Научная статья на тему 'Развитие экономического анализа на основе стейкхолдеровского подхода'

Развитие экономического анализа на основе стейкхолдеровского подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ТЕОРИЯ ФИРМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ / ECONOMIC ANALYSIS / BALANCED SCORECARD / STAKEHOLDERS / COMPANY THEORY / INFORMATION EXPECTATIONS / PERFORMANCE EFFICIENCY / VALUE / KEY INDICATORS / QUALITY CHARACTERISTICS OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверина О.И., Свешникова О.Н.

Современный экономический анализ должен быть ориентирован на условия динамично изменяющейся среды, в которой круг заинтересованных лиц может расширяться, а их интересы и требования варьировать. Цель статьи заключается в развитии теоретических подходов к анализу оценки деятельности компании на основе интеграции стейкхолдерской теории фирмы и сбалансированной системы показателей. Данное направление экономического анализа находится на стыке двух наук: менеджмента и экономического анализа. Основными методами исследования являются: общенаучные и специальные приемы и методы науки, включая системный, структурно-функциональный, сравнительный анализ, а также использовались приемы наблюдения и изучения накопленного опыта, процедуры концептуального и социально-философского анализа. В процессе исследования обоснованы концептуальные основы экономического анализа, направленные на удовлетворение интересов различных групп стейкхолдеров при сохранении баланса интересов между ними. Авторы систематизировали информационные ожидания основных стейкхолдеров и определили соответствующую им систему показателей. Особый акцент сделан на требованиях к качеству информационного обеспечения и определению ключевых показателей оценки деятельности компании с позиции стейкхолдерского подхода. Большинство стейкхолдеров заинтересованы в наличии информации финансового характера, которая сконцентрирована в бухгалтерской отчетности. Данный вид отчетности не имеет коммерческой тайны, что расширяет границы ее доступности для заинтересованных лиц. В связи с этим проведено сравнение качественных характеристик финансовой информации, содержащихся в федеральных стандартах бухгалтерского учета и международных стандартах финансовой отчетности. Результаты исследования могут применяться в теоретических изысканиях, посвященных развитию экономического анализа на базе стейкхолдеровского подхода, а также формированию его информационной базы с учетом требований к качественным характеристикам информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC ANALYSIS BASED ON THE STAKEHOLDER APPROACH

Modern economic analysis should focus on the conditions of a dynamically changing environment in which the range of stakeholders can expand, and their interests and requirements can vary. The purpose of the article is to develop theoretical approaches to analyzing the company's performance based on the integration of the firm's stakeholder theory and a balanced scorecard. This area of economic analysis is at the junction of two sciences: management and economic analysis. The main research methods are: general scientific and special techniques and methods of science, including systemic, structural-functional, comparative analysis, as well as methods of observation and study of accumulated experience, procedures of conceptual and socio-philosophical analysis. In the process of research, the conceptual foundations of economic analysis are substantiated, aimed at satisfying the interests of various groups of stakeholders while maintaining a balance of interests between them. The authors systematized the informational expectations of the main stakeholders and determined the corresponding indicator system. Special emphasis is placed on the requirements for the quality of information support and the definition of key indicators for evaluating the company's performance from the perspective of the stakeholder approach. Most stakeholders are interested in the availability of financial information, which is concentrated in the financial statements. This type of reporting does not have trade secrets, which expands the boundaries of its availability to interested parties. In this regard, a comparison is made of the qualitative characteristics of financial information contained in federal accounting standards and international financial reporting standards. The results of the study can be used in theoretical studies devoted to the development of economic analysis based on the Stackholder approach, as well as the formation of its information base, taking into account the requirements for the qualitative characteristics of information.

Текст научной работы на тему «Развитие экономического анализа на основе стейкхолдеровского подхода»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК: 33:657

ББК: У 05

Аверина О.И., Свешникова О.Н.

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ СТЕЙКХОЛДЕРОВСКОГО ПОДХОДА

Averina O.I., Sveshnikova O.N.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC ANALYSIS BASED ON THE STAKEHOLDER APPROACH

Ключевые слова: экономический анализ, сбалансированная система показателей, стейкхолдеры, теория фирмы, информационные ожидания, эффективность деятельности, оценка, ключевые показатели, качественные характеристики информации.

Keywords: economic analysis, balanced scorecard, stakeholders, company theory, information expectations, performance efficiency, value, key indicators, quality characteristics of information

Аннотация: современный экономический анализ должен быть ориентирован на условия динамично изменяющейся среды, в которой круг заинтересованных лиц может расширяться, а их интересы и требования варьировать. Цель статьи заключается в развитии теоретических подходов к анализу оценки деятельности компании на основе интеграции стейкхолдерской теории фирмы и сбалансированной системы показателей. Данное направление экономического анализа находится на стыке двух наук: менеджмента и экономического анализа. Основными методами исследования являются: общенаучные и специальные приемы и методы науки, включая системный, структурно-функциональный, сравнительный анализ, а также использовались приемы наблюдения и изучения накопленного опыта, процедуры концептуального и социально-философского анализа. В процессе исследования обоснованы концептуальные основы экономического анализа, направленные на удовлетворение интересов различных групп стейкхолдеров при сохранении баланса интересов между ними. Авторы систематизировали информационные ожидания основных стейкхолдеров и определили соответствующую им систему показателей.

Особый акцент сделан на требованиях к качеству информационного обеспечения и определению ключевых показателей оценки деятельности компании с позиции стейкхолдер-ского подхода. Большинство стейкхолдеров заинтересованы в наличии информации финансового характера, которая сконцентрирована в бухгалтерской отчетности. Данный вид отчетности не имеет коммерческой тайны, что расширяет границы ее доступности для заинтересованных лиц. В связи с этим проведено сравнение качественных характеристик финансовой информации, содержащихся в федеральных стандартах бухгалтерского учета и международных стандартах финансовой отчетности.

Результаты исследования могут применяться в теоретических изысканиях, посвященных развитию экономического анализа на базе стейкхолдеровского подхода, а также формированию его информационной базы с учетом требований к качественным характеристикам информации.

Abstract: modern economic analysis should focus on the conditions of a dynamically changing environment in which the range of stakeholders can expand, and their interests and requirements can vary. The purpose of the article is to develop theoretical approaches to analyzing the company's performance based on the integration of the firm's stakeholder theory and a balanced scorecard. This area of economic analysis is at the junction of two sciences: management and economic analysis. The main research methods are: general scientific and special techniques and

methods of science, including systemic, structural-functional, comparative analysis, as well as methods of observation and study of accumulated experience, procedures of conceptual and socio-philosophical analysis. In the process of research, the conceptual foundations of economic analysis are substantiated, aimed at satisfying the interests of various groups of stakeholders while maintaining a balance of interests between them. The authors systematized the informational expectations of the main stakeholders and determined the corresponding indicator system.

Special emphasis is placed on the requirements for the quality of information support and the definition of key indicators for evaluating the company's performance from the perspective of the stakeholder approach. Most stakeholders are interested in the availability of financial information, which is concentrated in the financial statements. This type of reporting does not have trade secrets, which expands the boundaries of its availability to interested parties. In this regard, a comparison is made of the qualitative characteristics of financial information contained in federal accounting standards and international financial reporting standards.

The results of the study can be used in theoretical studies devoted to the development of economic analysis based on the Stackholder approach, as well as the formation of its information base, taking into account the requirements for the qualitative characteristics of information.

Значительная роль в обосновании управленческих решений, направленных на поступательное функционирование и развитие бизнеса и создающих сбалансированное соблюдение требований его стейкхолдеров, принадлежит экономическому анализу. Особенно это характерно для современной России, где до настоящего времени преобладает «инсайдерская» модель корпоративного управления, предусматривающая приоритет интересов доминирующих акционеров и топ-менеджмента в ущерб другим группам стейкхолдеров: миноритариям, инвесторам, трудовым коллективам и общественным группам.

Цель статьи заключается в развитии теоретических подходов к анализу оценки деятельности компании на основе интеграции стейкхолдерской теории фирмы и сбалансированной системы показателей. Основными методами исследования являются: общенаучные и специальные приемы и методы науки, включая системный, структурно-функциональный, сравнительный анализ, а также использовались приемы наблюдения и изучения накопленного опыта, процедуры концептуального и социально-философского анализа.

Успешность и процветание бизнеса могут быть достигнуты только при соблюдении интересов и информационых потребностей заинтересованных сторон путем налаживания диалога и учета требований всех стейкхолдеров при принятии управленческих решений. Такой паритет обеспе-

чивается применением в экономическом анализе «стейкхолдерского подхода». Изначально проблематика стейкхолдерского подхода появилась в стратегическом ме-неджменте1.

Данное направление развития экономического анализа, его информационной базы обосновывается в работах таких ученых, как Ефимова О.В., Ивашковская И.В., Личак Р.А., Никифорова Е.В., Клепикова Л.В., Шнайдер О.В. и др.

О.В. Ефимова утверждает, что стейк-холдеровский подход является стратегическим инструментом устойчивости компании, основу которого составляет взаимодействие внешних и внутренних стейкхолде-ров, несмотря даже на наличие возможного конфликта интересов между ними. Этим автор обосновывает преемственность, логическое продолжение концепции стейкхол-деровской стоимости компании относительно концпции ее акционерной стоимости2.

По мнению И.В. Ивашковской, базой развития финансового анализа является стейкхолдеровский подход к созданию добавленной стоимости. Следовательно, цель деятельности современной компании состоит не столько в наращивании стоимости ак-

1 Stakeholder Theory. The State of the Art / Freeman R.E., Harrison J.S., Wicks A.C., et al. Cambridge University Press, 2010. - 362 p.

2 Ефимова, О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдеровский подход // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 45 (348). С. 41-51.

ционерного капитала, сколько в приросте стоимости для стейкхолдеров, основанной на гармонии их интересов. Данная гармония создает в пространстве три формы капитала - финансовый, интеллектуальный, социальный

Р.А. Личак рассматривает финансовую устойчивость компании как главный критерий сбалансированного удовлетворения требований стейкхолдеров. При этом он делает вывод, что основой методики аналитического обоснования удовлетворения их требований является бизнес-анализ.2

Коллектив единомышленников в составе Е.В. Никифоровой, Л.В. Клепиковой, О.В. Шнайдер считает, что менеджмент компании должен учитывать интересы и требования стейкхолдеров. Для этого необходимо разработать релевантные показатели, позволяющие сравнивать фактические результаты деятельности экономического субъекта с теми, которые ожидают стейк-холдеры, а также с результами деятельности конкурентов3.

Е.В. Никифорова приходит к выводу, что экономические показатели, характеризующие взаимодействие хозяйствующего субъекта и стейкхолдеров позволяют отразить финансовые потоки между компанией и ключевыми стейкхолдерами, представить информацию о создании добавленной стоимости, сформировать систему показателей устойчивого развития, учитывая выбранную бизнес-модель4.

О.В. Шнайдер придерживается точки зрения, что стейкхолдеры, используя информацию публичной отчетности, могут проводить экспресс-оценку рентабельности

1 Ивашковская, И.В. Развитие стейкхолдеров-ского подхода в методологии финансового анализа // Корпоративные финансы. 2011. № 3(19). С. 59 - 70.

2 Личак, Р.А. Финансовая устойчивость как критерий сбалансированного удовлетворения требований стейкхолдеров // Учет. Анализ. Аудит. 2016. №1. С. 117- 121.

3 Никифорова, Е.В., Клепикова, Л.В., Шнайдер, О.В. Устойчивое развитие экономических субъектов: ключевые задачи, этапы и интересы стейкхол-деров // Азимут научных исследований: экономика и

управление. 2018. том 7. № 3 (24). С.120- 124.

4

Никифорова, Е.В. Методические подходы к подготовке отчетности об устойчивом развитии хозяйствующего субъекта / Е.В. Никифорова // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 4. С. 75-80.

деятельности компании, ее финансового состояния, устойчивость развития5.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что концепция современного экономического анализа должна отвечать современным вызовам, учитывающим необходимость постоянного расширения круга заинтересованных лиц в результатах аналитической информации и их ожиданиям. Отсюда возникает задача экономического анализа, заключающаяся в непрерывном постоянном мониторинге ключевых показателей, характеризующих эффективность бизнеса с позиций сбалансированности запросов различных стейкхолдеров. Вместе с тем, между различными группами стейкхолдеров могут выстраиваться взаимоотношения сотрудничества или конкуренции. Таким образом, интересы стейкхолдеров могут совпадать либо быть противоположными, что диктует необходимость проведения непрерывного контроля за обеспечением некой равновесной позиции бизнеса в данной системе требований и сил влияния достижения и удержания баланса интересов в условиях изменяющейся среды .

В таблице 1 представлены ожидания стейкхолдеров.

Как видно из таблицы 1 , ожидания стейкхолдеров весьма различны в отношении получаемой информации. Одним - достаточно финансовой информации, получаемой из бухгалтерской (финансовой) отчетности, другим необходима информация нефинансового характера. Важнейшим вопросом при такой постановке получения информации является сближение этих видов информации. Одновременно с этим будут меняться структура и требования к информационному обеспечению экономического анализа.

5 Шнайдер, О.В. Стейкхолдеровский подход к формированию отчетности экономических субъектов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. том 7, №3(24). С. 337- 340.

6 Керимова, Ч.В. Использование стейкхолдер-ского подхода при определении направлений инновационного развития компании // Учет. Анализ. Аудит. 2018. №5(4). С. 46-55.

Таблица 1 - Ожидания стейкхолдеров

Стейкхолдеры Ожидания стейкхолдеров

Институциональные единицы сектора государственного управления Стабильность и динамичность развития. Социальная значимость. Создание новых рабочих мест. Размер налоговых платежей, наличие задолженностей по обязательствам в бюджет и во внебюджетные фонды

Общественные организации Экологическая безопасность, социальная значимость, создание новых рабочих мест. Социальная защищенность граждан

Инвесторы Уверенное поступательное движение и эффективное развитие компании. Рост доходности и надежности инвестиций, приемлемый уровень рисков, прирост капитала

Учредители (собственники) Уверенное поступательное движение и эффективное развитие компании. Рост доходности и качества собственного капитала, минимальный уровень рисков, прирост стоимости капитала

Потребители / покупатели Имидж и конкурентоспособность продукции (работ, услуг). Сбалансированность соотношения: цена - качество. Высокая деловая репутация. Обеспечение качественного обслуживания, перспектива дальнейшего сотрудничества

Кредиторы /заимодавцы Высокая и стабильная краткосрочная и долгосрочная платежеспособность. Ликвидность активов компании. Наличие кредиторской (дебиторской) задолженности. Приемлемый уровень финансового левериджа и финансового риска

Поставщики Уверенное поступательное движение и эффективное развитие компании. Наращивание линейки реализуемых товаров, оказываемых работ и услуг. Высокая деловая репутация, перспектива дальнейшего сотрудничества

Конкуренты Комплексная информация о деятельности компании, включая ресурсный потенциал, результативность работы, слабые и сильные стороны, используемые технологии, себестоимость и стоимость продукции (работ, услуг), предоставляемые социальные льготы работникам, реальные и потенциальные инвесторы и др.

Персонал /менеджеры Уверенное поступательное движение и эффективное развитие компании Возможность самореализации и карьерного роста. Социальные гарантии и льготы. Позитивная психологическая атмосфера в коллективе

Ориентироваться в этом случае можно на перечень требований, раскрывающих характеристики информации бухгалтерской (финансовой) отчетности и содержащихся в следующих базовых нормативных документах, действующих на территории РФ (таб-

лица 2). Наличие двух документов объясняется признанием действия на территории РФ международных стандартов финансовой отчетности, правила которых применяются при составлении консолидированной финансовой отчетности.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике Концептуальные основы представления финансовых отчетов

уместная, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки уместность - способность значительно влиять на решения, принимаемые пользователями

существенность — отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересован- существенность - если ее пропуск или искажение могут повлиять на решения, принимаемые основны-

Таблица 2 - Требования, предъявляемые к раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в нормативных документах, применяемых в РФ

ных пользователей ми пользователями

надежная - не содержит существенных ошибок; объективно отражает факты хозяйственной деятельности к которым она фактически или предположительно относится правдивость - правдиво представлять сущность экономических явлений, для представления которых она предназначена. Обеспечивается полнотой, нейтральностью, отсутствием ошибок

сравнимая - пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени; сопоставлять информацию о разных организациях сопоставимость с аналогичной информацией о других организациях и с аналогичной информацией о той же организации за другой период или на другую дату

нейтральная - свободная от односторонности нейтральность - отсутствует предвзятость в выборе или представлении финансовой информации

полная - отсутствует раскрытие проверяемость. т.е. разные осведомленные и независимые наблюдатели могут прийти к общему мнению, хотя и не обязательно к полному согласию, относительно того, что определенное отображение является правдивым представлением

своевременность - получение информации лицами, принимающими решения, вовремя, чтобы она была способна повлиять на принимаемые ими решения.

- понятность - классификация, систематизация и четкое и краткое представление информации

приоритет содержания перед формой - отражение фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования приоритет содержания перед формой —предоставление информации только о правовой форме не будет правдиво представлять экономическое явление

осмотрительность, т.е. активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены осмотрительность, т.е. активы и доходы не завышаются, а обязательства и расходы не занижаются

Анализ информации, представленной в таблице 2, позволяет утверждать об идентичности требований, несмотря на некоторые различия в терминологии. Также следует иметь в виду, что некоторые из перечисленных требований также раскрываются в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», это касается полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой. Причем содержание последних требований полностью совпадает с их раскрытием в Концепции.

Принятие стейкхолдерами определенных суждений предопределяется не только качеством предоставляемой информации, но и образом мышления1. Понимание информации и аналитических результатов каждым стейкхолдером сугубо индивидуально. Вместе с тем, переполненность бухгалтерской (финансовой) отчетности аб-

1 Аверина, О.И. Требования стейкхолдеров к оценке платежеспособности предприятия // Финансовая экономика. 2019. №9. С. 219-221.

страгирует внимание стейкхолдеров и зачастую вводит их в заблуждение.

Вдобавок кроме личностных характеристик стейкхолдера, значительное воздействие на них осуществляют факторы объективного характера:

- несовпадение суммы фактов хозяйственной жизни их отражению в отчетности. Это обусловлено действующими на данный момент времени правилами ведения бухгалтерского учета, содержащимися в ре-гулятивах (законодательных, нормативных актах и т.п.), а также принятием к учету только тех фактов, которые воздействуют на финансовое состояние, финансовые результаты деятельности, а также движение денежных средств компании;

- вариативность бухгалтерской методологии. Она основана на многовариантности решений, предусмотренных в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет, т.е. в федеральных стандартах бухгалтерского учета (Положениях по бухгалтерском учету - ПБУ) и международных

стандартах финансовой отчетности. Первые являются обязательными при формировании показателей индивидуальной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, вторые - консолидированной финансовой отчетности, составляемой по группе консолидации. Вариативность построения бухгалтерского учета в отдельно взятой организации позволяет применить профессиональное суждение, учитывая специфику деятельности этой организации.

Для обеспечения последовательного общения со стейкхолдерами должны быть найдены «контрольные точки», на основании которых можно будет оценить эффективность деятельности компании. Одновременно с этим оценка не должна носить предвзятый характер. Для усиления объективности итогов деятельности разумно привлекать к участию в ней представителей различных заинтересованных сторон.

Учесть интересы стейкхолдеров, на наш взгляд, можно используя концепцию сбалансированной системы показателей (далее BSC). В частности, мы предлагаем «раскладывать» стратегию компании не по основным бизнес процессам, а по группам наиболее важных стейкхолдеров компании. В этом случае возникает необходимость определения причинно-следственных связей между ожиданиями стейкхолдеров и согласования их различных запросов с миссией и стратегией компании.

По аналогии с идеей BSC, для построения стратегической карты необходимо выявить ключевые бизнес процессы компании, которые играют решающую роль в достижении успеха и полезны стейкхолдерам. Для каждого стейкхолдера необходимо выбрать те внутренние бизнес-процессы компании, которые наиболее интересны ему и тем самым влияют на степень его удовлетворенности. Контрольными точками будут являться показатели деятельности компании. Исследуя свою группу показателей, каждый из стейкхолдеров сможет определить динамику и степень их выполнения, тем самым оценить устойчивость и поступательность функционирования и развития компании. На основе достижения целевых значений показателей осуществляется не

только функционирование, но и развитие управляемого объекта в определенном направлении.

Выбрать необходимые показатели весьма сложно. С одной стороны, отмечаем довольно высокую стоимость сбора, подготовки и обработки данных, а также расчета показателей. С другой, - наличие определенных трудностей при формировании самой информации (в первую очередь это касается нефинансовой). Чаще всего эти трудности связаны с отсутствием в компаниях системы управленческого учета.

Существуют определенные критерии, которые, по нашему мнению, помогают эффективно оценить и выбрать показатели.

Стратегическая направленность. Система отобранных показателей должна представлять собой инструмент преобразования стратегии в действия, сообщающие о перспективах компании.

Количественное выражение. Показатель должен быть измерен количественно, иметь свой алгоритм расчета и исключать субъективизм при его оценке.

Доступность. Показатели должны быть понятны, несложно интерпретируемы, их подготовка не должна требовать больших инвестиций в инфраструктуру информационной технологии.

Доходчивость. Конечной целью формирования системы показателей должен стать их набор, побуждающей к действию. Стейкхолдеры сразу должны понимать как текущее, так и стратегическое значение каждого показателя и направленность его действия.

Сбалансированность. Максимально полное отражение показателями ожиданий всех стейкхолдеров при одновременном сокращении до минимума затрат на формирование показателей.

Релевантность. Показатели в BSC должны обладать следующими характеристиками: предсказательной ценностью, свойством обратной связи, своевременностью.

Учитывая вышеизложенные критерии, сформируем систему ключевых точек для стейкхолдеров, взяв за основу концепцию BSC.

Таблица 3 - Система показателей, ориентированных на ожидания стейкхолдеров

Стейкхолдеры Показатель

Институциональные единицы сектора государственного управления Выручка, прибыль от продажи, бухгалтерская прибыль, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, задолженность по налогам, размер налоговых платежей, уровень средней заработной платы работников, производительность труда, удельный вес социальных выплат в доходах работников

Общественные организации Коэффициент загрязнения окружающей среды, коэффициент природоохранных пероприятий. Уровень средней заработной платы работников, производительность труда, удельный вес социальных выплат в доходах работников

Инвесторы Чистая прибыль, рентабельность инвестиций, срок окупаемости инвестиционных проектов, цена капитала, уровень финансового риска

Учредители (собственники) Рентабельность собственного капитала, темпы роста прибыли, динамика прибыли, цена капитала

Потребители / покупатели Цена продукции, качественные характеристики продукции, бонусы продаж. Своевременность выполнения заказов; время, затраченное на согласование решений. Количество и стоимость рекламной деятельности. Показатель удовлетворенности клиентов

Кредиторы /заимодавцы Удельный вес кредиторской задолженности (краткосрочной/ долгосрочной) в валюте бухгалтерского баланса, соотношение заемного и собственного капитала, удельный вес долгосрочных кредитов, коэффициенты ликвидности (текущей, быстрой, абсолютной), степень платежеспособности по текущим обязательствам, величина чистых активов, размер прибыли, уровень эффекта финансового леве-риджа

Поставщики Коэффициенты ликвидности (текущей, быстрой, абсолютной), степень платежеспособности по текущим обязательствам, коэффициент автономии, соотношение собственного и заемного капитала, период оборота кредиторской задолженности

Конкуренты Показатели, характеризующие состояние и эффективность бизнес-процессов компании

Персонал /менеджеры Показатели, характеризующие состояние и эффективность бизнес-процессов компании. Уровень средней заработной платы работников, удельный вес социальных выплат в доходах работников, коэффициент отношения средней заработной платы на предприятии к минимальной заработной плате; коэффициент опережения роста производительности труда над ростом средней заработной платы; коэффициент текучести кадров

Система вышепредставленных показателей не представляет собой строгую детерминированную факторную модель, так как в подавляющем большинстве своем они строго математически независимы. Система показателей должна быть исключительно подвижной, постоянно изменяющейся и подстраивающейся под требования стейк-холдеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По каждой из обозначенных в данной статье проблемам можно было бы провести

широкие дискуссии. Однако, без всякого сомнения, дальнейшее развитие теории экономического анализа необходимо рассматривать с точки зрения его стратегической ориентации, необходимости его исследования как доминирующей основы для обоснования стратегии и перспектив развития компании и с позиции подготовки аналитической информации, позволяющей принимать взвешенные управленческие решения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аверина, О.И. Требования стейкхолдеров к оценке платежеспособности предприятия // Финансовая экономика. - 2019. - №9. - С. 219—221.

2. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horváth & Partners; пер. с нем. -3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 478 с. - (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).

3. Ефимова, О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдеровский подход // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 45 (348). - С. 41-51.

4. Ивашковская, И.В. Развитие стейкхолдеровского подхода в методологии финансового анализа // Корпоративные финансы. - 2011. - № 3(19). - С. 59 - 70.

5. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. - 3-е изд,, испр. и доп. - М.: Олимп-Бизнес, 2017. - 320 с.

6. Керимова, Ч.В. Использование стейкхолдерского подхода при определении направлений инновационного развития компании // Учет. Анализ. Аудит. - 2018. - №5(4). - С. 46-55.

7. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИНЬ РФ 29.12.1997) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_17312/ (дата обращения 28.02.2020).

8. Концептуальные основы представления финансовых отчетов [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310681/ (дата обращения 28.02.2020).

9. Личак, Р.А. Финансовая устойчивость как критерий сбалансированного удовлетворения требований стейкхолдеров // Учет. Анализ. Аудит. - 2016. - №1. - С. 117- 121.

10. Никифорова, Е.В., Клепикова, Л.В., Шнайдер, О.В. Устойчивое развитие экономических субъектов: ключевые задачи, этапы и интересы стейкхолдеров // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Том 7. № 3 (24). - С. 120- 124.

11. Никифорова, Е.В. Методические подходы к подготовке отчетности об устойчивом развитии хозяйствующего субъекта / Е.В. Никифорова // Учет. Анализ. Аудит. - 2015. - № 4. -С. 75-80.

12. «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (НБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»): Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 28.04.2017)[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/ (дата обращения 28.02.2020).

13. Шнайдер, О.В. Стейкхолдеровский подход к формированию отчетности экономических субъектов // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Том 7, №3(24). - С. 337- 340.

14. Freemen, R.E. Strategic Management: а Stakeholder Approach. Cambridge University Press, 2010.- 292 p.

15. Stakeholder Theory. The State of the Art / Freeman R.E., Harrison J.S., Wicks A.C., et al. Cambridge University Press, 2010. - 362 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.