосновного персонала + Начисления органам социальной защиты населения -

+Материальные затраты (2) Косвенные затраты = Оплататруда АУП + Начисления органам социальной защиты населения + + Общехозяйственные и коммунальные расходы (3)

Показатель Голубая карта. Серебряная карта Золотая карта

П Т О П Т О П Т О

25 % 15 % 10% 35 % 20 % 15 % 40% 25 % 20 %

Лечение произведено на сумму от 150000 руб. Выдача карты

Лечение произведено на. сумму от 250000 руб. Выдача (замена) карты

Лечение произведено на сумму от 300000 руб. Выдача карты с максимальным процентом скидок

о. в

Условные обозначения к рисунку: П — профессиональная гигиенаполости рта; Т — терапевтическое лечение; О — ортопедическое лечение.

Рис. 3. Система предоставления льготных услуг (скидок)

Применение системы скидок в 2021 г. позволило увеличить выручку пилотных клиник в совокуп -ности более чем на 748 тыс. рублей. Самыми лояльными пациентами оказались пациенты, застра хованные в АО «СОГАЗ» (таблица 1).

Таблица 1. Выручка от оказания стоматологических услуг, сформированная применением скидочных карт, 2021 г.

Наименование страховой организации Выручка, руб.

Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» 330750

Страховое акционерное общество «ВСК» 164200

Общество с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие» 107850

Акционерное общество «АльфаСтрахование» 72750

Страховое акционерное общество «РЕСО-Га-рантия 47500

Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» 25700

В последнее время одним из способов развития рынка в кризисных условиях стало внедре -ние механизмов софинансирования и франшизы.

В случае покупки полисов добровольного медицинского страхования с франшизой застрахованные оплачивают часть стоимости оказанных услуг по факту обращения в клинику, или в организацию страхователя. Так, с января 2022 г. в ООО «Дент -Реал» и ООО «Дент -Реал Плюс» стали обращать -ся за медицинской помощью непосредственно со -трудники САО «ВСК», что значительно позволяет увеличить выручку клиник. В связи с тем, что сотрудники страхового дома приобрели полиса ДМС с франшизой, с каждого выставленного счета ими оплачивается 20% стоимости лечения (оставшаяся часть оплачивается ДМС). Более то -го стоматология ООО «Дент- Реал» является приоритетным лечебно - профилактическим учреждением (ЛПУ) для Страхового Дома «ВСК», поэтому в первую очередь при обращении с жалобами па -циентам и непосредственно самим сотрудникам предлагается обратится за помощью в рассматриваемую нами стоматологию. Именно благодаря такому плодотворному сотрудничеству сто -матологии и страховой организации за первое полугодие 2022 г. оказанные услуги по полисам ДМС с франшизой принесли клинике на основа нии внутренней отчетности дополнительную вы-

ручку, которая исчисляется более чем в 280 тыс. руб. Проводимые в совокупности мероприятия (применение скидочных карт, заключение дополнительных договоров на прием пациентов с франшизой, выход в приоритетное ЛПУ для страхового дома) позволяют ООО «Дент- Реал» и ООО «Дент- Реал Плюс» сохранять загруженность клиники независимо от экономической си туации в целом [13].

Подводя промежуточный итог, мы видим, что применяемые и разрабатываемые ежегодно ме роприятия для увеличения выручки, и повышения конкурентоспособности от оказания услуг застра хованным пациентам по полисам ДМС, а также ны -нешняя экономическая ситуация в стране и в мире (вложение сбережений населения в здоровье) позволили увеличить общую сумму выручки в 2022 г. в сравнении с 2021 г. (табл. 2).

Таблица 2. Выручка, полученная от оказания стоматологических услуг по полисам добровольного медицинского страхования

ООО «Дент-Реал» ООО «Дент-Реал Плюс» ООО «Дент-Реал» ООО «Дент-Реал Плюс»

2021 год 2022 год

месяц сумма выручки, руб. месяц сумма выручки, руб. месяц сумма выручки, руб. месяц сумма выручки, руб.

Январь 36710 Январь 5544 Январь 91944 Январь 5310

Февраль 80043 Февраль 0 Февраль 236954 Февраль 22560

Март 43790 Март 58244 Март 240994 Март 46285

Апрель 172180 Апрель 25560 Апрель 177801 Апрель 90630

Май 83140 Май 6930 Май 222025 Май 92752

Июнь 54986 Июнь 19440 Июнь 167998 Июнь 53379

Июль 33168 Июль 29260

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Август 46139 Август 0

Сентябрь 62540 Сентябрь 35791

Октябрь 68805 Октябрь 22480

Ноябрь 129808 Ноябрь 40200

Декабрь 119337 Декабрь 32570

Так, выручка в ООО «Дент- Реал» по итогам работы за 2021 г. составила 930646 руб. А всего лишь за шесть месяцев 2022 г. - 1137716 руб. Если за второе полугодие 2022 г. выручка останется на прежнем уровне, то можно будет наблюдать рост данного показателя на 150%. В ООО «Дент -Реал Плюс» выручка только за первые шесть ме -сяцев 2022 г. превысила годовую выручку 2021 г. почти на 13,0%.

Хотим заострить внимание на том, что, работая со страховыми организациями, существует вре менной разрыв между оказанными стоматологическими услугами застрахованным пациентам по полисам ДМС и поступлением выручки от страховщи -ка на расчетный счет клиники. Данный временной фрактал составляет 1,5-2,5 месяца, что наглядно рассмотрено в таблице 3 на примере ООО «Дент-Реал».

В первую очередь следует заметить, что систе -ма оплаты труда в рассматриваемой нами клинике определяется специфическими особенностями, а именно технологией оказания стоматологиче -ских услуг. Сотрудничая со страховыми организациями медицинское учреждение применяет дифференцированную систему оплаты труда. Выплата заработной платы от оказания услуг застрахован -ным пациентам является стимулирующей частью, которая устанавливается исходя из результата де -ятельности стоматолога за определенный период.

То есть зарплата врача -стоматолога складывается по итогам оказанных им стоматологических услуг и меняется в зависимости от ежемесячного объ -ема оказанных стоматологических услуг [14, 15, 16]. В этой связи нами предложено во внутренних нормативных актах, учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогового учета прописать элементы, касающиеся начисления и выпла ты оплаты труда. Более того в качестве внутрен -них нормативных актов, регулирующих вопросы оплаты труда клиника может разработать и принять Положение об оплате труда на основании ст. 8 ТК РФ [17].

Таблица 3. Факты хозяйственной жизни и операции, отражающие взаимосвязь страховой организации и стоматологической клиники

Дата Содержание факта хозяйственной жизни и операции Сумма, руб. Бухгалтерская проводка

03.01.2022 Начислена оплата труда докторам-стоматологам на основании выставленных реестров страховой компании 10272,80 Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Окончание

Дата Содержание факта хозяйственной жизни и операции Сумма, руб. Бухгалтерская проводка

15.02.2022 Поступление выручки на расчетный счет организации после успешного прохождения медико-экономической экспертизы, т.е. без снятия денежных средств 51364,00 Дебет счета 51 «Расчетные счета», Кредит счета 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

16.02.2022 Оприходование денежных средств в кассу клиники 51364,00 Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетные счета»

17.02.2022 Выплачена из кассы оплата труда докторам-стоматологам 10272,80 Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», Кредит счета 50 «Касса»

С увеличением выручки растет и пристальное внимание со стороны страховой организации к лечебно -профилактическому учреждению (ЛПУ). Ранее в 2021 г. на основе разработок автора статьи в ООО «Дент-Реал» был утвержден график документооборота со страховыми компаниями. Данная разработка позволила клинике более эффективно вести бухгалтерский учет, так как в зависимости от понятности, сопоставимости, последовательности и своевременности прохождения документа -ции зависит не только поступление своевременной

оплаты от страховой организации на счет меди -цинского учреждения, но и зачисление денежных средств без удержаний. Более того, как известно, отлаженная система документооборота в бухгалтерии позволяет своевременно отражать факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете, передавать первичные документы для регистрации содержащихся в них данных, составлять бухгалтерскую и иную отчетность [18, 19]. Подчеркнем, что принятый график документооборота в стоматоло гии позволяет контролировать качество безопасности медицинской деятельности. А именно осуществляется непосредственный контроль над правиль ностью подготовленных калькуляций по оказанию медицинских услуг (постановка диагноза и соответствующее лечение согласно Протоколам лече ния), наличие гарантийного письма (ГП) у пациен та, гарантирующего оплату страховой компанией, предоставление по запросу амбулаторных карт застрахованных пациентов для проведения медико-экономической экспертизы (МЭЭ).

В начале 2021 г. у медицинских организаций появилась возможность организовывать свой документооборот не только на бумажных носите лях, но и в электронном виде [20]. При переходе на электронный документооборот (ЭДО) у рассма триваемой нами стоматологии появится возможность хранить всю необходимую документацию в едином электронном пространстве, что исключит риск потери бумажных документов; отслеживать каждый этап прохождения документации, что повысит уровень прозрачности и контроля операционных процессов. Все это в конечном итоге упростит работу со страховыми организациями, ускорит взаиморасчеты и в целом приведет к большей эффективности ведения бухгалтерского учета и по -вышению уровня внутреннего контроля (рисунок 4).

1 Заключение договоров, утверждение прейскурантов

о. в

2 Отправка списков прикрепления, первичных гарантийных

3 Отправка расчетных листов для уточнения диагнозов для получения дополнительных повторных гарантийных писем

4 Отправка реестров оо оказании стоматологических услуг, актов оказанных

Страховая компания ООО «Дент-Реал»

5 Отравка первичного акга медико-экономической экспертизы после получения первичной документации

6 Отправка медицинской документации на проверку

7 Подписание окончательного акта медико-экономической экспертизы

Рис. 4. Взаимодействие страховой организации и стоматологической клиники в условиях электронного

документооборота

Несмотря на все преимущества ЭДО от клиники требуется достаточно много затрат. А именно: финансовые затраты - приобретение лицензии для

работы; трудовые - обучение сотрудников работе с ЭДО и, как следствие, временные затраты для реализации поставленных целей (рисунок 5).

Оператор Электронная Подключение Настройка Работа

ЭДО подпись работы

1 1 I

Организация,

обладающая

технологии ескимн,

кадровыми,

правовыми

возможностями

для обеспечения

юридически

значимого

документооборота

с использованием

электронной

подписи

Собственноручная подпись в электронном виде, которой моало подписывать документы

- Оформление внутренних регламентов:

- Обучение Сотрудников;

- Изменения в учетной политике.

Рис. 5. Схема перехода на электронный документооборот

Подчеркнем, что приказ «Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов» не обязывает медицинские организа -ции переходить на электронный документооборот, оставляя этот вопрос на усмотрение руководителя стоматологической клиники. Главное помнить, что правильное ведение бумажного и/или электронного документооборота позволят медицинскому уч -реждению усовершенствовать организацию и ве -дение бухгалтерского учета, а также способствует эффективному функционированию системы внутреннего контроля в части оказания стоматологи ческих услуг пациентам по полисам добровольного медицинского страхования.

Заключение

В результате написания статьи автором был сформирован ряд выводов:

1. Выявлены инструменты взаимодействия между частными стоматологиями и крупными страховыми организациями, которые используются на практике в настоящее время и доказывают свою эффективность. К данным инструментам относится: применение скидочных карт, заклю -чение дополнительных соглашений к действующим договорам на прием пациентов с фран -шизой, выход в приоритетное ЛПУ для страхового дома.

2. На основе данных бухгалтерской финансовой отчетности рассмотрены факты хозяйственной жизни и операции, отражающие взаимосвязь страховой организации и стоматологической клиники в части выдачи оплаты труда. В результате чего обосновано предложение по разработке и утверждению Положения об оплате труда при расчетах с организациями ДМС.

3. В целях повышения уровня внутреннего кон троля и ведения бухгалтерского учета предложено усовершенствовать ранее разработан ный автором график документооборота в части взаимодействия со страховыми организациями и перейти на электронный документооборот. При этом акцентируется внимание, что переход на электронный документооборот остается на усмотрение руководителя. При применении данной рекомендации крупным многопрофиль ным центрам необходимо произвести расче ты финансовых, трудовых и временных затрат с целью выявления целесообразности такого перехода на ЭДО.

Литература

1. Электронный сборник материалов Между народной конференции студентов, аспиран тов и молодых учёных «Проспект Свобод-ный-2016», посвящённой Году образования в Содружестве Независимых Государств. Изд-до: Сибирский федеральный университет (Красноярск). 2016. 190 с.

2. МВФ вновь улучшил прогноз по экономике России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/business/ news/1059933- mvf -prognoz - ekonomika -rossiya (дата обращения 10.10.2022)

3. Макропоказатели [Электронный ресурс]. - Ре жим доступа: https://bf.arsagera.ru/makropoka -zateli/makroobzor_dannye_za_iyul_2022/ (дата обращения 08.10.2022)

4. Анализ рынка стоматологических услуг в Рос сии в 2016-2020 гг, прогноз на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// businesstat.ru (дата обращения 01.10.2022)

5. Что происходит со страхованием в 2022 году: исследование Банки.ру. [Электронный ре -сурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/

сз о со от гп Р от

от А ш

news/research/?id=10972850 (дата обращения 30.09.2022)

6. Архипов А. П. О проблемах медицинского стра -хования // Фииансы. 2011. № 6. С. 54

7. Мозалев А.В. Добровольное медицинское страхование: особенности и направления раз вития в Российской Федерации: дис. канд. экон. наук: 08.00.10 /Александр Владиленович Мозалев. - Москва. 2012. 160 с.

8. Анализ рынка ДМС в России в 2016-2020 гг, прогноз на 2021-2025 гг. [Электронный ре -сурс]. - Режим доступа: https://businesstat.ru (дата обращения 03.10.2022)

9. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/insurance (дата обращения: 01.10.2022)

10. О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на террито рии Краснодарского края и мерах по предот вращению распространения новой коронави-русной инфекции (COVID -2019): утв. постановлением главы администрации (губерна тора) Краснодарского края от 30.03.2020 г., № 178

11. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 31.07.1998 г., № 146- ФЗ: принят Гос. Думай 16.07.1998 г.: одобр. Советом Федерации 17.07.1998 г. [Электронный ресурс]. - Ре жим доступа: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 20.09.2022)

12. Налоговые льготы в ДМС [Электронный ре -сурс]. - Режим доступа: https://www.infullbroker. ru/articles/zdorove/nalogovye -^у^- dms/ (дата обращения 02.10.2022)

13. Стрелков Д. У каких медорганизаций больше шансов привлечь средства ДМС // Здравоохра нение. 2017. № 1. С. 52-54.

14. Бойко В.В. Оплата труда персонала и качество стоматологического лечения // Современная стоматология. - 2015. - № 1(60). - С. 88-91.

15. Власова О.В. Заработная плата как фактор мотивации медицинского персонала в систе ме повышения качества медицинских услуг // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - № 1 (30). - С. 118-121.

16. Система оплаты труда в стоматологии: от «сов -ка» к современным тенденциям. Ген. директор. - 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gd.ru/articles/9815 -sistema-oplaty-truda-v-stomatologii (дата обращения 30.09.2022)

17. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. Закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 - ФЗ: принят Гос. Думой 21.12.2001 г.: одобр. Советом Федерации 26.12.2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ТК РФ Трудовой кодекс Российской

Федерации (ТК РФ) I ГАРАНТ I ГАРАНТ (garant. ru) (дата обращения 29.09.2022)

18. Татиевская К.А. Особенности сотрудниче-ства стоматологических клиник с организациями добровольного медицинского страхования // Вестник Евразийской науки. 2021. № 2. С. 1-11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://esj.today/PDF/19ECVN221.pdf (дата обращения 01.09.2022)

19. Жминько Н.С., Васильев В.П., Тритяк Ю.А. Организация и ведение документооборота, его ос -новные этапы // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 110 (06). - С. 1-16. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Организация и ведение доку ментооборота, его основные этапы - тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно исследовательской ра боты в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.09.2022)

20. Об утверждении Порядка организации систе -мы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения мед. Документации в форме электронных документов: утв. приказом Министерства здравоохранения РФ № 947н от 07.09.2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Приказ Министерства здраво охранения РФ от 7 сентября 2020 г. N947н "Об утверждении Порядка организации систе -мы документооборота в сфере охраны здоро вья в части ведения медицинской документа ции в форме электронных документов" (garant. ru) (дата обращения 10.10.2022)

DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC MECHANISM OF THE INSTITUTE OF VOLUNTARY MEDICAL INSURANCE

Tatievskaya K.A.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

The article considers the effective cooperation of private dentistry with insurance companies, which depends on many external and internal factors. The analysis is carried out on the example of two clinics providing dental services in Krasnodar, namely: Dent-Real LLC and Dent-Real Plus LLC. The author of the article pays special attention to such effective tools of interaction as: the use of discount cards, the admission of insurance patients with a franchise, the ac quisition of the status of a priority medical institution for an insurance company. The need for the development and approval of the Regulations on remuneration is substantiated. Moreover, the author proposed to improve the previously developed workflow schedule and switch to electronic workflow in terms of working with volun -tary medical insurance organizations. The considered features of effective activity help to solve the problems of the efficiency of in -ternal control and financial accounting in medical institutions. These studies can be used not only in dental clinics, but also in diversified medical centers of any organizational and legal form of ownership.

Keywords: voluntary health insurance, private dental clinic, accounting, internal control, effective interaction.

References

1. Electronic collection of materials of the International Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists "Prospect Svobodny - 2016", dedicated to the Year of Education in the Commonwealth of Independent States. Publishing house: Sibe rian Federal University (Krasnoyarsk). 2016. 190 p.

2. The IMF again improved the forecast for the Russian economy [Electronic resource]. - Access mode: https://russian.rt.com/

business/news/1059933- mvf-prognoz -ekonomika- rossiya (Ac -cessed 10.10.2022)

3. Macro indicators [Electronic resource]. - Access mode: https:// bf.arsagera.ru/makropokazateli/makroobzor_dannye_za_ iyul_2022/ (accessed 08.10.2022)

4. Analysis of the dental services market in Russia in 2016-2020, forecast for 2021-2025 [Electronic resource]. - Access mode: https://businesstat.ru (accessed 01.10.2022)

5. What happens to insurance in 2022: Banki.ru study. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.banki.ru/news/re-search/?id=10972850 (accessed 09/30/2022)

6. Arkhipov A.P. On the problems of medical insurance // Fiansy. 2011. No. 6. P. 54

7. Mozalev A.V. Voluntary medical insurance: features and directions of development in the Russian Federation: dis. cand. econ -omy Sciences: 08.00.10 /Alexander Vladilenovich Mozalev. -Moscow. 2012. 160 p.

8. Analysis of the VHI market in Russia in 2016-2020, forecast for 2021-2025 [Electronic resource]. - Access mode: https://busi -nesstat.ru (accessed 03.10.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Review of key performance indicators of insurers. [Electronic re source]. - Access mode: http://www.cbr.ru/insurance (date of access: 01.10.2022)

10. On amendments to the Decree of the Head of Administration (Governor) of the Krasnodar Territory dated March 13, 2020 No. 129 "On the introduction of a high alert regime on the territory of the Krasnodar Territory and measures to prevent the spread of a new coronavirus infection (COVID -2019): approved. Decree of the head of administration (governor) of the Krasnodar Territory dated March 30, 2020, No. 178

11. Tax Code of the Russian Federation: Feder. Law of the Rus -sian Federation of July 31, 1998, No. 146 -FZ: adopted by the State. Think 07/16/1998: approved. Federation Council on July 17, 1998 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.con -sultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (date of access: 20.09.2022)

12. Tax benefits in VHI [Electronic resource]. - Access mode: https://www.infullbroker.ru/articles/zdorove/nalogovye lgoty v dms/ (accessed 02.10.2022)

13. Strelkov D. Which medical organizations are more likely to attract VMI funds // Zdravookhranenie. 2017. No. 1. S. 52-54.

14. Boyko VV Remuneration of staff and the quality of dental treatment // Modern dentistry. - 2015. - No. 1 (60). - S. 88-91.

15. Vlasova O.V. Salary as a motivation factor for medical person -nel in the system of improving the quality of medical services // Azimut of scientific research: economics and management. -2020. - No. 1 (30). - S. 118-121.

16. The system of remuneration in dentistry: from the "scoop" to modern trends. Gene. director. - 2018 [Electronic resource]. -Access mode: https://www.gd.ru/articles/9815 -sistema -oplaty -truda v stomatologii (accessed 30.09.2022)

17. Labor Code of the Russian Federation: Feder. Law of the Rus -sian Federation dated December 30, 2001 No. 197 -FZ: adopted by the State. Duma December 21, 2001: approved. Federation Council on December 26, 2001 [Electronic resource]. - Access mode: Labor Code of the Russian Federation Labor Code of the Russian Federation (Labor Code of the Russian Federation) I GUARANTOR I GARANT (garant.ru) (accessed 09/29/2022)

18. Tatievskaya K.A. Features of cooperation between dental clin -ics and organizations of voluntary medical insurance // Bulle tin of Eurasian Science. 2021. № 2. pp. 1-11. [Electronic resource]. - Access mode: https://esj.today/PDF/19ECVN221.pdf (Accessed 09/01/2022)

19. Zhminko N. S., Vasiliev V.P., Trityak Yu. Organization and main -tenance of document circulation, its main stages // Scientific journal of KubSAU. 2015. No. 110 (06). - P. 1-16. [Electronic resource]. - Access mode: Organization and maintenance of workflow, its main stages - the topic of a scientific article on economics and business

20. On the approval of the Procedure for organizing the document management system in the field of health protection in terms of maintaining honey. Documentation in the form of electronic doc uments: approved. by order of the Ministry of Health of the Rus -sian Federation No. 947n of 09/07/2020 [Electronic resource]. -Access mode: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of September 7, 2020 N947n "On approval of the Procedure for organizing a document management system in the field of health protection in terms of maintaining medical re cords in the form of electronic documents" (garant.ru) (date of access 10.10.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.