Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕВРОСОЮЗА В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯС И ПУТЬ»'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕВРОСОЮЗА В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯС И ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Евросоюз / инициатива «Пояс и путь» / торгово–экономическое сотрудничество / инициатива «17+1». / China / EU / Belt and Road Initiative / trade and economic cooperation / 17+1 initiative.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Дун Ялинь, Жабчик С.В.

В данной статье описывается торгово-экономическое сотрудничество между КНР и странами Евросоюза в контексте реализации программ китайской инициативы «Один пояс, один путь». Целью статьи является рассмотрение эволюции взаимоотношений между КНР и ЕС, а также анализ современного состояния китайско–европейского экономического и торгового сотрудничества. Методы исследования: статистический метод, аналитический метод, проблемный метод. Как показали результаты исследования, торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и странами Евросоюза не является стабильным, а сопровождается «взлетами» и «падениями», на что влияет множество геополитических факторов. Автор делает вывод, что Китаю необходимо разработать более эффективные механизмы для расширения сотрудничества в странах ЕС, чтобы достичь цели инициативы «Пояс и путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC AND TRADE CO-OPERATION OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA AND THE EUROPEAN UNION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE “BELT AND ROAD” INITIATIVE

This article describes trade and economic cooperation between the PRC and the EU countries in the context of the implementation of China's "One Belt, One Road" initiative programs. The purpose of the article is to review the evolution of the relationship between the PRC and the EU and to analyze the current state of Sino-European economic and trade cooperation as well. Research methods: statistical method, analytical method, problem method. As the results of the study have shown, trade and economic cooperation between China and the EU countries is not stable, but is accompanied by “ups” and “downs” influenced by a variety of geopolitical factors. The author concludes that China needs to develop more effective mechanisms to enhance cooperation in the EU to achieve the goal of the Belt and Road Initiative.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕВРОСОЮЗА В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯС И ПУТЬ»»

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.4.4.040 УДК 332

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕВРОСОЮЗА В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯС И ПУТЬ»

Дун Ялинь1, Жабчик С.В.2

1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 2Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Аннотация. В данной статье описывается торгово-экономическое сотрудничество между КНР и странами Евросоюза в контексте реализации программ китайской инициативы «Один пояс, один путь». Целью статьи является рассмотрение эволюции взаимоотношений между КНР и ЕС, а также анализ современного состояния китайско-европейского экономического и торгового сотрудничества. Методы исследования: статистический метод, аналитический метод, проблемный метод. Как показали результаты исследования, торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и странами Евросоюза не является стабильным, а сопровождается «взлетами» и «падениями», на что влияет множество геополитических факторов. Автор делает вывод, что Китаю необходимо разработать более эффективные механизмы для расширения сотрудничества в странах ЕС, чтобы достичь цели инициативы «Пояс и путь».

Ключевые слова: Китай, Евросоюз, инициатива «Пояс и путь», торгово-экономическое сотрудничество, инициатива «17+1».

DEVELOPMENT OF ECONOMIC AND TRADE CO-OPERATION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND THE EUROPEAN UNION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE «BELT AND ROAD» INITIATIVE

Dong Yalin1, Svetlana V. Zhabchik2

1 Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, 2Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

Abstract. This article describes trade and economic cooperation between the PRC and the EU countries in the context of the implementation of China's «One Belt, One Road» initiative programs. The purpose of the article is to review the evolution of the relationship between the PRC and the EU and to analyze the current state of Sino-European economic and trade cooperation as well. Research methods: statistical method, analytical method, problem method. As the results of the study have shown, trade and economic cooperation between China and the EU countries is not stable, but is accompanied by «ups» and «downs» influenced by a variety of geopolitical factors. The author concludes that China needs to develop more effective mechanisms to enhance cooperation in the EU to achieve the goal of the Belt and Road Initiative.

Keywords: China, EU, Belt and Road Initiative, trade and economic cooperation, 17+1 initiative.

Введение. С началом третьего тысячелетия нельзя было не заметить неожиданного «возвышения» Китая, темпы экономического роста которого по некоторым показателям превышали темпы роста западных стран.

В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин во время своего дипломатического визита в Казахстан объявил о проекте «Один пояс, один путь» (Belt and Road Initiative, или BRI). Основной целью, предложенной Китаем инициативы, является создание транспортных коридоров для облегчения доступа к внешним рынкам и увеличения оборота товаров, перевозимых из Китая в Европу и прилегающие регионы через Центральную Азию.

Инициатива «Пояс и путь» направлена на сотрудничество государств и регионов мира в политической, дипломатической, экономической, торговой, культурной и других сферах жизнедеятельности. И то же время, официальные лица Китая предпочитают не акцентировать внимание на геополитических целях инициативы, ибо важной задачей этого проекта они называют укрепление мира между народами.

На Международном экономическом форуме «Один пояс, один путь», который проходил в Пекине в мае 2017 года Си Цзиньпин назвал пять приоритетных областей международного сотрудничества, в том числе и торгово-экономические отношения между странами [8].

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Результаты. Поддержку китайской инициативы «Пояс и путь» выразили не только все страны Азии и Россия, но и страны Евросоюза, хотя что политика президентов США Д. Трампа, а затем и Дж. Байдена внесла неопределенность в отношения между официальным Брюсселем и Пекином [3].

Эта поддержка Китая Европейским Союзом связана, в первую очередь, с бурным ростом китайско-европейской торговли. Немалую значимость имеет и превращение Китая в мировую державу, что делает отношения между кНр и ЕС более многогранными, несмотря на то, что запуск китайской инициативы «Пояс и путь» (здесь и далее - BRI) вызвал споры европейских политиков, рассуждающих о последствиях этой инициативы для Европы.

Обсуждение. ЕС, в первую очередь, заинтересован в развитии континентальных торговых маршрутов, однако, непрозрачность и условия реализации BRI привели к тому, что эта инициатива вызывает все больше споров. По мнению европейских журналистов С.И. Корнелла и Н. Сванстрёма, BRI не следует рассматривать в вакууме: усиление «напористого» Китая происходит параллельно с проблемами, которые подкинула Европе агрессивная Россия, со все более хаотичным соседством к востоку и югу от Средиземноморья и с трансатлантическими отношениями, которые все чаще подвергаются сомнению [5].

Но, тем не менее, отношения между Китаем и ЕС в рамках BRI развиваются. Прежде всего, они касаются вопросов торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. И здесь, в первую очередь, стоит отметить страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые играют роль своеобразного «моста» между Китаем и Евросоюзом, предоставляя азиатской стране крупные площадки для инвестиций и создавая проекты для развития торгово-экономического сотрудничества, несмотря на то, что китайская сторона, учитывая экономическую нестабильность, ненадежную инфраструктуру и логистику этих стран, а также высокий уровень их политической нестабильности, считает данные негативные явления «тормозом» экономических проектов BRI.

Но, тем не менее, европейские политики считают, что совершенствование отношений межу Китаем и ЕС в рамках BRI требует глубокого сотрудничества по принципу взаимной дополняемости экономик обеих сторон, но, в первую очередь, как утверждают европейские экономисты, сотрудничество между Китаем и ЕС может способствовать сбалансированному развитию Европы.

Если говорить о BRI с европейской точки зрения, то наиболее актуальным для стран Евросоюза проектами является транспортная инфраструктура, а именно - железные дороги и порты.

BRI появился в 2013 году, спустя двадцать лет после того, как сам ЕС запустил проект по созданию транспортного коридора, связывающего Европу с Китаем через Кавказ и Центральную Азию. В этом смысле, и ЕС, и Китай работают над тем, что Всемирный банк назвал «одной из главных определяющих черт XXI века», а именно над реинтеграцией евразийского континента. Хотя BRI был запущен как серия сухопутных коридоров через Евразию, важною частью проекта, реализующего торговые поставки между Китаем и странами Евросоюза, является создание морских и воздушных транспортных связей, ведь более чем 90 % европейско-китайской торговли осуществляется по морю или воздуху. Инвестиции Китая в железнодорожную и портовую инфраструктуру ЕС, безусловно, влияют на торговые отношения между Китаем и Европой, поскольку снижают транспортные издержки и увеличивают объемы торговли. Европейские экономисты подсчитали, что десятипроцентное сокращение воздушных и морских издержек увеличивает торговлю на 5,5 % и 1 %, соответственно [3].

Морской маршрут является наиболее актуальной составляющей грузоперевозок в китайско-европейской торговле как по объему, так и по стоимости (еще в 2016 году он составил 93% и 61%, соответственно), что в конечном итоге укрепит статус Средиземноморья и Южной Европы как конечной точки маршрута. Предполагается, что главными европейскими портами «Морского Шелкового пути XXI века» станут Афины (Греция) и Венеция (Италия) [3].

Определенную роль в торгово-экономическом сотрудничестве КНР и стран ЕС играет инициатива «17+1» (с 2012 по 2019 гг., т.е. до при соединения Греции - 16+1), объединяющая членов ЕС и претендующих на вступление в эту организацию страны Юго-Восточной и Восточной Европы.

Так как Европа особое место в логистической, промышленной и производственно-сбыточной цепях поставок, двадцать три государства Евросоюза, включая страны, входящие в инициативу 17+1, подписали с Китаем различные меморандумы о расширении сотрудничества. Например, подписан меморандум о сотрудничестве между немецким конгломератом Siemens и китайской железнодорожной корпорацией CRRC, а также меморандум о финансовых инвестициях между Нидерландами и Китаем. Можно сказать, что многие страны ЕС заинтересованы в инициативе BRI, что со временем приведет к расширению сотрудничества между ними и КНР в различных областях и, прежде всего, в экономике и торговле. Но, тем не менее, не все страны ЕС подписали соглашения об экономическом сотрудничестве с Китаем. По этой причине правительство Пекина сосредоточилось на поиске союзников, поддерживающих BRI. К таким союзникам относятся страны, недовольные процессом интегра-

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ции в ЕС, например, Венгрия, которая стала первым государством-членом ЕС, подписавшим меморандум об экономическом сотрудничестве с Китаем. Ее примеру последовали Польша и Чехия. Среди южных и средиземноморских стран-членов ЕС главным сторонником BRI является Греция, которая еще в 2017 году встала на путь торгово-экономического сотрудничества с Китаем, подписав с этой азиатской страной меморандум о взаимодействии.

23 марта 2019 года произошло событие, которое изменило баланс сил в пользу сторонников BRI от ЕС: был подписан меморандум об экономическом взаимодействии между Италией и Китаем, в результате чего, Италия стала первой страной G7, официально присоединившейся к BRI, создав тем самым некоторый «раскол» внутри ЕС, где существует сильная оппозиция BRI в лице Франции и Германии. Как видим, позиция государств-членов ЕС в отношении BRI четыре года назад была далеко не однородна: в то время как одни государства-члены ЕС отказались участвовать в инициативе, другие с энтузиазмом присоединились к ней.

Но поскольку экономика Китая стала первой из экономик крупнейших стран мира, которая показала рост в сложных геополитических условиях, то руководство большинства стран-членов ЕС стало смотреть на китайско-европейское сотрудничество с оптимизмом.

В 2020 году немецкие экономисты отметили большую зависимость стран Евросоюза от китайского экспорта. Речь шла, прежде всего, о поставках медицинской техники, химических веществ, электроники и других категориях товаров (всего 103 номинации), без которых ЕС не может обойтись [1].

На совместном Саммите Китая и стран Центральной и Восточной Европы, который состоялся 09 февраля 2021 года в формате видеоконференции, Си Цзиньпин отметил, что Китай собирается расширять зоны сотрудничества с европейскими странами, подчеркнув, что товарооборот между КНР и странами ЦВЕ вырос почти на 85 % и что на данный период времени по железнодорожным маршрутам Китай-Европа было отправлено свыше 30 тысяч грузовых составов [2].

Глава КНР также отметил, что в ходе сотрудничества Китая и стран Центральной и Восточной Европы сформировались принципы принятия совместных решений путем консультаций, получения выгоды всеми партнерами по сотрудничеству, совместного развития в открытой и инклюзивной атмосфере и достижения дальнейшего роста за счет развития инноваций [2]. Он призвал стороны воспользоваться проведением Года зеленого развития и охраны окружающей среды Китая и стран Центральной и Восточной Европы для углубления сотрудничества в таких

сферах, как «зеленая» экономика и чистая энергетика.

Си Цзиньпин высоко оценил прогресс, достигнутый Китаем и странами Центральной и Восточной Европы в рамках инициативы «Один пояс и один путь», отметив, что Центральная и Восточная Европа стала первым регионом, где все страны подписали соглашения о сотрудничестве. Он констатировал, что в ближайшие пять лет Китай намерен увеличить импорт из стран Центральной и Восточной Европы товары до более 170 млрд долларов, стремясь удвоить экспорт сельскохозяйственной продукции и увеличить наполовину двустороннюю торговлю сельскохозяйственной продукцией, что, с одной стороны, создаст огромные возможности для выхода на китайский рынок производителей стран Центральной и Восточной Европы, а с другой, предоставит китайским потребителям большой выбор европейских товаров [2].

На этом Саммите, в целях содействия устойчивому и стабильному развитию сотрудничества между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы, стороны разработали Пекинский план мероприятий. Как отметил экс-министр финансов Польши Г. Колодко, он с полным оптимизмом смотрит на перспективы развития сотрудничества Китая со странами Центральной и Восточной Европы [2].

Однако по утверждению экономистов, в 2023 году товарооборот Китая с Евросоюзом немного снизился, составив $ 782,9 млрд: экспорт в страны сообщества составил $ 500 млрд (-10 %), а импорт из ЕС - $ 281,7 млрд (-0,9 %) [4]. По мнению российских экспертов, спрос на китайские товары ограничивается замедлением западных экономик на фоне высоких ставок. Российские экономисты считают, что сокращение товарооборота с ЕС - долговременный фактор, на который оказывает влияние и кризис в Германии, и ужесточение экономической политики со стороны западных стран, и ценовые колебания на мировых рынках, и усилия Китая по импорто-замещению из-за угроз санкций, и торговая война Китая с США, длящаяся еще с эпохи президентства Д. Трампа [4].

Заключение. Торгово-экономические отношения КНР со странами Евросоюза далеко нестабильны и зависят от геополитических факторов. В 2023 году страны ЦВЕ начали настаивать на экономической поддержке ЕС и его расширении в регионе в ущерб китайскому экономическому сотрудничеству, что сводит к минимуму экономическое сотрудничество этих государств с Китаем в рамках проектов BRI и экономического участия по схеме 17+1. Несмотря на то, что Китай готов продолжать сотрудничество с ЕС, страны ЦВЕ не хотят участвовать в ослаблении Брюсселя. И именно поэтому китайско-европейское экономическое сотрудничество не ускоряется.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Литература:

1. 2.

3.

4.

5.

1. 2.

3.

4.

5.

Дун Ялинь

бакалавр,

Международные экономические отношения и внешнеэкономическая деятельность, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы 350471565@qq.com

Жабчик Светлана Викторовна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории и политологии,

Кубанский государственный аграрный университет

имени И.Т. Трубилина

salgir202@rambler.ru

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Dong Yalin

Bachelor,

International Economic Relations and Foreign Economic Activity, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia 350471565@qq.com

Svetlana V. Zhabchik

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Political Science, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin salgir202@rambler.ru

В ЕС оценили экономические связи с Китаем. URL : https://www.kommersant.ru/doc/4576759

Китай - Европа: формат «17+1 больше, чем 18» в контексте сотрудничества. URL : https:// silkroad-

news.org/ru/news/kitay-evropa-format-17-1 -bolshe-chem-18-v-kontekste-sotrudnichestva

Китайская инициатива «Пояс и путь»: подробный анализ. URL : https://cisplus.world/kitajskaya-inicziativa-

poyas-i-put-podrobnyj-analiz

Лакстыгал И. Что значит первый спад с 2016 года спад поставок из Китая за рубеж / И. Лакстыгал, А Козлов. URL : https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2024/01/13/1014874-chto-znachit-pervii-spad Cornell S.E. Compatible Interests? The EU and China's Belt and Road Initiative / S.E. Cornell, N. Swanstrom URL : https://isdp.eu/publication/compatible-interests-the-eu-and-chinas-belt-and-road-initiative

EU assesses economic ties with China. URL : https://www.kommersant.ru/doc/4576759

China-Europe: the «17+1 more than 18» format in the context of co-operation. URL : https:// silkroad-

news.org/ru/news/kitay-evropa-format-17-1 -bolshe-chem-18-v-kontekste-sotrudnichestva

China's Belt and Road Initiative: a detailed analysis. URL : https://cisplus.world/kitajskaya-inicziativa-poyas-i-

put-podrobnyj-analiz

Lakstygal I. What the first downturn since 2016 means for China's overseas shipments decline / I. Lakstygal, A. Kozlov. URL : https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2024/01/13/1014874-chto-znachit-pervii-spad Cornell S.E. Compatible Interests? The EU and China's Belt and Road Initiative / S.E. Cornell, N. Swanstrom URL : https://isdp.eu/publication/compatible-interests-the-eu-and-chinas-belt-and-road-initiative

Информация об авторах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.